Духа. Так пророк Исаия, предсказав о Нем, как об Отрасли из корня Иессеева, продолжает: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11:2 срав. 3–5), сн. Лук. 1:35 ; Мф. 3:16  и Ин. 1:32–33 с Луки 2:40,52 срав. также 1Кор. 1:24,30 . Затем тот же великий пророк, движимый Духом Христа, дополняет свое изображение Мессии еще следующими чертами, говоря от лица Иеговы: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него 637 , и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (гл. 42:1–3 сн. Мф. 12:19–20). Не ясно ли отражаются в этой пророческой картине черты Того, Который говорил о Себе: научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29  срав. 5:5) и Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Филип. 2:8  срав. Евр. 5:8  и др.) 638 , Который, подобно агнцу безгласному пред стригущим его, не отверзал уст Своих (Исаии 53:7 сн. Деян. 8:32 )? Не ясны ли здесь черты образа Того, Который является с такими смиренными человеческими свойствами, будучи однако же не изъясним в роде Своем как Бог (сн. Исаии 53:8 и Деян. 8:33 ) 639 ? Изображая смирение и кротость Мессии, Дух пророческий изображает и другие свойства Его: святость и праведность и опять в связи с помазанием от Святого Духа. Из многих изречений ветхозаветного Слова Божия, выражающих эту истину, мы приведем лишь те, которые имеются в виду в Новом Завете. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, говорит Дух через пророка из сынов Кореевых ( Псал. 44:8  сн. Евр. 1:9 ) 640 . Не видится ли и здесь Незнавший греха ( 2Кор. 5:21 ), а не только что не сотворивший его и не допустивший лести в устах Своих (Пет. 2:22, сн. Исаии 53:9; срав. также Евр. 4:15 ) Христос, Который торжественно взывал к ослепленным плотским пониманием ветхозаветных пророчеств о Нем иудеям: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Иоан. 8:46 ) … И от этого-то Святого и Праведного 641 они потом отреклись и просили даровать им человека убийцу, а Начальника жизни убити ( Деян. 3:14–15 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И сварливость твою ко всем, наипаче же к мужу своему, ты как верующая, пресекай, чтобы муж твой, если он неверующий или язычник, соблазнен быв тобою, не похулил Бога, а ты не оказалась у Бога наследницею горя; ибо горе, говорит Он, тому, ради кого имя мое хулится во языцех ( Ис.52:5 ); если же муж твой верующий, то, как знающий Писания, не нашелся бы вынужденным сказать слово, написанное в премудрости: лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою ( Притч.20:19 ). – И как мы немногому научили вас вразумлением, сестры, дочери н члены наши, то вы сами, как мудрые, живя так, чтобы не злоречили вас, всячески старайтесь узнавать наставления, чрез которые благоугодно могли бы вы приблизиться к царству Господа нашего и упокоиться во веки веков. Постанов. Апост., кн. I, гл. 8, 10. Жены, повинуйтесь мужьям своим и имейте их в чести и служите им со страхом и любовью, как чтила Авраама св. Сарра, которая не дерзала даже называть его по имени, но именовала его господином говоря: господин мой стар ( Быт.18:12 ). Равно и вы, мужья, любите жен своих, как члены свои, как общниц жизни и споспешниц к рождению детей. Источник твой, говорит Писание, да будет благословен и утешайся женою юности твоей... любовию ея услаждайся постоянно ( Притч.5:18–19 ). Любите их, говорит, как члены свои, как тела свои; ибо написано так: Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя... Берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей... ( Мал.2:14–15 ). Постанов. Апостольск., кн. VI, гл. 29. в) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле. 5-я заповедь десятословия. Какие особенные должности предписывает пятая заповедь в отношении к родителям, под общим наименованием почитания их? 1) Почтительно обходиться с ними; 2) Повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, непротивные закону Божию и гражданскому (2Макк.12:43, 44; Иер.35:18–19 ; Иоан.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Из этой власти вытекает и исповедь, ибо зачем бы и дарована была власть вязать и решить, если бы не над кем было ее проявлять. Разрешать от грехов возможно тогда, когда человек раскаивается устно. Устная исповедь признавалась необходимою еще и в Ветхом Завете. Ветхий Завет , будучи «тенью» грядущих благ, прообразовал Новый Завет. Раз в Ветхом Завете была исповедь прообразовательная, то в Новом она стала действительностью. Прообразами таинства покаяния в Ветхом Завете были жертвы за грех и всесожжения, а также обряд с козлом отпущения. Последний обряд Господь приказал совершать так. После очищения святилища, скинии собрания и жертвенника первосвященник «приведет живого козла, и возложит обе руки свои на голову живого козла, и исповедует над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую» ( Лев. 16:20–22 ). Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также и вообще жертвы за грехи прообразовали Христа, Который будет прощать грехи и понесет на Себе грехи мира. Поэтому Иоанн Креститель и сказал о Христе Иисусе: «вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоан. 1:29 ). Устная исповедь признавалась и существовала в христианской Церкви всегда, начиная от времен апостолов. »Многие же из уверовавших, как рассказывается в Книге Деяний Апостолов, приходили (к апостолу Павлу) исповедуя и открывая дела свои« ( Деян. 19:18 ). Апостол Иоанн, признавая всех христиан грешными, считает для каждого из них необходимым открытое исповедание грехов своих. Если говорим, – писал он, – что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. »Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды« ( 1Иоан. 1:8–9 ). СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Мы признаем покаяние в смысле сокрушения о грехах перед Богом и молитвы к Господу о прощении грехов. «Никто не может прощать грехи, кроме Бога» ( Марк. 2:7 ). Поэтому мы, только пред Богом сокрушаемся о своих грехах и Его только просим: «прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). В этом и состоит наше покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Итак, как же поверить? Сослаться на опыт других людей, на то, что так учит Церковь? Да, конечно, но все же это еще не наша, не моя вера. А между тем, нам все время твердят, что всякое знание основано на доказательствах, нас все время учат, что, в сущности, Фома Неверующий был прав, отказавшись верить без доказательств, без прикосновений. Протопресвитер Александр Шмеман – выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке . Предлагаем вниманию читателей расшифровку записи одной из радиобесед отца Александра. Христос воскресе! Первое воскресение после Пасхи посвящает Церковь евангельскому рассказу о Фоме – ученике Христовом, сказавшем, что он не поверит в Воскресение Иисуса Христа, пока сам не прикоснется к Нему. Вот этот рассказ: «Фома, один из двенадцати, называемый Близнец, – пишет евангелист Иоанн, – не был тут (то есть с другими учениками, когда явился им Воскресший Господь). Другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа. Но он сказал им: пока не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: «Мир вам!» Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан.20:24-29). Спросим себя: в чем смысл этого рассказа? И почему сразу после Пасхи обращает Церковь на него наше внимание, как бы говоря нам: «Это для вас написано, это касается каждого из вас»? И действительно, если только вдуматься в него, этот рассказ оказывается рассказом нам о чем-то, что вечно совершается  в мире, и в наши дни может быть больше и чаще, чем в дни встречи Фомы Неверующего со своим воскресшим Учителем. О чем же идет речь? Конечно, прежде всего, о вере, о сущности ее, о коренном отличии ее от того рационального знания, которое основано на том, что мы сами видели, сами слышали, сами осязали.

http://pravmir.ru/vera-i-znanie-v-chem-s...

" Мы знаем " , говорят, " что Ты учитель, пришедший от Бога " . Для чего же ты приходишь ночью и тайно к Тому, кто говорит божественное и пришел от Бога? Почему не беседуешь с Ним открыто? Но Иисус и этого не сказал ему и не обличил его: Он " трости надломленной не переломит " , говорит Писание, " и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине " (Ис. 42:3); да и сам Он говорит: " Я пришел не судить мир, но спасти мир " (Иоан. 12:47). " Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог " . Итак, Никодим выражает еще мысль еретическую, когда говорит, что Иисус совершает дела Свои при постороннем содействии, и имеет нужду в помощи других. Что же Христос? Смотри, какое крайнее снисхождение! Он не сказал: Я нисколько не имею нужды в помощи других, но творю все Своею властью, потому что Я истинный Сын Божий и имею одинаковую силу с Родившим Меня. Он не говорил этого, потому что это было еще недоступно для слушателя. Я всегда говорю, и теперь скажу, что Христос имел намерение в то время не столько открывать собственное достоинство, сколько убеждать, что Он ничего ни делал против воли Отца. Поэтому в словах Он постоянно является кротким, а в делах – не так; но когда творит чудеса, то делает все со властью. Так Он говорит:  " хочу, очистись " (Мк.1:41); " девица, тебе говорю, встань " (5:41); " протяни руку твою " (Мф. 12:13); " прощаются тебе грехи твои " (Лк. 5:20); " умолкни, перестань " (Мк. 4:39); " встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (2:11);  " замолчи и выйди из него " (Лк. 4:35: 8:29); " да будет тебе по желанию твоему " (Мф. 15:28); " если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу " (Мф. 21:3); " ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:43); " слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду " (Мф. 5:21,22); " идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков " (4:19). И во всех случаях мы видим великую власть Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Несмотря на ужас Распятия, несмотря на невыносимое переживание того, что все рухнуло, и все надежды пропали, ученики продолжают, в этот самый темный час христианской истории, сохранять то, что мы бы назвали «церковным единством».  С ними пребывает и Фома — как мы читаем у Иоанна: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан.20:26-29) Фома встречает Господа именно потому, что при всем своем неверии остается с другими учениками Иисуса. Почему? Потому что он сохраняет к ним братскую привязанность.  Здесь и ответ на вопрос, который иногда задают — почему Господь явился, чтобы уверить Фому, и не явился другим людям, которые тоже не верили в Него? Потому что Фома оставался учеником и пребывал среди других учеников.  Мы проходим через тяжелые, скорбные и пугающие времена — когда между людьми, в том числе, церковными, возникают острые разногласия, и иногда даже соблазн покинуть Церковь. Но святой Апостол Фома научает нас несмотря ни на что оставаться в общении с другими учениками Господа.  Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/05/03/svyatoy-ap...

Но ты обрати внимание на смирение, с каким спрашивает Христос, и на дерзость, с какою они отвечают. " Не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя " (ст.20)? Это – слова гнева и ярости, вылившиеся из их души, потерявшей всякий стыд и крайне смущенной от неожиданного обличения в том, о чем они думали. Как разбойники, распевающие во время своих замыслов, когда хотят застать врасплох того, против кого злоумышляют, делают это молчаливо, так – и иудеи. Но Христос не обличает их за это, чтобы не сделать их еще более безстыдными, и опять начинает оправдываться в нарушении субботы, заимствуя Свои доводы против них от закона. 3. И смотри, как премудро! Нисколько не удивительно, говорит, что вы не слушаете Меня. Вы не слушаете и закона, которому, как вам кажется, вы повинуетесь и который считаете данным от Моисея. Поэтому ничего нет странного, если вы не внимаете Моим словам. Так как они говорили: " с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он " (Иоан.9:29), то Он показывает, что они оскорбляли и Моисея. Он дал закон, а между тем они не слушали закона. " Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь " (ст.21). Смотри: когда Ему нужно оправдываться и опровергать возводимое на Него обвинение, Он не упоминает об Отце, но выставляет Свое лицо. " Одно дело сделал Я " . Этим хочет показать, что не совершить того дела значило бы нарушить закон, что есть многое, что выше закона, и что Моисей допустил заповедь вопреки закону и в то же время высшую, чем закон. Обрезание выше субботы, хотя оно не установлено законом, а перешло от отцов. А Я совершил дело, которое выше и превосходнее даже обрезания. Далее не упоминает о заповеди закона, т.е. о том, что священники нарушают субботу, как сказал об этом выше, но (говорит) с большею силой. Выражение же: " дивитесь " значит: смущаетесь, тревожитесь. Если закону надлежало быть совершенно неизменным, то обрезание не было бы выше его. Он не сказал также: Я совершил дело важнее, чем обрезание; но обличает их сильнее, говоря: " если принимает человек обрезание " (ст.23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

О любви к Церкви Христианская любовь вообще — и любовь к Церкви в особенности — приходит вместе с христианской верой и надеждой. Когда мы читаем слово Божие, мы обнаруживаем, что наша жизнь ему несообразна — в частности, мы не любим Церковь Христову так, как Господь это заповедует. 29 апреля, 2013 Христианская любовь вообще — и любовь к Церкви в особенности — приходит вместе с христианской верой и надеждой. Когда мы читаем слово Божие, мы обнаруживаем, что наша жизнь ему несообразна — в частности, мы не любим Церковь Христову так, как Господь это заповедует. Недавно на одном либеральном ресурсе появилась публикация, автор которой, произнося филиппику против РПЦ МП, пишет о том, что во всем многомиллионном городе Москве он может назвать только одного нормального священника. Что же, Москва — действительно многомиллионный город, в нем сотни храмов и тысячи священников, и утверждение, что только один из них — неназванный по имени — «нормальный», звучит довольно гротескно. Автор ознакомился со служением всех московских батюшек и нашел всех их, кроме одного, ненормальными? В таком случае он провел немалую исследовательскую работу. С точки зрения человека, который знает, ну, не тысячи, а хотя бы десяток священников, это — злая неправда на тружеников-пастырей, которые достойно исполняют свой долг. Нам, возможно, стоит смиряться с неправдой, которую возводят на нас лично — но стоит возразить, когда неправду говорят про других людей. По двум причинам. Во-первых, Господь создал Церковь и поставил священников принимать Исповедь и преподавать Причастие ради вечного спасения людей — и ради их вечного спасения нам стоит выступить против возводимой на них неправды. Во-вторых, сами эти священники, несущие чрезвычайно тяжелый — и эмоционально, и физически — труд, заслуживают нашей поддержки. Господь в Евангелии говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан.13:35)». Принадлежность к ученикам Господа свидетельствуется тем, что Вы любите других учеников. Любить Господа — значит любить тех, кого Он искупил и призвал. Не только их — но их, по меньшей мере. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Иоан.4:20,21)». Братья для Иоанна — это, прежде всего, братья по вере. С другой стороны, враждебность к Церкви — это враждебность к Господу. Господь говорит Савлу «что ты гонишь Меня?» — хотя Савл гонит не Христа лично, а Церковь. Для Апостолов само собой разумеется, что если Вы любите Христа, Вы любите Его Церковь — собрание тех, кого Он призвал, кто принял Крещение во имя Его, тех, кто совершает Евхаристию, которую Он установил.

http://pravmir.ru/o-lyubvi-k-cerkvi/

«Отец» никого не судит и весь суд «отдал Сыну», Который также внешним образом «никого не судит» и учит никого не судить, пользуясь властью Своею для прощения. «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе – слово, которое Я говорю, оно будет судить его в последний день, ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он заповедал Мне, что сказать и что говорить» (Иоан. 12, 48 сл.). Как у синоптиков грех против  духа не прощается никогда (Мк. 3, 29), заключая в себе свое внутреннее осуждение, так в Иоанновом евангелии грех против слова Божия заключает в себе свой собственный внутренний суд. Смысл этого учения таков: Бог судит мир через Сына (точно так же, как Сын говорит его через апостолов); одни принимают это слово, заключающее в себе жизнь, а другие отвергают его и тем судят себя самих. Замечательно, что в этом положении четвертого евангелия многие критики, как оба Гольцмана, Орелло Кон (Cone), Юлихер и другие, усматривают результат александрийского умозрения. На самом деле если искать исторического основания его, то следует обратиться к Ветхому Завету: древние пророки, как Иеремия, например, в своем качестве носителей слова Ягве сознают себя призванными судиями народов. Да оно и не могло быть иначе: раз пророк в своем богосознании слышит «слово Ягве», раз оно, как горящий огонь, рвется из него (Иер. 20, 4), то может ли он не видеть в нем высший божественный суд?  «Вот Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1, 9) – так говорит Ягве Своему пророку. Согласно учению Иисуса, осуждение или оправдание человека зависит от его отношения к воле Отца (Мф. 7, 21), выраженной     –  474  –   в слове Божием, от принятия или непринятия этого слова и тех, через кого оно говорится. Слово судит мир, а пророки, как впоследствии и апостолы, суть служители и свидетели этого слова. Поэтому Иисус, совершенный носитель слова, есть судия, и Он видит участников этого суда в своих посланниках, или апостолах, как носителях того же слова, для которого они все оставили (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

«Первые будут последними и последние будут первыми» ( Мф. 20, 16 ). «Не собирайте себе сокровищ на земле: … но собирайте себе сокровища на небе» ( Мф. 6, 19–20 ). Ап. Павел говорит: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» ( 1Кор. 27–29 ). Христос предпочитает нищего, в рубищах, Лазаря богатому в порфире и виссоне, скорбного мытаря – хвастливому фарисею, взвешивающему на весах свои благодеяния церкви, кающихся грешниц – закоснелым законникам, галилейских рыбаков – ученым раввинам, пещеру и ясли – первосвященническим дворцам. А властному Риму в лице Понтия Пилата Христос бросает: «Ты не имел бы надо Мною власти, если бы не было дано тебе свыше» (Иоан, 19, 11). И все лжемудрые и лжеученые, все узурпаторы власти и знатности, народные трибуны и поставщики народных волнений не простили Христу и до сих пор не прощают. Евангельская история полна чудесных обращений, таковы: обращение разбойника на кресте, Марии Магдалины, жены-самарянки, мытарей и грешников и обращение Савла с превращением его в Павла, ученого апостола языков. И вся история первых веков христианства, с обращением императора Константина. Вся жизнь царя Давида была обращением, и об этом свидетельствует каждый из его псалмов. Обращенный следует делу крещения, он живет не один: «Живу не я, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ). Обращение сопровождается чувством своей греховности, иначе оно не действительно. Чувство греховности сопровождает обращенного до самой смерти. Второй спутник искреннего обращения – самоотречение. Отказ от своей воли ведет к богообщению. Обращенный вдруг убеждается, что его воля не парализована, а совпадает с волею Божьей. Совпадение двух воль, божественной и человеческой, – один из самых решительных моментов в жизни обращенного. Богоустремленность человека в обращении идет навстречу миро- и человекоустремленности Бога:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010