Это и есть то видение Аввакума на сторожевой башне, которое относится к определенному Иисусу, к Его времени и говорит о конце всякого зла и не обманет! А ты, недоумевающий о Боге человек, хотя бы и замедлило сие ви­дение Гефсиманско-Голгофской тайны, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится 1182 . Долго длилась борьба Иакова-праотца. И боровшийся, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним... ... и взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Долго длились страшные часы ночного Гефсиманского борения. Мучи­тельно долго длился отвратительный суд над Иисусом. Уже и солнце взо­шло. И вот – Голгофа, Крест. Это как поражение бедра Иаковлева. Это цен­тральный, переломный момент в священной борьбе, в Иисусовой Феодицее. Без этого поражения победы бы не было. И вступил Иисус, Иешуа га-Ноцри, в крестную борьбу Голгофскую. Арена борьбы – Путь скорбный и сама Голгофа. На Скорбном пути трижды падал Он под тяжестью креста. Иисус боролся с позором и проклятием креста, взяв и позор, и проклятие людское на Себя. Божественный Страдалец претерпевал муки телесные, и ранами Его мы исцелились 1183 . Одинокий, Он боролся во тьме трехчасовой. И, оставшись один, боролся Иаков с Богом отца своего Исаака, с Богом Авраама... И, оставшись один, всеми брошенный, боролся Иисус, Сын Человеческий, от лица Аввакума, от лица Иова, Моисея, Павла, Ильи-богатыря и Саров­ского Серафима, от лица всех нас, недоумевающих о правде Божией и страж­дущих во зле, боролся с недоумением их, с мукой их святого богоборчества. Какой отец не поразит врагов, незаслуженно поносящих, бьющих, убива­ющих сына его?! Кто бы выдержал такое? Разве не мог бы Он, Отец вселен­ной и Распятого Страдальца Отец, отнять дух и скрыть Лицо Свое и весь мир, и распинатели обратились бы в прах 1184 ? Мог бы и был бы прав. Подобно Боровшемуся с Иаковом, говорит правосудие Распятому: Отпусти меня, Твои распинатели отвратились от спасения; Ты пришел к ним, но они не приняли Тебя. Люди более возлюбили тьму, нежели свет ( Ин. 3,19 ) – так пусть же и сгинут в том, что избрали. Голгофская тьма оку­тала землю – пусть же вечно пребудет на ней ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

10). Болезни и страдания для неверующего остаются бессмысленными, но для ап. Павла они полны смысла, ибо это страдания во Христе, это личная «голгофа», ведущая к воскресению со Христом. Об этом апостолу свидетельствует действующая в нем благодать Божия: «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор 12. 9). Смысл страданий в жизни ап. Павел видит только в свете воскресения Иисуса и в надежде на грядущее воскресение верующих, «зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами» (2 Кор 4. 14). Дополняя свои рассуждения на эту тему, апостол напоминает о временности и краткости преходящих скорбей и противопоставляет их пребывающей вечной славе и жизни, «ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 4. 18). Эсхатология Человек в плотских одеждах. Роспись в крипте кафедрального собора Ананьи (Италия). 1-я треть XIII в. Человек в плотских одеждах. Роспись в крипте кафедрального собора Ананьи (Италия). 1-я треть XIII в. Антропологические метафоры нового бытия. Противопоставление видимого и невидимого, временного и вечного апостол разъясняет через метафоры, описывающие состояние человека в его земной и «небесной» жизни. Эти метафоры изложены в довольно трудном для перевода и толкования отрывке 2 Кор 5. 1-10. Общий смысл текста понятен: это эсхатологический текст, в к-ром апостол в разных образах выражает свою надежду на вечную жизнь в прославленном состоянии за пределами сего мира и сего века. Трудности у экзегетов вызывает метафорический язык этого отрывка. Метафоры ап. Павла разнообразны и связаны, с одной стороны, с его антропологическими воззрениями, и, с другой - с его эсхатологическими представлениями. Важнейшую роль здесь играет основное понятие в его антропологии - «тело человека». Апостол не мыслит бестелесного существования человека: как в этом веке, так и в воскресении человек имеет тело.

http://pravenc.ru/text/2458661.html

1; Пс 11. 4). О втором этапе возведения скинии говорится: И положил крышку на ковчег сверху (Исх 40. 20). В начале чинопоследования великого освящения новопостроенного храма архиерей кропит святой водой столпы престола, возливает на них воскомастих (специальный состав, сваренный из крошек мрамора, благовонных веществ и натурального пчелиного воска) и утверждает на престоле трапезную доску. Читается молитва: " Боже Безначальный и Присносущный, иже от не сущих в бытие вся приведый, иже во свете живый неприступнем, и престол имеяй небо, землю же подножие " . Архиерей коленопреклоненно взывает ко Господу, Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам благодать нового служения в духе и истине, и через них распространил Свои церкви по вселенной. 3) В третий день творения Бог отделяет водную стихию от суши и создает моря (евр. jammim). Строителям скинии Бог повелевает сделать " медное море " (евр. hajjam): Сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды (Исх 30. 18). Совершающий освящение храма архиерей омывает трапезу водою. При пении псалма 83-го архиерей и сослужащие ему отирают трапезу четырьмя платами. Затем, подобно Моисею, окропившему ветхозаветный жертвенник кровью (Исх 29. 12), архиерей кропит престол и антиминсы смешением вина и розовой воды (родостамны) " в знамение того, что на этом жертвеннике по примеру Мелхиседека будет приноситься вино благовонное по благодати и животворное " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 78) . Вино и вода символизируют жертвенную Кровь Христову " поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя " (Настольная книга священнослужителя, том 4, М., 1983) . Вино также может указывать на растения, созданные Богом в третий день творения. 4) В день четвертый Бог сотворил светила - солнце, луну и звезды. Моисею Бог повелевает приготовить священное миро и помазать им скинию: Это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится. Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне (Исх 30. 22-30). Исполняя четвертое повеление Божие Моисей также поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии, и поставил лампады пред Господом (Исх 40. 24-25). Псалмопевец пророчествовал: Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его… Престол его, как солнце предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах (Пс 88. 21; 37-38).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

1 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод...— ср. Пс. 1:3: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое». 2 ...тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал.— Иоанн Креститель был поздним (потому он «разрешил родильные муки своей матери») и единственным сыном, а Николай «скончал», так как после него мать уже больше не имела детей. 3 ...следуя... святому правилу...— подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы. 4 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 5 Миры — город в Ликии. 6 Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти...— Пс. 142 (143), 8. 7 Научи меня исполнять волю твою...— Пс. 142 (143), 10 8 ...на тебя оставлен я от утробы...— Пс. 21 (22), 11. 9 Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца...— Пс. 61 (62), 11. 10 Милость и истина да не оставляют тебя.— Притчи Сол. 3:3. 11 ...левой руке не доверять то, что свершаешь...— намек на слова Евангелия: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6:3). 12 ...вследствие ослушания моего воплотившийся...— под «моим ослушанием» имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество. 13 ...из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего.— Пс. 112 (ИЗ), 7. 14 ...души алчущие исполнял благами...— ср. Пс. 106 (107), 9: «И душу алчущую исполнил благодати». 15 Остановитесь и познайте...— Пс. 45 (46), 11. 16 Оставаться в пустыне...— имеется в виду фраза Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс. 54 (55), 8). 17 Голгофа — холм вблизи старого Иерусалима, на котором был распят Христос. 18 На кого призревает Господь, как не на смиренного и кроткого...— несколько измененная цитата из Исх. 66:2. 19 ...диоклетианов, максимианов...— имена римских императоров, гонителей христиан, Диоклетиана (284—305) и Максимиана (286—305) употреблены нарицательно как синоним врагов христианства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3918...

1Кор.15:50 . «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». Объясн. Из предшествующих и последующих слов этой же главы видно, что апостол разумеет здесь тело, «сеемое в тлении»: ст.42, «в уничижении и немощи»: ст.43; «тело душевное»: ст.44, тело, созданное по образу перстного Адама, а не по образу Господа с неба: ст.47–49. Вот какая плоть не наследует царствия Божия, вот почему настоящее наше тело должно измениться: ст.51. Но плоть и Кровь Господа в таинстве Евхаристии нетленны, славны, как неразрывно соединённые с Божественным животворящим Духом Христа: ст.45; Ин.6:53 , и посему уничтожать их есть безумная дерзость: Евр.10:29 . Евр.10:19–22 . «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, т.е. плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистивши сердца от порочной совести и омыв тело водой чистой». Объясн. Кропление кровью Христовой совершается в таинстве Евхаристии, в котором тело Христово преломляется и кровь разделяется для множества верующих, чтобы каждый из них сделался причастником Божественного естества: Ин.6:56 . Здесь также речь идёт о телесном омовении, под которым нельзя разуметь ничего иного, как только крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Омовение тела не может совершиться верой, для него требуется чувственная вода. Соответственно этому и кропление должно пониматься как видимое, телесное действие, посредством которого каждому христианину подаётся в Евхаристии часть Крови: 1Кор.10:16–17 . Евр.13:9–10 . «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии». Объясн. О Причащении здесь и речи нет. Под «яствами» разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами были бессильны спасти людей от грехов и сделать их совершенными: Евр.9:8–12 . Под «жертвенником» – Голгофа и честный Крест: Евр.9:28 . На Голгофе распятым телом Христовым никто не питался, но питались и питаются все верующие Телом и Кровью Христовой под видом хлеба и вина: 1Кор.10:16:11:24–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

23 . Теперь обратимся к упомянутым нами пророческим указаниям. Распят был Господь, ты имеешь на это свидетельства. Видишь место Голгофы и как соглашающийся взываешь с похвалой. Смотри, чтобы не отречься сего когда-либо во время гонения. Не только в мирное время увеселяйся Крестом, но и во время гонения ту же имей веру в него. Не будь другом Иисуса во время мира, а во время брани врагом Его. Ты получаешь теперь прощение грехов твоих и царские награды духовного дара. Когда наступит война, мужественно подвизайся за Царя своего; Иисус, будучи без греха, распят за тебя: не распнешься ли и ты для Того, Который распят за тебя? Не дар даешь, ибо ты прежде получил от Него, но воздаешь за дар, воздавая должное Тому, Который на Голгофе распят за тебя. Голгофа означает «лобное место». И не пророчески ли кто-нибудь наименовал Голгофой то место, на котором истинная глава Христос претерпел Крест, как говорит апостол: Сын есть образ Бога невидимого, и немного после: и Он есть глава тела Церкви ( Кол.1:15, 18 )? В другом месте: всякому мужу глава Христос (ср. 1Кор.11:3 ); и еще: (Он)... глава всякого начальства и власти ( Кол.2:10 ). Эта глава пострадала на лобном месте. Как знаменательно это пророческое наименование! Кажется, само имя убеждает тебя и говорить: не смотри на Распятого как на простого человека; распятая глава есть глава всякой власти, глава, имеющая Отца. Ибо глава мужу Христос, глава же Христу Бог ( 1Кор.11:3 ). 24 . Итак, Христос за нас распят, быв судим в ночи, когда был холод, и потому разложены были горящие дрова. Распят Он в третий час: В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого (ср. Мф.27:45 ), а от девятого опять свет. Исследуем, не написано ли и об этом? Захария говорит на это: И будет в тот день: не станет света, светила удалятся ( Зах.14:6 ). Зима была, потому Петр грелся. День этот будет... ведомый только Господу ( Зах.14:7 ). Что же? Других дней не знает Он? Много дней; но этот день есть день страдания Господня; день, который сотворил Господь. День этот будет... ведомый только Господу, и не день и не ночь (ср. Зах.14:7 ). Что за загадка, которую предлагает пророк: день этот не есть ни день, ни ночь? Как же назовем его? Изъясняет Евангелие, повествуя об этом событии. Не был это день: ибо солнце не равно светило от восхода до захождения своего, но от часа шестого до часа девятого среди дня была тьма. Середину дня занимала тьма; а тьму Бог назвал ночью. Посему день этот не был ни день, ни ночь: ибо не во все продолжение его был свет, чтобы можно было назвать его днем; и не во все продолжение была тьма, чтобы назвать ночью: но после девятого часа взошло солнце. И об этом предсказал пророк; ибо, сказавши: и не день и не ночь, присовокупил: и при вечере будет свет ( Зах.14:7 ). Видишь точность пророческую, видишь истину того, что написано?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

27:34—54). Приведя Господа на место, нарицаемое Голгофа, и распяв Его, дали Ему пить оцет, с желчью смешен для уменьшения чувства страданий, и вкуш не хотяше пити; в исполнение пророчества Господь только отведал (Пс. 28:23), ибо чашу скорбей и страданий Богочеловек хотел испить с полным и ясным сознанием. Распявшие Господа стерегли Его. С мимо проходящими, архиереями, фарисеями и старцами поношаста Господа и разбойника, распятая с Ним. От шестого часа тьма была по всей земле до девятого. Около девятого часа Иисус Христос громким голосом возопил: Или, Или, лима савахфани, т. е. Боже мой, Боже мой, векую (почто) Мя ecu оставил (Пс. 21:1). Некоторые из стоявших говорили, яко Илию глашает сей. Остави, да видим, аще приидет Илия спасти Его. Иисус же паки возопив гласом вилиим, испусти дух, по выражению св. Златоуста, со знамениями власти. И се завеса церковная раздрася надвое — сверху донизу, земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во св. град и явились многим в Иерусалиме. Стражи, бывшие на Голгофе у креста, видя землетрясение и все бывшее, убояшася зело и исповедали: воистину Божий Сын бе сей.    В 8 — возвещается молитва Господа на Крест, о прощении врагов и раскаяние одного из разбойников, распятых с Господом (Лк. 23:32—49). Среди телесных и душевных страданий Господь молился на Кресте за врагов своих: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят. Народ, стоявший у Креста и смотревший, а равно князи и воины, подносившие Господу оцет, злословили Спасителя. Один из повешенных злодеев хуляше Его: Аще Ты ecu Христос, спаси Себя и наю. Другой же претил ему: ни ли Ты боишися Бога, яко в том же осужден ecu; и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единого зла сотвори. И глаголание Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во царствие Твоем. Аминь глаголю тебе, произнес Христос, днесь со Мною будеши в раю. Страждущий Богочеловек возгласил великим гласом: Отче, в руце Твои предаю дух Мой: и сия рек издше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

2.Как для каждой отдельной церковной общины, так и для совокупности всех общин соборность требует «единства Духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ) XVII . Это единство не вмещается полностью в эмпирической действительности, так как оно – единица во множественности – не эмпирическое понятие. Отсюда странный парадокс – ни в одном человеческом обществе, ни в одном человеческом союзе единство не давалось с таким трудом и такими усилиями, как в эмпирической церкви. Нигде не было, как в ней, столько несогласия и разногласия, которые почти что исключали любовь. И там, где всегда должно звучать Христово приветствие мира, чаще гремели проклятия. Только тем может быть объяснен этот парадокс, что единение в эмпирическом обществе – эмпирической природы, а потому может быть легче достигнуто, так как эмпирическая действительность меньше ему противится. Соборность, осуществляемая в эмпирическом мире, сверхэмпирична. Она требует такого единения, которое в павшем мире осуществляется только после Голгофы. «Мы проповедуем Христа распятого… Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23-24 ). Божия Премудрость открывается в мире через Голгофу, в голгофских мучениях. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду стал как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:5-9 ). Кенозису второго Лица св. Троицы отвечает кенозис богочеловеческого Тела в эмпирической церкви. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 ). Соборность рождается и осуществляется в гефсиманском борении и скорбях: Евхаристическое собрание есть каждый раз повторяющаяся Голгофа. 2. Когда была установлена Церковь – «…созижду Церковь Мою…» XVIII — она уже была соборной. Поэтому спрашивать об установлении соборов означает задавать вопрос об установлении самой Церкви.

http://azbyka.ru/cerkovnye-sobory-i-ix-p...

32Когда они выходили, им встретился человек из Кирены, по имени Симон, которого они понудили нести Его крест. 33И когда пришли они на место, именуемое Голгофа, что означает Лобное Место, 34давали они Ему пить вино, смешанное с желчью; и Он, отведав, не захотел пить. 35А распяв Его, стали делить между собой одежды Его, бросая жребий; 36и сев, стали Его там сторожить. 37И поместили над головой Его надпись с указанием вины: «Это Иисус, Царь Иудейский». 38Тогда распяли вместе с Ним двоих разбойников, одного по правую руку, другого по левую. 39А кто проходил мимо, хулили Его, качая головами 40и приговаривая: «Ты, что можешь разрушить Храм и в три дня восстановить его! Спаси Самого Себя, если Ты – Сын Божий, и сойди со креста!» 41Подобным же образом глумились и первосвященники вместе с книжниками и старейшинами, говоря: 42«Других спасал, а Самого Себя спасти не может! Это – Царь Израиля, пусть сойдет сейчас со креста, и мы уверуем в Него!». 43«Он уповал на Бога, пусть Бог теперь избавит Его, если Он Ему угоден!» «Он же сказал, что Он – Божий Сын». 44Также и разбойники, распятые вместе с Ним, поносили Его. 45А от шестого часа до часа девятого сделалась тьма по всей земле. 46Но около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» Это означает: «Боже мой, Боже мой! Зачем Ты оставил Меня?» 47А некоторые из тех, что стояли там, услышав это, говорили: «Он Илию зовет!» 48И один из них тотчас побежал, взял губку и, окунув ее в уксус и водрузив на трость, дал ему испить. 49А другие говорили: Оставь! Посмотрим, придет ли Илия спасать Его». 50Но Иисус, еще раз возопив громким голосом, испустил дух. 51И вот, завеса во Храме разодралась надвое; и сотряслась земля, и расселись скалы 52и отверзлись гробницы, и восстали многие тела усопших святых, 53и вышли по восстании Его из гробниц, и вошли в Святой Город, и многим являлись. 54А центурион и его воины, которые стерегли Иисуса, увидев землетрясение и все, что происходило, устрашились, говоря: «Этот человек был воистину Сын Божий!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

3 – Ворота города, через которые Иисуса повели на казнь. 4 – Гора Голгофа. Это современная еврейская реконструкция, поэтому понятно, что Голгофу они по принципиальным соображениям никак не выделили. Но она находилась примерно в этом месте. 5 – Крепость Антония, в которой мог находиться Пилат. Значит, Иисуса могли привести и сюда. 6 – Западная стена Храма. Здесь был синедрион. На карте Иерусалима 15-го века мы видим, что в то время Храм Гроба, построенный на Голгофе, находился практически на окраине города, даже вне стен. На карте конца 16-го века мы видим, что Иерусалим получил стены. Их построил в 1530–1540-е годы султан Сулейман Великолепный. Но и тут Храм Гроба Господня – на самой окраине города. А вот так выглядит Иерусалим сегодня. Посмотрите, как разросся город в ту сторону, где еще 400 лет назад была его граница. Вход в подземную цистерну – колоссальный резервуар для воды, выдолбленный в Голгофе.   Суд у римских властей Утром (около шести утра – день у римских должностных лиц начинался очень рано) Иисуса повели к римским властям, и Он предстал перед римским префектом. Евангелист Иоанн замечает: От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху ( Ин. 18:28 ). Был самый канун праздника. Днем в Храме начнут закалывать праздничных агнцев, поэтому иудеи должны хранить ритуальную чистоту и не могут входить на территорию, которую оскверняют своим присутствием язычники. Но в этих словах Иоанна мы, конечно, видим горькую иронию. В этом – весь иудаизм! – соблюсти внешнее, но упустить самое главное… Мысль о том, что по-настоящему оскверняет дело, которое они сейчас творят, даже не приходит на ум обвинителям Христа… Прежде чем рассказать о суде у Пилата, несколько слов нужно сказать о самом Пилате. В Евангелиях Пилат выглядит неплохим человеком. Во всяком случае, он, как кажется, старается спасти Иисуса и уступает давлению иудейских властей, лишь когда и его самого обвиняют фактически в измене: С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю ( Ин. 19:12 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010