всех умудряя телесными и духовными беседами; часто бо чтяшв книгы с прилежаньем» (177,188). 1872 «Приспе во слухи нашего смирения, яко неции во Русской стране преже смеющим мужи некия купящим и ко рабъскому игу влекуще, аще и пленники некий, потом учителем их предающе учити священныя грамоты и учения священный возраст, возводит по чину их ко священнодостоянию, ко епископом сих приводяще, не преже сих отпустивше работнаго ига». Восток. Опис. Рум. муз. 304 (88). 1873 Опис рук. Рум. муз. С. 457 (88). Сочинения святителя Туровского, преимущественно Слова, изданы в числе 15-та Калайдовичем в Памятн. росс. словесности XII в. (216), и в числе 25-ти Сухомлиновым под заглавием: Рукописи графа А. С. Уварова. Т. 2. Памятники словесности. Выпуск 1. СПб., 1858 (240). Впрочем, как в первом, так особенно в последнем издании вместе с подлинными сочинениями святителя Кирилла, помещены и сомнительные или вовсе ему не принадлежащие. В последнем издании напечатано и древнее житие святителя Кирилла Туровского по двум спискам (с. 1–3). Подлинность этих Слов не может подлежать сомнению. Первые два Слова приписываются святому Кириллу в сборниках: XIV в. (Опис. рукоп. Царского. С. 314. М„ 1848 (289)), XV в. (там же. 600), XVI в. (137, 417, 671; Опис. рукоп. Толстов. С. 52, 165 (288)). Следующие за тем шесть Слов приписываются ему в сборниках: XIII в. (Опис. рукоп. Толстов. 4–5 (288)), XIV в. (Опис. рук. Царск. 341 (289)), XV в. (там же. 362, 660 (289)), XVI в. (76, 139, 372, 382, 418, 672 (289)); Опис. рукоп. Толстов. 52–57 (288)). Последнее Слово приписывается ему в сборн. XIV–XV вв. («Зборница» Новг. Соф. библ. по стар. катал. 94. Л. 1 (8); Истор. чтен. во II Отд. импер. Ак. наук в 1854 и 1855 г. С. 138, 140 (280)), XVI (Опис. рукоп. Толстов. 215, 520 (288)) и XVII в. (Опис. рук. Царск. 504 (289)). Во всех указанных сборниках Слова означены именами: Кюрила мниха; Кюрила, грешного мниха, Кюрила недостойнааго мниха, св. Кюрила мниха, препод. отца Кюрила мниха, или: блаженного Кюрила, св. Кюрила епископа, а иногда в тех же самых рукописях: Кюрила, епископа Туровьскаго, блаженного Кюрила, епископа Турьскаго или Туровьскаго, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Рукоп. библиот. Арханг. дух. сем. 233. 90 Архиерейским указом, данным 12 октября мирскому старосте и крестьянам Попонаволоцкой волости (Верховажской четверти) велено было «им старосте и крестьянам платить з дьячковского и пономарского и просвирнического владенья тяглой земли мирские земские расходы и ямщину, а им причетником толко с той земли велено платить Государевы, подати по 25 алтын в год». Пошл. книга 205 (1697) года, отдел: «сбор с грамот и памятей по челобитч. дел». Рукоп. Холмог. Собора, 1463. 91 Пошл. кн. за 197 (1688) г. сентябрьская запись, в отделе грам. и памят. по челобитчик. делам. Рукоп. библ. Арханг. дух. сем., 233. 94 Напр., в 202 (1694) году (число неизвестно) был дан архиерейский указ «по челобитью с Ваги Попонаволоцкой волости священника Якова велено деревня ево от мирского тягла свободить вместо руги». Пошл. кн. на этот год, отд.: «сбор с грам. и пам. по челобитч. дел.»; рукоп. Холмог. Соб., 1463. В 200 (1692) г., 30 мая, был дан подобный же указ на имя церковного приказщика и крестьян Конецгорской волости (Подвинской четверти) по челобитью пономаря: «велено деревенской тяглой участок» его «осмую доль обжы... вместо руги от податей и от мирского тягла обелить для того, что у священника той церкви и у дьячка во владеньи деревни белые ж». Пошл. кн. за этот год; рукоп. библ. Арханг. дух. семин., 233. 95 Именно – в январе 1688 года был дан указ об «обелении тяглой деревни» священника и дьячка Юрольского Холма (Пинежской десятины); в феврале 1696 года об «обелении от подымнаго оброка» двора дьякона Сумского острога; в январе 1688 г. – об обелении пономарской деревни в Куростровской волости, в октябре 1690 (199) года – дан указ об освобождении от тягла пономаря Никольской волости (Емецкого стана) и о «добывании трапезных дров миром» «мимо его пономаря»; в январе 1692 года – указ об обелении пономарской земли в Шастках (см. об этом ниже); 14 июня того же года – дан указ об освобождении от тягла дьячка Верхотоемской волости (Подвинской чети). – Почти во всех означенных указах повторяется выражение: «а платить за него (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Современный Большой Требник также имеет в своем составе несколько молитв подобного характера. Таковы: а) молитва на брань блуда 1116 , б) молитва на студные помыслы 1117 . Последняя молитва: «Владыко Господи Боже мой, Его же в руку жребии мои, заступи мя по милости Твоей...» та самая, начало которой отмечено нами и по старорусскому требнику. Древнегреческая практика знала, как отдельные молитвы о избавлении от блудной страсти, так и целые чинопоследования на тот же случай 1118 . 856 Из памятников XVI в. нам пришлось встретить этот чин в рукоп. Требн. Синод. б. 268, (л. 124–126) и в рукоп. сборнике Архива Св. Синода 582, л. 262–264. Требн. рукоп. Вилен. Публ. библ. 231, л. 53 об. (См. описание рукописей этой библ., сост. Добрянским). Такой же чин изложен в рукоп. Служ. XIV в. Синод. библ., 675, л. 21 (См. Описание. III, стр. 371). См. прот. Лисицына, Славяно-русский Типикон, 102. 859 См., напр., рук. требн. Солов. б., 1086 (724), л. 197; 1085 (725), л. 54 об.; Требн. рукоп. Синод. б. 900, л. 295 (Опис., стр. 153); 898, л. 127 об. (ibid., стр. 229) и др. См. также Никольского, О службах, бывших..., 98–158. 860 Это выражение – буквальный перевод греческого κατεισιν δ ρχιερες κα εσρχεται ες τ ϑοσιαστριον δι τς πλαγας. Чтобы понять «схождение» (сверху вниз) архиерея в алтарь, для этого нужно принять во внимание устройство храма св. Софии. Здесь, патриарх, после облачения в патриарш. мутатории, мог только «сходить», спускаться в алтарь, т. к. мутаторий был в верхнем этаже храма. См. Беляева Byzantina. II, 133–139, 247. 861 Канстрисий (κανστρσιος, καστρσιος, canstrensis) – один из патриарших чиновников. Он заведовал облачениями патриарха и прислуживал ему при богослужении, как то: держал пред ним евангелие, когда патриарх читал его (проф. А. А. Дмитриевский , Патриаршие Типиконы, Киев, 1907, стр. 171), подавал богослужебный свиток (ibid., 177) и пр. Но главные обязанности канстрисия состояли в заведовании благовонными курениями. Он, при богослужениях, подавал патриарху кадило (Патриаршие Типиконы, стр. 158, 175), по поручению патриарха окроплял, также, св. водою народ. Goar. р 235. Byzantin, II. 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

планы Бороздина к Мартынова). Это видно из следующих слов описи 1621 года, при составлении которой в окрестностях гостиного двора после нашествия литовцев произошли крупные перестройки: «За монастырем за старым гостиным дворищем речка течет из Долгово озера в Северское озеро, а на ней мелница.... Да за речкою полата каменвая в длину десять сажен, поперег – девять сажен, ростяг и сушат в ней солод, покрыта тесом. И от тое полаты до Ивановсково монастыря вново делана стена камена.... От тое ж полаты по другую сторону к болшому монастырю х круглой башне рублена стена древяная» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 461 об.–462). Упоминаемая здесь каменная солодовня (или «каменное солодерженное сушило»), построенная еще до 1601 года (см. Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 405 об.=505 оа.; сравн. стр. 57), находилась вблизи (см. ее на плане 1720 года под лд) от «круглой башни» (см. на плане Бороздина 2), возвышавшейся на пункте соприкосновения северо-восточных стен большого и Ивановского монастырей (т. е. на месте обозначенном на плане Бороздина буквою В. – В описи 1732–1733 года башня, помеченная на плане Бороздина 29-м, названа башнею солодеженною, Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 583 об.). Как видно из описи 1621 года, солодовня эта была обнесева оградою, примыкавшей каменною стеною к Ивановскому монастырю, а деревянною к большему, почему как она, так и гостиный двор не могли находиться в ином месте кроме указанного. 891 В 1601 году на этом дворе находилась «горница на подклете 4-х сажен, да повалуша 3 сажени, а меж ими сени 3 сажени с полусаженью, а под сенми конюшня. У ворот изба 4-х сажен, да на дворе ж 3 анбары на подклетех, а под ними конюшни» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 397–л. 497). 892 Пошевни – широкие сани, обшитыя внутри лубом (Словарь церк. слав. языка, И. А. Н., т., III, стр. 416). 893 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 398 и об. (=л. 498 и об.). – Не разумеет ли одну из этих изб кирилловский синодик, когда упоминает (под 1532 годом) о больнице, находившейся в санной избе? (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

350 Рукоп. обиход. Троиц.-Серг. Лав., 739, л. 10 об. Старопеч. Требн. М. 1624 г., л. 96. Сербск. рукоп. Требн. Синод. библ. 310, л. 36. 351 1 – «О освятитися водам сим силою и действом св. Духа»; 2 – «О ниспослати им благодати избавления» и 3 – «О еже быти им струи исцеления всем приемлющим и причащающимся от нея«. Служ. ркп. Синод. б. 615, л. 119 – 120 об. Ср. Сербск. Рук. Требник той же библ. 310, л. 36. 352 Ркп. Требн. Моск. Синод. библ. (Чуд.) 54, л. 122 об., 898, л. 210–212; библ. Киев. дух. Акад. Аа 193, стр. 172 и все старопечатные Требники с 1625 г. 353 Только двух прошений не находим мы здесь: «о погрузитися силе душетленного господства в водах сих» и «о просветитися нам, приемлющим воды сия, благодатию Христовою». См. эти прошения в Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 330, 178 (первое) и стр. 167 (второе). 354 Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 40, 71, 89, 150, 106, 179, 330, 364, 454, 500, 572, 735, 859, 932, 947, 212 и 44, 80, 328. 355 Так, в рукоп. Требн. Чудов. (Синод.) библ. 54, л. 123, читаем, между прочим, такое прошение: «0 воскропити на вы маслорадование и явление Святого Духа». 356 Рукоп. Служ. Румянц. муз. (собр. Ундольского) 58, л. 280 об; Печатн. служ. патр Иова 1602 г. л. 216 (См. «Опыт сличения старопечатных книг иеромонаха Филарета», Москва 1875 г., стр. 72). 357 Рукоп. Волоколам. библ. 85, л. 145; ркп. Требн. Троиц.-Серг. Лав. 225, л. 87 об. В древнейшнх греческих евхологионах, этой молитвы, приписываемой патриарху Герману, мы также не встречаем. См. Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 40, 150. 360 У Гоара сделано, как раз, обратное замечание (см. его Εχολγ р. 369). Но у того же Гора, в его «Variae lecmiones», к чину великого водоосвящения, сделано замечание о весьма слабом распространении данной молитвы на православном востоке. Εχολγ, Variae Lectiones р. 373. Наша русская приписка встречает для себя прямое подтверждение в греческих евхологиях. Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 932. 361 Вот текст этой молитвы: «Троице пресуществсвная, преблагая, пребожественная, всесильная, вся пресещающая, невидимая, непостижимая, содетельная умных существ и словесных естеств; преестественная благости, свете неприступный, просвещая всякого человека, грядущего в мир, просияй и во мне, недостойнем рабе Твоем; просвети ми мысленныя очи, яко да дерзну воспети безмерное благодеяпие Твое и силу; и благоприятна да будет мольба яже от мене за предстоящия люди, и да не возбудят прегрешения моя зде приити Святому Твоему Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

854 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 219 об.: «Да на монастыре ж колоколница деревяная на шти столбех, вверх шатром, а на ней двои колоколы зазвонные да третие красные, у красново у болшово колокола край росшибен». 855 Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 455. об.: «Да на трапезе колокольница, а на ней колоколов зазвонных и красных троп колокола». Колокольни этой, существовавшей на «трапезной паперти» еще в 1773 году (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 35, см. прим. 853), в настоящее время уже не имеется. 856 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 219 об.=319 об. – Сравн. выше прим. 103. – В настоящее время больничный корпус помещается в 14 саженях от Кузнечной башни за церковью св. Сергия (см. на плане Бороздина 21 и на плане Мартынова 12). В том же месте больницы показаны и на плане 1720 года (см. Имея в виду, что кирилловская братия только в исключительных случаях переносила службы на другие места, следует полагать, что и раньше 1720 года больницы были расположены на нынешнем их месте. Но современное здание больниц, состоя из «келии» и сеней, не оправдывает слов монастырской описи 1601 года, что их было две. Писцы 1773 года утверждают, что больницы перестраивались в веке (и как видно из сопоставления прилагаемого нами чертежа их, исполненного H. П. Успенским, со свидетельством описи 1773 года, сохранились в этом своем виде до настоящего времени): «В меньшем Предтеченском монастыре болничные каменные келии и з сенмии по наружной мере в длину девять сажен с полуаршином, в ширину шесть саженъ три четверти аршина и два вершка. Оные келии по внутренней мере в длину пять сажен два аршина с половиною, в ширину пять сажен три четверти аршина. При оных кельях сени в длину пять сажен три четверти аршина, в ширину две сажени. В келье и сенях девятнадцать окошек без оконниц. Оная келья в стенах тверда. При оных сенях от полуночной стороны летние деревянные чюланы, которые начаты разбирать, в длину шесть сажень три четверти аршина два вершка, в ширину четыре сажени три четверти аршина. При означенных кельях крылцо деревянное забрано тесом в столбы. На оных кельях, сенях, деревянных чюланах и крылце крыша тесовая весма ветха, на строение оных келей государыня Императрица Анна Иоанновна Самодержица всероссийская соизволила пожаловать в 1732-м году денег пять сот рублев да Адмиралтейского Приказу судна Андрей Александрович Беляев в 1714 году дал двести рублев, итого семь сот рублев» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 59 и об., опись 1773 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

На основании существующих списков в истории образования обрядовой стороны таинства елеосвящения можно раз­личить два главных периода: время от IX до XIV ст. и от XIV до настоящего. Первый период характеризуется соединением елеосвящения с тремя суточными службами: вечернею, утренею и литургиею. В таком виде излагается данное последование в Барбериновом евхологии VIII–IX в. 3 , в рукописи XII в. Синайской библ. 973, в рукописи XIII в. лавры преподобного Афанасия Афонского 189 и в рукописи того же века Синайской библ. 960. «В тот день, когда полагается елеосвящение, читаем во втором памятнике, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с паннихидою 4 и поют канон; равный образом и на утрени поют соответствующие каноны. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают в различных церквах имени архистратига Михаила, а затем соби­раются в одну и здесь совершают последование св. елея». Изложив после этого порядок освящения елея, памятник продолжает: «непосредственно за этим пресвитеры совер­шают божественную литургию... и совершается она до «Благословлю Господа», отпуста не делают, а сразу начинают 50 пс.: предстоятель произносит: «Господу помо­лимся», и читает молитву: «Господи Боже наш» и т.д. 5 . «Намеревающийся получить елеосвящение, говорит рукоп. лавры преподобного Афанасия Афонского , должен пригласить с вечера семь священников. Один из них произносит начало, и начинает псалом, по исполнении которого пред­стоятель возглашает ектению... На утрени после «Бог Господь» поется тропарь... канон «Моря чермную пучину...» произносится ектения, и отпуст, а после отпуста так», – следует изложение порядка елеосвящения 6 . Равным образом и по указанию рукоп. Синайской библ. 960, накануне елеосвящения совершается утреня с каноном, причем после третьей, шестой и девятой песни произносится ектения и молитва , а на другой день отправляется литургия, и на ней после пения трисвятаго начинается елеосвящение 7 . Следы первоначальной практики, т.е. соединения елеосвя­щения с указанными последованиями заметны и в некоторых памятниках позднейшаго времени: XV в. – рукоп. Святогробской библ. в Константинополе 8, Афоно-Иверской библ. 780 рукоп. Румянцевского музея 472 и даже XVI ст. – рукоп. Синайской библ. 985 8 . Благодаря ука­занной связи, древнейшая редакция чина елеосвящения пред­ставляла немало особенностей. Кроме молитв и песнопений вечерни и утрени, в его состав входит вся первая часть литургии до малого входа включительно, а иногда и весь её чин с заключительным актом приобщения, пред которым совершалось помазание больного елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

1081 «Лучше в утлой ладье ездити, нежели жене тайне своя поведати», говорил Даниил Заточник. Известия Импер. Акад. наук, по отд. русск. языка и словесности, т. X. 271. – Сахаров. Сказания русск. народа, Кн. IV, изд. 3. С-ПБ. 1841, 43. «Люто есть тому мужу, иже языка жены своея слушает... языку убо, человече, жены своея николиже веруй, лучше есть злоба мужная, нежели льстивыя жены доброта, никакоже, человече, повеждь тайны своея жене, да не погибнеши от нея, редкая бо жена хранит тайну мужа своего. Слово о злых женах». Рукоп. Соф. библ. 1490, 538. 1082 Хотя пастыри и поучали, что «муж жене своей должную любовь да воздает и да чтит ее якоже ребро пазушное, и всегда о ней попечение- творя и промышляя о всем всячески» (Рукоп. Соф. библ. л. 115–116. Поучение како подобает мужем с женами своими жити, находящееся в требнике); но в то же самое время мужу ими внушалось в обязанность «наказывать жену», хотя и «полегку», а не злобою» (Рукоп. Соф. библ. 1061, л. 137–138. Поучение находящееся в требнике, которое говорил священник непосредственно после венчания), но все-таки вполне позволительным считаюсь пускать в действие и «жезл» (Рукоп. Соф. библ. 1063, л. 62–64. Слов св. отец како лепо жити христианом с женами, в требнике). Герберштейн. Записки о Московии в переводе Анонимова. 75. Домострой. М. 1849, 67–68. От общераспространенного обычая употреблять в дело против жен побои образовалась особая пословица: «женский быт – всегда она бита». Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Калачевым, кн. II, полов. 2, отд. IV. Русские пословицы и поговорки Буслаева, 98. 1083 Герберштейн. Записки о Московии, 73–81. Павел Иовий. Библиотека иностран. писат. о России, т. I, 31. Эта сторона положения древнерусской женщины прекрасно рассмотрена Забелиным, т. II. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII в, М. 1869. См. также Буслаев. Историч., очерки русск. народн. словесности и искусства, т. II, 319–531. Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI в. 103–106.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Ныне эти основные списки четырех редакций славянского рукописного текста Апостола впервые печатаются полностью, на пользу духовного просвещения. В первой колонне (А) печатается текст основного списка первой редакции – Толкового Апостола 1220 г., рукоп. Московской Синодальной библиотеки во второй колонне (Б) параллельно – текст основного списка второй редакции – Толстовского Апостола XIV в. Императорской Публичной библиотеки собр. гр. Ф.А. Толстова в третьей колонне (В) – текст Апостола по списку Нового Завета, собственноручному святителя Алексия, рукоп. Московского Чудова монастыря, и в четвертой колонне (Г) – текст Апостола по полному списку Библии 1499 г., рукоп. Москов. Синод. Библиотеки. Под строкою печатаются: 1) разночтения тридцати трех списков первой редакции – к первой колонне, 2) разночтения одиннадцати списков второй редакции – к второй колонне, 3) разночтения семи списков четвертой редакции – к четвертой колонне. Разночтений списков четвертой редакции впрочем так мало, что они (из семи списков) с удобством могли быть помещены мною в подстрочных примечаниях. К первой колонне относятся, кроме того, разночтения апостольского текста, встречающиеся в толковании Синодальной рукописи Апостола 1220 г., представляющем, на сколько и в нем повторяются слова текста, новый перевод, свойственный русским спискам второй редакции. Для сличения славянского перевода толкования в Синодальной рукописи 1220 г. с греческим подлинником, я пользовался рукописью греческого толкового Апостола X–XI вв. (Москов. Синод. Библ. XCIX, – а по каталогу 1823 г. 98) 1 . Славянские разночтения, имеющие основание в разночтениях греческих списков – «варианты» нарочито отмечаются 2 . Отмечаются также чтения, свойственные только одному основному списку какой либо редакции. Рукописи, из которых приводится разночтения, означаются арабскими цифрами вместе с буквою (А, Б, В, Г), означающие принадлежность списка к той или другой редакции. Например, редакции. Например, А1 – Апостол Охридский XII в., рукопись первой редакции; Б1 – Апостол XIV в., Никольского Единоверческого, в Москве, монастыря, собр. Хлудова 33, рукоп. Второй редакции; Г1 – Апостол 1495 г., Румянцевского музея 9, рукопись четвертой редакции и т.д. Подробно это указывается ниже. Когда одно и тоже разночтение содержится в двух или в многих списках, то оно приводится всегда совершенно точно по первой из указываемых рукописей. Поэтому, например, А2. 6.13.17. 22 означает, что известное разночтение одинаково читается в пяти рукописях, значащихся под обозначенными цифрами (А2. А6. А17. А22), но приведено оно по списку А2, т.е. по Слепченскому Апостолу XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

444 В некоторых рукописях возглас: Благословенно Царство. Рукоп. Служ. Синод. б. 615, л. 125 об.; рукоп требн. Хлуд б. 119, л. 66 об.; Волокол. библ. 85, л. 124 об. То же и в Сербск. Требниках: Милешевский печ. 1545 г. Слав. Венец Печ. Служ. 1570 г., л. 177; рукоп. Служ. Севастьян. собр. Рум. муз. 1449, л. 98 об. См. также Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 165. 445 Некоторые опускают 50-й псалом. Ркп. Трбн. Волок. библ. 85, л. 124 об. То же в юго-слав. памятн. См. Сырку, Литургические Труды патриарха Евфимия Терновского, вып. II. СПБ. 1890 г. 98 стр. Серб. ркп. Требн. Севаст. Собр. Румянц. муз. 1449, л. 98 об.; Печатн. серб. Милишев. Требн. 1645 г. 446 Присутствие в данном месте современного чинопоследования малого водоосвящения возгласов: «Господу помолимся» и «Яко свят еси Боже наш» может быть объяснено одним из наиболее древних, сохранившихся до нас, чином водосвятия. По этому чину (в рукописи XI в), малое водоосвящение соединялось с литургией. Алфавитные тропари «Еже радуйся», присоединялись к литургийным антифонам. Далее следовал, нужно полагать, вход; возглашение же «Господу помолимся» и возглас: «Яко свят еси Боже» относились к молитве Трисвятого. Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 1051 – 1052. 447 Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 242; нет возглашений на стр. 524, 573 и др. Ср. сербск. Требник Севаст. собр. Рум муз. 1449 л. 100 об. 448 Рукоп. Требн. Синод. б. 265. л. 347 об.; 310, л. 39; 893 л. 134 об.: Чудов. б. 64. л. 732; рук. служ. Типогр. библ. 214, л. 330; 215, л. 106, Старопечатные требники. 449 И тот и другой тропари начинаются с 19-й буквы греческого алфавита Т: «Τας πρεσβεαις λεμον τς Μητρς σο…», «Τς προστρχων τφ ναφ σο…». Порядок, сходный в этом случае с порядком рукописных и старопечатных требников. См в Εχολγια проф. Дмитриевского. Стр. 410. 450 Такой порядок нам кажется наиболее правильным, ибо, когда Трисвятое поется, оно повторяется трижды полностью, на Слава и ныне – конец его, и еще раз – заключительное Святый Боже. Современная практика, благодаря неопределенному указанию нашего Требника в этом случае различна. Одни поют Трисвятое однажды, другие трижды и, наконец, третьи поют Трисвятую песнь, как на Литургии. В современном Чине водоосвящения не показано, сколько раз петь Трисвятое. Здесь, после тропаря: «Пресвятая Богородице Дево», «Святый Боже» напечатано полностью однажды, а затем сказано: «Отпевше же по обычаю, и по Трисвятом, диакон глаголет: Вонмем " … и т.д. Это «по обычаю» и понимается у нас различно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010