И далее Дееписатель характеризует, жизнь первых христиан такими же чертами: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них былообщее... Не было между ними никого нуждающагося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданнаго и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их» (Деян. 4:32—35)).    Что это, как не наглядное исполнение на верующих замечательной, так называемой «первосвященнической молитвы» Господа Иисуса Христа: " да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Иоан. 17:21)?    Такое приискреннейшее, теснейшее единение всех верующих, во образ единства Трех Лиц Пресвятой Троицы, и есть ЦЕРКОВЬ. И тот, кто искренно, всем сердцем, всем внутренним существом своим участвует в таком единении благодатной Истины и Любви, — тот именно и «ЖИВЕТ В ЦЕРКВИ».    Недолго, к сожалению, продолжалась эта, почти идеальная вначале, жизнь первых христиан, и чем дальше, тем все боле и более отходила она от своего идеала — расцерковлялась. Причин этому было много, и не наша задача разбирать теперь подробно все эти причины. Главная из них была — постепенное возобладание в христианах «духа мipa сего, во зле лежащаго» (I Иоан. 5:19), оскудение веры и любви, умножение беззаконий и, вследствие этого, превращение христианского общества в «соль обуявшую» — потерявшую свою силу, от чего так предостерегал Своих последователей Сам Господь Иисус Христос (Матф. 5:13). И в настоящее время жизнь христианского общества настолько «расцерковилась», что большинство христиан нашего времени — «христиане» только по имени: они лишь формально принадлежат к Церкви, но не «живут» в Церкви.    Вот почему для христианских пастырей нашего времени во всей остроте встал, как главный вопрос их пастырской деятельности, — вопрос обоцерковлении своей паствы, а в какой-то мере, быть может, вопрос и об оцерковлении самих себя, поскольку этот процесс «отступления», о котором предрекал св. Апостол Павел (2 Солун. 2, 3) постепенно захватываете все больше и больше не только рядовых пасомых, но и самих пастырей, стремясь и их сделать «солью обуявшей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

    –  456  –   непонятное, что евангелист считает нужным его объяснить («сие же сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого…» ib. 37–39) . Или еще слово: «Я есмь хлеб жизни» (6, 35), возбудившее ропот учеников: «какие странные слова, кто может это слушать!» То же следует сказать и о слове Иисуса о Его жизни, из-за которого «произошла распря между иудеями; многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует (δαιμνιον χει κα μανεται, ср. 8, 48–52); что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?» (10, 19 сл.). Синоптики также приводят речи подобного же характера и свидетельствуют о подобном же впечатлении недоумения, изумления, страха, а иногда и негодования. Таково слово, которое донесли первосвященнику: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», или слова о Сыне Человеческом, о Его славе и страданиях, о которых ученики «боялись» Его спрашивать (φοβοντο γρ Мк. 9, 32; Мк. 9, 45; ср. Иоан. 12, 34); столь же непонятны были им и другие слова, например об огне и крещении (Мк. 12, 44) или об огне и соли (Мк. 9, 49). В этой пророческой речи слышится необычайная сила и власть (ξουσα), которая приводит слушателей в смущение: одни видят в Его словах проявление демонической силы, другие – силы Божией, но что в словах Его говорит «дух», в этом сходятся как те, которые видят в них «глаголы жизни», так и те, которые видят в них «речи бесноватого» (ρματα δαιμονιζομνου 10, 21). Но не в одних словах Христос является «облеченным силою свыше», как «помазанник Духа». «Мой отец доныне действует, и Я действую», – отвечает Он иудеям на упрек в нарушении субботы (Иоан. 5, 17). Если у синоптиков нарушение субботы оправдывается на основании самого закона и пророков, то здесь мы имеем прямую ссылку на действие Отца и на Его непосредственное откровение: Отец показывает Сыну дела; Сын ничего не может делать, если  не видит Отца делающего, – и опять–таки     –  457  –   ответ, возмущающий иудеев еще более, чем самое нарушение субботы. «Дела», которые Христос творит со властью (κατ ξουσαν) суть не только «силы» (δυνμεις) и знамения (каковы исцеления и изгнания бесов), а все Его дела, в которых Он уже для внешнего взгляда является как пневматик, следующий во всем Своему духу или вдохновению. Отсюда свобода и власть Его слова и действия. Возьмем, напр., рассказ об очищении храма, когда Он, свивши бич из веревок, выгнал из него скот и купцов, опрокинул столы менял, рассыпал их деньги «и не позволял, чтобы кто пронес через храм какой-либо сосуд» (Мк. 11, 16). Здесь Иисус является мужем духа и силы, наподобие древних пророков или тех Божьих людей, которые выступали судьями Израиля, когда «рука Господня» была на них. Знаменательна Его ссылка на крещение Иоанново в ответ на вопрос о том, какою властью Он это делает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

А он, узнав по язвам Пострадавшего, и по предведению — Бога, восклицает: « Господь мой и Бог мой » (Иоан. 20:28). 6. Пусть слушают еретики. Если действительно Сын не хочет (этого) и не имеет равного с Отцом достоинства, то почему Он не отклоняет неподобающей Ему чести? Когда Он услышал от некоего: « Учитель благий! », тотчас возразил: « Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог » (Матф. 19:16, 17), хотя именование «благий» употребляется и между нами. Слышать « благий », по твоему мнению, Он отказался; не гораздо ли больше должен был отказаться принять « Бог » и « Господь »? Там — « учителю благий », и говорит: « Что ты называешь Меня благим? », а здесь — « Господь мой и Бог мой », и не сказал: «Что называешь Меня Господом и Богом?» Но там, так как недостойно Его было обращение (потому что было сказано не «Господь благий», а « учителю благий »), Он отклонил низкое, а здесь славное принял. И здесь укорил, но укорил, напротив, за то, что сказано было поздно. Не за то укорил Господь Фому, что он сказал — «Господь мой», но за то, что сказал это позже (чем следовало). « Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие » ( Яко видев Мя веровал еси, блажени не видевшии и веровавше ) (Иоан. 20:29). Один укорен, а все мы ублажены; конечно, ублажение это простирается на всех нас и на тех, которые после нас, потому что, не испытав чудес лично, но принимая на веру, все мы являемся участниками этого великого и славного блаженства. 7. От этого повествования, которое мы пробежали сокращенно, перейдем, если вы не утомились обилием сказанного, к другому пророческому изречению. Какому же? « Приидите, взыдем на гору Господню » (Мих. 4:2; Ис. 2:3), так как с горы Елеонской вознесся Спаситель. « Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева ». И день этот  Бог почтил также соименностью с горой. Там Спаситель вознесся с горы, называемой Елеонской, а здесь произрастает так называемая Масличная роща (η ελαια), и близостью к городу, и соименностью воспроизводящая древнее повествование. Спаситель возвел учеников Своих на гору Елеонскую близ Иерусалима. Обрати внимание на сходство — и там, и здесь. « Придите, и взойдем на гору Господню ». Взойдем желанием и словом, и посмотрим, какие плоды принесло нам спасительное вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В Евангелии от Иоанна (12:41) говорится, что Христос явился Исаие ( Ис. 6:1 ). Как отметил Уильям С.Робинсон, Исаия пишет также о приходе Христа: «...приготовьте путь Господу...» ( Ис. 40:3 ). Христос поддержал самаритян, когда те сказали: «...сами... узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Иоан. 4:42 ). Согласно Ветхому Завету, это может означать лишь Бога Иегову. В Осии ( Ос. 13:4 ) говорится: «Я – Господь Бог твой от земли Египетской, – и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня». Сын Божий Хиларин Фелдер пишет о вынужденном признании Густава Далмана: «Мы видим, что Иисус нигде не провозглашает Себя Сыном Божьим в смысле этического или религиозного отношения к Богу – отношения, доступного для других людей и даже обязательного для них... Иисус безошибочно давал людям понять, что Он не просто один из Сынов Божьих, но единственный Сын Божий». Х.Ф.Стивенсон комментирует, что действительно, «сынами Бога» называли людей ( Ос. 1:10 ) и ангелов ( Быт. 6:2 ; Иов. 1:6; 38:7 ) в Ветхом Завете. В Новом Завете, однако, имя «Сын Божий» употребляется нашим Господом и по отношению к Нему в совершенно другом смысле. Во всех случаях оно означает, что Он есть единственный, единородный Сын, равный Отцу и вечный, как Отец». Неоднократное употребление слова «Сын», противопоставленного «Отцу», показавает, что Иисус недвусмысленно подчёркивал Своё единосущие Отцу, а также формулирует истину Троицы ( Иоан. 10:33–38, 3:35, 5:19–27, 6:27, 14:13 ; Мк. 13:32 ; Матф. 23:9–10 ). Иисус похвалил Петра, когда тот в Кесарии Филипповой познал, что Христос – Сын Божий: «Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Матф. 16:16–17 ). Фелдер пишет следующее об отношениях между Христом и Богом-Отцом: «При всех частых упоминаниях Своего Отца и Своих отношений с Ним, Иисус неизменно употребляет выражение «Отец Мой». В то же время призывая внимание учеников к тому, что все они подобны детям Господним, он употребляет столь же чёткую характеристику «Отец ваш». Он никогда не уподобляет Себя ученикам или вообще людям, используя естественный оборот речи «Отец наш».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Замечательно, что и сектанты, отвергающие необходимость крещения младенцев, в подтверждение своего мудрования также ссылаются на эти слова Спасителя; при этом, евангельское выражение таковых сектанты отождествляют с словом «их», и таким образом в их понимании это место получает следующий смысл: пустите детей… приходить ко Мне, ибо «их» есть царствие Божие, следовательно, утверждают сектанты, Сам Спаситель признал детей не имеющими греха, истинными и святыми, когда сказал, что «их» есть царствие Божие… Не станем распространять, что под словом таковых Спаситель разумел не приведенных к Нему детей и не детей вообще, как несправедливо думают сектанты, а разумел тех, которые или подобны детям но по своей незлобивости и простоте душевной, или – которые приходят к Христу с детским доверием и смирением и вступают в Его церковь чрез указанную Им дверь – дверь крещения ( Иоан.3:5 ). Но допустим даже, что выражение: таковых есть царство небесное нужно читать именно так, как читают его сектанты, т. е. вместо таковых будем читать «их» есть царство небесное. И тогда сектанты, приводя в свою защиту эти евангельские слова, остаются неправыми, когда на этом основании отвергают необходимость крещения младенцев. Вспомним, где произошло благословение детей Господом. В пределах Иудейских ( Мф.19:1 ), где приступили к Нему искушающие фарисеи. (ст. 3). А в Иудейских пределах (не так, как в Галилеи или в Самарии), жили исключительно одни евреи; значит, к Иисусу Христу были принесены и приведены дети исключительно еврейские. Указывая на этих, еврейских именно, детей Спаситель сказал: таковых есть царство небесное. Но ведь еврейские дети были обрезаны, а потому они находились уже в союзе с Богом, ибо евреи вступали в союз с Богом посредством обрезания, как об этом свидетельствует Слово Божие: сие (т. е. обрезание) будет знамением завета между Мною и вами ( Быт.17:11 ). Мало того, еврейские дети в 40-й день по своем рождении были уже очищены и от первородного греха принесением жертвы Богу во храме: по окончании дней очищения своего за сына или за дочь, она (т. е. мать) должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех , ко входу скинии собрания к священнику ( Лев.12:6 ). Отсюда естественный вывод: о еврейских детях, как находящихся уже в союзе с Богом, как уже чистых от первородного греха, Спаситель имел полную возможность (полное право) сказать, что таковых есть царство небесное. И это могло быть сказано Спасителем в то время только лишь по отношению к детям еврейским. Но применимо ли это выражение к детям сектантским? Ни в каком случае нет, не применимо. Кто такие сектантские дети – христиане? но они не крещены. Евреи? но они не обрезаны. Они по природе чада гнева Божия ( Еф.2:3 ) и, чтобы наследовать царство Божие, они прежде должны, по неложному слову Спасителя Нашего, родиться водою и Духом ( Иоан.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Матф. 16, 18). " Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь " (Матф. 28, 20). Истина Божия - Божественное учение - хранится в единой Церкви Христовой: " Церковь Бога живого, столп и утверждение истины " (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: " Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Иоан. 14, 26). Дух Святый " пребудет с вами во век " (Иоан. 14, 16). Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергается Самого Господа. Если кто " Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь " , сказал Сам Господь (Матф. 19, 17). Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим (Ефес. 4, 4-6). Она имеет и одну цель - освящать людей; одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства. Потому Церковь распадаться или разъединяться на части не может. От нее могут отпадать или отделяться еретики или раскольники, но они перестают быть членами Церкви, а Церковь от этого не перестает быть единой. Единство Церкви обязывает всех нас " сохранять единство духа в союзе мира " (Ефес. 4, 3). Существование отдельных поместных православных Церквей, как Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Русской и других, нисколько не нарушает единства Церкви Христовой. Потому что все они являются членами одного тела - Единой Церкви Христовой (вселенской) - все одинаково исповедуют, имеют общение в молитвах и св. таинствах. Церковь Христова есть Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им святыми таинствами, в которых подается верующим благодать Святого Духа. " Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... " (Ефес. 5, 25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

— Как звать твоего сына? — спросил Домитиан. Мученик отвечал: — Он имеет одно имя с отцем. Домитиан обратился к юному Конону и стал ему говорить: — Ты слышал, юноша, отец твой прожил много лет, был женат, родил сына и довольно продолжительное время наслаждался жизнью, а теперь уже старик; неудивительно поэтому, что он желает смерти. А ты еще юн и только что начал познавать всю прелесть жизни, неужели ты хочешь послушаться своего отца? На лукавые слова мучителя юноша отвечал: — Мой отец научил меня почитать Единого Истинного Бога, Творца всего видимого и невидимого творения, жить свято и благочестиво, показал мне путь спасения и сказал мне, что сия жизнь не жизнь, а смерть, и все любители временной жизни умирают для вечности, а у Владыки нашего Иисуса Христа есть жизнь бесконечная, которую Он дарует любящим Его. Кроме того я научен моим отцом, что нечестивым идолослужителям уготовано вечное мучение в геенском огне, никогда неугасающем, а праведным рабам Христовым уготованы нетленные венцы в славе Небесной, в нескончаемом Царстве Христа Бога нашего, ради Коего мы оставили мир, и мир нас оставил. Наученный так моим отцом, я одних мыслей с ним, я желаю идти к Богу тем же путем, каким идет и он, и отдаюсь на те же мучения, на какие и он отдал себя. Ибо так сказал Владыка мой Христос: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Иоан. 5:17,19). — А если я отца твоего погублю в жестоких мучениях, то пожелаешь ли ты погибнуть так же? — спросил Домитиан. Отвечал блаженный юноша Конон: — Желаю умереть вместе с моим отцом, дабы и ожить вместе в Царстве Владыки нашего, ибо умереть за Христа — это не смерть, а получение вечной жизни. Тогда Домитиан, обратившись к старцу Конону, сказал ему: — Воистину сей юноша мудрее тебя и лишь одного не достаёт ему, — это, познав истину, поклониться нашим богам. Старец Конон ответил мучителю: — Юноша хорошо знает истину, ибо поклоняется вместе со мною Тому, Кто сказал: «Я есмь Истина» (Иоан. 14:6), бесовским же идолам, лживым вашим богам, ни он, ни я не поклонимся во веки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда же человек, обманутый завистью диавола и, увы, увлеченный удовольствием, лишился всего этого и, прежде достойный зависти, он, вследствие своих бедствий, стал достойным сострадания и слез, тогда наш Творец, наш Создатель сжалился над ним — Своим творением. Не переставая быть Богом, чем был всегда, Он сделался Человеком, приняв все человеческое, кроме греха, и Своим добровольным страданием и крестной смертью сокрушил диавола, позавидовавшаго нашему роду человеческому. Спасши нас от тяжкаго пленения, Он возвратил нам, по Своему милосердию, прежнюю свободу. Лишившись ея чрез свое непослушание, мы получили ее опять, благодаря Его любви к людям, и даже были удостоены Им еще большей чести. Ты же, отвергнув пострадавшаго так ради нас Господа, удостоившаго нас таких благ, издеваясь над Его Крестом, предавшись всецело гибельным страстям и позорно провозглашая богами постыдных идолов, не только удалил себя от небесных благ, но, удаляя от них всех, повинующихся твоим приказаниям, ты и их души подвергнул опасности. Так знай, что я не послушаюсь тебя и не возьму с тебя пример в такой неблагодарности к Богу, если ты даже отдашь меня на съедение диким зверям или велишь убить или сжечь, что в твоей власти. Я не боюсь смерти и не дорожу земными благами, призирая их суетность и немощь. Что полезнаго, прочнаго и постояннаго во всем земном? Да и не только одно это: сколько оно доставляет несчастья, горя, сколько безконечных забот! Со всякой земной радостью и наслаждениями соединена печаль и сокрушение; земное богатство — нищета; земная высота —крайнее унижение. Но кто пересчитаеть все его зло? На это наш богослов указал не многами словами: весь мир лежит во зле (1 Иоан. 5, 19). Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его; а исполняющий волю Божию, пребывает во век (1 Иоан. 2; 15, 17). Отыскивая это добро, я оставил все и присоединился к имеющим то же желание и почитающим Того же Бога, между которыми нет ни спора, ни зависти, ни горя, ни забот, но все идут одним путем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Нам непонятно, как это хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, оставаясь для наших чувств обыкновенным хлебом и вином; для нас, ограниченных существ, непонятна эта великая тайна, как непонятно соединение во Христе Божеской и человеческой природ в одно лицо Богочеловека, как непонятно единство Бога при троичности в Нем Лиц, соединение души человеческой с телом и многие другие тайны веры. Но мы должны верить, что претворивший воду в вино, несколькими хлебами насытивший тысячи народа, воскресивший мертвых, и из ничего создавший мир Сын Божий силен претворить хлеб и вино в пречистое Тело и Кровь Свою: «Богу все возможно» (Мф. 19:26). Заметим, что претворенные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино не только сохраняют свойственный им вид, но подвергаются и переменам, как и Христос, будучи Богом, по человечеству Своему испытывал изнурение ( Иоан. 3:6 ), голод ( Лук. 4:2 ), жажду ( Иоан. 3:7; 19:28 ), сон ( Лк. 8:23 ) и боль ( Лук. 22:44 ). 7) Мы причащаемся, говорят сектанты, простого вина, ибо Спаситель сказал о том вине, что было в чаше на тайной вечери: «истинно, истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Марк. 14:25 ). 7) Христос не мог назвать простым вином то, которое преподал Своим ученикам на тайной вечери, ибо Он Сам назвал его Кровью Своей: «сие есть Кровь Моя». Очевидно, в приводимой сектантами речи Христос разумел то вино, которое пили с Ним ученики Его до установления Причащения и которое могло оставаться на столе и после установления его. Это видно из описания тайной вечери самого точного и подробного повествователя событий, св. Луки, который описывая тайную вечерю, говорит о двух чашах. Первую чашу Христос взял во время совершения ветхозаветной пасхи и, подавая ее ученикам, сказал: «приимите ее и разделите между собой», после чего тотчас же прибавил: «Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет Царствие Божие» ( Лук. 22:17–18 ). А другую чашу Христос взял уже «после вечери воздав благодарение Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Он погубил и душу, и тело наше: он сделал нас по природе чадами гнева, мертвыми по преступлениям нашим ( Еф. 2:3 ); Адамов грех сделал нас через всю жизнь рабами диавола ( Евр. 3:14–15 ), по воле которого люди жили ( Еф. 2:2 ), ненавидя друг друга ( 1Иоан. 3:8–10 ); он разлучал нас с Богом, убив в нас веру и любовь к Нему, сделав нас врагами Бога ( Рим. 5:10 ); он явился причиной страданий всего рода человеческого здесь, на земле, и многих там за гробом. Христос пострадал за всех людей, за грехи всего мира, но спасаются только те, кто очистится от первородного греха, для чего Он и установил крещение, которое «спасает нас воскресением Иисуса Христа» ( 1Петр. 3:21 ). А так как и теперь все дети рождаются с первородным грехом, ибо и теперь, вследствие навсегда поврежденной природы своей, все люди умирают ( Рим. 6:23 ), то, чтобы освободить детей от этого всеобщего греха, с которым никто не может войти в царство небесное ( Откр. 21:27 ), необходимо крестить и их, детей, чтобы они «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ); иначе они погибнут навсегда для вечной жизни. Сектант Объяснения православного 1) Никакого крещения водой, говорят духоборы и молокане, не нужно: под водой в крещении нужно разуметь учение Христа: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во веки, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Иоан. 4:13–14 ). 1) Под водой в приведенном месте должно разуметь благодать Св. Духа, что видно из подобного же места того же евангелиста Иоанна (7:38). Но если под водой в духовном смысле разуметь учение Христа и веру в Него, то отсюда вовсе не будет значить, что не нужно водного крещения: учение и вера – одно дело, а крещение водой совсем другое, почему Спаситель и говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19). «Кто будет веровать и крестится, спасен будет» ( Мр. 16:16 ). Если бы под водой крещения везде должно было разуметь учение, то вышло бы, что Христос никого в Иудее не учил, ибо о Нем сказано: «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» ( Иоан. 4:2 ), вышло бы, что и ап. Павел никого не учил, кроме Криспа, Гаия и семьи Стефана, ибо он говорит о себе: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия... Крестил я также Стефанов дом, а крестил ли еще кого, не знаю» ( 1Кор. 1:14–16 ). А далее сам св. Апостол отличает крещение от учения: «Ибо Христос, говорит он, послал меня не крестить, а благовествовать» (ст. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010