«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан.14:16,17). Святой Дух исходит от Отца, научая и напоминая то, чему учил Иисус: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). И в Деяниях святых апостолов Святой Дух дает повеления от Своего имени: « Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их » (Деян 13:2). На основании этих свидетельств Церковь сформулировала учение о Троице — Бог един по существу и троичен в лицах. Он есть Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть целиком и полностью Бог, Сын есть целиком и полностью Бог, и Святой Дух есть целиком и полностью Бог. Это не три Бога — а один Бог. И в то же время это не одно лицо — а три Лица. Учение от Троице фундаментально для нашей веры. Библия говорит о том, что Бог есть любовь. Многие люди повторяют эти слова, даже не зная, откуда он взялись. Я встречал тексты, в которых они приписывались Льву Толстому , или каким-то индийским гуру. Но, на самом деле, это слова апостола Иоанна . Причем Бог есть любовь не только в своем отношении к миру — но и сам в Себе, до Творения и независимо от Него. Но любовь — это личное отношение, любит всегда кто-то кого-то. Учение о Троице говорит, что в Боге такие личные отношения есть. Отец, Сын, и Святой Дух прежде создания мира пребывают в совершенном общении, любви и радости. Но Иисус не ходил, проповедуя, что Он — второе Лицо Святой Троицы, это учение появляется в Церкви гораздо позже! Разумеется, Иисус в Евангелиях не говорит догматическими формулировками Вселенских Соборов — иначе люди, к которым Он обращался, Его бы просто не поняли. Но Соборы не создают какого-то нового учения — они облекают в четкие формулировки « веру, однажды преданную святым » (Иуд 1:3). Необходимость в таких четких формулировках появляется из-за еретиков, которые выдвигали лжеучения, искажавшие веру Церкви. Но ведь в Библии нет слова «Троица»…

http://foma.ru/v-biblii-net-slova-troits...

Исполнение заповедей нравственного закона до полного самоотречения и пожертвования всякими эгоистическими привязанностями (ст. 21), поставлено здесь необходимым условием достижения царства небесного. Ту же мысль, о необходимости добрых дел для спасения и именно – дел высокой, самоотверженной любви христианской, в отличие от дел формальной иудейской законности, выразил Спаситель в нагорной беседе с учениками Своими: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное» ( Мф.5:20 ). «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное», обращается Господь в другом месте ( Мф.18:3 ) к ученикам Своим, образно характеризуя чистоту душевного настроения, из которого должна исходить богоугодная и спасительная деятельность христианина. В иных случаях Спаситель именует блаженными ( Иоан.13:17 ) и друзьями своими ( Иоан.15:14 ) тех, кто исполняет заповеди Его и между ними – главнейшую заповедь о любви (ср. Лук.10:25–28 ). Наконец, говоря о дне второго Своего пришествия и страшном суде, Господь постоянно учит, что суд этот и за ним – вечное воздаяние – имеют последовать по делам каждого ( Мф.16:27 ; Мф.25:34–46 ). Тоже учение о значении добрых дел, как необходимого условия для достижения жизни вечной, проповедовали и св. апостолы. Послание ап. Иакова дает наиболее решительные показания на этот счет. «Блажен человек, который переносит искушение», – говорит апостол ( Иак.1:12 ), – «потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящих Его». «Будьте исполнители слова, a не у только», – назидает тот же апостол ( Иак.1:22 ) и далее: «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем: тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (ст. 25). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» ( Иак.2:14 ), – спрашивает апостол подобных нашим сектантам христиан, мнивших найти спасение в одной вере и затем примером Авраама, отца верующих, доказывает, что в оправдании и спасении человека на ряду с верой имеют столь же существенное значение и добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

    “Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех” (Тов. 12:8-9).     ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО МОЛИТЬСЯ?    Иисус Христос назвал молитву очень важным делом и неоднократно Сам молился. Например, Сын Божий молился после Своего крещения (Лук.3:21-22), перед призванием Своих учеников (Лк. 6:12-13), в Гефсимании перед тем как был предан (Лк. 22:39-46). Сам Иисус Христос убедительно призывал молиться и наставительно говорил: “Молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Лук.22:40).    В другом месте Библии пишется, что молиться надо для того, чтобы были прощены грехи. В таком случае надо молиться как мытарь: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” (Лук.18:13). Молиться надо для того, чтобы Господь удовлетворил нужды и потребности наши.    Иисус Христос говорит об этом так: “И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” (Иоан.14:13). Молиться нужно с непрестанным благодарением Богу за заботу о нас, и прославлять Его могущество и величие. Так, например, пророк Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» (Дан.6:10).    Таковы правила жизни, по которым осуществляется связь между Богом и нами во время нашей молитвы. Однако могут найтись люди, которые скажут: “Ведь Бог Всезнающ! Он знает о всех нуждах наших, зачем же нужно молиться Богу?» Молитва нужна не Богу, а нам самим. Молитва не Бога низводит к нам, а возносит нас к Богу, и помогает нам уподобиться Ему. Господь знает что для нас необходимо, но Его радует, если мы с доверием просим Его о том, что Он охотно может дать нам.    Христос говорил: “Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф.7:11). Как видим, Сам Христос говорит о том, что Бог дает тому, кто просит. “Не имеете, потому что не просите” (Иак 4:2) – говорит Иаков. А Иисус Христос учит: “Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна” (Иоан.16:24). Молитва – это дыхание души человеческой, направленное к Богу. Во время молитвы и после неё Бог вразумляет и просветляет ум человека, наставляя его на путь истинный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ибо в настоящем случае Он исцелил всего человека ( Иоан. 7:23  разумеется расслабленный при овчей купели 5:1–10) в субботу, т. е. сделал для него величайшее благо (сн. Мф. 12:11–12 и др.), а они, т. е. неразумные фарисеи и книжники, со слепой ревностью преследуя букву закона о субботе, говорят: зачем исцелил в субботу, чего не должно бы делать (срав. Иоан. 5:10,16 и др.) по скрупулезным правилам раввинской галахи. «Не судите поэтому, говорит им Господь, «по внешности, но судите судом праведным» (7:24). Это прямое указание на то Его вечное изречение: вы оставили важнейшее в законе: справедливость и верность ( Мф. 23:23 ), завершающиеся в одном: любви, которой и не доставало у лицемерных книжников и фарисеев. Таким образом, и на закон об обрезании, как на закон о субботе, Господь заповедует смотреть с его духовной, а не внешней стороны 561 . Так смотрели на него уже и ветхозаветные верующие дивнозрители, взывая к обрезанию ушей и сердца, а не плоти (срав. Втор. 10:16; 30:6 ; Лев. 26:41 ; Иер. 4:4, 6:10, 9:26 ; Иезек. 44:9 и др. сн. Деян. 7:51 ; Рим. 2:28,29 ). И, таким образом, как в отношении субботы, так и в отношении к обрезанию, Господь полагает первый основной камень к духовному, типологическому толкованию его Апостолами. И вот мы у Св. Апостола Павла находим такое дивное распространение толкования Господня. В послании своем к Колоссянам он пишет: во Христе вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых; и вас, которые были мертвы в грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам еси грехи, и пр. (2:11–13 ст. 14–15) 562 . Недолго сравнительно первый человек – Адам приносил себя в такую жертву Богу, какую принес потом Себя его первообраз (срав. Рим. 5:14 ) т. е. в жертву послушания, совершенной преданности воле Божией (сн. Рим. 5:19  с Евр. 10:5–10 и др.). Ослушался он этой воли и отпал от блаженного союза, соединения с Богом и пал, погрузившись в глубину естественного следствия греха – смерти ( Рим. 6:23 ) духовной и телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

33), то народ отвечал Ему: „мы слышали от закона, что Христос пребывает во веки, как же ты говоришь, что должен вознесену быти Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человческий“? ( Иоан. 12:32–34 ). Из этих слов вышло, что, во-первых, Христос (Мессия и Сын Человеческий – были два однозначущие имени и, во-2-х, что с именем „Сын Человеческий“ соединялось определенное представление, с которым уже никак не мирилось предсказание о смерти этого существа; это равнялось уничтожению самого понятия „Сын Человеческий“ 437 . Или еще пример, Иисус Христос говорит: „Как Отец имеет жизнь в Самом в Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что есть Сын Человеческий“ ( Иоан. 5:26. 27 ). Это „потому что“ чрезвычайно характерно. Оно как раз убеждает в том, что понятие „Сын Человеческий“ было строго определенным, и в него входило представление о власти Сына Человеческого производить суд. Так мы и видим у пр. Даниила и в книге Еноха. Попытка Керля и Стантона доказать противное и их ссылка в этом случае на известный факт во время путешествия к Кессарии Филипповой – едва ли могут быть признаны удачными. В самом деле, Иисус Христос спрашивает учеников: „за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого“? Они отвечали: „одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков“ (Мф. 16:13–14). Из этих слов вовсе не следует, чтобы не существовало определенного представления о Сыне Человеческом, как думают Керль и Стантон, – а наоборот, что такое определенное представление о Сыне Человеческом, как существе если не божественном, то наделенном сверхъестественными качествами несомненно существовало, хотя не было устойчивого представления о лице, носителе качеств Сына Человеческого 438 , – кроме того – несмотря на частое употребление Иисусом Христом в применении к Себе имени „Сын Человеческий», у народа не было полного доверия к словам Иссуса Христа, у них очевидно всегда жило сомнение: да подлинно ли Он Сын Человеческий, сомнение иногда открыто выражавшее, как в приведенном месте из еван.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Елена М 6 июля 2012, 16:19 Владимир: " А в поминовении об усопших " Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братьям и сестрам нашим, и сотвори им вечную память " - важны слова " в вере и надежди воскресения " , то есть действительно о верных речь. " Не гоже, Владимир, вырывать слова из контекста. Важны слова не просто " в вере и надежде " , а, именно, " отшедшие в вере и надежде " .А здесь, на самом деле,начинается большое поле для толкований. Что значит отшедшие? Думаю, что , в данном случае, речь идет о тех, кто отошел от христианства.Есть ведь даже примеры из жития святых, как они из христианства в ислам переходили, потом обратно возвращались.И вот за таких мы тоже произносим эту молитву, я вот это так понимаю.Да и сама концепция христианства заключается в том, что Господь-то любит всех, невзирая на то, к какой религии человек принадлежит, а мы у него должны тоже этому учиться, чтобы и в нас была искра Божия.Кроме того, Вы очень не внимательны, читая чужие комментарии, я ведь пишу, что эти молитвы более всего нужны нам самим. Дмитрий 5 июля 2012, 22:44 Ответ Роману ( Часть 3 ): Церковь когда молится за павших на поле брани ( во второй мировой войне в частности ), молится только за павших православных христианах. О других людях умерших на том-же сражении церковь не молится. Дмитрий 5 июля 2012, 22:32 Ответ Роману ( Часть 2 ): Я не знаю судьбу каждого умершего язычника ( это выяснится на страшном суде ). Я знаю слова Бога: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» (Иоан.3:5) «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Иоан.6:53) И ещё скажу что по преданию отцов просто хороший человек ещё недостоин Царства Небесного. Именно потому Бог — СПАСИТЕЛЬ. Дмитрий 5 июля 2012, 22:30 Ответ Роману ( Часть 1 ): Мы не решаем их судьбу, Бог сам справедливо всё рассудит. Я лишь могу сказать что большое число пассажиров титаника не отменило общей катастрофы т.е. для Господа не имеет значение число, он стучит в сердце каждого человека и каждого будет судить лично и справедливо. Люди могут гибнуть миллиардами.....Не надо никого оправдывать за Бога.

http://pravoslavie.ru/54529.html

Приведем пример. Плутарх рассказывает, как Красс передал Цицерону письмо, предупреждавшее его о злодейских планах Катилины. Вот как об этом сказано в жизнеописании Красса: «Цицерон рассказывает, как Красс, явившись к нему ночью, принес письмо, касавшееся дела Катилины, и уже тогда под­твер­дил, что заговор существует» (Красс 13.3). Здесь мы видим, как письмо приносит один Красс. Но в жизнеописании Цицерона картина выглядит иначе: «Немного спустя, когда приверженцы Катилины в Этрурии уже собирались в отряды, и день, назначенный для выступления, близился, к дому Цицерона среди ночи пришли трое первых и самых влиятельных в Риме людей – Марк Красс, Марк Марцелл и Метелл Сципион. Постучавшись у дверей, они велели привратнику разбудить хозяина и доложить ему о них. Дело было вот в чём. После обеда привратник Красса подал ему письма, доставленные каким-то неизвестным. Все они предназначались разным лицам, и лишь одно, никем не подписанное, самому Крассу. Его только одно Красс и прочел и, так как письмо извещало, что Катилина готовит страшную резню, и советовало тайно покинуть город» (Цицерон 15:1–4). Тут уже трое знатных римлян являются к Цицерону, и упоминается не одно, а несколько писем. Это не путаница со стороны Плутарха – это вполне сознательный литературный прием. В жизнеописании Красса речь идет о Крассе – и автор подчеркивает его роль, оставляя остальных в тени. Мы могли бы счесть это противоречием, исходя из наших современных представлений о том, как пишутся биографии, но для античных жизнеописаний это было общепринято. Трудно не заметить параллели (на что Ликона и обращает внимание) с теми расхождениями, которые мы видим в евангельских повествованиях. У Матфея и Марка ко гробу приходят три женщины: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» ( Мар.16:1 ). У Иоанна повествование сосредоточено на Марии Магдалине: «В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» ( Иоан.20:1 ), хотя в следующем стихе появляется множественное число, которое подразумевает присутствие других женщин: «Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Иоан.20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Эсхатология царства Божия воскресению мертвых лишь придает характер объ­ективности. Так как верующие воскреснут не каждый сам по себе, а как сыны царства по закону органической связи людей между собой, то воскресшие будут не только живы для Бога, но будут реальны друг для друга, т. е. воскреснут в некоторой телесности (σμα πνευματικν), воскресение будет всеобщим, равным образом объек­тивно–всеобщим будет суд над ними, объективной бу­дет парусия Христа... Итак, воскресение из мертвых составляет самое основ­ное христианское чаяние. Но Христос Спаситель не только призывал к добро­вольному самоотречению и проповедовал воскресение из мертвых, не только учил о воскресении, но Он факти­чески победил смерть, явился «первенцем из мертвых» ( 1Кор. 15:20 ; Апок. 1:5 ), основал царство сынов воскресения. Господь Христос основал царство сынов воскресения потому, что через Него именно явилась в людях вечная божественная жизнь ( 1Иоан. 1:2 ), через Него открылась нам божественная любовь ( 1Иоан. 3:16; 4:9,10,16 ), которой Он первый возлюбил нас. Посему вечную жизнь имеет лишь тот, кто верует в Сына, соблюдает Его слово, Им оживотворен, Им живет.... Чтобы передать людям Свою божественную жизнь, Христу «должно» было умереть, дать душу Свою для избавления многих, потому что только в добровольной смерти Его проявилась наивысшим образом Его любовь, только через смерть Он мог духовно соединиться со всеми верую­щими. Однако Христу «должно» было не только умереть, но и воскреснуть. «Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Мо­его» ( Иоан. 10:17,18 ). Воскресение из мертвых составляет величайшее христианское чаяние; воскресение Христа образует краеуголь­ный камень христианства. Если бы Христос умерь и не воскрес, то христианство было бы только учением; если бы христианство было только учением, то это было бы самое странное учение, и мы были бы самыми несчастными из людей. Но Христос воскрес. Христианство есть не только уче­ние, оно есть жизнь. «Я живу, и вы будете жить» ( Иоан. 14:19 ). Какое же значение для нас имеет воскресение Христа? Какие практические выводы отсюда вытекают? Воскресший Христос для нас первенец из умерших. Он умер и воскрес. И мы призываемся к упованию воскресения. Чтобы с Ним воскреснуть, с Ним мы должны умереть. Умереть со Христом значит жить по духу, а не по плоти. Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дела плоти суть: прелюбодеяние, блуд, ненависть, убийства, вражда, ссоры, нечистота, непотребство и тому подобное. Живущие по плоти умрут; живущие по духу живы будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

А он, узнав по язвам Пострадавшего, и по предведению — Бога, восклицает: « Господь мой и Бог мой » (Иоан. 20:28). 6. Пусть слушают еретики. Если действительно Сын не хочет (этого) и не имеет равного с Отцом достоинства, то почему Он не отклоняет неподобающей Ему чести? Когда Он услышал от некоего: « Учитель благий! », тотчас возразил: « Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог » (Матф. 19:16, 17), хотя именование «благий» употребляется и между нами. Слышать « благий », по твоему мнению, Он отказался; не гораздо ли больше должен был отказаться принять « Бог » и « Господь »? Там — « учителю благий », и говорит: « Что ты называешь Меня благим? », а здесь — « Господь мой и Бог мой », и не сказал: «Что называешь Меня Господом и Богом?» Но там, так как недостойно Его было обращение (потому что было сказано не «Господь благий», а « учителю благий »), Он отклонил низкое, а здесь славное принял. И здесь укорил, но укорил, напротив, за то, что сказано было поздно. Не за то укорил Господь Фому, что он сказал — «Господь мой», но за то, что сказал это позже (чем следовало). « Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие » ( Яко видев Мя веровал еси, блажени не видевшии и веровавше ) (Иоан. 20:29). Один укорен, а все мы ублажены; конечно, ублажение это простирается на всех нас и на тех, которые после нас, потому что, не испытав чудес лично, но принимая на веру, все мы являемся участниками этого великого и славного блаженства. 7. От этого повествования, которое мы пробежали сокращенно, перейдем, если вы не утомились обилием сказанного, к другому пророческому изречению. Какому же? « Приидите, взыдем на гору Господню » (Мих. 4:2; Ис. 2:3), так как с горы Елеонской вознесся Спаситель. « Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева ». И день этот  Бог почтил также соименностью с горой. Там Спаситель вознесся с горы, называемой Елеонской, а здесь произрастает так называемая Масличная роща (η ελαια), и близостью к городу, и соименностью воспроизводящая древнее повествование. Спаситель возвел учеников Своих на гору Елеонскую близ Иерусалима. Обрати внимание на сходство — и там, и здесь. « Придите, и взойдем на гору Господню ». Взойдем желанием и словом, и посмотрим, какие плоды принесло нам спасительное вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но ни о чем не говорится, что оно — от Бога, кроме того, что происходит из Его сущности. Дух называется Святым. Это — главнейшее и первое Его наименование, заключающее в себе наиболее выразительный смысл и показывающее природу Святого Духа. Святой Дух, Дух Божий. Кто называет Его Духом Божиим? Послушай Спасителя: « Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов » (Матф. 12:28). Дух Божий. Итак, чтобы, как я сказал раньше, кто–либо, услышав о Духе Божием, не подумал, что здесь обозначается некоторое содружество, а не общность естества, Павел говорит: « мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога » (1 Кор. 2:12). В свою очередь, Дух называется Духом Отца, как об этом говорит Спаситель святым апостолам: « не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас » (Матф. 10:19, 20). Подобно тому, как, сказав: «Дух Божий», Писание присоединило: «Который от Бога», так же, в свою очередь, Дух назван и Духом Отца. А чтобы ты не подумал, что Он называется так ввиду Его содружества с Отцом, Спаситель решительно говорит: « Когда же приидет Утешитель… Дух истины, Который от Отца исходит » (Иоан. 15:26). Там говорится: «от Бога», а здесь — «от Отца». Что именно приписал Господь Себе Самому: « Я исшел от Отца » (Иоан. 16:28, 27), это же приписывает и Святому Духу, говоря: « Который от Отца исходит ». Итак, Дух есть Дух Божий и Дух от Бога Отца, и Он исходит от Отца. Что значит — «исходит»? Не сказал: «рождается». Чего не написано, о том не должно и рассуждать. Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца. Ты разведываешь от меня вообще о различии, каким образом Тот рождается, а Этот исходит? Что же? Узнав, что Сын рожден, ты узнал и об образе Его происхождения. И, когда ты слышишь, что проповедуется Сын, ты с тем вместе постигаешь и образ Его рождения. Имена — то, что почитается верой и блюдется благочестивой мыслью. Какой же смысл слова «исходит»? Чтобы избежать имени «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: « Который от Отца исходит ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010