между которыми распределил Господь управление частями мира. Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, — это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, которые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи (Иоан. 8:44), о том, что сначала диавол согрешил (1 Иоан. 3:8), равно и об ангелах его (Матф. 25:41; Откр. 12:7,9), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6:2). Но - а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) — показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, случилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, потому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж (Матф. 22:30) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного (Втор. 14:1; Прит. 14:26; Иоан. 1:12). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] (Быт. 4:26), в противоположность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с дочерями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. По второму мнению, грех падших духов состоял в зависти: завистью диавола , говорит Премудрый, вошла в мир смерть (Прем. 2:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Ответ. Господь наш Иисус Христос научил, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять» ( Иоан.14, 15–17 ). Посему, пока не соблюдаем всех заповедей Господних, и пока мы не таковы, чтобы Господь засвидетельствовал о нас: вы «не от мира» сего ( Иоан.15, 19 ), до тех пор да не ожидаем удостоиться Духа Святого.    Вопрос 205. Кто суть «нищие духом» ( Матф.5, 3 )? Ответ. Поскольку Господь говорит в одном месте: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Иоан.6, 63 ), в другом: «Дух Святый…научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14, 26 ); «не от Себя говорить будет» ( Ин.16, 13 ): то «нищие духом» суть те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: «пойди, продай имение твое и раздай нищим» ( Матф.19, 21 . Лук. 18, 22 ). Но если кто, прияв и как ни есть приключившуюся ему нищету, управит собою по воле Божией, как Лазарь; то и сей не чужд блаженства.    Вопрос 209. Как можем прийти в страх судов Божиих? Ответ. Ожидание всего опасного естественным образом производит страх. Так боимся и зверей и начальников, ожидая от них испытать что-нибудь худое. Потому, если кто поверит, что угрозы Господни истинны, и будет ожидать, что изведает их самым ужасным и бедственным образом, тот убоится судов Божиих.    Вопрос 211. Какая мера любви к Богу? Ответ. Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божью, с целью и вожделением славы Божьей.    Вопрос 212. Как приобретается любовь к Богу? Ответ. Если добросовестно и благопризнательно расположим себя к Божиим благодеяниям. А сие бывает и у бессловесных. Ибо видим, что псы любят того только, кто дает им хлеб; узнаем это и из сказанного с укоризною у Пророка Исаии: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» ( Ис 1, 2–3 ). Ибо как у вола и осла от благодеяния питающего сама собою рождается любовь к нему; так и мы, если с добрым чувством и благопризнательностью будем принимать благодеяния, то можем ли не возлюбить оказывающего нам столько великих благодеяний Бога, когда подобное расположение в душе здравой рождается, так сказать, естественным образом и без научения?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«Та погибнут» . Ибо видимое все преобразится и в безсмертие приидет. Итак, «погибнут» — говорит относительно настоящаго вида. «И яко одежду свиеши их» . Легкость изменения их показывает. «Ты же тойжде еси» . Все, говорит, изменишь и обновишь и безсмертным сделаешь из смертнаго. Ты же безконечно живешь и пребываешь непрестанно. Евр.1:13—14.   Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Итак, начало естества нашего вознес к Отцу. И этот дар высоко оценил Отец и, вследствие достоинства Принесшаго и по непорочности Принесеннаго, как бы взял собственными руками, положил этот дар около Себя и сказал: «Седи одесную Мене» . Сказал «седи» — не другое что желая показать, говорит — будто Он не осмелился бы сесть, разве по приказанию, — да не будет, но чтобы ты не считал Его безпричинным. А что это именно так, на это указывает и место седения — знак равночестия, и сказанное выше «седи» , хотя раньше не слышал Он: «седи» . Или так как пророк не в состоянии был иначе выразить согласие и соизволение Отца на седение, то и воспользовался выражением «седи» . Велико и это, и не только превышает человеческое естество, но и всю тварь. Однако по человечеству и Ему говорится. Ибо, как Бог, Сын имеет вечный престол. «Престол Твой Боже» , говорит, «в век века» . Ибо не после Креста и страдания, как Бог, удостоился Он этой чести, но как человек воспринял то, что имел как Бог. Ибо не умаленным будучи возвысился, но, будучи высоким и «будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:6—7). Посему и евангелист взывает: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18). И Господь говорит: «Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:11). И в другом месте: «прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан. 17:5). Итак, как человек, Он слышит: «седи одесную Мене» . Ибо, как Бог, Он имеет вечное владычество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3194...

1. Признаки будущего спасения или блаженства. Кроме всеспасающей веры, есть еще следующие дальнейшие признаки, по которым можно заключать о нашем будущем спасении. а) Внутреннее отвращение от всех тяжких грехов . Кто любит Бога, тот соблюдает Его заповеди, и за это получит награду от Бога на небе. Но грех заключает врата в небесный Иерусалим. И если человек уже согрешив, питает отвращение ко греху и это отвращение приводит его к покаянию, то он опять открывает для себя небеса. Все люди грешат, но злые творят грех с радостью и самоуслаждением, а добрые питают отвращение к греху. б) Любовь к Слову Божьему . Слово Божье могут слушать в церкви или поучаться ему из чтения назидательных книг. “ Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек ” (Иоан. 10:27–28). в) Любовь к молитве и Святым Таинствам . Молитва есть ключ к божественным сокровищам благодати. “ Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ” (Мф. 7:7). “ О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ” (Иоан. 16:23). Святое Таинство покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба. Чем тщательнее мы очищаемся, тем делаемся достойнее для неба. О Святом Таинстве причащения сказал Господь: “ ядущий хлеб сей жить будет вовек ” (Иоан. 6:58). Как покаяние очищает, так принятие Святого Причастия укрепляет нас. г) Принятие скорбей от руки Божьей . Христос предшествовал нам на пути креста. “ Господь, кого любит, того наказывает ” (Евр.12:6). “ Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ” (Деян. 14:22). Скорби служат к удержанию от греха, к испытанию и уврачеванию, и дают повод к прекраснейшим добродетелям. Вообще входит в небо тот, кто усиленно желает неба и в этом желании отвращается греха, находит радость в Слове Божьем, в молитве, в принятии Святых Тайн и даже в посылаемых ему свыше скорбях. 2. Признаки предстоящего осуждения. В ад идет и будет осужден тот, кто хочет ада или, по крайней мере, не хочет неба. Какие признаки этого?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

2) Да были. Так, начертание в домах евреев в Египте, по повелению Божию, кровью пасхального агнца – знака, избавившего первенцев, еврейских от губительной язвы ( Исх. 12:7  и 13), и крестообразное положение тела Моисея во время битвы с Амаликитянами, даровавшее евреям победу над врагами, прообразовали спасающий людей от врага их – диавола крест Христов. То же означал и знак, сделанный на челах людей Божьих для избавления их от смерти ( Иез. 9:4 ), ибо находящееся в русской Библии выражение «сделай знак», в еврейской и греческой Библиях выражено: «сделай тав», а «тав» это – название еврейской буквы, которая изображается в виде креста: х или 22 . По словам Самого Христа, медный змий, повешенный Моисеем на знамени в пустыне, прообразовал собой Самого Христа, следовательно, само знамя прообразовало собой крест Христов, на котором Он был повешен: «как Моисей говорит Спаситель, вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:14–15 ). И как всякий ужаленный змеями, обращая свой взор на повешенного медного змея, получал исцеление, так и всякий, ужаленный диаволом, с верой обращающий свой взор на изображение распятого Христа, получает исцеление, «ибо, говорит Премудрый Соломон, обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобой, Спасителем всех» ( Прем. 16:7 ). О кресте, как знамени Христовом пророчески молится Псалмопевец, взывая к Господу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59:6 ), т. е. ради Христа, Который есть «путь и истина, и жизнь» ( Иоан. 14:6 ). Православные, боящиеся Бога, и поднимают знамя «ради истины», т. е. в честь и славу Христа, – во время крестных ходов и других церковных служб и торжеств, как победное знамя Спасителя мира; и только «враги креста Христова» не поднимают его ради истины. А пророк Исаия, предсказывая, что под это знамя соберутся и язычники, восклицает: «проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов» (Иса. 62:10; См. Иоан. 1:23 ). Это знамя Христово, или св. крест, явится на небе при кончине мира: «тогда, сказал Спаситель, явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30). Как для каждого солдата полковое знамя – святыня, за которую он всегда готов умереть, так и для каждого христианина великая святыня Крест Христа, Его победное знамя. Если и весь полк на войне уничтожат, а сохранится знамя, сохранится и славное имя полка: он снова составится из новых солдат. Но пропало знамя, пропал и весь полк: его распределят по другим полкам, и само имя его с позором уничтожат. Солдат, изменивший знамени своему, уже не солдат, его накажут самым строгим образом; и христианин, отказавшийся от своего знамени, – от креста святого – уже не христианин, и понесет тяжкое наказание на суде Христовом, как «враг Креста Христова» ( Фил. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Верные а) имеют чрез общение с Господом один дух с Ним: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. VI:17). – В вас должны быть те же чувствование, какие и во Христе Иисусе (Фuлun:II, 5).    б) становятся совершенными: во Христе обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем (Колос. II:9, 10).    в) имеют общение с Господом в своих страданиях: радуюсь в страданиях моих за вас, и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь (Koл:I, 24).    Очевидные знаки единение или общение с Господом: а) внутреннее свидетельство Св. Духа: что мы пребываем в Нем, и Он в нас, узнаем из того, что Он дал наш Святого Духа Своего (1 Иоан. IV:13),    б) повиновение Его заповедям: по соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божие совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем (Иоан. II:5), – Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем и Он в том ( – III, 14).    Страшное наказание не имеющему общение с Господом: кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет: а такие ветвь собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Иоан. XV:6).    Послания св. Игнатия Богоносца, Казань, 1855 г. глав. 7, стр. 47.    Там же, гл. 8, стр. . 166.    Магнез. гл. 8, стр. 83.    Римл. гл. 1, стр. 121; гл. 3, стр. 126; Еф. гл. 18, стр. 65; Полик. гл. 8, стр. 193; Тралл. гл. 7, стр. 105.    Еф. гл. 19, стр. 67.    Еф. гл. 1, стр. 36.    Римл. гл. 6, стр. 130.    Посл. Филип. гл. I.    Там же, гл. 11.    Аполог. 1, § 63.    Разговор с Трифон. гл. 121.    Против ересей, кн. 3, § 19, 2.    Там же, кн. 1, § 10, 1.    Посл. к Дионисию Римскому.    На эти слова ссылается св. Афанасий Александрийский в своем послании.    § 11.    § 10, 11.    Эти свидетельства можно читать у преосвящ. Макария: „Правосл. догмат. Богословие». Спб. 1850 г. изд. 2. Т. 1, стр. 305 – 308.    Примеры см. у преосвящ. Макария, стр. 308 – 309).    Минуций Феликс – Ocmav. сар. 36, 37. См. также у Лактанция Instit. lib. V, сар. 13.    Симв. церкви иерусалим. Bingham. Origines ecclesiasm. Halae, 1727. vol. IV, pag. 96.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Исполнение: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» ( Матф. 2:16 ). В 31:17–18 Иеремия говорит о рассеянии и истреблении Израиля. Какое это имеет отношение к избиению младенцев Иродом? Неужели Матфей ошибался, считая зверства Ирода исполнением пророчества ( Матф. 2:17–18 ) или же убийство невинных – чем-то родственным разрушению Израиля или Иудеи? Разумеется, нет. Как указывает Латч, «весь контекст главы 31, начиная с 20 стиха и вплоть до гл. 33:26 является мессианским. В этих четырёх главах говорится о приближении к спасению через Господа, о приходе Мессии, который восстановит Царство Давида на новом основании, каким станет отпущение грехов ( Матф. 31:31–34 ), Царство, где всякая усталая и скорбная душа найдёт полное утешение ( Матф. 31:12–14,25 ). Утешатся, обещает Господь, даже матери, испытавшие во имя Христа страшное горе – зверское убийство своих младенцев-сыновей». Пророчества о природе Мессии 13. Вечное существование Мессии ещё до его земного рождения Пророчество: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5:2 ). Исполнение: «...И Он есть прежде всего (т.е. существовал до всего остального), и всё Им стоит» ( Кол. 1:17 ); ( Иоан. 1:1–2 ); ( Иоан. 8:58 ); ( Иоан. 17:5,24 ); ( Отк. 1:17 ); ( Отк. 2:8 ); ( Отк. 22:13 ). В древнееврейском «Таргуме Исаии» читаем: «И сказал пророк дому Давидову: родился у нас младенец, дарован нам сын; и Он возложил на Себя закон, чтобы соблюсти его, и имя Его призвано из вечности, и будет Он дивным наставником. Великим Богом Вечным, умащённым благовониями Мессией, в чьи дни снизойдёт на нас мир» ( Ис. 9:6 ). Там же находим: «Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его. Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Не огорчайся ныне. А когда будешь ты отходить из этой жизни, Я не пошлю ни ангелов, ни архангелов, но сам приду и приму твою душу, лучезарнейшую солнца и светозарнейшую луны. Не огорчайся, Дева, что Я восхожу ко Отцу Моему: тебе остается вместо Меня Иоанн, девственник и наперсник Мой. Не ему ли поручил Я тебя, когда был на Кресте, сказав: " Иоанн, вот мать твоя " , а тебе сказал: " вот сын твой " (Иоан. 19:27, 26)? И ныне то же самое повторяю Я тебе: Мир тебе, Матерь Моя и Дева! " И ученикам еще раз сказал: " Мир вам, братья! Делайте так, как Я научил вас. Не огорчайтесь, что Я восхожу ко Отцу Моему, Если Я не отойду, Утешитель не придет к вам. Я ухожу и через десять дней пошлю вам Утешителя, Духа Святого и Животворящего " . И когда Он говорил это, вот множество ангелов окружило Его, и серафимы, осеняя Его, восклицали: " Свят, свят, свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славы Его! " (Ис. 6:3). И тотчас светлое облако осенило гору, и лики пророков собрались на горе. В самой середине пророческого лика находился Давид с духовной лирой; он, побуждая Иисуса взойти на небо, говорил: " Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! " (Пс. 56:12). А апостолам говорил: " Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! " (Пс. 98:5). И вот, на глазах у них Он поднялся и облако светлое подхватило Его. И еще раз говорит Господь ученикам: " Мир вам! Мир Мой даю вам " (Иоан. 14:27). И сказав это, стал невидим для них. Когда же увидел Давид, что взошел на небо Господь, опять, торжествуя и бряцая на духовной лире, говорил: " Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном " (Пс. 46:6). А там Отец, встречая Его, говорил: " Сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17); Ты – Агнец Мой, Ты – истинное Мое в начале Слово (Иоан. 1:1); Ты – Моя сила; Ты – Моя мудрость " . И когда Он взошел на небо, все силы поклонились Ему, и Он воссел по правую сторону Отца, исполнив, таким образом, все, относящееся к устроению спасения людей, как единосущный Отцу, единая сила, единое Божество, единая власть Отца и Сына и Святого Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Об этом-то и пророк молится говоря: " трепещет от страха Твоего плоть моя " (Пс.118:120). Так и ты пригвозди себя и прикрепи, как бы гвоздем, глубоко вонзенным. Как с трудом можно овладеть человеком пригвожденным, так напротив легко взять и нетрудно ниспровергнуть непригвожденного. Вот это и случилось в то время с иудеями: они и слушали и уверовали, и опять совратились. Поэтому-то Христос, желая углубить в них веру, так чтобы она не была поверхностной, пронзает душу их словами, самыми разительными. Конечно, им, как верующим, естественно было бы и обличения перенести; но они тотчас вознегодовали. Как же (Христос) в этом случае поступает? Сначала увещевает: " если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и истина сделает вас свободными " (ст.31). Как бы так говорит: Я намерен нанести вам глубокую рану, но вы не бойтесь. Впрочем, этим же самым Он уже смирил и гордость их души. От чего, скажи мне, освободить? От грехов. Что же эти гордецы? " мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда " (ст.33). Тотчас ниспала мысль их, а это произошло оттого, что они были крайне пристрастны к предметам мирским. " Если пребудете в слове Моем " . Этим Он показал, что Он знает тайны их сердца, знает, что они, хотя и уверовали, но не были твердыми в вере. При этом Он обещает им нечто великое, именно – что они будут Его учениками. Так как некоторые прежде отпали от Него, то, намекая на них, Он говорит: " если пребудете " ; ведь и те слушали и уверовали, но отпали, потому, что не были твердыми в вере. В самом деле, " многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним " (Иоан.6:66). " Познаете истину " , т.е. Меня, потому что " Я есмь истина " (Иоан.14:6). Все иудейское было образом, а истину вы узнаете от Меня и она освободит вас от грехов. Как тем Он говорил: " умрете во грехах ваших " (Иоан.8:24), так и этим сказал: " сделает вас свободными " . Не сказал: Я избавлю вас от рабства, но представил им самим уразуметь это. Что же они? " Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Построить Царствие Божие на земле, согласно православному учению, нельзя. На земле ближе всего к небесному первообразу - православная самодержавная монархия. Разумеется, и она бесконечно далека от небесного Царствия. В земной жизни искать Царствие Божие нужно не в государственных институтах, а в собственном сердце, то есть внутри себя (Лук. 17, 20-21). Там это Царствие действительно достижимо! Что же касается личных политических взглядов, то они у православных христиан в зависимости от эпохи и обстоятельств могут быть разными или их может вовсе не быть... Но не так считают лидеры мировых религий. В вышеприведенной цитате они прямо указывают (интересно, кто указал им?), какой, оказывается, миропорядок нам нужно построить, и далее объясняют, что " мир должен быть многополярным и многоукладным, удовлетворяющим всех людей и все народы " . Таким образом, не только на любую религиозную ревность, но и вообще на всякую монокультуру (которой в некотором роде является и христианство) падает тень подозрения в неблагонадежности. То, что с приходом на землю Христа окончилась эра язычества и началась христианская эра, прежде считалось положительным историческим и духовным фактом. Похоже, что ныне положительное качество этого факта ставится под сомнение. Веротерпимость христианская и нехристианская Нам представляется, что ныне происходит подмена понятий: подлинную веротерпимость и человеколюбие пытаются подменить религиозным безразличием и теплохладностью. Христос учил терпимости и любви ко всякому человеку, какой бы веры он не был: если человек нуждается в помощи, его нужно накормить, одеть, посетить в тюрьме или просто оказать сострадание. Но Христос не учил терпимости к ложному верованию этого человека. Нужно любить человека, но при этом отрицаться его ложной веры. Евангелие не дает повода ссылаться на " религиозный конформизм " Христа. Господь наш Иисус Христос прямо говорит: " Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня " (Иоан. 14, 6); " Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется " (Иоан. 10, 9); " Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " (Иоан. 6, 53).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010