Вопрос 234. Как человек возвещает смерть Господню (1 Кор.11, 26)? Ответ. Как научил Господь, сказав: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Матф.16, 24), и как выразил Апостол, исповедав о себе: «для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6, 14), на что и дали мы предварительное обещание в самом крещении; ибо, говорит он, «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6, 3): толкуя же, что значит в смерть Господню креститься, присовокупляет к сему: «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (6), но, очистившись от всякого пристрастия к жизни, соделаться достойными свидетельства того же Апостола, который сказал: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (1 Колос. 3, 3), так чтобы осмелиться нам с дерзновением говорить: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14, 30). Вопрос 237. Какая душа направлена по воле Божьей? Ответ. Та, которая приняла предложение Господа, сказавшего: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16,24). Ибо кто прежде не исполнит повеления отвергнуться себя и взять крест, тот потом сам в себе много находит препятствий к последованию за Христом. Вопрос 239. Какое сокровище «благое», и какое «лукавое»? Ответ. Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божьей, есть сокровище благое, а умудрение порочное в том, что запрещено Господом, есть сокровище лукавое. Из сих–то сокровищ, по изречению Господа, каждый в делах и словах своих износит или «лукавая», или «благая» (Матф.12, 35). Вопрос 240. Почему сказано: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель» (Матф.7, 13)? Ответ. Господь, по многому человеколюбию, для выражения учений истины употребляет слова и именования предметов, нам знакомых. Посему, как уклонение от прямого пути, проложенного по земле, возможно на большое пространство; так, говорит Он, уклоняющейся от пути, который ведет в царство небесное, находится на великом пространстве заблуждения. А слова: пространный и широкий, как рассуждаю, тождезначительны, потому что широкое и у знакомых с внешнею ученостью называется пространным. Поэтому поле, то есть, место заблуждения пространно, а конец его—пагуба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И тогда, как Он сказал эти самые слова, Он не остановили их. Хотя и вначале говорил: " вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились " (ст.26), и в последующих словах исправлял их, но, не смотря на все это, они не перестают (требовать хлеба). Когда Христос обещал самарянке дать воду, то при этом не упомянул об Отце, а просто так сказал: " если бы ты знала Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую " , – и опять: " вода, которую Я дам " (Иоан.4:10,14), – но не отсылает к Отцу. Здесь же упоминает об Отце, чтобы ты узнал, как велика была вера самарянки и как велика немощь иудеев. Но ведь манна была не с неба; как же говорится: " с небес " ? Так же, как Писание говорит: " птиц небесных " , и опять: " Возгремел на небесах Господь " (Пс.8:9;17:14). Хлебом же истинным называет тот хлеб не потому, чтобы чудо над манной было ложно, а потому что она была образом, а не самою истиною. А упомянув о Моисее, не противопоставил Себя ему, потому что иудеи еще не предпочитали Его Моисею, а напротив о Моисее имели высшее понятие, чем о Нем. Поэтому, сказав: " не Моисей дал " , Он не присовокупил: Я даю, но вместо того сказал: " Отец дает " . Услыхав это, они опять говорят: дай нам есть хлеб этот, – потому что все еще думали, что это нечто чувственное, все еще ожидали насыщения своего чрева, а оттого и стеклись так скоро. Что же Христос? Мало-помалу возвышая их мысль, продолжает: " хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру " (ст.33), – не иудеям только, но и всей вселенной. Потому-то и не сказал просто – пищу, но – жизнь, какую-то другую и отменную, чтобы показать, что все были мертвы. Но они все еще поникают долу и говорят: " подавай нам такой хлеб " (ст.34). Обличая их за то, что они, пока предполагали трапезу чувственную, дотоле стекались к Нему а как скоро узнали, что это некая духовная трапеза, то уже не приступают к Нему, Христос говорит: " Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Наконец, когда апостолы, из-за большого увеличения церковных обществ, или же с приближением своей смерти, не могли рукополагать пресвитеров для христианских церквей, тогда они оставляли себе преемников, поручив им всю полноту власти домостроительства Таин Божиих: учить, священнодействовать и управлять Церковью . Эти преемники назывались епископами. Святой апостол Павел чрез молитвенное возложение рук посвятил во епископы Тимофея и Тита. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение«( 2Тим. 1:6 ). Вот как пишет к Тимофею святой апостол Павел. К Титу тот же апостол пишет: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ). Приведем еще целый ряд текстов, которые вам покажут, какою властью были снабжены епископы со времен апостольских. Епископы поставляли пресвитеров. »Чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1:5 ); избирали достойных в пресвитеры и диаконы ( 1Тим. 3:15 ); перечисляя достоинства, которые должны иметь те пресвитеры и диаконы, св. апостол Павел пишет к Тимофею: «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь . Бога Живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ); и дает ему совет: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ), т. е. никого не рукополагай без основательного знакомства с кандидатом священства. Епископы принимали жалобы на пресвитеров: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях " ( 1Тим. 5:19 ). Наказывали и награждали: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). «Согрешающих же (пресвитеров) обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели» ( 1Тим. 5:20 ). Пресвитеры и в первые времена христианства учили народ ( 1Тим. 5:17–18 ), – совершали таинства ( Иоан. 5:14 ), были в зависимости от епископов ( 1Тим. 5:19–20 ), наблюдали за паствой ( 1Петр. 5:2 ; Деян. 20:28 ), принимали непосредственное участие в организациях ( Деян. 15:6, 22–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Не ослепление ли это? б) С другой стороны, вы не издеваетесь над благочестием в той мере, в какой вы сами его соблюдаете . Вы не смеетесь над человеком, если он молится, потому что и вы сами молитесь, — если он исповедуется и причащается, потому что и вы сами исповедуетесь и причащаетесь. Но вы смеетесь над ним, если он часто молится, часто исповедуется и причащается и т. д. Таким образом, вы смеетесь над ним потому, что он благочестивее и совершеннее вас. Издеваясь над его добродетелями, вы стараетесь заглушить ваш собственный стыд, происходящий от недостатка добродетелей. Его поступки — для вас укор. Как нередко случается, что извиняют в других пороки, которыми сами страдают, так же нередко, к несчастью, осуждают в других добродетели, которых сами не имеют. Не жалкое ли это ослепление? в) Это ослепление не только жалкое , но и пагубное . « Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится » (Лук. 9:26); и « кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным » (ср. 2 Тим. 2:12 ). Здесь можно привести слова Тертуллиана : «мое спасение несомненно, если я не стыжусь моего Бога.» О достойных Христовых последователях « И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня » (ст.38). Путь крестный — путь узкий и тернистый, но единственный для спасения. Мало таких, обретают его (Мф.5:7–14 ), но только идя этим путем мы делаемся достойными последователями Христовыми. О достойных Христовых последователях: 1. Достойные последователи Иисуса Христа приемлют свой крест. а) Лжеименные христиане не возлагают на плечи свои креста: слово « крестное » кажется им « юродством » (1Кор. 1:18 ), или по крайней мере « странными словами » (Иоан. 6:60 ), которого они « не могут разуметь » (1Кор. 2:14 ). а) Они не могут понять, чтобы человек приходил в мир для чего-либо другого , а не для того, чтобы наслаждаться только дарами Божьими; они думают, что все существует для их своекорыстия, радости и удовольствий, и этой мерой определяют ценность или негодность вещей. Они ищут на земле своего высочайшего блага и если, как часто случается, обманываются в своих рассчетах, то предаются ропоту или сомнению в Божьем Промысле.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но и помимо этого, огромное количество евангельских чудес совершается прямым повелением Господа через слово, – в одних случаях отвечающее на веру и с нею соединяющееся, в других же непосредственно повелевающее: теща Симонова ( Лк. 4, 39 ), прокаженный ( Лк. 5, 12–13 ), расслабленный ( Лк. 5, 24–5 ), сухорукий (6, 8–10), исцеление слуги сотника Капернаумского (7, 1–8), воскрешение сына Наинской вдовы (7, 14–15), исцеление десяти прокаженных (17, 14), исцеление дочери хананеянки ( Мф. 15, 28 ), исцеление расслабленного у Силоамской купели (Ио. 5, 8–9), исцеление сына царедворца Капернаумского ( Иоан. 4, 50–53 ). Сюда же относятся и чудеса, совершенные повелевающим словом, обращенным к природе: ветру и морю ( Мр. 4, 39–41 , Лк. 8, 22–25 , Мф. 8, 23–26 ), смоковнице ( Мр. 11, 14, 20 ), при чудесном лове рыбы ( Лк. 5, 4–7 ). Аналогия в Ветхом Завете: чудеса Моисея при исходе из Египта и во время путешествия в пустыне (Исход), чудеса прор. Илии (3 Ц. 17, 18; 4 Ц. 2) и Елисея (4 Ц. 4, 5, 6). Однако, есть целый ряд чудес, когда Господь не ограничивается одним словом, но производит известные действия, которые являются как бы средством для совершения чуда. Так, при воскрешении дочери Иаира, Он, «взяв за руку, говорит ей: талифа куми» ( Мр. 5. 41 ); при исцелении косноязычного Иисус, «отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему, и, плюнув, коснулся языка его, и воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», что есть «отверзись» ( Мр. 7, 33–34 ). Исцеление слепого описывается следующими чертами: «Он, взяв слепого, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он взглянул и сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И исцелел и стал видеть ясно» ( Мр. 8, 23–25 ). В других случаях чудеса совершались прикосновением: самый выразительный случай – исцеление кровоточивой, которая, прикасаясь, «говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровлю», а «Иисус, почувствовав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Иса. 60:13). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Иса. 11:12; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Иоан. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Иоан. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Пейте, сказал Христос, из нея (чаши) все» ( Мф. 26: 27 ). В Евангелии читаем: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним, ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие“ ( Лук. 18: 15–16 ). При Причащении приносят детей, чтобы Господь не только прикоснулся к ним, а соединился с ними вместе, по Его словам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем» ( Иоан. 6: 56 ). Сектанты, не причащая своих детей, очевидно, не хотят, чтобы они были со Христом, чтобы Христос пребывал в их детях и они в Нем, то есть лишают их Христа, а следовательно и вечной с Ним жизни. 13) Сектант: Православные снова распинают Христа, если считают причащение умилостивительной жертвой, ибо «Христос однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих“ ( Евр. 9: 28 ). «Христос вошел в нерукотворенное святилище... не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно, с чужою кровию; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира, Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею“ (ст. 24–26). «Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа“... (10: 10–14), поэтому бескровная жертва излишня; она только унижает великую Голгофскую жертву. Объяснения православного: В приведенных словах св. апостола Павла говорится не о таинстве св. Причащения, а о Голгофской жертве, которая сравнивается с жертвами ветхозаветными. Говорится, что в то время, как иудейския жертвы приносились ежегодно и «не могли сделать совершенными приходящих с ними... ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи“ ( Евр. 10: 1–4 ), Христос, «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых“ (ст. 14), так что «мы освящены единократным принесением Тела Иисуса Христа“ (ст. 10). Вторично страдать за мир Христос уже не будет: Его Голгофская жертва принесена раз и навсегда за грехи всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

писахъ вамъ врющымъ во им Сна да всте, к животъ вчный имате, и да врете во им Сна 3, 15. и д. 20, 31). И есть еже имамы къ нем, к аще чег просимъ по воли ег, послшаетъ насъ. ( 3, 21. и д. 14, 13. 16, 26). И аще вмы, к послшаетъ насъ, еже аще просимъ, вмы, к имамы ихже просихомъ нег. 9, 31. 11, 42). 13. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. 14. И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили; знаем и то, что получаем просимое от Него. 13–15. Это внутреннее свидетельство об И. Христе, как Сыне Божием даровавшем жизнь вечную, не может иметь убедительной силы для тех, кто Бога Самого представляет лживым (10 ст.), и я нишу о Нем собственно для вас, верующих во имя Сына Божия. (О выражении веровать во имя Сына Божия см. в примеч. к 3, 23.). Свидетельство это в вас самих, в вашем собственном духе; но я пишу вам о Нем для того, чтобы вы, обращая внимание на Него, утвердились в звании своей веры, как силы, не только побеждающей мир (4 ст.), но и доставляющей вам обладание блаженною вечностью. (Подоб. см. 2, 21). Таково дерзновение нашей веры! Мы знаем уже (3, 21–24.), что находясь в общении с Сыном Божиим, мы получаем от Него (31) все, чего только ни попросим согласного с благою волею Его о нас – ( Иоан. 14, 13. 16. 24 ). Если так, то не может быть никакого сомнения, что существенное требование духа нашего – требование нескончаемого блаженства, возбуждающее нас к молитве о Нем, уже удовлетворено, потому что Сын Божий для того и пришел к нам, чтобы даровать это блаженство и Сам Он есть Жизнь Вечная. На такую мысль Апостола указывает слово 15-го ст. – имеем (χομεν, см. слав. текст, что в русск. перев. – получаем). – «Апостол говорит как бы так: если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас; если же выслушивает нас в просьбах наших, то мы знаем, что приносим просьбы, согласные с Его волею и просимое нами имеем сами у себя. Такие предметы суть: Царство Божие и правда Его, которых просить Он и Сам заповедал нам в Евангелии ( Мф. 6, 33 )» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Св. Ангелы молятся на небесах о живущих на земле людях. ( Зах. 1:12–13 ; Дан. 10:11–21 ). Для любви и молитвы нет, следовательно, преград ни во времени, ни в расстоянии. Нужно притом заметить, что наши молитвы об умерших направляются к Богу, для Которого нет ничего невозможного. (Мф. 19:26). 14) Если по молитвам живых спасаются умершие грешники, тогда все усопшие o которых молятся, должны спастись? 14) Сам Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим. 2:4 ), «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:16 ). Об этом же и мы должны молиться, хотя и не знаем, кого Он спасет. Наше дело – молиться об умерших с верой, а дело Бога – миловать и спасать того, кого Он хочет, по Его же слову: «кого миловать, помилую, кого жалеть, пожалею. Итак, помилование зависит не от желающего, и не от подвизающегося, но от Бога милующего». ( Рим. 9:15–16 ). И о живых, когда мы молимся, не знаем о ком из них Господь услышит нашу молитву и кого по ней помилует; но молимся о всех, исполняя повеление слова Божия: «молитесь друг за друга». ( Иак. 5:16 ), «молитесь о всех святых» ( Еф. 6:18 ), «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ). Нужно, следовательно, молиться и о всех умерших, которые «у Бога все живы» ( Лк. 20:38 ), а Бог Сам знает, кого, ради молитв и милостыни, помиловать и спасти для вечной жизни. 15) Что могут помочь приношения за умерших, в виде вынимаемых частиц из просфоры? 15) Несравненно более того, что помогали израильтянам двенадцать хлебов, полагавшихся в храме «на чистом столе для Господа», которые были «великой святыней... в память, в жертву Господу» за грехи двенадцати колен израилевых ( Лев. 24:5–8 ). Вынимаемые из особой просфоры, во время совершения бескровной жертвы, частицы за умерших опускаются в Кровь Христову, с молитвой священнослужителя алтаря: «омой, Господи, грехи поминавшихся здесь честной Кровью Твоей», т. е. эти частицы приносятся «в память и в жертву Господу «за грехи тех умерших, за которых пролита Кровь Спасителя мира и о помиловании которых молится Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

13. Не стыдись сознаться в незнании, потому что не знаешь вместе с Ангелами. Один Рождший ведает Рожденного, и Рожденный Им знает Рождшего. Рождший ведает, Кого Он родил, и Святый Божий Дух свидетельствует в Писаниях, что Рожденный – Бог безначальный. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан. 5, 26). И: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (23). И: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» (21). И Рождший не терпит утраты, и Рожденный не имеет ни в чем недостатка. Знаю, что неоднократно говорил я вам это, но говорил о сем часто для вашего утверждения. И Рождший не имеет Отца, и Рожденный не имеет брата. И Рождший не пременился в Сына, и Рожденный не соделался Отцом. От единого только Отца один Единородный Сын. Не два нерожденные, и не два Единородные, но один Отец не рожден. Ибо не рожден, кто не имеет отца. И один Сын превечно рожден от Отца – не во времени рождается, но рожден прежде веков, не преспевая возрастал, но таким и рожден, каков Он теперь. 14. Поэтому веруем в СЫНА БОЖИЯ ЕДИНОРОДНОГО, ОТ ОТЦА РОЖДЕННАГО, БОГА ИСТИННАГО Ибо истинный Бог, как сказано, не рождает лживого. Не рассудив сперва, потом уже родил, но родил превечно, родил гораздо скорее, нежели исходит наше слово, или наша мысль. Ибо мы, произнося слово во времени, тратим на сие время, а для Божественной силы рождение не временно. И как неоднократно было сказано, не из небытия привел в бытие, и не всыновил небывшего прежде сыном, но, как вечный Отец, превечно и неизреченно родил единого Сына, у Которого нет брата. Не два начала, но глава Сыну Отец – единое Начало. Ибо Отец родил Сына, истинного Бога, именуемого Эммануилом. А Эммануил толкуется: «с нами Бог» ( Мф. 1:23 ). 15. И желаешь ли знать, что Рожденный от Отца, и впоследствии вочеловечившийся, есть Бог ? Слушай, что говорит Пророк: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним, Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Израилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010