Слово “Дух,” действительно, понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие. Мы знаем только двоякого рода естества: вещественные, сложные, не имеющие сознания и разумности, и невещественные, простые, духовные, более или менее одаренные сознанием и разумностью. Допустить, чтобы Бог имел в Себе естество первого рода, никак не можем, видя во всех делах Его, как творения, так и промышления, следы высочайшего разума. Предположить, напротив, в Боге естество последнего рода вынуждаемся необходимо постоянным созерцанием этих следов. И если, точно, само откровение изображает нам Бога, как существо духовное, – в таком случае наше предположение должно уже перейти на степень несомненной истины. 223 А откровение, точно, учит нас, что Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и что, след., природа Его – совершенно невещественная, непри­частная ни малейшей сложности, простая. Это видно: 1) Из тех мест Священного Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу: а) всякое тело ограничено пространством, – Бог ничем неограничен и вездесущ: может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь ( Иер. 23:24 ; Пс. 138:7–12 ); б) всякое тело имеет определенный образ, и потому может быть изобразимо, – Бог не имеет никакого чувственного образа, и потому в Ветзом Завете строго было запрещено изображать Его: кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? ( Ис. 40:18 , срав. 25); твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор. 4:15–16 ); 224 в) всякое тело, по тому самому, может быть видимо, – Бог на­зывается Богом невидимыми ( Кол. 1:15 ; 1Тим. 1:17 ; Рим. 1:20 ), которого не видел никто никогда (Иоан. 1срав. 6:46), и в частности –Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1Тим. 6срав. Исх. 33:18–23 ); г) всякое тело может подлежать переменам, – всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены ( Иак. 1:17 ); д) всякое тело, как сложное из частей, разрушимо и тленно, – Бог есть царь веков нетленный ( 1Тим. 1:17 ), и язычники осуждаются за то, что они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим ( Рим. 1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса об отмене субботнего дня в Новом Завете. Христос, правда, ходил в субботние дни в синагогу, там читал Св. Писание и поучал народ. Но из этого нельзя делать вывода, что христиане должны праздновать субботу, как нельзя делать и того вывода, что они должны ходить в синагогу. Христос соблюдал не только субботу, но и весь ветхозаветный закон, которому положил конец Своей смертью ( Гал. 3:10, 13, 22 ; Рим. 2:7–6 ). Но Христос, соблюдая субботу, показал, что наступает уже конец субботы. Заявил, что «суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын человеческий есть Господином субботы» ( Мк. 2:37, 28 ). Между тем, с точки зрения ветхозаветного закона именно человек был для субботы, а не суббота для человека. Так, по закону ветхозаветному всякий, кто стал бы делать в субботу какое ни будь дело, подлежал смерти ( Исх. 20:10; 31, 14, 15 ; Иерем. 17:27). В субботу нельзя было делать даже доброго дела, между тем в нарушение субботы Христос исцелил сухорукого и этим показал, что Сын человеческий есть господином и субботы ( Исх. 20:10, 31:14, 15 ; Иерем. 17:21, 27; Числ. 15:32, 33 ; Неем. 10:31, 13:15, 22 ). Сектанты говорят, что Христос не мог нарушить субботы уже потому, что пророк Исаия предсказал о праздновании субботы и в Новозаветной церкви (Исаия 66, 22 – 23). Неверно. Пророк Исаия в этом месте говорит только о счете времени, в которое будут прославлять Бога. «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонениеговорит Господь» (Исаия 66:23). Вместо того, чтобы сказать: из месяца в месяц и из недели в неделю, пр. Исаия употребил ходячее в то время выражение: из субботы в субботу, но здесь и намека нет на то, что в Новозаветной Церкви будут праздновать субботу. Наоборот, в Св. Писании Ветхого Завета мы знаем тексты, говорящие о том, что в Новозав. Церкви будут праздновать новый день (Иеремия 31:31–32; Захар. 3:8–10, 9:16, 13:1 ; 1Петр. 3:21 ). Как мы уже видели, субботники-адвентисты придают чрезвычайно важное значение словам Спасителя: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» ( Мф. 24:20 ). В них видят крайнее доказательство святости субботнего дня. Но так ли это? Если Христос имел в виду святость субботы, то Он, следовательно, имел в виду, и святость зимы? Если для учеников было грехом бежать в субботу, то для них должно было быть грехом бежать и зимою. Что Христос имел в виду, говоря эти слова? Очевидно не святость субботы, ибо Он не осудил своих учеников, обвиняемых фарисеями в нарушении субботы, не только исцелил расслабленного, но и, вопреки ясному запрещению носить ноши в день субботний» (Иерем. 17:21), говорит: «возьми постель твою и ходи» ( Иоан. 5:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Такая самоотверженная любовь к Богу проявлялась в Иисусе Христе и прежде. Так, когда Иисус Христос с опасностью для Себя изгнал из храма торгующих, то ученики Его вспомнили при этом слова псалма: ревность no доме Твоем снедает Меня ( Пс. 68:10 ; ср. Иоан. 2:17 ). С другой стороны, взаимная любовь Отца к Сыну дает Сыну крепкую уверенность, что воля Отца есть воля благая, что требуемая Им жертва, как бы ни была она тягостна, есть жертва необходимая и спасительная, что этою жертвою приобретается любовь Отца. Потому любит Меня Отец, говорил Иисус Христос, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее ( Ин. 10:17 ). Вообще принесение Иисусом Христом крестной жертвы из послушания Богу не означает того, чтобы жертва была принесена по принуждению. Где действует взаимная любовь требующего жертвы и приносящего жертву, там нет места принуждению. Действительно, апостол Павел говорит об Иисусе Христе, что Он предал Себя за нас в приношение и жертву Богу ( Ефес. 5:2 ). Сам Иисус Христос пред смертью сказал: Я отдаю жизнь Мою; никто не отнимает её у Меня; но Я Сам отдаю ее ( Ин. 10:17, 18 ). Вот пример того, как взаимная любовь совершает величайшие подвиги. – Но в крестной жертве Иисуса Христа обнаружилась не только любовь Сына к Отцу и Отца к Сыну, а также любовь Бога Отца к людям и любовь Сына Божия к людям. Любовь Бога Отца к людям побуждала Его найти средство для их спасения. Это средство, и притом единственное, заключалось в крестной жертве Богочеловека. Бог Отец потребовал от Сына принесения этой жертвы из побуждения любви к людям. Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ). Бог Свою любовь к мам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (5, 8). И не только доказывает, но и проявляет Свою любовь в высочайшей степени: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного ( Ин. 3:16 ). Слово так указывает на особенную силу и напряженность любви Божией, проявленной в предании Сына Божия на смерть Отцом. Хотя Бог Отец, побуждаемый правдою, наказывает грехи рода человеческого смертью Богочеловека; но, в сущности, наказывающая правда становится орудием любви Божией к миру, в сущности, не гнев Божий за грехи людей, а любовь Божия к людям повлекла Сына Божия на крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Явление, подобное виденному Елисеем над Илиею, совершилось теперь пред их глазами, но несравненно в славнейшем виде. Не колесница огненная, символ еще земной и означающий очищение человеческой природы, но облак славы, который прежде являлся только колесницей для Бога, поднял с Елеона от взоров учеников прославленную плоть Иисуса, Который, отходя, воздвиг руки Свои (обряд благословения жреческого), благословил учеников Своих (как Илия Елисея милотию, как Моисей начальников двенадцати колен). И только услышали апостолы от Ангелов в дополнение к ответу Господа и в утешение свое то, что слышали еще прежде от Него Самого, что так же Он некогда снидет снова на землю, как теперь восходит, но когда это будет, – не узнали. Четыредесятидневное обращение с ними Господа по воскресении столько уже приготовило их к сему явлению, что они с радостью его встретили и возвратились в Иерусалим, прославляя Бога. Теперь они уже не заслуживали более упрека ни в недостатке любви к Нему, какой слышали из уст Его на последней пасхальной вечери: «если бы возлюбили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу: ибо Отец Мой более Меня» ( Иоан. 14:26 ), – ни в недостатке упования на Него, в чем упрекал Он их тогда же, говоря: Я иду к Пославшему Меня. Никто из вас не спрашивает Меня, куда идешь? От того, что Я сказал вам сие, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (16:5–7). В настоящем состоянии они достойнее были того изображения, в каком представлял их Господь в Своей первосвященнической молитве (17:6–19): Я возвестил Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира... и они Слово Твое сохранили. Ныне уразумели, что все, что Ты дал Мне, есть от Тебя. Ибо слова, которые Ты дал Мне, я передал им; и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя и уверовали, что Ты Меня послал. 16 Иначе ев. Лука охарактеризовал бы его более определенными чертами. Поэтому едва ли справедливо предположение тех, которые считают Симеона сыном Гиллела, отцем Гамалиила, представителем Синедриона 17 Что это предположение, которым принимается то, что Иосиф и Мария, оставив Иерусалим, расположились остановиться своим пребыванием в Вифлееме, не есть предположение произвольное, ни на чем не основанное, предлагаем следующие причины: 1) только таким предположением объясняется то, что волхвы нашли младенца в Вифлееме; они не могли придти и поклониться Ему еще до путешествия Иосифа и Марии в Иерусалим: это раскрывается из обстоятельств их истории: а) времени от рождения до принесения Иисуса Христа в храм мало для их путешествия в Иудею; предположение, что звезда им явилась ранее рождения Иисуса, невероятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   Мало того: призывая христиан к единомыслию, св. Апостол Павел даже прямо предостерегает их от тех людей, которые «производят разделения и соблазны, вопреки учению, которому они научились»  (Рим. 16:17) и убеждает « уклоняться от них», говоря, что «такие люди служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»  (Рим. 16:18).    Да и какие могут быть «разномыслия» у христиан истинных, когда Сам Господь Иисус Христос молился о них в Своей первосвященнической молитве Богу Отцу: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»  (Иоан. 17:21). Вот какое единение должно быть между истинными христианами: единение по образу единства Лиц Пресвятой Троицы!    А можно ли себе представить, чтобы между Лицами Пресвятой Троицы были «разномыслия»?    Вот почему пред наступлением важнейшего момента Божественной литургии — величайшего Таинства Евхаристии и следующего за тем причащения верных Тела и Крови Христовых священнослужитель возглашает:     «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» а лик поясняет, кого «исповемы»: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».    Единомыслие, таким образом, поставляется главным условием взаимообщения христиан в Таинстве Евхаристии. Если нет единомыслия, какое же может быть общение в этом величайшем Таинстве, в коем верующий таинственно соединяется со Христом, становится одно с Ним.    Но почему возглашается прежде всего: « возлюбим»?    Потому, конечно, что без истинной христианской любви невозможно и единомыслие и потому, что истинно-христианская любовь естественно влечет за собой и единомыслие христиан между собой.Истинно-христианская любовь и выражается прежде всего в единомыслии: где есть такая любовь, там есть и единомыслие, а где нет единомыслия, там, следовательно, нет и истинно-христианской любви, а только одна видимость ее — одно фарисейство!    Все это следовало бы учесть и строго принять во внимание всем твердящим о «христианской любви», но в то же время почему-то настойчиво и усиленно оберегающим свое право на «разномыслия».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Мы ясно видим из учения Слова Божия, что «христианство есть религия любви», ибо Сам Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает», как учит возлюбленный ученик Христов «Апостол любви» св. Иоанн Богослов (1 Иоан. 4:16), но только ли одной любви?    К одной ли только любви сводится все христианство? Обратимся к учению Слова Божия: как говорит о Своем учении, принесший его на землю Сам Воплотившийся Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос?    На вопрос Пилата, что Он сделал и почему иудеи так неистовствуют против Него Он отвечал знаменательными словами, которые как раз и раскрывают нам сущность Христианства:     «Я на то родился и на то пришел в мip, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего»  (Ин. 18:37).    Итак, отсюда должно быть каждому совершенно ясно, что Христианство есть, прежде всего, религия Истины, принесенной на землю Сыном Божиим от Отца Своего Небесного (Ин. 12:49). И Духа Святаго Господь Иисус Христос обещал послать Своим ученикам не для чего-либо другого, как именно для того, чтобы Он, Дух Истины, наставил их на всякую истину  (Ин. 16:13).    Вот эта-то Божественная Истина и есть самое главное в христианстве, это — самая сущность христианства, которой каждый христианин и должен дорожить превыше всего на свете — до готовности, если понадобится, и умереть за нее, что мы и видели на примере безчисленных мучеников, исповедников и Святых Отцев Церкви, неустанно боровшихся с лжеучителями-еретиками, так или иначе отступившими от этой Истины.    На Тайной Вечери Господь Иисус Христос еще подчеркнул Своим ученикам, что, «Он есть Путь, и Истица, и Жизнь»  (Ин. 14:6), и закончил Свою глубоко-трогательную Первосвященническую молитву за Своих учеников словами:     «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина»  (Ин. 17:17).    Правда, на Тайной Вечери Господь Иисус Христос многократно говорил о необходимости взаимной любви между Его учениками и последователями, поставляя эту любовь главным признаком истинных Его последователей. Но Он именно подчеркивал любовь определенную, направленную к своим братиям-христианам, а не какую-то туманную, расплывчатую, неопределенную любовь ко всем вообще, как это лукаво пропагандируют теперь современные модернисты-экуменисты, совершенно игнорируя Божественную Истину Христова учения. Тем более не может быть и речи, с точки зрения истинного христианства, о любви ко злу, о любви к сеятелям и злостным распространителям диавольского и антихристова зла, ставящим себе целью уничтожение христианства. Как это ясно видно из множества мест апостольских посланий, не может быть такой любви, к какой призывал Христос-Спаситель Своих учеников и последователей, и по отношению к тем, кто злостно извращает и искажает истинное учение Христово — к лжеучителям-еретикам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. 11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». 13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? 14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. 17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении этой недели предлагается важное наставление о том, что религиозные несогласия, как бы они маловажны ни были, несовместны с духом христианской веры и любви. 1. Разногласия в вере противоречат сильным увещаниям Апостола к единению (ст. 10, 11). Эти увещания: а) даются именем Господа нашего Иисуса Христа , Который завещал нам любовь и установил союз любви (ср. Иоан. 13:34–35; 15:12–14; 17:20–23 ); б) требуют полного и совершенного согласия не только в буквальном исповедании веры, но и в том же понимании и в той же мысли относительно внешних выражений веры (ст.10. ср. Рим. 12:16; Ефес. 4:3 ); в) не одобряют решительно никаких разногласий (ст.11). 2. Разногласия в вере вовсе несовместны с верованием христиан, признающих своим Главой и Господом одного и того же Иисуса Христа (ст.13–16). Такие разногласия: а) происходят всегда от неодобрительной привязанности , или к авторитетам лиц, или к человеческим интересам (аз Аполлосов, аз Кифин ст. 12 ср. Мф. 23:8-10); б) производят раздробление и раскол в одном и том же теле Христовом (« разве разделился Христос? » ст. 13); в) отнимают славу, принадлежащую единому Иисусу Христу , и приписывают ее человеческому орудию (« разве Павел распялся за вас? » ст. 13).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

§17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух Слово «Дух,» действительно, понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие. Мы знаем только двоякого рода естества: вещественные, сложные, не имеющие сознания и разумности, и невещественные, простые, духовные, более или менее одаренные сознанием и разумностью. Допустить, чтобы Бог имел в Себе естество первого рода, никак не можем, видя во всех делах Его, как творения, так и промышления, следы высочайшего разума. Предположить, напротив, в Боге естество последнего рода вынуждаемся необходимо постоянным созерцанием этих следов. И если, точно, само откровение изображает нам Бога, как существо духовное, — в таком случае наше предположение должно уже перейти на степень несомненной истины. А откровение, точно, учит нас, что Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и что, след., природа Его — совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая. Это видно: 1) Из тех мест Священного Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу: а) всякое тело ограничено пространством, — Бог ничем неограничен и вездесущ: может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь ( Иер. 23:24; Пс. 138:7—12); б) всякое тело имеет определенный образ, и потому может быть изобразимо, — Бог не имеет никакого чувственного образа, и потому в Ветзом Завете строго было запрещено изображать Его: кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? (Ис. 40:18, срав. 25); твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину (Втор. 4:15—16); в) всякое тело, по тому самому, может быть видимо, — Бог называется Богом невидимыми (Кол. 1:15; 1 Тим. 1:17; Рим. 1:20), которого не видел никто никогда (Иоан. 1срав. 6:46), и в частности - Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6срав. Исх. 33:18—23); г) всякое тело может подлежать переменам, — всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17); д) всякое тело, как сложное из частей, разрушимо и тленно, — Бог есть царь веков нетленный (1 Тим. 1:17), и язычники осуждаются за то, что они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим (Рим. 1:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Почему так? – Потому что в хитрости иезуитские безбожники далеко опередили своих учителей – католиков. Нужно удивляться той виртуозности, с какою борется неверие с православною Церковью, пускается в ход обман, и лесть, и насилие, стараются пользоваться личными немощами верующих, чтобы разлагать внутри Церковь... Наша сила в борьбе с безбожием: Истина святого православия, которую не могут поколебать нынешние философские человеческие системы, и благодать Пресвятаго Духа, о которую разбивается все хитрости человеческого ума и воли. А истина и благодать Божия только в Церкви. И мы сильны, поскольку мы в Церкви. А когда мы уйдем из Церкви Божией, порвем с ней общение, тогда мы открыты влиянию человеческого неверия и под его ударами падем (1 Nemp.V,8). Великое слово Спасителя нашего и Бога «И будет едино стадо и един Пастырь» (Иоан.Х,16), я понимаю, дорогой друг, в том смысле, что все, что есть лучшего в людях на протяжении всех времен, когда будет существовать мир, все, что войдет в ограду Церкви Божией, то и будет вечным стадом Христовым и Христос Бог будет вечным Пастырем этого стада в жизни загробной, Блаженной, как и говорит тайнозритель о всех овцах Христовых: «они не будут уже ни алкать, ни жаждать и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Omkpob.VII,16—17). Мы с тобою, дорогой друг, имеем счастье принадлежать к Церкви Божией и даже быть соработниками Богу в деле спасения людей (1 Kop.III,9; Uoahh.XXI,15—16). Будем же неустанно звать к истине православия и благодатной блаженной жизни всех неверующих, убеждая их в ложности их путей и молиться Богу о их вразумлении и привлечении к Церкви Божией: вот наша борьба с неверием. А несчастных раскольников и еретиков, древних: католиков и лютеран, и других современных: обновленцев, лубенцев, самосвятов, и иных – постараемся убеждать и просить их отказаться от своего заблуждения и прийти в единую спасительную ограду Церкви Божией, чтобы составляя с нами одно стадо Христово напрячь все силы свои, при благодатной помощи Божией – к привлечении к Богу всех неверующих: в этом, и единственно в этом может быть наш единый фронт с иноверцами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И не по произнесению лишь имени, но как истиннаго (Сына), родившагося от истиннаго (Отца) называют Рожденным облагодетельствованные от Него достоинством Христиан, за истинное познание о Нем называемые наученными чрез Отца, а не от плоти и крови (ср. Мф.16:17; Гал.1:16; 1Кор.2:10), и за сие по справедливости ублажаемые, как например познавший Его как Христа, с присоединением слов: «Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Таковые душевнаго Аэтия, не приемлющаго духовное, духовно востязуют. И хотя Сын, будучи Духом и Единородным, говорит: «отхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Иоан. 20:17), однако же оба сии наименования не могугь быть приравниваемы к именам инородным, так как истина всегда пребывает и научает истинно различать ясность необходимаго порядка в отношении к Сыну Божию. Выражения: «Отцу Моему и Отцу вашему» относятся не к плоти их: ибо каким образом Бог, не облеченный плотию, может быть Отцем плоти? Равньм образом и изречение: «Богу Моему и Богу вашему» должно относить не к Божеству Сына и не к сыноположению учеников, но изречением: «Богу Моему и Богу вашему», истинствуя во всем, Он утверждал учеников таинственно в мысли о вочеловечении Своем. Изрекая же слова: «Отцу Моему и Отцу вашему», Он как бы так говорил: по причине Моего общения с Ним по естеству и Моего с вами общения, в каковом общении быть Я дал вам власть по человеколюбию обитая с вами, согласно сказанному: «даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1:12). Посему и Сам Он, явившись среди их, принял «зрак раба» (Флп. 2:7), вновь к новому приобщившись, но так, что и древнее пребывает в тождестве и не переходит в слияние; сыны человеческие, чрез это причастие, переходят в состояние неистления, но не соединяются с Ним до единосущия; и когда говорится, что Он принял «зрак раба», то словом: «принял», обозначается новое, а изречением: «во образе Божии Сый» (Флп.2:6) означается то, что Он не подвергся изменению. А коль скоро это так, и так ясно исповедуется в совершенном знании у наученных Богом, то ни изречение: «Бог Мой и Бог ваш», ни другое: «Отец Мой и Отец ваш» не могут сходством наименования отделить чистое существо от общения с соответствующим ему и от преимущества собственнаго свойства Отца в отношении к Сыну и Сына в отношении к Отцу и Святаго Духа точно так же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010