Теперь мы знаем, что Он по праву мог сказать: “ дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои . (Матф.9:2)… ныне же будешь со Мною в раю. (Лук.23:43)… Кому простите грехи, тому простятся (Иоан.20:23)” и т. д. “ А если Христос не воскрес… вы еще во грехах ваших.” (1Кор. 15:17). Как сильно должны радоваться теперь о снятии камня мы все, которые принадлежим к падшим грешникам? Посредством искреннего раскаяния и исповедания грехов перед Божьим служителем, мы получаем прощение грехов от самого Господа. 2. Праздник обремененных, которые утешаются в скорбях и заботах. Скорби и бедствия не прекращаются, хотя и воскрес Христос и хотя мы сделались новой тварью о Христе. Поистине, добродетельные и истинные последователи Воскресшего должны страдать часто более, чем остальные. Что должны были перестрадать благочестивые жены мироносицы? Но пустой гроб Господа утешает, потому что он говорит: “все, совершающееся на земле, происходит по воле Божией; оно ведет нас к истинной цели; никакая злоба людей, никакое земное могущество не может разорить совет Того, Кто хочет нашего спасения.” Кто был праведнее и святее Иисуса Христа? И однако же Он был пригвожден к кресту; но Бог Его превознесет и дарует Ему имя паче всякого имени (Мал.1:11 ) и т. д. Всякого рода обремененные: бедные, больные, гонимые и преследуемые, должны поэтому взирать прежде всего на крест, и потом на пустой гроб. Бог увенчает истинную добродетель, a победа должна быть тем приятнее, чем труднее она достигается. 3. Праздник смертных, которые однако ж, не избегнув смерти телесной, живут вечно. Грех побежден на кресте, a смерть — воскресением. Мы хотя и умрем, но для того, чтобы жить со Христом. “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.” (Иоан.11:25). “Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших” (1Кор. 15:20). “ Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых ” (1Кор. 15:21). Ангел вещал мироносицам: “ не ужасайтесь !” (ст. 6). 4. Праздник сирых и оставленных, которые, оплакивая гробы дорогих усопших, утешаются надеждой свидания.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   Но на сколько больше и несомненно строже спросится с нас, пастырей, теперь - в Новом Завете! Вспомним для того, чтобы это себе ясно представить, хотя бы две глубоко-трогательные притчи Господа Иисуса Христа: одну — о добром пастыре  (Иоан. 10 гл.), а другую — об овце заблуждшей (Лук. 15:4—6).    В наше время, когда, вследствие крайнего упадка духовной жизни, многие чрезмерно увлекаются чисто-внешним деланием в ущерб, а иногда и в отмену внутреннего делания, часто приходится слышать, что для успешного пастырствования и, следовательно, для успеха внутренней миссии, необходимо быть прежде всего хорошим администратором. Но Сам Пастыреначальник-Христос ровно ничего не говорит об этом. Он говорит, что истинным пастырем, то есть таким, который может иметь успех в деле внутренней миссии, является тот, кто «зовет своих овец по имени», и за кем сами овцы идут, «потому что знают голос его», что «пастырь добрый душу свою полагает за овцы», что он знает своих овец, и овцы знают его (Иоан. 10:1—15); что он, потеряв одну из своих овец, оставляет 99 овец в пустыни и идет искать заблуждшую, пока не найдет ее, а нашедши, возьмет ее на плечи свои и пришедши с нею домой, радуется о ней больше, чем о 99-ти незаблуждших (Лук. 15:4—6). И Св. Апостол Павел главным деланием доброго пастыря поставляет не «администрацию», а чисто-духовное делание: пастырство, по его словам, это «дело служения к совершению святых, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова»  (Ефес. 4:11—13). Ставя себя в пример Ефесским пастырям, Св. Ап. Павел говорил: «Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго из вас»  (Деян. 20:31). А к Солунянам он писал: «Вы помните, братие, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими, потому что вы знаете, как каждаго из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшаго вас в Свое царство и славу»  (1 Солун. 2, 9—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

3. Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя явно не обличал Он, но ответом показывал мысль к Нему приходивших. Так и тому, который говорил: " Учитель благий " (Матф. 19:16) и этой лестью думал расположить Его к себе, Он, имея ввиду его намерение, отвечал: " что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог " (Матф. 19:17). И когда говорили Ему: " вот Матерь Твоя и братья Твои " ищут Тебя (Матф. 12:47) (так как последние еще имели в себе нечто человеческое, и желали не услышать что-нибудь полезное, но показать, что они близки к Нему, и тем тщеславиться), послушай, что говорит: " кто Матерь Моя? и кто братья Мои " (Матф. 12:48)? И опять самим братьям Своим, которые говорили Ему: " яви Себя миру " (Иоанн. 7:4), и желали через то приобрети себе тщетную славу, сказал: " Мое время еще не настало, а для вас всегда время " (Иоан. 7:6). То же самое делает и с противной стороны. Так о Нафанаиле говорит: " вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства " (Иоан. 1:47). И опять: " пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите " (Матф. 11:4). И здесь Он дал ответ не на слова, но на мысль пославшего. Подобным образом, и к народу говорит сообразно с его внутренним расположением: " что смотреть ходили вы в пустыню " (Лук. 7:24)? Так как народ, вероятно, думал об Иоанне, как о простом и обыкновенном человеке, то, исправляя такое его мнение, говорит: " что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? человека ли, одетого в мягкие одежды " (Лук. 7:24-25)? — показывая через то и другое, что он и сам в себе тверд, и не может быть расслаблен никакими удовольствиями. Так точно и здесь Христос дает ответ, сообразный с мыслью говорившего. Приметь, какую кротость показывает Он и в настоящем случае. Он не сказал: хотя Я имею, однако презираю; но сказал: не имею. Видишь ли, сколь великую Он имел осмотрительность и вместе снисходительность? Ел ли Он когда, пил ли, или казался делающим что-либо несогласно с Иоанном, — Он делал и это для спасения иудеев, или лучше, для спасения целой вселенной, и, вместе, заграждая уста еретиков, и сильно желал привлечь к Себе бывших тогда при Нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   Действительно, если Бог есть совершеннейший Дух, Дух независимый и всемогущий, то и разум наш должен сознаться, что Бог высочайше-свободен по самому своему естеству — свобода есть существеннейшая принадлежность сознающего себя духа, и подлежать какой либо необходимости или принуждению не может тот, кто всесилен и все содержит в своей власти, сам не завися ни от чего. 2. Совершеннейшая святость   Называя Бога святым (αγιος, sanctus), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях.    Священное Писание действительно и подтверждает, что Бог -    а) совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и нет неправды [в Нем] (Второз. 32:4); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Иоан. 1:5); потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1:13); Он чист (1 Иоан. 3:3); всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (9).    б) совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Священное Писание — аа) весьма часто называет Бога святым вообще: свят Господь, Бог наш; также праведным и преподобным: Он праведен и истинен; святым Израилевым: буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев; бб) в частности выражается, что святое имя Его, святое слово Его (Пс. 104:42), закон свят Его (Рим. 7:12), святая мышца Его (Пс. 97:1), свят путь Его (Пс. 76:14), святой престол Его (Пс. 46:9), подножие Его: -свято оно (Пс. 98:5), и что Он благ во всех делах Своих (Пс. 144:17); вв) свидетельствует, что славословящие Его на небе Ангелы, окружая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3; срав. Апок. 15:4), и — гг) заповедует, чтобы и мы на земле святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Петр. 1:15,16; срав. Лев. 11:44; 19:2; 20:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Более обширные знания Он сообщал иудеям, между которыми были превосходные ученики. Но и это была однако ж только приготовительная школа. б)  Высшие, совершеннейшия знания Он сообщает только христианам , которые по вере в Иисуса Христа приобщаются полнейшего действия Святого Духа и Его благодати, и следовательно, принадлежат к числу собственных, главных Его учеников. Об этом говорит Спаситель, обещая апостолам, что Утешитель Святой Дух, егоже пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Иоан. 14:26). 2. Чему Он учит, или какой предмет Его учения? Он учит самому необходимому и самому важному. He наукам, не искусствам, но Божьему совету ο нашем спасении во Христе. Именно тому самому, чему Он учил апостолов. Он, конечно, не научает нас творить чудеса, говорить разными языками, но а)  любить Иисуса Христа , б)  соблюдать Его слово и в)  не отчаиваться (Иоан. 14:27 ). 3. Посредством чего Он учит? Он пользуется всем в мире, как средством к нашему научению. а)  Он учит посредством природы . б)  Он учит посредством истории . в)  Он учит посредством судеб в нашей жизни . г)  Он учит посредством совести . д)  Он учит посредством Священного Писания , особенно евангелия. Библия — Его главный учебник. 4. Где Он учит? Он учит на всяком месте в мире. а)  В храме Божием (общественное обучение). б)  Везде, где мы бываем , на всех путях и стезях наших (частное обучение). 5. Как Он учит? Способ Его учения самый лучший и самый убедительный. Успех апостольской проповеди в день пятидесятницы свидетельствует об этом. Он учит: а)  с мудростью ; б)  с любовью ; в)  со властью. Дух Святой — наш Утешитель 1. Кого Он утешает? 2. Чем Он утешает? II. Апостольское чтение. Зачало (3): Деяния Святых Апостолов 2:1–11 1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Иоанна, «обманывает сам себя, и истины в нем нет», а кто утверждает, что для спасения рожденных от Бога довольно одной веры, без добрых дел и соблюдения заповедей Божьих, «тот лжец и нет в нем истины». 4) О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим» и «на суд не приидет». Очевидно, здесь речь о настоящей, земной жизни, а не будущей, небесной. Всякий, неверующий во Христа, не имеет духовной жизни, а пребывает в духовной смерти, то есть в таком нравственном состоянии, в котором он не способен к совершению добрых дел, ибо только тот, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Иоан. 4:15 ), а Бог есть жизнь и любовь ( 1Иоан. 1:2; 5:11 ), почему «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (5:12). «Пребывающий в любви пребывает в Боге» (4:16,21). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий братьев пребывает в смерти» ( 1Иоан. 3:14 ). Итак, ясно, что в приводимых сектантами словах Христа Спасителя говорится о смерти и жизни духовной, а не телесной, поэтому и о суде здесь говорится не всеобщем, имеющем быть после кончины мира, а о суде теперешнем, – о суде перед совестью и перед словом Божьим над теми, кто вере в учение Божье предпочел греховную тьму. «Суд же, говорит Сам Христос, состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Иоан. 3:19 ). А что на суд всеобщий должны явиться все, – не только грешные, но и праведные, об этом ясно учат Христос и Его св. Апостолы: «есть, говорит Спаситель, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», ( Иоан. 5:28–29 ), то есть будут судимы по делам своим, ибо «всем нам, говорит о себе и всех людях св. апостол Павел, должно явиться перед судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). «Все мы, учит апостол, предстанем на суд Христов. Итак, каждый из нас даст отчет Богу» ( Рим. 14:10–12 ). Так учит св. апостол, а сектанты говорят, что они уже спасены и на суд всеобщий не придут, что они уже перешли в жизнь вечную. Спаситель говорит, что когда Он явится для всеобщего суда, то «соберутся перед Ним все народы» (Мф. 25:32), а сектанты говорят другое, – что на суд они не явятся, что они – верующие и потому уже спасены и за дела свои судимы не будут. Легкая вера... Забывают они, что Бог будет судить не только за явные, но и «тайные дела человеков через Иисуса Христа» ( Рим. 2:16 ), Который, когда приидет, откроет не только тайные дела, но «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4:5 ); поэтому «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» ( Екл. 12:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1Кор. 4:1 . Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 1Кор. 3:9 . Мы соработники у Бога, а вы Божия нива... Тит. 1:7 . Епископ должен быть... как, Божий домостр. Ефес. 4:11–12 . (Бог) поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения. ж) Откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой? Иоан. 14:16–17 . Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя да пребудет с вами во век. Деян. 2:3–4 . Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные... И исполнились все на Духа Святого ? 1Кор. 15:10 . Но благодатью Божией есмь, то что есмь. – Это говорит Ап. Павел о себе: нам же нужно помнить и другие слова Апост. Ефес. 3:2–3 . Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна... ? Филип. 4:13 . Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе. – Фил. 4:12 . Умею жить в скудости... и терпеть голод… 2Кор. 6:10 . Мы ничего не имеем, но всех обогащаем В этом только смысл и должно понимать слова апостолов «Все могу»... 9) О почитании Пресв. Богородицы б) Приснодевою Лук. 1:26–35 . Послан был ангел Гавриил от Бога к Деве... Срав. Ис. 7:14 ; Мф. 1:23 . Мф. 1:18;20;24–25. Оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого... Иезек. 44:2. И сказал мне Господь: ворота сия будут затворены, не отворятся... ибо Господь Бог Израилев вошел ими... В Ев. Иоан. 10:9 . Иисус Христ. назвал Себя дверью, которою входят на небо, так и у пророка названа Дева Мария, которою, как бы чрез врата, пришел на землю Спаситель. в) Владычицей, Царицей небесной – Как Матерь Владыки и Царя небесн. Пс. 44:10 . Дочери царей... стала Царица одесную Тебя. г) Честнейшею херувимов... серафимов – Как мать, родившая и воспитавшая Царя земного, считается выше всех министров, слуг царских, так и Мать Царя Небесного выше служебных Духов: Евр. 1:7;13–14 . Об Ангелах сказано... (что) они суть (только) служебные духи (у Господа). е) Иис. Христ. первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

32:31). Но вид сей был Тот, Кто говорит: «видевый Мене виде Отца», и: «Аз во Отце, и Отец во Мне есть», и: «Аз и Отец едино есма». Так, един есть Бог, и одна вера в Отца и Сына. И поелику Слово есть Бог, то опять «Господь Бог наш Господь един есть» (Второз. 6:4), потому что Он есть собственный и нераздельный Сын Единого по свойственности и сродству сущности.    17) Но не постыждаемые и этим, ариане говорят: «Не как вы говорите, но как нам хочется. Поелику отвергли вы прежние наши вымыслы, то нашли мы новый и утверждаем: в таком же смысле Сын и Отец суть едино, Отец в Сыне, и Сын в Отце, в каком и мы можем быть в Нем. Это написано в Евангелии от Иоанна, этого Христос желал и для нас, говоря: «Отче святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и мы» (Иоан. 17:11), и еще через несколько слов: «не о сих... молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси: И Аз славу, юже дал еси Мне, даху им: да будут едино, якоже Мы едино есма: Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси» (Иоан. 17:20—23). Потом эти хитрецы, как бы нашедши предлог, присовокупляют сие: «Если как мы в Отце бываем едино, так Он и Отец едино суть, так и Он есть в Отце, то почему же, по сказанному Им: «Аз и Отец едино есма», и: «Аз во Отце, и Отец во Мне», называете Его собственно принадлежащим и подобным Отчей сущности? Необходимо или и нам быть собственно принадлежащими Отчей сущности, или и Ему быть чуждым, как чужды мы».    Так нерассудительно суесловят еретики. А я не вижу в таком их злоумии ничего иного, кроме неразумной дерзости и дьявольского высокоумия, потому что и они, подобно дьяволу, говорят: на небо взыдем, будем подобны Вышнему. Что раздается людям по благодати, то хотят они сравнять с Божеством Дарующего. Слыша, что люди называются сынами, возомнили, что и сами они равны истинному по естеству Сыну.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

58:9) Господи, Ты скорее услышал, чем ожидал я. И когда вы будете переходить, говорит Он, то не поскользнетесь (Ис. 43:2), т. е. мы не погибнем, когда будем переходить в вечность, ибо Он нас поддержит; сам Он говорит это; сам Он хочет этого. Не пришел Я, чтобы пользоваться услугами, но чтобы служить (Мф. 20:28; Мк. 10:45). Поэтому Он изображается в Евангелии утрудившимся (Иоан. 4:6), за нас труды переносящим, обещающим собственную, свою жизнь отдать для искупления многих (Мф. 20:28). Только такого пастыря Он признает добрым (Иоан. 10:11). Следовательно, щедролюбив Он, величайшим, собственной своей жизнью, за нас жертвуя. Он принес с собой людям спасение и человеколюбие, захотев быть человеком и назвавшись братом людей, хотя мог быть их Господом. До такой степени Он благ, что за нас Он даже умер. Но и правосудие Его при этом взывало: «Если вы ко Мне придете, будучи настроены искренне , то и Я буду расположен к вам; если же придете ко Мне с чувствами лживыми, то и Я окажусь по отношению к вам уклончивым, говорит Господь воинств». Упреки, обращенные к грешникам, названы здесь «путями кривыми»; — чувство же прямое и естественное символически обозначено в имени Иисуса йотою; Его благость к уверовавшим в Него по слуху о Нем неизменна и непоколебима: — Поелику Я звал вас, говорит Господь, и вы не послушались и все Мои совету отвергли и обличении Моих не приняли (Притч. 1:24–25). Таким образом, пристыживание, от Господа исходящее, весьма полезно. В этом смысле говорит Он и устами Давида: Не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежное, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своем. Они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его (Пс. 77; 8:10). Вот причина гнева; вследствие чего приходит Судья, принося с Собою наказание не захотевшим избрать добрый образ жизни. Поэтому Он разражается против них упреками, несколько сильнейшими, дабы видеть, нельзя ли будет их отклонить от их пути и предохранить от смерти. Через Давида Он возвещает потому и ясно этот мотив своей угрозы: Они не верили чудесам Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

    …     2714 сентября 1927 г.     2     «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).     Кто эти чада Божии? Все члены Церкви Христовой на земле наследники будущих вечных благ в царстве небесном, как разъясняет св.Апостол: «Мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16—17). Что же требуется для этого высокого жребия от всякого человека? Вера в Бога – (Евр. 11:6), вступление в лоно Церкви Божией Д.А.П. 47; Иоан. 3:5) и жизнь по заповедям Божиим. (Мф. 7:21).     3 •••     «Побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа Бога твоего» (Втор. 13:10).     Атеистическая пропаганда наказывалась в В.З. смертной казнью. Почему же? – Потому что безбожник отнимал у православного еврея веру в Бога, самое главное и дорогое сокровище, ценнее чего нет на свете. Что же сказать современной интенсивной антирелигиозной пропаганде, когда делают все усилия к искоренению среди верующих, особенно детей – веры в Бога? ..... Господь Бог один и тот же в В.З. и в Н.З. (Евр. 8:8). С кем вы ведете спор и борьбу? С Богом. Вы сами на себе узнаете рано или поздно – что значит идти против Бога!...     •4 ••     «Все, что увидишь, возвести дому Израилеву» — (Иез. 40:4).     Пастырь Церкви есть духовный отец своих пасомых. Свои духовные переживания, учения Церкви и свято-отеческие, насколько он их усвоил, весь свой религиозный опыт, — он не должен скрывать в себе, но должен делиться этим своим духовным богатством со всеми чадами духовными, церковными, стараться не упускать ничего хорошего, чего бы не сообщить своему пасомому стаду (Д.еян.20,20).     •5••     «Иисус отвечал и сказал ему (Никодиму): ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Иоан.3:10). Епископы по самому своему положению являются учителями дома Израилева – в Церкви Христовой.     Господи! как много я не знаю, не только внешних фактов церковных, но и их внутреннего смысла и иных явлений. Нужно неустанно учиться и просить у Господа мудрости, чтобы быть пастырем и наставником непостыдным...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010