III) против раскольников: а) о времени пришествия антихристова и кончины века — Стефана Яворскаго; б) в о бличение всех вообще раскольнических заблуждений - книги, изданные от лица святых Патриархов русских, также сочинения святого Димитрия Ростовского, Феофилакта Лопатинского, Питирима, Феотокия, преосвящ. Филарета, митрополита московского и преосвящ. воронежского Игнатия. В последнее время много частных догматических исследований и вообще сочинений, более или менее обширных, помещено в трех издающихся в нашем отечестве духовных журналах: Христианском Чтении, Воскресном Чтении и Творениях святых Отцов с прибавлениями духовного содержания, а также между издаваемыми по временам опытами воспитанников наших духовных Академий: Санкт-Петербургской, Киевской и Московской. Православно-догматическое Богословие Том 1 Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку 1. О Боге в самом себе Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино . 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую ..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33—34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

б) По причине вечного наказания, ожидающего грешника. « Идите от Меня, проклятые » и проч. Это несомненно последует. И грешник не убежит от карающего правосудия Божьего. Он ввержен будет в « озеро огненное » (Апок. 19:20), во тьму кромешную, и на долго ли? Навсегда (Исаии 66:24; Апок. 14:11 ). 2. Для кого оно отрадно. а) Для праведников. Впрочем не все ли мы грешники? (Псал. 142:2). Какие шипы у самой прекрасной розы! — Есть обратившиеся, раскаявшиеся и примирившиеся с Богом грешники (Иоан. 5:24), которых сердце более не осуждает нас (1 Иоан. 3:21), которые праведно и благочестно жили в этом мире и всегда хранили свою совесть (Иов. 27:6). Такие с радостью явятся пред судилищем Христовым (Сир. 34:16). б) По причине несомненной и вечной награды, ожидающей их. На их главе венец (2 Тим. 4:8). Невыразимое блаженство (2 Кор. 4:17). Радость после печали. Жатва после посева, награда после труда. Добрые дела их последуют за ними (Апок. 14:13). Судья воздаст им (Евр. 11:6; Мат. 5:12 ) за каждую чашу воды (Мат. 10:41 ), за каждое дело их милосердия к меньшим братьям. Заключение. Многие слушают об этом с холодным сердцем. О, слепой, беспечный человек (Исаии 28:15), вспомни известного богача (Лук. 16:24). Со смертью Судья уже при дверях. — Лицемер, Бог знает твое лукавое сердце (Мат. 7:22–23). Бедный Лазарь, не унывай духом! Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свой сторону, а козлов — по левую .» 1. Все мы явимся перед судищем Христовым (2 Кор. 5:10). Кто Судья? « Сын Человеческий во славе своей ». Он явится как Царь всех царей (1 Фесс. 4:16), сидящий на троне (Мат. 26:64). Перед Ним соберутся все народы. Никакого предпочтения к национальностям, к званию, состоянию, происхождению, возрастам и лицам. Те, которые доживут до страшного суда, также восхищены будут (1 Фесс. 4:17).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

4, 2, 5, 7. 11, 20. 1, 1. 4 и дал. 14. 17, 3); 2. (Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,) 2 . Апостол объясняет, каким образом они могли видеть невидимое, Бога, Слово, Жизнь: жизнь явилась нам – Бог явился во плоти (1 Рим. 3, 16. Иоан. 1, 1 4). – И свидетельствуем и возвещаем: – мы не можем не говорить того, что видели и слышали ( Деян. 4, 20 ), так как мы получили божественное повеление открыто свидетельствовать истину ( Деян. 1, 8. 10, 41 . Луки 24, 47. 48 и проч.). Вам: всем верующим христианам. См. примеч. к 4 ст. и предисл. г. Еже видхомъ и слышахомъ, повдаемъ вамъ, да и вы имате съ нами: же наше со цемъ и съ Сномъ ег Хртомъ. (4, 14. Дян. 4, 20). 3. О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. 3 . О том, что видели и слышали: краткое повторение 1-го стиха, потому что к нему прямо относятся дальнейшие слова стиха 3-го: тогда как 2-й ст. составляет вводное, объяснительное предложение, – Чтобы и вы имели общение и пр.: Жизнь вечная обильно изливается во Христе над мертвым духовно (грехами) человечеством (Иезек. 37, 1. и д.); мы исполнены этой жизни – ощущаем не земное блаженство её и не можем не стремиться привлечь и вас в общение этого блаженства. Вы христиане, уже в общении с нами по вере и по имени; но каждое новое укрепление вас в познании и любви Слова Жизни есть усиление нашего союза: душа наша, полная жизни, невольно влечет нас к вашему сердцу, чтобы и вы точно также мыслили и чувствовали – веровали и любили, как и мы, да вкупе, соединенными душами, соединенными силами устремимся к совершенству; чтобы и вы вошли в общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом, в каком находимся мы. (Срав. дал. 1, 6. 7. 2, 3. 5. 10). Единение и общение человечества с Богом – цель и сущность христианской религии (см. Иоан. 17 гл. I Кор. 15, 28). 5 . Вот главное содержание, главный предмет, основание и сущность благовестия апостольского, или всего Евангелия (9): Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое — каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа — для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф.:13, 11; Марк:4, 11; Лк.:8, 10).    Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), «знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это — те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан.:4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис.:7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» — имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность.    Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека — «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор.:3, 17) — та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан.:15, 15) (1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3868...

Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое – каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа – для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф., 13, 11; Марк, 4, 11; Лк., 8, 10). Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), »знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это – те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан., 4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис., 7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый Завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» – имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность. Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека – «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор., 3, 17) – та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан., 15, 15) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-...

11. Итак, пусть будет сказано это нами об отверженных, наконец, обратимся к Божественным Писаниям, испием «воды из своих сосудов» – святых отцев «и от своих кладенцев источника» ( Притч. 5:15 ), испием «воды живы» (Иоан. 7, 38), «текущей в жизнь вечную» ( Иоан. 4:14 ): «сие сказал Он о Духе, Которого имели приять верующие в Него» ( Ин. 7:39 ). Ибо смотри, что говорит: «кто верует в Меня», не просто, но «у того, как сказано в Писании» (отсылает тебя к Ветхому Завету) «из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ), не реки чувственные, наполняющие только землю, которая произращает терния и деревья, но реки, просвещающие души. И в другом месте говорит: «Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (4:14). Это вода новая, живая и текущая для достойных. 12. И почему же духовную благодать наименовал водою? Потому что водою составляется все, потому что вода имеет в себе растительную и животворную силу, потому что с небес сходит вода дождевая, потому что хотя нисходит в едином виде, но производит разнообразные действия. Один источник орошает целый сад, один и тот же дождь в целом мире, но делается он белым в лилии, червленным в розе, пурпуровым в фиалках и гиацинтах, различным и разноцветным во всяких видах растений. Инаков в финике, инаков в виноградном грозде, и все он во всем, между тем, как сам в себе одновиден, а не инаков сам с собою. Дождь не изменяется и не сходит то таким, то другим, но, применясь к устройству приемлющих его, бывает полезен каждой вещи. Так и Дух Святый, единый, единовидный и нераздельный разделяет благодать каждому, «якоже хощет» ( I Kop. 12,11 ). Икак сухое дерево, прияв в себя воду, дает отпрыски, так и грешная душа, чрез покаяние сподобившись Святого Духа, приносит грозды правды. Единовидный Дух, Божиим мановением и о имени Христовом, производит многие добродетели. У одного язык употребляет на слово мудрости; у другого просвещает душу пророчеством; иному дает силу прогонять бесов, а иному сообщает дар истолкования Божественных Писаний. В ином укрепляет целомудрие, иного учит подаянию милостыни; одного учит поститься и подвизаться, другого учит пренебрегать телесным, а иного приготовляет к мученичеству; в других другое производит, но Сам в Себе не различен, как написано: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному – дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( I Kop. 12, 7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3, 3. 7. 16. 17. 18. 4, 11. 17. см. 1Петр. 2, 21 . Иоан. 13, 15 ). [Зач.] з. не заповдь нов пиш вамъ, но заповдь ветх, юже имсте исперва. заповдь ветха есть слово, еже слышасте исперва. (2, 26. 3, 11. 2 5. И д. Мф. 5, 43 , и д. 22, 39). 7. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. 7 . Возлюбленные! пишу вам и пр.: как видно из 9–11 стихов, равно и из 5-го и 6-го, здесь учение о любви, как заповеди. Заповедь эта называется не новою, древнею. Несколько разных толкований существует на это место: одни видят здесь указание на заповедь о любви, данную чрез Моисея ( Лев. 19, 18 . (16); другие – на внутренний прирожденный закон любви, который заменял язычникам письменную заповедь Божию (17); третьи разумеют и письменный закон и внутренне открытый Богом, вместе, «так как послание это соборное, писано обще ко всем, к иудеям и к язычникам» (18); четвертые, наконец, утверждают, что Апостол здесь указываете только на время обращения в христианство читателей его послания (19). Основанием первых трех объяснений служит следующий 8-й стих, где эта древняя заповедь о любви называется новою, по изречению Самого Спасителя: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как, Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Иоан. 13, 34 ). Называя свою заповедь о любви новою, Спаситель, очевидно, указывает на отличие её от известной всем и древней заповеди о любви: «как же Он называет эту заповедь новою, когда она была и в Ветхом Завете? Он сделал ее новою по образу любви (τ τρπω); поэтому присовокупил: как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (3лат.) (20). Держащиеся последнего толкования основываются на самом послании – на связи речи и параллельных (подобных) местах послания. – Апостол в 7-м же стихе говорит: пишу вам о той заповеди, которую вы, т. е. читатели послания, имели, или получили; слова: вы имели отожествляются в конце стиха с словами вы слышали – Выражение от начала, в приложении к заповеди о любви, употребляется Иоанном еще три раза: (в стихе 24-м этой же главы, в 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Поэтому Он и отвечает жене и говорит: " если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую " (Иоан. 4:10). Прежде всего показывает, что она достойна Его слушать, а не должна быть отвергнута, потом уже открывает Себя; она же, как только узнала, кто Он, тотчас готова была и повиноваться и внимать Ему, чего нельзя сказать об иудеях. Они, даже и узнал Его, ни о чем не спрашивали Его, не имели желание научиться от Него чему-либо полезному; напротив поносили Его и отгоняли от себя. Но вот жена, услышав Его слова, смотри, с какою кротостью отвечает Ему: " господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая " (ст. 11)? Сейчас видно, что Христос отклонил уже ее от низкого о Нем понятия, от мысли, что Он один из обыкновенных людей. Она здесь не просто называет Его Господом, но в знак особенного уважения к Нему. А что она по уважению это сказала, видно из последующей беседы. Она не шутит, не насмехается, а только недоумевает. А что она не скоро все поняла, не удивляйся. Ведь не понял и Никодим. Что он говорил? " Как это может быть " ? " Как может человек родиться, будучи стар " (ст.4)? И еще: " неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться " ? Но жена говорит с большею скромностью. " господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая " (Иоан.4:11)? Иное говорит ей Христос, а иное она разумела. Не слыша от Него ничего более сказанных слов, она и не могла помыслить ничего возвышенного, хотя и могла сказать Ему смело: если бы Ты имел воду живую, то не стал бы просить у меня воды, а сам бы прежде Себе дал ее; а теперь Ты только тщеславишься. Но ничего подобного она не сказала, а как сначала, так и после отвечала Ему с великою скромностью. Сначала она говорит: " как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня " ? А не говорит так, как бы разговаривала с иноплеменником и врагом: не быть тому, чтобы я дала воды такому человеку – врагу и чуждому нашего рода! И потом, слушая Его возвышенные слова о Себе самом, что особенно раздражает врагов, она не смеется, не поносит Его, но что говорит? " Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его " (ст.12)? Видишь, как она вводит сама себя в именитый род иудеев? Слова ее значат вот что: Иаков пользовался этою водою и никакой другой лучшей и сам не имел, и нам не дал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

4) Сектант: Ап. Павел отвергает Предание и тогда, когда говорит Коринфянам, чтобы они научились «не мудрствовать сверх того, что написано“ ( 1Кор. 4: 6 ). Объяснения православного: Здесь речь совсем не о св. Предании, а о тех партиях и разделениях, какие появились среди Коринфян (1 Kop. 1: 10): одни из них называли себя учениками ап. Павла, чем особенно гордились, другие хвалились, что они ученики Аполлоса, третьи, – что они ученики Петра (1 Kop. 1: 11–15). Апостол и пишет им, чтобы они не гордились и не мудрствовали сверх того, что им написано раньше, в первой главе послания (ст. 31): «чтобы было как написано: хвалящийся хвались Господом“ ( Иер. 9: 24 ), а не тем, что он – Павлов или Аполлосов или Петров, «ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, το не плотские ли вы? кто Павел? кто Аполлос? они только служители, чрез которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Христос» (3: 4–5). 5) Сектант: Сам ап. Павел запрещает предания, называя их «баснями»: «Отходя в Македонию, пишет он Тимофею, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями родословиями, которыя производят больше споры, нежели Божие назидание в вере“ ( 1Тим. 1: 3–4 ). «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням и постановлениям людей отвращающихся от истины“ ( Тит. 1: 3–4 ). Объяснения православного: Под «иудейскими баснями“ ап. Павел разумеет, конечно, не апостольское Предание, а те талмудические толкования Моисеева закона и фарисейские обычаи, которые были распространены среди иудеев его времени – напр., омовение рук, чаш, кружек, котлов и скамей (Map. 7: 3–4), запрещение входить в дом и есть не только с язычниками ( Иоан. 18: 28 . Деян. 10: 28 ), но и самарянами ( Иоан. 4: 11 ), ложное понимание о святости храма и дара Богу ( Мф. 23 гл. и 15; 5–6) и т. п. Под «родословиями“ же разумеются те языческие учения об эонах и происхождении от них мира, о которых была речь выше (пун. 3-й) и о коих ап. Павел пишет еще в послании к Титу, говоря: «глупых же состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны“ (гл. 3: 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В книге Деяний Апостольских рассказывается, как о необыкновенном случае, когда апостол Павел, отъезжая в Сирию, остриг себе в Кенхреях голову, сделав это по «обету» (18, 18). Иначе св. апостол Павел и не мог поступать, потому что знал, что Господь Иисус Христос был Назореем. «Я – Иисус Назорей, Которого ты гонишь» ( Деян. 22:8 ), – говорил Сам Христос Спаситель, призывая его к апостольству. Назореи же не стригли волос ( Чис. 6:5 ; Суд. 13:5 ). Даже в сектантских журналах, как «Сеятель Истины» на обложке рисуют Иисуса Христа в длинной одежде и с длинными волосами. Апостол же Павел пишет: «будьте подражателями мне, как и я Христу " ( 1Кор. 11:1 ). Да и Господь Иисус Христос велел брать с Него Самого пример. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Иоан. 13:15 ).Итак, нося длинные волосы, пастыри Православной нашей Церкви нисколько не нарушают предписаний Св. Писания, а наоборот – следуют св. апостолам, как те – Иисусу Христу. 11) Ваши пастыри носят длинную одежду, благословляют рукою народ, имеют различные названия: протоиереи, архимандриты, архиепископы 11) Священное Писание нисколько не запрещает носить длинную одежду. Пророки Илия и Елисей, как и все ветхозаветное священство Аароново, носили таковую одежду (4 Царств. 2:13; Исх. 28 ). Сам Господь повелевает пророку Моисею сделать для Аарона и сыновей длинную одежду: «вот одежды, которыя должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидарь и пояс» ( Исх. 28:4 ). Хитон это «долгая» нижняя одежда. Св. апостол Павел тоже носил длинную одежду. Своему возлюбленному ученику он пишет: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа» ( 2Тим. 4:13 ). Фелонь это также длинная одежда. Сам Спаситель носил хитон, длинную одежду ( Иоан. 19:23 ). Св. апостол Иоанн Богослов в своем Откровении видел Сына Человеческого, т. е. Господа Иисуса Христа, одетого в подир – длинную первосвященническую одежду ( Откр. 1:13 ). Благословение народа пастырями Православной Церкви – не произвольная выдумка самих священников, а имеет основание в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010