Аминь.  . БЕСЕДА 63 1. Некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и притом с намерением искусить Его; но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен: не безопасно быть судьей того, чего мы не знаем, и особенно судьей — обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал о нем: " подбежал некто, пал перед Ним на колени и спросил Его " ; и еще: " Иисус, взглянув на него, полюбил его " (Марк. 10:17,21). Отсюда видно, как велика власть богатства. Хотя бы мы в остальных отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели. Вот почему и Павел справедливо назвал его корнем всех зол: " корень всех зол есть сребролюбие " , говорит он (1 Тим. 6:10). Но почему Христос отвечает юноше такими словами: " никто не благ " ? Юноша подошел к Нему как к простому обычному человеку и считал Его просто учителем иудейским; Иисус и беседует с ним как человек. И часто говорит Он приспособительно к мнениям обращавшихся к Нему; так, например: " мы знаем, чему кланяемся " (Иоан. 4:22); или: " если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно " (Иоан. 5:31). Итак, когда Он сказал: " никто не благ " , то этим не хотел показать, что Он не благ. Да не будет этого! Ведь Он не сказал: почему ты называешь Меня благим? Я не благ; но: " никто не благ " , т. е. никто из людей. Впрочем, Он этими словами не лишает благости и людей, но только отличает последнюю от благости Божьей, — почему и присовокупил: " только один Бог " . Не сказал: только Отец Мой, чтобы мы знали, что Он не открылся юноше. Точно в таком же смысле назвал Он выше людей злыми, когда сказал: " если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим " (Матф. 7:11). И здесь назвал Он их злыми не с тем, чтобы изобличить во зле всю природу человеческую, — сказал: " вы " , а не все люди, — а с тем, чтобы только сравнить благость Божью с благостью человеческой, почему и присовокупил: " тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Ведь сотворивший все через Него и это открывает через Него: " И без Него " , – сказано, – " ничто не начало быть " (Иоан. 1:3). Сказавши о началах и о властях, сказал и о горнем и о дольнем. " От вечности " . Ныне, говорить, совершилось, но не ныне определено, а предначертано издревле. " От вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом " , – то есть, по предведению веков, наперед зная будущее, грядущие века, потому что он знал, что будет, и согласно с тем определил. " От вечности " , – конечно тех, которые сотворил Иисусом Христом, потому что через Христа " Все начало быть " (Иоан. 1:3). " В Котором мы имеем " , – говорит, – " дерзновение и надежный доступ через веру в Него " (ст. 12). Не как пленники, говорить, мы приведены, не как удостоенные прощения, не как согрешившие: " мы имеем " , – говорит, – " дерзновение и надежный доступ через веру " , т. е. со смелостью (надеемся). Почему же так? По вере в Него. " Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава " (ст. 13). Почему же о них? И почему (скорби его) составляют их славу? Потому что Бог так возлюбил их, что отдал за них Сына, и предал на страдания Своих рабов (апостолов). В самом деле, и Павел был в узах для того, чтобы они получили такие блага. Так велика к ним любовь Божья! Тоже говорит Бог и о пророках: " бил их словами уст Моих " (Ос. 6:5). Как же они " унывали " , когда другой скорбел? Это значит, что они приходили в страх, смущались. Обь этом он пишет и Фессалоникийцам, говоря: " чтобы никто не поколебался в скорбях сих " (Фес. 3:3). Должно не только не скорбеть, но и радоваться. Впрочем, если вас может утешить предсказание, то предсказываем вам, что мы здесь испытаем скорби. Почему же? Потому что так повелел Владыка. " Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле " (ст. 14 – 15). Здесь (апостол) показывает отличительную черту своей молитвы за них. Не сказал просто: " молю " , но сказал: " преклоняю колени мои " , и тем выразил свое усиленное моление о них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Отрицательная критика очень много занималась вопросом, могла ли из мертвого тела Иисуса истечь кровь и вода, и доказывала, что это невозможно, так как из мертвого застывшего тела не может истекать кровь, ибо она находится в жидком состоянии в мертвом теле весьма недолго, не более часа, а что отделение водянистой жидкости начинается лишь с наступлением разложения, да еще при некоторых болезнях, как напр., при тифозной горячке, лихорадке и т.п. Все эти рассуждения неосновательны. Ведь мы не знаем всех подробностей распятия и смерти Господа, а потому и не можем судить об этих деталях. Но общеизвестен факт, что у распятых наступает именно лихорадочное состояние. Да и само прободение ребра произошло, несомненно, очень скоро после смерти и уж во всяком случае не более, чем через час, ибо наступал вечер, и иудеи спешили окончить свое злое дело. Кроме того, нет при этом надобности рассматривать это истечение крови и воды, как явление естественное. Сам св. Иоанн, подчеркивающий его в своем Евангелии, видимо отмечает его, как явление чудесное («И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» — 19:35). Чистейшее Тело Богочеловека и не могло подвергнуться обыкновенному закону разложения человеческого тела, а, вероятно, с самой минуты смерти начало входить в то состояние, которое окончилось воскресением Его в новом, прославленном, одухотворенном виде. Символически это истечение крови и воды свв. Отцы объясняют, как знамение таинственного способа единения верующих со Христом в таинствах крещения и евхаристии: «водою мы рождаемся, а кровью и телом питаемся» (бл. Феофилакт и св. Златоуст). Св. Иоанн, стоявший при кресте и видевший все это, свидетельствует и то, что он говорит истину, и то, что и сам он не обманывается, утверждая это — «И истинно свидетельство его «(Иоан. 19:35). Излияние воды и крови из прободенного ребра Христова есть знамение того, что Христос сделался нашим Искупителем, очистив нас водою в таинстве Крещения и Своею Кровью, которой напояет нас в таинстве Причащения. Вот почему тот же ап. Иоанн в своем 1-м соборном послании говорит: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью и Духом, не водою только, но водою и кровью; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: Дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Иоан. 5:6-8).

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

По Преданию апостол Лука писал Евангелие: Лук. 1, 1–4 . Деян. 1, 1–2. Первую книгу написал я к тсбе, Феофил, о всем, что Иисус делал, и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал. Объясн. Св. апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа, поэтому всего, что делал Иисус Христос и чему учил, описать не мог, писал же по устному преданию: Лук. 1, 2 , а очевидец Иоан. Богослов пишет, что именно не все учение Иисуса Христа в книгах записаны: Иоан. 20, 30; 21,25 . Где, наприм. писано в Евангелии, о чем потом говорили и учили апостолы: Деян. 15 24; 1Тим. 4, 14 ; Тит. 1, 5 . 1Тим. 1, 3–4 . «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыту оче Ефесе и увещевать некоторых, чтобы она не учили ином и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере». Объясн. Если рассмотреть эти стихи в связи с последующими 5–6 ст. этой же главы, тогда увидим надлежащий смысл. Здесь ап. Павел напоминает апостолу Тимофею убеждать заблуждающихся, которые любят больше споры, чем назидание в вере. Под баснями и родословиями: ст. 4, как видно из сличении с послан. к Титу 3, 6 , разумеются глупые состязания, споры и распри о законе; следовательно, к Священному Преданию, заповеданному апостол, хранить: 1Тим. 6, 20 , это место не имеет никакого отношения. О церковном учительстве Лук. 12, 8–9 . «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими. А кто отвергается Меня пред человеками; тот отвержен будет пред Ангелами Божиими». Объясн. Исповедание Господа и дело церковного учительства – два дела разные: первое обязательно для всякого христианина: Мрк. 8, 38 ; 1Иоан. 4, 15 ; а второе для тех, кто на это постановлен: 1Кор. 12, 28–29 ; а не для того, кто сам собой предвосхищает недарованную ему честь: Евр. 5, 4 . 1Иоан. 2, 20, 27 . «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Св. Августин говорит: " Ты видишь Троицу, если видишь любовь " . Это значит, что тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, т. е. любовью, чем нашим слабым умом. Учение Иисуса Христа, Сына Божия, было записано Его учениками в священную книгу, которая называется Евангелием. Слово " Евангелие " значит благая, или добрая весть. А все священные книги, соединенные вместе, в одну книгу, называются Библией. Это слово греческое, а по-русски означает книги. ВОПРОСЫ: Можем ли мы вполне постигнуть умом своим, кто такой Бог, и сами узнать о Нем? Откуда же мы узнали о Боге, и что Он Творец мира? Кто дополнил учение о Боге, что Он один, но Троичен в Лицах? Как называются Лица Святой Троицы? Чем отличаются между Собою Лица Святой Троицы? Что такое Евангелие и что такое Библия? Свойства Божии Бог открыл нам о Себе, что Он - бестелесный и невидимый Дух (Иоан. 4, 24). Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем. Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе. Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом - в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы. Бог сказал Моисею: " человек не может увидеть Меня и остаться в живых " (Исх. 33, 20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо " Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы " (Иоан. 1, 5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим. 6, 16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Ст. 5. Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, силою Моею великою и мышцею Моею простертою, и отдал ее тому, кому было благоугодно в очах Моих. Хотя Писание говорит это человекообразно, так, как можем говорить и понимать мы, люди; однако, сила Божия и мышца Его есть Тот, о Котором и апостол говорит: Христос Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор. 1, 14 ), и Исаия: Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся ( Ис. 53, 1 )? и Евангелист Иоанн пишет: вся тем быша и без Него ничтоже бысть (Иоан, 1, 3), и Давид в своем песнопении говорит словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их ( Пс. 32, 6 ). Словами же: отдам ее тому, кому было блогоугодно в очах Моих, обозначает то, что роду человеческому даровано все благодатью Божиею. Я, говорит, сотворил землю, и человека и скот. Порядок обратный: ибо по книге Бытия сначала творятся животные, и наконец человек (Быт.гл.1), а здесь сначала называет человека, а потом – подчиненное власти человека. Ст. 6–7. Итак, ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых Я отдал ему на служение ему. И будут служить ему все народ и, и сыну его, и сыну сына его. Как окаянен Израиль, когда, по сравнению с ним, Навуходоносор называется рабом Божиим! В Евангелии написано: мир тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде и свои Его не прияша ( Иоан. 1, 10 ). Итак, справедливо Творец отдает Свое творение кому захочет. Посему-то и дьявол , прообразом коего был Навуходоносор, говорит: «все это отдано мне». В словах же: и даже зверей полевых Я отдал ему на служение ему, мы должны понимать или просто животных всякого рода, так как с человеком отдается и подчиненное ему; или под животными должны разуметь дикие народы, – что будут в рабстве даже они, прежде не знавшие рабства. А под сыном и сыном сына разумеет, по еврейскому подлиннику, Валтасара и Евилмеродаха, о которых пишет Даниил. Пока не придет время земли его и его самого Чтобы не думали, что владычество Навуходоносора будет вечное, прекрасно выражает мысль, что и сам он будет взят в плен Мидянами и Персами Это и значат слова: пока не придет время земли его и его самого. Но и этого нет у LXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

    …     2714 сентября 1927 г.     2     «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).     Кто эти чада Божии? Все члены Церкви Христовой на земле наследники будущих вечных благ в царстве небесном, как разъясняет св.Апостол: «Мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16—17). Что же требуется для этого высокого жребия от всякого человека? Вера в Бога – (Евр. 11:6), вступление в лоно Церкви Божией Д.А.П. 47; Иоан. 3:5) и жизнь по заповедям Божиим. (Мф. 7:21).     3 •••     «Побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа Бога твоего» (Втор. 13:10).     Атеистическая пропаганда наказывалась в В.З. смертной казнью. Почему же? – Потому что безбожник отнимал у православного еврея веру в Бога, самое главное и дорогое сокровище, ценнее чего нет на свете. Что же сказать современной интенсивной антирелигиозной пропаганде, когда делают все усилия к искоренению среди верующих, особенно детей – веры в Бога? ..... Господь Бог один и тот же в В.З. и в Н.З. (Евр. 8:8). С кем вы ведете спор и борьбу? С Богом. Вы сами на себе узнаете рано или поздно – что значит идти против Бога!...     •4 ••     «Все, что увидишь, возвести дому Израилеву» — (Иез. 40:4).     Пастырь Церкви есть духовный отец своих пасомых. Свои духовные переживания, учения Церкви и свято-отеческие, насколько он их усвоил, весь свой религиозный опыт, — он не должен скрывать в себе, но должен делиться этим своим духовным богатством со всеми чадами духовными, церковными, стараться не упускать ничего хорошего, чего бы не сообщить своему пасомому стаду (Д.еян.20,20).     •5••     «Иисус отвечал и сказал ему (Никодиму): ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Иоан.3:10). Епископы по самому своему положению являются учителями дома Израилева – в Церкви Христовой.     Господи! как много я не знаю, не только внешних фактов церковных, но и их внутреннего смысла и иных явлений. Нужно неустанно учиться и просить у Господа мудрости, чтобы быть пастырем и наставником непостыдным...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    «Как пал ты с неба, денница, сын зари!» - горестно восклицал о нем пророк: «а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней... в преисподнюю низвержена гордыня твоя, со всем шумом твоим»...  (Исаии гл. 14, 11—15).    Став на путь гордыни, непослушания противления Богу, падший Денница, в слепой злобе своей против Бога, этому же научил и первозданных людей, внушив им нарушить данную им в раю заповедь Божию, и через них ядом своей гордыни отравив весь происшедший от них человеческий род.    Не все, однако, полностью и целиком поддались этому богоборческому настроению. По признаку своего отношения к нему, по степени своего сопротивления ему или порабощения им, еще в самые древние времена, как свидетельствует Библия (см. кн. Бытия гл. 4—6), возникло деление людей на «сынов Божиих» и «сынов человеческих». Последних правильнее, впрочем, было бы называть теперь «сынами диавола», как и назвал Господь упорно неверовавших в Него иудеев.    Между «сынами Божиими», стоявшими за правду Божию, и «сынами диавола», пытавшимися насадить всюду ложь диавольскую, естественно возникла борьба. Эта борьба, в сущности, и составляет главное содержание всей так называемой «истории человечества». Она будет продолжаться и впредь — до скончания века, ибо диаволу, ненавидящему Бога, ненавистны и служители правды Его — «сыны Божии». По ясному предречению Слова Божия, именующего диавола «князем мipa сего» (Иоан. 12:31), ложь диавольская будет приобретать все большую и большую власть и силу в этом мipe, о котором потону и сказал Апостол, что он «во зле лежит» (1 Иоан. 5:19). Мало того: по особому попущению Божию, в «последния времена» — времена антихриста — наступит кажущееся временное торжество лжи диавольской на земле, пока не явится Господь, Который «убиет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Солун. 2, 8). Тогда ложь диавольская сгинет, и восторжествует окончательно правда Божия, которая и будет обитать на новом небе и новой земле, после того как прежние «небеса с шумом прейдут», а «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10—13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Из всех видов казни распятие на кресте было самым мучительным. Распятые не могли сразу умереть, а много дней мучились, подтягиваясь на пробитых руках и ногах, чтобы вдохнуть воздуха. В конце концов умирали как правило от удушия, не имея больше сил подтягиваться на кресте. Для ускорения смерти распятым перебивали голени. Получив разрешение Пилата, воины перебили голени у разбойников, которые были еще живы. «Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили Ему голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.»    Очевидно, что это истечение крови с водой было вызвано лихорадочным состоянием, которое испытывают умирающие через распятие. Тем не менее в этом событии апостол Иоанн видит чудесное явление, подчеркивая, что «видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Иоан. 19:35). Чистейшее тело Богочеловека не было подвергнуто закону разложения обыкновенного человеческого тела. С самой минуты смерти оно начало входить в то состояние, которое окончилось Воскресением Его в новом, прославленном, одухотворенном виде. Святые Отцы объясняют, что истечение крови и воды символически означает обновление верующих в таинствах крещения и евхаристии: «Водою мы рождаемся, а кровью и телом питаемся» (Апостол Иоанн напоминает об этом в своем послании: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом ... Три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь» (1 Иоан. 5:6-8).    В том, что воины не перебили голеней Иисуса, апостол Иоанн видит исполнение повеления Писания относительно заклания пасхального агнца: «Кость его да не сокрушится» (Исх. 12:46). Пасхальный агнец, прообразовавший Господа Иисуса, должен был быть снедаем без сокрушения костей, а все оставшееся должно было быть предано огню. Приводит апостол и пророчество Захарии относительно прободения ребр Спасителя: «Воззрят на Того, которого пронзили» (Зах. 12:10). В этом месте Иегова-Мессия представляется пронзенным иудейским народом. Народ потом принесет перед Пронзенным покаяние с плачем и рыданием. Эти слова исполнились в момент смерти Христовой и исполнятся вторично перед концом мира, когда многие евреи обратятся ко Христу. (Смотри предсказание апостола Павла в послании к Римлянам Рим.11:25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В последних словах Спаситель указал на тройное служение апостолов в их посланничестве: а) учить (научите), б) священнодействовать (крестя) и в) управлять (уча их блюсти все); в словах же: се Я с вами до скончания века – благословил на дело пастырства их преемников на все время до конца веков, когда окончится и бытие земной Церкви. Приведенные перед этим слова Господа, приимите Дух Свят ( Иоан. 20:21 ) свидетельствуют, что эти полномочия пастырства неразрывно соединены с особыми дарами благодати Святого Духа. Три иерархические служения объединяются в едином понятии пастырства, согласно выражениям Самого Господа: паси агнцы Мои, паси овцы Мои ( Иоан. 21:15–17 ), – и апостолов ( 1Петр. 5 – пасите Божие стадо). Апостолы всегда проводили мысль о богоучрежденности иерархии. По особому чину произошло сопричисление к лику двенадцати ап. Матфея, вместо отпавшего Иуды (Деян., гл. 1): этот чин – избрание достойных лиц для жребия, молитва и жребий. Сами апостолы поставляли через рукоположение заместителей себе – епископов. Ап. Павел пишет Тимофею: «Не нероди о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). И в другой раз апостол пишет ему: «Напоминаю тебе взгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1:6 ). Тимофею и Титу, епископам Ефеса и Крита, усвояется право поставлять пресвитеров: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Титу 1:5 ). Так же право награждать пресвитеров: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего» и «трудящийся достоин награды своей» ( 1Тим. 5:17–18 ). Право разбирать обвинения на пресвитеров: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях ( 1Тим. 5:19 ). Таким образом, апостолы – те именно из них, кто были призваны к высшему служению в Церкви Самим Господом, – поставляли епископов, в качестве своих непосредственных преемников и продолжателей, и пресвитеров, как своих и их помощников, как «руки» епископов, возлагая дальнейшее дело рукоположения пресвитеров на епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010