Глава 58. Страждущий Христос, как искупительная Жертва за грехи мира 1. [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? (Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?) Все пророки или предызображали, или предвозвещали устроение вечного спасения рода человеческого через страдания и смерть Искупителя. Но их откровение, высокое по своему предмету, таинственное по своему значению, отдаленное по времени своего исполнения, всегда находило мало ему верующих. И вот от сонма всех пророков, как величайший представитель их, Исаия обращается к Господу и с чувством глубокой грусти говорит: Господи, кто верова Слуху нашему? – разумеется, слуху или свидетельству пророков о грядущем Спасителе веровали очень немногие. Свое откровение Исаия называет свидетельством, ибо он, в состоянии вдохновенного пророческого видения, созерцал грядущего Христа, как уже пришедшего. Но его слушатели с недоверием относились к его свидетельству. – И мышца Господня кому открыся? – Пророк сказал уже, что в деле устроения спасения Израиля Господь откроет свою мышцу – явит всему миру свое всемогущество (гл.52:10); но теперь, до наступления предсказанных событий, дело спасения Израиля, а тем более всех народов, представляется вероятным еще только для очень немногих. Почему же – для немногих? – потому что и пророки предвозвещали, что Спасителем мира будет Раб, презреннейший в мире ( Ис.49:7 ), и Апостолы свидетельствовали, что Спаситель мира есть Распятый на кресте Сын Божий. А это было соблазнительным для иудеев и казалось безумным для эллинов. Поэтому-то скорбели о малом успехе проповеди о спасении не только Исаия, но и Сам Христос Спаситель и величайшие из Апостолов христианства, Иоанн и Павел ( Ис.42:18–20 ; Иоан.12:37–43 ; Деян.13:40–41 ; Рим.10:16 ). 2–3. Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. (Возвестихом, Яко Отроча пред Ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида Ему, ниже славы: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты; но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих: Человек в язве сый и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице его, безчестно бысть, и не вменися).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

д. Вы Бга ест, чадца, и побдисте тхъ: к есть, иже въ васъ, нежели, иже въ (5, 4. 2, 3. 20 12, 31. 2Пар. 32, 7 и дал.) 4. Дети! вы от Бога, и победили их: ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. 4 . Дети! вы от Бога и победили их: (38) вы – дети Божии, семя Его пребывает в вас (3, 9) и потому вы имеете в себе силу свыше и ничто в мире не устоит против силы этой. – Созерцая борьбу духов в членах церкви воинствующей, – борьбу, имеющую прекратиться только тогда, когда придет сам антихрист, Апостол видит и открывающийся уже исход борьбы – победу над детьми диавола детей Божиих (Ср. Апокалипс.). Противники света и истины во все время существования церкви Христовой на земле будут чувствовать слабость борьбы своей и силу церкви, хотя и никогда не будут ослабевать в изобретении всевозможных средств к обольщению и низложению Божиих детей. Как пришествие антихриста чувствуется уже в слугах его – детях диавола, так чувствуется ныне и поражение его духом уст Христовых ( 2Сол. 2, 8 .) в борьбе его духов с духами Божиими (2 ст.) (39). – Ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире: победа ваша несомненна, так как сила пребывающего в вас Духа Божия, сотворившего вся, несомненно выше всего, что в мире (40). – Бог в духе нашем не только больше сердца нашего (3, 20. «побеждает» см. примеч.), но и больше сатаны и всего влияющего на наше сердце, как обладающий всем (41). (Не Бога Отца только (42) и не Христа одного (43) должно разуметь здесь по контексту речи; см. в примеч. к 29-му ст. 2-й гл.). н сть: сег ради глголютъ, и тхъ послшаетъ. 3, 31. 15, 19. 2Кор. 4, 4 ). 5. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 5 . Они от мира и проч.: вот другой признак (см. конец 6-го ст. и ср. с началом ст. 2-го) ложного антихристианского учения (ср. 1 и 3 ст.). – Для достижения цели своей – для совращения членов истинной церкви, имеющие дух антихриста заботятся главным образом о том, чтобы в учении и самом изложении учения своего не разногласить с духом и направлением времени; – пользоваться слабостями людей мира сего, во зле лежащего (5, 19. ср. 5, 15–17 и прим.) достойное антихриста средство. Вырождаясь сами из духа времени (44), противники истинной церкви Христовой все новое, проповедуемое ими, соглашают и примиряют с этим духом. (45), поблажают страстям, извиняют нравственные недостатки общества, обольщают разными надеждами – словом, «говорят мирское» (Феофилакт.) – увлекают всем, что только может нравиться миру, что только любит мир. (Ср. Иоан. 8, 37. 43. 47. 18, 37 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

И девы за то, что не имели человеколюбия, были отвержены от брачного чертога; и, если можно прибавить нечто и от себя, наказание им не только не было усилено за девство их, но, может быть, еще смягчено за это; ибо они не услыхали: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Матф. 25:41), но только: « не знаю вас » (Матф. 25:12). Если же кто скажет, что то и другое одинаково, — противоречить не стану; потому что я стараюсь теперь доказать, что жизнь монахов не делает наказаний более тяжкими, но что и миряне подвергаются тем же самым наказаниям, если грешат одинаково с ними. Так и одетый в нечистую одежду (Матф. 22:1–13) и требовавший (с должника) сто динариев (Матф. 18:23–34) потерпели постигшие их беды не за то, что были монахи, но первый погиб за блудодеяние, — а последний за злопамятство. Если кто посмотрит и на других, которые будут тогда наказаны, то увидит, что они подвергаются наказанию только за грехи. Это можно заметить не только в наказаниях, но и в увещаниях. Так, (Господь), говоря: « придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим » (Матф. 11:28, 29), говорит это не одним только монашествующим, но всему человеческому роду. И когда он повелевает идти тесным путем (Лук. 13:24), то обращает речь не к ним только одним, но ко всем людям; одинаково всем заповедал Он ненавидеть душу свою в мире сем (Иоан. 12:25) и все прочее тому подобное. Когда же Он говорит не ко всем, и не закон преподает, то Сам же и объясняет нам это. Так, говоря о девстве, Он присовокупил: « кто может вместить, да вместит » (Матф. 19:12); не сказал: всякий, не преподал этого в качестве заповеди. Так и Павел, который везде является подражающим Учителю, коснувшись этого предмета, сказал: « относительно девства я не имею повеления Господня » (1 Кор. 7:25). Итак, впредь думаю, и самый склонный к спорам и бесстыдный не будет отвергать, что и мирянину и монаху должно достигать одинаковой высоты, и что оба они, в случае падения, получат одинаковые кары.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Из жизни же св. Николая мы знаем, что он не только вел строго святую жизнь, но избавлял от распутства других, близких к тому, чтобы впасть в него вследствие крайней нужды, – знаем, что он был ревностным поборником и защитником чистоты православного учения, был «правилом веры“ Христовой. Итак, из многочисленных мест св. Писания мы не только видим грубое заблуждение сектантов, отрицающих молитвенное почитание и призывание святых и Ангелов Божиих, но и крепко убеждаемся в том, что святые, как и Ангелы, живут на небе сознательною, разумною жизнию и, пребывая, вместе со святыми Ангелами, в Боге, как члены единой Церкви Христовой, как дети одной Божьей семьи, молятся о всех братьях, живущих на земле, хотящих наследовать спасение и прибегающих к их ходатайству; Господь же принимает молитвы «друзей“ Своих и исполняет просьбы их, почему мы должны не только чтить и покланяться Ангелам и святым угодникам Божиим, но и обращаться к ним с молитвой o заступничестве во всех наших скорбях, болезнях, бедах и печалях, особенно прося их помощи в борьбе с нашими грехами. II. Вопросы и ответы православного 1) Как после смерти живут на на небе святые? Они живут, как Ангелы, сознательною, разумною жизнию: окружают престол Божий, кланяются Богу, прославляют Его и поют Ему новую песнь, о чем читаем, напр., в книге Откровения: «И двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотыя чаши полныя фимиама, которыя суть молитвы святых; и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нея печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени... И, я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев“ (От. 5: 8–14. 4: 10–11). «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу“ (От. 11: 16–17). 2) Чем возвеличил Господь святых Своих? Тем, что еще при жизни их на земле назвал их «друзьями“ Своими: «веровал Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим“ ( Иак. 2: 23 . Исаии 41: 8). И св. Апостолам Христос сказал: «Вы друзья мои“ ( Иоан. 15: 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Исполнение: «И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал» ( Матф. 27:12 ). 40. Раны и кровоподтеки Пророчество: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:5 ); ( Зах. 13:6 ). Исполнение: «Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие» ( Матф. 27:26 ). Речь идёт о телесной ране, а не просто о скорби; слово «мехолал» происходит от «халал», буквально «пронизывать» – всё это в мельчайших подробностях приложимо к Мессии, чьи руки, ноги и рёбра были пронзены ( Пс. 21:17 ). «...Но от Его головы, увенчанной терновым венцом, до ступней, прибитых к кресту, не было видно ничего, кроме ран и кровоподтёков» (М. Хенри). 41. Мессия будет избит и оплеван Пророчество: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания» ( Ис. 50:6 ); ( Мих. 5:1 ). Исполнение: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам...» ( Матф. 26:67 ). В древнееврейском «Таргуме Исаии» содержится следующий вариант Ис. 50:6 : «Я не прятал своей спины от истязателей и своих щёк от тех, что выдирали волосы, Я не прятал лица Своего от поругании и оплевания». «В Своём смирении, – отмечает Хенри, – он предал Себя на бичевание, побои, оплевание... и на всё это Христос пошёл ради нас, добровольно, чтобы убедить нас в Его готовности спасти нас " ». 42. Осмеяние Иисуса Пророчество: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа, – пусть избавит его; пусть спасёт, если он угоден Ему» ( Пс. 21:8–9 ). Исполнение: «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» ( Матф. 27:31 ). 43. Падение под тяжестью Креста Пророчество: «Колена мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука. Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами» ( Пс. 108:24–25 ). Исполнение: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа...» ( Иоан. 19:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

«Исполнь, — говорится, — дом славы его. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями» (Ис.6:1, 4).    Итак, когда вошел дым, слава необходимо должна была перейти в другое место. Куда же она перешла? Не в один дом, а наполнила собою церкви по всей вселенной. И херувимы, желая показать, куда ушла слава, бывшая в храме, говорят: «вся земля полна славы Его» (Ис.6:3). Лишен славы один народ, и просветились концы земли. Эти-то святые слова Господни, царское славословие, это-то божественное тайновод­ство, — говорили дьявольские уста, — выбрось из святилища. Что хула направляется против самого Христа, этому есть очевидное доказательство. Кого видел Исаия на престоле? Он говорит: «и услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис.6:8). Господь примирился с рабом, но про­должал сохранять еще вид гнева. Подобно тому, как мы, когда примиримся со слугою, не тотчас же показываем ему довольное лицо, а некоторое время скрываем его, так и Бог, не желая показать предстоящему пророку всего лица, говорит: «кого Мне послать?» Подобно тому как господин, стоя перед рабами и желая упрекнуть их за леность, говорит: кого пошлю, не имею человека для нужного дела, — не потому, что нет у меня, а нет ревностного, так и Бог говорит: «кого Мне послать?» вместо того, чтобы сказать: пошлю ли того, кто молчал пред попи­равшим священство? Что же Исаия? Как слуга, огорченный ссорою и старающийся загладить прошлое, он говорит: «вот я, пошли меня» (Ис.6:8). Чем же докажем мы, что то была слава Христа? Иоанн Евангелист говорит: «столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Иоан.12:37—41). Видишь ли главу нашего спа­сения, освящение? Если освящения не будет, не совершится и таинство. Здесь ты имеешь образ. Лишь только херувимы сказали: «Свят, Свят, Свят Господь», — освятилась жертва. «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, — говорится, — и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» (Ис.6:6). Не взял, пока не освятился. «И коснулся, — говорится, — уст моих» (Ис.6:7). Почему к устам? Потому, что они преддверие для таинств. Что мы, верующие, говорим? Это таинство отпус­кает грехи. И херувим говорит: вот я отъял грехи твои. Видишь образ? Видишь, как сияет истина? Не престанем же и мы святить Сидящего на престоле высоком и превозне­сенном. Возблагодарим и о прельщенной душе, которую по­хитил волк, но отнял пастырь, похитил диавол, но спас Человеколюбец, чтобы всякие еретические уста и всякий безум­ный богохульный язык восхвалил Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

«Исполнь, – говорится, – дом славы его. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями» ( Ис.6:1, 4 ). Итак, когда вошел дым, слава необходимо должна была перейти в другое место. Куда же она перешла? Не в один дом, а наполнила собою церкви по всей вселенной. И херувимы, желая показать, куда ушла слава, бывшая в храме, говорят: «вся земля полна славы Его» ( Ис.6:3 ). Лишен славы один народ, и просветились концы земли. Эти-то святые слова Господни, царское славословие, это-то божественное тайноводство, – говорили дьявольские уста, – выбрось из святилища. Что хула направляется против самого Христа, этому есть очевидное доказательство. Кого видел Исаия на престоле? Он говорит: «и услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» ( Ис.6:8 ). Господь примирился с рабом, но продолжал сохранять еще вид гнева. Подобно тому, как мы, когда примиримся со слугою, не тотчас же показываем ему довольное лицо, а некоторое время скрываем его, так и Бог, не желая показать предстоящему пророку всего лица, говорит: «кого Мне послать?». Подобно тому как господин, стоя перед рабами и желая упрекнуть их за леность, говорит: кого пошлю, не имею человека для нужного дела, – не потому, что нет у меня, а нет ревностного, так и Бог говорит: «кого Мне послать?» вместо того, чтобы сказать: пошлю ли того, кто молчал пред попиравшим священство? Что же Исаия? Как слуга, огорченный ссорою и старающийся загладить прошлое, он говорит: «вот я, пошли меня» ( Ис.6:8 ). Чем же докажем мы, что то была слава Христа? Иоанн Евангелист говорит: «столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Иоан.12:37–41 ). Видишь ли главу нашего спасения, освящение? Если освящения не будет, не совершится и таинство. Здесь ты имеешь образ. Лишь только херувимы сказали: «Свят, Свят, Свят Господь», – освятилась жертва. «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, – говорится, – и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» ( Ис.6:6 ). Не взял, пока не освятился. «И коснулся, – говорится, – уст моих» ( Ис.6:7 ). Почему к устам? Потому, что они преддверие для таинств. Что мы, верующие, говорим? Это таинство отпускает грехи. И херувим говорит: вот я отъял грехи твои. Видишь образ? Видишь, как сияет истина? Не престанем же и мы святить Сидящего на престоле высоком и превознесенном. Возблагодарим и о прельщенной душе, которую похитил волк, но отнял пастырь, похитил диавол, но спас Человеколюбец, чтобы всякие еретические уста и всякий безумный богохульный язык восхвалил Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь. Его же беседа о третьем дне творения и о воскресении

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Ничего такого не говорит нам Евангелие о других больных, и во всяком случае мы можем думать, что они еще не были в столь жалком состоянии, как исцеленный Иисусом, а потому, находясь в такой чудодейственной купели, как Вифезда, рано или поздно они и сами могли достигнуть своего исцеления. Наконец отрицательная критика не видит никакого разумного, основания (keinen vernünftigen Grund) и в том, что Иисус тотчас по совершении исцеления „скрылся“ (sich verbarg) в народе 444 . Но дело в том, что словом „скрылся“ (в смысле утаился, спрятался) не вполне точно передается значение греческого слова „ξνευσεν “. Этим словом евангелист Иоанн выражает только ту мысль, что когда иудеи разговаривали с исцеленным, Иисус пошел среди народа и таким образом скрылся с глаз их. В этой же мысли нет ничего невероятного или поразительного. Что касается наконец того, что отрицательная критика отказывается дать объяснение этого события, потому что „в области человеческого и естественного“ она совершенно не может найти для него „физической аналогии“ 445 , то это, кажется, единственное доброе дело, которое только она в состоянии сделать. Сверхъестественных действий Иисуса Христа разум человеческий постигнуть или объяснить никогда не может; если бы он постиг их, то они, разумеется, перестали бы быть и чудесами. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО ( Иоан. 9:1–41 ) По евангельскому рассказу, событие это произошло следующим образом. Однажды на пути Иисус увидел человека, слепого от рождения. Бывшие при этом ученики спросили Его: „Равви! Кто согрешил?“ По иудейским воззрениям того времени болезнь и вообще несчастья всякого рода считались несомненно следствием какого-нибудь греха или преступления; как праведное наказание, ниспосланное грешнику от самого Бога. Это воззрение разделяли очевидно и ученики Иисуса, когда предложили Ему подобный вопрос. Желая показать Своим ученикам, что болезни и другие несчастья не всегда бывают следствием греха, но ниспосылаются иногда и по особому провидению Божию, Иисус отвечал: „не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но и помимо этого, огромное количество евангельских чудес совершается прямым повелением Господа через слово, – в одних случаях отвечающее на веру и с нею соединяющееся, в других же непосредственно повелевающее: теща Симонова ( Лк. 4, 39 ), прокаженный ( Лк. 5, 12–13 ), расслабленный ( Лк. 5, 24–5 ), сухорукий (6, 8–10), исцеление слуги сотника Капернаумского (7, 1–8), воскрешение сына Наинской вдовы (7, 14–15), исцеление десяти прокаженных (17, 14), исцеление дочери хананеянки ( Мф. 15, 28 ), исцеление расслабленного у Силоамской купели (Ио. 5, 8–9), исцеление сына царедворца Капернаумского ( Иоан. 4, 50–53 ). Сюда же относятся и чудеса, совершенные повелевающим словом, обращенным к природе: ветру и морю ( Мр. 4, 39–41 , Лк. 8, 22–25 , Мф. 8, 23–26 ), смоковнице ( Мр. 11, 14, 20 ), при чудесном лове рыбы ( Лк. 5, 4–7 ). Аналогия в Ветхом Завете: чудеса Моисея при исходе из Египта и во время путешествия в пустыне (Исход), чудеса прор. Илии (3 Ц. 17, 18; 4 Ц. 2) и Елисея (4 Ц. 4, 5, 6). Однако, есть целый ряд чудес, когда Господь не ограничивается одним словом, но производит известные действия, которые являются как бы средством для совершения чуда. Так, при воскрешении дочери Иаира, Он, «взяв за руку, говорит ей: талифа куми» ( Мр. 5. 41 ); при исцелении косноязычного Иисус, «отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему, и, плюнув, коснулся языка его, и воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», что есть «отверзись» ( Мр. 7, 33–34 ). Исцеление слепого описывается следующими чертами: «Он, взяв слепого, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он взглянул и сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И исцелел и стал видеть ясно» ( Мр. 8, 23–25 ). В других случаях чудеса совершались прикосновением: самый выразительный случай – исцеление кровоточивой, которая, прикасаясь, «говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровлю», а «Иисус, почувствовав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но Иисус, торжественно закончив Своё свидетельство о Себе, окруженный Своими учениками и народом, скрылся от них в массе народа, наполнявшей двор храма, и «прошед посреди них, пошел далее.» Исцеление слепорожденного (Иоан. 9:1-41). Об этом великом чуде, совершенном, по-видимому, тут же в храме, сразу после беседы Господа с иудеями о Своем Божественном происхождении и достоинстве, повествует, и при том весьма обстоятельно, только один Евангелист Иоанн. Увидев слепого, просившего милостыню, о котором известно было, что он — слепой от рождения, ученики спросили Господа: «Кто согрешил, он или родители его, что родился он слепым?» Евреи верили, что все важнейшие несчастья случаются с людьми не иначе, как в наказание за их собственные грехи или грехи их родителей, дедов и прадедов. Это верование основывалось на законе Моисеевом, гласившем, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5), и на учении раввинов, утверждавших, что ребенок может согрешить еще в утробе матери, поскольку с самого зачатия своего он уже имеет ощущения добрые или злые. Отвечая на вопрос учеников, Господь показывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым: «Не согрешили ни он, ни родители его,» хотя, конечно, как люди, они не безгрешны вообще, «но это для того, чтобы на нем явились дела Божий,» то есть, чтобы через его исцеление открылось, что Христос есть «Свет мира,» что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, пока день,» то есть пока Я еще нахожусь видимым для всех образом на земле, «ибо приходит ночь,» то есть время Моего отшествия от мира, когда действие в мире Христа Спасителя, как чудотворца, не будет так очевидно для всех, как теперь. «Доколе Я в мире, Я свет миру» — хотя Христос всегда и был и будет Светом миру, но видимое Его действие на земле продолжается лишь в течение Его земной жизни, которая уже подходит к своему концу.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010