«И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божья, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» По тексту «увидел» Духа Божья Иоанн, хотя, конечно, видел Его и Сам Крещаемый, и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда — явить людям Сына Божья в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности, почему Церковь и поет в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением: «Явился еси днесь вселенней» (Кондак). По словам Иоанна, Дух Божий не только сошел на Иисуса, но и «пребывающего на Нем» (Иоан. 1:32). Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17, ср. Марка 1:11 и Луки 3:22), был указанием Иоанну и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как Сына Божья в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца, и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг служения ради спасения человечества. Крещение Господне наша св. Церковь празднует 6 января, именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снисшествием на Иисуса Христа в виде голубя. Сорокадневный пост и искушение от дьявола (Матф. 4:1-11; Марка 1:12-13; Луки 4:1-13). Повествование о сорокадневном посте Господа Иисуса Христа и о последовавшем за тем искушении Его в пустыне от дьявола имеется у трех первых Евангелистов, причем подробно рассказывают об этом св. Матфей и св. Лука, а св. Марк лишь упоминает об этом кратко, не приводя подробностей. По крещении «Иисус возведен был Духом в пустыню» (Матф. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной, по сорокадневному посту на ней Господа. Первым делом Духа Божья, почившем на Иисусе при крещении, было водительство Его в пустыню, чтобы там Он постом и молитвою мог приготовиться к великому служению спасения человечества.

http://sedmitza.ru/lib/text/430484/

Кн. Бытия: Евангелие: 1. «В начале сотворил Бог...» 1. «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово.» Здесь истина Единобожия возвышается откровением второй ипостаси в Боге, (выражение «было к Богу» поясняется далее, в стихе 16: «Единородный Сын, сущий в лоне Отчем».) 1. «Исказал Бог : Да будет...» 2. «Все чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» Глагол «сказал» уточняется словами «сказал Словом», участием второй Ипостаси Божественной, Творцом всего мира, исполнителем воли Отца. 2. «Земля же была безвидна и пуста» (безжизненна). . . 3. «В Том (в Слове) была жизнь» (Противопоставление). 3. «И сказал Бог: Да будет свет.» — Сказано о физическом свете.4. «И тьма над водами...» 4. «И жизнь была Свет человеков.» Предмет мысли неизмеримо возвышается, не смотря на обозначение одним и тем же словом. О, Слове, Сыне Божием: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — (Противопоставление). В дальнейших стихах:5. О Духе Святом. «И Дух Божий носился над водою...» 5. Приведены слова Иоанна Крестителя: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (ст. 31-32, Сопоставление). 6. «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему...» 6. О Вочеловечении Слова. «И Слово стало плотню, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ст. 14, — Сопоставление). 1 . «И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Бытие 2:2). 7. Пришествие Слова на землю. Слава Спасителя: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан. 1:51, — Сопоставление). Это совпадение то мыслей, то словесных выражений между данными двумя священными книгами Ветхого и Нового Заветов, этот свет первого в церковном понимании Евангелия, падающий на первую книгу пророка Моисея, подтверждается словами самого апостола в той же первой главе его Евангелия: «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произойти чрез Иисуса Христа» (ст. 16-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Поэтому нет надобности искать источник для имени «Логос — Слово,» твердо вошедшего в христианство. Да это имя-понятие совсем не чуждо вообще Ветхому Завету. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6), — сказано в Псалтири, бывшей в ежедневном чтении иудеев, в древнееврейском ли тексте или в переводе 70-ти. Но еще яснее для нас светит прощальная беседа Господа с Его учениками. «Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Иоан. 14:24). «Все, что Я слыхал от Отца Моего, сказах вам» (15:15). «Все, что имеет Отец, есть Мое» (16:15). Вот основной предмет этой величественной беседы, как и последовавшей за ней первосвященнической молитвы Господней. Православная Церковь с любовью восприняла наименование Сына Божия «Словом» и широко пользуется им, но всегда не в одиночном его виде, а с тем или другим его определением, атрибутом: «Бога-Слова родившую» («Достойно есть»): «Единородный Сыне и Слове Божий» (песнь на Литургии); «Вседержителю, Слово Отчее» (в молитвах на сон грядущим). Зачатие Предтечи Христова Иоанна (Луки 1:1-25). Здесь рассказывается о явлении священнику Захарии во время служения в храме Ангела Господня, предрекшему ему рождение от него сына Иоанна, который будет велик перед Господом, а также о наказании Захарии немотой за неверие и о зачатии его женой Елизаветой. Царь Ирод, упоминаемый здесь, родом был идумей, сын Антипатра, который при Гиркане, последним из династии Маккавеев, завладел делами Иудеи. От Рима получил он царский титул. Хотя и был он прозелит, но иудеи не считали его своим, и царствование его было тем именно «отнятием скипетра от Иуды,» после которого должен был явиться Мессия (см. Пророчество Быт. 49:10). Священники были разделены Давидом на 24 чреды, причем во главе одной из них был поставлен Авия. К этой чреде причислялся и Захария. Жена его, Елизавета, происходила также из священнического рода. Хотя оба они и отличались истинной праведностью, но были бездетны, а это считалось у иудеев Божиим наказанием за грехи. Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники распределяли обязанности между собой по жребию. Захарии выпал жребий совершить каждение, для чего он и вошел во вторую часть Иерусалимского храма, называемую Святое или Святилище, где находился жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в специально предназначенной для этого открытой части храма, или во Дворе. Войдя в святилище, Захария увидел Ангела, и на него напал страх, так как по иудейским понятиям явление Ангела предвещало близкую смерть. Ангел успокоил Захарию, сказав, что молитва его услышана, и жена родит ему сына, который будет «Велик пред Господом.»

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Вместо себя Он поставил блюстителей и наставников душ, руководителей к небу, свету и животу и отцов и пастырей, и стражей и священников, которые получили Его силу не за свои достоинства и поставлены на это дело не для себя самих только, но ради и других.    Итак всячески нужно стараться о том, чтобы, сколько возможно, достойнее приготовиться к высокому таинству, как следует тем людям, которые получили силу и власть и благодать на земле, и нужно пользоваться этими дарами не для себя только, но даже собою жертвовать за других, не щадя притом жизни, по примеру Первообраза нашего. «Душу Мою, — говорит Он, — полагаю за овцы» (Иоан. 10:15); и Петр говорит: «Христос пострада по нас» (1 Петр. 2:21); и Павел об Отце: «Иже и Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32). Это относится и ко всем священникам.    Божественная и крестоносная одежда, в которую облекаются они, не есть ли знак обнищания Иисуса? Да, это — символ креста, образ смерти, устремление всех мыслей горе, отрешение от всего земного. Потому опытные в познании этого избегали славного священного сана — не потому, что должно избегать священства, но потому, что для него требуется достойная и великая душа, умеющая исполнять священные дела, душа, сколько возможно, чистая и заботливая о пользе братий: так как это дело — Божие и приятно Ему (Богу), и подается за любовь, как научил Христос Петра.    Поэтому-то смиренномудрые отцы, зная самих себя, уклонялись от великого сана священства; а ныне преимущественно удостоиваются его облеченные в монашеский образ; и им дается он ради великого достоинства, высоты и чистоты их. Многие справедливо думают, что для того нужна могущественная и очищенная душа; а чистота и богобоязненность в особенности сопровождают схиму. Таково мнение многих, или лучше, мнение вселенской Церкви, которая установила, чтобы предстоятельство над всякою почти Церковию было вверяемо монахам. Даже после внимательного изыскания едва ли ты найдешь, чтобы кто-нибудь и когда-нибудь из мирян удостоился священноначалия, а монахам оно как будто жребием суждено; ты едва ли заметишь, чтобы кто-либо из живущих в мире достигал священноначалия, и чтобы Церковь избрала его на это прежде, нежели он облечется в монашескую одежду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вместо себя Он поставил блюстителей и наставников душ, руководителей к небу, свету и животу и отцов и пастырей, и стражей и священников, которые получили Его силу не за свои достоинства и поставлены на это дело не для себя самих только, но ради и других. Итак всячески нужно стараться о том, чтобы, сколько возможно, достойнее приготовиться к высокому таинству, как следует тем людям, которые получили силу и власть и благодать на земле, и нужно пользоваться этими дарами не для себя только, но даже собою жертвовать за других, не щадя притом жизни, по примеру Первообраза нашего. «Душу Мою , — говорит Он, — полагаю за овцы» (Иоан. 10:15); и Петр говорит: «Христос пострада по нас» (1 Петр. 2:21); и Павел об Отце: «Иже и Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32). Это относится и ко всем священникам. Божественная и крестоносная одежда, в которую облекаются они, не есть ли знак обнищания Иисуса? Да, это — символ креста, образ смерти, устремление всех мыслей горе, отрешение от всего земного. Потому опытные в познании этого избегали славного священного сана — не потому, что должно избегать священства, но потому, что для него требуется достойная и великая душа, умеющая исполнять священные дела, душа, сколько возможно, чистая и заботливая о пользе братий: так как это дело — Божие и приятно Ему (Богу), и подается за любовь, как научил Христос Петра. Поэтому-то смиренномудрые отцы, зная самих себя, уклонялись от великого сана священства; а ныне преимущественно удостоиваются его облеченные в монашеский образ; и им дается он ради великого достоинства, высоты и чистоты их. Многие справедливо думают, что для того нужна могущественная и очищенная душа; а чистота и богобоязненность в особенности сопровождают схиму. Таково мнение многих, или лучше, мнение вселенской Церкви, которая установила, чтобы предстоятельство над всякою почти Церковию было вверяемо монахам. Даже после внимательного изыскания едва ли ты найдешь, чтобы кто-нибудь и когда-нибудь из мирян удостоился священноначалия, а монахам оно как будто жребием суждено; ты едва ли заметишь, чтобы кто-либо из живущих в мире достигал священноначалия, и чтобы Церковь избрала его на это прежде, нежели он облечется в монашескую одежду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3931...

Знание о каком либо существе (предмете_ мира есть известная сумма наших представлений о его качествах, проявлениях: она считается тем полнейшею, чем в более близком бывает соответствии действительным качества его, с какими оно существует вне на; но желаемое уравновешение наших представлений о вещах самому существу их недостижимо нашему разуму. Если мы не в состоянии проникнуть в существо подлежащего нашему познаванию в видимом, доступном для на мире, не проникаем в сущность ограниченного и временного: то как можем постигнуть Существо Беспредельное, Вечное? Бога никто же виде нигдеже ( Иоан. 1:18 ), ниже видети может ( 1Тимоф. 6:16 .): никто не может познать Его так, как Он Сам в Себе есть; а может знать Его столько, сколько Он откроет о Себе. ( Иоан. 1:18. 6:45.46 . Матф. 11:27 ). Христианское Богословие, как наука, говоря об именах или свойствах Божиих, располагает их в известном порядке, так что христианин, читая этот отдел Богословия, легко может понимать смысл каждого имени, на что выше было указано (стран. 36–39). Но безуспешно будем искать подобного строя в исламском списке имен, первоначальное составление его сделано, должно предполагать, каким-то ученым из мусульман; но этот ученый собиратель имен не отличался логическою отчетливостью в своем деле: в нем надобно предположить только грамотея, выдававшегося книжною начитанностью и, без сомнения, знанием текста Корана, заучиванием которого всегда начинается исламская научность. Этот степень его учености усматривается из понимания им взаимного отношения имен в составленном им списке. Составляя список, собиратель имен не брал во внимание значения имен, так чтобы ставить рядом те имена, которые сближаются между собой содержащимся в них понятиями. Связь между именами только внешняя: одни из них поставлены рядом потому, что в таком порядке читаются в Коране (имена списка 1–13: Крн. 59:22–24); другие поставлены одно за другим потому, что имеют созвучие (сиджг), любимое арабами так, что для соблюдения его оставляют без внимания связь понятий, как излишнюю притязательность логики (имена списка 13–18. 32–35. 64–68); иные имена идут одни за другими потому, что соединяет их между собой этимологический их корень, или объединяет грамматическая форма (20–25. 88. 89). Некоторые имена поставлены рядом потому, что взята во внимание противоположность заключающихся в них понятий (73–76. 91–92), которая еще меньше, чем предыдущее, может доказывать научное образование в составителе списка: противоположности легко замечаются и простым смыслом. Если внимание собирателя имен, на звуковой их стороне, а не на содержании их, не на смысле, какой заключается в каждом из них: то в читателе такого списка, даже в мусульманине, звуковая сторона еще более должна брать верх над его вниманием к содержащемуся в тех звуках смыслу. Таким образом, имена Бога в списке исламском, лишенные логической связи, сплоченные только чернилами и пером, не могут уму читающего их передавать ясных, раздельных представлений о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

8) Такова отличительная черта веры, преданной Отцами от Апостолов. Читающему же Писание должно уже самому испытывать и различать, когда говорит Оно о Божестве Слова, и когда о человечестве Его, чтобы, разумея одно вместо другого, не впасть в погрешность, чему подверглись ариане. Посему зная, что Господь есть Слово, знаем, что «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Иоан. 1:3), и: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32:6), и: «посылает Слово Свое, и исцеляет» (Псал. 106:20); и зная, что Он есть Премудрость, знаем, что «Бог Премудростью основа землю» (Прит. 3:19), и «вся Премудростью сотворил» есть Отец (Псал. 103:24); и зная, что Он Бог, веруем, что Он есть Христос; ибо Давид воспевает: «престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (Псал. 44:7, 8); и у Исаии говорит сам о Себе: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя» (Ис. 61:1); и Петр исповедал: «Ты еси Христос, Сын Бога живого» (Матф. 16:16). Но зная также, что Господь сделался человеком, не отрицаем сказуемого о Нем по человечеству, например, что Он алкал, жаждал, был заушаем, плакал, спал, и наконец, приял за нас смерть на кресте. Ибо все это написано о Нем. А также не утаило, но изрекло Писание и это, свойственное человеку: «созда» ; потому что мы люди созданы и сотворены. Но как, слыша, что Господь алкал, спал, был заушаем, не отрицаем Его Божества, так, и когда слышим о Нем: «созда» , надлежит нам памятовать, что Он, сый Бог, создан как человек; потому что быть созданным так же свойственно человеку, как и все перечисленное выше, — алкать и тому подобное. 9) В добром также смысле сказано, но худо понимается еретиками, и другое изречение Писания. Именно, слова: «о дни же... или о часе никтоже весть, ни Ангели..., ни Сын» (Мк. 13:32), содержат в себе добрый смысл; еретики же из сказанного: «ни Сын» — заключают: «поскольку объявляет Себя незнающим, то Он — тварь». Но нет места такому заключению; да не будет сего! Как говоря: «созда Мя» (Притч. 8:22), сказал это по человечеству, так говоря: «ни Сын», и это изрек также по человечеству. И была основательная причина выразиться так. Поскольку, по написанному, сделался Он человеком, а людям так же свойственно не знать, как и алкать и прочее, потому что люди не знают, пока не услышат и не научатся; то, как сделавшийся человеком, и показывает человеческое неведение, во-первых в доказательство того, что имеет действительно человеческое тело, а потом и с тою целью, чтобы, имея в теле человеческое неведение, но от всего искупив и очистив, представить Отцу человечество совершенным и святым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2562...

Новозаветное Писание о злых духах    Распространение идолопоклонства и всевозможных суеверий ко времени Рождества Христова содействовало чрезмерному засилью злых духов в человеческом обществе. Внешним показателем этого засилья было наличие большого количества бесноватых — людей, одержимых злыми духами. Придя в наш мир из жалости к людям, Господь Иисус Христос в первую очередь стал освобождать их от насилия дьявола (Мф. 12:24-29; 1 Иоан. 3:8; Евр. 2:14). На страницах Евангелия читатель найдет множество случаев исцеления бесноватых (Мф. 4:24, 8:16, 9:31; Мк. 1:32-34; Лк. 4:41, 8:2, 11:4). Подробнее других описаны случаи исцеления бесноватого отрока (Мф. 17:14-21), дочери хананеянки (Мк. 7:24-29) и двух гадаринских бесноватых (Мф. 8:28-34, Мк. 5:1-19). В последнем случае замечательно то, что в человека вселился не один, а целый легион бесов, т.е. огромное множество их.    Внимательное изучение евангельских рассказов об исцелении бесноватых убеждает в том, что речь там идет не об эпилепсии или других нервных заболеваний, а именно об изгнании совершенно реальных, хотя невидимых, сознательно-злых существ, которые наслаждаются, когда мучают других.    Чтобы выявить перед сомневавшимися всю свирепость бесов, Господь однажды разрешил им из человека переселиться в стадо свиней, которые неподалеку паслись. И вот на глазах изумленной толпы огромное стадо взбесившихся свиней понеслось к обрыву, бросилось в озеро и утонуло в нем (Мк. 5:13). Уже один этот факт мгновенного переселения духов из одного существа в другие совершенно исключает всякую обычную психическую болезнь. Читая Евангелия и другие повествования об изгнании бесов, выявляется целый ряд определенных симптомов беснования. Во-первых, бесноватые проявляют специфическую отрицательную реакцию ко всему священному и Божественному. Так, например, при виде Христа бесноватые начинали биться в конвульсиях. Нередко демоны, засевшие в несчастном человеке, узнавали в Христе Сына Божия и устами бесноватого молили Христа повременить с наказанием и не посылать их в бездну (Мф. 8:29; Мк. 5:7). Причем во время их разговора, голос бесноватого становился неестественным, нечеловеческим. Окружающим было ясно, что говорит не человек, а кто-то через него. Наконец, сразу же после исшествия беса, бывшие одержимые становились нормальными людьми, и все признаки беснования бесследно исчезали. Эти специфические симптомы беснования можно наблюдать и у современных бесноватых. Если скептики не хотят верить в чудеса, то пусть хотя бы из поведения бесноватых заключат, что действительно существует духовный мир. К теме беснования мы еще вернемся позже.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Говорят же, что из сего, рассеянного всюду, света и из огня, сотворённых в первый день, устроено солнце, которое на тверди, и что луна и звёзды – из того же первоначального света, чтобы, как солнце, владеющее днями, освещая землю, вместе с тем приводило в зрелость её произведения, так и луна, владеющая ночами, не только светом своим умеряла ночью жар, но и содействовала земле производить свойственные ей, по первоначальной природе, плоды и произведения» 30 . – В деле домостроительства спасения рода человеческого первый свет, рассеявший тьму, как бы предвозвестил собою тот день, когда умерший за наши грехи и воскресший Свет истины рассеял мрак ада. «В день же солнца, говорит Св. Иустин Философ , мы все вообще делаем собрание, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос , Спаситель наш, в тот же день воскрес из мёртвых» 31 . И «как здесь этот чувственный свет, произведенный повелением Господа, прогнал видимую тьму, так и духовный свет (Иоан, I, 1. 9.), (с пришествием на землю Христа Спасителя), прогнал тьму заблуждения и заблуждающих привёл к истине» 32 . – Иудейское предание касательно первого дня творения, написанное Св. Епифанием Кипрским , гласит, что в первый день «сотворены высшие небеса, земля, воды. Из этих стихий образуются: лёд, град, иней и роса. Затем, из служебных духов пред лицом Его (Бога) следуют: ангелы, предстоящие лицу Его, ангелы славы, ангелы ветров дующих, ангелы облаков и мрака, снега, града и мороза; ангелы шума, громов, молний, холода, жара, зимы, осени, весны и лета, и все духи, присущие творениям Его, находящимся на небесах и на земле. Далее – бездны: бездна подземная и бездна хаоса, и мрак. Потом следуют: вечер и ночь, свет дня и утра. Эти семь величайших дел сотворил Бог в первый день» 33 . Во второй день Бог сотворил твердь, сказав: «да будет твердь посреди вод, и да отделяет она воды от вод» 34 . «Но спросит кто-нибудь, что же такое эта твердь? Отвердевшая вода, или сгустившийся воздух, или какое-нибудь другое вещество? Никто из благоразумных прямо решать это не станет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Увлечение ученых людей пристрастных к своей науке в область созерцания, к своим исследованиям и выводам лишает их внимания и правильного взгляда на жизнь народов, на их исторические предания и обычаи, имеющие глубокий смысл в жизни человечества. Они с пренебрежением отворачиваются от так называемой толпы и ее понятий о жизни, ее мнений и суждений. К несчастью, в число этих народных суждений и обычаев ныне включаются предания и обычаи христианские и наравне с обычными народными суевериями унижаются и отрицаются, тогда как в них заключаются начала и основания христианской жизни. Отсюда происходит отрицание самой христианской жизни и христианства. Вместе с этим отрицается и значение в жизни так называемого народного здравого смысла, воспитанного вековыми опытами и преданиями, и посему заключающего в себе залоги опытами дознанной истины. Пример такого пренебрежения к здравому смыслу мы видим в евангельском повествовании о прениях слепорожденного с фарисеями в Синедрионе иудейском. „Скажи, говорят ученые фарисеи, что человек сей (Иисус Христос) грешен есть, ибо субботы не хранит». – „Не знаю, говорит исцеленный слепец, грешен ли Он, но знаю, что Он отверз мне очи. От века неслыханно, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Мы знаем, что грешников Бог не слушает, а кто Богочтец есть и волю Его хранит, того послушает» ( Иоан. 9; 24–32 ). Из этих слов ясный вывод, что Исцелитель слепорожденного – не грешник. Чем же отвечают на это ученые законники? – „Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» И изгнаша его вон из синедриона (34). II. О гордости. 1 . Сознающий в духе потребность союза с Высочайшим Существом и чувствующий свою скудость и слабость без Его помощи ищет Его. При прояснении этого сознания и нравственном преуспеянии не перестает искать Его и не останавливается в этом труде во всю свою жизнь. По мере постижения совершенств Божиих человек смиряется. Примеры древних философов. Но в ком укоренилось гордое сознание о своей мудрости и полноте знания, тот застывает и окоченевает в своих убеждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010