залоге – быть освобожденным за выкуп) от суетнаго вашего жития, отцы преданнаго, но честною кровию, яко агнца непорочна и пречиста (ς μνο μμου κα σπλου – сн. Ис. 53:7 ; Иоан. 1:29 ) Христа ( 1Петр. 1:18–19 ). Иже и грехи наша вознесе (ννεγκεν) Сам на теле Своем на древо, да от грех избывше (τας μαρταις πογενμενοι – от πογγνεσϑαι, как латин. denascor – умирать, умерши вместе с Ним грехом), правдою поживем (2:24). И еще: зане и Христос единою (παξ) о гресех наших (περ μαρτιν μν) пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови (3:18). В наставлениях апостола ясно утверждается, что крестная смерть И. Христа есть искупительная цена (λυτρϑητε, в словах Спасителя – λτρον) за грехи мира. На Него, как на невинного Агнца, перенесены были грехи наши с наказанием за них, и Он вознес их на теле Своем на древо, т. е. принес Самого Себя на кресте в жертву за грехи мира (у пр. Исаии, а затем и Предтечи, словами которых говорит ап. Петр, – жертву, имеющую сходство с жертвою повинности и пасхальною), и тем приобрел нам оправдание. Непорочность Агнца – основание, почему жертва угодна Богу. Иначе, – Искупителю вменена греховность мира с виновностью за грехи, а миру – праведность Искупителя, Его самопожертвование (взаимное вменение). Ап. Иоанн учит о смерти Христовой, что Иисус Христос по нас (πρ μν, т. е. вместо нас, за нас) душу Свою положи ( 1Иоан. 3:16 ), что Он явися, да грехи наша возьмет, и греха в Нем несть (3:5), и кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха (1:7). В Апокалипсисе двадцать четыре старца исповедуют в своей песни, обращенной к Агнцу: заклался, и искупил (γορσας от γυρζω – появляюсь на γορ – рынке, площади, закупаю там что-либо, вообще покупаю) еси Богови нас кровию Своею от всякаго колена, и языка, и людей, и племен ( Апок. 5:9 ). В евангелии, упомянув о совете Каиафы: уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет, – прибавляет: сего же о себе не рече: но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрете за люди, и не токмо за люди (πρ το ϑνους), но да и чада Божия расточенная соберет во едино ( Иоан. 11:49–52 ). |
С подобными значениями употребляется слово πνεμα и у LXX и в Н. Завете. Напр. 1) оно значит дыхание: Иса. 11:4. и духом устен убиет нечестивого; 2Солун. 2:8 . тогда явится беззаконник, его же Господь Иисус убиет духом уст своих – ναλσει τ πνυματι το στματος υτο. Во 2-х значит тоже, что νεμος, ветер: 4Цар. 3:17 не узрите духа, πνεμα (ветра); Иоан. 3:8 . τò πνεμα, που ϑλει, πνε, дух, идеже хощет, дышет. Сн. Евр.1:7 . В 3-х означает душу, оживляющую тело, Езек. 37:8. духа же не бяше в них, κα πνεμα οκ ν ν ατος; Матф. 27:50 . ’Ιησος φκε τ πνεμα, Иисус испусти дух; Деян. 7:59 . Стефан, побиваемый камнями, молился: Господи Иисусе приими дух мой – δξαι τò πνεμα μου; Иак.2:26 . тело без духа мертво есть, τò σμα χωρς πνεματος νεκρν ςι. В 4-х означает мысль, ум:. Еккл. 7:10 не тщися в дусе своем яритися; Матф. 5:3 . Блажени нищии духом, – πτωχο τ πνεματι; Деян. 19:21 положи Павел в дусе, – ϑετο ν τ πνυματι, – прошед Македонию и Ахаию, ити во Иерусалим. Но вот мы находим в Н. Завете особое значение слова: πνεμα, и на первом месте поставляем общее выражение Св. Иоанна о духовности существа Божия: Иоан. 4:24 . πνεμα Θες – дух есть Бог . Далее встречаем это понятие, как исключительно употребляющееся о третьем лице св. Троицы: τ γιον Πνεμα. Сверх того особенное значение слова: πνεμα находим в Н. 3., когда говорится о душах св. мужей, отрешившихся от тела. Апостол, говоря ( Евр. 12:23 ) о церкви, торжествующей на небесах, употребляет выражение; κα πνεμασι δικαων τετελειωμνων – духом праведник совершенных; 1Петр. 3:19 . о немже и сущим в темнице духовом, πνεμασι, сошед проповеда. Употребляется далее слово: πνεμα в новом значении, когда Писание говорит о духах безплотных, высших человека; Евр. 1:14 . не вси ли суть служебнии дуси – λειτουργικ πνεματα. Употребляется это слово и о злых духах; Апок. 16:14 . εσ πνεματα δαιμνων, ποιοντα σημεα, – суть дуси демонстии, творяще знамения. При таком значении к слову: πνεμα прибавляется слово: κϑαρτος; Мф. 10:1. πονηρς Лук. 7:21 . |
3,25). Слово Божие ясно свидетельствует, что " без пролития крови не бывает прощения " (Евр. 9, 22), а так как кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете сама по себе не давала прощения – " не уничтожала грехов " (Евр. 10, 4), то Христос-Спаситель вошел во святилище не с чужою кровию, как это делали ветхозаветные первосвященники, но " со Своею Кровию... и приобрел вечное искупление " (Евр. 9,12). Так именно постоянно учили христиан Святые Апостолы: " В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивдение за грехи наши " (I Иоан. 4, 10). " Христос умер за грехи наши, по Писанию " (I Кор. 15,3). " Не тленным серебром или золотом искуплены вы, – говорит св. Апостол Петр, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца " (I Петр. 1, 18-19). Здесь ясное указание на то, что приносившиеся в жертву в Ветхом Завете агнцы были прообразами Крестной Жертвы Христа-Спасителя, отчего и Сам Он получил наименование " Агнца Божия, вземлющего грехи мира " (Иоан. 1, 29) или – " Агнца, закланнаго от создания мира " (Апок. 13, 8), поскольку принесение Себя в жертву за грехи мира Сыном Божиим имелось в виду в предвечном Совете Божием еще от создания мира. " Христос пострадал за нас... Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились " (I Петр. 2, 21-24). " Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти " (I Петр. 3,18). Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, св. Афанасий Великий говорит: " Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы, чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления (т.е. |
Применим и к тебе, брат, смысл этого тропаря. Ибо как царю Константину — образ креста был дан для того, чтобы он побеждал и ниспровергал чувственных врагов, так и тебе дан тот же образ креста, чтобы ты побеждал и ниспровергал трех своих мысленных врагов: мир, плоть и миродержителя дьявола. Будь же внимателен, возлюбленный; и когда ведешь войну с упомянутыми выше врагами твоими и побеждаешь их, приписывай всю победу силе креста и пригвожденного ко кресту Христа; и несомненно Бог сделает победу над врагами твоими сильнее камня, как обещает чрез Иезекииля: «крепчае камене дах прю твою» (Иезек. 3:9). Но если ты будешь чрезмерно гордиться и победу над врагами твоими припишешь не силе креста, а своей собственной силе, то горе тебе! Знай, что Бог отнимет у тебя силу твою, и таким образом окажется, что победа отойдет от тебя и ты будешь произносить плачевное изречение Иеремии: «и рех: погибе победа моя» (Плач. 3:18). Итак, две вещи необходимы тебе, брат мой, христианин. Во-первых, непрестанно вести войну и побеждать страсти и врагов своих; ибо если их победишь, то будешь сидеть и ты вместе с Иисусом Христом на престоле славы и царствия Его, как Он обещает в священном Апокалипсисе: «побеждающему, дам ему сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3:21). Если же не ведешь войны и не побеждаешь своих страстей, то знай, что не получишь венца от Бога. Ибо Василий Великий говорит: «кто спя воздвиг трофей? или проводя время в наслаждениях и игре на флейте, украсится венцем? Конечно никто». Во-вторых, когда воюешь со страстями своими и побеждаешь их, то прилично всю причину победы приписывать кресту и распятому Христу, как мы сказали выше, потому что всякая победа, особенно же такая мысленная и духовная, не приобретается множеством телесной силы, или с помощью чувственных колесниц, как свидетельствуют об этом книги Маккавейские: «не во множестве воев одоление» (I Мак. 3:19), и еще: «не оружием победа» (2 Мак. 15:21). Но приобретается она верою и силою креста и Иисуса Христа. Ибо сказано: «кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй яко Иисус есть Сын Божий?» (I Иоан. 5:5); и еще: «сия есть победа победившая мир, вера наша» (I Иоан. 5:4). Выражая это в виде общего положения, скажем так: те христиане, которые побеждают страсти и дьявола, силою креста и кровию Христа побеждают их. Посему и сказано в Апокалипсисе, что «победиша его», мысленного змия, «кровию Агнчею» (Откр. 12:11). Поэтому и после победы таковые должны говорить следующие слова Давида к Богу: «Тебе Господи, величество, и слава, и одоление, и крепость» (1 Пар. 29:11). |
Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же Прот. Полотебнов а 1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1:3). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1:1—4, и 24, 49—52. Книга - в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово, по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19:11—13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1:1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т.е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1:3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св. |
Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же Прот. Полотебнова, 1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1,3). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1, 1-4, и 24, 49-52. Книга — в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово) по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19,11-13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1, 1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т. е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1,3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св. |
Кругом установилась мертвая тишина. Я заговорил: – Братья! Я постараюсь перед вами изобразить совокупность библейских данных, откуда вы сами без меня сделаете заключение о необходимости для христиан крещения младенцев. К этому заключению вы устремитесь тогда даже без понуждения вас «библейскою строкой». В самом деле, размыслите, братья, над такими священными данными: – Ап. Павел учит вас, что по рождению мы все, – «чада гнева» ( Еф. 2, 3 ), или «плоть», как сказал Христос Спаситель. А «чада гнева» или «плоть» не могут быть в царстве Божием; ибо в это царство «не войдёт ничто нечистое» ( Апок. 21, 27 ; ср. Пс. 50, 7 ; Гад. 5, 19 – 21). Между тем дети не виноваты, что они по природе родятся только «от плоти» ( Иоан. 3, 6 ); жалость обязывает вас скорее родить их и от Духа. А родить кого-либо от Духа – значить прежде всего крестить того человека, как мы говорили. Ибо, по обычному порядку, Дух Божий сходит на людей только после крещения ( Деян. 8, 39 ). И вот главная наша опора, на которой мы утверждаемся, крестя детей. Господь сказал: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Иоан. 3, 5 ). Это значить, что без водного крещения никто, – ни мужчина, ни женщина; ни старик, ни младенец, – не будут со Христом в Церкви Его. Значить, крестить нужно всякого человека и, стало быть, грудных детей для того, чтобы сочетать их со Христом ( Гал. 3, 27 ). Но сам собою возникает вопрос крестили-ли младенцев при Апостолах? Приобщали-ли их тогда ко Христу? Отвечаем, не обинуясь: крестили. Это видно до известной степени уже из 1Кор. 7, 14 ст. Здесь мы читаем: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». Михаил хотел было что-то возразить, а народ дружно закричал: – Молчи! Дайте нам послушать!.. И я спокойно продолжал: – У Апостола в приведенном месте одни Дети называются нечистыми, а другие – святыми. Что это значить? – Может быть речь Апостола тут можно раскрыть и не прибегая к учению о крещении младенцев? |
Петр пишет: „справедливым. же почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием (т. е. делать твердым ваше звание и избрание во Христе),.., Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память» (2 Петр. I:13 – 15). Так св. апостол обещает свое содействие верным по отшествии в друиую жизнь; а св. Иоанн Богослов и собственными очами видел в откровении молитвы святых за нас: „я видел, говорит он, седьмь ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им седьмь труб. И пришел иный ангел, стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Апок. VIII:2 – 4). Эта же истина подтверждается и другими свидетельствами слова Божия „Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых; потому у Него все живы» (Мф. XXII, 23 – 33). Живы, посему, и все святые, отшедшие из сей жизни. Они пребывают в вечных обителях Отца небесного (Иоан. XIV:2, 3; 2 Кор. V:1), и составляют Его небесную церковь – царствие Божие на небеси, которое есть только как бы горнее отделение единой церкви Христовой, наполняющей все во всех, ибо ап. Павел так пишет о семь: «вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым» (Еф. II:19), „вы приступили к Сионской горе, ко граду Бога живого, к Иерусалиму небесному, ко тьмам ангелов, к торжеству, к церкви первородных, на небесах написанных, и к Судии всех Богу и к Ходатаю завета нового Иисусу» (Евр. XII, 22 – 23). А как святые живы, и суть друзья Божии, и о нас не престают стараться, ибо „любовь никогда не перестает“ (1 Кор. XIII, 8), то посему мы и просим их молитв за себя и уповаем на их ходатайство пред Богом, ибо, „много может молитва праведного любовию споспешествуема» (Иак. V:16). Припомним и то, что сказал апостол: „разве не знаете, что святые, будут судить мир?“ (1 Кор. VI:2) , а также и то, что апостолам Своим И. Христос обещал „дать все, о чем они ни попросят во имя Его“ (Иоан. |
Эсхатология царства Божия воскресению мертвых лишь придает характер объективности. Так как верующие воскреснут не каждый сам по себе, а как сыны царства по закону органической связи людей между собой, то воскресшие будут не только живы для Бога, но будут реальны друг для друга, т. е. воскреснут в некоторой телесности (σμα πνευματικν), воскресение будет всеобщим, равным образом объективно–всеобщим будет суд над ними, объективной будет парусия Христа... Итак, воскресение из мертвых составляет самое основное христианское чаяние. Но Христос Спаситель не только призывал к добровольному самоотречению и проповедовал воскресение из мертвых, не только учил о воскресении, но Он фактически победил смерть, явился «первенцем из мертвых» ( 1Кор. 15:20 ; Апок. 1:5 ), основал царство сынов воскресения. Господь Христос основал царство сынов воскресения потому, что через Него именно явилась в людях вечная божественная жизнь ( 1Иоан. 1:2 ), через Него открылась нам божественная любовь ( 1Иоан. 3:16; 4:9,10,16 ), которой Он первый возлюбил нас. Посему вечную жизнь имеет лишь тот, кто верует в Сына, соблюдает Его слово, Им оживотворен, Им живет.... Чтобы передать людям Свою божественную жизнь, Христу «должно» было умереть, дать душу Свою для избавления многих, потому что только в добровольной смерти Его проявилась наивысшим образом Его любовь, только через смерть Он мог духовно соединиться со всеми верующими. Однако Христу «должно» было не только умереть, но и воскреснуть. «Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Иоан. 10:17,18 ). Воскресение из мертвых составляет величайшее христианское чаяние; воскресение Христа образует краеугольный камень христианства. Если бы Христос умерь и не воскрес, то христианство было бы только учением; если бы христианство было только учением, то это было бы самое странное учение, и мы были бы самыми несчастными из людей. Но Христос воскрес. Христианство есть не только учение, оно есть жизнь. «Я живу, и вы будете жить» ( Иоан. 14:19 ). Какое же значение для нас имеет воскресение Христа? Какие практические выводы отсюда вытекают? Воскресший Христос для нас первенец из умерших. Он умер и воскрес. И мы призываемся к упованию воскресения. Чтобы с Ним воскреснуть, с Ним мы должны умереть. Умереть со Христом значит жить по духу, а не по плоти. Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дела плоти суть: прелюбодеяние, блуд, ненависть, убийства, вражда, ссоры, нечистота, непотребство и тому подобное. Живущие по плоти умрут; живущие по духу живы будут. |
XIV:17), и потому внушает веруюшим стремиться к горнему, о горнем помышлять, а не о земном (Кол. Ш, 1 – 4); преданные земному – плоть и кровь – царствие Божие наследовать не могут (1 Кор. XV:50); и б) наконец, что оно не временное, а вечное. Господь, по слову апостола, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога (Евр. X:12). Вознесшись на небо и восседши? одесную Отца, Он восприял участие в Его Божественной силе и славе, которую, как Бог, имел у Него прежде сложение мира (Иоан. XVII, 5). Восприявши силу и славу Божественную, Он продолжает Свое служение спасению человеческому, управляя миром и церковию (Ефес. I:19 – 23), и помогая верующим Своим ходатайством и заступлением в их борьбе с врагами спасение. Он всегда может спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. VII:24 – 25); и Он не перестанет царствовать, доколе не низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. XV:25). Последний враг истребится – смерть. Тогда Он предаст царство Богу и Отцу, и Сам покорится Покорившему Ему все, да будет Бог все во всем (1 Кор. XV:24 – 28). Тогда откроется вечное царство славы, в котором не будет плевелов (Мф. XIII, 39 – 40) и ничего нечистого и скверного, а одни избранные, написанные в книги жизни, в котором будет престол Бога и Агнца, и рабы Его будут служить Ему, и слава Божие будет освещать их, и будут царствовать во веки веков (Апок. XXI:22 – 27; XXII, 3 – 5). „Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их“ (Мф. XIII, 43). – („Опыт библейского словаря собств. имен» прот. II. Солярского, т. IV, стр. 403 – 410). 11. Объяснение понятие „христиане» Так называются веруюшие в Господа И. Христа (Деян. XI:26; 1 Петр. IV:16). В первый раз так стали называться они в церкви антиохийской, когда здесь, по смерти первомуч. Стефана, образовалось значительное общество учеников Христовых – частию из рассеявшихся из Иудеи верующих, и частию из язычников – еллинов или греков, уверовавших в Господа (Дeяh:XI, 19 – 26). Прежде же, равно как и после, они назывались иначе учениками, братиями, верующими. |
| |