Книга о храме 1. Одушевляемые Божественной любовью к познанию того, какое символическое значение имеют совершаемые при Богослужении обряды и священные одежды, примите с любовью слова, которые я сообщаю вам, будучи тоже одушевляем Божественною любовию. Бог так возлюбил нас, что предал за нас и Своего единородного Сына. Сын Божий пришел к нам с любовью и, будучи вездесущим, жил между нами, родился от Девы Марии и прошел все возрасты человеческие, чтобы и я чрез Него очистился и освятился Его словами и делами. Наконец Он предал нам Самого Себя в приобщение. Он соединился со мною еще через плоть, которую принял в утробе Пресвятой Девы; но надобно было, чтобы Он непосредственно соединился со всеми верующими, потому что это служит основою нашего спасения и нашей жизни. Он Сам сказал: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе: и Аз живу.., и ядый Мя и той жив будет Мене ради» (Иоан. 6:53, 57). 2. Это благо Он сообщил нам посредством Таинств. Он возраждает нас крещением (ср. Иоан.3:5; 1 Петр. 1:23), приобщая чрез него Своему бесстрастному рождению. Через возложение рук и дуновение Он дает нам благодать мира; а это миро — Сам Он. Ибо сказано: «миро излиянное — имя Твое» (Песн. 1:2). Он, как Бог Сам Себя помазал, и как человек принял помазание. И нас благодатно помазуя (ср. 1 Иоан. 2:20), Он дает нам благоуханную и живую силу духа (ср. Иоан. 3:34). А что важнее всего, Он Самого Себя дает нам в приобщение, — что показал нам установлением Таинства: потому что, приняв хлеб и чашу, освятил их, о хлебе сказал: «сие есть тело Мое» ; о чаше: «сия есть кровь Моя» . Но Он не только освятил их, но и призвал к приобщению, потому что сказал: «приимите, ядите» , и: «пийте от нея вси» (Матф. 26:26—27). 3. И не только Сам совершил сие Священнодействие, но и заповедал совершать его до окончания века; потому что сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24). И действительно Он Сам вполне приобщился плоти и крови и явился, подобно нам, человеком, будучи неизменным Божеством; а чтобы нас сделать причастниками Своей Божественности (ср. 2 Петр. 1:4), Он Божественным образом совершил то, что, будучи вездесущим, по своему всемогуществу, Божественною Своею силою присутствуя в хлебе, который мы вкушаем, и в вине, которое пьем, претворяет хлеб в Свое тело и вино в Свою кровь. Чрез это Он соединяется с нами и, как солнце правды, сообщает нам свет соответственно степени чистоты наших душ. Но действует не просто, как солнце, которое только бросает лучи; нет: Он очищает в нас все нечистое и делает нас способными к принятию Божественного света.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3928...

Содержание    1) Думал я, что защитники арианства удовольствуются теми против них обличениями и доводами истины, какие перед этим были изложены, и, успокоившись, раскаются, наконец, в том, что и мудрствовали и говорили о Спасителе худо. Но они (не знаю, почему) все еще не приходят в стыд, и, как свиньи и псы, валяясь в своей блевотине и тине, еще более изобретают себе вымыслов злочестия. Не понимая ни того, что написано в Притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8:22), ни того, что сказано апостолом: «верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:2), упорно стоят на том, что Сын Божий есть произведение и тварь. Если не вовсе утратили они чувства, то из сказанного прежде достаточно могли видеть, что, по засвидетельствованию истины, Сын не из не сущих и вовсе не из числа вещей созданных, потому что как Бог не может Он быть произведением, и непозволительно именовать Его тварью, а только тварям и произведениям приличны такие выражения: «из не сущаго» и «не был, пока не рожден». Поелику же, как бы боясь отступиться от своих вымыслов, выставляют по обычаю на вид приведенные выше изречения Божественных Писаний, которые имеют добрый смысл, но ими перетолкованы худо, то повторив значение этих изречений, как утвердим это в памяти верных, так арианам даже каждым из этих изречений докажем, что вовсе не знают они христианства.    А если бы знали, то не затворяли бы себя в неверие нынешних иудеев, но спросили бы и услышали, что «в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоан. 1:1), когда же по благоволению Отца Само Слово стало человеком, тогда справедливо сказано о Нем Иоанном: «Слово плоть бысть» (Иоан. 1:14), и Петром: «Господа и Христа Его... сотворил есть» (Деян. 2:36), и Соломоном как бы от лица Самого Господа: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя», и Павлом: «толико лучший быв Ангелов» (Евр. 1:4), и еще: «Себе умалил, зрак раба приим» (Фил. 2:7), и также: «темже, братие святая, звания небеснаго причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:1, 2). Все таковые изречения имеют одну и ту же силу, одну благочестивую мысль, показывающую и Божество Слова, и сказуемое о Нем по человечеству, потому что Слово стало и сыном человеческим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

Содержание    1) Вознамерившиеся злохудожно разуметь божественные Писания, в подкрепление хулы своей, выставляют относящиеся к человечеству речения об обнищании Сына Божия. Но в этих-то уничижительных речениях и действиях усматривается вся определенная точность христианства. Поэтому, если бы могли они слушать блаженного Павла, который пишет к Коринфянам: «весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся» (2 Кор. 8:9); то никак не осмелились бы называть Сына неподобным Отцу, особливо зная, какого рода обнищание Его и какова сила креста Его. Посему и в другом месте говорит тот-же Павел: «да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие» (Ефес. 3:18, 19). По сей-то причине о нищете и страданиях Его с дерзновением пишет: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мир распяся, и аз миру» (Гал. 6:14); и еще: «не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята» (1 Кор. 2:2); и: «аще быша разумели, не быша Господа славы распяли» (1 Кор. 2:8). И ныне еретики эти, если бы разумели божественные Писания, то не осмелились бы хулить Творца всяческих, называя Его тварью или созданием.    Приводят в возражение: «как может Сын быть подобен Отцу, или быть от Отчей сущности, когда написано: «якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе» (Иоан. 5:26). Говорят: у дающего есть превосходство пред приемлющим; написано также: «что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог» (Мк. 10:18); и еще: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27:46)? и также: «о дни же... последнем... никтоже весть, ни Сын, токмо Отец» (Мк. 13:32); и еще: «Егоже Отец святи и посла в мир» (Иоан. 10:36); и еще: Бог Отец воскресил «Его из мертвых» (Галат. 1:1). Как же, говорят: «Воскрешенный из мертвых может быть подобен Воскресившему Его, или единосущен с Ним?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2558...

Канон на великий Четверток Песнь 1-я. Ирмос. Сечением разделяется Чермное море и волнообильная бездна изсушается, соделавшись удобопроходимою для безоружных и в то же время гробом для вооруженных; посему воспевается богоугодная песнь: Христос Бог наш торжественно прославился. Сотворившая и сохраняющая все живущее, безпредельная Премудрость Божия создала себе жилище от чистой безмужной Матери; ибо облекшись в храмь телесный, Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:1; Иоан. 2:21). Преподавая таинство возлюбленным Своим, истинная Премудрость Божия уготовляет душепитательную трапезу и предлагает чашу безсмертнаго пития верным; приступим же благочестиво и будем взывать: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:2; Матф 26:26). Внемлем все верные призывающей возвышенным гласом несозданной и самосущей Премудрости Божией; ибо она взывает: вкусите, и познав, что я Христос, восклицайте: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:3; Псал. 33:9). Песнь 3-я. Ирмос. Будучи Господом и Создателем всего, безстрастный Бог уничижив себя возсоединил с собою создание, и сам себя предложил в Пасху тем, за которых готовился умереть, взывая: ядите тело Мое и утверждайтесь в вере (1 Кор. 5:7; Мф. 26:26). Искупительною для всего рода человеческаго собственною чашею напоил ты, Благий, учеников своих, наполнив ее веселием; ибо ты приносишь сам себя в жертву, взывая: пийте кровь Мою и утверждайтесь в вере (Прит. 9:5; Мф. 26:27). Безумный человек, находящийся между вами предатель, предсказал ты, Незлобивый, ученикам своим, не познает сего и как неразумный не уразумеет; но вы пребывайте во Мне и утверждайтесь в вере (Псал. 91:7; Иоан. 15:4). Песнь 4-я. Ирмос. Пророк, прозрев неизреченное таинство твое, Христе, провозгласил: крепкую и сильную любовь явил ты, Отец милосердый; ибо ты, Благий, послал единороднаго Сына для очищения мира (Авв. 3:4; Рим. 8:32). Шествуя на страдание, источившее всем потомкам Адама безстрастие, сказал ты, Христе, возлюбленным своим: с вами возжелал я причаститься сей пасхи; ибо Отец послал меня единороднаго для очащения мира (Лк. 22:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3570...

Подпишитесь на наш Телеграм Два плюса С богословской точки зрения «добрые пожелания» безупречны (почти). Несомненно, Господь — «источник исцелений» для каждого человека. Именно Он, в конечно итоге, ведет человека к прекрасному состоянию цельности души и тела, их правильной и гармоничной иерархии, и в пределе — к обожению, богоподобию. И нет никаких сомнений, что происходит это в том числе и через молитву, таинства и обряды Церкви. Кроме того, я понимаю, что при помощи «добрых пожеланий» посетители нашего сайта, будучи в большинстве своем христианами, проявляют свое участие в судьбе страждущего человека и делятся с ним, в меру своего опыта (ограниченного, конечно — у каждого из нас опыт ограничен), теми способами, которые помогли им. Вопрос в другом — насколько уместны «добрые пожелания»? Достигают ли они своей цели? Четыре минуса Давайте представим, как «доброе пожелание» воспринимается человеком, попавшим в беду? 1) Во многих из них подспудно присутствует мысль, что причиной проблемы, постигшей человек (например, болезни), является его грех. Насколько это справедливо? На эту тему написано немало трудов. Если вкратце, то можно говорить о том, что общей причиной наличия у людей болезней являются их греховность, но нельзя сказать, что причиной болезни вот этого конкретного человека является его грех. В некоторых случаях, исцелив человека, Господь говорил: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Иоан.5:14 ), а в случае со слепорожденным Он сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии» ( Иоан.9:3 ). Вот что пишет святитель Феофан Затворник : «Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин». Итак, иногда причина болезни — грех, а иногда — что-то другое. Поэтому говорить или подразумевать «покайтесь и выздоровеете» — неверно.

http://blog.predanie.ru/article/o_vrednk...

Содержание    1) Ариане, как видно, однажды решившись быть отступниками и противниками истины, упорно домогаются, чтобы к ним относилось написанное: «егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит» (Притч. 18:3). Обличаемые не успокаиваются, введенные в затруднение не чувствуют стыда, но как «лице жены блудницы... не хотят... постыдитися ко всем» (Иер. 3:3) в своих нечестиях. Поелику изречения, которые выставляют они на вид: «Господь созда Мя» (Притч. 8:22), и: «лучший быв Ангелов» (Евр. 1:4), и: «первородный» (Рим. 8:29), и: «верна суща сотворшему Его» (Евр. 3:2), имеют правый смысл и показывают благочестивое верование во Христа, то (не знаю, почему), снова, как напоенные змииным ядом, не видя того, что должно видеть, не понимая того, что читают, изрыгнув из глубины нечестивого сердца своего, начали уже порицать сказанное Господом: «Аз во Отце, и Отец во Мне» (Иоан. 14:10), говоря: «Как может вмещаться и Сын в Отце и Отец в Сыне? Или вообще, как может Отец, который больше, вмещаться в Сыне, который меньше? Или что удивительного, если Сын в Отце, когда и о нас написано: «в Нем живем и движемся и есмы» (Деян. 17:28).    Они впадают в это вследствие своего злоумия, думая, что Бог есть тело, и не понимая, что такое истинный Отец и истинный Сын, что такое невидимый и вечный Свет и невидимое Сияние Его, что такое невидимая Ипостась, бесплотное начертание (χαρακτρ, σματος) и бесплотный Образ. А если бы знали, то не стали бы осмеивать и хулить Господа славы, и бесплотное понимая телесно, перетолковывать сказанное в добром значении. Слыша это, достаточно было бы знать то, что говорит Господь, и веровать, ибо вера в простоте лучше излишних словопрений. Но поелику вознамерились они к утверждению своей ереси ругаться и над сим, то необходимо обличать их злоумие, и для ограждения верных показать истинный смысл.    Слова: «Аз во Отце, и Отец во Мне», не означают, как думают еретики, будто бы Они один в другого перемещаются, подобно пустым сосудам наполняемые друг другом, так что Сын наполняет пустоту в Отце, а Отец наполняет пустоту в Сыне, каждый же из Них не полон и не совершен. Ибо это свойственно телам, потому даже и говорить это совершенно нечестиво. Отец полон и совершен, и Сын есть полнота Божества. И еще, Бог в Сыне не так, как бывает Он во святых, сообщая им крепость, потому что Сын есть Отчая сила и Премудрость. Существа созданные освящаются Духом через общение с Сыном, а Сам Сын не по причастию Сын, но есть собственное рождение Отца. И еще, не в таком смысле Сын в Отце, в каком мы в «Нем живем и движемся и есмы», потому что Сын есть, как из источника, из Отца льющаяся жизнь, которою все животворится и существует. А жизнь живет не другою жизнью, иначе не была бы она и жизнь, напротив же того, сам Сын все рождает в жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

Миссионерская памятка избранных стихов св. Писания 1) О Церкви Христовой 2) О священ. Писании е) Итак, догматический закон Моисея в силе и в Новом Завете. Мф. 5:17–18 . Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророки. Иоан. 5:39,46 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете... Деян. 8:32–35 . Филипп... начав от сего Писания ( Ис. 53:7–8 ) Примечание , как к настоящей, так и к последующим памяткам: 1). Подбор указаний на тексты предназначается ко вложению в Библию или Нов. Завет. 2) Но предварительно требуется ознакомиться подробнее со стихами и объяснением их по книге: «Меч духовный» или «Щит веры», дабы знать смысл каждого стиха. 3) Знаком вопроса отмечены стихи, которыми сектанты делают возражения, а знаком – краткий ответ на эти возражения. 4) На стихах, пред которыми поставлен знак ? следует внимательно остановиться, и отметить их в Библии разъясняющими цитатами. 5) Ответы на возражения могут быть весьма разнообразны. 6) Более веские стихи по данному вопросу следует подчеркнуть. 7) Тексты, состоящие из многих стихов, означаются в цитатах многоточием. 3) О чтении и толковании свящ. Писания а) Истин. смысл Писания не всем доступен Мф. 22:29. Заблуждаетесь, не зная Писаний. 2Петр. 1:19 . Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… Колос. 4:16 . Прочитанное послание передать... 1 Фесс. 5: 27. Прочитать сие послание всем святым. д) В Священ. Писании возвещаются такие тайны, проникнуть в которые и для Ангелов является делом только желательным 1Петр. 1:2 . Им... открыто было... во что желают проникнуть Ангелы. 1Тим. 3:16 . Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. ж) И Апостолам не вдруг открывалось разумение Писания Лук. 24:45 . Тогда отверз им ум к уразумению писаний. 4) О свящ. Предании г) Строгие прещения противн. Предания Гал. 1:8–9 . Если бы... не то что мы благовеств... анафема. (Писаний новозаветных сначала не было). 5) О соборах Церкви г) Необходимость введения новых правил благочиния в Церкви вытекает из понятия о самой Церкви, как теле живом, которое в своих членах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан 1) Прочитав писанное твоим богочестием, истинно похвалили мы благочестивую твою во Христа веру, прежде же всего прославили Бога, даровавшего тебе таковую благодать — и хранить правое разумение, и, по мере сил, познавать козни дьявольские; но подивились также злоумию еретиков, примечая, что впали они в великую глубину злочестия, а оттого утратили всякое чувство и имеют совершенно растленный ум. И это их предприятие есть как дьявольское внушение, так и подражание беззаконным иудеям. Как те, отовсюду обличаемые, сами против себя придумывали предлоги, только бы отречься им от Господа, и навлекали на себя предсказанное Пророками: так и еретики эти, усматривая, что повсюду предаются они позору, видя, что ересь их для всех стала гнусною, делаются изобретателями зол, чтобы им, не прекращая борений с истиною, быть в подлинном смысле христоборцами. Ибо откуда возникло у них и это зло? Как вообще осмелились они выговорить эту новую хулу на Спасителя? Но злочестивый, как видно, есть нечто лукавое, и действительно «неискусен о вере» (2 Тим. 3:8). Ибо еретики эти, сперва отрицая Божество единородного Сына Божия, показывали по крайней мере вид, что признают пришествие Его во плоти; ныне же, постепенно падая глубже и глубже, отказались и от этого своего мнения, и сделались совершенными безбожниками, так-что не признают Его Богом, и не веруют, что сделался Он человеком. А если бы веровали, то не говорили бы того, что написало против них твое богочестие. 2) Посему ты, возлюбленный и истинно желанный, обличив таковых, сделав им увещание и выговор, поступил сообразно с церковным преданием и с благочестивою верою в Господа. Поелику же они, возбуждаемые отцом их дьяволом, «не познаша, ниже уразумеша , — по написанному, но — во тме ходят» (Псал. 81:5); то пусть уведают от твоего благоговения, что такое их злоумие свойственно Валентину, Маркиону и Манихею, из которых одни вместо действительности вводили мнимое, а другие, разделяя нераздельное, отрицали, что «Слово плоть бысть, и вселися в ны» (Иоан. 1:14). Почему же, держась их мыслей, не наследуют и имен их? Ибо справедливо иметь им имена тех, чье содержат зловерие, и именоваться уже валентинианами, маркионитами и манихеями. В таком случае пристыжденные смрадом именований, может быть, в состоянии они будут понять, в какую ниспали глубину нечестия. И хотя справедливость требовала бы не отвечать этим еретикам, по Апостольскому совету: «еретика человека по первом и втором наказании отрщайся, ведый, яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден» (Тит. 3:10, 11), особливо же, поелику и Пророк говорит о таковых: «юрод... юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет» (Иса. 32:6): однако-же, поелику, подобно вождю своему, и они ходят, как львы, ища «кого поглотити» из людей простодушных (1 Петр. 5:8); то и для нас сделалось необходимым отписать к твоему благоговению, чтобы братия, снова наученные твоим увещанием, предали вящему осуждению их суесловие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2568...

Содержание    Протоиерей Сергий Четвериков, ставший иеросхимонахом Сергием, был пострижен в великую схиму летом 1942 года, в монастыре Преп. Иова во Владимировой на Карпатах. Отец Сергий был великим монахолюбцем и, еще будучи в России, духовно назидался у последних оптинских старцев. Уже до революции были опубликованы некоторые его произведения. Преставился отец Сергий на 78-м году жизни в Братиславе, где он жил вместе со своим сыном.    Современному человеку трудно подойти просто и непосредственно к Евангелию, принять его так, как оно есть – без всякого мудрствования, с доверчивым сердцем, как это свойственно детям и простым людям и как это, безусловно, необходимо по слову Господа нашего Иисуса Христа: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3).     «Не обратитесь,» значит – не вернетесь назад, не станете снова ребенком – конечно, не в смысле скудости знания и жизненной неопытности – а в смысле незагроможденности сердца собственной личностью и разными предрассудками и страстями, которые развиваются и укореняются в человеке с возрастом, при невнимательном отношении к себе, при забвении слов Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чтобы принять Евангельское учение, современному человеку приходится многое пережить, смириться, отвергнуться себя, и только тогда ему откроется со всей ясностью высота содержания Евангелия. Целью настоящих заметок является рассмотреть некоторые из тех внутренних препятствий, которые мешают современному человеку подойти к Евангелию. 1. Первым препятствием на пути к Евангелию надо признать привычку исключительно умственного, теоретического подхода к предмету. Цель Евангелия не в том, чтобы удовлетворить умственные запросы образованного человека, а в том, чтобы помочь ему стать на путь духовного возрождения и обновления. «Кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3). «Кто [пребывает] во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17).   Как видим из повествования Евангелиста Матфея, богатого юношу волновали духовные вопросы, учение Христа ему нравилось и привлекало его – однако не на столько, чтобы ради него жертвовать своим благополучием. Именно пристрастие к земному помешало ему стать учеником Христовым. Когда Иисус Христос сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной,» – то он отошел со скорбью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3897...

Понятие о Промысле Божием Благий Бог , сотворив мир, не оставил его самому себе, но непрерывно промышляет о нём, то есть сохраняет бытие его и направляет все существа и события мира к предназначенным благим целям, без нарушения нравственной свободы существ разумных, и во всём проявляя Свои Божественные совершенства – премудрость, правду и благость. Слово Промысл, Πρνοια,(стр. 3), в Священном Писании встречается только в книге Премудрости ( Прем. 14:3 ), ( Прем. 17:2 ). Древние Отцы и учители Церкви Промысл Божий называли Божиим попечением, как Василий Великий : «нужно Божие попечение для сохранения всего». πιμελιας (δεται) κ το Θεο προς το συνχεσθαι (а) 1 . Не «Промысл есть Божие попечение о существах. Πρνοια εσιν κ Θεο ις τα ντα γινομνη πιμελια (б). Также Св. Иоан Дамаскин (в). Учение о Промысле издревле было одним из главных предметов христианских наставлений. Отцы и Учители Церкви с одной стороны обыкновенно направляли оное против заблуждений языческой философии как то: Аристотелевой (г), Епикурейской и Стоической, против Гностиков и Манихеев; а с другой – в сем учении они всегда указывали действительнейшие побуждения к благочестию и добродетели. Бытие Промысла I. Здравый разум, озарённый светом откровенного учения, не может представлять Бога Творцом мира, не представляя Его вместе промышляющим о Своём творении. Ибо: 1) Неестественно уму представлять, чтобы сие столь великое, столь многосложное и прекрасное создание, после сотворения оставлено было самому себе и лишено Творческого промышления о нём. Это со стороны творения совершенно невозможно; ибо оно, вместе с тем, как всемощным Словом Творческим было призвано из небытия к бытию, немедленно подверглось бы разрушению и уничтожению, быв оставлено тою Силою, от Которой получило бытие и устройство. Истина сия ниже полнее раскроется, когда будут излагаемы частные действия Божественного промышления. 2) Ту истину, что Бог промышляет о мире, разум познает, размышляя о свойствах Божиих: а) Бог всеведущ, следовательно пред Ним всегда открыт весь мир; все его части, великие и малые, все силы законы и действия; – Он знает всё, что есть в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010