После всенощной. Благодарю Господа, даровавшего мне умиление после холодности сердечной во время всенощной воскресной в Думской Успенской церкви, благодарю за возвышенные чувства при каждении на полиелее, ранее его и после того. Евангелие читал с крайней выразительностью, сердечно, канон читал торжественно. При окончании утрени демон обычно уязвил душу мою, но Господь исцелил за покаяние, веру и упование. 17 мая Воскресение. После обедни поздней в Успенской церкви. Благодарю Господа, от всех бед душевных избавившего меня, многогрешного и немощного, при служении литургии и после нее, на молебне Параскевы Якимовны Мурашовой. На великом входе умертвил меня враг малодушием и боязнью пред лицом значащих мира сего (и прочих): мирового судьи Аверкия Шебунина и [...], и я против желания своего не выговорил громко и раздельно имен императрицы и наследника, но выговорил тайно и поспешно, и после этого малодушия враг поразил меня тяготою, теснотою и окаменением, но, воспрянув покаянием, я победил и прогнал его именем Иисуса Христа и чувствовал, как он, побежденный, оставил меня. Причастился животворно, заамвонную прочитал сердечно, с дерзновением, отпуст сказал также сполна. Но при окончании молебна П. Е. Мурашовой я скрал отпуст, и поэтому враг опять уловил меня и долго мучил, давая мне урок впредь не скрадывать ни одного слова служебного. Покаянием пред Святыми Тайнами прежде потребления их я опять силою Христовой прогнал его, змия древнего, человекоубийцу. В доме Голубева в квартире вдовы Анны именем Господа я победил опять демона нечистого воззрением ко Господу; ранее того, за вечерней и после вечерни, припадая к святому престолу, я отразил неоднократно именем Господа приступы его. Благодарю за всё многомилостивого Господа и всесильного, ибо не попускает Он ради милости Своей и щедрот Своих и ради славного имени Своего врагам моим торжествовать надо мною, но бьет, поражает и прогоняет их. 18 мая Понедельник. Сегодня за утреней и после утрени супостат злобно язвил меня из-за трех неведомых рублей, оказавшихся в кармане подрясника: не мог я припомнить, откуда они; в кружку записать не решился, думая, что они, может быть, достояние бедных. Пред чтением канона в начале его Господь помиловал меня, исцелив язвы души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Даруй мне, Господи, совершенное покаяние, да даруеши мне совершенную милость. После утрени и ранней обедни. Видел я чудеса милосердия Твоего, Господи, и нынешний день ранним и поздним утром: сначала во время утрени, когда Ты избавил меня за покаяние и веру от тесноты и скорби, постигших меня за жестокосердие и скупость к нищим, и потом после ранней обедни (служил настоятель), когда я пришел от Бурачка домой с досадой и огорчением оттого, что некоторые припрашивали к подаваемому и гнались за мною (всех было двадцать шесть человек). Я пришел домой уязвленный, убитый собственной злобой, но когда покаялся два и три [раза] искренно, Господь помиловал меня, простив грехи мои и даровав мне мир, свободу и дерзновение. Слава Господу! 20 мая Среда. Отдание Пасхи. Мы, пресыщенные и жестокосердые, роскошествуем в пище и одежде и в разных украшениях, а сколь многие братья наши не имеют и насущного пропитания и сколько-нибудь порядочной и теплой одежды, чтобы прикрыть прилично свою наготу и согреться на холоде, в коем они так долго принуждены проводить время! Где наши христианские добродетели? Где деятельная вера? Где любовь? Где милосердие? У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, – учит великий Предтеча [ Лк.3:11 ]. (По поводу угощения бедной служанкой моего недостоинства, тогда как у нее есть весьма бедные родственники, нуждающиеся в ее помощи.) После поздней заказной обедни в Успенской церкви. Адски тяжелое искушение пред самой обедней по поводу негодования моего на отца Павла настоятеля и священника Клепачевского за то, что они алчничают и забирают много денег из успенской братской кружки, хотя имеют у себя тысячи наличных денег, а настоятель – десятки тысяч. Господь наказал меня за эту земную ревность и зависть возрастающему непрестанно богатству братии, нерадящей о милостыне, а радящей только о громадной прибыли, наказал теснотою, смятением, адским огнем, чтобы я не прилеплялся к земному стяжанию, а заботился о небесном стяжании добродетели, о спасении душ христианских, о пастырстве словесного стада, чтобы я довольствовался тем, что имею, с благодарностью к Богу, пекущемуся непрестанно о моем довольстве. Я покаялся, припадая с крепкой верой и любовью к престолу благодати, и Господь после долгого покаяния помиловал меня, даровав мир. За обедней пред великим входом и во время оного диавол запутал душу мою пристрастием к драгоценному кресту моему (на персях), внушая опасение, чтобы не потемнел от дыма кадильного, и я, умерщвленный в сердце, побоялся говорить имена царских особ, чтобы не сбиться и не стать столбняком. Покаялся в своей слабости, и Господь опять простил; причастился животворно. Заамвонную и отпуст очень хорошо. На панихиде опять из-за креста сбился на отпусте, и опять теснил и убил враг, и опять мука. Но и опять Господь избавил после долгого покаяния чрез употребление Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И на мгновение отпасть от Господа есть величайшая и ужасная потеря! И как возлюбил Бог человека и как неблагодарен человек, не уверивший сердца своего с Богом, как изменчив, непостоянен! Жизненное начало наше – любовь к Богу и ближнему – храни тщательно в сердце своем; не привязывайся ни к чему земному и не скорби о потере земного сокровища из-за пристрастия к земным благам: при потере их бывает невольный плачь, скорбь, уныние, отчаяние, раздражение, злоба, пьянство с горя и другие беды, а главная беда – отпадение человека от Бога; чрез пристрастие к сокровищу тленному мы лишаемся сокровища нетленного, некрадомого, неистощимого, жизненного – Христа Бога, Источника жизни нашей. 26 сентября После поздней обедни. Благодарю Господа за чудеса милосердия, явленные во мне пред литургией (пред входным последованием), в начале литургии, когда на сердце была некоторая тоскливость, искорененная благодатью, особенно после входа великого, когда диавольская холодность захватила мое сердце, растаявшая, как воск, от благодати и сменившаяся теплотой сердечной и слезами умиления; затем пред причащением (мгновенный блеск в стекле охладил сердце, убил) и во время и после причащения Святых Таин и при чтении заамвонной молитвы, прочитанной громко, с чувством, свободно, спокойно, разумно, и наконец при отпусте, произнесенном с достоинством, спокойно, непреткновенно. После обедни было три панихиды: две сряду после обедни и одна в час пятнадцать минут по капитане первого ранга Андрее Павловиче Новосильском соборне. Благодарю Господа всем сердцем за скорое услышание покаянной молитвы моей о прощении греха плотского чувства любви, смутного, вяжущего, смертоносного, и о даровании мне любви ко всем в Духе Святом, любви нетленной, непорочной, мирной, вечной. Огонь в храме – символ света, жизни, очищения, символ Самого Божества, вечно живущего, ибо Бог наш есть поядающий огонь [ Втор.4:24 ; Евр.12:29 ]. Во время Божьих служб и вне их, когда находят на меня различные искушения от злых духов, я вижу полную мою и совершенную несостоятельность избавиться своими силами от этих ядовитых, смертоносных искушений, вижу полное свое бессилие, совершенное увлечение злой силой греха, и только с верою, в покаянии искреннем призываемое имя Божие, имя Господа Иисуса Христа, спасает меня милостиво, державно всякий раз, за что я и благодарю всякий раз Господа моего многомилостивого, вседержавного Царя и Избавителя моего. Слава Тебе, Царю сил! 27 сентября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Правая рука моя по грехам моим вот уже неделю сильно болит при сгибах и движении к себе и от себя. Избави, Господи, от напасти сей. Прежде голова болела мучительнейшим подергиванием, теперь правая, нужнейшая рука, деятельнейший член. Я достоин всякого наказания по грехам моим: по жестокосердию, сластолюбию, чревоугодию, озлоблению, зависти, корыстолюбию, тщеславию, лености, нерадению, непокорности и по прочим грехам, но кающегося приими мя, Господи, и даруй мне совершенное исправление и ревность о совершенстве во всякой добродетели. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [ Мф.5:48 ]. Купить горчичного спирту и порохового масла для втирания в руку. Я испытал тысячекратно и без числа, какое блаженство небесное быть оправданным от Бога чрез слезное покаяние и причащение Святых Таин, быть в Боге и с Богом, во святыне и правде, какой мир, какое пространство сердечное, дерзновение, какая радость небесная в сердце! Зачем же я отпал от правды Божией, от чистоты и святыни и впал в грех сладострастия, сотворил плоти угодное в похоти [ Рим.13:14 ]? Зачем осквернился блудными действиями, помыслами, чувствами, осязаниями, лобзаниями, объятиями? Возврати, Господи, ноги мои во свидения 120 Твоя [ Пс.118:59 ], на пути правыя и даруй мне искренно, невозвратно прилепиться к Тебе всем существом моим, со всей горячностью и ревностью и научи меня творить право все заповеди Твои. Благослови, Господи! Очисти, Господи, спаси, Господи! Соверши [рус.: утверди] стопы моя во стезях Твоих [ Пс.16:5 ]. Четверг. Вечер. Благодарю Многомилостивого за неоднократное, державное, скорое избавление от лютых диавольских подстрекательств ко греху во время обедни и соборного молебствия по случаю тезоименитства митрополита Исидора и после молебна и за оживотворение меня, недостойного, столь ощутительное, прерадостное. О, даруй мне, Господи, твердо хранить все заповеди Твои – заповеди воздержания, чистоты и целомудрия, кротости и смирения, незлобия, правды и святыни, мужества и дерзновения, самоуважения и самообладания, терпения, милосердия и сострадательности, простоты и искренности, ибо все заповеди Твои совершенны и ведут к совершенству, вечной жизни и блаженству. Буди!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Господа, прекратившего за молитву слезную покаяния остроту и смертельность искушения моего, бывшего по поводу размолвки с женою. Слава Тебе, Боже, спасаяй, Боже, непобедимый в милости! Боже благопослушливый, благоуветливый и благопременительный! Да не забываю побеждать благим злое [ Рим.12:21 ]. Три часа вечера. Благодарю Господа, помиловавшего и оживотворившего меня, тайно молившегося и каявшегося в отпадении от любви при размолвке с женою. Господь совершил опять победу милосердия Своего над грехами нашими и не попустил врагу спасения нашего разорвать тело на части, то есть разделить мужа от жены и жену от мужа враждой взаимной. Господи! Воздействуй всею силою благодати Твоей на жену мою, как я молился Тебе. Иже Херувимы тайно образующе... Чем образуем 124 мы Херувимов? Во-первых, пением их священной песни Аллилуия и, во-вторых, тем, что подъемлем, как и они, Господа славы и носим в себе чрез причащение Его, носящего всяческая глаголом силы Своей [ Евр.1:3 ]. Потому мы и должны отложить всякое житейское попечение, чтобы возлюбить Его всей полнотой сердца, пламенной любовью, как любят Херувимы. У дома Касаткиных, когда я шел и каялся пред Господом, Он совершил во мне чудо спасения от адской тесноты и злобы. Слава Господу! Потом пред вечерней, когда я гулял по панельке в церковном доме и тоже молил Господа о помиловании, будучи в тесноте греха, опять получил великую милость: вместо тесноты – простор, вместо смятения – мир; потом в соборе в Покровском приделе пред исповедью опять удостоился милости Божией и исповедал спокойно и говорил молитву разрешительную нетрудно. Еще Господь у капитана Бойля (в четвертом флигеле) во время всенощной милостиво преклонился к моей тайной молитве и избавил меня от крайне наглых, нечистых козней диавольских, но и опять побеждал диавол при поименовании Владычицы и всех святых на великой и малой ектениях. Под конец водосвятного молебна враг сломил меня, малодушного, когда я пропустил слова в молитве: не привидении нас устрашая. Кончил смутно, не выговорив отпуста, который столь необходим, как омега после альфы и прочих букв алфавита, ибо в нем упоминается о Главе Церкви Господе Иисусе Христе и членах Его тела – святых Церкви небесной и членах Церкви земной, то есть о нас, милуемых и спасаемых Христом Спасителем по молитвам Церкви небесной. Затем, вышедши от Бойля в смятении и тесноте и парализованный в душе, я шел и усердно каялся во всю дорогу и в преддверии соборного тупика остановился тоже помолиться. Наконец Господь избавил от адской тесноты. Пришедши домой, нашел жену не готовой к миру, и опять впал в смятение, и опять стал молиться о взаимном прощении, и опять Господь услышал и Владычица Богомати Всемилостивая услышала, и я успокоился. Потом гулять вышел и молитвы читал про себя к причащению и светильничные и покаянные, и опять сподобился мира и милости. 27 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Significabat et de consortione nominis substantiae unitatem... ut memenissent in eo, qui ex David oriebatur, aeternae virtutis et potestatis et originis substantiam contineri... (XXIII, 8) soli Christo de communione Paternae substantiae haec agere erat familiare (VIII, 8). Est autem haec vera et inviolabilis fides e.x Deo aeternitatis (cui ob id, quod semper Filius fierit semper et jus Patris et nomen sit; nisi non semper Filius, non sem- per et Pater sil). Deum Filium profectum fuisse, cui sit ex aeternitatae parentis aeternitas. Nasci autem eum voluntas ejus fuit, cujus in virtute et potestate inerat ut nasceretur. Est ergo Filius Dei ex Deo Deus, unus in utroquë theotetam enim, quam deitatem latini nuncupant, aeterni ejus parentis ex quo nascendo est profectus accepit. Accepit autem hoc, quod erat: et natum est Verbum, quod fuit semper in Patre. Atque ita Filius et aeternus et natus est: quia non aliud in eo natum est, quam quod aeternum est (ib., XVI, 4). 8 Clemens. Rom. Ер. II, с. 9. Hermus. Past. Simii. 5. Iren. Lib. V, 1. Tertul. Contr. Prax. 27. Но это же наименование прилагается к Слову Божию и некоторыми восточными писателями, но далеко не так последовательно и систематически, как на Западе. См. Theophil. Ant.; Athanasius, Ер. ad Serap. De ineam. 9 В этом случае Иларий точно следует западной традиции. Herm. Sim. V; Justin. Apol. 2; Irinaeus. Adv. haer. VI; Tertullianus, Contr. Prax. 26; De carne Christi, 18; Lactantius. Inst. IV, 12. 10 Sordibus polluta corporis et interioris vitii immundiciis dissoluta fimbriam vestis per iidem festinat attingere donum videlicet Spiritus Sancti de Christi corpore modi fimbriae exeuntis cum apostolis conversata contingere (ib., IX, 6). Cum potestas intra corpus manens rebus exducis efficientiam auderet sanitatis, et usque in vestium fimbrias operatio divina procederet. Non enim divisibilis et comprehensibilis erat Deus, ut corpore clauderetur. Ipse enim dona in Spiritu dividit; coeterum non dividitur in donis (ib., IX, 7). 12 В комментариях на Евангелие от Матфея есть один только факт, который противоречит, по-видимому, только что сделанному обобщению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Доколе буду пренебрегать, оскорблять и искоренять образ Божий в душе моей, оскорблять Господа, создавшего меня по образу Своему, и [не начну] презирать всё дольнее, тленное, чуждое и стремиться всем существом к небесному, свойственному, родному, вечному? Доколе не возлюблю всем сердцем добродетель – смирение, молитву, воздержание, милосердие? Доколе буду, несмысленный, оскорблять всесвятого, живоначального Духа Божия, данного мне, грешному? После обедни. Благодарю всеблагую и всесильную державу Господа Иисуса Христа, сотворившего со мною чудо милосердия Своего во время литургии в начале и особенно по прочтении Евангелия после тайной усиленной молитвы моей покаянной. Я покаялся в неприязни моей к отцу настоятелю, имевшему служить другую обедню в Успенской церкви (я служил раннюю), и в злопамятстве моем на него невольном. И Господь совершил чудо – претворил смерть в жизнь, смущение в мир, тесноту в простор, злобу в благость. После гимназии. Благодарю и превозношу Господа, оживотворившего меня, умерщвленного грехом за жестокосердие и скупость к бедным, за гнев и раздражение на жену и служанку за несоблюдение написанного мною письма к генеральше Надежде Николаевне (о, лицеприятие, человекоугодие и чрезмерное уважение к одним и неуважение, нелюбовь, неприязнь к другим!), хотя, по-видимому, как оказалось, это письмо взято для доставления по адресу. После сна раздражение возгорелось во мне с особенной силой, я был весь язва палящая, но молитва веры с покаянием, тайно продолжавшаяся всю дорогу до гимназии, преклонила Господа на милость, и я ощутил эту чудную животворную милость, поднимаясь по лестнице гимназической. Какой даровал Господь мир, какой простор сердечный, какое дерзновение, какое благополучие душевное во всё продолжение уроков и потом! Когда пришел домой и поползнулся сердцем на грех сластолюбия плоти чрез зрение, и уязвился душой, и после обеда покаялся сердечно, сердцем признав Единого Бога существенной и вечной сладостью, красотой, благостью, а всякую земную сладость, красоту, как дым, исчезающей, непостоянной и прелестной и по причине прелести и злоупотребления смертносной, – вдруг опять я получил от Господа разрешение от уз греховных и опять мир, пространство, сладость духовную, правоту и простоту сердца. Слава Господу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слава Богу! Жалование мое – Христос Бог. Он всякое мое благо, бесконечно превосходящее все блага земные. 24 апреля 82 года. Миролюбец творит во всем волю диавола, а не волю Божию: его глазами лукавыми, скверными на всех и на всё смотрит, его мыслями мыслит, его чувствами чувствует, его волю злую исполняет, его скверные образы обносит в своем воображении, его слова говорит, его дело делает и, что особенно худо, – не примечает и не сознает, что он раб его, а иногда и отрицает совершенно бытие злых духов. О, хитрость лукавых демонов! Четверг. После утрени. Благодарю Господа, оживившего меня, умерщвленного и умученного прегрешениями моими против нищего чухонца, которого я в гневе за его обманы (может быть, невольные) выдрал за волосы, выказав чрез то свою гордость, злобу, корысть, плотоугодие свое, алчность, сластолюбие, гневливость. Во всем этом я сердечно покаялся, горько плакав и осудив себя, и непобедимое милосердие победило мои злобы, бесконечная благость превзошла неправды мои, после смерти горькой я вкусил сладость жизни, ощутив в себе струи благодати и милости, мир, спокойствие, простор, дерзновение, правоту. Слава всемилостивому Господу, а мне – стыдение лица, мне, неисправленному, неблагодарному, невнимательному, маловерному, непотребному. Вечер. Тяжко пострадал я душевно и телесно из-за чревоугодия поутру, суетности (укладывая правильно цепочку креста на груди) и скупости относительно нищих: меня поразили скорбь и теснота, и я долго-долго умолял (в покаянии моем) Господа о помиловании, исцелении и оживотворении, идучи медленно дорогой в гимназию; пред входом в нее Господь избавил меня. Но когда у Титкова напился чаю и закусил сыром, не имея потребности, сердце опять загрубело, опять я лишился благодати, опять впал в скорбь и тесноту, опять покаяние, томление, и уже на пятом уроке Бог помиловал меня. У Морозовых обручал со стесненным, робким сердцем, бессильным, обедал у них в тесноте сердца. За всенощной пел и читал благодатно, освежительно. 23 апреля Молебны во дворе домов Назарова и Дементьева служил с Божией помощью порядочно, спокойно, но с борьбою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пред обедней поражение сердца от противных борющих врагов, расслабление, холодность; после молитвы покаяния помилование, чувство свободы, мира. Пред великим входом и после него, даже во время канона Евхаристии и потом до самого причащения ужасное внутреннее падение, бессилие сердечное, охлаждение, скорбь, теснота по причине житейских пристрастий, именно: пожелания жалования за уроки в попечительстве, значит, мзды, корысти, сребреников. О, как это неблаговременное желание и пожелание унизило, умертвило, связало, посрамило меня! Только особенной милостью Божией, испрошенной мною со слезами у Господа, я избавился от срамоты, тесноты и смерти душевной, помрачения душевного и немоты при совершении Таинства и потом! Вот тебе и молчание плоти страстной, и стояние со страхом и трепетом, и непомышление ни о чем земном! Я стал весь земным, с помышлениями, чувствами, стремлениями, против воли своей! Только особенной милостью Божией я избавился от этой нелепости пред самым причащением и причастился победоносно, животворно; заамвонную прочел хорошо, отпуст сказал тоже. Слава Богу! 25 апреля Воскресение. Еще ли и после сегодняшнего ужасного искушения и одоления вражеского во время и после литургии ранней, после смертельной тесноты сердечной и всех наругательств надо мною в Гостином Дворе при служении молебнов от злобных демонов я не буду убежден в крайней зловредности чревоугодия и пресыщения, особенно накануне служения ранней обедни? Пресыщение – это настоящее самоубийство, убийство навеки души, созданной по образу Божию. Чревоугодие делает сердце человека грубым, черствым, холодным, жестокосердым, несострадательным, лукавым, немилостивым, ленивым и недеятельным. Во время обедни крайне тяжело было мне: сердце было безжизненно, грубо и холодно как камень, бессильно и подвержено всяким коварствам злых духов. По приходе домой в скорби и тесноте от искушений вражиих (у Неустроевых в лавке) я усердно помолился Господу в покаянии о избавлении от скорби и тесноты, и Господь державно и милостиво избавил меня от тесноты и даровал мне мир и простор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

и прочие. После панихиды был молебен, и на молебне для чтения Евангелия я вышел победителем в державе крепости Христовой, поправшей врагов моих лютейших: прочитал Евангелие твердо и сказал отпуст. Дома после обеда Господь избавил меня за покаяние внутреннее от поползновения блудного внутреннего в мысли и сердечном движении. Благодарю Господа! Даруй мне, Господи, искренно молиться о всем исполнении 138 церковном, то есть о всех членах ее, живых и умерших, и искренно призывать в ходатаи всех святых с благоговением и любовью. О, как высока, небесна и пренебесна литургия и как я недостойно совершаю ее всегда! Как я нечист, низок, земен, не небесен, грешен, не свят! Какие пакости и нечистоты влагает супостат в сердце даже во время литургии, когда надо всему исполниться огнем Духа Святого! Какая раздражительность! Какое ударение врагов по нервам! Весь немощь, весь грех и страсть, весь болезнь, весь боязнь и тени своей боишься, когда бы надо быть исполнену величайшего спокойствия и дерзновения, достоинства, высокости божественной! После вечерни. Служение мною вечерни сопряжено было сегодня для меня с величайшими искушениями: раз по причине мнительности моей, что не безмездно посещаю школу попечительства и за малые труды беру до [...] рублей в месяц, опуская много уроков; во-вторых, по причине конфузливости моей от присутствия двух незнакомых девиц, на коих я не смел и взглянуть. Ектению великую путал, недоговаривал, просительную тоже. Только сугубую порядочно говорил на клиросе. Уязвления змиины смертельные, лютые; несколько раз я молил Господа избавиться от них, и Господь спасал. На повечерии отпуст сказал весь, ибо крепко помолился Господу после уязвления на отпусте вечерни (мною скраденном от боязни и смущения и уязвления) и испросил прощение, избавление, мир и дерзновение. На молебнах опять умерщвление змиино по прочтении не сполна Евангелия, и после молебна покаяние и уврачевание. Молебен и панихиду у Екатерины Степановны старушки служил спокойно, особенно у Евгении Максимовны. После этих треб идя домой, рассердился на одного нищего попрошайку, пнул его ногой в ярости, потом руками его толкал и выпроваживал со двора, хотя и подал потом двадцать копеек. Опять смерть сердца, и опять молитва покаяния дома на коленях, крепкая, слезная, и опять Господь помиловал и струи смерти прекратил, даровав струи жизни. 27 апреля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010