Какое убедительное доказательство Божества Мессии, который должен быть Богом для того, чтобы называться Всевечным, и – человеком для того, чтобы умереть от руки людей. И какое свидетельство в пользу того, что Иисус Христос во истину Мессия; так как Он был не только умерщвлен Иудеями, но и пронзен в бок ударом копья! Какое невероятное, странное пророчество для неверующих и как точно оно однако исполнилось? (Иоанн XIX, 37)! Иудейские толкователи не могли и не хотели понять смысл его: LXX отступили пред смелостью мысли и поставили «поруганного» вместо «пронзенного» не смотря на единственный смысл Еврейского слова (XIII, 3), и не смотря на то, что следует за тем о тосковании или, скорби, которая обнаруживается после смерти близкого, а не вследствие обиды. Талмуд приписывает эти слова Мессии, но Мессии, сыну Иосифову, который по их толкованию погибнет от язычников, и при этом объясняет это пророчество так, что выходит будто бы эта скорбь, тоскование или рыдание, которое стоит в связи с излиянием Святого Духа, и которое ведет за собою прощение всякого греха, будет иметь своим предметом смерть воинственного Мессии на поле битвы! В это время, Иудеи признают, что этот Иисус, которого они пронзили, был Всевечный, который по своей любви к ним соделался человеком для их спасения; и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце ( Aм. VIII; 6 , Uep. VI, 26 ; Ucx. XI, 6 ). – Скоротечная и наружная скорбь Иудеев вслед за распятием Иисуса ( Лyk. XXIII, 48 ) предъизображала искреннее раскаяние, которое испытает некогда этот народ по тому же поводу. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона 105 в долине Мегиддонской, – такой плач, который раздавался в Иерусалиме в прежнее время, когда вступил в него умирающий Иосия, раненый в долине Мегиддон при Гададриммоне: – Иосия, благочестивый царь погиб тогда жертвою ужасного проклятии Божия, тяготевшего над его народом, а не вследствие собственного неблагоразумия ( 4Цap. XXIII, 25 и след.), и смерть его была предметом народных надгробных песен, наверно не забытых еще во время Захарии (2 Паралин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

– Какой же удивительный художник мог так все это создать? Конечно же, этот художник – наш Господь. Только Он мог сотворить такую красоту. Когда вы видите красивое лицо человека, оно поражает вас. Красивое лицо девицы чарует, радует, любая форма красоты проистекает от Бога. Поэтому Иоанн Кронштадтский говорил: «Если ты увидишь красивую девицу или красивого юношу, прославь Господа за такую красоту, которую Он сотворил, и подумай, сколь более совершенны небесные Ангелы». Я читал в одной книге, что один человек был слепорожденным, и лет до сорока он был слепым, а потом произошло его полное исцеление, он стал видеть. Его так поразил окружающий мир, что он мог перед каждым деревом упасть на колени и начать благодарить Бога за такую красоту. Рассмотрев божью коровку, он зарыдал и прославил Бога, увидев цветы, звездное небо, он заплакал. Бог – Творец, Он создал небо, землю, море, источники вод – этот удивительный мир, который предназначен для того, чтобы мы жили в нем. Это наш дом, который очень хорошо обустроен. Очень хорошо. И мы читаем далее уже о другом Ангеле в чреде ангельской вести: «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» ( Откр.14:8 ). Далее мы будем читать о том, что многие люди будут плакать, видя падение Вавилона, потому что они торговали с этим Вавилоном. Они покупали, продавали, и, – смотрите, как погиб торговый центр в Америке, – упало два здания, – «пал, пал Вавилон» ! Мы должны в событиях нашей современности находить образы, созвучные библейскому откровению. Это не означает, что в будущем не произойдет какое-то новое двойное падение, история всегда повторяется. И универсальность слова Божия заключается в том, что мы можем применять его к любому историческому обстоятельству. В прошлый раз мы говорили с вами о том, что наши предки считали, что Ленин – это антихрист. И они были правы, он был антихрист. Древние христиане считали, что Нерон был антихрист, они тоже были правы. В начале XIX века христиане всей Европы считали, что Наполеон – антихрист, они тоже были правы. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 года верующие были уверены, что Гитлер – антихрист. Они тоже были правы. Все эти люди – предтечи антихриста. Но придет и самый главный. Это всё были репетиции антихриста, все эти ужасные режимы, но придет самый главный. Враг народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда мы пребывали с нашими отцами в глубине мрака, вдруг мы были облечены золотистым сиянием, подобным солнечному, и озарил нас свет царственный. И вот Адам, отец рода человеческого, содрогнулся от радости и все патриархи и пророки с ним и воскликнули они: «Этот свет – есть источник света вечного, которым обещано передать нам Свет Бесконечный!» Глава XIX И пророк Исаия, восклицая, сказал: «Это свет Отца, Это Сын Божий, как я предсказал, когда был на землях живых: земля Завулонова, земля Нефалимова, по ту сторону Иордана, народ, сидящий во тьме, увидит свет великий, и над сидящими в сени смертной воссияет свет. И вот теперь Он пришел и озаряет нас, пребывавших в смерти. И когда мы трепетали от радости, согретые светом, блиставшим над нами, спустился к нам Симеон, отец наш, и, дрожа от радости, сказал всем нам: «Прославьте Господа Иисуса Христа, Сына Божия, ибо я держал Его новорожденным на руках моих во храме и, исполнившись Святого Духа, сказал: ибо видели очи мои ныне спасение, которое приготовил Ты пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля " ». Все множество святых, слыша это, возрадовалось радостью великой, и вот пришел человек, походивший на пустынника, и спрашивали его: «Кто ты? И отвечая, он им сказал: «Я Иоанн, глас и пророк Всевышнего, который предшествует Его пришествию, дабы уготовить познание спасения Его народа для оставления грехов. И, видя Его приходящим ко мне, исполнился я Духа Свята и сказал: «Вот Агнец Божий, вот Несущий на Себе грехи всего мира». И я крестил Его в реке Иордане и видел Духа Свята, сходящего на Него в виде голубя. И я слышал голос с небес, говоривший: «Се Сын Мой возлюбленный, в Нем же все Мое благоволение – Его послушайте». И ныне я, предтеча Его, я сошел объявить вам, что еще немного времени – Сам Сын Божий снизойдет с высоты, посетит и придет к нам, пребывающим во тьме и сени смертной». Глава XX Когда прародитель Адам, первосозданный, услышал, что Иисус был крещен в Иордане, он воскликнул, сказав Сифу 237 , сыну своему: «Поведай твоим сыновьям, патриархам и пророкам все, что ты слышал от архангела Михаила, когда я отправил тебя к вратам рая, чтобы умолить Господа ниспослать тебе ангела, чтобы дал он тебе масла от дерева милосердия, дабы помазал ты им тело мое в болезни моей».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Многие исследователи видят в данном эпизоде из Евангелия от Иоанна вариант рассказа синоптиков об исповедания Петра в Кесарии Филипповой ( Мф. 16:13–16 ; Мр. 8:27–30 ; Лк. 9:18–22 ). Однако у Иоанна действие происходит не в Кесарии Филипповой, а в Капернауме; по содержанию и вопрос Иисуса, и ответ Петра не совпадают с диалогом, происшедшим в Кесарии Филипповой; сама обстановка, в которой происходит диалог, совершенно иная. Есть поэтому все основания считать, что речь идет о двух разных эпизодах, в которых Петр исповедует свою веру в Иисуса (в научной литературе XIX века их иногда называли первым и вторым исповеданием Петра). Мы можем предположить, что беседа о небесном хлебе, имевшая место в Капернауме, относится к раннему периоду земного служения Иисуса, тогда как исповедание Петра в Кесарии Филипповой непосредственно предшествовало тому моменту, когда Иисус начал предсказывать ученикам Свою смерть. Если, как следует из данного предположения, событие, изложенное у Иоанна, происходило раньше, чем то, о котором говорят синоптики, налицо определенная динамика в том, как Петр воспринимает Иисуса. Если в первом случае он называет Его «Святым Божиим», то во втором исповедует «Сыном Бога Живаго». Два исповедания можно воспринимать как два этапа в восхождении Петра к полноте веры в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Отметим, что, отвечая на вопрос Иисуса, Петр употребляет первое лицо множественного числа: «Господи! к комунам идти?», «и мы уверовали и познали». Это соответствует характерной для него роли апостола, говорящего от лица всей общины учеников. Иоанн Златоуст отмечает: Этот ответ обнаруживает великую любовь. Он показывает, что для них Учитель дороже всего – и отцов, и матерей, и имений, и что, оставив Его, они не могли бы уже найти, куда прибегнуть… Смотри же, какое братолюбие и какую любовь высказывает Петр, отвечая за весь лик (апостолов). Не говорит «я познал», но «мы познали». «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» В Евангелии от Иоанна Иисус представлен как с самого начала знающий о том, что Его ожидает, в том числе о предательстве Иуды. Во 2-й главе приведены слова Иисуса: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евангелист поясняет, что Иисус «говорил о храме тела Своего», то есть предсказывал Свою смерть. Сразу же за этим эпизодом следует упоминание о многих чудесах, сотворенных Иисусом в Иерусалиме на праздник пасхи, и ремарка Евангелиста: «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» ( Ин. 2:18–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мы же посвящаем изображения истинному Богу – воплотившемуся, и рабам Божиим, и друзьям, прогоняющим полки демонов. XVIII. Если же говоришь, что блаженный Епифаний 46 открыто запретил употребляющиеся у нас изображения, то узнай, что эта книга – подложна, так как кто-либо иной воспользовался именем божественного Епифания, что [вообще] часто случается. Ибо этот Отец не противоборст­вует соотцам, так как все они соделались причаст­ными одного Святого Духа. И свидетель этого – Церковь , которая была украшаема иконами до тех пор, пока против нее не восстали некоторые и не привели в замешательство стада Христова, покусившись напоить народ Божий грязным гу­бительным напитком. XIX. Если я поклоняюсь и почитаю, как при­чины спасения, крест, и копье, и трость, и губку, при посредстве которых богоубийцы-иудеи над­ругались над Господом моим и убили, то почему не буду поклоняться иконам, которые с благою целью приготовляются верными для славы и воспоминания Христовых страданий? Если покло­няюсь изображению креста, устроенному из ка­кого бы то ни было вещества, то почему не буду поклоняться изображению Распятого, Который и показал спасительную силу креста? О бесчелове­чие! А что не веществу поклоняюсь, ясно; ибо ко­гда бывает разрушено изображение креста, соору­женного, если бы случилось, из дерева, то дере­во я предаю огню, равным образом и вещество икон 47 . XX. А что изобретение икон и поклонение им не есть дело недавнее, а древнее предание Церкви, бери множество мест из Писания и Отцов. В святом Евангелии от Матфея Господь, ублажая Своих учеников и с ними всех тех, кто живет по их образцу и идет по их следам, говорит следующее: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф.13:16–17 ). Поэтому и мы сильно желаем увидеть, в какой мере увидеть можно. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло и гадательно» ( 1Кор.13:12 ), и на иконе и считаем себя блаженными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Наконец, подчеркнем еще раз, что некорректно ставить знак равенства между познанием и присутствием и, таким образом, считать, что в рамках антиевномианской полемики были разрешены все аспекты проблемы имени Божия. Вообще, возможно говорить о двух различных подходах к проблеме имени у греческих и русских отцов. Как справедливо заметил еп. Иларион, «вся проблематика споров о природе имени между Великими Каппадокийцами и Евномием оставлена русскими богословами без внимания. Напротив, большое внимание уделяется библейскому богословию имени, которое в восточной патристике не оказало решающего влияния на формирование учения о имени Божием» 54 . Однако есть понятие, и понятие библейское, которое несомненно сближает взгляды, как первых, так и вторых: это понятие славы Божией. Только, как кажется, византийские отцы сосредоточились более на свете как откровении славы Божией, русские же – на слове как откровении той же славы. Позволительно ли, однако, считать указанные акценты равнозначными? В пользу такого мнения можно было бы выдвинуть следующие аргументы. Прежде всего, конечно, от Писания, которое часто сближает Славу Божию и имя Божие, Славу Божию и свет, напр.: Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сазал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою ( Исх 33.18–19 ). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его и светильник его – Агнец ( Откр 21.23 ). Свт. Григорий Палама прямо говорит, что ап. Петр видел «на святой горе славу Христову – свет озаряющий, чудно сказать, даже слух, ведь они видели там светящееся облако, звучащее словами… (! – курсив и шрифт мой. – Свящ. П.)» 55 Иными словами: или надо утверждать, что в облаке нетварного фаворского света звучал тварный глас Бога 56 , или с определенностью признать, что свет и слово, суть различные образы явления той же славы Божией. Свт. Филарет, которого прот. Иоанн Мейендорф назвал «величайшим богословом XIX века» и учение которого о «славе Божией» 57 считал свидетельством постоянного пребывания богословия исихазма в восточной Церкви 58 , несомненно сближает как Славу и свет, ибо Преображение есть явление славы Божией, так и Славу и слово, ибо в храме Господь прибывает Славой или Именем Своим. С другой стороны и фа ворский свет является плодом молитвы, и явление славы Божией в освященном храме тождественно фаворскому свету 59 . 5

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Народы Сибири ждут веры (+ ФОТО) Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова 23 июня, 2011 Сейчас коренные народы Сибири все более и более отождествляют себя с шаманизмом, и некоторые с буддизмом…. — о вере в Сибири рассказ бывшего протестанта, священника Игоря Зырянова Блаженны не видевшие и уверовавшие! Вера и неверие – два подхода к жизни, два подхода к духовным реалиям. Святой апостол Фома сомневался, и Господь явил ему милость — дал возможность вложить персты в раны Спасителя. «Если не увижу — не поверю». Иногда, чтобы верить, нужно что-то видеть. Христос сказал пришедшим к Нему от Иоанна Крестителя с вопросом: «Ты ли Христос?» — придите и посмотрите. Наша жизнь должна быть отражением нашей веры. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы, и то, что в сердце человека, то будет и на устах его. Немногим ниже описания событий со святым апостолом Фомой Иоанн Богослов пишет замечательные слова: « Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ». Как святой апостол, многие народы пришли ко Христу — и, вложив свои персты в Его раны, уверовали. Народы соприкасались с Его Телом — с Церковью — и становились христианами. Меня восхищает, что в XIX веке такие подвижники благовестия как святитель Иннокентий, митрополит Московский , святитель Макарий Алтайский и многие другие пронесли весть о Христе через всю Сибирь и Дальний Восток. Коренные народы услышали весть о Христе и приняли ее. Конечно, было много труда и трудностей. Один только факт перевода Евангелия на язык того или иного народа говорит о невероятном труде. В бурятском поселке, где я живу, под названием Баяндай, что значит Богатая Долина, был храм, который разрушила советская власть, и там служили 2 священника из бурятского народа. Их труд был таков, что к 1930 году в Баяндаевской веси некрещеными оставались только 10% бурят.

http://pravmir.ru/korennye-narody-sibiri...

Не будучи участником евангельской истории, он осмысливает эту историю и создает ту богословскую базу, на которой будет строиться учение Церкви об Иисусе как воплотившемся Боге во все последующие века. Значение Павла для развития христианского богословия трудно переоценить. Существует даже мнение о том, что именно Павел создал христианство как религию, взяв за основу учение Иисуса и придав человеку Иисусу облик Сына Божия: такое мнение высказывалось многими исследователями Нового Завета в XIX и XX веках. Но и Древняя Церковь признавала ключевую роль Павла в формировании христианского вероучения, сравнивая его по значению с Самим Христом. В IV веке Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного служения. Значимость посланий Павла, составляющих почти треть от общего объема Нового Завета, обусловлена не только тем, что в них раскрываются основные темы христианского богословия. По мнению большинства ученых, послания Павла – это самые ранние памятники христианской литературы, появившиеся еще до того, как Евангелия были оформлены в качестве законченных литературных источников. Самое раннее из Павловых посланий, к Галатам, возможно, было написано около 48–49 годов, то есть еще до Апостольского собора в Иерусалиме. Основная часть прочих посланий датируется 50-ми и началом 60-х годов. Как уже говорилось, нигде в своих посланиях Павел не цитирует Евангелия как письменные источники. Более того, даже в тех случаях, когда, казалось бы, он мог узнать об описываемых событиях только от очевидцев, он на таковых не ссылается, а ссылается на откровение от Бога: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» – 1Кор. 6:19 . «Бесконечное количество несчастных браков именно от того, что каждая сторона считает себя собственником другой». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». – Пс. 23:1 .. «…Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою… Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века» – Мф. 13:30,38-39 . Не надо думать, что бестелесные существа чужды мучений. «…Приидет бо и не закоснит… и тебя и споспешную твою силу умучит в геенне огненной… где червь неусыпаемый и огнь неугасаемый» – Чин во еже сотворити оглашенного. Запрещение 2е. «Кто унижает брак, тот сокращает славу и девства; а кто одобряет брак, тот еще более возвышает девство и делает его более дивным и светлым» – Свт. Иоанн Златоуст . Книга о девстве, Х. Пс. 15:11 (Синодальный перевод). Это «откровение» постепенно входило в западную культуру и в XIX веке было широко известно: «Пролей же в сердце яд, он нас спасет от боли; Наш мозг больной, о Смерть, горит в твоем огне, И бездна нас влечет. Ад, Рай — не все равно ли? Мы новый мир найдем в безвестной глубине!» – Шарль Бодлер, Цветы зла. В дальнейшем оно занимает главенствующие позиции (Ф. Сологуб, Л. Андреев, Фр.Кафка и мн. др.) Все неукоризненные функции человеческой природы в той или иной мере уже извращены за счет грехопадения. См. Письмо прим. 6. Джордж МакДональд (1824–1905). Непроизнесенные проповеди, чacmь I. Гениальное пророчество за четверть века до т. наз. «рок-музыки». «…Обезножев, он упал Гигантским змием, корчась и ползя На брюхе… Сила высшая над ним Господствует, осуществляя казнь… …Говорят, они обречены И впредь в назначенные дни в году Такое поругание терпеть». – Джон Мильтон. Потерянный рай, Книга Х.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

О Еве упоминается только как о спутнице и помощнице Адама; их любовь была бесплотной 101 . Половое влечение пришло в мир из-за греха и неразрывно связано с грехом. Поскольку чувственность – знак нарушения изначальной гармонии и совершенства, то чем больше человек приближался к совершенству, тем менее он был подвержен плотскому влечению. Славянские духовные авторы проводят эту мысль особенно отчетливо, настаивая на том, что чувственные импульсы идут только от лукавого, который пытается отдалить людей от Бога и спасительного пути 102 . Для человека, стремящегося к святости, девственность была намного предпочтительнее брака. Подобная точка зрения заставляет вспомнить слова апостола Павла: «…Хорошо человеку не касаться женщины. Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Коринф. 7:1–2, 34). Монашеская жизнь рассматривалась как наилучшее состояние для верующего – так он ближе всего к ангелам. Если кто-либо все же хотел жениться, это считалось уступкой падшей человеческой природе («лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Коринф. 7:9)). Главная мысль, заложенная здесь, – близкие отношения между мужчиной и женщиной по сути своей «нечисты», даже в браке. Православные были необычайно крепки в этом убеждении. Сохранилось множество дневников, в которых благочестивые семинаристы с сомнением пишут, стоит ли «осквернять» супружеское ложе половой жизнью; миряне исповедовались о. Иоанну в близких отношениях в браке как в «законном грехе» 103 . Неудивительно, что воздержание святых от близости даже в законном браке (то, что иногда называют «духовным браком») высоко ценилось и на Востоке, и на Западе 104 . Отношение Церкви к половой жизни было столь отрицательным, что целомудрие о. Иоанна могло быть ни чем иным, как закономерным следствием его религиозного воспитания. Это предположение представляется особенно правдоподобным, если принять во внимание фактическое отсутствие в середине XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010