Глава 11 1. И бысть, соверш заповда бманадесте учнкома своима, прейде тд учити и проповдати во градхъ ихъ. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их Прейде оттуду (перешел оттуда), т. е. с того места, где давал наставления апостолам, вероятно, в окрестностях г. Капернаума, во время предпринятого Им путешествия по Галилее (гл. 9 ст. 35). Прешел учить и проповедыватаъ в городах их, т. е. в городах Галилейских вообще или в соседних с Назаретом. Зач. 40-е. Посольство от Иоанна учеников своих к Иисусу Христу и речь Христова к народу об Иоанне Читается в понедельник 4-й недели по Пятидесятнице и во дни Обретения главы Иоанна Предтечи, на литургии. 2. же слышавъ во узилищи дла хртва, посла два ученикъ своихъ, Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3. реч ты ли грдый, ил иног чаемъ; сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Дела Христовы, это чудеса, которые творил И. Христос, и вообще действия Его ( Ин. 5:36 ). В темнице, т. е. Иоанн посылал своих учеников к И. Христу в то время, когда уже был заключен Иродом в темницу в Махерской крепости, на восточном берегу Мертвого моря (14:3). В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение с своими учениками. Ог них он мог слышать и о делах Христовых ( Лк. 7:17 ). Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Ты ли тот, который должен притти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия ( Ин. 1:31–34 ); но ученики его еще не знали этого, Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его. «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, не расположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю: Тот, Кто был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3:26 ). Ибо они еще не знали, Кто был Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Граале). И виденное им нарочито подтверждается, как апостольское свидетельство его: «един от воин копием ребра его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Ио. 19, 34–35). (Слова эти всегда произносятся на проскомидии при влиянии в чашу св. соединения). X F) Шecmbue ко гробу. Прошли страшные часы Голгофы, которые оставили Иоанна одного у креста. Апостолы снова соединяются, и первое же упоминание об Иоанне опять совокупляет его с Петром, возвращается тема двоицы Петра и Иоанна. Именно описывается их шествие ко гробу. Рассказ об этом отсутствует у других евангелистов (ср. Лк. 24, 12 ). Мария Магдалина бежит и приходит к Симону Петру и другому ученику, которого любил Иисус. (Замечательно, что любил здесь φλει, вместо прежнего γπα. Первое, как мы знаем из рассказа о троекратном вопрошании Петра, указует на большую личную дружбу, чем второе, и здесь после верности, проявленной у креста, Иоанн, как бы нарочито удостаивается звания друга Иисусова). «И говорит им: унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел (в гроб). Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат... Тогда вошел и другой ученик, прежде при шедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Они, ведь, не знали еще из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе». (Ио. 20, 2–10). Итак, двоица Петр и Иоанн, после сообщения Магдалины, идут ко гробу, причем дважды отмечено, как обстоятельство, очевидно, не безразличное, (а, вместе с тем, известное только очевидцу), что Иоанн пришел первым, ибо «бежал скорее» Петра, но почему то не вошел. Петр же, теперь освободившись от своего страха, проявляет обычную свою импульсивность и входит первым во гроб, и лишь за ним Иоанн. Но что поразительно: уверовал только Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

(Иоан. 1:35-51). После искушения дьяволом Господь Иисус Христос вновь направился на Иордан к Иоанну. Между тем, накануне Его возвращения, Иоанн дал новое торжественное свидетельство о Нем перед фарисеями, но уже не как о грядущем только, а как о пришедшем Мессии. Об этом рассказывает лишь один Евангелист — Иоанн. Иудеи прислали из Иерусалима к Иоанну священников и левитов спросить, кто он, уж не Христос ли? Ибо по их представлениям, крестить мог только Мессия-Христос. «Он [Иоанн] объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос» (Иоан. 1:20). На вопрос, кто же он тогда, не пророк ли, он сам называет себя «Гласом вопиющего в пустыне» (Иоан. 1:23) и подчеркивает, что крещение его водой, как и все его служение только подготовительное, и чтобы отстранить от себя все вопросы, в заключение своего ответа торжественно объявляет: «Среди вас стоит Некто, Которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который стал впереди меня» (Иоан. 1:26-27), Он выступает на служение Свое после меня, но имеет вечное бытие и Божественное достоинство, а я недостоин даже «Развязать ремень обуви Его» (Иоан. 1:27). Это свидетельство было дано в Вифаваре — там, где к Иоанну массами стекался народ. «На другой день,» то есть уже в другой раз, после сорокадневного поста и искушения дьяволом, Иисус вновь приходит на Иордан к Иоанну, и тот, увидев Его, говорит всем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29); и удостоверяя, что это и есть Крестящий Духом Святым Сын Божий, так как: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Иоан. 1:32). На другой день, уже после личного свидетельства о пришедшем Мессии, Сыне Божьем, взявшем на Себя грехи мира, Иоанн вновь стоял на берегу Иордана с двумя своими учениками, когда Иисус опять проходил вдоль берега. Увидев Господа, Иоанн снова повторяет о Нем те же слова: «Вот Агнец Божий.»Называя Христа Агнцем, Иоанн относит к Нему замечательное пророчество Исайи, где Мессия представлен в виде овцы, ведомой на заклание, агнца, безгласного перед стригущим его (Исайи 53:7). Следовательно, основная мысль этого свидетельства Иоанна в том, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей. Но в словах Иоанна о Иисусе «Который берет на Себя грехи мира» (Иоан. 1:29), эта великая живая Жертва представляется и Первосвященником, Который Сам Себя священнодействует: берет на Себя грехи мира и Сам приносит Себя в жертву за мир.

http://sedmitza.ru/lib/text/430484/

Между тем, проповедь Иоанна Предтечи и крещение, им совершаемое, возбудили внимание Синедриона в Иерусалиме. Старейшины народа Иудейского решились послать к нему священников и левитов, чтобы узнать, не Мессия ли он? Посольство нашло его по другую сторону Иордана, в Вифаваре. Посланные спрашивают: «кто ты?» Иоанн объявляет прямо, что он не Христос. Они говорят: «так что же? ты Илия?» Многие из Иудеев веровали, что Илия, вознесшийся на небо, перед пришествием Мессии, сойдет опять на землю, и сделает нужные приготовления к принятию Его, как Царя. Иоанн отвечает, что он не Илия. Спрашивают далее: «ты (известный) Пророк?» Вероятно, разумели здесь Иеремию, о котором говорили, что он, во время разрушения Иерусалима и храма Халдеями, вынес ковчег со скрижалями Завета, сосуд с манной и жезл Ааронов, и скрыл в одной пещере горы Навав, и, что, перед пришествием Мессии, он воскреснет, и эти вещи опять откроет, (сн. 2Мак. 2:4–8 ). Иоанн говорит на это: «Нет». Посланные продолжают: «кто же ты? Чтобы нам принести какой-нибудь ответ тем, которые послали нас: что ты говоришь сам о себе?». Он говорит: «я – голос вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу! ( Ис. 40:3 ) как сказал пророк Исайя». Ученые Фарисеи не обдумали этих слов, которые, однако же, решали все их недоумения. Они предлагают еще вопрос: «что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни Пророк?» Иоанн отвечает: «я крещу в воде; но среди вас есть уже, Которого вы не знаете. Он идет вслед за мною, хотя был прежде меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». После этого посольства, на другой день, Иоанн видит, идущего к нему, Иисуса, и говорит: «се, Агнец Божий, Который принимает на Себя грех мира. Именно о Нем я и говорил: – вслед за мною идет Муж, Который был прежде меня, потому что Он, древнейший, предо мной. – И я не знал, что Он таков; а, между тем, я должен был крестить в воде для того, чтобы Он явлен был Израильскому народу. Кто послал меня крестить водою, Тот сказал: – «на Кого ты увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем; Тот есть, Крестящий Духом Святым», – и я свидетельствую, что видел, как Дух, подобно голубю, сходил с неба, и почил на Нем; и утверждаю, что это – Сын Божий». 5. Первые последователи Иисуса Христа: Андрей, Иоанн, Симон Петр, Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–51)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Но не отрицает ли евангелие Иоанна рассказа синоптиков об искушении Христа в пустыне тем, что его хронология, по-видимому, не дает места для сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне 4 ? В то время, как по синоптикам ( Мф. 4:1 ; Мк. 1:12 ; Лк. 4:1 ) искушение следовало непосредственно за крещением, по евангелию Иоанна вслед за крещением по-видимому не могло быть сорокадневного пребывания Христа в пустыне. Дело в том, что евангелие Иоанна вслед за прологом, в котором излагается возвышенное учение о Логосе, начинается свидетельством Иоанна Крестителя о Христе и Его ответом послам Иерусалимского синедриона ( Ин. 1:15–28 ). На другой день после этого ответа видит Иоанн идущаго к нему Иисуса, и говорит: вот, Агнец Божий, о котором я сказал… Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю (29–31) и т.д. Затем евангелист Иоанн по дням указывает хронологию почти целой седьмицы, последние дни которой Христос проводит уже в Галилее (стт. 35, 43; II, 1). О новом пребывании Христа в Иудее евангелист говорит в III, 22: после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую, и там жил с ними, и крестил. Если в I, 29: видит Иоанн идущаго к нему Иисуса дано указание, как думают некоторые экзегеты, на крещение Иисуса Христа, то вслед за ним Христос не мог удалиться в пустыню. Чтобы примирить евангелистов в вопросе о сорокадневном посте Христа, можно, правда, отнести этот пост ко времени позднейшего пребывания Христа в Иудее ( Ин. 3:22 ); но в таком случае придется стать в противоречие с прямыми указаниями синоптиков, что искушение следовало непосредственно за крещением. – Однако все эти кажущиеся затруднения возникают только в том случае, если у Ин. 1:29 видеть указание на крещение Христа. Но к этому ничто не обязывает. Напротив того, на другой день этого стиха Иоанн Креститель уже говорил: я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. Я видел Духа, сходящаго с неба как голубя и пребывающаго на Нем ( Ин. 1:31–32 ) и д. Следовательно, другой день ст. 29 предполагает крещение уже совершившимся. Мало того: Иоанн Креститель послам Иерусалимского синедриона сказал: стоит среди вас Некто, Котораго вы не знаете (ст. 26) и Которого сам он, очевидно, знал. Но узнать Иисуса Христа он мог при крещении (ср. ст. 33–34). Следовательно, и эти слова Иоанна Крестителя предполагают крещение уже совершившимся. Таким образом, крещение Иисуса Христа нужно поместить в евангелии Иоанна до I, 19, причем, может быть, последнее время пребывания Иисуса Христа в пустыне совпадало с тем днем, когда пред Иоанном явились посланные из Иерусалима: на другой день (ст. 29) Иоанн и видит идущего к нему Господа Иисуса, уже окончившего Свой подвиг в пустыне 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

По возвращении в Галилею Иоанн, подобно своим сотоварищам по апостольству, совмещает общение со Спасителем с повседневным трудом, помогая отцу и старшему брату Иакову в рыболовстве. Однако вскоре все меняется – житейские заботы отходят на второй план. Господь Иисус ставит Своих учеников перед выбором, и они откликаются на Его призыв. Вот как Евангелие рассказывает об этом событии: Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк. 1, 19–20). Следование за Христом: от призвания до Страстной седмицы Спаситель называл Иоанна и его брата Иакова – «Воанергес» – сыновья грома. Они вместе с апостолом Петром стали Его ближайшими учениками. Вскоре после призвания апостолов все они во главе с Господом Иисусом направились в Иерусалим на празднование Пасхи и стали там свидетелями события, впоследствии описанного в Евангелии от Иоанна – исцеления расслабленного при Овчей купели. Кроме того, апостол Иоанн запомнил и впоследствии описал в Евангелии проповедь Спасителя в Иерусалиме. Из Иерусалима все они возвратились в Галилею. Именно здесь произошло избрание двенадцати апостолов: В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами (Лк. 6, 12–13). Во всех апостольских списках известных из синоптических Евангелий Иоанн упомянут третьим или четвертым. Но даже среди двенадцати апостол Иоанн по-прежнему был одним из самых близких к Господу учеников. Это выразилось в том, что Иоанн вместе с Петром и своим братом Иаковом становится свидетелем воскрешения дочери Иаира. Поначалу Господь отправился в дом начальника синагоги Иаира, просившего об исцелении умирающей дочери, со всеми двенадцатью учениками, а потом: приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк. 5, 35–37). Именно они – Петр, Иоанн и Иаков – стали свидетелями чуда воскрешения умершей девочки. Некоторые исследователи предполагают, что Господь поступил так, не желая делать это чудо широко известным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

1Кор.11:2 . «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам». Объяснение. Отсюда видно, что Предание было раньше Писания; первоначальная обязанность христиан состояла не в сохранении писанного апостольского слова, которое явилось не вдруг, а в сохранении устного апостольского Предания, за что апостол и хвалит и умоляет держаться Предания: 2Фес.2:15 ; 1Кор.15:1 . 1Кор.14:37 . «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни». Объяснение. Здесь нисколько не говорится о том, что должно руководствоваться одним только Священным Писанием в делах веры и благочестия, а раскрывается лишь истинное понятие о дарах Святого Духа и восстановляется порядок в Коринф. церкви, так как Коринфяне дозволяли даже женщинам учить в церкви – ст.34–35. Гал.1:8–9 . «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как и прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Объяснение. Отсюда правильнее можно заключить, что апостол говорит об устном благовестии: ст.9, а потому лишь защищает, а не опровергает Священное Предание. В этой же главе ст.11–12 апостол как бы так говорит: вы от меня получили божественное учение и строго держитесь его. Апостол в своих посланиях неоднократно настаивает на необходимости держать Предания: 2Фес.2:15 ; 1Тим.6:20 ; 1Кор.11:2 , и сам пользовался устным Преданием: Деян.20:35 (слов, сказанн. здесь: «блаженнее давать...», нигде в Евангелии нет). Предавая анафеме людей, благовествующих не то, что благовествовал он, апостол, очевидно, разумел еретиков всех времён, отвергающих Предание. 2Фес.2:15:3:6 . «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Объяснение. Здесь разумеется предание не только устное, но и письменное. Отсюда можно заключить, что апостолы не всё передали верующим чрез послания, но многое сообщили и без письмен: 2Ин.1:13–14 ; 2Тим.2:2 ; слово и послание ясно разграничиваются: 2Тим.1:13 ; Кол.4:16 . В устной проповеди передано было христианам не только вероучение и нравоучение, но и правила благочестия, против которых грешили те, которые поступали бесчинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

33. Ин. 18:33 . Тогда Пилат опять вошёл в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Лк. 23п. 34. Ин. 18:34 . Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? 35. Ин. 18:35 . Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Пилат опять вошёл в преторию: судебную палату, где находился Господь (ст. 28), или куда позван был, может быть, со двора претории. – Ты Царь Иудейский? Пилат начал допрос Господа именно с этого вопроса потому, что члены Синедриона, не видя возможности принудить Пилата привести их приговор в исполнение без исследования с его стороны дела, начали именно с этого пункта обвинять Господа, что Он развращает народ, выдавая себя за Царя Иудейского ( Лк. 23 и прим.). – Иисус отвечал и пр.: передавая о допросе относительно сего пункта кратко, первые три евангелиста упоминают только о кратком положительном ответе Господа на этот вопрос ( Мф. 27:11 ; Мк. 15:2 ; Лк. 23:3 ), Иоанн же излагает дело подробнее для выяснения понятия о характере Царства Христова. – На вопрос Пилата Господь отвечал ему также вопросом, имеющим целью разъяснение этого пункта обвинения. Пилат, вероятно, ожидал прямого отрицательного ответа на свой вопрос, но дело было не так просто, как ему представлялось; нужно было выяснить понятие царя в приложении к обвиняемому. Господь говорит о Себе как Царе не в римском политическом смысле, а в еврейском теократическом, Он не политический царь иудейский, а теократический Царь всей вселенной. Вопрос Господа Пилату и направлен к тому, чтобы узнать, в каком смысле употребляет римский судья слово Царь и кто обвиняет Его в присвоении этого имени, сам ли он или иудеи, чтобы соответственно смыслу вопроса дать точный ответ на него. – Ответ Пилата на этот вопрос дышит презрением к иудейству. Он знать не хочет о таком различии в понятии царя и царства, что ему до этих тонкостей: разве я Иудей? Но, тем не менее, Твой родной народ и представители его первосвященники, в составе целого верховного судилища своего, предали Тебя мне, по обвинению в присвоении Тобою царской власти. Что мне до их тонкостей? Но мне нужно знать, что Ты сделал такого, почему они могли взвести на Тебя такое обвинение? Признаешь ли Ты себя царём?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

35. И прохождаше грады вс и уч на сонмищихъ ихъ, и проповда и цл вскъ недгъ и вск зю въ людехъ. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях Тут евангелист повторяет то самое, что сказано им ранее после повествования о призвании Господом первых учеников. Читан 23 ст. 4 гл. Зач. 34-е. Послание Иисусом Христом двнадцати апостолов на проповедь и наставление им Читается в понедельник 3-й недели по 1-го ноября и июля, водни безсребренников, и на елеосвящении. 36. Видвъ же народы, млрдова нихъ, к бх смтени и вержени, к вцы не имщы пастыр. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря Господь сравнивает народ Иудейский со стадом овец, блуждающих без пастыря. Пастырь блюдет своих овец провожает и оберегает; без наблюдения пастыря они в разброд, подвержены опасности от хищных зверей, терпят и солнечный жар, и ночной холод, и потому изнурены. Таковым был во времена И. Христа народ Еврейский: он не имел хороших пастырей руководителей; а те, которых имел, были по большей части фарисеи (3:5); сии будучи сами слепцами, держались многих предрассудков, не просвещали и народа истинным учением, и таким образом, не исправляли, а еще развращали его (Феоф.). Посему и милосердова о нем (сжалился над ним) И. Христос. 37. Тогда гла учнкмъ своимъ: жатва уб многа, длателей же мал: Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало 38. молитес убо гдин жатвы, к да изведетъ на жатв свою. итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою Здесь Господь сравнивает Еврейский народ с полем, покрытым спелою жатвою, которое нужно жать ( Ин.4:35 ), а жнецов мало, и этим говорит, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него, т. е. уверовать во Христа и сделаться Его учениками, но мало руководителей, приготовленных для этого дела. Следовательно, Ему, как Спасителю мира, нужно избрать таких руководителей, каковых Он и избирает в лице апостолов. Чит. далее. Молитеся Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою, т. е. молитесь Богу, чтобы Он, как благий и всемогущий, содействовал Ему, Спасителю, образовать новых, не в духе фарисейском и иудейском, учителей и проповедников о наступлении царства Мессии. У евангелиста Луки говорится, что Господь Сам пред избранием апостолов провел всю ночь в молитве ( Лк.6:12 ); потому что этим избранием Он полагал начало Своей церкви и потому, что желал научить и апостолов, чтобы и они, избирая кого на служение церкви, совершали это дело с молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

3 . Об этих исполнившихся событиях говорит великий евангелист Иоанн, сын громов ( Мк.3:17 ): [ Col. 508 ] «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ). Если же через Него все произошло, то Он – вне тварей, и ясно, что Он в Отце всегда. Новые же жалкие иудеи – ариоманиты 9 , ни право читающие, ни точно исследующие, имея слепыми мысленные очи, считают тварью Творца и Создателя всяческих 10 . Выслушайте выражение великого Евангелия: «В начале». О христоборный арианин! Если бы было сказано «в начале сотворен», то ты имел бы право сказать: «вот, мол, евангелист сказал: «в начале сотворен». Если же он сказал: в начале было, то исследуй точно и найдешь истину, и затем спроси всякого евангелиста говоря ему: «О, евангелист, скажи нам истину о начале и об истинном Боге Слове, ибо христоборные ариане считают тварью Творца всяческих». И скажет тебе великий евангелист: «Прочти о сотворении мира в книге Бытия, где говорится так: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Допустим, несуществовашие придут в бытие в будущем. Бог Слово был у Отца и через Него все было сотворено. Посему хорошо говорит Евангелист: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). И вот – трижды «было» и никоим образом не упомянуто «не было». И великий Архангел Гавриил, сказавший Непорочной и Неискусомужной Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ), не сказал: «Дух Святой будет на Тебе сотворен» или «Сила будет сотворена на Тебе», но «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя». Это и блаженный апостол прояснил, говоря, что Христос «Божия сила и Божия Премудрость» ( 1Кор.1:24 ). Но ариоманит скажет на это: «Как же, мол, говорит Приточник, Господь сотворил Меня началом путей Своих на дела Свои» ( Притчи.8:22 )?» О, нечестивый, разве ты не слышал Архангела, говорящего Деве: «И рождаемое от Него Святым наречется» ( Лк.1:35 )? Смотри, ведь он сказал о деле Вочеловечения. Поскольку же обветшало шестидневное творение из-за преступления отца рода нашего, Адама, и род наш впал в смерть, то благоволил Бог [ Col. 509 ] послать к нам Своего Сына, Бога Слово, и воспринять Ему от Неискусомужной Девы Храм – человека. И говорит блаженный апостол Павел: «И благоволил Бог послать Сына Своего, Который родился от Жены» ( Гал.4:4 ). Итак, видишь про Рожденного от Жены, что это сказано о Вочеловечении?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010