Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - проповеди - СЛОВО в Неделю 4-ю Великого поста О преподобном Иоанне Лествичнике и его " Лествице " и к перенесению мощей святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОПОВЕДИ О. ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) СЛОВО в Неделю 4-ю Великого поста О преподобном Иоанне Лествичнике и его " Лествице " и к перенесению мощей святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 23 марта (5 апреля) 1992 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя " Лествицы " . В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием. Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать - грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться - это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение " от силы в силу " , как бы по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием " Лествица " , в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию " Лествицы " , христианское возрастание и преуспеяние достигается через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. " Лествица " состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней, - по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь.

http://zavet.ru/ioannkr04.htm

Во всей богословской традиции Восточного христианства – от ее расцвета во времена св. Иринея во II в. до продолжения этой традиции у св. Григория Паламы в XIV в. и далее – центральное место занимает тайна Преображения 1 . Самое известное высказывание Иринея можно найти в ряде рассуждений о тайне Преображения: «gloria enim Dei vivens homo: vita autem hominis viseo Dei» (Ибо слава Божия есть живущий человек; а жизнь человека есть видение Бога) 2 . Ориген размышлял о Преображении неустанно и часто 3 . В гомилиях Макария Преображение Христа рассматривается как создание прообраза именно телесного Преображения, подвиг которого предстоит совершить святым 4 . Гомилии отцов Церкви обычно касаются пути, которым Преображение раскрывает учение о Троице и тайну Воплощения и предрекает – как словом, так и делом – тайну агонии в Гефсиманском саду и Пасхальную тайну смерти и воскресения; но при этом они видят это и как прообраз грядущей надежды тех, кто следует за Христом, – надежды, которая охватывает и тело, и душу. Тайна Преображения в этих гомилиях облекает всю христианскую веру и надежду в единый образ 5 . Также важны и удивительны описания Преображения в религиозном искусстве: на память приходит апсида базилики св. Аполлинария в Классе под Равенной, где Преображение символически изображается как преддверие рая; или простая, но потрясающая апсида в монастыре св. Екатерины на Синае, которую столь живо описывает Яш Эльснер как вершину духовного восхождения, подобного восхождению Моисея, стоящего перед Неопалимой Купиной и получающего скрижали Закона в расщелине скалы, как это изображено в нишах по обе стороны апсиды 6 . В сени этой апсиды молился Иоанн Синайский, автор «Лествицы духовного восхождения» (откуда и его именование Иоанн Лествичник ), самого влиятельного произведения византийского монашеского предания. Дойдя до последней ступени этой лествицы, Иоанн произносит с очевидной аллюзией на тайну горы Фавор (а возможно, и на изображение в апсиде): «Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: вера, надежда и любовь, больше же всех любовь, ибо ею именуется Бог . По моему разумению, вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость…» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ot...

...Высокомерные несчастнее и помешанных в уме, и глупых по природе; они возбуждают смех, подобно последним, и неприятны, подобно первым, и хотя столько же расстроены в уме, как помешанные, но не возбуждают столько сожаления, как те; они безумствуют, как и глупцы, но не заслуживают оправдания, как те, а внушают только одно отвращение (свт. Иоанн Златоуст , 53, 756). Источник. ...Разве ты не делаешь из себя чуда, когда, будучи человеком, замышляешь летать? Но лучше сказать, ты летаешь уже внутренне, все тебя поднимает вверх. Как мне назвать тебя? Чем истребить твое высокоумие? Если я назову тебя пеплом, прахом, дымом и пылью, то я, хотя и назвал низкие предметы, но ни один не изображает тебя в точности, как я хотел бы, ведь я желаю представить всю надутость и пустоту людей высокомерных. Какой же нам найти образ, им соответствующий? Мне кажется, что они подобны зажженному льну. Как вспыхнувший лен по видимому раздувается и приподнимается, но от легкого прикосновения руки опадает и оставляет самый мелкий пепел, таковы же и души высокомерных: их пустую надутость может смирить и уничтожить случайное прикосновение. Всякий высокомерный по необходимости должен быть слабым, потому что высокое не бывает крепко, но как водяные пузыри скоро лопаются, так и высокомерные легко погибают (свт. Иоанн Златоуст , 53, 756). Источник. ...Старайся безумие высокомерия сдерживать браздами скромности, приобрети себе наружность, приличную человеку благонравному, и ни глазами, ни бровями, ни языком, ни походкою не показывай в себе следа такой болезни (прп. Исидор Пелусиот , 62, 70). Источник. Смотри, чтобы твое ни с чем не сравнимое высокомерие не понудило когда-либо Божественное, преисполненное снисхождения естество показать свое могущество, которое может и здесь предать тебя конечной гибели, а там подвергнуть самым жестоким наказаниям (прп. Исидор Пелусиот , 62, 357). Источник. ...Не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий. Иначе ты сделаешь два зла: братию уязвишь своею ложною и притворною ревностью и себе дашь повод к высокомерию (прп. Иоанн Лествичник , 58, 46). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Закрыть «Пост – необходимое делание нашей христианской жизни» Проповедь в неделю преподобного Иоанна Лествичника 14.04.2024 5 Время на чтение 4 минуты Фото: russianicon.com Жизнь – удивительная вещь. При всей ее внешней простоте, она поистине многогранна и неповторима. Каждая человеческая судьба тому подтверждение. Жизнь нельзя разложить на формулы, нельзя просчитать. Она иррациональна, и не доступна нашему пониманию. Потому, что мы видим только какой-то один её отрезок, и только Богу доступно полное видение. В противном случае, как объяснить то, как в одном человеке может уживаться как хорошее, так и плохое начало? Порой, жизнь преподносит нам чудеса, заставляя нас задуматься об итогах. Жизнь константинопольского вельможи Ксенофонта была похожа на сказку. Это был весьма богатый и уважаемый человек. Его знали не только в столице, но и во всей империи. Он состоял в переписке с учеными людьми, и ректорами известнейших учебных заведений. Его супруга – Мария, разделяла интересы своего мужа. Поэтому, не стоит удивляться тому, что два их сына – Иоанн и Георгий, рожденные в середине VI века, получили сначала прекрасное домашнее образование, а затем по настоянию отца отправились изучать юриспруденцию в город Верит (современный Бейрут в Ливане). Для современного человека название этого города ничего не скажет, а вот в древности – это был центр юридической науки всей Римской империи. Как для нас русских самым сильными юридическими Вузами являются юридический факультет МГУ или Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина. Или как для людей Запада юридические факультеты Гарвардского или Оксфордского университетов. Вот чем была юридическая школа Верита для древних. Сыновья окончили курс вышеназванного учебного заведения, но вместо того, чтобы вернуться домой и начать строить карьеру, вдруг решили принять монашество. Они отправили письмо своим родителям, где сообщали о своем жизненном выборе. И вот мы с вами встречаем Иоанна в числе иноков знаменитого Синайского монастыря, что находится в Палестине. Ему едва исполнилось 16 лет. Иоанн скрыл от монастырского начальства свое истинное происхождение и поступил учеником к старцу Мартирию. Но Бог открыл Мартирию правду об Иоанне. И старец проникся уважением к юноше и его нелегкому выбору. Он научил его искусству тихой молитвы и терпению. Девятнадцать лет Иоанн находился в обучении у старца до его блаженной кончины. И после его похорон решил попробовать уединенное монашеское делание в скиту.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/po...

Иоанн Лествичник. Икона XV в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет ЖМП 3 март 2024 /  11 апреля 2024 г. 13:30 «Вышеестественный и равноангельский отец отцов» К 1375-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА  (†  30.03.649) Жизнь великого учителя христианского подвижничества известна нам мало. Сам он скрывал свое происхождение. Святитель Димитрий Ростовский в житии преподобного Иоанна упоминает давнее предположение, что святой Иоанн — один из сыновей преподобного Ксенофонта (память 26 января ст. ст./8 февраля н. ст.) и Марии, но это невозможно проверить авторитетными источниками. И хронология жизни преподобного Иоанна не может быть точно установлена.  PDF-bepcuя. В 1902 году католический ученый Франсуа Но (Nau) предложил датировать смерть преподобного Иоанна Лествичника «примерно 649 годом». Это мнение, однако, не стало общепринятым. Оно оспаривается, например, в статье Луи Пети (Petit) во французском «Словаре католического богословия» (т. 8, 1924). В 1964 году датировку оспорил православный ученый Стергиос Саккос. Все они пытаются внести свои уточнения не на основании данных источников, относящихся к самому преподобному Иоанну, но на основании биографий других лиц, имеющих к нему то или иное отношение.   Наиболее достоверно житие, составленное младшим современником преподобного Иоанна Даниилом Раифским, монахом того синайского монастыря, игумену которого Иоанну преподобный Иоанн посвятил свою «Лествицу». Творение Даниила — не житие в собственном смысле, но похвальное слово и дает минимум фактического материала. Не вдаваясь в детали различных предположений, скажем, что святой жил b VI–VII веках. Родиной его мог быть один из прибрежных палестинских городов. Часто встречающееся именование святого Иоанна Схоластиком может указывать на полученное им юридическое образование — может быть, в знаменитом высшем училище в Вирите (Бейрут). Творения святого Иоанна указывают на его прекрасное образование.   В 16 лет он оставил мирскую жизнь и отправился на Синай и вверил себя духовному руководству старца Мартирия, который по­стриг его в монашество в 20-летнем возрасте. Девятнадцать лет пребывал он в послушании у старца, до самой его смерти. Затем святой Иоанн перешел к подвигам уединенной отшельнической жизни в нескольких верстах от церкви Преображения Господня, построенной у подножия Моисеевой горы Хорив повелением императора святого Юстиниана I. После того как монахи обрели мощи святой Екатерины, монастырь получил ее имя. Но большое число монахов жило не в самом монастыре у подножия Хорива, но в окрестных скитах и отшельнических келлиях.  

http://e-vestnik.ru/analytics/vysheestes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Братолюбов Сергей Васильевич; 16.06.1882, Казань - 27.02. 1968, Ульяновск), архиеп. Ульяновский и Мелекесский. Из семьи протоиерея. Окончил Казанские ДУ и ДС, затем в 1906 г.- КазДА со степенью канд. богословия. 21 дек. 1906 г. был назначен помощником инспектора Симбирской ДС. 15 апр. 1907 г. архиеп. Симбирским и Сызранским Иаковом (Пятницким ; впосл. митрополит) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь почитаемого им прп. Иоанна Лествичника в Казанской иконы Божией Матери Жадовском мужском монастыре . 18 апр. 1907 г. архиеп. Иаковом рукоположен во диакона, 19 апр.- во иерея. 24 авг. того же года переведен помощником смотрителя Усть-Сысольского ДУ Вологодской епархии. В 1908-1912 гг. занимал должности в духовных учебных заведениях Пермской и Олонецкой епархий. 8 сент. 1912 г. возведен в сан архимандрита и назначен зав. Могилёвской пастырской школой. С 12 авг. 1914 г. смотритель Каргопольского ДУ. 28 окт. 1915 г. переведен на службу в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства. С 28 дек. 1916 г. был помощником начальника Житомирского уч-ща пастырства. С 3 сент. 1917 г. исполнял должность настоятеля в тюменском во имя Святой Троицы мужском монастыре . С 1920 по май 1921 г. служил священником в церквах сел Пятницкое и Усть-Тунгуска, относившихся к Енисейской епархии. С июня 1921 г. был настоятелем тобольского Знаменского мон-ря. 22 янв. 1922 г. Патриархом св. Тихоном определен епископом Берёзовским, викарием Тобольской епархии. С 1 июня исполнял обязанности настоятеля церквей в Обдорске (ныне Салехард), а также управлял церквами Берёзовского вик-ства в сане архимандрита с правом служения на орлецах, с дикирием и трикирием. С 19 мая (по др. данным, в июне-июле) 1923 г. служил в Керженском единоверческом жен. мон-ре. 1(14?) авг. 1923 г. хиротонисан в Москве во епископа Берёзовского. Хиротонию возглавил Патриарх св. Тихон в сослужении Уральского архиеп. Тихона (Оболенского ; впосл. митрополит), вик. Тульской епархии, Каширского еп. сщмч. Николая (Могилёвского ; впоследствии митрополит). Назначен временно управляющим Тобольской епархией. С 23 июля по 4 авг. 1924 г. управлял Иркутской епархией. 4(26?) авг. назначен епископом Воткинским, викарием Сарапульской епархии. 12 апр. 1925 г. был в числе подписавших акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. Петру (Полянскому) . С апр. 1926 г. епископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. С 13 июля 1927 г. епископ Шацкий, викарий Тамбовской епархии, но, согласно автобиографии, он только числился епископом Шацким, при этом проживал в Воткинске (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 55. Л. 4). С 27 февр. 1929 г. епископ Уральский и Покровский. С авг. 1930 г. епископ Курганский, викарий Тобольской епархии.

http://pravenc.ru/text/469458.html

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ, В субботу вечера стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 4, и Минеи 3. Инии же последнейшии определиша петися последованию святаго Иоанна Лествичника. В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма исполняем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных четыре и три св. Иоанну Лествичнику из Триоди: Стихиры, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! Отче Иоанне преподобне,/выну воистинну Божия в гортани возношения носил еси/поучаяся детельнейшим, Богодухновенным словесем всемудре,/и оттуду истекаемою благодатию обогатился еси, быв блажен,/нечестивых всех советования низвращая. Отче Иоанн преподобный,/ты всегда воистину величания Богу в гортани своей носил,/поучаясь деятельнейшим образом/богодухновенным словам, всемудрый,/и оттуда истекающей благодатью обогатился,/став блаженным мужем,/нечестивых всех постановления ниспровергающим. Подобен: Отче Иоанне преславне,/слез источники душу очистив,/и всенощными стоянии Бога умилостивив,/восперился еси к люблению Сего блаженне и красоте:/еяже достойно ныне наслаждаешися, непрестанно радуяся,/со страдальцы твоими богомудре преподобне. Отче Иоанн преславный,/слез источниками душу очистив,/и всенощными стояниями Бога умилостивив,/воспарил ты к любви Его, блаженный, и красоте;/ею ты достойно ныне наслаждаешься, непрестанно радуясь,/со сподвижниками твоими, богомудрый преподобный. Подобен: Отче Иоанне преподобне,/восперив ум к Богу верою,/мирскаго смешения омерзил еси непостоянное:/и крест твой восприим, Всевидцу последовал еси:/тело необузданное, подвигами обучения, помыслу поработив,/крепостию Божественнаго Духа. Отче Иоанн преподобный,/окрылив ум к Богу верою,/возгнушался ты мирским смятением непостоянным/и, крест свой взяв, Всевидящему последовал;/тело непокорное обучением подвижническим разуму поработив/силою Божественного Духа. Слава, глас 5: Преподобне отче,/гласа Евангелия Господня послушав,/мир оставил еси,/богатство и славу нивочтоже вменив./Отонудуже всем возопил еси:/возлюбите Бога, и обрящете благодать вечную./Ничтоже предпочтите паче любве Его,/да егда приидет во славе Своей,/обрящете упокоение со всеми святыми,/ихже молитвами Христе сохрани,/и спаси души наша.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-c...

Смирение святых Брат: Я бы еще спросил вас, преподобный отче, если вы не рассердитесь. Старец: Не рассержусь, брат Иоанн, спрашивай все что хочешь. Брат: Преподобный отче, а разве у святых было смирение? Старец: Об этом, брат Иоанн, думаю, излишне и спрашивать. Но поскольку ты подумал о них, то знай, что от начала мира и доныне, кроме прочих своих добродетелей, они имели и смирение. Потому что без этой великой добродетели никто не смог стяжать спасения, и нет другой двери, кроме двери смирения, через которую кто-нибудь смог бы войти в Царство Небесное. Потому святой Иоанн Лествичник и назвал смирение «дверью Царства Небесного» . А для закрепления сказанного доселе я приведу тебе несколько свидетельств из Священного и Божественного Писания. Начнем со святого и блаженного патриарха Авраама. Он был великий святой и большой друг Божий (см.: Быт. 15: 6; Иак. 2: 23), ради веры своей. Ибо он был столь послушлив Богу, что, получив от Него повеление, поспешил принести в жертву единственного сына своего, Исаака (см.: Быт. 2: 1–10). Потому ради таковой его правой веры и ради совершенного послушания Бог благословил его, чтобы род его умножался на земле, как звезды небесные и как песок морской, и чтобы через него были благословлены все народы земли (см.: Быт. 15: 5; 22: 17–18). И много раз он удостаивался говорить с Богом и спрашивал Его о погублении Содома и Гоморры (см.: Быт. 18: 20–33). И вот, сподобившись такой благодати и таких благословений Божиих, блаженнейший патриарх Авраам не превознесся в сердце своем, но с великим смирением исповедуется пред Богом и считает себя прахом и пеплом (см.: Быт. 18: 27). Однако не только в преблаженном Аврааме мы видим смирение, но и в потомках его. Например, в Исааке, сыне его, который явил великое смирение и послушание, неся на плечах своих дрова, на огне которых он сам должен был быть принесен в жертву Богу (см.: Быт. 22: 6). И через это послушание и смирение он стал прообразом Сына Божия, несшего на плечах Своих древо Креста, на котором Он принес Себя в Жертву для искупления всего рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/43999.html

5½ часов. – От Ааронова холма погонщики навьюченных верблюдов моих поворотили направо в Уади Шех; а я с переводчиком и с четырьмя проводниками поехал прямо через песчаную Рахийскую долину в ущелье Накб-Хау. Мне хотелось видеть это ущелье. Через полчаса мы достигли до высшей плоскости Рахи, с которой дождевые воды текут в две противоположные стороны, одни к подошве Хорива, а другие в глубь ущелья Хау. С этой плоскости не видать священной вершины Синая. Следовательно, не здесь стояли израильтяне, когда в первый раз Бог изрекал им десять заповедей и когда они видели эту гору дымящуюся ( Исх.20:18 ) Проводники говорили мне, что на противоположной стороне ее есть другая обширнейшая Раха и что оттуда виден верхний остов Синая так ясно, как видна большая пирамида у Каира. Я пожалел, что по слабости здоровья не мог видеть эту Раху и, веря бедуинам, предположил, что там в первый раз возвещено было Десятословие народу Божию. – С высшего места Рахийской долины взорам представляется великолепная картина. Когда тут смотришь к монастырю, видишь гранитную гору св.Епистимии, словно огромный дом, а Хорив, словно закругленный алтарь церкви, который возвышается в конце обширной площади, усыпанной песком и обставленной отвесными высотами, будто монастырскими келлиями. Когда же смотришь в противоположную сторону, видишь ущелье Хау меж багряных гор, будто тесную улицу меж высоких зданий монастырских. Вся эта местность в связи с долиной Шех представляет собой нерукотворенную лавру. Небесный Зодчий от вечности приготовил ее для таких избранников своих, каковы были Нил, Орентий, Георгий Арселаит, Иоанн Лествичник , Иоанн епископ и мученик. Под влиянием этой мысли я в последний раз благоговейно взглянул на Хорив и на св.обитель. Бедуин поворотил и повел моего Эджина по другому склону Рахийской долины. Сижу на нем и громко пою: «Неопальная огню, в Синаи причащаяся купина Бога яви медленно-язычному и гугнивому Моисеови и проч.». Стезя подо мной понижается, а горы окрест меня возвышаются. Это кажущееся движение увеселяет меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

архимандрит Епифаний (Евфивулос) Предисловие Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф.5:4 В жизни современного общества слёзы воспринимаются как нечто отрицательное, как свидетельство слабости человека. Вид плачущего взрослого человека несовместим с символами массовой культуры, которая прославляет силу и наслаждение. В определенной мере исключением являются слёзы сострадания, обычно женские, или так называемая скупая мужская слеза. Но и в этих случаях понимание никогда не перерастает в принятие слёз как должного или тем более желанного. Христианство парадоксально. Что велико у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ) и наоборот. Святые отцы древности и современные подвижники самыми возвышенными выражениями прославляют дар слёз или, как часто говорят, духовный плач. «Источник слёз после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слёзы очищают грехи, сделанные и после крещения» 1 – пишет преподобный Иоанн Лествичник . Но, конечно, прославляя слёзы, святые отцы говорят далеко не о всяких слезах. Есть разные слёзы, и многие из них действительно заслуживают порицания. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский , плачет и оскорбленная гордость, и бессильная злоба, и непомерная зависть, и самовлюбленное саможаление... Слёзы христианина, слёзы по заповеди Христа: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф.5:4 ) – это, прежде всего слёзы истинного сокрушения сердечного о нарушении заповедей Божиих. Объясняя слова Господа Иисуса Христа о слезах, святые отцы говорят: «Господь говорит: блаженни плачущии, разумея плачущих о грехах» 2 . Сокрушение и сожаление христианина о своих грехах можно сравнить с переживанием хорошего ребенка, который, сотворив непослушание, нарушив просьбу-заповедь родителей, переживает о той боли, которую он нанес любящим его отцу и матери. Эта скорбь продолжается в сердце и душе любящего дитя даже при понимании, что родители его простили. Также и святые отцы плакали о грехах всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010