Скачать epub pdf Превозношение См. также: Гордость . 188; Смирение . 1037. 886. Инок, украшенный многими добродетелями, допустил превозношение; был обольщен демоном, явившимся ему в виде жены, и, оставив пустыню, ушел в мир, где предался греху См. также: Гордость ; Демонские козни ; Падение . Авва Иоанн поведал: “Жил у нас в соседней пустыне инок. Жилищем ему служила пещера. Это был муж великого воздержания, добывавший себе дневное пропитание трудом рук своих. Все время – день и ночь – он проводил в молитве, словом, его украшали все добродетели души. Но, возгордившись столь отрадными успехами, он стал уповать на свое мнимое совершенство, а не на единого Бога и себе самому ставил в заслугу свои добродетели. Заметив такое превозношение духа, искуситель тотчас подступил к нему и расставил для него сети. Однажды к вечеру он явился в виде прекрасной женщины, которая будто бы заблудилась в пустыне. Как бы утомленная после страшного труда она подошла к входу в пещеру. Гостья бросилась к ногам отшельника и умоляла сжалиться над ней. “Я укрывалась в пустыне, но ночь застигла меня, несчастную. Позволь мне отдохнуть в уголке твоей пещеры, чтобы не сделаться добычей зверей.” Под предлогом сострадания инок ввел ее в глубину пещеры. “Зачем же ты блуждала по пустыне?” – спросил ее отшельник. Она очень ловко выдумала причину и, рассказывая, примешивала к речи тонкий яд ласкательства и женского обольщения. Выставляя себя то невинной, достойной сожаления жертвой, то выражая нужду в покровительстве, она очаровала душу отшельника изяществом и красотой речи. Мало-помалу, пересыпая увлекательный разговор шуткой и смехом, она шаловливой рукой стала касаться подбородка и бороды инока, и все это со скромным видом почтения. Под конец она все нежнее поглаживала его затылок и шею. Что ж дальше? В конце концов воин Христов очутился в плену. В сердце его закипела страсть, забушевали волны плотской похоти. Позабыл он и свои подвиги, и свои обеты, и свое назначение. Вот он в глубине сердца уже отдается сладострастной похоти, в тайниках своих помышлений – уже в преступной связи с нечистой страстью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Состоялся VI Всероссийский фестиваль культуры и искусства имени праведного воина Феодора Ушакова 5 августа 2019 г. 13:24 4 августа 2019 года в селе Хопылево Ярославской области прошел VI Всероссийский фестиваль культуры и искусства имени святого праведного воина Феодора Ушакова. Праздник начался с Божественной литургии в храме Богоявления на Острову, где был крещен будущий флотоводец. Богослужение в день памяти праведного воина Феодора Ушакова совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Пакрацко-Славонского Иоанна ( Сербская Православная Церковь ), епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина , епископа Некрасовского Бориса и клириков Ярославской и Рыбинской епархий Ярославской митрополии . В храм был принесен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Эта святыня вместе с другими святыми мощами была доставлена в Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска 2 августа. Весь день мощи находились в Богоявленском хопылевском храме. Пребывать в Рыбинской епархии святыня будет до 10 августа. В праздничный день храм посетили председатель правительства Ярославской области Д.А. Степаненко и члены Попечительского совета по возрождению храма, представители правительства области и администрации г. Ярославля, мэр г. Рыбинска Д. В. Добряков и гости праздничного фестиваля. По завершении Литургии состоялся крестный ход к берегу Волги, где находится памятник юному Федору Ушакову и его дяде — преподобному Феодору Санаксарскому. Рядом с памятником митрополит Пантелеимон освятил поклонный крест, который впоследствии будет установлен на Богоявленском острове — месте, где стоял древний Богоявленский монастырь. Остров располагается на середине Волги, напротив хопылевского берега. «Освященный крест будет стоять на острове и напоминать всем, что это монастырская земля, которую видел в детстве и на которой неоднократно бывал и сам святой праведный воин Феодор Ушаков», — сказал епископ Рыбинский Вениамин. Традиционный гость Рыбинской епархии в дни празднования памяти праведного воина Феодора Ушакова — епископ Пакрацко-Славонский Иоанн передал в дар митрополиту Пантелеимону икону святителя Василия Острожского, чьи мощи пребывают в Черногории.

http://patriarchia.ru/db/text/5481825.ht...

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами принял участие в церемонии открытия выставки «Дмитрий Донской. Государь. Воин. Защитник веры» Москва, 7 ноября 2019 г.      6 ноября 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан принял участие в церемонии открытия выставки «Дмитрий Донской. Государь. Воин. Защитник веры» в Государственном историческом музее. Экспозиция посвящена 630-летию со дня блаженной кончины святого благоверного великого князя Димитрия Донского, сообщает Патриархия.ru . Епископ Стефан, приветствуя участников церемонии, подчеркнул важность подобных выставок, которые позволяют изучить и глубже понять духовную историю становления государства Российского. Организаторами выставки выступили благотворительный общественный фонд имени великой княгини Евдокии Московской совместно с Государственным историческим музеем при поддержке Правительства Москвы. На выставке представлены раритеты, хранящихся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Свято-Троицкой Сергиевой лавре, Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии, в частности, фелонь преподобного Сергия Радонежского и его сандалии. Сергиево-Посадский музей-заповедник представляет на выставке редчайшие экспонаты периода княжения великого князя Дмитрия, в числе самых ранних вкладов поступившие в Троице-Сергиев монастырь. Это, в частности, крестмощевик «Распятие с предстоящими/избранные святые» XIV века, имеющий подпись создавшего его московского мастера Семена Золотилова. Экспонат принадлежит к числу родовых святынь московской великокняжеской семьи, о чем говорит состав лицевых изображений, наведенных гравировкой и чернью на обеих сторонах произведения. Это небесные покровители самого князя (воины-мученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец), его отца, удельного князя Звенигородского Ивана Красного, и деда, великого князя Московского и Владимирского Ивана I Калиты (Иоанн Златоуст и Иоанн Предтеча). Другой крест-мощевик «Распятие/святой Назарий», также XIV века, по мнению исследователей являлся родовой святыней Назария Кусакова, воеводы великого князя Дмитрия Донского. Основанием для этого предположения является изображение святого мученика Назария, сделанное гравировкой на оборотной стороне креста. Образ святого Назария редко встречается в памятниках русского средневекового искусства. Имя Назара Кусакова в одной из древних поминальных записей стоит рядом с именем Дмитрия Донского и его родственников.

http://pravoslavie.ru/125346.html

Святой Воин Иоанн против либеральной революции 26.08.2019 15:18:48 Роман Илющенко Уже месяц, как Москву, а за ней и всю страну некие активисты пытаются завести в очередное революционное «болото». Не хочу сейчас касаться деталей всего этого явно срежиссированного извне процесса. Мне кажется, что понять куда в конечном итоге направлен вектор протеста за «честные выборы» не сложно, если немного знать историю с географией в придачу. Начиная с подогретого японской и британской спецслужбами «кровавого воскресения» 1905 года, инициированного увольнением нескольких рабочих, заканчивая майданной «революцией достоинства», как желанием слиться с Европой и сделавшей миллионы украинцев пожизненными кредиторами европейских же банков, протестная активность всегда ведет к разрушению «старого мира», который мешает строить новый непременно справедливый и «дивный мир». Давно это поняв, принципиально не хожу ни на какие «мирные» акции протеста и не советую знакомым. У православных людей давно есть средства и способ влиять не только на выборы и вообще политику, но и на более глобальные масштабные проблемы, включая экологические и энергетические. Не подумайте, что я беру на себя слишком много, но лишь изучив Священное писание, адресую всё решение проблемы Богу! Ставя во главу всех жизнеобеспечивающих процессов Творца, мы без колебаний обращаем к Нему все наши просьбы, чаяния, желания. Вековой опыт не утрачен и сегодня, как тысячу лет назад, верующие люди спешат не на майданы, а в храмы, где заказывают молебны и сорокоусты, где прикладываются к мощам и иконам, каяться и дают обеты, откуда идут крестными ходами! Давайте просто вспомним многокилометровые очереди к мощам и святыням, привозимым в Москву, которые куда многолюднее самых больших сходок на Болотной площади или проспекте Сахарова. Крайний известный мне раз, 17 августа им там удалось собрать от силы 30 тысяч митингующих, а я вспомнил, как в прошлом году прошел крестным ходом от Храма на Крови в Екатеринбурге до монастыря Царских страстотерпцев на Ганиной Яме в составе 100 тысячного хода! Шли всю ночь и молились! Разве это сравнишь с кричалками на камеру и тусовкой на московских улицах? О чем тогда еще можно спорить?

http://radonezh.ru/2019/08/26/svyatoy-vo...

Где и как общаться с Богом. Крестное знамение      Человек общается с Богом через молитву. Молиться можно в любом месте: дома, в дороге, в поле, в лесу. Но есть особые места, которые специально предназначены для молитвы, — храмы. Об этом речь пойдет немного позже. Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением. Обычай этот берет начало с апостольских времен. Мы называемся христианами, то есть последователями, учениками, детьми Господа Иисуса Христа. Самым главным христианским знаком является крест. Это символ величайшей Божественной любви. Сам Бог принял за нас мученическую смерть на кресте, и с тех пор крест стал для нас святым. Священник надел его на нас при крещении, и мы носим его не снимая. При молитве мы изображаем знак креста на себе. Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест — символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста двоякий: один — из вещества... а другой — невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она — из веры, материал — из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение». Изображение восьмиконечного креста соответствует историческому Кресту, на котором Спаситель мира принес искупительную Жертву. Небольшая верхняя перекладина символизирует табличку, на которой Понтий Пилат написал по-еврейски, по-гречески, по-римски: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф 27, 37). Самая нижняя перекладина изображает подножие. Слева условно рисуется копье (К), которым воин пробил ребра Иисуса Христа, а справа — трость (Т) и губка с уксусом, которую поднес воин Спасителю. Над средней перекладиной принято писать сокращенно имя Иисуса Христа: IC XC. Под ней греческое: НИКА — Победитель. Наверху, над табличкой, надпись: «Царь Славы». На самой табличке или около нее — «Сын Божий» или сокращенно IHЦI — «Iucycъ Назорей, Царь iyдeйckiй». В практике расположение приведенных надписей имеет определенное разнообразие.

http://pravoslavie.ru/103526.html

11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи 10 вересня 2008 р. 15:00 День мученической смерти Крестителя Господня Иоанна в 32 году по Рождестве Христовом воспоминается Православной Церковью 11 сентября по новому стилю и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка. Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен в темницу галилейским царем Иродом Антипой — сыном Ирода Великого, отдавшем приказ об избиении вифлиемских младенцев. Иоанн обличал царя Ирода в том, что тот при жизни своего брата  Филиппа женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна великим пророком и боялся народного гнева, но в угоду ей посадил пророка в темницу. Иродиада же не удовольствовалась подобным наказанием Иоанна. Ее раздражало, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления пророка и во многом поступал по его словам. В темнице св. Иоанн Предтеча провел около года. В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но ему не хотелось при гостях изменять своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а та отнесла ее своей матери Иродиаде. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203585...

Подпишитесь на наш Телеграм ТРИАДА ПЕРВАЯ: Священное Предание 2021. Протесты во Франции против законопроекта «О глобальной безопасности», увеличивающего привилегии силовиков и ограничивающего права граждан Три жития святых силовиков «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского — настольная книга православных христиан, где мы можем найти потрясающее количество разных типажей святых, образцов для нас, в частности — святых силовиков. Как ведет себя святой силовик, с кого брать пример современным силовикам? Скажем, сегодня (8 февраля) Церковь отмечает память темничного стража Петра — примера для подражания работников СИЗО, тюрем и пр. В гонение Диоклетиана священник Анания попадает в тюрьму, где подвергается пыткам. Видя это, темничный страж Петр сам обращается ко Христу. Начинают пытать и его. Видя это, ко Христу обращаются еще семь силовиков. И Ананию, и Петра, и семь неназванных силовиков в итоге убивают — они обретают мученические венцы. Пример того, как работники репрессивного аппарата переходят на сторону своих жертв. Вообще же «Жития» — в значительной степени описание пыток невинных жертв, описание зверств силовиков (не святых), и храбрости жертв (святых). «Жития» в этом смысле — необыкновенно политически актуальны: репрессивный аппарат, пытки, героизм жертв — все это сама плоть политики. Еще пример. Иоанн Воин, святой правоохранитель — святой, ибо обманывал начальство и спасал жертв режима: «Сей святой Иоанн служил в войске в царствование императора Юлиана Отступника и вместе с другими воинами послан был убивать христиан. Тем, кто видел его при исполнении этого дела, он казался гонителем христиан, но тайно он оказывал им немалую помощь. Так, одних прежде, чем они были схвачены, он извещал, чтобы они могли убежать, а других уже после того, как они были схвачены, освобождал. Он оказывал милосердие не только гонимым христианам, но и тем, которые просили у него помощи, давая им всё то, в чем они нуждались». Интересно, что саботаж «приказов законной власти» обернулся для Иоанна не только небесным прославлением, но и в земной жизни не привел к катастрофическим последствиям — он скончался в старости: хороший образец для правоохранителей в этих обоих смыслах. Петр переходит на сторону жертв, Иоанн саботирует приказы и помогает жертвам.

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

Глава Кубанской митрополии освятил колокола для храма в центре «Патриот» Южного федерального округа 4 марта 2024 г. 18:09 Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий освятил колокола для звонницы храма мученика Иоанна Воина, строящегося на территории Военно-патриотического центра имени Героя России генерала армии Виктора Казанцева «Патриот» неподалеку от станицы Старомышастовской Краснодарского края. Святой Иоанн Воин считается покровителем военнослужащих. Правящему архиерею сослужил благочинный 14-го Динского районного округа протоиерей Иоанн Лапко. На молебне присутствовали губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, врио командующего Южного военного округа генерал-лейтенант Владимир Кочетков, председатель Законодательного собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко, главный федеральный инспектор по Краснодарскому краю Евгений Гулиев, атаман Кубанского казачьего войска, заместитель губернатора Александр Власов и другие высокопоставленные лица. «Православная Церковь воспитывает человека для индивидуального подвига. Чем всегда отличалось наше воинство? Тем, что каждый готов выполнить свой личный путь жизни и отдать долг Родине. Сегодня мы идем по курсу, который связан с возрождением нашей веры, наших главных основ жизни и развития сильного государства. Благодарен руководству края и всем, кто участвовал в строительстве этого комплекса. В самом его центре стоит православный храм в честь Иоанна Воина. Это покровитель, который дает нам силы сберечь Отечество. Желаю, чтобы мы были достойными продолжателями наших отцов и дедов», — сказал митрополит Василий. Владыка вместе с гостями ознакомились с ходом строительных и отделочных работ в храме. На данный момент завершены все наружные работы, производится роспись стен. Заказан иконостас, престол, жертвенник, горнее место, иконы. Специалистам еще предстоит сделать пол, установить иконостас, провести акустическую систему и выполнить некоторые другие монтажные работы. Храм святого Иоанна Воина начал возводиться одновременно с военно-патриотическим центром воспитания молодежи на Кубани. Чин освящения закладного камня в основание храма совершил митрополит Воскресенский Григорий , когда возглавлял Кубанскую кафедру .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Закрыть itemscope itemtype="" > « " Доктрину-77 " может ругать только тот, кому чужд русский дух» По мнению архимандрита Георгия (Шестуна), священнику Иоанну Охлобыстину удалось «глубоко изложить нашу национальную идею» 29.09.2011 3015 Время на чтение 3 минуты Один молодой семинарист, будучи архиерейским иподьяконом, как-то спросил своего наставника: «Владыка, какие замечательные и поучительные проповеди вы говорите! А почему мы так не живем?» На это архиерей ответил: «Когда говорю проповедь, я напоминаю себе, как надо жить, и каюсь, что не всегда это у меня получается». Эту назидательную и правдивую историю рассказал мне бывший семинарист, сам ставший архиереем. А вспомнилась она мне в связи с тем, что 10 сентября наш собрат во Христе священник Иоанн Охлобыстин вышел на необычную проповедь . Собрав на стадионе в Лужниках тысячи человек (свидетели говорят о присутствии от 15 до 30 тысяч слушателей), он стал подниматься на пирамиду. Много толкований можно встретить в обсуждениях этого образа. Кто говорит о пирамиде власти, благо повод возник подходящий: было заявлено, что проповедник собрался идти в президенты. Может, это и помогло собрать столько слушателей. Кто-то усмотрел в пирамиде другую символику. На мой взгляд, отец Иоанн поднимался на «лобное место», чтобы возвестить нечто очень важное, и был готов за это принять казнь. Думаю, что большинство, услышав или прочитав «Доктрину-77» , больше всего удивились, что эти долгожданные, благозвучные для русского сердца слова произнес, а точнее, даровал нам Охлобыстин. А он говорил и каялся, что он шут гороховый, что только совсем недавно сам понял эту тему: как будучи русским по рождению стать и быть русским по Божественному призванию. Не стану пересказывать и анализировать саму Доктрину, тем более придираться к мелочам. Это не богословская проповедь и обращена она не к священникам и богословам, а к молодежи, к слушателям, которым не понятен церковный язык, но которые откликаются на зов православного «созерцающего сердца» (И.А. Ильин). Это, по словам Ильина, «проповедь на паперти», которая пробуждает генетическую память русского народа, вся великая и героическая история которого говорит о том, что Господь поручил ему миссию защиты и сохранения Православной веры. Для этого русский человек должен быть воин и молитвенник. А сегодняшние наши националисты и не воины, и не молитвенники. Потому они и не могут повести за собой народ. Божественная благодать, стяжаемая на молитве в церковных таинствах, и мужественная жертвенность до последней капли крови вот что вдохновляет русского человека. Об этом и говорит Доктрина.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/29/do...

Понедельник 4-й седмицы Великого Поста Те, кто с верой и любовью поклоняются Кресту , знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом. Святитель Иоанн Златоуст Для утешения и подкрепления верующих среди подвигов Святой Четыредесятницы в четвертую ее седмицу продолжается поклонение животворящему Кресту ; оно совершается в понедельник, среду и пятницу этой седмицы. В пятницу, по окончании часов и после обычного поклонения и лобызания, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. От поклонения Кресту вся четвертая седмица называется Средокрестною и Крестопоклонною. В эту седмицу Церковь назидает нас при Богослужении, между прочим, песнопениями, преданными ей от Иосифа и Федора Студита и Феофана Исповедника. Тропарь трипеснца Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекуще с Богом, братие, яко да и Пасху радостно узрим Христу воскресшу. «Достигнув середины поста, по-юношески устремимся духом к предстоящему пути, шествуя с Богом, братия, чтобы радостно встретить Пасху при воскресении Христовом». О силе Креста Чудотворный Крест Господень. Село Годеново Для того Церковь и воздвигает Крест Христов, чтобы, воинствуя с этим знамением, ты побеждал врагов своих. Ибо и воины царя земного, когда держатся около военного знамени, лучше ополчаются против врагов, и тот воин, который удаляется от него, скорее погибает. Святитель Димитрий Ростовский Смотри как вооружил последующего Ему воина небесный Царь! Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче, – силу Креста, знамение сущей над демонами победы. Святитель Иоанн Златоуст Я сам пользовался этим оружием (т.е. оружием св. Креста) против всех врагов. Вооружи им себя, дабы, вооружившись, мог и ты победить сего врага. Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский Нам ныне также является на небе церковном Крест Христов, чтобы и мы этим знамением побеждали врагов и держались около него. Возносится и воздвигается Крест Христов, чтобы мы побеждали и поражали бесов, и мы сами, падшие, восстали и исправились.

http://pravoslavie.ru/1646.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010