Когда Иисус был распят, ученики разбежались. Их можно понять: всё происходящее совсем не соответствовало их ожиданиям, это был так жутко и так непонятно… Но у подножья Креста стояли Мария, Мать Иисуса, и Иоанн. И с Креста Иисус сказал, что отныне Иоанн будет ей сыном, а она ему – Матерью. И действительно, с этого момента Иоанн взял к себе Марию и заботился о ней до самой смерти как сын. Отсюда начинается и сыновнее почтение к Марии всех христиан. Неужели Иисус любил из всех только одного ученика? Конечно же, нет. Видимо, здесь идет речь о каких-то особенно теплых и доверительных отношениях, еще более близких и глубоких, чем у остальных. В христианстве нет унылой уравниловки, когда всем дается одна и та же порция, «по минимуму» – напротив, каждый может получить по максимуму, сколько вместит. И если Иоанну было дано больше, чем прочим, значит, он готов был это вместить. Есть еще один очень необычный эпизод между воскресением и вознесением Иисуса. Явившись ученикам, Иисус предсказал Петру его будущую мученическую смерть. Но Петру всегда хотелось узнать как можно больше, и он спросил Учителя об Иоанне. Ответ звучал так: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною». Прямой смысл ответа ясен: незачем узнавать чужую судьбу, надо заботиться о своей. И если бы даже Иоанну было суждено бессмертие на земле – разве это главное для Петра? У каждого своя жизнь. Но другие ученики поняли это так: Иоанн, в отличие от них всех, не успеет умереть прежде Второго Пришествия Иисуса и встретит его живым на земле. По церковному преданию, Иоанн был единственным среди апостолов, кто умер своей смертью, причем в старости – остальные апостолы, кроме Иуды Искариота, погибли как мученики. Так что некое особое значение в этих словах всё же было… Богослов любви Любимый ученик Иоанн стал апостолом любви, как его часто называют. Три послания Иоанна постоянно возвращаются к этой теме, именно там мы встречаем, может быть, самые удивительные слова о любви во всей Библии: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»; «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх... Боящийся несовершен в любви… не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Весь смысл христианской жизни состоит для Иоанна в деятельной любви к Богу и ближним, это и есть главная заповедь Нового Завета, а все правила, обычаи и обряды – только ее детализация.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Кто не любит брата своего, кто не соблюдает заповедей Христа, тот и не знает Христа, тот не любит Его, тот не Христов, тот сын дьявола. «Дети мои, любите друг друга, потому что все будет исполнено, когда это одно исполните», говорил постоянно Иоанн в собраниях верующих. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящей рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не знает Бога, потому что Бог есть любовь», писал верующим тот же апостол ( 1Ин. 4:7–8 ). Только этого учения держаться просит верующих ап. Иоанн, потому что только это учение истинно, потому что только это учение есть то, что он, возлежавший на персях Господа, сам слышал от Него, сам видел своими глазами и осязал своими руками, и просил своих «возлюбленных» избегать «лжи и обольщений» антихристов. А кто колебался в истине или отпадал от нее, он, Иоанн, стоя быть может на коленях, со слезами на глазах умолял такого возвратиться на лоно матери – истинной Церкви подобно тому, как поступил он по случаю падения юноши разбойника. С такою заботливостью, с таким отеческим попечением Иоанн – старец апостол – при всяком удобном случай и в церковных собраниях, и при посещении тех или других церковных обществ наставлял христиан в делах веры и жизни, противопоставляя лжи и соблазнам истинное, задушевное и глубоко прочувствованное учение. Не имея возможности «говорит устами к устам», беседовать с ними лично и поучать устным словом, ап. Иоанн спешит к ним на помощь с словом письменным, утешает, наставляет и учит «на бумаге чернилами», – и пишет не только целый христианским обществам, но и отдельным членам церкви 78 . Но как в устной, так и в письменной беседе с верующими ап. Иоанн проповедует одни и те же простые, но глубокие истины: вера в Иисуса Христа, как Сына Божия и пребывание в нем, или исполнение Его заповедей и любовь к ближним – вот две главные и основные христианские истины, раскрытые во всей полноте ап. Иоанном как учителем и священным писателем. Памятником и плодом этой деятельности ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

Между тем, проповедь Иоанна Предтечи и крещение, им совершаемое, возбудили внимание Синедриона в Иерусалиме. Старейшины народа Иудейского решились послать к нему священников и левитов, чтобы узнать, не Мессия ли он? Посольство нашло его по другую сторону Иордана, в Вифаваре. Посланные спрашивают: «кто ты?» Иоанн объявляет прямо, что он не Христос. Они говорят: «так что же? ты Илия?» Многие из Иудеев веровали, что Илия, вознесшийся на небо, перед пришествием Мессии, сойдет опять на землю, и сделает нужные приготовления к принятию Его, как Царя. Иоанн отвечает, что он не Илия. Спрашивают далее: «ты (известный) Пророк?» Вероятно, разумели здесь Иеремию, о котором говорили, что он, во время разрушения Иерусалима и храма Халдеями, вынес ковчег со скрижалями Завета, сосуд с манной и жезл Ааронов, и скрыл в одной пещере горы Навав, и, что, перед пришествием Мессии, он воскреснет, и эти вещи опять откроет, (сн. 2Мак. 2:4–8 ). Иоанн говорит на это: «Нет». Посланные продолжают: «кто же ты? Чтобы нам принести какой-нибудь ответ тем, которые послали нас: что ты говоришь сам о себе?». Он говорит: «я – голос вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу! ( Ис. 40:3 ) как сказал пророк Исайя». Ученые Фарисеи не обдумали этих слов, которые, однако же, решали все их недоумения. Они предлагают еще вопрос: «что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни Пророк?» Иоанн отвечает: «я крещу в воде; но среди вас есть уже, Которого вы не знаете. Он идет вслед за мною, хотя был прежде меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». После этого посольства, на другой день, Иоанн видит, идущего к нему, Иисуса, и говорит: «се, Агнец Божий, Который принимает на Себя грех мира. Именно о Нем я и говорил: – вслед за мною идет Муж, Который был прежде меня, потому что Он, древнейший, предо мной. – И я не знал, что Он таков; а, между тем, я должен был крестить в воде для того, чтобы Он явлен был Израильскому народу. Кто послал меня крестить водою, Тот сказал: – «на Кого ты увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем; Тот есть, Крестящий Духом Святым», – и я свидетельствую, что видел, как Дух, подобно голубю, сходил с неба, и почил на Нем; и утверждаю, что это – Сын Божий». 5. Первые последователи Иисуса Христа: Андрей, Иоанн, Симон Петр, Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–51)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Мы опасаемся, чтобы кто нибудь из нас не впал в уныние, не последовал бы за сатаной, не внес бы соблазна и диавольского смущения между нами“ 1818 . На эту просьбу патмосских христиан Иоанн отвечал: „слушайте, сыны света, о знамнениях Сына Божия, совершенных Им в наших глазах, о словах, обращенных ко мне и другим Апостолам относительно Своей Божественности; ибо этого достаточно, чтобы нам удостоиться вечной жизни“ 1819 . Когда они узнали, что Иоанн намеревается устно на словах, а не письменно сообщить им о Христе, снова пали ниц пред ним, слезно 1820 прося его: „отец наш 1821 , так как ты решился оставить нас сиротами, то умоляем 1822 тебя, оставь нам письменное повествование о Христе, Сыне Божием“ 1823 . При виде такой печали и стольких слез, он сжалился 1824 над ними и сказал: „ступайте, сыны мои 1825 , к себе домой. Я обращусь к Господу, и если будет Его повеление, исполню вашу просьбу. После этого они, поклонившись Иоанну, разошлись по домам“. Тогда Иоанн взял меня с собою, говорит Прохор, и мы уединились в одно место на расстоянии одной 1826 мили от города. Имя этому месту было Покой 1827 . Здесь находилась небольшая гора; мы взошли на нее, и Иоанн провел там три дня без пищи в молитве, прося у Бога (благословения) сообщить братьям благую весть 1828 . На четвертый 1829 день сказал он мне: „сын мой Прохор! ступай поскорее в город, принеси чернил и хартию, смотри, чтобы никто из братьев не узнал, где мы находимся. Ты там останешься дня два 1830 , а затем возвратишься. Повторяю, чтобы никто не знал, где я. И я пошел и сделал, как было сказано 1831 . Возвратившись, я нашел его молящимся, и он сказал мне 1832 : „возьми чернила и хартию и стань на правую руку мою“. Так я и сделал. И засверкала молния и загремел гром так сильно, что задрожала земля. В ужасе я пал на землю и от страха был близок к смерти. Тогда Иоанн, наклонясь, взял меня за правую руку, поднял и посадил на правую сторону. Потом, помолившись, сказал мне: „сын мой! 1833 будь внимателен, все, что услышишь из уст моих, запиши на хартии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Не было бы Распятия – не было бы торжественного ухода на Небеса, в Царство Бога Отца. 2 Но кроме этого, основного богословского вектора в понимании значения Крестной Смерти, Евангелист Иоанн понимает Страдания и Смерть Христа как Жертву Агнца (такое именование Христа встречается только в Евангелии от Иоанна). В каком смысле об Иисусе как об Агнце дважды высказывается в нем Иоанн Креститель: Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1, 29, 36 )? Может быть, здесь имеется в виду пророчество Исаии о Страдающем Рабе Господнем? Там Страдалец назван смиренным и безгласным агнцем: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис. 53, 7 ). Очень может быть! Но возможно, что, учитывая пророчество Исаии, Иоанн имел в виду и еще нечто другое. То, о чем речь пойдет в следующем, третьем, пункте. 3 При внимательном чтении Евангелия от Иоанна становится очевидно, что Иоанн связывает Смерть Иисуса с иудейской Пасхой. Иоанн все время подчеркивает эти параллели: Распятие совпадает по времени с пасхальным жертвоприношением – Тогда была пятница перед Пасхою ( Ин. 19, 14 ); Распятому предлагается уксус и иссоп, что является параллелью к рассказу о установлении ветхозаветной Пасхи (см. Исх. 12, 22 ); кровь, истекшая из пронзенного бока Иисуса, тоже намекает на установление Пасхи (см. Исх. 12, 23 ); воины не перебили Иисусу голени – да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится ( Ин. 19, 36 ), что тоже имеет отношение не к чему иному, как к пасхальному агнцу: см. Исх. 12, 46 ; Числ. 9, 12 . Таким образом, несомненно, что Иисус для Ап. Иоанна – не только агнец из Исаии, но и иудейский пасхальный агнец. А что это был за агнец? Каков его смысл? Пасхальный агнец – это агнец, которого приносили в жертву в иудейских пасхальных торжествах и который напоминал о истории, произошедшей во время установления ветхозаветной Пасхи. Освежу в вашей памяти эту замечательную историю:

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

По Божией милости ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа, я записывал слова его не на бумаге, а в сердце, и благодать Божия помогает мне всегда сохранять их в свежей памяти“ 697 . И действительно, достаточно только бегло прочитать Евангелие Иоанна, чтобы глубоко убедиться в том, с какою поразительною подробностью и обстоятельностью описывает он жизнь и деятельность Спасителя. Иоанн точно всегда определяет время, когда Им была произнесена та или другая беседа, совершенно то или другое чудо, сказано какое нибудь замечание. Вот примеры: „при сем ученики Его вспомнили, что написано; когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил им это; Никодим пришел ночью; было утро; тогда была пятница пред Пасхою; было около шестого часа; а была ночь; было около десятого часа; у него пробыли день тот; на другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников Его; на другой день Иисус восхотел идти в Галилею; на третий день брак был в Кане Галилейской; за шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию, по прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею; вчера в седьмом часу вечера горячка оставила его; в половине праздника вошел Иисус в храм; в последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил; когда же услышал, что Лазарь болен, то пробыл два дня на том месте, на котором находился; Лазарь уже четыре дня в гробе; когда же настал вечер, ученики Его сошли к морю; в первый же день недели Мария приходит ко гробу рано, когда еще было темно“ 698 . С поразительной точностью и обстоятельностью Иоанн сообщает и о тех местах, на которых совершались евангельские события. Он говорит не только о различных городах и селениях всей Палестины, но даже иногда о самых незначительных её местечках. Точно знает он расстояние одного города от другого. „Иисус пошел на ту сторону Галилейского моря, в окрестности Тивериады“, читаем мы в Евангелии Иоанна: „Иисус взошел на гору ( τ ρος), по ту сторону моря стоял народ; пришли другие суда из Тивериады близко к тому месту, где ели хлеб; сели на суда и приплыли в Капернаум; проплыв около двадцати пяти стадий или тридцати, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке; было на месте много травы; Иоанн крестил в Еноне близ Салима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Поэтому и принимает вид, будто не знает и спрашивает: " Ты ли Тот, который должен придти, Тот, которого ожидают на основании Писаний, что придет во плоти? " . Некоторые же говорят, что выражением: " который должен придти " Иоанн спрашивал о сошествии в ад, будто бы не зная об этом и как бы так говоря: " Ты ли Тот, который должен сойти в ад, или мы будем ждать другого? " . Но это неразумно, ибо каким образом Иоанн, больший из пророков, не знал бы о распятии Христа и Его сошествии в ад, и это - после того, как он сам назвал Его Агнцем, потому что Он имел быть закланным за нас? Итак, Иоанн знал, что Господь сойдет с душою в ад, чтобы и там, как говорит Григорий Богослов, спасти тех, которые могли уверовать в Него, если бы Он воплотился в их дни, и спрашивает не потому, что не знает, но потому, что желает убедить учеников своих относительно Христа силой чудес Его. Ибо смотри, что Христос говорит в ответ на тот вопрос: И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Не сказал: " возвестите Иоанну, что Я Тот, который должен придти " , но зная, что Иоанн послал учеников для того, чтобы видели чудеса, говорит: " скажите Иоанну, что видите " , и тот, воспользовавшись данным случаем, конечно, еще больше, засвидетельствует обо Мне пред вами. Под благовествующими " нищими " разумей или проповедывающих евангелие, то есть апостолов, ибо они, как рыбари, были нищи и презираемы за свою простоту, или слушающих евангелие и весть относительно вечных благ. Показывая же ученикам Иоанна, что от Него не укрылось то, что они думают, говорит: " блажен, кто не соблазнится о Мне " , ибо они имели большое сомнение относительно Него. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? Возможно, что народ после того, как услышал вопрос Иоанна, соблазнился: не сомневается ли относительно Христа и Иоанн и не переменил ли он легко свое мнение, хотя раньше и свидетельствовал о Христе? Итак, устраняя это подозрение, Христос говорит: Иоанн не трость, то есть не непостоянен; ибо если бы он был таков, то как же вы ходили к нему в пустыню? Вы не пошли бы к трости, то есть человеку, который легко изменяется, но ходили к великому и твердому человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 1//Творения. Т. 12. Ч. 1. С. 297. 108 Он же. Беседа на 1 Кор. 17, 3//Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 167. 109 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия. 21, 2//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 190: «Потому Он даровал ему и душу, чтобы он был и бессмертным навсегда». 110 Он же. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. Беседы на кн. Бытия. 13. 1. 111 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 112 Св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. «На следующий день…», 1. 113 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 489. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. XII, 1 и XIII, 3//Творения. М., 1996. С. 467, 476. (Б–ка отцов и учителей Церкви). 114 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Указ. соч. С. 489–490. 115 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 116 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως. θεσσαλ., 1977. Σ. 62. 117 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику Кн. II, 24, 27//Указ. соч. С. 488–489. 118 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на книгу Бытия. XVII, 9//Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 153. 119 Свт. Григорий Нисский. Слово о блаженствах, 3//Творения. Т. 38 (Ч. 2). С. 395. 120 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия XVIII, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 158. 121 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Ефесянам 19, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 158; О воскресении мертвых, 8//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 479. 122 Преп. Максим Исповедник. О богословии. Гл. 5. Сотница 6. Гл. 48. 123 Свт. Григорий Палама. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы//Св. Григорий Палама. Беседы/Пер. архим. Амвросия (Погодина). Репр. изд. M., 1994. С. 76. Т. 3. 124 В книге Бытия: И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть! И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Сие происходило в Вифаваре, где крестил Иоанн; Иисус оставил Иудею и пошел опять в Галилею; надлежало же Ему проходить через Самарию; Он приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу, там был колодец Иаковлев; Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца; приходит жена из Самарии почерпнуть воды (ученики отлучились в город); сии слова говорил Иисус у смоковницы; и ходил Иисус в храм, в притворе Соломоновом; есть же в Иерусалиме у святых ворот купальня, при которой было пять крытых притворов; из Иудеи Иисус пошел в страну, близ пустыни, в город называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими“ 699 . Иоанн знает, где находится поток Кедронский, Гефсиманский сад, первосвященнический двор, претория, Голгофа, сад Иосифа из Аримафеи с пещерою, в которой похоронили Спасителя, Вифания 700 . Иоанн знает все праздники Иудейские; подробно и точно описывает он различные торжественные и религиозные процессии, совершавшиеся в известные дни и часы в Иерусалимском храме. Иногда он не описывает их, но постоянно имеет пред своими глазами. Вот почему все, что в данном случае Иоанн сообщает, можно понять только тогда, когда будет воспроизведена соответствующая обстановка. Так, напр., в одном месте 701 он напоминает об одном торжественном обряде праздника Кущей. Ежедневно, после утренней жертвы в храме, громадные толпы народа вместе с очередным священником шли к священному колодцу Силоамскому. Дорогою пелись священные псалмы. Священник наполнял золотой сосуд водою и при радостных восторженных криках народа, под звуки труб и кимвалов, с пением священных гимнов, возвращался в храм. Здесь на алтаре жертвенном совершал жертву возлияния, а в это время народ пел под музыку слова пророка Исаии, относившиеся к Мессии 702 . Иоанн знает, когда и какие приносились жертвы в храме, из каких стран и городов приходил народ в Иерусалим на великие праздники, что делали приходившие сюда, какими чувствами были наполнены их души, какие обряды соблюдали здесь они.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

– Учитель! Имею я сына, хромого на обе ноги, умоляю тебя исцели его; если ты исцелишь его, то и я уверую в того Бога, Которого ты проповедуешь. Святой же сказал ему: – Зачем ты так искушаешь Бога, Который явно покажет лукавство твоего сердца? Сказав это, Иоанн послал к сыну его с такими словами: – Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мне. И тот, тотчас встав, пришел к святому здоровым; а отец в тот же час за это искушение охромел на обе ноги и от сильной боли с криком упал на землю, умоляя святого: – Помилуй меня, святитель Божий, и исцели меня именем Христа, Бога твоего, ибо я верую, что нет иного Бога, кроме Его. Тронутый мольбами, святой исцелил жреца и, научив вере, крестил его во имя Иисуса Христа. Утром пришел Иоанн на место, где лежал человек, страдавший водянкой и не встававший с постели 17 лет. Апостол исцелил его словом и просветил святым крещением. В тот же день прислал за Иоанном человек, ставший игемоном после зятя Миронова, Лаврентия, усердно умоляя святого прийти в его дом; ибо жене игемоновой, бывшей непраздной, настал час родить, и она весьма страдала, будучи не в силах разрешиться от бремени. Апостол скоро пришел и едва только ступил на порог дома, как жена тотчас родила, и болезнь облегчилась. Увидев это, игемон уверовал во Христа со всем домом своим. Прожив там три года, Иоанн отошел в другой город, жители которого помрачены были тьмою идолопоклонства. Когда он вошел туда, то увидал народ, празднующий бесам, и несколько связанных юношей. И спросил Иоанн одного из стоящих там: – Для чего связаны юноши сии? Человек тот ответил: – Мы почитаем великого бога – волка, которому совершаем ныне праздник; ему-то эти юноши и будут заколоты в жертву. Иоанн попросил показать ему их бога, на что человек тот сказал: – Если хочешь видеть его, подожди до четвертого часа дня; тогда ты увидишь жрецов идущих с народом на то место, где является бог; пойди с ними, и ты увидишь нашего бога. Иоанн же сказал: – Вижу, что ты человек добрый, я же пришел; умоляю тебя, сведи меня сейчас же на то место сам: ибо весьма я желаю видеть вашего бога; и если ты покажешь мне его, я дам тебе драгоценный бисер.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010