Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни . Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный . Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Митрополит Московский Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину , Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей , к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться. Но новая волна жесточайших казней, случившаяся в 1567 - 1568 годах, привела к решению святителя противостать Грозному. Обличение Святителем царя Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре.

http://drevo-info.ru/articles/8605.html

В 1635 году Яренгский монастырь со всеми землями и угодьями селения Яренги по ходатайству патриарха Иоасафа грамотой царя Михаила Феодоровича отдан был в ведение Соловецкого монастыря. Новгородский митрополит Афоний, напоминая архимандриту Рафаилу, управляющему Соловецким монастырем, что, по прошению патриарха Иоасафа, царь пожаловал Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных Чудотворцев Иоанна и Лонгина, предписывал построить и освятить новый храм во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия потому, что «Яренгские Чудотворцы Иоанн и Лонгин труждалися в древния лета в Соловецком монастыре». «Как тот храм совершится», прибавлял митрополит, «и мощи новоявленных Чудотворцев Иоанна и Лонгина в новый храм перенесешь, и в котором месте те мощи положишь, и ты бы о том отписал». Новый деревянный храм был построен и освящен преемником архимандрита Рафаила, переведенного в 1636 году в Новгородский Хутынский монастырь, игуменом Варфоломеем. 2 июля 1638 года перенесены в этот храм мощи праведников и положены – Иоанн на правой, а Лонгин на левой стороне. Яренгский монастырь состоял под управлением Соловецкого до своего закрытия, при составлении духовных штатов в 1764 году. По свидетельству «Соловецкого патерика» (М., 1906), святые мощи преподобных Иоанна и Лонгина почивают в приходской церкви селения Яренги.         Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (†1561) Преподобные Вассиан и Иона были современниками святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея России, и наставлялись в духовно–подвижнической жизни под его руководством. Святой игумен Филипп особенно старался поддержать в иноках дух трудолюбия и послушания, показывая в себе самом пример всех добродетелей. Воздвигая в обители каменные храмы, игумен нуждался в разных строительных материалах, которые привозили с приморского берега на монастырских судах. В 1561 году плыли в монастырь из устья реки Двины пятнадцать судов; но поднялась сильная буря, – и эти суда были разбросаны и потоплены. При этом многие из бывших на них людей утонули, и в числе их преподобные Вассиан и Иона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

—210— вание преп. Аврамию. В грамоте патриарха в Аврамиев монастырь об установлении празднования преподобному говорится, что «против свидетельства и дозору за показанные исцеления оного преподобного отца Аврамия, бывшего игумена Покровского Городецкого монастыря, по его святости, почитать с прочими преподобными, равно и по написанной книге в пристойное время по церковному чиноположению службу отправлять…, (а) впредь для народного знания месяца Июля 20 дня в прологе и слово напечатано». 1423 33 и 34 . Иоанн и Логгин Яренгские, монахи Соловецкого монастыря, в 1561-м году утонувшие в Белом море при его переезде и положенные в селе Яренге на берегу моря (в 143-х верстах к западу от Архангельска), где потом устроен был, ныне закрытый, Яренгский монастырь (память 3-го Июля). В 1624-м году патр. Филарету было донесено о чудесах, совершавшихся у гробов преподобных. По указу патриарха Новгородский митрополит Макарий предписал одному игумену с одним своим боярским сыном произвести на месте точное и строгое исследование о чудесах («окольными монастыри и государевыми черными и монастырскими волостьми и всякими людьми сыскати всякими сыски накрепко»). Когда донесение о чудесах найдено было от посланных следователей справедливым, то и установлено было преподобным местное празднование. 1424 35 . Варлаам Важский или Шенкурский (Пинежский), основатель Иоанно-Богословского упраздненного монастыря, который находился в Архангельской губернии, в 15-ти верстах от города Шенкурска, скончавшийся 19-го Июня 1462-го года. В 1630-м году Новгородским митрополитом Киприаном были свидетельствованы его мощи (которые открыты были в 1552-м году и при которых начали совершаться чудеса с самого времени открытия), и тогда же сделано было распоряжение о праздновании его памяти и устроен был в монастыре придел его имени. 1425 —211— 36 . Варнава Костромской, уединенный подвижник, на месте подвигов которого была потом основана упраздненная Троицкая Варнавина пустыня, оставшаяся церковь которой обращена в соборную церковь города Варнавина Костромской губернии, скончавшийся 11-го Июня 1445-го года. В 1639-м году при его гробе начали совершаться чудеса, для удостоверения в действительности которых патриарх Иоасаф посылал в его монастырь одного игумена, вслед за чем и было установлено празднование его памяти. 1426

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В приходе было три часовни: одна на берегу Белого моря, у реки Сярты, в 7 верстах на запад от Яреньги, на месте обретения мощей прав. Иоанна, другая - на берегу Белого моря, у р.Сосновки, в 8 верстах на восток от Яреньги, на месте обретения мощей прав. Лонгина и третья - близ приходских церквей, над могилами св.Иоанна и Лонгина, чьи мощи почивали под ее стенами 50 лет до перенесения в церковь. По материалам:  http://nashkraysev.ru ;  http://onpomor.ru/derevnya-yarenga.php В переписи Яренгского монастыря, в 1678 г. сделанной, о прпп. Лонгине и Иоанне сказано так: " Яренгских чудотворцев Иоанна и Лонгина у моря монастырь в Архангелогородской епархии, от Архангельска 120 верст; мощи прп. Иоанна обретены в 1544 году, в весеннее время, Яренгскими жителями и положены на берегу моря, при устье речки Сярты, во гроб; потом в 1569 году перенесены монахом Варлаамом к церкви св. Николая в Яренгу, и построена над ними часовня; положена на гробе доска с образом сего преподобного; мощи же прп. Лонгина обретены рыболовами при устье речки Сосновки, в месяце Августе, вскоре по перенесении мощей прп. Иоанна в Яренгу; но в котором именно году неизвестно, и вскоре перенесены также в Яренгу в церковь св. Николая, где положены подле гроба прп. Иоанна под спудом. 1630 года июня в 30 день, мощи обоих перенесены в новосозданную церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев Соловецкого монастыря игуменом Варфоломеем и положены прп. Иоанн на правой, а прп. Лонгин на левой стороне " . http://sanatatur.ru/forum/ Комментарии и обсуждение В Приморском районе восстановят старинную часовню. Проект реставрации часовни Иоанна и Лонгина Яреньгских разработала главный архитектор ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Вера Колтовая. Вскоре к месту работ будут завезены строительные материалы, тогда и начнется восстановление этого памятника культовой архитектуры Онежского Поморья. http://29.ru/text/newsline/292077418373120.html Часовня была построена в 2018 году по обмерам и на месте предыдущей обветшалой часовни, при этом крест от старой часовни был переставлен на новую.

http://sobory.ru/article/?object=38384

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство. В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII b., построена в 1860 году и освящена в его честь церковь. В начале ХХ в. монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Святую обитель прославили подвижники благочестия. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV b.), преподобный Елисей Сумский (XV–XVI b.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI b.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI b.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI b.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII b.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII b.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII b.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII b.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII b.).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Н. С. писал иконы в дар мон-рю. Сохранилась его вкладная книга (РГАДА. Ф. 1196. Оп. 4. Д. 135), в которой перечисляются все подаренные обители иконы, среди них - Деисус «большой оплечный», образ прп. Антония Сийского, образ «Знамение» Пресв. Богородицы, «Похвала Богоматери в приписи Ангел Хранитель и Антоний Сийский» и др. ( Кольцова. 2009. С. 66). Характерные черты иконописного стиля Н. С. имеют средник иконы «Иоанн и Логгин Яренгские, с житием» 1695 г. из Нёноксы, икона «Пророк Иоиль» из Быстрокурья (Там же. С. 71). Е. А. Рыжова Сийский иконописный подлинник Сийский иконописный подлинник в наст. время известен в 2 книгах: Толковый, или Малый (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205. В 4°. 349 л.), содержащий текст с описаниями изображений святых, дополнительные статьи, иллюстрации, и Лицевой, или Большой (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88. 537 л.), с иконными образцами (переводами), гравированными изображениями и небольшим предисловием. Обе книги можно рассматривать как единый комплекс, составленный Н. С. История его создания неизвестна в деталях. Однако очевидно, что Н. С. на протяжении достаточно длительного времени собирал образцы. Сийский Толковый иконописный подлинник (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205) датируется 1660 г. на основании записи, что собранные «...зде подобия святых изображася в 1660 году» (Там же. Л. 58). Однако работа над ним продолжалась и в последующие годы (описание рукописи см.: Викторов. 1890; Кольцова. 2009. С. 66-67). В рукопись вклеены отдельные листы и целые тетради с иконными переводами и гравюрами. Иллюстративный материал организует художественное пространство книги, составляя с текстом неразрывное целое. Представленные в тексте гравюры Л. К. Бунина, А. Трухменского, соловецкого мастера, А. Тарасевича указывают на то, что книга не могла быть составлена и переплетена ранее кон. XVII - нач. XVIII в., поскольку гравюры датируются 1670-1700 гг. Первое упоминание о собрании иконных образцов Н. С., которое он передал в книгохранилище Сийского мон-ря, относится к 1670 г.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Прорись с изображением Спаса на престоле с предстоящими святыми и припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими (Атлас,   127 ) почти во всем совпадает с иконой XVI в. «Седмица» из собрания Павла Корина. 41 Публикуемые изображения московского юродивого Иоанна Большой колпак иллюстрируют разные варианты описания этого святого в иконописном подлиннике. В Своде 218) он описывается молодым (Атлас, 135 ), средовеком («русым») (Атлас,   136 ) и «старообразным» (Атлас, 134 ). В данном случае иконные образцы отражают либо временные изменения в иконографии московского юродивого, либо передают варианты разных иконописных традиций. Изображения одних только ликов святых на листах с прорисями не являются редкостью. Нами воспроизводятся в двукратном увеличении изображения ликов Иосифа Волоколамского и Павла Комельского (Атлас,   138 ). Иконописцу, хорошо усвоившему приемы изображения фигур преподобных, не составляло труда пририсовать типовую фигуру в традиционном преподобническом одеянии к голове конкретного персонажа (ср. Атлас, 296 ), в лике которого (особенно в бороде и волосах) только и состояла «портретная» индивидуальность. Все остальное принадлежало типу изображаемого лица. Изображение Иоанна и Лонгина Яренгских (Атлас, 139 ) привлекает внимание тщательной разделкой «риз» (длинных рубах) праведных «трудников». В оригинале из Сийского подлинника рельефность складок подчеркнута киноварными растушевками в несколько постепенно усиливающихся тонов. Самыми насыщенными плотными слоями киновари покрывались те места, которые на иконе наиболее высветлены, порой отмечены белильными движками. Наоборот, менее плотные следы киновари указывают на более затемненные места на иконе, так что оставшиеся вовсе не закрашенными киноварью детали рисунка в самой живописи оказываются совсем темными. В этом отношении прориси напоминают негатив фотоснимка. Иконописец должен был знать этот прием киноварного «негатива», который встречается на иконных прорисях довольно часто. Святой, изображенный на прориси с иконы XVII в. (Атлас,   141 ), признавался в ГРМ Алексием человеком Божиим, Однако особенности рисунка позволяют пересмотреть данную атрибуцию. Обычно на иконах борода святого Алексия изображалась разделенной на космы. Иконописный подлинник под 17 марта уподобляет ее бороде Иоанна Предтечи. На публикуемой прориси борода святого ровная, округлой формы, не «развилистая». Такую бороду мы видим на изображениях Леонтия Ростовского (Атлас, 149 –   151 , 219 – 223 ) Именно ей подлинник уподобляет бороду ростовского юродивого Иоанна Власатого (Свод, 226), у которого другие детали внешности – одежда и волосы – уподоблены облику Алексия человека Божия. Это дает основания предполагать, что изображенный на нашей прориси святой – Иоанн Власатый Ростовский.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

238 «Тетка Иринья» появляется также в воспоминаниях автобиографичного повествователя в рассказе «Слон голубоглазый». Назначение ее фигуры в композиции этого текста отчасти напоминает об агиографическом приеме синкрисиса, ибо она (возможно, неосознанно для самого писателя) бросает «житийный» отсвет и на его заглавную героиню, скромную советскую труженицу, всей своей жизнью утверждавшей непреходящую ценность Добра и Милосердия. 242 Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. Описанная далее особенность народных житий справедлива и для ранней сибирской агиографии. 243 См.: Левин И. От тела к культу/Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. С. 162–190. 244 Обе пары страстотерпцев в официальных месяцесловах объявляются монахами островных обителей, плывшими на материк за провизией для братии, но это, по всей видимости, только позднейший благочестивый домысел. Ранние рассказы об этих святых такой подробности не знают, да и само совладение ситуации в обоих житиях подозрительно. Кроме того, известно, что Иоанн и Логгин Яренгские погибли поодиночке и в разное время и лишь народный культ объединил их в едином кратком Житии. 247 См.: Климова М. Н. Отражения мифа о великом грешнике в рассказе А. М. Горького «Отшельник»/Вестник Томского гос. пед. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки (Филология). 2000. Вып. 6. С. 39–42. 248 Такая трактовка темы подвижничества заявлена уже в раннем рассказе «Сосновые дети», неизменной она остается и в позднем «триптихе о праведниках», включившем рассказы «Из колена Авакумова», «Сказание о великом коммунаре» и «Слон голубоглазый». 249 По замыслу Ф. А. Абрамова, этот же акт самопожертвования для усмирения братоубийственной розни должна была повторить в годы Гражданской войны народная сказительница Махонька, одна из центральных героинь его закатного романа «Чистая книга». См.: Абрамов Ф. Чистая книга. С. 674–676. 252 Заметим, кстати, что в данном случае упреки критиков в «книжности» образа справедливы. Писателя, как не странно, подвела именно его образованность в мировой духовной культуре. Образ кающейся в пустыне Марии Магдалины явно навеян эрмитажным полотном Тициана, иллюстрирующим ее католическое Житие. Каноническому православию образ кающейся грешницы из Магдалы, как уже не раз нами говорилось, глубоко чужд, не знает его, насколько нам известно, и русская народная вера.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Г. П. Федотов 239 , В. Н. Топоров 240 и другие исследователи феномена «русского христианства» среди многочисленных особенностей русского религиозного чувства отмечали, например, его «нетерпеливость», тяготение к исключительным, поражающим воображение, но не требующим упорного каждодневного труда видам духовного подвига. Праведнику, с рождения бегущему земных соблазнов, или рачительному устроителю монастырского общежития явно предпочитался «великий грешник», перечеркнувший в едином порыве духа прежнюю жизнь (отсюда популярность на Руси евангельского Благоразумного разбойника). Напомним также своеобразную народную концепцию праведности, с готовностью воспринятую русской словесностью: истинный праведник – не аскет, а бескорыстный труженик, забывающий о себе в заботах о других. Среди отличительных черт «русской святости» – распространенность особого типа святого-страстотерпца, то есть человека, принявшего мученическую смерть (обычно по вине своих единоверцев) 241 . Такой святости требовало нравственное чувство народа, полное сострадания и жажды справедливости. Особенно интересно проявилось это в «житийных повестях» Русского Севера, исследованных Л. А. Дмитриевым 242 . Любопытный продукт религиозного вольномыслия народа, эти памятники были вызваны к жизни потребностями канонизации местночтимых святых, официальное признание которых было, в частности, невозможно без наличия их житий 243 . Такие жития простонародных северных и отчасти сибирских святых XVI–XVII вв. далеки от агиографических канонов. Назовем некоторые знаковые фигуры в галерее святых народной агиографии. Это, например, безвестные люди, трагически погибший в море (Иоанн и Логгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские) 244 . Приказчик, невинно обвиненный хозяином в краже и умерший под пыткой (Василий Мангазейский). Священник, убивший из ревности жену и в искупление греха плавающий с ее трупом в лодке по морю (Варлаам Керетский, ставший одним из покровителей мореходов). Двенадцатилетний крестьянский мальчик, убитый молнией во время полевых работ (Артемий Веркольский, кстати, уроженец того же села, что и Федор Абрамов, мечтавший, по его собственному признанию, о подражании этому святому в детстве) 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

В Соловецком монастыре игумен Филипп положил много трудов по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность игумену Филиппу выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённый в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3/16 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12/25 июня). Новопоставленный игумен всеми силами старался поднять духовное значение обители и её основателей – преподобных Зосимы и Савватия (память 27 сентября/10 октября, 17/30 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесённый на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрёл каменный крест, стоявший некогда перед кельей преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. В Преображенский собор были перенесены мощи святых Зосимы и Савватия. Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Деятельность игумена Филиппа сделала Соловецкий монастырь богатейшим промышленным и культурным центром Северной Руси. Строгий аскет и подвижник, Филипп явился образцовым хозяином, обладавшим большим практическим умом, хозяйственной энергией и предприимчивостью. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов. На поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел. Для того чтобы пополнить запас пресной воды, был прокопан глубокий пруд и проведено осушение болот. Увеличение пастбищ позволило игумену Филиппу обеспечить монастырь скотом, и на островах появились масло и молоко. Огромное количество ветряных мельниц избавило монахов от невероятно тяжёлого труда – размалывать зерно вручную – и дало Соловкам хороший хлеб. Рыболовные и соляные промыслы, организованные игуменом Филиппом в широких размерах, стали снабжать рыбой и солью всю русскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010