18. Получил Ваше письмо с перечислением ваших грехов. Не горюйте о том, что Вы веселая и жизнерадостная. Это дало вам возможность перенести те тяжелые удары судьбы, которые Вы встретили в жизни. Другая на вашем месте могла бы наложить на себя руки, или пойти по дурной дороге. Что касается покаяния, то думаю, что вы напрасно считаете, что у Вас его нет. Впрочем, так же видели себя и Святые Отцы. Все они без исключения считали, что не положили и начала покаянию. И из подвижников многие были веселы. Таким был старец Амвросий Оптинский , он постоянно шутил и часто смешил других. О. Иоанн Кронштадтский также был всегда жизнерадостен и весел и куда ни приходил, вносил радость и веселье… Вы не замечая того, постоянно каетесь. 19. Пишете, что чувствуете себя по отношению к матушке игумении как глупая маленькая девочка, с радостью отдающая свою волю. Это дай Бог всякому так чувствовать себя по отношению к своему духовному начальству. Это вовсе не впадение в детство, которому подвергаются многие старые люди; это исполнение заповеди Христовой: «Если не обратитеся и не будете как дети – не внидите в Царствие небесное». То, что называется впадением в детство, т. е. расслаблением разума, случается только с людьми, далекими от Бога, живущими одними интересами миря сего. А люди, служащие Богу, в старости не теряют ума, а наоборот, просвещаются. Пример этому все святые. Пишете, что Вам 61 год, а Вы чувствуете себя совсем юной. За это благодарите Бога. Это благодать Божия укрепляет Вас в Ваших трудах. О. Иоанн Кронштадтский , будучи уже в глубокой старости, писал: старец годами, я юн душой и телом. Да и мне тоже, как и Вам, 61 год, но я также чувствую себя еще молодым. Пророк Давид пишет в Псалтири: «обновится яко орля юность твоя». Это надо понимать не только по отношению к душе, но и к телу. – А вот мысли, которые Вас смущают, что будто бы у Вас задеревенело сердце, и ум уже стал не так гибок, и что в 61 год Вы уже не можете трудиться над своим совершенствованием, эти мысли надо выбросить. Конечно, для человека, который всю жизнь грешил, никогда не вспоминал о Боге и не заботился о своем спасении, в старости уже трудно себя переменить. Но и из них многие при помощи Божией благодати смогли измениться, покаяться и спастись. Что же касается Вас, то Вы служите Богу с юности, думаете о своем спасении, привыкли работать над собой, потому до Вас это совершенно не касается. Нет у Вас никакого одеревенения сердца, ни дебелости ума. Если взглянете на подвижников, то увидите, что они совершенствовались до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ему преподобный Иоанн отдал всего себя в полное управление и под его руководством быстро стал преуспевать в добродетелях и духовном разуме. Духовному своему отцу он явил такое послушание, что сделался как бы совершенно мертвым для своих собственных желаний и наклонностей: его душа, казалось, не имела ни собственнаго ума, ни собственной воли. О важности и силе послушания преподобный сам говорит в своей лествице: «изшедшие из Египта имели вождем Моисея; а убежавшие из Содома – Ангела. Так и желающие выйти из духовнаго Египта и избегнуть от мысленнаго фараона имеют нужду в некоем Моисее, в ходатае к Богу, который воздевал бы о них к Богу свои руки, чтобы они прешли греховное море и обратили в бегство духовнаго Амалика. Дитя, не имеющее сил подняться на гору, на руках отца может достигнуть самой вершины ея». Скоро прозорливые старцы провидели в нем избранный сосуд Благодати и предрекли, что он будет не только великий подвижник, но и руководитель подвижников. Когда преподобнаго Иоанна постригали в иноческий сан, один старец, игумен Стратегий, присутствовавший при обряде погребения, по внушению свыше, предрек, что Иоанн будет одним из великих светил в мире. Другой великий подвижник, знаменитый Иоанн Савваит, когда Мартирий привел к нему ученика своего, умыл преподобному Иоанну ноги прежде его духовнаго отца и даже поцеловал у него руку, а ученику своему Стефану сказал, что он принял в этом юном иноке будущаго игумена Синайскаго. По прошествии девятнадцати лет, когда Мартирий отошел к Господу, преподобный Иоанн решился подвизаться один в самом строгом уединении, и посоветовавшись с преподобным Георгием Арселаитом, после продолжительной молитвы, удалился в самую безмолвную пустыню, называвшуюся Фола. Он все то вкушал, что не было запрещено уставом постнической жизни, впрочем, весьма мало. И этим, думаю, он сломлял рог гордости. Малоядением отражал он роскошь, госпожу сластолюбия, заботящуюся о многих яствах, среди недостатка своего, взывая к ней: замолчи, онемей. Уединением и редким видением лиц человеческих он погасил и совершенно испепелил пламень пещи плотской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиеп. Иоанн На что ни посмотришь в себе – везде грех , нежелание себя неволить, немощь, слабость... Откуда так и почему? Все грехи – от любви к себе. Начало добра – отвергнуться себя, распять плоть со страстями и терпеть огорчения, обиды, напасти. Архиеп. Варлаам Что очень важно помнить в духовной жизни? Всегда помни, что не ты смотришь на Бога, а Он на тебя. Разница здесь как от неба до земли. Кто этого не знает, тот не может истинно молиться, но по необходимости впадает в самообольщение. Схиархим. Кирик Близость Божия... Возможна ли она для нас? Все доброе, все святое в мире рождается близостью Отца, и Сына, и Святого Духа. Близость Бога к нам так велика, что если бы не было нашей злой воли человеческой, этот мир уже был бы для нас раем. Архиеп. Иоанн Почему так легко заблудиться (в духовной жизни)? Начало заблуждения есть тщеславие ума. Схиархим. Кирик Теперь многие говорят о том, что впереди ждут трудности и беды. Как на это смотреть? Мы окружены великой заботой. Нет «рока», нет «слепой судьбы». Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней. Архиеп. Иоанн Чего стоит в жизни опасаться? Живите со всяким опасением, чтобы Бога не прогневать и себя не погубить. Схиархим. Кирик Кругом столько зла. Даже удержаться от его растлевающего дыхания трудно, где уж говорить о добро делании... Добро есть и удержание себя от зла. В мелочах мы легко и незаметно и удобно для себя можем сделать многое. Архиеп. Иоанн Отчего иногда запутаешься в своих суждениях, не знаешь, как из этого выйти? Наверное, это от врага? Самоукорение рассеивает сети вражии. Схиархим. Даниил Трудно общаться. Хочется видеть вокруг более достойных людей, а не зависеть от всяких, тем более таких, про достоинства которых лучше не поднимать вопроса. Но где их взять? ...Людей надо принимать такими, какие они есть, и никогда не требовать от других добродетели, а требовать добродетели только от себя, и тогда мы всегда будем спокойны. Схимонах Антоний Савваит Отчего теряется сила духовная? Сила духовная ослабла за нехранение ее и за оскорбление благодати Святого Духа. Сокрушайся, и вернется. Если не скоро – значит не время, чтобы впредь не скоро теряли.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

111) Не буду несправедливым укрывателем и не милосердым лихоимцем, умолчав пред вами, о чем не позволительно молчать. Иоанн Савваит, муж великий, пересказывал мне вещи достойные того, чтоб слышать о них. А что он беспристрастен и чист от всякой лжи, от слова и дела лукавого, – сие известно тебе, преподобный, из самого опыта. Итак, он пересказывал мне: «В обители моей, которая в Азии (ибо оттуда пришел праведный сей муж), был один старец весьма нерадивый и невоздержный; говорю сие не в осуждение, но, чтобы верным быть истине. Он, не знаю как, приобрел себе ученика, юного, по имени Акакия, простого по сердцу, но благоразумного по рассудку. И он столько потерпел от такого старца, что сие многим покажется, может быть, невероятным. Старец ежедневно мучил его не только оскорблениями и бесчестием, но даже и побоями. Терпение Акакиево было не неразумно. Итак, видя, что он ежедневно до крайности бедствует, как купленный раб, при встрече с ним неоднократно спрашивал я его: «что, брат Акакий, каково сего дня?» – и он немедленно показывал мне, то посиневший глаз, то шею, то голову избитую. Я же, зная, что он труженик, говорил ему: хорошо, хорошо; терпи, и получишь пользу. Так прожив у немилостивого сего старца девять лет, Акакий отошел ко Господу. Чрез пять дней, по его погребении в усыпальнице отцов, наставник Акакиев пошел к одному бывшему там великому старцу, и говорит ему: «брат Акакий умер». Как скоро услышал сие старец, – говорит сказавшему: «поверь мне, старец; не верю этому». Тот отвечает: поди, и посмотри. Старец немедленно восстает, вместе с наставником блаженного страдальца, приходит в усыпальницу, как к живому, взывает к сему – действительно живому и по успении своем, и говорит: умер ты, брат Ак70)акий? И этот благопокорный делатель послушания, оказывая послушание свое и по смерти, отвечал великому старцу: как возможно, отец, умереть человеку – делателю послушания? Тогда старец, бывший Акакиевым наставником, пришедши в страх, со слезами пал лицом на землю, потом, у игумена Лавры испросив келью близ гроба, жил уже в оной целомудренно, говоря всегда отцам: «я сделал убийство». И мне кажется, отец Иоанн, что разговаривавший с мертвым был сам великий Иоанн. Ибо и другую повесть, как будто о ком другом, пересказывала мне блаженная душа его; был же это действительно он сам, как мог я в последствии узнать достоверно, и узнал. Об Иоанне Савваите, или Антиохе

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) [греч. Ιωννης συχαστς] (8.01.454 - 8.01.559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.). Источником сведений об этом святом служит его Житие, написанное при жизни И. М. Кириллом Скифопольским (557), его духовным сыном, а также Жития прп. Саввы Освященного и прп. Евфимия Великого , написанные тем же автором. И. М.- Кирилл Скифопольский точно указывает дату его рождения - происходил из богатой и влиятельной семьи, живущей в г. Никополь Армянский, члены к-рой на протяжении неск. поколений занимали высокие посты в гражданской и военной администрации империи и при дворе. После смерти родителей И. М. раздал имущество и на 18-м году жизни основал небольшую киновию, в к-рой вместе с ним подвизалось 10 иноков. Среди проч. аскетических подвигов И. М. практиковал отказ от омовений, не желая видеть своего обнаженного тела. Через 10 лет митрополит Севастийский рукоположил его во епископа г. Колония. На 9-м году его епископства муж его сестры, назначенный правителем провинции, стал вмешиваться в дела вверенной И. М. епархии, а также нарушать право убежища в церквах, особенно усугубились нестроения после смерти сестры И. М. Преподобный был вынужден отправиться в К-поль (490-491), где нашел защиту от притязаний своего родственника у свт. Евфимия I , патриарха К-польского. Устроив дела епархии, И. М. решил оставить мирскую суету и, дав распоряжения сопровождавшим его священникам, тайно отплыл в Иерусалим, откуда, ведомый небесным знамением в виде креста, отправился в лавру прп. Саввы Освященного. Он скрыл свой епископский сан и нес все обычные для новоначальных иноков послушания: носил воду, помогал на кухне, на строительстве странноприимного дома, затем стал заведовать лаврской гостиницей.

http://pravenc.ru/text/471384.html

125 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 532. 126 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 4, 6. 127 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 59. 128 Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу (из вечернего правила). 129 То есть сбывавшиеся в действительности. Об этом см.: Свт. Афанасий Великий. Житие преп. Антония. 32. 130 Ныне Телль-Рама на территории Иордании. «Город Ливиада, по ту сторону Иордана, отстоит от Иерихона на двенадцать миль; в этой Ливиаде Моисей поразил жезлом камень, и истекли воды; оттуда вытекает большой поток, орошающий всю Ливиаду; там растет большая финиковая пальма Николая, там и Моисей вышел от века сего» ( Архидиакон Феодосий . Топография Святой Земли). 131 То есть недвоедушные, чьи желания и мысли не двоятся. 132 «Пастырь Ерма». Заповеди. 9. 133 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 3. 134 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 10, 5—11, 6. 135 В тексте 70-ти, церковнославянском и синодальном переводах: Он укрепит . 136 Речь идет о работе ювелира. 137 То есть, раскаляясь на огне, начинает жечь и сиять как огонь. 138 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 7//PG. T. 79. Col. 1153. 139 Чтобы противнику было трудно ухватиться за волосы. 140 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 11, 5. 141 То есть через возбуждение тщеславия возбуждают прочие страсти и способствуют их порочности, вместо того чтобы обличать их недостатки. 142 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 6. 143 «Пастырь Ерма». Подобия. IX, 32. 144 Не святой апостол Петр, а святой апостол Иуда. 145 «Пастырь Ерма». Заповеди. 2. 146 Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26. 53. 147 Возможно и разночтение: «Утверждающего плоть мышцы Своей». 148 В Синодальном тексте: дикие ослы (Пс. 103:11). 149 Букв.: изменяется. 150 Очевидно, речь идет о приглашении монахов в гости к мирянам и совместном времяпрепровождении — совместной трапезе, беседах и т. п., что хотя и исполняет заповедь о любви к ближним и общительности, однако по сути есть снисхождение монаха к мирянам и может вредить самому монаху по причинам, указанным автором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Память святого мученика Иринарха Святой Иринарх происходил из города Севастии [ 1 ]. В юном возрасте он был палачом при мучениях святых мучеников. Во время истязания правителем Максимианом, при Диоклитиане, святых семи жен, Иринарх был просвещен благодатью Божиею: видя жен, мучимых ради Христа и посрамляющих мучителя, он дерзновенно исповедал Христа и назвал себя христианином. Тогда, по повелению правителя, он был ввержен в болото, откуда вышел невредимым, и затем в огненную печь, но и она не причинила ему никакого вреда. После этого его усекли мечем, в 303 году. Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших При Константине Копрониме [ 1 ] многие православные воины, оставив воинское звание, приняли монашество. Многих из них беззаконный царь после мучений приказал лишить жизни. Одного, по имени Василия, он сначала ослепил. Когда же святой Василий и после ослепления стал воздавать поклонение святым иконам, мучитель вонзил меч в чрево Василия, так что обнаружились все его внутренности. В это же время приял мученический венец за святые иконы и святой Стефан в Константинополе. Кроме этих были сосланы в заточение два Григория с некоторыми другими, где и скончались. Наконец святой Иоанн был изгнан в Дафну [ 2 ], где, по приказанию царя, его часто подвергали биению, от чего он и скончался. Память 29 ноября Память преподобного отца нашего Акакия Синайского Блаженный Иоанн Лествичник [ 1 ] пишет в книге своей о преподобном Акакии так: Великий Иоанн Савваит [ 2 ] рассказал мне происшествие истинное и повествование достойное. Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика, по имени Акакия, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения. Я же (говорит Иоанн Савваит к Иоанну Лествичнику), видя каждый день его таким, как будто он купленный раб или пленник, и терпит крайнюю беду, нарочно встречал его и спрашивал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Старался св. Иоанн отвратить и ту опасность, которая постоянно грозила христианам со стороны последователей Магомета, господствовавших на востоке. Для привлечения ли христиан к магометанству, или только с целью издеваться над христианами, магометане предлагали христианам затруднительные вопросы, на который не всякий мог найти скорый и правильный ответ. Св. Дамаскин написал «разговор христианина с Сарацином», в котором разрешил возражения, предлагаемые магометанами, и руководясь которым каждый христианин мог победоносно выходить из спора с магометанами 69 . Между тем и иконоборцы продолжали свои враждебные действия против Церкви. Сын Льва Исавра, Константин Копроним продолжал начатое отцом, и еще с большею жестокостью преследовал православных чтителей св. икон. В 754 г. он созвал в Константинополе нечестивое соборище, на котором, осудив иконопочитание, иконоборцы провозгласили анафему подвизавшимся с особенною ревностью против них: св. Герману патриарху, Георгию кипрскому и св. Иоанну Дамаскину 70 . Православные не умедлили возвысить свой дерзновенный голос против нечестия. Одним из самых ревностных поборников православия был препод. Стефан, подвизавшийся в горе св. Авксентия в Вифинии и пользовавшийся всеобщим уважением за святость жизни 71 . Три восточные патриарха: александрийский, антиохийский и иерусалимский, и римский папа Стефан также писали императору, что хотя и много епископов подписало определение против иконопочитания; но, не смотря на свою многочисленность, они не имели права утвердить заблуждение вопреки преданию Церкви 72 . И св. Иоанн Дамаскин не оставлял по временам возвышать голос свой против господствующего нечестия, как свидетельствует св. Стефан мученик 73 . В обители св. Саввы пр. Иоанн имел своих учеников: ближайшим к нему, без сомнения был его племянник пр. Стефан Савваит. С ним провел он пятнадцать лет, начиная с десятилетнего возраста, под его руководством положил начало иноческих подвигов и после него прославился святостью жизни 74 . Известны и некоторые другие из учеников св. Иоанна, как то: Феодор Абукара и Иоанн, епископ лаодикийский близ Ливана, оставившие нам некоторые из рассуждений св. Иоанна Дамаскина , записанные со слов его 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Архиепископ Иоанн (Шаховской) . Родился в 1902 году в Москве. В 1920 г. выехал из России. В 1926 г. принял на Афоне монашеский постриг и был послан в Богословский институт прп. Сергия в Париж. С 1932 г. был настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине (до 1945 года). Гестапо ликвидировало его издательство. С 1946 г. он в США. В 1947 г. хиротонисан в епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской академии. В 1950 г. переводится в г. Сан-Франциско. Скончался в 1989 г. Схимонах Антоний Савваит (Кузнецов Александр Сергеевич (в постриге Алексий)). (1898–1964) 2 . Родился в Нижнем Новгороде. В годы гражданской войны Александр Сергеевич Кузнецов (мирское имя о. Антония) вместе с матерью оказался в Константинополе. Очень бедствовали. Все пережитое: смерть отца, революция, потеря Родины, крайняя нищета – привело к духовному перерождению. Александр Сергеевич перебрался с матерью в Иерусалим, поступил в 1925 г. в лавру прп. Саввы Освященного, а мать – и русский женский монастырь на Елеоне. В 1938 г. его постригли после рясофора сразу в великую схиму с именем Антоний. В монастыре он пробыл 39 лет. Скончался о. Антоний в 1964 г. Игумен Никон (Воробьев) . Родился в 1894 г. в многодетной крестьянской семье и Тверской губернии. Учился в реальном училище, позже, желая стать врачом, поступил в Петербургский невропатологический институт. Здесь на первом курсе пережил подлинное обращение к Богу и потянулся душой к аскетической жизни. В 1917 г. поступил в Московскую Духовную академию, которую не мог окончить, так как в 1919 г. ее закрыли. Десять лет жил в небольшом городе Сухиничи. В 1931 принял монашество в Минске и через год был рукоположен в священники. В 1933 г. арестован и сослан в сибирские лагеря. Освободившись, жил в Вышнем Волочке. В конце войны стали открывать приходы, и о. Никона назначили в г. Козельск, потом – Ефремов, Смоленск, наконец, на последний в его жизни приход – в город Гжатск. Здесь и умер в 1963 г. О спасении Как спасаться, когда вокруг столько зла?

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Игумен Никон Почему в духовной жизни такое место отводится послушанию? Только при взаимном послушании возможна истинная любовь между людьми. И самое главное, смиряя свою волю и творя ради Бога волю ближнего, мы научаемся подчиняться самому Богу и творить Его волю. Ради этого, главным образом, и заповедано людям послушание.   Схимонах Антоний Савваит Некоторые говорят о явной помощи свыше, а мне об этом нечего сказать. Почему так получается? Не есть ли это знак отвержения? Нет, конечно. Сила Божия потому не дается ясно, что еще есть склонность к гордости или тщеславию, или еще потому, что, легко получив, легко и теряем. Схиархим. Даниил Говорят о всяких страхах, о грядущих бедствиях. Как к этому относиться? Не бойтесь будущего. «С нами Бог " сегодня, завтра и во веки. Бойтесь только оскорбить Его каким-либо грехом. Игумен Никон Сейчас на каждом шагу один вопрос: «Что новенького?» Как уйти от такого? Жизнь в этом мире – плавание по морю. Интерес к этому миру – глотание соленой воды. Архиеп. Иоанн Как не огорчаться, видя, что время уходит, а исправления никакого? Не смущайся, не видя никакого исправления. Борись, сопротивляйся каждому греху, не отдавайся добровольно дурному влечению. Если поддашься – кайся пред Богом проси прощения. И опять борись... И так до смерти. Игумен Никон Когда мешают в храме разговаривающие, как быть с ними? Подальше становись от тех, которые любят разговаривать. О. Алексей (Мечев) Часто говорят о власти и силе князя мира сего. Как не поддаваться страху и не теряться при мысли о своем духовном бессилии? Без Бога ни до порога. Если бы не Бог , то бесы поступили бы с нами, как со стадом свиней гадаринских, давно утопили бы и пожрали. Это знай! Схиархим. Даниил Как отучить себя от осуждения? Напоминать себе почаще, что «осуждающий и сам осуждается Богом». Архиеп. Варлаам Хотелось бы любить Бога и жить этой любовью, а нет ее в душе. Что делать? Одной волей своей и желанием еще не приобретешь любви, а жизнью по заповедям, покаянием, плачем о своих падениях, глубоким сокрушением, что вместо любви и угождения Богу постоянно нарушаем Его святую волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010