II. Жизнь этого праведника для многих из нас может быть весьма назидательна. а) Она, во-первых, дает урок для юношей. Прекрасный возраст юности преимущественно нужно посвящать благочестивым занятиям и упражнениям в добрых делах, свойственных сему возрасту, как то и сделал препод. Иоанн, с 16 летняго возраста посвятив себя на служение Богу. – Не весною ли земледелец сеет семена свои на поле, чтобы иметь хорошие плоды? И чем тщательнее он обрабатывает в это время поле, и чем лучше посеет семена, тем лучший впоследствии времени получает урожай хлеба, и тем большую получает прибыль от него. Иное бывает с тем, кто опустит хорошее время для посева и, худо возделав землю, худыя разбрасывает на нее семена. Такому земледельцу земля дает скудные плоды, а иногда и вовсе отказывает в них. Весна жизни нашей не есть ли юность? Кто в юности посеет семена благочестия, тот имеет несомненную надежду пожать обильный плод благочестия в зрелом возрасте и в старости; а кто юность свою погубит в пустых занятиях и порочных удовольствиях, такой чего может надеяться и в зрелом возрасте, а тем более в старости, если только доживет до ней? Ибо известно по опыту, что худо проводящие лета с молоду, преждевременно состареваются и оканчивают жизнь, не достигнув старческих лет. б) Во-вторых, препод. Иоанн лествичник , отличавшийся добродетелью послушания своим старцам – руководителям в духовной жизни, учит и нас этой добродетели. Сколь велик подвиг послушания и какая на небе уготовлена награда за него, можно убедиться из следующего видения: один великий старец, будучи в восхищении, видел на небе четыре чина, знаменующие совершенство подвижников: на первой степени стоял недугами удрученный, но благословляющий имя Господне; на другой – безкорыстный странноприимец; на третьей – безмолвный пустынножитель; наконец четвертую и самую высшую степень занимал послушный своему наставнику и ради Господа всем сердцем ему преданный. Этот человек за послушание носил золотую цепь и имел большую пред другими славу. («Дост. сказ. о подв. св. о.», сн. Руф. гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Он созывал один собор и новую свою сакру адресует к одному собору, т. е., ко всем епископам, к которым послано было приглашение, не исключая не явившихся (Келестин римский, Руф фессалоникский) и умерших, как Августин иппонский. Он утверждает произнесенный собором приговор – низложение Нестория, Мемнона и Кирилла – и приглашает отцов в духе мира приступить к дальнейшим совещаниям. Эта сакра прислана была с comes sacrarum largitionum (министр финансов) Иоанном, который сделал все, что мог сделать человек с твердою волею.    Отношения партий были уже до того неприязненны, что нужно было назначить определенный порядок для входа в помещение Иоанна, чтобы не вышло столкновений. Явились по требованию Иоанна. Главный собор и слышать не хотел о присутствии Нестория, ими низложенного, и даже Иоанна с восточными. Тогда и Иоанн с своей стороны заявил, что ведь и Кирилл низложен, и его имя пропущено в адресе императорской сакры, как и имя Нестория. Комит Иоанн распорядился, чтобы их взяли под почетную стражу. Отцы главного собора протестовали – и все-таки остались и вместе выслушали сакру. Вечером взят под стражу и Мемнон. Очевидно предполагали, что с устранением главных зачинщиков дело пойдет лучше, – и ошиблись.    Иоанн имел поручение вытребовать от той и другой стороны письменное изложение веры. Восточные согласились, собор отказался, прикрываясь требованиями тогдашнего этикета: мы, заявляли отцы, знаем веру, и нас сюда вызывали не как еретиков, от которых подобные вероизложения требуются, чтобы испытать их образ мыслей; да и императору это изложение не нужно, потому что он знает православную веру, как сподобленный крещения. Одним из скрытых побуждений (Cyrilli ер. 2725 ταρχθη λαν) к этому отказу было опасение, что Иоанн антиохийский слишком легко поплатится за свою выходку против собора: он с восточными мог подписать изложение веры собора – и тогда не было бы серьезных оснований считать его вне общения с церковью, тогда как отцы собора желали, чтобы «восточные припали к собору, как согрешившие», и разрушив все свои постановления, письменно анафематствовали Нестория.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Как следует из архивных материалов, несмотря на слом церкви, в 1936–45 гг. старообрядцы продолжали собираться на молитву в доме священника Никиты Жучкова. С 1946 по 1947 гг. старообрядцы проводили свои молитвенные собрания в доме вернувшегося из заключения протоиерея Димитрия Ершова. В 1947 году протоирей Димитрий Ершов преставился ко Господу и Община осиротела. Морозовские старообрядцы лишись своего пастыря и помещения для проведения служб и треб. Это затруднительное положение решили использовать власти. Несмотря на многочисленные заявления со стороны старообрядцев г. Морозовска и прилегающих селений, они отказывались регистрировать Общину и разрешить приобрести постоянного священника. Однако морозовские старообрядцы сумели проявить решимость и настойчивость в этом деле. Каждый год они писали по нескольку десятков заявлений, при том обращались не только к местным властям, но даже к депутатам Верховного Совета РСФСР и Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову. Сами старообрядцы г. Морозовска и окружных хуторов насчитывали свою Общину в количестве 800 душ. Несмотря на отсутствие постоянного пастыря и храма, а также чинимые властями препятствия, древлеправославные христиане смогли сохранить свою Общину в последующие годы. Они собирались на дому для проведения молитвенных собраний, приглашали священников и уставщиков для совершения таинств и исполнения богослужений. История сохранила несколько имён таких служителей. В 1947-50 гг. Никольскую Общину временно окормляли иерей Руф Макеевич Митяев из села Суровикино и протоиерей Иоанн Васильевич Хуторский, а для проведения служб приезжал уставщик Маркин. В 1949 года морозовские старообрядцы арендовали саманный флигель у одной своей единоверки Епистимии Ивановны Наполовой. Они своими силами произвели ремонтные работы в помещении и добились позволения совершать в нём богослужения. С 1950 года уставщиком служил Давыдов, а для совершения духовных треб 3–4 раза в год приезжал протоиерей Иоанн Силкин из станицы Орловская. Видимо, такое положение дел в Общине приводило к ослаблению единомыслия среди её членов. Некоторые старообрядцы белокриницкого согласия стали обращаться за исполнением таинств к священнику Блохину беглопоповского согласия, который приезжал в Морозовск из Сталинградской области. Визиты этого священнослужителя в Морозовск к древлеправославным христианам белокриницкого согласия, проведение им служб на дому, вызывали беспокойство как у Московской старообрядческой Архиепископии, так и у уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Каменском облисполкоме. В 1955 году постановлением Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР старообрядческая Никольская Община г. Морозовска была зарегистрирована. В скором времени в Никольскую Общину епископом Иннокентием был назначен настоятелем протоиерей Иоанн Силкин.

http://sobory.ru/article/?object=36920

Disput. под удовлетворением, о котором говорит Амвросий, разумеют извинение св. Апостолом Петром своего греха теми или другими причинами (подобно Адаму): об этом извинении мы не находим сведений в Евангелии 451 . «Камень веры» «удовлетворение» в словах св. Амвросия понимает в собственном смысле: если мы о нем не читаем в Евангелии, то вся жизнь Апостола и его проповеднические труды справедливо могут быть названы удовлетворением за его грех (667–668). Сравнительно большею самостоятельностию и независимостию от источников отличается положительная часть трактата. Так, в первой главе значительное количество свидетельств св. Писания в пользу доказываемой мысли приводится таких, которые не встречаются у Беллярмина и Бекана, именно: Сир.7:36 ; Иер.16:5–8 ; Сир.17:8, 38:23 ; Руф.2:20 ; Вар.3:5 ; Суд.11:39, 40 ; Быт.47:30; 50:25 ; 1Ин.5:16 ; 2Тим.1:16–18 . Точно также комментарий к Лк.16:9 , «Камнем веры» делается независимо от Беллярмина. В первом под друзьями, принимающими нас после смерти в вечные кровы, понимаются нищие, благодеяния и милостыни которым как бы делают нашими друзьями, ходатайствующими о нас при жизни и по смерти своими молитвами (625–626). Между тем Disput. здесь разумеют святых, царствующих со Христом и помогающих умершим своими молитвами 452 . Главы: II-я, заключающая в себе доказательства необходимости молитвы за умерших из правил вселенских соборов и св. отцев церкви, и V, содержащая указание церковных времен поминовения умерших и обычаев, к ним принаровленных, по своему содержанию стоят вне зависимости от трудов Беллярмина и Бекана. Хотя и Disput. 453 касаются некоторых обрядов церкви, бывающих при погребении, но здесь мы не видим многих, указываемых в «Камне веры». С другой стороны, в Disput. преимущественно против возражений доказывается древность этих обрядов, тогда как в «Камне веры» раскрывается главным образом их смысл и значение. При составлении этой главы «Камень веры», вероятно, пользовался трудами своих русских предшественников по полемике с лютеранами, так как его учение о временах поминовения умерших имеет близкое сходство с учением «Книги о вере» (М. 1648) о том же предмете: смысл этих времен в «Камне веры» и в последнем источнике указан один и тот же («Кн. о вере», лл. 110–112).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Смирнов А. Смирнов Симеон Васильевич, прот. Московский Созонов Михаил, преподаватель Новгородской духовной семинарии Содомов Соколов Александр Андреевич, пом. смотр. Угличского духовного училища Соколов Андрей Иоаннович, священ. Московский Соколов Иоанн Гавриилович, свящ. Московский Соколов Ник. Ал-др., свящ. Моск. Соловьев Руф Иоан., свящ. Моск. Соловьев Серг. Иоан., свящ. Моск. Сперанский Мих. Петр., свящ. Моск. Спиридонов Спиридонов С. Староста Трехсвятительской, на Кулишках, церкви Староста Спасо-Преображенской, в богадельне слепых женщин, церкви Старшинов —57— Струженцов М., преподаватель Моск. духовной семинарии Струженцов Иоан. Иоан., свящ. Москов. Тарасов Иван Антонович Теплых рядов Товарищество Титов Н. Тихомиров Ал-др, преподаватель Новгородской духовной семинарии Тихон, Архимандрит-Наместник Симонова монастыря Третьяков П., помощник инспектора Московской духовной семинарии Третьяков Е.Я. Троицкий Иоан. Петр., свящ. Моск. Трофимов И.Н. Трубецкой, князь Уваров Симеон Иаковлевич, священ. Московский Уланова Улусов Иван Васильевич Усков Илья Васильевич, потомственный почетный гражданин Успенский Сергий Васильевич, протоиерей Московский Успенский Михаил Вас., свящ. Моск. Успенский Мих. Димитр., свящ. Моск. Успенский Павел Вас., свящ. Москов. Уткин Егор Ушкова Ольга Николаевна, вдова почетного гражданина Флерин Алексей Алексиевич, священ. Московский Филпппов Ал-др. Ал-еев., пот. поч. гр. Харитонов Ал-др Дм., свящ. Моск. Хитров Ал-др. Иоан., свящ. Московский Хлебников Ф. Цветков Ал-др Павл., прот. Москов. —58— Цветков Вас. Иоан., прот. Москов. Цветков Ник. Вас., свящ. Моск. Червяков Ал-ей Иванович, староста Московской Космо-Дамианской, на Покровке, церкви Чертков Феоктист Васильевич, свящ. Московский Чертков Никол. Феоктист., свящ. Моск. Чижов Яков И., учит. Углич. дух. уч. Чижевы А.Г. и Е.Ф. Чуксина А.И. Шаховской, князь Шевелев К., староста Борисоглебской, у Арбатских ворот, церкви Шумов Петр Стеф., прот. Моск. Щербакова Ольга Михайловна, потомственная почетная гражданка

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Судя по упоминанию в этой истории прп. Арсения Великого (†449/450), описанное в ней чудо должно было состояться в 1-й половине V века, а сам рассказ следует датировать 2-й половиной того же столетия. Я, однако, склонен все же считать его более поздней композицией, по двум причинам. Во-первых, этот рассказ отсутствует в ориентальных версиях «Apophthegmata Ратгит». Во-вторых, подразумеваемая этим рассказом полемика относительно термина τ νττυπα, являвшегося в IV–V веках вполне легитимным обозначением Святых Даров, имела место только во второй половине VII века, что видно из творений прп. Анастасия Синаита . Более надежную датировку имеют рассказы о евхаристических чудесах, содержащиеся в творениях Иоанна Руфа – монофизитского автора 2-й половины V – 1-й половины VI века. В созданном им Житии Петра Ивера Иоанн Руф утверждает, что когда Петр Ивер, совершая литургию, дошел до момента преломления всемогущего Хлеба, с непрестанным плачем и сокрушением сердца и многими слезами, как это было ему свойственно, тогда так много крови начало хлестать из преломляемого им [Хлеба], что весь святой престол был окроплен ею. А когда он обернулся, он увидел Христа возле себя, Который сказал ему: “Епископ, преломляй! Не бойся. Я делаю это для славы Своей, а не твоей; так что каждый поймет, где истина и кто те, кто держатся славы правой веры”» 13 . В другом рассказе того же Иоанна Руфа говорится, как монофизитские монахи, пытавшиеся склонить участника Халкидонского Собора свт. Ювеналия, архиеп. Иерусалимского, к «раскаянию» и не сумевшие встретиться с ним, совершили литургию, во время которой хлеб и вино превратились в Тело и Кровь «чувственным образом» 14 . Эти и подобные им рассказы (например, в житии коптского святого VI века Юханны, епископа Параллоса, говорилось что языки пламени исходили из чаши в тот момент, когда он благословлял ее; и т. д.) должны были убедить читателей в истинности монофизитского учения и «подлинной» силе причащения у монофизитов, в отличие от предлагаемого халкидонитами 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

8/21.VII вв.). Св. муч. Еперент (или Перент) и св. мученица Цецирия (или Церилия) в гор. Сирмиум (Срем). 9/22.VII вв.). Св. муч. Зенон и св. мученица Мима (или Мина), св. муч. Витал, св. мученица Руфина, св. муч. Евангел, св. свщмуч. Епископ Кирилл, св. муч. Урис и св. мученица Агнита в гор. Томи (Констанца) в Малой Скифии (Добруджа). 15/28.VII вв.). Свв. мученики Агриппин, Секунд, Максим, Фортунат и Марциал в гор. Сирмиуме (Срем). 18/31.VII.363 г. Св. мученики Емилиан, Секунда, Доната, Васса, Максима, Павел, Марин и Иуст Доростольские (при Юлиане Отступнике). 22.VII/4.VIII (I–II в.). Св. Синтихия, ученица св. ап. Павла в гор. Филиппи, Эгейская Македония. вв.). 153 мученика из Фракии, в море утопленных. и (I в.). Св. ап. Пармен из 7-и диаконов. Замучен в гор. Филиппи в Эгейской Македонии. вв.). Св. муч. Иоанн воин исповедник, скиф из скифского племени таифалов. Похоронен в Византионе (Константинополь). 1/14.VIII вв.). Свв. мученики Кирилл, Акила, Петр, Домициан, Руф и Менандр в гор. Томи (Констанца) в Малой Скифии (Добруджа). 5/18.VIII вв.). Свв. мученики Ириней, (Г)Еракл и Дасий в гор. Аксиополь (на правом берегу р. Дуная) в Мизии. 9/22.VIII.63 г. Св. ап. Матфия. Проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). 10/23.VIII вв.). Шесть фракийских мучеников в гор. Виза (Восточная Фракия). 18/31.VIII вв.). Свв. мученики Флор и Лавр, жившие в гор. Византионе (Константинополь), переселившиеся в гор. Ульпиана (Липник, в Косово) и погибшие там. г. Свв. 39 мучеников Филиппопольских (Пловдивских) сожженных в огне – Севир, Мемнон сотник, Орион (Рион), Ангилин (Анатулин, Антиллиан), Молий, Евдемон, Силуан, Савин, Евстафий, Стратон и Восва (Взвас) из гор. Виза (Восточная Фракия) и Тимофей, Палмат, Мест, Никон (Нит), Дифил, Дометиан (Дометий), Максим, Неофит, Виктор, Рин, Саторнин, Тирон, Епафродит, Керкан (Керкас), Гай, Зотик (или Зоил), Кронион, Агафон, Анфон (Анфос), Пансфен (Парфений), Ахиллес, Панфирий, Хрисанф, Афинодор, Пантолеон, Феосевий (Феосевр) и Генефлий – фракийцы из Филиппополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воплощение Бога Слова совершилось «по исполнении времен» и сопровождалось событиями, о которых предсказано было про­роками, как о признаках, по которым можно было познавать время пришествия Мессии. Одним из главных признаков, как предсказывал пророк Малахия, должно было служить явление предвестника или ангела, который должен был приготовить путь Избавителю мира. Этот предвестник был св. Иоанн Пред­теча, и возвещением о рождении его и начинается новозаветная история. В царствование Ирода великого в Иудее, в одном из находившихся неподалеку от Иерусалима священнических городов (Юте), жила благочестивая чета – священник Захария с своей женой Елизаветой. Оба они были истые израильтяне, вели свою родословную от Аарона и по своей жизни вполне отвечали высшему требованию своей веры и своего закона, так как «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Но и эта пра­ведность пред Богом, водворявшая мир в их душе, не мог­ла подавить в их сердце тайной скорби, удручавшей их обоих. Их славный род, дававший служителей Богу в течение более полутора тысячи лет, грозил совершенно прекратиться, так как оба они были уже в преклонных летах и доселе не имели детей. Известно, каким бедствием и позором было неплодие для библейской женщины. Для устранения его многие женщины проливали потоки слез и с пламеннослезной молит­вой обращались к Богу – снять с них это поношение ( Быт. 31:3 ; 1Цар. 1:11 ). Рождение ребенка считалось особенным благословением Божиим, служившим обеспечением того, что имя отца его «не изгладится в Израиле» и «не исчезнет между братьями его» ( Втор. 25:6 ; Руф. 4:10 ). У древних народов и вообще было сильно желание потомства, но у избранного на­рода вместе с тем соединялось и высшее желание хоть чрез потомство приобщиться к ожидаемому Мессии. В виду всего этого можно понять, как велика была скорбь благочестивых Захарии и Елизаветы. Годы шли за годами, а пламеннослезные молитвы о даровании детей оставались как бы неуслышанными. Но когда преклонные лета уже заставляли праведную чету оста­вить всякую надежду на исполнение пламенного желания их сердца, оно совершилось во исполнение предначертанного плана Божия и при необычайных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

10) Демоны не терпят мучений до второго пришествия Христова ( Мф.8:29 ; Лк.8:31 ); посему и блаженство святых должно быть отложено до этого времени (609 б –610 а ). В ответ на это возражение «Камень веры» говорит, что свв. отцы церкви держатся различных взглядов на участь злых духов до страшного суда Христова; но это различие мнений можно примирить таким образом, что, хотя злые духи и до времени второго пришествия Христова испытывают мучения, но не полные и не совершенные, каковые наступят для них после общего и последнего суда над миром. Этих-то окончательных мучений в преисподней и боятся злые духи ( Мф.8:29 ; Лк.8:31 ), так как они положат конец их власти в мире и особенно между язычниками, обнаружат их хитрость и коварство, но вместе слабость и бессилие; при втором пришествии Христовом они испытают не только суд Божий, но и человеческий ( 2Кор.6:3 ). Притом же святых в отношении к их будущей жизни лучше и справедливее сравнивать с Ангелами Божиими, нежели с демонами; но св. Ангелы и теперь наслаждаются небесною славою; поэтому нет причин отлагать и блаженство святых до страшного суда и общего мздовоздаяния (610 а –611 б ). В заключение трактата «Камень веры» приводит довольно значительные выдержки из творений св. Киприана, епископа Карфагенского, в которых ясно и подробно раскрывается основная мысль трактата, что души святых непосредственно после смерти получают небесную славу и блаженство (611 б –614 б ). VII. Трактат «о благотворении преставлш ымся». Главную мысль трактата «Камень веры» выражает следующими словами. «Агиомнисия (гречески), или блаженное умерших воспоминание, сиречь, молитися о душах, от тела изшедших, милостыню подаяти, бескровныя жертвы Богу приносити, и прочая благодеяния творити, есть древнее церкве святой православныя уставление, на священных писаниях, на Апостолских преданиях, на соборах же святых, и отец богоносных учении утверждающееся, и яко член веры православно-кафолической почитаемое» (620). (Гл. I). В доказательство этой мысли приводятся, во-первых, свидетельства св. Писания Ветхого ( 2Мак.12:41–46 ; Тов.4:17 ; Сир.7:36 ; 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12, 3:35 ; Иер.16:4–8 ; Сир.17:8, 38:23 ; Руф. 2:20 ; Вар. 3:5 ; Суд.11:39–40 ; Быт.47:30; 50:25 ) и Нового Завета ( 1Ин.5:16 ; 2Тим.1:16–18 ; Мф.12:32 ; Лк.16:9, 23:42 ). Из этих свидетельств св. Писания открывается, что поминовение умерших совершалось еще Ветхозаветными Евреями. Так, у иных был обычай молиться и приносить Богу жертвы за грехи умерших, раздавать милостыни при погребении их, а также поститься после смерти человека. Люди, о которых не творится памяти по смерти, представляются в Ветхозаветном св. Писании несчастными и отверженными Богом (621 а –624 а ). С другой стороны, св. Писание и Нового Завета дает основание думать, что есть возможность прощения грехов после смерти человека по молитвам и добрым делам живых людей (624 а –626 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Подобные детали в Евангелии от Иоанна чрезвычайно значимы, потому что они очень точно восстанавливают обстановку, в которой происходили события Страстной седмицы. С другой стороны, некоторые факты, известные из других Евангелий, у Иоанна опущены. Так, все синоптики говорят о Симоне Киринеянине, который нес Крест Иисуса. Евангелист Марк сообщает даже имена сыновей Симона — Александр и Руф, вероятно, эти имена о чем-то говорили его читателям. Возможно, отсутствие в повествовании Иоанна имени Симона — результат одной из последних редакций текста этого Евангелия, когда все, что касалось Симона, было исключено по очень простой причине. На рубеже I–II вв. появились докеты (от греческого слова «казаться»), которые понимали смерть Иисуса на Кресте как своего рода античную драму, как историю страдания героя, напоминающего одного из античных богов. Бог страдать не может, он бесстрастен, поэтому, по их версии, в последний момент Иисуса на кресте заменили двойником, роль которого выполнил Симон Киринеянин. С точки зрения докетов, распятие Иисуса — своего рода мистерия, священное действо, устроенное Богом специально для людей, в духе религий поздней античности. Вот почему в Евангелии от Иоанна вообще исключена тема Симона Киринеянина — чтобы подчеркнуть человеческий, а не мистериальный характер голгофской драмы. Евангелие от Иоанна показывает (не просто рассказывает, но именно показывает читателю), что Иисус Сам умирает на Кресте. Мы видим Его мертвое тело с раной на боку, из которого вытекают кровь и вода. Здесь нет никакой мистерии, никакого ритуала или религиозной драмы — это прежде всего просто человеческие страдания и просто смерть. Это тоже очень важный момент, отражающий не просто какой-то «механизм» действия Бога среди людей, но по-настоящему страшное событие. Иоанн в своем Евангелии полемизирует с ересями, которые во времена создания Евангелия уже начали распространяться. С докетами, которые, утверждая Божественность Иисуса, сводили на нет Его человеческую природу. Это страшно, потому что, когда Иисус перестает быть Человеком, христианство в целом теряет свой человеческий характер и становится не чем-то уникальным, а всего лишь одной из бесчисленных религий. Учение докетов разрушительно, потому что лишает нашу веру уникальности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010