Ангел пустыни В очередном выпуске программы «История одного шедевра» речь пойдет об иконе, посвященной Ангелу пустыни Иоанну Предтече. 14 августа, 2014 В очередном выпуске программы «История одного шедевра» речь пойдет об иконе, посвященной Ангелу пустыни Иоанну Предтече. Предтеча, тот, кто предшествует, пролагает путь. Иоанн проложил путь Спасителю, Иисусу Христу. Лик его виден над головой Иоанна. Образ был написан, наверное, для церкви. К нему обращались с молитвой, просили о помощи в болезнях, нужде, несчастьях. Иоанна Крестителя очень любили на Руси, ему посвящали не только иконы, но и целые храмы. Ведущая программы повествует о нелегком пути Иоанна и о том как появилась эта икона в Радищевском музее. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 сентября, 2016 11 сентября, 2016 11 сентября, 2021 7 июля, 2021 11 сентября, 2020 8 марта, 2020 6 июня, 2018 19 января, 2018 11 сентября, 2017 11 сентября, 2016 11 сентября, 2016 11 сентября, 2021 7 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/angel-pustyini/

Позднее на основе данной схемы сложился 3-й вариант композиции 3-го обретения - «Богослужение над честной главой св. Иоанна Предтечи», как на иконе (ок. 1552) из Большого Метеорского монастыря: глава (истинных размеров) лежит на св. престоле, ее окружают певчие, диаконы и священники, справа патриарх кадит святыню, за ним стоит император. Подобная композиция запечатлена в клеймах русских икон «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из Балахны (XVI в., НГХМ) и «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу» из храма Покрова на Рву в Москве (глава лежит на престоле, ей предстоят царь и епископы; кон. XVI - нач. XVII в., ГИМ). На 2-сторонней новгородской таблетке (1-я пол. XVI в. (?), ГЭ) помещен следующий извод «Богослужения над честной главой св. Иоанна Предтечи»: в центре клейма стоит драгоценная чаша на высокой точеной ножке, в к-рой лежит глава; ей предстоят, почтительно склонившись, клирики в белых ризах (справа) и император в алых одеждах и золотом венце в сопровождении группы «бояр» (слева); действие происходит внутри белого 3-главого храма. В эпоху позднего средневековья на Руси сложилась еще одна композиция 3-го обретения - «Перенесение честной главы св. Иоанна Предтечи в Константинополь». Патриарх в сопровождении императора и клириков направляется к Царьграду, неся блюдо со святыней на своей голове и поддерживая его руками. Навстречу процессии из столицы выходят священники и люди разных сословий с крестами и иконами. На сложение данной композиции повлияла иконографическая схема «Сретения Владимирской иконы Богоматери»; ношение реликвии на голове патриарха, возможно, является репликой кремлевского чина омовения св. мощей в Великий пяток, во время которого «властем ковчежцы с мощьми и священником блюда на главы» переносились из Благовещенского в Успенский собор (Требник. М., 1894. Ч. 1. Л. 156). Подобный вариант 3-го обретения запечатлен на майской иконе-минее из ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (кон. XVI в.; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. С. 80); на иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 18 клеймах» из ЦАК МДА (XVII в. (?); Михайлова А. Русские иконы из собр. ЦАК МДА: Набор открыток. М., 1998. 11); в клейме на чаше «Усекновенная глава св. Иоанна Предтечи в чаше, с клеймами жития» из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с. Бабурина Даниловского р-на Ярославской обл. (XVIII в.; Клокова. 2003. С. 194). Описание данной композиции встречается также в сводном иконописном подлиннике строгановских мастеров XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 353-354).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Согласно распространенному преданию, после Октябрьской революции 1917 г. десницу вместе с др. святынями вывезли из России сначала в Эстонию, затем в Данию, где жила имп. Мария Феодоровна. После ее смерти десница И. П. была переправлена в Берлин, а потом передана кор. Югославии Александру I Карагеоргиевичу. Во время нем. оккупации Югославии реликвия была перенесена в мон-рь Острог в Черногории. В 1951 г. десницу реквизировали и отправили в Титоград (ныне Подгорица, Черногория), затем в хранилище гос. Исторического музея в г. Цетине. С 1976 г. десница находилась в ризнице Цетинского мон-ря. В 1993 г. она вновь была выставлена для поклонения, а в 2006 г. святыню провезли по 10 городам России, Белоруссии и Украины. Отсутствие достоверной информации о святыне в межвоенный и послевоенный период дало повод для возникновения легенды, отразившейся в одном из рассказов А. М. Ремизова о том, что десница И. П. была разбита прикладом винтовки одним из матросов во время штурма Зимнего дворца. Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Фрагмент иконы. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Фрагмент иконы. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) Согласно зап. традиции, повествующей о судьбе десницы И. П., во время завоевания К-поля крестоносцами она была отправлена Нивелоном, еп. Суасонским, во Францию в аббатство Сен-Жан-де-Винь. Об этом упоминает т. н. Суасонский Аноним, участник 4-го крестового похода, составивший описание реликвий, к-рые были вывезены из К-поля ( Andrea A. J. Contemporary Sources for the 4th Crusade. Leiden; Boston, 2000. P. 236). Затем лат. имп. Балдуин II (1240-1261) передал ее Оттону де Сикону, а тот принес десницу в цистерцианское аббатство Сито. Возможно, в этом случае речь идет о др. части руки. По мнению болландиста Д. Папеброха, в документах, сообщающих о передаче руки, имеется в виду плечевая кость, а не кисть с перстами (ActaSS. Iun. T. 4. P. 768-770). На обладание десницей И. П. претендует также кафедральный собор в Сиене. На драгоценном реликварии этой святыни имеется кириллическая надпись с упоминанием св. Саввы , архиеп. Сербского, к-рый, по преданию, привез мощи из поездки в Никею, где он в 1219 г. был поставлен в архиепископы (см.: А. О десници св. Ивана са старосрпским натписом у Сиени//NKJUФ. 1929. 9. С. 71-82). Согласно др. версии, десницу передал городу папа Пий II в 1464 г.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Св. Иоанн Предтеча с усекновенной главой и Богоматерь Брефократуса. Икона. 3-я четв. XIV в.(мон-рь Пантократор на Афоне) Св. Иоанн Предтеча с усекновенной главой и Богоматерь Брефократуса. Икона. 3-я четв. XIV в.(мон-рь Пантократор на Афоне) Св. Иоанн Предтеча. Икона. 60-е гг. XVI в. (ГММК) Подобная обобщенная схема могла распространяться и на изображения 3-го обретения, несмотря на то что данное событие имело собственную иконографическую традицию. Так, в новгородском иконописном подлиннике кон. XVI в. под 24 февр. и 25 мая даются описания практически одной и той же композиции: «Февр., 24. Обретение честныя главы святаго славного пророка и Предтечи Крестителя Иоанна. Глава в сосудце. Над нею пещера. Два старца копают; един рус, брада мала, другий млад; в руках заступцы»; «Май, 25. Третье Обретение честныя главы… Старец стоит сед, плешив, клобук на плече... а сам заскался; в руках держит заступец; другий старец млад, на колени приклонился, держит главу Предтечеву... Глава Иоаннова в сосудце. Около ее вскопана пещера... у младого старца клобук на плече, меж ими травка» (Иконописный подлинник новгородской редакции. М., 1873. С. 75, 106). Приведенным описаниям соответствуют прориси лицевого иконописного подлинника XVI в., изданного С. Т. Большаковым ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 108, 157). По 2 клейма с изображением обретений главы, соответствующих описанным схемам (1-е клеймо является обобщенным образом 1-го и 2-го обретения главы И. П., а 2-е - 3-го обретения), представлено на иконах «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 16 клеймах» из Ярославля (сер. XVI в., ЯМЗ) и из с. Павлова близ Ростова (сер. XVI в., ГТГ), на псковской иконе «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, с житием» (60-70-е гг. XVI в., ГРМ). Однако одновременно с обобщающе-словной традицией иконографий обретений главы св. Иоанна Предтечи в восточнохрист. искусстве существовал «исторический» вариант их изображения, основанный на иллюстрации лит. источников. Примером этой группы памятников средневизант. периода являются фрески диаконника ц. Благовещения на Мячине (1189), где впервые все 3 иконографии обретений главы были сведены вместе и последовательно размещены в нижнем регистре предтеченского цикла: «Эмесский горшечник» (1-е обретение), «Сон игум. Маркелла» (2-е обретение) и «Третье обретение» (композиция погибла в 1947) ( Царевская. 1999. С. 75). В верхнем регистре иконы «Три обретения честной главы св. Иоанна Предтечи» из Великой Лавры на Афоне (XIV в.) представлены сцены 1-го и 2-го обретения: «Первое обретение главы св. Иоанна Предтечи монахами у Иродова дворца», «Горшечник уносит главу в Эмесу», «Изгнание из Эмесы арианина Евстафия», «Второе обретение главы св. Иоанна Предтечи игум. Маркеллом». Описание композиций обретений, аналогичное клеймам афонской иконы, вошло впосл. в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота , ок. 1730-1733 гг. ( Chadzidakis. 1988. Р. 92-96).

http://pravenc.ru/text/471450.html

29-е Усекновение главы Предтечи В жизни Иоанна Предтечи соединены важнейшие преимущества: от чрева матернего он исполнился Св. Духа, жил св. девственником и скончался мучеником. Будучи Предтечею Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его Предтечею и в проповеди евангелия. О высоком служении Предтечи, имевшем предварить служение Сына Божия спасению мира, издревле предвозвещено было пророками, по предречению коих Иоанн был Ангел, – вестник, посланный прежде пришествия дня Господня великаго и просвещеннаго, устроить сердце человека ко искреннему его ( Maл. III, I, IV, 5 ); был глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего ( Исх.40:3 . Мк.1:2–3 ); глас, предшествовавший Богу Слову. Подобно древним пророкам, о служении Предтечи предвозвестили: ангел пред рождением Иоанна, и Захария по рождении его, говоря, что он предъидет пред лицем Господним уготовати пути Его ( Лук.1:17, 76–77 ). Призванный приготовить путь Спасителю, Предтеча до проповеди своей жил в пустыне, чтобы себя возвести до совершенного самоотвержения, какое нужно проповеднику правды; носил одежду из верблюжьего волоса и опоясывался кожаным поясом. Пищею его были акриды и дикий мед. Имея около 30 лет от рождения, Иоанн послан был от Бога свидетельствовать о свете, да вси веру имут Ему ( Ин.1:7 ). Явясь в пустыне иудейской и проходя всю страну иорданскую, Предтеча проповедал покаяние и приближение царства Христова ( Мф.3:2 ), царства благодати и истины ( Ин.1:17 ). Сила проповеди Иоанна была так могущественна, что к нему для слушания учения его и крещения приходили все жители Иерусалима, Иудеи и всех окрестностей Иордана; фарисеи и саддукеи, мытари и воины ( Мк.1:5 , Лк.3:7–14 ). Когда все помышляли о Иоанне: не Христос ли он ( Лк.3:15 ), а некоторые из иудеев посылали к Иоанну священников и левитов, да вопросят его: ты кто еси ( Ин.1:19 ), Предтеча дал ясное свиетельство о Спасителе: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, егоже вы не весте. Той есть грядый по мне, иже предо мною бысть: Ему же несмь аз достоит, да отрешу ремень сапогу Его ( Ин.1:26–27 ). Той вы крестит Духом Святым и огнем. Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим ( Мф.3:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скрытый монтаж этого символического многоголосия мы можем увидеть при сравнении известной иконы ярославской школы конца XVII в. «Иоанн Предтеча с житием» из Успенского собора в Ярославле и двух палехских икон – «Иоанн Предтеча с житием» и «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни», относящихся к концу XVIII – началу XIX в. (илл. 187, 188:189) В знаковых системах палехских икон перед нами две разные по внутреннему мотиву, но схожие по внешней зависимости от художественного мышления барокко цитаты изобразительного языка ярославской иконы. В первой иконе мастер сохранил смыслообразующий принцип композиции, приспособив его к требованиям заказчика-старовера. Другой палехский Иконник разрушил этот принцип, развив тему пейзажа со сценами жития в самодовлеющую орнаментальную композицию, близкую по внутреннему ощущению к живописным иконам эпохи Просвещения. Помещенная на ярославской иконе в центре композиции огромная фигура Иоанна в фас, с распростертыми золотыми крыльями, выдает известную тягу барокко к репрезентации святого и зависимость от портретных форм того времени. (илл. 187) В соответствии с барочными представлениями пустыня (в которой проходит жизнь Иоанна, начиная с рассказа о воспитании младенца ангелом и кончая крещением народа) предстает символичной, «цветущей» и проникнутой одухотворяющей силой божественной мудрости. Повествовательность и подробный назидательный рассказ иллюстрируют остальные сцены жития, которые вписаны в интерьеры зданий, изображенных в нижних углах композиции. Это – явление ангела Захарии в храме. Рождество Иоанна, Иоанн перед Иродом, Иоанн в темнице, Пир Ирода и Усекновение главы Иоанна. Архитектура, несмотря на долю условности, дается с типично барочными формами и орнаментикой. Здания с колоннами, шатровыми, двускатными и купольными покрытиями, с переходами и галереями содержат элементы прямой перспективы. (илл. 188) Палехская икона «Иоанн Предтеча с житием» получает принцип изображения огромной, доминирующей над всем фигуры святого как бы путем «двойного отражения»: он взят в иконе ярославской школы, на которую в свою очередь повлияла школа Оружейной палаты.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Св. Иоанн Предтеча из Деисуса. Россия. XVI в. Коллекция А. Полякова. Париж Эта икона подверглась некоторым изменениям. Контур фигуры св. Иоанна Крестителя был в XVII в. обведен золотом. Образ был перенесен на более крупную доску; еще различимы старые поля, которые пересекает часть нимба. Маленький черный квадрат, оставленный в нижней части иконы, показывает, как она выглядела передрасчисткой, недавно произведенной в Париже. Св. Иоанн Креститель. Фрагмент иконы. Москва. 1560-е гг. Благовещенский собор Московского Кремля Другая воспроизведенная здесь икона святого Иоанна Крестителя представляет его с двумя большими крыльями за спиной. Придавая посланцу Мессии вид ангела, иконописцы буквально следовали словам пророка Малахии (см.: Мал.3:1 ), относящимся к Предтече: Се Аз посыаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мф.11:10 ). Этот иконописный тип появляется уже в XIII столетии в Сербии на стенной росписи в Арилье 189 и в миниатюрах. Иконы же крылатого Предтечи распространяются с XVI в. Св. Иоанн Креститель – Ангел пустыни. Греция. Около 1600 г. Кастел де Вийенборг (Нидерланды) Изображение Предтечи с крыльями соответствует не только его служению как посланника, но и аскетической жизни «земнаго ангела и небеснаго человека» 190 . Оно раскрывает один из многочисленных аспектов его святости: «Что тя наречем, пророче, Ангела ли? Апостола ли? Или мученика? Ангела, зане яко безплотен пожил еси; апостола, яко научил еси языки; мученика же, яко твоя глава за Христа усечеся» 191 . На нашей иконе крылатый Предтеча стоит перед Христом, путь Которого он должен уготовать. Господь изображен в левом углу иконы по пояс, окруженный небесными сферами. Предтеча, изображенный в рост, повернут влево и выделяется на золотом фоне неба. Крылья его разделаны золотом. Он молитвенно простирает левую руку, а в правой держит крест и развернутый свиток. Одетый в верблюжью шкуру и гиматий, окрывающие верхнюю часть тела и оставляющие открытыми руки, Предтеча проповедует в пустыне Иудейской ( Мф.3:1 ) и по всей окрестной стране Иорданской ( Лк.3:3 ). Ступенчатые скалы фона представляют пустыню, а полоска воды на переднем плане у ног Иоанна – Иордан. Несколько кустов и секира при корени древа ( Мф.3:10 ) указывают на слова его проповеди. В нижнем левом углу отрубленная голова Крестителя в чаше напоминает о том, что он завершит свою жизнь мученичеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Каждый из нас приглашен войти в это Царство. И каким бы ты ни считал себя меньшим среди меньших, Иоанн Креститель будет самым последним. Он — образ славы смирения. Когда мы говорим об Иоанне и Евангелии в целом, нужно на какое-то время отодвинуть в сторону наши представления о величии, потому что мы оказываемся в совершенно другом измерении. Смирение — когда человек себя не выпячивает. С одной стороны, ты человек сильный, влиятельный, важный, с другой — ты можешь повести себя так, будто тебя нет. Ты прозрачен, чтобы то, чему ты служишь, чему посвятил свою жизнь, явило себя во всем великолепии. Смирение — это способность уйти в тень, справиться со своим эго. Но в этом состоит и подлинное величие. Смирение в этом случае становится царской добродетелью. Иоанн — величайший из людей, но в то же время он недостоин развязать ремни на сандалиях Мессии. Ему должно умаляться по мере того, как Мессия будет возвеличиваться. Эти парадоксы Евангелия помогают христианину по-настоящему обрести радость в своей жизни, научиться ценить ее. Мы привыкли, что наши амбиции правят бал. И в той мере, в которой они удовлетворены, мы чувствуем себя счастливее или несчастнее. Но самореализоваться, найти свое место, чтобы кто-то мог тобой гордиться, чтобы ты вызывал восхищение, — это частичное счастье, внешнее. Иначе не было бы так много фрустрации в мире. Потому что сегодня людей есть все возможности — ходи на тренинги, реализуй себя, становись миллионером, делай, что хочешь. Но количество фрустрированных людей все больше. Просто потому, что счастье вообще не от этого зависит. Пример Иоанна Предтечи говорит, что блаженство совершенно в другом: понимать, что счастье — это не когда за тобой идут (чаще всего это заканчивается разочарованием и катастрофой), а когда благодаря тебе идут навстречу Христу. Друг жениха и Ангел пустыни Иоанн Предтеча из Деисусного чина. Константинополь, XIV в. Русский музей Представьте себе радость друга жениха, который устраивает свадебный пир. Это человек, который делает все для других, при этом играет самую последнюю роль на свадьбе. Он всё исполнил. Большей радости и представить невозможно. Когда смотришь на иконы Иоанна Крестителя, чувствуешь необъяснимое восхищение и трепет. Чувствуешь, что он источает невероятную силу. Он неистовый и очень суровый аскет, он Ангел пустыни, новый Илия, в нем сила и мощь этого пророка, о котором говорили: «Это ты, Илия, чума, несчастье, стихийное бедствие».

http://blog.predanie.ru/article/prorok-m...

[ 2011-11-13 19:44:18 ] tol : Относительно того, Спас это или Иоанн: загрузил только что несколько новых изображений Иоанна Предтечи на сайт (http://pravicon.com/sv-966). В принципе, не мало икон, где, глядя на лик, сходу не скажешь, Спас это или Иоанн, например http://pravicon.com/images/sv/s0966/s0966069.jpg в некоторой степени напоминает обсуждаемое изображение... а это фрагмент иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием». Так что отсутствие или присутствие креста на нимбе может быть решающим фактором в некоторых случаях для определения. Хотя, конечно, и Христа без креста на нимбе рисовали, так что это не 100% признак. Но это все просто размышления... я-то, конечно, не знаю, кого рисовал иконописец, просто предлагаю варианты. [ 2011-11-13 23:09:33 ] Tasha : Есть одна немаловажная деталь - власяница. Иоанн Креститель носил власяницу, рубашку из верблюжьего волоса. На этой иконе ее нет. [ 2011-11-14 06:27:50 ] tol : Власяница Иоанна не на всех его иконах присутствует. Есть немало старинных изображений, где Иоанн в красно-синем одеянии, как на опознаваемом изображении: http://pravicon.com/images/sv/s0966/s0966005.jpg Прор. Иоанн Предтеча. Икона. Византия. XIV в. Икона деисусного чина. Сербский монастырь Хиландар. Афон. http://pravicon.com/images/sv/s0966/s0966007.jpg Прор. Иоанн Предтеча. Икона. Новгород. XV в. 160 х 59. Икона деисусного чина. ГТГ. Москва. На этом изображении есть еще одна интересная деталь: борода " двойная " , но раздельная, не типична ни Спасовым, ни Иоанновым изображениям. Хотя " разветвленная " борода чаще встречается у Иоанна, чем у Спаса, но разделенная на несколько (более двух) " ветвей " . Что касается колышков сзади они могли использоваться для крепления иконы к стене. Но мне почему-то кажется, что эта икона изначально создавалась для церкви, а каким образом попала к " бабушке " , это уже другой вопрос. Во время советского погрома многие " неценные " иконы просто сжигали или выкидывали за землю и ходили по ним как по доскам, чтобы не проваливаться в грязь... Благочестивая бабуля могла подобрать икону и спрятать у себя до лучших времен - такое случалось повсеместно. Даже из огня умудрялись доставать иконы и прятать их...

http://pravicon.com/unknown-7

Иконописец, создавший «небо» в Зехновой, обладает характерной манерой живописи. Благодаря этому к его творчеству можно отнести «небеса» часовни Макария Желтоводского в Федоровской (3), алтаря Георгиевской церкви в деревни Федоровская на Порженском озере, а также деисусный чин в иконостасе деревни Семеново. Скорее всего, он был родом из Олонецкой губернии. Иконы в часовне во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова деревни Зехнова В часовне имеется двухъярусный иконостас. К сожалению, сохранилась лишь половина икон данного комплекса. Храмовый образ часовни – «Апостол Андрей Первозванный и апостол и евангелист Иоанн Богослов» – создан в конце XVII – начале XVIII века. Он был дополнительно украшен в XIX веке орнаментальной ризой как самы й почитаемый. В местном ряду находилась икона «Воскресение – Сошествие во ад», по центральной оси которой расположены два овальные мандорлы с изображениями Христа. Около верхней мандорлы изображены гроб Господень, отваленный камень, а также уснувшие стражи. Возводимые из ада грешники попадают в рай, изображенный в правом верхнем углу. В раю – праотец Енох, пророк Илия и благоразумный разбойник Рах. В левом верхнем углу – композиция «Распятие», представленная на фоне Иерусалимской стены. На левом поле изображен святитель Василий Великий, в рост, в деисусной композиции. Комплекс икон относится к последней трети XVIII века: «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с клеймами жития», «Богоматерь Владимирская», деисусный чин. Они, несомненно созданы иконописцем Олонецкой губернии. Все иконы олонецкого мастера отмечены формальными старообрядческим признаками. Образцы также ориентированы на глубокую старину, столь любимую староверами. Иконы деисусного чина имеют красивые вытянутые пропорции: фигуры архангелов и апостолов изображены более чем в половину роста. Активно использовано золото – на фоне и в разделках одежд. «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с клеймами жития» – характерный образец старообрядческой живописи Олонецкой губернии. Икона напоминает «строгановские письма» XVII века, отличающиеся утонченными пропорциями фигур и неожиданными сложными ракурсами. Насыщенный голубой фон красивого оттенка занимает значительное пространство. На нем образ Иоанна Предтечи выгляди лаконично и монументально. Раскинутые охристые крылья контрастны фону и хорошо читаются издалека. Художник щедро орнаментирует детали: горки, деревья и одежды – все имеет свой неповторимый и своеобразный узорный рисунок, дополненный золотым ассистом.

http://sobory.ru/article/?object=01790

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010