Затем оратор заявляет, что выразитель настроений с -д с кафедры превзошел всех сов ярких противников религии (Ленина, Луначарского, Троцкого и др.). Никто из них не выступал против Церкви с фактами сочиненными, с цитатами и мыслями извращенными. Указав на речь Декена, который требовал «хирургического ножа», а когда-то он говорил: «я буду держаться Христа до конца своей жизни», оратор кончает речь следующим обращением: «Сограждане! Мне кажется, настало время не только пред лицом своих сограждан, но и пред лицом всего культурного мира заявить решительно и открыто, что большевицкие стремления наших соц -демократов не являются стремлениями Латвии. Если мы промедлим, если будем робки и нерешительны, мы скоро услышим из уст представителей культурных народов: господа, советская граница в Зилупе для вас излишня». 1926. No 166. С. 2. Архиепископ Иоанн о социал-демократах Специальная беседа «Слова» В беседе с нашим сотрудником по поводу выступления арх. против нападок соц.-демократов в Сейме. архиепископ Иоанн сказал следующее: – И в Учредительном Собрании, и в первом Сейме, и в Сейме втором мы многократно наблюдали ярко-враждебные выпады отдельных соц -демокр против Православной Церкви и в связи с этими выпадами злобные выпады против русских. Напомним здесь, напр , те выпады, которые делались против Православной Церкви и русских в связи с вопросом об отобрании Алексеевской церкви, об отобрании архиерейского дома, о разрушении привокзальной часовни. Многие выпады г Декенса, Дукурса, Скуенека, Штерна, Линдин и др – незабываемы. Но с -д фракции всегда норовили всем этого рода выпадам придать характер частных мнений отдельных лиц, за которые фракция в ее целом не ответственна. Мы отчетливо чувствовали в социал-демократах непримиримых врагов всего православного и всего русского, но официально фракции в их целом оставались как-то в стороне. С самого начала нынешнего Сейма в с -д фракциях Сейма почувствовалось новое течение. Стал чувствоваться организованный поход социалистов и против Православной Церкви и против всего русского. Даже в тех случаях, когда националистически мыслящие латышские партии вели примирительную политику, в социал- демократах мы чувствовали непримиримых врагов. Они, по-видимому, радикально изменили свою тактику. Ныне они отдельных своих представителей, напр , Бумейстера, выпускают на трибуну в качестве друга русских, а общим фронтом идут против всего русского. Этот общий враждебный фронт сказался уже при сорганизовании сеймовских комиссий. Русские крестьянские массы были существенно заинтересованы иметь своего представителя в центральной землеустроительной комиссии и русская фракция, поддержанная другими меньшинственными фракциями, выдвинула в качестве своего представителя в эту комиссию избранника русских земских организаций С -д не сочли нужным поддержать эту кандидатуру. Она провалилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Эту мою работу, которую подлинно русские люди – мои сопастыри и пасомые – вменяли мне в высокую заслугу, восхваляя и в прессе, и в поднесенных мне многочисленных адресах, здравый смысл может трактовать не иначе, как честное исполнение долга. На всех местах моего прежнего служения и моими сопастырями и моими пасомыми были подлинно русские люди – миллионы русских крестьян и русских рабочих, и я был призван заботиться о них и заботился. Я должен был стоять и стоял за религиозные, национальные, экономические и пр интересы моих подлинно-русских пасомых. Когда ныне наши марксисты такую мою деятельность наперекор оценке, данной ей моими подлинно русскими сопастырями и пасомыми, силятся представить зазорной и предосудительной и в то же время кричать о своей дружбе к «русским», невольно сам собою напрашивается вопрос, к каким русским питают дружбу наши марксисты, если дружбу к подлинным русским людям они считают зазорной и предосудительной? Не являются ли предметом их дружбы те подложно-русские люди из стана родственных им марксистов, которые под прикрытием громких русских имен: Троцких, Зиновьевых, Сталиных, Каменевых и пр , и пр , крича о дружбе к русскому народу и обманно втираясь в доверие к нему, исподволь работали над разложением подлинного русского народа и всего русского, исподволь подготовляли и подготовили подлинному русскому народу тот ад неописуемых унижений и мук, в котором он на виду у всего мира корчится ныне? Духовное родство наших марксистов с этими подложно-русскими людьми не подлежит никакому сомнению; одного поля ягодки, одного отца дети – марксисты те, марксисты эти. Непреодолимое тяготение наших марксистов к миру, созданному подложно-русскими Троцкими и Ко., ярко обнаружилось в 1927 году, когда были сделаны совершенно определенные попытки теснейшим образом сблизить и связать нас с детищем Троцких и Ко. Близкое сродство душ наших и соседних марксистов в 1927 году выявила и марксистская пресса. В официозах двух сродных станов наблюдалась трогательная общность вкусов и стремлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Так как число ячеек этой организации договором не ограничено, то надо думать, что сеть ячеек скоро покроет все лицо земли латвийской, и на месте былых замков Латвия повсюду будет видеть нечто еще более привилегированное, чем былые замки. Вот и говорите, что история не имеет обратного хода. Заключительный протокол к ст 9 предоставляет «государственным торговым, транспортным организациям, а также организациям СССР право: а) пользоваться на льготных условиях портовыми сооружениями и складами, принадлежащими Латвийскому государству; б) аренды земельных участков и постройки на них складов, элеваторов, холодильников и прочих, относящихся к транспорту сооружений, на портовых территориях». А латвийские торговые дома и купцы, плательщики латвийских налогов, полноправные граждане Латвии, несущие все тяготы, связанные с гражданством, будут пользоваться всем тем же, но не на льготных условиях. Как все это напоминает старую историю с орденскими организациями и орденскими купцами. Не надо быть пророком, чтобы предвидеть, к чему должно привести Латвию и латвийских граждан внедрение на территорию Латвии чужих организаций с правами, во всех отношениях превосходящими права местных коренных граждан. Говорят, что история учит, но, очевидно, не все способны к усвоению уроков истории. Кроме этих и других откровенных, незамаскированных привилегий, договор гарантирует Советам еще длинный ряд замаскированных привилегий. Для примера возьмем вторую статью договора. В этой статье с формальной и чисто словесной стороны договаривающиеся стороны обещают друг другу привилегии по принципу равной взаимности. Но когда мы вникаем в реальную суть статьи, то открывается, что Советы на основании этой статьи получают действительно нечто реальное, а Латвии формальные обещания этой статьи ничего ровно реального не дают. Дело в том, что привилегиями этой статьи приходится пользоваться на территории контрагента, в согласии с законами, существующими на этой территории. Когда советам предоставляется право всеми узаконенными способами приобретать на латвийской территории недвижимости, то за советами обеспечена и реальная возможность осуществлять это право в самых широких размерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

ДЛЯ РУССКИХ ТАКИХ СПИСКОВ ДВА: No10 ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ И No 17 ДЛЯ СТАРООБРЯДЦЕВ. ЗА ЭТИ ДВА СПИСКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДАНЫ ВСЕ ПОДЛИННО РУССКИЕ ГОЛОСА. Марксистам, плюнувшим в национальное лицо русских грубою презрительною кличкою – «азиаты», вы должны доказать, что и вы, невзирая на тяжелые обстоятельства, не утратили чувства национального достоинства, опирающегося на достижения тысячелетней русской истории, признанного во всем культурном мире и дерзко оплевываемого только озорными марксистами. Я не призываю отвечать плевком на плевок, пощечиною на пощечину, но вы должны дать почувствовать марксистам, что и униженные, и обиженные среди унижений и обид дерзают сознавать и свое человеческое, и национальное достоинство. Голосование русских за марксистские списки – позор для русской национальной чести и достоинства, оно знаменовало бы нарождение несвойственного характеру великого народа холопства и раболепства. Пред кем? Разве не марксисты являются могильщиками всех священнейших достижений подлинно русской силы и гения, подлинного русского народа? 1928. No 773. С. 1. Речь архиепископа Иоанна При составлении бюджета Министерства иностр дел нам волей-неволей приходится затронуть несколько весьма болезненных вопросов, из которых самый болезненный – вопрос о наших договорах с Сов Россией. С теоретической точки зрения, абсолютно ясно, что никакое нормально функционирующее государство, ни одно государство, существующее на юридических и моральных основах, не имеет возможности вступить договорные отношения с государством, которое и теоретически и практически отклоняет все международные, правовые и моральные нормы, которые в других государствах считаются основой основ жизни и сожительства. Все те государства, которые вступили с Сов Россией в договорные отношения, рано или поздно пришли к выводу, что договор с советчиной является не только безнадежной, но и всесторонне вредной сделкой. Высокому собранию известны случаи, когда договоры с Сов Россией превратились в колоссальные политические скандалы. У нас самих в этом отношении тоже есть скандальные истории. Наш мирный договор с Сов Россией является ничем иным, как длительным международным политическим скандалом. Сов Россия заключила с нами мирный договор и этим добилась для себя экономических и политических привилегий, так как те ноши, которые на нас взвалил договор, мы несли и несем. Но большинство тех тяжестей, которые договор возложил на Сов Россию, остались и остаются без носильщика. Нас СССР использовал и использует в таком объеме, какой предусмотрен в мирном договоре, но те ноши, которые СССР, согласно мирному договору, приходится нести в нашу пользу, как уже неоднократно сообщалось с этой кафедры, предоставляются только усмотрению СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Из гарантийного договора так ничего и не вышло. Так называемый торговый договор наши марксисты, как говорится, за волосы протянули чрез парламент. Хотя век этого злополучного договора еще не долог, но ныне уже есть полная возможность говорить о плодах этого договора для Латвии. Прежде всего, о плодах в области экономической. Авторитетный специалист в авторитетной газете «Сегодня» подытожил плоды торгового договора за первый месяц для наших рынков. Плачевные плоды, и именно для Латвии плачевные. Так как все вы усердно читаете эту газету, повторять данные статьи мне не приходится. Сейчас определенно начинает выявляться и то, что нет оснований обольщать себя плодами договора в области промышленной. Самый крупный заказ по договору выпал на долю вагонного завода «Феникс». Что же мы видим? Все металлические части для вагонов прибудут из заграницы, следовательно, и соответствующая прибыль уйдет за границу. Мы из своего материала будем конструировать только малоприбыльные деревянные части. Главных мастеров для конструирования вагонов пришлет сам заказчик, следовательно, и главный куш заработной платы достанется не нашим рабочим (совершенно при этом неясно, будут ли привозные рабочие мастера конструировать только вагоны, или им будет дана возможность конструировать и комячейки?) Чистая прибыль, если таковая будет, достанется акционерам «Феникса». А много ли среди этих акционеров латвийских граждан? Этот пример нам уясняет, как малоприбыльны будут совзаказы для Латвии. Перед заключением договора марксисты во все трубы трубили, что на почве договора будет мобилизована громадная армия рабочих в 50.000 человек. Пока мы определенно знаем только одно, что к нам прибудут совмастера, а о грандиозной мобилизации наших рабочих пока ни слуху, ни духу. Трубили еще в уши нашему рабочему люду, что наши свободные живые рабочие силы о договоре найдут свободный выход на просторы Руси – граница раскроется. И этого нет. Напротив, в связи с раскрытием сов шпионских организаций граница закрылась еще плотней, чем до договора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Не ясно ли, что у наших марксистов с советскими есть что- то таинственное общее, что они ставят выше всего, что Латвия для наших марксистов, согласно изречению одного из виднейших наших марксистов, не цель, а средство. Я, очевидно, стою нашим марксистам поперек дороги, и потому они готовы чернить меня самыми бессмысленными обвинениями и устрашать всеми жупелами. Остановлю еще ваше внимание на некоторых из таких обвинений. Мое имя марксистский оратор пытался связать с делом обрусения литовцев, с еврейскими погромами, с борьбою против прогресса. Нелепость этой инсинуации поразительна. В Виленской духовной семинарии, где я, будто бы, занимался обрусением литовцев, за все время моего служения там не обучался решительно ни один литовец, и в тех епархиях, которые обслуживала эта семинария, не было ни единого литовского православного прихода. Ясно, что марксист оклеветал меня самым бесцеремонным образом. Мое отношение к евреям всегда и всюду было совершенно такое же, как и ныне здесь в Латвии и, в частности, в Сейме. Беспочвенность клеветнического выпада марксиста видна уже из того, что он не смог указать ни времени, ни места приписанных мне деяний. Клевета его повисла в воздухе. Беззастенчивой клеветой является и то, что я, будто бы, собственноручно расправлялся с революционерами. По невежеству своему недоучка-марксист не ведает, что даже по отношению к оскорбляющим нас хулиганам, мы, духовные лица, никогда не применяем тех способов физического воздействия, которые приняты среди мирян. Как я уже сказал, все выдвинутые против меня марксистами обвинения фигурировали и в обвинительном акте, предъявленном мне в 1919 году чекой. В течение шести месяцев губчека и вечека производили тщательнейшую проверку данных обвинительного акта. В вечека мое дело находилось непосредственно в руках грозного Мартина Лациса. Осудивший латвийского героя Бредиса, конечно, не пощадил бы и меня, если бы к осуждению меня были бы хотя какие бы то ни было основания, ибо отношение Вчека к монархистам и контрреволюционерам общеизвестно. Все данные обвинения были тщательно проверены на местах. В Москве в качестве свидетелей по моему делу были привлечены, между прочим, и мои бывшие ученики и сослуживцы, в том числе известный вам всем марксист Юлий Кажмер, мой товарищ по учению и сослуживец по учительству. И после такой громоздкой и длительной разборки моего дела, Вечека с Дзержинским во главе оказалось во всех отношениях выше и культурнее наших марксистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Все эти дорогостоящие предприятия затеяны, конечно, не зря. Очевидно, момент считается и подходящим, и очень важным. Бросим еще хотя бы беглый взгляд и на нашу внутреннюю жизнь под властью марксистов с обращением прежде всего внимания на те стороны этой жизни, разгромление которых составляет программное требование для наших властителей марксистов. По идеологии марксизма прежде всего разгромлению подлежат религиозно-моральные устои страны и народа. В этой области нашими марксистами, как и соседними, проявляется особенно напряженная э нергия. Антирелигиозные речи и писания наших марксистов могли бы составить подходящий материал для таких изданий как «Безбожник», «Атеист» и др . По грубости и невежеству речи и писания наши превосходят во много раз все то, что нам приходилось слышать и читать в пределах страны марксистской диктатуры. Удостовериться в этом вы, г депутаты, можете, заглянув хотя бы в стенограммы, увековечившие антирелигиозные выступления наших марксистов в этом высоком собрании. Но оставим в стороне эти речи. Они будут достойно заклеймлены историком. Перейдем к деяниям наших сегодняшних правителей на антирелигиозном фронте. Вам всем еще памятна попытка наших марксистов изгнать религию из наших казарм, из быта наших воинов. Вам всем ведомы героические усилия марксистов изгнать религию из школ. Попытка марксистов лишит воспитанников и воспитателей наших школ возможности посещать воскресные богослужения была предметом продолжительного обсуждения в сем высоком собрании. Это все попытки оторвать от церкви нашу молодежь. Но наша марксистская власть считает своею обязанностью и борьбу с религиею в среде зрелых граждан нашей страны. Укажу на некоторые хотя бы примеры этого рода. Излюбленным приемом в этом роде является отнятие у живого нормально функционирующего прихода храма и причтовых построек. Когда прихожанам негде собираться для молитвы и назидания словом Божиим, когда пастырю негде жить в пределах прихода, приходу грозят распад, постепенное духовное умирание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Прозорливое предвидение грядущих неизбежных событий было одною из самых характерных черт церковной и общественной работы святителя. И в Риге, а особенно в Вильне, близорукие деятели в связи с этою чертою Агафангела чинили ему крупнейшие огорчения. Но история своим неотвратимым ходом доказала правоту политики Агафангела и в делах церковных, и в делах гражданских. Даже лица, разглагольствовавшие о церковной и политической «неблагонадежности» Агафангела, ныне вынуждены признать, что Агафангел был прозорливее их. Авторитет его на Руси в последнее время стоял необычайно высоко. На него «взирали», и по нем равнялись даже его бывшие противники. Его желали видеть у кормила управления всею Русскою Церковью. Все это должно было служить почившему на склоне его жизни источником глубочайшего духовного удовлетворения. Он мог сказать про себя вместе с ап Павлом: «Подвигом добрым подвизахся, веру соблюдох, течение скончах». Ныне, когда вся верующая Россия молитвенно поминает этого всегда безупречно-правильного русского человека, русского архиерея и русского деятеля, ставя почившего в образец для живущих, и мы, граждане суверенной Латвии, не можем не присоединиться к молитвенному поминовению того, кто в течение тринадцати лет был «добрым ангелом» (перевод имени Агафангел) – хранителем и для заветнейших чаяний Латвии, и для борцов за эти чаяния. Вернейшим другом и благожелателем Латвии он пребыл и вне Латвии и до конца. От этого верного друга осталось нам завещание, завещанное не словами, а делами: относитесь к русскому меньшинству Латвии так, как относился к вам типичнейший представитель великодержавного русского народа, когда вы сами были одним из малейших «меньшинств» великой державной Руси. 1928 г. 28 октября. 1928. No 1005. С. 1. Речь в Сейме архиепископа Иоанна Господа народные избранники. Когда я жил на дальнем севере и мне по ревизии школ приходилось объезжать северные села, в первую мою поездку меня поразило невероятное множество собак, с диким лаем, воем и визгом бросившихся на мою подводу. Старик-возница, обратился ко мне: «Не смущайся, батюшка, это наше собачье царство тебя по-собачьему приветствует». После этого мудрого разъяснения, меня не смущает тот дикий гам, которым меня встречают при первом появлении на кафедре марксисты. Это они меня приветствуют по-марксистски. Перехожу к запросу. Я знаю коалиционные круги. Знаю, что среди них нет ни одного депутата, не осознавшего, каким великим и серьезным бедствием является безработица. Все они проникнуты ясным сознанием и сердечным желанием, что неотложно необходимо сделать все по нашим обстоятельствам и средствам возможное для предотвращения бедствия. Запросчикам не к чему было разъяснять нам то, что и без них все и чувствуют, и понимают. Приходится лишь пожалеть, что уже три, весьма дорого стоящих государству, заседания парламента потрачены зря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Что хотят сказать, чего хотят достигнуть наши марксисты таким ограничением свободы критики явлений коммунизма? Поддержать комм пропаганду? Другой факт, еще более яркий. 6-го ноября сего года в Кафедральном соборе была совершена панихида по жертвам лихолетья, созданного 3-м интернационалом. Принимая во внимание то, что одновременно с панихидою по жертвам третьего интернационала и как бы в противовес панихиде было организовано собрание в честь и для восхваления 3-го интернационала, пред панихидою было сказано слово, предостерегающее верующих от обольщения доктринами 4-го интернационала с указанием на реальные плоды работы 3-го интернационала. Деяние абсолютно согласное с легализованными в Латвии канонами и обычаями православной церкви, и с законами Латвии, и с интересами Латвии, борющейся с 3-м интернационалом на своей территории, как с опаснейшим для народа злом. К великому удивлению, 7-го ноября стало известно, что местным полпредом якобы заявлен протест в связи с моею панихидою и словом, и посему мое слово не может быть напечатано. Какие могли быть формальные и реальные основания для такого протеста? Ни по международным законам, ни по специальным договорам полпред у нас цензором богослужений и проповедей не состоит, и вообще у нас такие цензоры не предусмотрены законами. Латвия доселе предоставляла своим гражданам полную свободу совести и полную свободу церковного слова. Ни полпред, ни его чины, как квалифицированные атеисты, конечно, не имели потребности молиться вместе с нами, и не молились, следовательно, и не были непосредственными свидетелями того, что было в соборе. Моя речь в печать пущена не была. Репортерский отчет о богослужении и речи не мог и сам по себе служить основанием для такого серьезного международного акта, как нота протеста, особенно при наличии печатного разъяснения, что репортерский отчет не претендует на точность передачи моих слов и мыслей. Нота все-таки появилась и сказала сознанию граждан Латвии, что при новых отношениях, установившихся между СССР и Латвией, СССР считает возможным навязать Латвии совершенно чуждый ей режим подавления свободы совести и свободы устного слова, что существует какое-то таинственное око, наблюдающее даже за тем, о чем молятся граждане Латвии и что говорят в своих проповедях пастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Представим себе, что у нас повторится на почве торгового договора, что имело место в других державах, которые и по величине и силе не чета нам, что прибывшие к нам в забронированном виде и купцы станут распространять не только сов товары, но и сов идеи, или как на западе принято говорить – сов заразу. Великая держава своевременно установила противозаконное деяние, со свойственною великой державе решимостью направила своих представителей власти в экстерриториальное помещение, произвела тщательный обыск у неприкосновенных и из добытых материалов сделала решительные выводы. Можем ли быть уварены, что наша власть будет в состоянии так же решительно оградить свое достоинство и свои права? Прежде всего, надо принять во внимание, что разведочный аппарат у нас работает далеко не так, как в великих державах. Допустимо, что неприкосновенные будут у нас работать так же, как там, а наша разведка про то и ведать не будет... Но допустим, что нам повезет, шифрованные изобличающие документы попадут к нам в руки счастливым случаем. Много ли у нас специалистов по разбору чужого шифра? Но допустим еще большую счастливую случайность, изобличающие документы попадут к нам в руки в дешифрованном виде. Решится ли наша власть вторгнуться в нами же забронированные помещения, чтобы произвести обыск у неприкосновенных? Но допустим, что решится. Однако имеются ли у нашей власти наготове орудия для вскрытия стальных сейфов? Не придется ли за инструментами адресоваться к кому-либо из больших соседей. Наконец, допустим, что нам повезет до конца, наши власти застигнут сейфы открытыми, документы дешифрованными, поймает нарушителей наших прав, так сказать, с поличным. Решится ли небольшая Латвия вступить в необходимый политический конфликт? Ныне, когда еще мы чувствуем за своею спиною верных друзей среди лимитрофов и искренних благожелателей в Европе, сделать это все-таки нам было бы трудно. Но когда в связи с торговым договором мы оторвем себя от своих друзей и благожелателей и вынуждены будем разговаривать с нашим большим контрагентом один на один, язык невольно прилипнет к гортани, и мы молча вынуждены будем мириться со всем, что будет твориться неприкосновенными под покровом нами же одетой на них брони экстерриториальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010