Как на западе, говорит он, философия поставлена была в служебное положение в отношении к богословию и как западные ученые подвергались осуждению за свободное исследование философских вопросов; так и И. Итал подвергся осуждению за то, что признавал за философией право свободного исследования проблем, не подчиняясь цензуре церковного авторитета. «Осуждение И. Итала, говорит он, и внесение его имени в синодик нужно рассматривать в связи с распоряжением, изданным в начале царствования императора Алексея Комнина, по которому свобода философского исследования ограничена была высшим авторитетом свящ. Писания и святоотеческих творений. В силу этого распоряжения терпимым могло быть только такое учение, которое находило себе подтверждение в священных книгах» 226 . В этом распоряжении императора Алексея проф. Успенский видит ключ к разрешению многого в занимающем вопросе. «Очевидно, говорит он, император Алексей Комнин пытался задержать поток новых идей, который дан был философским движением предыдущего времени. «Этим насильственным ограничением свободы исследования и подчинением философских выводов цензуре церковного авторитета, во-первых осуждалось антибогословское направление в философии, во-вторых, узаконялось служебное положение философии к богословию 227 . Подчинив восточную философию авторитету богословия, проф. Успенский переходит к определению учения И. Итала и прилагает к нему те же выводы, которые, по его мнению, можно сделать относительно учений западных схоластиков. Сближения были сделаны; и в общем оказались правильными. Учение западных схоластиков в сущности сводилось к немногим вопросам; точно также и «собранные в синодике положения против И. Итала сводятся тоже к немногим учениям, имеющим приложение к христианской догматике» 228 . Таким учением было учение о воплощении Спасителя. «Философское движение XI века, говорит он, подкапывалось под основной христианский догмат о воплощении Спасителя» 229 . Об этом свидетельствует, как первая из одиннадцати глав Синодика, так и Ник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но преподаванием означенных наук деятельность И. Итала не могла ограничиваться. Даже если бы он и не преподавал других наук, ему все-таки порою необходимо было касаться и их. Излагая различные системы философии, касаясь тех или иных философских вопросов, он необходимо должен был наталкиваться и на такие, которые могли иметь близкое соприкосновение с богословием, таково напр. Платоновское учение об идеях, аристотельское учение о вечности мира, новоплатоновское учение о душепереселении. Эти и другие, подобные им, вопросы так близко касались христианского вероучения, что, излагая их, нельзя было не касаться и этого последнего. В таких случаях по необходимости приходилось становиться богословом и так или иначе решать поставленные вопросы. Подобные вопросы могли возникать тем чаще, что, как мы говорили уже раньше, в то время было в обычае предлагать различные вопросы ипату философов. Предлагали их и И. Италу. По крайней мере известны его ответы на такого рода вопросы, предложенные ему имп. Михаилом Дукой. Правда, из этих ответов изданы только немногие выдержки; но и по ним можно судить о разнообразии вопросов, на которые приходилось отвечать И. Италу. Среди ответов есть ответы на вопросы, касавшиеся логики, именно, аристотелевских топик; есть ответы на вопросы из диалектики, именно, о природе силлогизмов; большое внимание уделено вопросам о родах и видах; но особенно много вопросов космологических. Спрашивали Итала о том, вечен ли мир, как он произошел; всякая ли душа смертна, или же бессмертна только душа человеческая; как мы восстанем с нашими плотяными и вещественными телами; будет ли воскресение мертвых; возможно ли развитие за гробом 88 . Как же И. Итал справился со всеми этими обязанностями? Оказался ли он достойным преемником Пселла. Несмотря на разнообразие своих обязанностей, И. Итал скоро успел приобрести общую известность. Прежде всего об его преподавании известно следующее. Как ни умаляет Анна Комнин значение преподавательской деятельности И. Итала, она не может не сознаться, что И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но если таковы были намерение И. Итала, то под чьим руководством он проходил любимые науки? Кто оказал на него наибольшее влияние? Чем он занимался в Византии? Эти вопросы имеют важное значение, так как с ними неразрывно связан вопрос: к какой школе принадлежал И. Итал, к школе аристотеликов или платоников. В то время византийский ученый мир разделялся на два лагеря: на приверженцев Аристотеля и последователей Платона 49 . Аристотель с давних пор господствовал как на востоке, так и на западе. Его авторитет был санкционирован приложением его логики к догматике у Иоанна Дамаскина 50 . П. Фотий любил диалектику и считался поклонником Аристотеля. Византийские ученые XI века «стояли, по словам Пселла, у аристотельских преддверий» и при помощи диалектики решали различные число схоластические вопросы. Но, несмотря на столь общее преклонение пред Аристотелем, находились люди, которые любили заниматься и философией Платона. Правда, таких людей, кажется, было немного; но они все таки существовали, изучали произведения Платона, восхищались им и отдавали ему предпочтение пред Аристотелем. В виду такого разделения византийского ученого мира и важно указать, под чьим руководством занимался И. Итал в Византии. Кто оказал на него наибольшее влияние? Чьим приверженцем он вступил в должность ипата философов? Несомненно, что по приходе в столицу Византии И. Итал подвергся влиянию аристотеликов. И. Итал был любителем аристотелевских наук и скорее всего, что и в столицу он пришел с целью изучать их. А поэтому вполне естественно, что и сойтись он должен был с людьми, знакомыми с этими науками. Такими же знатоками должны были быть прежде все то аристотелики. Да и Анна Комнин первых учителей И. Итала называет «схоластиками» и величает их людьми суровыми и грубыми 51 . А она едва ли бы отозвалась таким образом, если бы эти схоластики были последователями Платона и принадлежали к одной школе с Пселлом. Она сама была почитательницей Пселла, да и вся ее семья была поклонницей Платона 52 . И едва ли бы она выразилась таким образом о таких же почитателях любимого философа. Все это заставляет предполагать, что по приходе в столицу И. Итал сошелся с последователями Аристотеля, у них изучил логику и диалектику, их влиянию прежде всего и подвергся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352–355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300–302, 305, 307, 574–576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092– 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина    Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина    Комнин, см. Алексей I Комнин    Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина    Комнин, см. Андроник Комнин    Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина    Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина    Комнин, см. Иоанн II Комнин    Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина    Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина    Комнин, см. Константин Комнин    Комнин, см. Мануил Комнин    Комнин, см. Никифор Комнин    Комнина, см. Анна Комнина    Комнина, см. Евдокия Комнина    Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина    Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина    Комнины passim    Конрад, коннетабль 578    Конрад, крестоносец 582    Конрад, сын Роберта Гвискара 460    Константин, великий друнгарий 451    Константин, нотариус 378    Константин, катепан титулов, протопроедр 135 Константин, сокольничий 222    Константин, стольник 342    Константин V, император 613    Константин Алоп 538    Константин Ангел 629    Константин VII Багрянородный, император 31, 464, 470, 588    Константин Бодин, Бодин 23, 90, 138, 148, 152, 187, 220, 221, 240, 463, 538    Константин I Великий, император 194, 200, 328, 396, 458, 473, 589    Константин Гавра 355, 380, 382, 388, 409, 601    Константин Далассин, Далассин 191, 218, 219, 221, 236, 246, 248, 250, 523, 538, 547    Константин Диоген 549, 553    Константин Х Дука, император 7, 120, 152, 441, 451, 455, 476— 478, 489, 496, 511, 549, 550    Константин Дука, жених Анны 11, 14, 40, 75; 78—80, 86, 92, 94. 116, 123, 124, 189, 220, 254, 257, 259, 439, 452, 453, 478, 489, 522, 549, 551    Константин Дука, предок рода Дук 121, 478    Константин Дука, сын Константина Х Дуки 148, 152, 498    Константин Дука Эксазин 330, 331, 337, 341, 592    Константин Евфорвин Катакалон,    Катакалон, Форвин Катакалон 268—270, 272, 278, 312, 359—362, 373, 448, 546, 555    Константин Комнин, сын Исаака Комнина 544, 589

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

324–337 Константин I 337–361 Констанций 361–363 Юлиан 363–364 Иовиан 364–378 Валент 378–395 Феодосий I 395–408 Аркадий 408–450 Феодосий II 450–457 Μаркиан 457–474 Лев I 474 Лев II 474–475 Зенон 475–476 Василиск 476–491 Зенон (вторично) 491–518 Анастасий I 518–527 Юстин I 527–565 Юстиниан I 565–578 Юстин II 578–582 Тиверий I Константин 582–602 Маврикий 602–610 Фока 610–641 Ираклий 641 Константин III и Ираклион 641 Ираклион 641–668 Костант II 668–685 Константин IV 685–695 Юстиниан II 695–698 Леонтий 698–705 Тиверий II 705–711 Юстиниан II (вторично) 711–713 Филиппик 713–715 Анастасий II 715–717 Феодосий III 717–741 Лев III 741–775 Константин V 775–780 Лев IV 780–797 Константин VI 797–802 Ирина 802–811 Никифор I 811 Ставракий 811–813 Михаил I Рангаве 813–820 Лев V 820–829 Михаил II 829–842 Феофил 842–867 Михаил III 867–886 Василий I 886–912 Лев VI Мудрый 912–913 Александр 913–959 Константин VII Багрянородный 920–944 Роман I Лакапин 959–963 Роман II 963–969 Никифор I Фока 969–976 Иоанн I Цимисхий 976–1025 Василий II 1025–1028 Константин VIII 1028–1034 Роман III Аргир 1034–1041 Михаил IV 1041–1042 Михаил V 1042 Зоя и Федора 1042–1055 Константин IX Мономах 1055–1056 Феодора (вторично) 1056–1057 Михаил VI 1057–1059 Исаак I Комнин 1059–1067 Константин X Дука 1068–1071 Роман IV Диоген 1071–1078 Михаил VII Дука 1078–1081 Никифор III Вотаниат 1081–1118 Алексей I Комнин 1118 1143 Иоанн II Комнин 1143–1180 Мануил I Комнин 1180–1183 Алексей II Комнин 1183–1185 Андроник I Комнин 1185–1195 Исаак II Ангел 1195–1203 Алексей III Ангел 1203–1204 Исаак II (вторично) и Алексей IV Ангелы 1204 Алексей V Мурчуфл 1204–1205 Константин XI Ласкарь 1204–1222 Феодор I Ласкарь 1222–1254 Иоанн III Дука Ватац 1254–1258 Феодор II Ласкарь 1258–1261 Иоанн IV Ласкарь 1259–1282 Михаил VIII Палеолог 1282–1328 Андроник II Палеолог 1328–1341 Андроник III Палеолог 1341–1391 Иоанн V Палеолог 1347–1354 Иоанн VI Кантакузин 1376–1379 Андроник IV Палеолог 1390 Иоанн VII Палеолог 1391–1425 Мануил II Палеолог 1425–1448 Иоанн VIII Палеолог 1449–1453 Константин XII Палеолог б

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодора (III) Порфирогенита (1042 и 1055 –1056) Михаил VI Стратиотик (1056–1057) Исаак I Комнин (1057 –1059) Константин Х Дука (1059 –1067) Евдокия Макремволитиса (1067 и 1071) Роман IV Диоген (1068 –1071) Михаил VII Дука Парапинак (1071 –1078) Никифор III Вотаниат (1078–1081) Алексей I Комнин (1081 –1118) Иоанн II Комнин (1118 –1143) Мануил I Комнин (1143 –1180) Алексей II Комнин (1180–1183) Андроник I Комнин (1183 –1185) Исаак II Ангел (1185 –1195 и 1203–1204) Алексей III Ангел (1195 –1203) Алексей IV Ангел (1203 –1204) Алексей V Дука Мурфузл (1204) Константин XI Ласкарис (1204–1205) Императоры Никейской Империи Феодор I Ласкарис (ок. 1205–1221/22) Иоанн III Дука Ватац (1221/22–1254) Феодор II Ласкарис (1254 –1258) Иоанн IV Ласкарис (1258 –1261) Михаил VIII Палеолог (1259–1261) Императоры Латинской империи крестоносцев Балдуин I Фландрский (1204–1205) Генрих I Фландрский (1205–1216) Пьер де Куртене (1217) Иоланта де Куртене (1217 –1219) Роберт де Куртене (1219 –1228) Балдуин II (1228 –1261) Иоанн де Бриень (регент в 1231–1237) Императоры после восстановления Византийской Империи Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Андроник II Палеолог Старший (1282 –1328) Михаил IX Палеолог (1295–1320) Андроник III Палеолог Младший (1325–1341) Иоанн V Палеолог (1341 –1391, с перерывами в 1376 –1379 и 1390) Иоанн VI Кантакузин (1341–1354) Матфей Кантакузин (1353 –1357, с 1354 – вне Константинополя) Андроник IV Палеолог (1376–1379) Иоанн VII Палеолог (1390, регент в 1399 –1403) Мануил II Палеолог (1391–1425) Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) Константин XII Палеолог Драгаш (1448–29 мая 1453) Деспоты Мореи Мануил Кантакузин, сын Иоанна VI (1348 –1380) Матфей Кантакузин, сын Иоанна VI (1380 –1383) Дмитрий Кантакузин, сын Матфея (1383) Феодор I Палеолог, сын Иоанна V (1383–1407) Феодор II Палеолог, сын Мануила II (1407 –1439, с 1428 -совместно с братьями Константином и Фомой) Константин Палеолог (1428–1449) Фома Палеолог (1443 –1460) Дмитрий Палеолог (1449 –1460) Патриархи Константинополя. Список

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Разгневанная Ирина попыталась в последний раз изменить ход событий. Она потребовала от сына прибыть к ней и запретила (!) ему именовать себя василевсом – тот, конечно, не послушался. Тогда она призвала Никифора Вриенния и пообещала тому содействие в присвоении царской власти, если зять тотчас выступит против Иоанна Комнина. Но Вриенний сильно отличался в части решимости и решительности от тещи и жены, а потому Ирину ждал лепет отказа. Ворвавшись после этого в комнату, где лежал Алексей Комнин, императрица вновь осыпала мужа бранью и рассказала, что-де Иоанн еще при его жизни объявил себя Римским василевсом. Царица надеялась, что возмущенный император переменит свое решение. Но и эта заготовка не сработала. Алексей I ничего не ответил жене, и лишь без слов поднял к потолку свои руки. Что он имел в виду – неизвестно. Возможно, царь хотел упрекнуть супругу за то, что в ту минуту, когда он кается перед Ангелами, она домогает его земными вопросами. Не менее вероятно, что отец от радости за сына поднял руки к небу. Он благодарил Бога за то, что Господь внял его мольбам и отдал Римское царство Иоанну. Между тем Иоанн Комнин прибыл к Большому царскому дворцу, где его на входе попыталась остановить стража. В ответ он достал перстень отца, прошел с друзьями и немногими преданными ему воинами внутрь, а затем приказал запереть ворота и никого не пускать. В ночь с 15 на 16 августа 1118 г. доблестный герой Византии, ее спаситель, неутомимый труженик и великий воин, император Алексей I Комнин скончался и был похоронен в монастыре Спаса, где уже давно приготовил себе могилу 382 . Иоанн вполне обоснованно опасался вооруженной попытки сестры и зятя отобрать царскую власть – и не безосновательно. Угроза его жизни была столь вероятна, что после кончины отца Иоанн не решился пойти с последним прощанием к телу и не смог проводить императора в последний путь. После его смерти, пройдя через крушение своих надежд, супруга Ирина отправилась в приготовленные ей царские покои у монастыря Богородицы Благочестивой. Здесь она приютила дочь Анны Комнин Ирину, рано овдовевшую в результате несчастного случая, много общалась с монахами, изучала богословскую литературу, принимала посетителей и просителей. Для своего монастыря она лично написала строгий Типикон и сама же следила за его соблюдением. После смерти дочери Евдокии в 1120 г. Ирина возглавила обитель, завещав Анне и внучке нести расходы по его содержанию, передавая монастырь по наследству. Желая уберечь монастырское имущество от реквизиции или продажи, Ирина запретила сделки с ним. Позднее, испытав жесточайшее разочарование от жизни и потеряв мужа, к матери в монастырь переберется и сама Анна Комнин. Скончалась императрица Ирина в 1123 г. 383 LX. Император Иоанн II Комнин (1118–1143)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя внешнее положение Византии все еще оставалось тревожным, Иоанн II Комнин был вынужден заниматься не столько военными делами, сколько безопасностью царского престола. Не успокоившаяся Анна Комнин решила в очередной раз вырвать власть, так упорно не дающуюся ей, из рук брата. Подговорив группу родственников и придворных, зимой с 1118 на 1119 г. она устроила заговор с целью убийства императора и передачи верховной власти своему мужу кесарю Никифору Вриеннию. К удивлению Анны, ее мать императрица Ирина категорически отказалась участвовать в заговоре, произнеся мудрую фразу: «Надобно искать царя, когда его нет, и не трогать его с места, когда он есть». Тем не менее честолюбивая женщина не послушалась совета матери. Все было организовано на высшем уровне, и заговорщики, имевшие доступ к царю в любое время, договорились убить василевса ночью во время сна, когда Иоанн II будет отдыхать в Филопатийском цирке. Они подкупили охрану и ожидали приезда Никифора Вриенния, который тотчас после убийства самодержца должен был быть провозглашен императором. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что «василевс» забыл о договоренностях и. проспал заговор. Анна Комнин была вне себя от ярости: в гневе она проклинала злую судьбу, сделавшую ее женщиной, а Никифора – мужчиной, сквернословила и оскорбляла мужа последними словами, но все было тщетно. Наутро о несостоявшемся убийстве стало известно самому царю, без труда определившему перечень заговорщиков, из которых, впрочем, никто не пострадал – только имущество их было конфисковано. Более того, милосердный император оставил за Никифором Вриеннием его титул, а на следующий день после заговора отпраздновал во дворце свадьбы двух сыновей Анны Комнин. Что же касается конфискованного имущества, то вскоре оно было возвращено незадачливым заговорщикам обратно. Царь вначале решил передать эти средства своим соратникам, но Иоанн Аксух убедил императора пожалеть сестру Анну, а вслед за ней и остальных преступников 387 . Естественно, политическая карьера, выражаясь современным языком, 36-летней Анны Комнин была на этом завершена, и морально сломленная сестра царя уже окончательно отошла от дел. Нет, неистребимое честолюбие все еще бурлило в ней, но уже в форме воспоминаний о несбывшихся надеждах. В 1136 г. умер ее муж, а после смерти царственного брата Анна оказалась вообще позабыта своим племянником-императором, для которого являлась реликтом отжившей эпохи. Перебравшись в монастырь, основанный ее матерью, Анна Комнин нашла утешение в сочинительстве, и именно благодаря написанной ею «Алексиаде» нам известны многие подробности царствования Алексея I Комнина 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010