Подпишитесь на наш Телеграм Собор Иоанна Предтечи 7 июля Церковь отмечает Рождество Иоанна Предтечи. Есть странная парадоксальная симметрия/противоположность между Иоанном и Иисусом. Два сверстника и проповедника, чудесно рожденные. Но Иоанн — суровый аскет, его проповедь пугающая, яростная: «Отродье змеиное, кто надоумил вас бежать от грядущего гнева?» ; проповедь Иисуса — Радостная весть. Иоанн — суровый аскет, Иисус практикует общие трапезы, нарушает субботу и т. д. Сам Иисус говорил об этом так: «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» . Иоанн — старший, он крестит Иисуса. При этом Иисус — «Сильнейший», а Иоанн больший «из рожденных женами; но меньший в Царстве Небесном больше его». Иоанн — последний пророк Ветхого Завета, Иисус — Тот, о Ком пророчествовали все они. Оба казнены властями, при этом Иоанн под конец как бы сомневается в Иисусе, а Иисус на Кресте произносит:  «Боже мой! для чего Ты оставил меня?» . Итак, мы выделили шесть важнейших событий жизни Предтечи и на каждое подобрали хороший, глубокий текст. Рождение Предтечи «Друг Жениха»  — богословская и философская книга священника Сергия Булгакова полностью посвящена Предтече, его жизни, его значению в истории Спасения. Вот цитата о рождении Предтечи: «Св. Церковь празднует честное зачатие Предтечи и честное рождество его, и уже этим празднованием сближает его с Богоматерию, Коей также прославляется св. Церковью и славное зачатие, и славное Ее рождество. Кроме них, никому из людей св. Церковь не оказывает такого почитания.  Святость и безгрешность Предтечи, его исключительная избранность из всего человеческого рода делает понятным то место, которое рассказ о рождестве Предтечи занимает в Евангелии, как и отдельные черты этого рассказа. Это место — в 1-й главе Евангелия Луки — находится в прямом контексте с рассказом о Благовещении. Оба повествования сплетены воедино: зачатие и рождество Предтечи, предваренное явлением архангела Гавриила, который затем посылается в Назарет к Деве Марии; и пришествие Богоматери к Елисавете после Благовещения, и взыграние младенца Иоанн, а и пророческая речь Елисаветы, и рождество Предтечи — все это один рассказ — земной пролог Евангелия, как 1-я глава Евангелия Иоанна есть его небесный

http://blog.predanie.ru/article/teksty-o...

При самом призвании своем, Иоанн назван был от Господа «Сыном громовым», потому что богословие его, как гром, должно было слышаться во всем мире и наполнить всю землю 6053 . И ходил Иоанн за благим Учителем своим, поучаясь исходящей от уст Его премудрости; и был он весьма любим Господом своим Христом за совершенное незлобие свое и девственную чистоту. Господь почтил его как изряднейшего и из числа двенадцати апостолов: он был одним из тех трех ближайших учеников Христовых, которым много раз Господь открывал Свои Божественные тайны. Так, когда Он восхотел воскресить дочь Иаирову, то не позволил идти за Собой никому, кроме Петра, Иакова и Иоанна. Когда на Фаворе восхотел показать славу Своего Божества, взял Петра, Иакова, а также и Иоанна. Когда молился в вертограде, и там был не без Иоанна, ибо сказал ученикам: «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там; и взяв с собой Петра и Обоих сыновей Зеведеевых» ( Мф. 26:36–37 ), т.е. Иакова и Иоанна. Всюду Иоанн, как возлюбленный ученик, неотлучен был от Христа. А как любил его Христос, это видно из того, что Иоанн возлежал на персях Его. Ибо, когда на Тайной Вечери Господь предсказал о Своем предателе, и ученики начали переглядываться между собой в недоумении, о ком Он говорит, тогда Иоанн возлежал на персях любимого Учителя; как сам он повествует об этом в своем Евангелии: «один из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит; он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это?» ( Ин. 13:23–25 ). Так любим был Иоанн Господом, что один только он мог беспрепятственно возлежать на персях Господних и дерзновенно спросить Его об этой тайне. Но и Иоанн проявил к любившему его Учителю взаимную любовь свою, большую иных апостолов: ибо во время вольных страданий Христа все они, оставивши Пастыря своего, бежали, а он один неотлучно смотрел на все мучения Христовы, сердечно Ему сострадая, плача и рыдая с Пречистою Девою Марией, Матерью Господа, и даже не отошел с Ней от пострадавшего за нас Сына Божия до самого креста и смерти Спасителя. За это и был он усыновлен от Господа при кресте Пречистой Деве Марии: вися на кресте Господь, «увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин. 19:26–27 ). И относился он к Ней, как к матери своей, со всяким уважением и служил Ей до честного и славного успения Ее. В день же Ее успения, когда честное и святое тело Божией Матери несли на погребение, святой Иоанн шел перед одром Ее с блистающим, как свет, царским скипетром, который принес Пречистой Деве архангел Гавриил, возвещая Ей о принесении Ее от земли на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Равным образом и словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!», – делает то же самое. «Кому уподоблю род сей»? – говорит Он. «Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» ( Мф.11:16–17 ). По-видимому, и эти слова не имеют никакой связи с предыдущими, на самом же деле они весьма тесно связаны с ними. Христос направляет их все к той же еще главной цели и желает показать, что Иоанн поступал согласно с Ним, хотя происходившее, как, например, вопрос учеников Иоанна, и казалось противоречием. Вместе с тем Он показывает и то, что для спасения иудеев не было оставлено ни одного нужного средства, как и о винограднике говорит пророк: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему» ( Ис. 5:4 )? «Кому уподоблю род сей? – говорит Спаситель. – Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» ( Мф. 11:16–19 ). Смысл этих слов следующий: Я и Иоанн пришли противоположными путями, и поступили подобно ловцам, которые, желая поймать неудоболовимого зверя с двух противоположных сторон, становятся друг против друга, каждый на своем пути, и гонят его от себя, чтобы таким образом он непременно попал в руки того или другого. Посмотри, в самом деле, с каким изумлением весь род человеческий смотрит на чудный пост и на эту суровую и посвященную любомудрию жизнь. Для того-то и устроено было, что Иоанн от самого младенчества приучен был к столь суровой жизни, чтобы и чрез это сделать проповедь его достойною веры. Но почему же, скажешь ты, сам Иисус не избрал этого пути? Напротив, и Он шел этим путем, когда постился сорок дней, и обходил страны, уча, и не имея [где главы преклонить]. Впрочем, Он и другим путем шел к той же цели, и получал пользу от того, которым шел Иоанн, потому что получить свидетельство от человека, идущего путем жизни строгой, значило то же, что и самому идти этим путем, или даже и более. Притом, Иоанн ничего более не показал, кроме строгого образа жизни, так как Иоанн не совершил ни одного знамения, а Спаситель свидетельствовал о Себе и знамениями и чудесами. Таким образом, предоставив Иоанну блистать постом, сам избрал путь противный: участвовал в трапезах мытарей, вместе с ними ел и пил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Спрашивали его также и воины: " а нам что делать? " Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: " никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем " Многие тогда думали об Иоанне, не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. " Я крещу вас водою " , говорил он, " но вслед за мною идет Сильнейший меня " , то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете - Христос, " у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его " , то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь, " Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " , то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого. Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Матфея, гл. 3, 1-12; от Марка, гл. 1, 1-18; от Луки, гл. 3, 1-18: от Иоанна, гл. 1, 15-28. Крещение Иисуса Христа В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: " мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " . Но Иисус сказал ему в ответ: " оставь теперь " , то есть не удерживай меня теперь, " потому что так нужно нам исполнить всякую правду " - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " . Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда; но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него. Ищут схватить Господа, не перенося Его высокого свидетельства о Самом Себе, ибо они не терпели превосходного Его богословия. Но Он удаляется, уступая гневу их и устрояя так, чтобы чрез Его удаление страсть гнева их утихла. Удаляется вопреки воле их, с целью показать (о чем мы многократно говорили), что Он не был бы взят и на крест, если бы не предал Сам Себя добровольно. Куда же удаляется? За Иордан, в то место, где крестил Иоанн. Не без цели Он удалился сюда, но с тем, чтобы многим напомнить о том, что там произошло и что Иоанн говорил о Нем. Что пребывание Его здесь многим принесло пользу, это видно из того, что Евангелист прибавляет: " и многие пришли к Нему " и, вспомнив об этом месте, говорили: Иоанн никакого чуда не сотворил. Слова их имеют такое значение: если мы верили тому (Иоанну), хотя он не сотворил никакого чуда, то гораздо более должно веровать Этому (Иисусу), так как Он совершил столько чудес. Поелику уже Иоанн свидетельствовал о Христе, а чуда никакого не сотворил и потому мог быть сочтен недостоверным, то евангелист прибавляет: все, что ни сказал о Нем Иоанн, было истинно. Придают веру же не Иисусу по свидетельству Иоанна, а Иоанну по делам, которые сотворил Иисус. Посему, говорит, многие уверовали там. Слово " там " показывает, что место это принесло им много пользы. Посему-то Иисус часто выводит народ в пустынные места и удаляет его от сообщества злых людей, чтобы больше могло быть плода. Так, кажется, сделал Он и в Ветхом Завете: вывел из Египта и в пустыне образовал и устроил народ, дав ему Закон. - Примечай, что удаление Христа совершается и в духовном смысле. Он удаляется из Иерусалима, то есть от иудейского народа, и переходит в место, имеющее источники, то есть в Церковь из язычников, имеющую источники крещения. И приходят к Нему многие, переходя через крещение. Ибо " за Иордан " означает это, то есть переход чрез крещение. Ибо никто не приходит к Иисусу и не делается истинно верным иначе, как прошедши чрез крещение, которое обозначается Иорданом. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Услышав такую благую весть, женщины вышли из пещеры и побежали в город возвестить о том Апостолам. Тем временем Мария Магдалина успела уже прибежать к Апостолам, Петру и Иоанну, и, входя к ним, с отчаянием воскликнула: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его ( Ин. 20, 2 ). Приход Иоанна, Марии и Петра Испуганные этой вестью Апостолы побежали к пещере; но Иоанн был помоложе и бежал скорее, поэтому первый и прибежал; войти в пещеру он почему-то побоялся один и потому только заглянул в отверстие ее и увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибежал и Петр, вошел в пещеру, увидел пелены в одном месте, а платок, которым закрыта была голова, в другом, причем платок был свернут. И пошел Петр назад, удивляясь всему происшедшему. Тогда вошел в пещеру Иоанн, и увидел то же, и уверовал . По поводу этого выражения – и уверовал – Иоанн Златоуст говорит, что Иоанн уверовал в то, что Христос воскрес. Того же мнения держатся Феофилакт и епископ Михаил. При всем глубочайшем уважении к мнениям святителя Иоанна Златоуста нельзя не допустить и другого толкования: если Евангелист Иоанн после слов – и увидел, и уверовал – говорит : Ибо они (то есть Петр и он же, Иоанн) еще не знали из Писания, что Ему (Иисусу) надлежало воскреснуть из мертвых ( Ин. 20, 9 ), то это пояснение заставляет полагать, что Иоанн, как не знавший из Писания, что Иисусу надлежало воскреснуть, не мог по одной лишь пустоте гроба заключить о том, что Он воскрес; тем более, что раньше, когда Иисус неоднократно говорил Апостолам о предстоящей Ему смерти и последующем за смертью Воскресении, то слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного ( Лк.18, 34 ); к тому же, по сказанию Евангелиста Луки, Петр возвратился от гроба, дивясь сам в себе происшедшему ( Лк. 24, 12 ); а остальным Апостолам слова возвратившихся от гроба женщин, возвестивших им о воскресении Иисуса, показались... пустыми, и не поверили им ( Лк. 24, 11 ). Все это дает основание думать, что Иоанн, увидев пустой гроб и лежащие пелены и плат, уверовал лишь в то, что тела Господа нет во гробе, что Мария Магдалина в этом отношении не ошиблась. Возвращение Петра и Иоанна в Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

40. Ин. 10:40 . и пошёл опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Ин. 1:28 . 41. Ин. 10:41 . Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но всё, что сказал Иоанн о Нём, было истинно. Ин. 1 д.; Ин. 3 д. 42. Ин. 10:42 . И многие там уверовали в Него. Опять: указание на прежнее пребывание Господа там (1:28). – За Иордан: на ту от Иерусалима, т. е. на восточную сторону Иордана, следовательно, в Перею (ср. прим. к Мф. 2:22 ) – Где прежде, т. е. в первое время Своей деятельности (ср. 1:28; после Он крестил в Еноне, близ Салима, (3:23) крестил Иоанн: см. прим. к 1 и парал. – Остался (собственно – пребывал) там: из сравнения с повествованиями первых трёх евангелистов надобно, кажется, заключить, что Господь путешествовал в это время и по Галилее и оттуда пришёл в Перею, когда шёл опять в Иерусалим за иорданскою стороною (ср. Мф. 19:1 ; Мк. 10:1 . И – если считать параллельным – Лк. 18:35 ). Иоанн же говорит о пребывании Господа только в Перее потому, что здесь получено было Господом известие о болезни Лазаря, о чём Иоанн намерен повествовать непосредственно вслед за сим (гл. 11). – Многие пришли к Нему: вероятно, из жителей тамошней страны, которые, судя по их дальнейшей речи об Иоанне Крестителе, его проповедью приготовлены были к вере в Господа как Мессию, видя, что делами Господа оправдывается проповедь о Нём Крестителя. – Иоанн не сотворил и пр.: смысл речи таков: хотя Креститель чудесами не свидетельствовал о себе как посланнике Божием, но он, несомненно, был посланник Божий и пророк, ибо всё, что сказал об Иисусе как Мессии, истинно, оправдалось и учением, и делами Господа. – Уверовали в Него: как Мессию; дознанная ими истинность свидетельства о Христе Иоанна легла в основание их веры в Него (ср. Злат., и Феофил.). Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

... В начале Евангелия приводятся слова пророков Малахии и Исаии о предтече Христовом, высказанные ими за несколько столетий до явления Его: " се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоими, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мал. 3:1 ), «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис. 40:3 ). Как пояснить эти пророческие слова? Здесь Предтеча, приготовляющей людей к принятию Спасителя, представляется под образом вестника, который царем, идущим с войском в походе, посылался вперед объявить приближение его, приготовить нужное, исправить дороги и пр. Предтеча называется ангелом еще за его как бы ангельскую, бесплотную, жизнь на земле и за возвещение и указание грядущего Христа. Далее в Евангелие говорится, что Иоанн Предтеча Христов явился в пустыне, там проповедывал крещение покаяния для прощения грехов и тех, которые внимали его проповеди, крестил в реке Иордане. Затем в Евангелие говорится, что Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс и питался акридами и диким медом. Как пояснить эти действия Предтечи Христова? О Предтече Христовом Иоанне повествуется, что, когда он был двухлетним ребенком, мать его Елисавета, жена Захарии, убежала с ним от посланных Иродом убийц детей в Вифлееме и его окрестностях в пещеру в Иудейской пустыне. Здесь умерла она, а младенец Иоанн остался один и кормился плодами. Тут он воспитывался и стал самым строгим подвижником. Так, носил «одежду из верблюжьих волос» – одежду жесткую, подпоясывался ремнем, когда вырос, начал питаться акридами и диким медом. «Акриды» – вид саранчи, очень обыкновенная пища на Востоке у бедных людей. Саранча – это небольшое крылатое насекомое. «Дикий мед» – это мед диких пчел или жидкость медоподобная, истекавшая из некоторых дерев, как-то: пальмы, фиги, на вкус он горький. Тут, в пустыне Иоанн Предтеча и проповедывал, приготовляя людей к принятию Мессии. Иоанн проповедывал крещение покаяния. «Покаяние», т. е. сознание своих грехов и потому нужду в искупителе. «Крещение», т. е. погружение в воде для омовения, что у Иудеев было в некоторых случаях религиозным обрядом и обозначало сверх чистоты телесной очищение души, т. е. оставление грехов, обновление жизни. И Иоанн проповедывал крещение покаяния и крестил для прощения грехов. Т. е. Он и учил и самым крещением показывал, что людям, кающимся во грехах, дается прощение грехов по вере в грядущего и провозвещаемого им Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

В той же последовательности излагают события двое других синоптиков ( Мф. 3:1–4:16 ; Лк. 3:1–18, 21–22; 4:1–14 ). При этом хронологический промежуток между крещением Иисуса и Его появлением в Галилее присутствует только у Матфея. Иоанн начинает повествовательную часть своего Евангелия с рассказа о событиях, происходивших в течение четырех дней подряд. В первые три дня действие происходит «в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» ( Ин. 1:28 ). Сначала Иоанн Креститель, беседуя с иерусалимскими священниками и левитами, говорит им: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин. 1:26–27 ). Из этих слов, если их понимать буквально, явствует, что Иисус находится в толпе рядом с Иоанном. Следующий эпизод начинается словами «на другой день». В этом эпизоде Иисус приходит к Иоанну, и Иоанн говорит народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». И затем свидетельствует: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» ( Ин. 1:29–32 ). Очевидно, Иоанн говорит о событии, имевшем место не сегодня и не вчера, а в некоторый момент в прошлом. Об этом моменте Иоанн не упоминает, но говорят синоптики, повествующие, как Иисус крестился от Иоанна и как в момент крещения на Него сошел Дух Святой в виде голубя. Третий эпизод опять предваряется словами «на другой день». Именно в этом эпизоде мы впервые встретимся с Петром ( Ин. 1:35–42 ). Наконец, Евангелист говорит о том, что «на другой день восхотел Иисус идти в Галилею» ( Ин. 1:43 ), а затем «на третий день» Иисус оказывается в Галилее ( Ин. 2:1 ). Очевидно, третьим этот день назван по отношению к последнему из упомянутых в связи с Иоанном Крестителем дней, в которых события разворачивались в Вифаваре. От Вифавары до Галилеи было добрых три дня пути. Если попытаться синхронизировать события, описываемые синоптиками и Иоанном, то вырисовывается такая последовательность. Сначала Иисус принимает крещение от Иоанна. Затем Он идет в пустыню, где проводит сорок дней. Потом – сразу или после некоторого временного промежутка – Он вновь появляется на берегах Иордана, куда приходит как минимум три дня подряд (возможно, были и другие посещения, о которых Евангелист Иоанн не упоминает). Лишь после этого Он отправляется в Галилею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мф.13:58.   И не сотвори ту сил многих за неверство их . И не совершил там многих чудес по неверию их. Силами называет чудеса, как дела Божественной силы. Обрати внимание на мудрость. Он сотворил некоторые чудеса, чтобы не могли сказать: из ненависти к нам, Он не исцелил наших (больных), или: если бы Он сотворил и у нас, то и мы уверовали бы, — сотворил же немного, за неверство их, так как они не веровали и сотворенным. Поэтому и Марк (6, 6) сказал: «и дивляшеся за неверствие их» , т.е. такому великому бесстыдству. Между тем как Матфей только сказал: «и не сотвори ту сил многих» , Марк (6, 5) сказал: «и не можаше ту ни единыя силы сотворити, токмо мало недужных, возложь руце, изцели» . Как же он сказал: «не можаше?» Невозможностью мы обыкновенно называем не только недостаток силы, но также препятствие того или другого рода, как здесь. Препятствовало же Ему неверие тех, кому Он благодетельствовал. Итак — «не мог» , т.е. встречал препятствие. Не должно было насильно благодетельствовать им. Глава XIV Мф.14:1—2.   В то время услыша Ирод четвертовластник слух Иисусов и рече отроком своим: сей есть Иоанн Креститель: той воскресе от мертвых, и сего ради силы деются о нем . В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Подобное же говорит и Марк (6, 14); но Лука (9, 7—9) сказал: «слыша же Ирод четвертовластник бывающая от Него вся и недоумевашеся: зане глаголемо бе от неких, яко Иоанн воста от мертвых, от инех же, яко Илиа явися: от других же, яко пророк един от древних воскресе. И рече Ирод: Иоанна аз усекнух: кто же есть Сей, о Немже аз слышу таковая: И искаше видети Его» . Итак, каким же образом Матфей и Марк написали, что Ирод утверждал, что Иисус есть Иоанн, между тем как Лука сказал, что когда некоторые говорили это, Ирод даже отрицал: «Иоанна» , говорит, «аз усекнух» , и следовательно, это не Иоанн. Что сказать на это? Ирод предполагал, что Иоанн воскрес из мертвых и за неправедное его убиение получил от Бога дар чудес; но пред теми, которые говорили это, утверждал, что это — не Христос, чтобы они не обратились к Нему и не восстали против него самого. Только слугам своим открывает тайну (отроками здесь евангелист назвал слуг), и поверяет это им, так как сильно боится того, что Иоанн стал могущественнее и сильнее может обличать его. И обрати внимание на чудо: убивший боится убитого. Человек злой боится и мертвых; человек добродетельный возбуждает к себе страх в живых даже после своей смерти. — Сделав упоминание об Иоанне, евангелист рассказывает, как он умер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010