Соответственно понятию о Теле и Крови, православною Церковью принято за правило, 1) чтобы в литургии для евхаристии хлеб был чистый, квасный, пшеничный, 2) чтобы вино было виноградное, красное, чистое, не смешанное ни с какою другою жидкостью, и только во время совершения самого таинства к вину присоединена была вода. Еще в одном из правил апостольских замечено, что священнослужитель, приносящий к таинству евхаристии, вместо вина, какой-либо другой напиток, подлежит извержению (апост. 3). О соединении же вина с водою положено было особое правило на VI вселенском трулльском соборе. «До сведения нашего дошло, сказано в правиле его, что в армянской стране совершающие безкровную жертву, приносят на святой трапезе едино вино, не растворяя онаго водою, приводя в свое оправдание учителя Церкви Иоанна Златоустаг о, который в толковании на евангелие от Матфея глаголет сие: чего ради не воду пил воскресший Господь, но вино? для того, да с корнем исторгнет иную нечестивую ересь. Ибо как суть некие, употребляющие в таинстве воду: того ради указует, яко вино употребил и тогда, когда таинство преподавал, и по воскресении, когда предлагал простую трапезу, без таинства, и, указуя на сие, глаголет: от плода лознаго ( Мф.26:29 ), лоза же виноградная вино, а не воду производит. Из сего выводят, якобы сей учитель отвергает присоединение воды во святом жертвоприношении. Того ради, дабы таковые не были отныне одержимы неведением, мы открываем православное разумение сего отца. Понеже существовала древняя злая ересь идропарастатов, то есть, водоприносителей, которые в своем жертвоприношении, вместо вина, употребляли единую воду: то сей богоносный муж, опровергая беззаконное учение таковой ереси, и показуя, что они идут прямо против апостольского предания, употребил вышеприведенныя слова. Ибо и он своей Церкви, над коею вверено было ему пастырское правление, предал, присоединяти к вину воду, когда надлежит совершати безкровную жертву, указуя на соединение крови и воды, из пречистаго ребра Искупителя нашего и Спасителя Христа Бога истекшее, к оживотворению всего мира и ко искуплению грехов. И во всех церквах, где сияли духовныя светила, сей богопреданный чин сохраняется. Понеже и Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол иерусалимския Церкви, и Василий кесарийския Церкви архиепископ, коего слава протекла по всей вселенной, писменно предав нам таинственное священнодействие, положили в божественной литургии, из воды и вина составляти святую чашу. И в Карфаген собравшиеся, преподобные отцы, сии точно слова изрекли: да не приносится во святом таинстве ничто более, точию Тело и Кровь Господня, якоже и сам Господь предал, то есть, хлеб и вино, водою растворенное. Аще же кто, епископ, или пресвитер, творит, не по преданному от апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит пречистую жертву: да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий, и преданное нововведением повреждающий» (VI вселенск. пр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Судная часть греко-восточного или так называемого византийского права состояла из трех видов церковного суда: 1) суда над духовными лицами, в кругу церковных дел, в которых они вполне подчинены были своему духовному начальству; 2) суда над теми же лицами, по делам их частным или гражданским, в которых они были судимы на основании общих законов, и лично могли подлежать суду столько же духовного, сколько и гражданского начальства, по положению: actor forum rei sequitur, 5) суда церковного над светскими лицами, подлежавшими этому суду по церковным делам, и тем мирским или гражданским, которые были ему предоставлены законами империи. Что касается до первой части церковного суда: то византийское право в этом отношении имело у нас полное действие. Все духовные лица, в духовных делах, т. е. касающихся звания и служения, были исключительно подчинены суду своего начальства, на основании древних церковных правил, и не подлежали судилищам светским. В уставах к. в. Владимира, Ярослава, Всеволода, Ростислава, выражается одно общее положение, – что «в дела церковных людей не вступаются ни князи, ни княжи волостели, а ведают их епископы, по правилам св. отец». В судебниках Uoahha III и IV также положительно определено: «попа, диакона, чернца и черницу судити святителю, или его судиам» 1 . – В Стоглаве этот предмет развит в подробности 2 . В соборном приговоре, от имени царя Иоанна Васильевича, о учреждении в Москве поповских старост (1551 г.), постановлено: «избранных старост приводить пред митрополита, и он, рассмотря их, и доволи наказав, придаст им закон божественных писаний, по правилам св. отец, и о церковном благочинии, и о священническом духовном попечении, – и они во всяких нужных делах рассужают по правилам св. отец» 3 . На соборе 1667 года: «быти духовному человеку, спречь архимандриту с другими искусными мужи, в патриаршем дому, в духовных делах судити и рассуждати духовные лица, священнического и монашеского чина, яко да не вовлекают священников и монахов в мирские судилища, ниже да судят мирские люди освященного чина и всякого церковного причта, якоже запрещают свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Суду Церкви равно подлежат все члены её, всякого звания, пола, возраста. Ибо все равно могут пользоваться всеми средствами спасения, даруемыми от Бога чрез Церковь , и все, как христиане, равно обязываются соблюдать правила христианской жизни, преподаваемые и охраняемые Церковью . Кроме действительных членов Церкви, суд её простирается и на тех, которые только еще приготовляются к соединению с нею, каковы оглашенные. За свои грехопадения, допущенные в продолжение оглашений, они или низводятся в низший разряд оглашенных, или совсем изгоняются из преддверия Церкви (I всел. соб. правило 14, неокес. 5) 1 . Но сами правила церковного суда неодинаковы для всех. В определении этих правил и в приложении их к поступкам разных лиц принимается во внимание: 1) различие лиц в их отношении к самой Церкви, 2) духовное, или нравственное и физическое состояние их, 3) различные внешние обстоятельства их жизни и поведения. Таким образом, в первом отношении, определено особенно важное на церковном суде различие лиц духовных и мирских. Духовные лица, как имеющие в Церкви высшие права и важнейшие обязанности, подлежат строжайшему суду за свои дела. Вы есте соль земли, – говорил Иисус Христос апостолам, – аще же соль обуяет, чим осолится? ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки. Вы есте свет мира (Евангелие от Мф.5:13–14 ). Вся строгость церковных правил относительно духовных лиц направляется к тому, как говорят св. отцы VI вселенского собора: «чтобы счисляющихся в клире, и другим Божественное преподающих, представить чистыми и непорочными служителями, и достойными мысленной жертвы великаго Бога, который есть и жертва, и Архиерей, и очистить от скверны» (VI всел. соб. 3). Таким образом: 1) в общих христианских обязанностях они имеют высшую степень обязательства к соблюдению их, и подвергаются строжайшему наказание за нарушение (см. напр.: ап. прав. 51, 65, неокес. 1); 2) а в тех особенных обязанностях, которые они имеют на себе по существу своего звания и правилам своего служения, они подлежат еще особенному, отличному от мирян, суду и особенным наказаниям (напр., ап. прав. 6, 8, 20, 28, 29 и пр.); 5) но вместе с тем, по достоинству сана и высоте служения, по своим пастырским отношениям к обществу верующих, они подлежат особым правилам судопроизводства, сохраняют некоторые особенные права на самом суде, и даже в самом образе наказаний. Все это мы раскроем впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

У Вопр. Как святой Иоанн Дамаскин рассуждает об удовольствиях ? Отв. Удовольствия бывают душевныя и телесныя. Душевныя суть те, которыя ощущает одна душа, сама в себе; таковы – удовольствия, проистекающия от наук и созерцания. Телесныя суть те, в которых участвуют и душа и тело; таковы – удовольствия, получаемыя от пищи, от плотскаго совокупления и от подобнаго сему. Впрочем, собственно удовольствий одного тела нет. Далее, удовольствия бывают истинныя и ложныя. И одни принадлежат собственно только уму, и проистекают от познания и созерцания; а другия, в которых участвует и тело, получаются посредством чувств. Кроме сего, из удовольствий одни бывают естественныя и вместе необходимыя, каковы: пища, удовлетворяющая естественной потребности, одежда; а другия, хотя естественныя, но не необходимыя, каково – плотское совокупление, сообразное с естеством и законное. Ибо хотя оно и способствует к продолжению рода человеческаго, но и без него можно жить в девстве... Добрыми удовольствиями должно почитать те, которыя не соединены с печалию, не оставляют по себе повода к раскаянию, не выходят из границ, им назначенных, не отвлекают слишком много нас от важных дел, или не порабощают чему-либо... Удовольствию противополагается скорбь. Четыре вида скорби: горесть, тоска, зависть, сострадание. Горесть есть скорбь, отнимающая язык; тоска есть скорбь, стесняющая сердце; зависть есть скорбь о благе ближняго; сострадание есть скорбь о злополучии ближняго (Изложен. Веры, гл. 13, 14). Вопр. Как свят. Тихон рассуждает об уединении ? Отв. Сатана везде полагает сети благочестивым и тщится их уловить: только что из дома выступишь, тут тебя сретает соблазн слов и дел беззаконных, которым или уязвится или обезпокоится совесть твоя. В доме же и уединении пребывающий свободен от случаев, которые находящихся в собраниях и беседах ко греху приводят. Дом и стена соблазна подать не могут: ухо не слышит и око не видит зла... В уединении может быть разсмотрение совести, которая, как книга записная, представит тебе прошедшаго жития грехи твои, представит и суд Божий...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Утверждены списки секций и конференций Рождественских чтений Москва, 14 ноября 2005 г . На заседании Оргкомитета XIV Международных Рождественских образовательных чтений, состоявшемся 9 ноября 2005 года, были утверждены списки секций, конференций и круглых столов чтений и их краткая программа, сообщает Prokimen.Ru. Чтения откроются 29 января торжественным патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя. Пленарные заседания пройдут 30 и 31 января в Государственном Кремлевском дворце. На этот раз Чтения будут посвящены теме «Школа и Церковь – традиции и реформы образования». Чтения проводит Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Министерства образования и науки России, Российской Академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, других светских и церковных учреждений. Среди целей и задач Чтений – уяснение важности совершенствовании системы российского образования на основе разумного сочетания многовековых отечественных образовательных традиций и мирового педагогического опыта; осмысление воспитания подрастающего поколения как важнейшей задачи развития общества и укрепления государства, изучение опыта духовного воспитания личности, формирование персональной ответственности человека за свои дела и образ жизни; воспитание гражданственности и патриотизма, ориентации учащихся на национальные этические ценности; формирование личности, осознающей свои права и свободы, обладающей высокой гражданственностью, уважением к языку, традициям и культуре своего народа; интеграция личности в российскую и мировую культуру. Предполагается, что на Чтениях выступят министр образования и науки России Андрей Фурсенко, министр культуры России Александр Соколов, министр регионального развития России Владимир Яковлев, президент Российской Академии наук Юрий Осипов, президент Российской Академии образования Николай Никандров, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова архимандрит Иоанн (Экономцев), полномочный представитель президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, председатель Российского Фонда культуры Никита Михалков, а также представители Поместных Православных Церквей, другие участники и гости.

http://pravoslavie.ru/15117.html

Утомил пост? Как сделать постной «непостную» пищу, хотя бы ту же пресловутую курицу? Поделиться ею с голодным, с тем, кому и такой пищи не на что купить, отдать ему половину – вот и станет постной твоя непостная курица. Это и есть библейское и святоотеческое понимание поста. 1 апреля, 2011 Как сделать постной «непостную» пищу, хотя бы ту же пресловутую курицу? Поделиться ею с голодным, с тем, кому и такой пищи не на что купить, отдать ему половину – вот и станет постной твоя непостная курица. Это и есть библейское и святоотеческое понимание поста. Для чего мы постимся? Игумен Арсений (Соколов Поститься можно по-разному. Можно «для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис 58:4), а можно – постом, угодным Богу: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и рассторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:7). Первый вариант поста предполагает сосредоточение на своих собственных интересах и пренебрежение благом ближнего; второй, напротив – участие в нуждах ближнего, сострадание ему. Призыв Божий, звучащий у всегда актуального Исайи, призывает нас ко второму. Пост выражает нашу жажду встречи с Богом, общения с Ним. Но подлинная встреча с Создателем невозможна при пренебрежительном и немилосердном отношении к Его созданиям – к ближним. Собственно, заботясь о ближнем, откликаясь на его нужду, мы делаем это для Христа, как говорит нам одно из предваряющих Великий пост богослужебных чтений – чтение в Неделю о Страшном суде (Мф 25:31-46). Сострадая и помогая ближнему, попавшему в нужду, мы встречаемся в его лице со Христом, а во Христе – с Богом. Ведь в личности Христа – полное и окончательное откровение Бога человеку. Смысл поста – не в перемене диеты с животной на растительную, это мы все понимаем. Он в том, чтобы поделиться с нуждающимся тем, чего у тебя в избытке. Святитель Иоанн Златоуст советует во время поста покупать самую дешевую пищу, а на сэкономленные деньги помогать нуждающимся.

http://pravmir.ru/dlya-chego-my-postimsy...

Хрисанф, епископ Нижегородский и Арзамасский (Ретивцев Владимир Николаевич) Родился в 1832 году в селе Эська Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Бежецком духовном училище, среднее – в Тверской духовной семинарии. В 1852 году поступил в Московскую духовную академию. 15 октября 1856 года по окончании курса Московской академии определён учителем в Костромскую семинарию на кафедру Священного Писания. 12 февраля 1857 года удостоен степени магистра. 29 сентября 1857 года пострижен в монашество. 30 сентября 1857 года рукоположен во иеродиакона. 3 октября 1857 года рукоположен во иеромонаха. 9 сентября 1858 года назначен бакалавром Казанской академии по кафедре основного и обличительного богословия. В 1859 и 1860 годах временно преподавал догматическое богословие. В 1862 году преподавал нравственное богословие. В 1860 году вошёл в состав комитета по переводу Священного Писания на русский язык. В 1860 же году причислен к соборным иеромонахам. В 1864 году награждён золотым наперсным крестом. 12 апреля 1865 года «за отличное знание и весьма усердное исправление своего дела» возведён в звание экстраординарного профессора Казанской духовной академии. 18 августа 1865 года перемещён в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного богословия. Этому перемещению содействовал архимандрит Иоанн (Соколов) , незадолго перед тем назначенный на должность ректора Санкт-Петербургской академии. Был членом редакционного комитета журнала «Христианское чтение». 23 марта 1866 года возведён в сан архимандрита. 5 октября 1866 года назначен инспектором Санкт-Петербургской академии, и одновременно ему поручена кафедра догматического богословия. В 1867 году назначен членом учебного комитета при Святейшем Синоде. С 8 января 1869 года – ректор Санкт-Петербургской академии. 28 марта 1871 года за отличную службу награждён орденом святой Анны II степени. В 1872 году награждён орденом святого Владимира III степени. В 1872, 1873 и 1874 годах исполнял должность председателя Учебного комитета при Святейшем Синоде. По предложению Министерства народного просвещения ему объявлена признательность министра за труды по составлению программ преподавания Закона Божия в мужских гимназиях и прогимназиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Царствие Божие есть двоякое: царство благодати и царство славы. О том и другом довольное сообщает нам понятие свят. Тихон в своем Сокровище духовном, от мира собираемом под статьями: 1) гражданин, 2) обед или вечеря, 3) ядущие и пиющие – на трапезе, но прочие алчущие не допускаются. 1) Гражданин. Видим в мире сем, что человек, где ни живет, называет себя жителем того града или гражданином, в котором дом свой имеет, напр.: Московский житель, Москвич, Новгородский житель, Новгородец и проч... Так, истинные христиане, хотя в мире сем обращаются, однако же имеют град в небесном отечестве, его же содетель и художник – Бог ( Евр. 11:10 ). И онаго града жители называются граждане. Град сей есть Иерусалим небесный, который видел св. Иоанн ( Апок. 21:18–23 ). На стогнах его непрестанно поется пресладкая песнь: аллилуиа. Во град оный не имать внити всяко скверно ( Апок. 21:27 ). Очистим убо себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии. 2) Вечеря. Бывает в мире, что знатный и богатый человек делает богатую и знатную вечерю, и зовет многих людей: так Бог, Царь небесный, сотворил великую вечнаго блаженства вечерю, всякаго утешения и радости исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию, – всех, Звал чрез пророков, звал чрез единороднаго Сына Своего, звал чрез апостолов святых; зовет и ныне чрез проповедников слова Своего, пастырей и учителей: грядите, яко готова вся ( Лк. 14:17 ). Возлюблен. христианине! И мы, недостойные, позваны к великой оной вечери. Приимем благодарно сию Царя небеснаго к нам милость, и поспешим с радостию на святую и пресладкую оную вечерю. Тамо мы увидим Царя небеснаго лицем к лицу. Увидим пламеноносных слуг Его, Ангел и Архангел; увидим лик патриархов, лик пророков, лик апостолов, святителей, лик мучеников, лик преподобных отцев и всех Богу угодивших, и со всеми ими любезное возъимеем дружество. Видим, что многие, как прежде отреклись, так и ныне отрицаются идти на пресладкую оную вечерю, и, вместо вечных и небесных благ, временныя и земныя – избирают, и чрез сие являют себя неблагодарными к Царю небесному, и Его подвизают к праведному гневу: глаголю вам, рече Господь, яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных ( Лк. 14:24 )... Страшно слово сие! Сбудется оно презрителям звания Божия. Убоимся убо, и послушав Зовущаго нас, горняя да мудрствуем, а не земная.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела 115 I Историк Никита Хониат , рассказывая об отношении византийского императора Исаака II Ангела (1185–1195 и 1203–1204 гг.) к Церкви, свидетельствует, с одной стороны, о произволе, который допускался этим царем в церковных делах, 116 а с другой – об уважении его к церковным канонам, о горячей вере в Бога и предстательство святых, о необыкновенной щедрости к храмам, монастырям и благотворительным учреждениям, которые он в изобилии и строил, о любви к монахам. 117 Характеристика Никиты вызывает двойственное впечатление относительно церковной деятельности Исаака. Несомненно, историк дает повод говорить о цезаропапизме Исаака, но с другой стороны, в его труде имеются несомненные данные и для отрицания системы цезаропапизма в церковной политике родоначальника византийской династии Ангелов. Ясно, что для правильной оценки вопроса необходимо привлечь в научный оборот и другие исторические памятники, проливающие свет на положение Церкви в Византии в царствование Исаака. Настоящий этюд и имеет эту задачу, причем для ее осуществления привлекаются материалы давно опубликованные, но, насколько известно, еще не обследованные в том специальном отношении, какое определяется нашей задачей. Прежде всего, от императора Исаака Ангела сохранились две новеллы, характеризующие de jure его отношение к Византийской церкви. Обе новеллы относятся к 1187 г. и касаются – одна избрания архиереев, а другая – пострижения в монашество жен кандидатов на архиерейские кафедры. 118 Новеллы весьма любопытны по своему содержанию. Кто не обличает греха брата своего, говорится в первой из них, тот, по Писанию, оставляет яд в укушенном ядовитой змеей. А с какой целью наше царство предваряет свою речь таким предисловием, это весьма ясно будет видно из последующего, замечает Исаак. И дальше рассказывается, что 7 сентября 1187 г. к царю явился митрополит Кизика Иоанн, сообщил, что в синодальных заседаниях его собратий нарушаются священные и божественные каноны и благочестивые законы, и просил царя позаботиться о сохранении их совместно со святейшим господином и Вселенским патриархом, так как царь, в силу помазания на царство, получил и значение епистимонарха Церкви и имеет возможность исправлять (вместе с патриархом) то, что происходит вопреки церковным канонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Церковный суд имеет одно происхождение с церковным управлением – вообще, как его часть и существенная принадлежность. Но, по своей особенной важности, этот суд особенным образом установлен и выражен Самим Иисусом Христом, как власть вязать и решить. Еще прежде воскресения своего Спаситель обетовал своим апостолам такую власть. «Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» ( Мф.18:16,19 ). А по воскресении действительно даровал ее: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите держатся» ( Ин.20:25 ). При этом особенное дарование Святого Духа апостолам, соединенное с даром этой власти, особенная духовная сила, в ней заключенная, простирающаяся до того, что связанное на земле будет связано на небесах, и разрешенное на земле будет разрешено на небесах, – такие особенности показывают, что это не есть установление только внешнее, естественно необходимое для порядка в обществе верующих, во установление духовное, священное и таинственное. Так понимали свою судную власть в Церкви сами апостолы, когда называли ее оружием не плотским, но крепким силою Божиею, действующим не по внешней, но по духовной жизни человека, «на раззорение твердем: помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово» ( 2Кор.10:2–8 ; 2Кор.13:10 ). Так и действительно апостолы употребляли свое право, когда связывали и разрешали духовным судом падших ( 1Кор. 5:4–5 ; 2Кор.2:8–11 ), когда извергали из общества верующих непокорных учению и правилам их ( 2Сол. 3:8 ; 1Тим.1:20 ), и т.д. Но так как Спаситель сообщил эту власть не исключительно одним своим апостолам, а вообще – своей Церкви ( Мф.18:18 ): то апостолы в свою очередь передали, в той же силе эту власть своим преемникам, пастырям Церкви ( 1Тим. 5:20 ; Тит. 2:15; 5:10 ). Таким образом установился Церковный суд. Церковные правила всех веков, обыкновенно соединяющие в себе узаконения с угрозами и наказаниями для непокорных им, служат положительными свидетельствами этого, во все века самостоятельно действовавшего в Церкви, права судного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010