- На некоторых иконах Предтеча изображён с крыльями. Почему? - Такие иконы появились на Руси в XV-XVI веках. Сама же идея изображать Крестителя с крыльями возникла в XIII веке и связана была с богословским воззрением, что св.Иоанн Предтеча является в высшей степени аскетом, пустынником и постником: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3,4); крылья же на иконах - символ чистоты его жизни. - Батюшка, а может это быть связано также и с тем, что Ангелы суть вестники и быстрые исполнители воли Божией, а Предтеча и был вестником, пророчествуя о приходе Мессии: «Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11)? - По свидетельству св.Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя называют Ангелом потому, что он говорил не от себя, а возвещал тайны Божии, был вестником, что в переводе и значит «Ангел». Сам Христос говорит о св.Иоанне: «Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф.11,10). - В Священном Писании также говорится о крещении страданиями и кровью мученическою. Как это понимать? - Это значит, что не успевшие - именно не успевшие, а не не захотевшие - принять водное Крещение, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь свою за имя Христово, за веру христианскую, почитаются Церковью как крестившиеся кровью. Например, те из язычников, кто принял мученичество за Христа, омылись собственной кровью, и Крещение их полное и действительное. - Зачем крестить младенцев, ведь они ещё не успели наделать грехов, какие надо было бы смыть Крещением? - Спаситель сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). При Крещении каждому человеку даётся Ангел Хранитель, и дитя оказывается под защитой. А если младенцы не крещены, то они находятся вне Церкви. Их нельзя причастить, помолиться за них на проскомидии во время литургии, при необходимости пособоровать. В Таинстве Крещения каждый получает благодать Духа Святого, очищающую от первородного греха. Недаром ведь свт.Иоанн Златоуст называет Крещение «баней пакибытия», а ап.Павел - «банею возрождения и обновления» (Тит.3,5). Как люди, побывавшие в бане, омываются от скверны и пороков телесных, и выходят чистыми, и одеваются в чистые одежды, так и христиане, вшедши в «баню» Святого Крещения, омываются от скверн греховных - очищаются, освящаются и одеваются в светлые одежды, делаясь чадами Божиими. Как говорил апостол, «омыстеся, освятистеся, оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1Кор.6,11).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Но еще более замечательно то, что крещение — и, очевидно, также лишь крещение покаяния — было воспринято и учениками Иисуса, когда Он пришел с ними в землю Иудейскую «и там жил с ними и крестил» (3,22). Правда, это неожиданное сообщение пояснено в 4, 2 в том смысле, что «Сам Иисус не крестил, а ученики Его», тем не менее, евангелист прямо сопоставляет две группы крестящих: Иисус и ученики его и Иоанн и ученики его (3, 22, 25–6), так что возникло соперничество у учеников Иоанновых: «и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит и все идут к Нему» (3, 26), — и этим вызвали приснопамятный ответ Иоанна, самосвидетельст–во Предтечи, «друга Жениха» (3, 27–36). «И когда узнал Господь, что услышали Иудеи, что Иисус приобретает учеников и крестит больше, чем Иоанн, оставил Иудею и отошел в Галилею» (Ин. 4, 1–3). Других указаний о крещении учеников Иисусовых в Евангелии не встречается. Нет сомнений, что это было не новозаветное крещение — в смерть Господа, которое и невозможно было ранее самой искупительной Его смерти. Это была дань участия в том покаянном движении, которое сосредоточилось вокруг Иоанна, почему и отмечается учениками его с удивлением и некоторой ревностью больший успех учеников Иисуса. И это была дань уважения к делу Крестителя, которое не было просто отменено и закончено с исполнением его предназначения, но еще продолжалось в известном ограниченном размере до заключения в темницу и смерти Предтечи. Ею оно и закончилось, хотя некоторое время и продолжало существовать уже в качестве некоторого духовного пережитка. Насколько явление самого Предтечи предшествовало явлению Христа, настолько же и крещение его приуготовляло к новозаветному крещению. Можно, в частности, сказать, что оно уготовляло для него священное вещество — воду, ибо крещальные воды суть воды Иорданские, и крещальное водоосвящение есть крещенское, богоявленское водоосвящение (см. последование крещения). Иоанн познал таинство водное, он явил воды иорданския (не в географическом, но в мистическом смысле).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

После искушений Иисус Христос из пустыни направился к берегам Иордана, где Его Предтеча продолжал призывать народ к покаянию. Иоанн Креститель, увидев приближающегося к нему Иисуса и указывая на Него, сказал народу: « Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня… Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий » (Ин.1:29–30, 33–34). Таким образом, Предтеча принародно объявил Иисуса Мессией и Сыном Божиим. Св. Иоанн Креститель называет Христа «Агнцем Божиим», чтобы показать что Иисус Христос это Мессия страдающий: иудеи в жертву Богу приносили агнцев (ягнят) и тельцов, не имеющих какого-либо недостатка; так и Христос, не причастный греху, принесет Себя в Жертву за людей. Момент свидетельства св. Иоанна Крестителя о Христе как об Агнце изображен на знаменитом полотне Иванова А. И. « Явление Христа народу ». Вдохновенный Предтеча указывает толпе на приближающегося Спасителя. Люди взволнованы: кто смотрит с надеждой, кто с любопытством, а кто и с сомнением. Христос же спускается по дороге, зная, куда идет и для чего послан в мир. Первая встреча Спасителя с будущими апостолами Вскоре после выхода на общественное служение и свидетельства Предтечи у Иисуса Христа появляются ученики. Первыми последовали за Ним бывшие ученики св. Иоанна Крестителя – Андрей (Первозванный) и Иоанн (впоследствии названный Богословом). Обрадованный встречей с Христом Андрей привел к Нему своего брата Симона. Спаситель, взглянув на Симона и предвидя в нем крепость веры и его труды для Церкви, дал ему новое имя: « Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) » (Ин.1:42). Впоследствии Симон-Петр стал великим (первоверховным) апостолом Церкви Христовой. Господь с тремя учениками отправился в Галилею. По пути Он увидел Филиппа, который тоже направлялся в Галилею, так как был родом из Вифсаиды, из одного города с Петром, Андреем и Иоанном. Обращаясь к Филиппу, Иисус сказал: « Иди за Мною » (Ин.1:43) и этого призвания было достаточно, чтобы Филипп стал преданным Его учеником.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Призыв Предтечи – глас вопиющего в пустыне, но он гремит во всех веках, достигая и нас: «Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Его». Грех искривил все наши пути. Каждая душа человеческая должна стать тем путем, о котором говорит Предтеча. Каждая душа человеческая должна выпрямиться покаянной устремленностью к Богу. Этот глас будит нашу совесть. А совесть, говорят святые отцы, – это предтеча любви, как сам Иоанн Креститель – Предтеча Христа. К покаянию призывает он, а прощение дарует Господь. Уготовим наши души к встрече праздника Крещения Господня. Да будет дано нам покаяние как второе крещение, чтобы очистились души наши от скверны всякого греха и мы узнали, что этой богоявленской водой мы становимся новым творением. Потому что не только приблизилось, но и открылось нам Царство Божие. Неделя пред Богоявлением Мк, 1 зач., 1, 1–8 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает нам, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа». Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» – это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия – от вечности. Начало Евангелия от Матфея – родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки – Рождество Христово. Мы слышим о рождении большего из рожденных женами и о рождении Бога, ставшего человеком. А начало Евангелия от Марка – Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Пророк? Иудеи воображали также, что Илия не один явится пред пришествием Мессии, а с Иеремиею или с кем-нибудь ещё из древних пророков ( Мф. 16 и прим.). Иоанн говорит: нет в том же смысле, в каком сказал, что он не Илия, т. е. что он не воскресший древний Иеремия или какой-либо другой пророк лично, хотя опять сим не отрицается, что он есть предтеча Мессии и вместе с тем пророк, и – ещё величайший из пророков, как назвал его Христос ( Мф. 11:11 ). 22. Ин. 1:22 . Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Кто же ты и пр.: посланные должны были прийти в недоумение от ответов Иоанновых; он не Мессия, не Илия, не пророк, а между тем явление его свидетельствует, что он необыкновенный человек, – кто же он? На народное мнение они не могли положиться, и притом мнение это не могло быть определённо и точно, – ещё неоткуда и не от кого было узнать, и посланные спрашивают решительного ответа от самого Иоанна – кто же он, что он сам о себе скажет, мотивируя этот настойчивый вопрос тем, что они должны принести определительный ответ Синедриону. 23. Ин. 1:23 . Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. Ис. 40:3 ; Мф. 3:3 ; Мк. 1:3 ; Лк. 3:4 Я глас вопиющего и пр.: см. прим. к Мф. 3 и парал. 24. Ин. 1:24 . А посланные были из фарисеев; 25. Ин. 1:25 . И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Посланные были из фарисеев: следовательно, особенные ревнители старческих преданий и блюстители (мнимые) чистоты еврейского правоверия (см. о них в прим. к Мф. 3:7 ). – Что же ты крестишь и пр.: вот причина, почему они посланы были спросить у Иоанна, кто он. Крещение было в то время в употреблении, но совершалось оно только над прозелитами язычниками, принимавшими веру иудейскую, – а не над природными иудеями. Иоанн изменил этот обычай и крестил всех приходивших к нему иудеев. Они полагали, на основании пророчеств ( Иез. 36:25, 37:23 ; Зах. 13:1 ), что крещение имеет право совершать только имеющий прийти Мессия или Его предтеча, а между тем его совершает Иоанн, прямо объявивший им, что он не Мессия, даже не Илия, не пророк (в указанном смысле). Что же это значит? Какое же он имеет право совершать это действие, если он не только не Мессия, но даже не Илия и не пророк, т. е. не предтеча Мессии в их смысле? А между тем ещё действие, совершаемое им так публично, торжественно, всенародно, было прямым указанием, что всё общество, весь народ Божий не чист и требует очищения ( Агг. 2:13 ) чрез омовение и покаяние. Что особенно не согласовалось с фарисейским самомнением и гордостью, и чем они – мелочные поборники всевозможных мелочных омовений и очищений внешних ( Мк. 7:3–4 ), могли ещё оскорбляться и огорчаться. Не в этом ли может быть причина нарочитой заметки евангелиста, что посланные были из фарисеев, следовательно, так сказать, ещё лично, более других заинтересованные разъяснением для себя действий и лица Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Святитель Иоанн Златоуст говорит: " Разве прилично было бы Иоанну взять за руку Иисуса и повести по городам и весям, приводить Его в отдельные дома и представлять как Спасителя мира? " Конечно, так не могло быть: нужна была совершенно исключительная по торжественности обстановка, чтобы явить Господа Иисуса Христа, Спасителя мира, Мессию. Это и исполнил великий Предтеча Господень. Только ли к народу иудейскому перед Крещением Христовым относится призыв Иоанна Предтечи к покаянию? Только ли древним говорил святой Иоанн: Сотворите плоды достойные покаяния (Мф. 3; 8)? А нам, приближающимся к великому празднику Богоявления, разве не надо об этом подумать? Покаяние есть сокрушение о содеянных грехах, но одного сокрушения недостаточно, надо, чтобы покаяние было не пустым, а плодотворным. Надо, покаявшись в том, что мы жили не так, как велит Христос, начать жить по Его заповедям, принести плоды добра, плоды исполнения Его заповедей. Святой Иоанн Предтеча говорил пришедшим к нему на Иордан креститься и спрашивавшим, что надо делать: У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лк. 3; 11). Эти слова относятся прямо к нам. Святой Предтеча произнес и другие страшные слова, которые, безусловно, тоже относятся к нам: Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3; 9). Возле каждого из нас лежит секира, которая, если не покаемся и будем бесплодны, тотчас посечет нас. Будем помнить о св. Иоанне Предтече, о гласе вопиющего в пустыне, ибо и мы - в духовной пустыне и одиночестве, и в этой пустыне и доселе слышится глас его. Будем достойны того, чтобы встретить великий праздник, как добрые христиане. И да поможет в этом всем нам Господь наш Иисус Христос, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. 15 января 1950 г. Хвала Богу Слово в день Сретения Господня Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля (Лк. 2; 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Святой Иоанн Предтеча Неожиданное упоминание о святом Иоанне Крестителе можно найти в акафисте равноапостольному Николаю Японскому. Тем более что черта схожести двух великих подвижников, подмеченная составителями молитвословия, действительно необычна. «Аще и чудес не совершал еси, якоже и Иоанн Креститель, — говорится о Просветителе Японии, — паче же свидетельство твое Церковь новозданная». Мы не часто задумываемся об этом, но Предтеча Господень не совершал чудес Мы не часто задумываемся об этом, но Предтеча Господень , о котором Спаситель сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11), на самом деле не совершал чудес. Он говорил о приближении Царства Небесного, о необходимости покаяния (Мф. 3:2), говорил ревностно и прямо. Он бесстрашно обличал религиозных и политических лидеров, призывал народ оставить свои заблуждения. И при этом его проповедь оставалась всего лишь «гласом вопиющего в пустыне», словами без явных чудес. Стоит вспомнить и еще одно новозаветное свидетельство о пророческом служении Предтечи. Когда в один из дней ко Христу «приступили первосвященники и книжники со старейшинами», чтобы в очередной раз попытаться уличить Его, то в ответ на вопрос, какою властью Господь проповедует, Спаситель обратился к авторитету Иоанна Крестителя: «Спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» (Лк. 20: 1–4). На удивление всех, неожиданный вопрос Спасителя действительно поставил дерзающих искушать Бога в затруднительное положение, заставив народных старейшин замолчать: «Если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? А если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда» (Лк. 20: 5–7). Случай этот достоин внимания. Ведь тех, кто лукаво преследовал Спасителя, заставил замолчать Праведник, не совершивший перед народом ни одного чуда. Единственным оружием святого Иоанна Крестителя против клеветников и противников Евангелия была верность Богу. Даже Ирод, обличаемый Предтечею и много от него претерпевая, все же не решался его умертвить. Наоборот, «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20).

http://pravoslavie.ru/77761.html

«Сказал свидетельствуя». Приводимое Павлом изречение Божие о Давиде есть свободное сочетание того, что действительно сказано от Лица Божия Самуилом Саулу о его отвержении ( 1Цар.13:14 ), и того, что псалмопевец (Ефам) лишь влагает в уста Божии, как сказанное Самуилу ( «в видении Святому Твоему» Пс. 88 и д.). Деян.13:23 .  Из его-то по­томства Бог по обетованию воз­двиг Израилю Спасителя Иисуса. От Давида апостол быстро переходит к проповеди о Христе, как цели всей руководимой Богом истории Израиля и как Таком Потомке Давидовом, Которого Давид был наилучшим прообразом своими двумя вышеупомянутыми свойствами ( «муж по сердцу Божию... исполнит все хотения Мои») и Который явился совершеннейшим исполнением данного Давиду обетования. Деян.13:24 .  Перед самым явле­нием Его Иоанн проповедовал креще­ние по­каяния всему народу Израиль­скому. «Пред самым явлением Его», – т.е. выступлением на дело общественного служения, что было тотчас после Его крещения, – «Иоанн проповедовал крещение покаяния». См. Мк.1 и паралл. Деян.13:25 .  При окончании же по­прища своего, Иоанн говорил: за кого по­читаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недосто­ин раз­вязать обувь на ногах. «При окончании поприща своего», т.е. при окончании своего служения в качестве Предтечи Христова, а не при окончании жизни вообще. Приведенные слова Предтечи сказаны им еще около времени крещения Христова, которым, собственно, и закончилось служение Предтечи, а не его смертью, хотя и эта смерть не замедлила. «За кого почитаете вы меня? – Я не тот», и т. д. Краткое и свободное воспроизведение свидетельств Крестителя, изложенных в Евангелиях ( Ин.1 и д. Ин.3 и паралл.). Речь апостола живая, возбужденная и потому отрывистая. Деян.13:26 .  Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам по­слано слово спасе­ния сего. Приступая к изложению самой сущности евангельской проповеди о страданиях, смерти и воскресении Христовом и спасении всех Христом, апостол повторяет с усиленною любвеобильностью и убедительностью воззвание к присутствующим: «мужи братия, чада рода Авраамова» – т.е. природные евреи, «и боящиеся Бога между вами», т.е. прозелиты (ср. Деян.13:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем всё Мое благоволение». ( Мт.3:17 ). Так Предтеча и Креститесь Христов Иоанн сподобился быть свидетелем Богоявления на Иордане; Бог Сын был на бреге; Бог Дух Святый пребывал на Нем в виде голубином, знаменуя окончание потопа греховного, как Ноев голубь окончание потопа водного; Бог Отец глаголал с неба. По крещении Христос был отведён Духом в пустыню искуситься от дьявола. «Со времени Крещения Иисуса Иоанн применил пророчество своё о грядущем на проповедь о пришедшем уже Мессии» 11 . В то время, когда Христос постился в пустыне, а Иоанн крестил в Иордане при Вифаваре, Иудеи прислали из Иерусалима спросить Иоанна: кто ты? Иоанн прямо объявил им: «Я не Христос». – Кто же ты? Илия? Снова вопросили посланные. «Нет», отвечал Иоанн. – Пророк? Был снова вопрос их. И опять: «нет» – отвечал Предтеча Христов. Кто же ты, чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь сам о себе? – сказали посланные. И отвечал им Иоанн: «Я глас вопиющего в пустыне; исправьте путь Господу», как сказал пророк Исайя. Посланные были Фарисеи, и сказали Ему: – Что же ты крестишь, ежели ты не Христос, ни Илия, ни Пророк? – Иоанн отвечал: «я крещу в воде; а стоит среди вас некто, Которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который оказался впереди меня. Я недостоин развязать ремень у сапога Его». На другой день утром Иоанн, видя идущего к нему Иисуса, вероятно, возвращающегося из пустыни, сказал: «Се Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который оказался впереди меня; потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю; и свидетельствовал Иоанн, говоря: Я видел Духа сходящего с небеси, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его: но пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:19–34 ). Снова на другой день Иоанн, стоя с двумя учениками своими, Андреем и другим, которого некоторые почитают Иоанном Богословом, опять увидел идущего Иисуса, и сказал: «Вот Агнец Божий!». Услыша от Иоанна слова эти, оба ученика пошли вслед за Иисусом, и соделались Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

    Иоанн был сродником Господа, но с самой ранней юности он жил в пустынном уединении, и потому не знал лично своего Божественного Сродника: «Я не знал Его» (Ин. 1:31, 33) — говорит Сам Он в Евангелии от Иоанна. Но тот, кто еще во чреве матери радостным взыгранием приветствовал приближение Господа, мог ли пророческим духом своим и теперь не ощутить, что Господь Иисус — не простой человек, а сам обетованный Мессия? И действительно, по таинственному внушению Духа Божия он узнает, что перед ним, лицом к лицу, стоит Тот Самый Христос, о Котором он только что беседовал с народом, стоит, как простой человек, и просит крещения, как смиренный грешник. Благоговейный трепет объял святую душу Предтечи Христова. Перед ним стоял Господь и Бог его, Владыка вселенной, истинный Свет, просвещающий весь мир, святейший святых Освятитель наш, могущественнейший Судия мира, словом, — Тот Самый Мессия, ради Которого Он взыгрался еще в утробе матери... И вот, грозный обличитель неправды людской, не боявшийся говорить правду в глаза и гордым первосвященникам, и самому царю Ироду, теперь смирился, яко младенец, перед лицом смирившегося даже до рабского образа Сына Божия: ИОАНН ЖЕ УДЕРЖИВАЛ ЕГО. Да и как осмелится он, раб, возложить руку на Владыку? Как будет крестить крещением покаяния Того, Кто Сам пришел искупить от греха, проклятия и смерти род человеческий? Да и что подумает о Нем народ, если он решится крестить Его? Не будет ли считать Его ниже?.. Прекрасно изображают боговдохновенные толкователи слова Божия, святые отцы Григорий Неокесарийский, Феофилакт и Иоанн Златоуст, как душевное состояние Предтечи Христова в эти минуты, так и ответ ему Господа Иисуса. По их мнению, из уст Предтечи Христова невольно исходит слово глубокого смирения перед величием пришедшего к нему Христа, и он, принимавший исповедь от всех других, теперь сам смиренно исповедовался пред Господом И ГОВОРИЛ: МНЕ НАДОБНО КРЕСТИТЬСЯ ОТ ТЕБЯ. Как бы так говорил он: «я человек и только причастник Твоей благодати, а Ты Бог и вместе Человек; я один из грешников, а Ты — единый Безгрешный; я — сын Адамов, на мне лежит грех его, я имею нужду в очищении от этой скверны, а Ты чист от нее; я крещу водой, а Ты крестишь Духом Святым» - И ТЫ ЛИ ПРИХОДИШЬ КО МНЕ?.. Что делаешь Ты, Господи? Для чего наравне с рабами от раба Твоего просишь того, что свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем не имеешь нужды?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010