К осени 1917 г. на совр. территории С.-Петербурга и Л. о. действовали 1280 соборов и церквей (в т. ч. в Петрограде с ближайшими пригородами имелось 498 храмов), насчитывалось 16 мон-рей (из них 4 - в Петрограде), служили 1,7 тыс. клириков. После Октябрьской революции 1917 г. в Петрограде и на территории губернии начались гонения на правосл. Церковь, сопровождавшиеся закрытием церквей (первоначально домовых и военного ведомства), монастырей, учебных заведений, репрессиями против духовенства. Уже в кон. окт. 1917 г. был убит прот. Екатерининского собора Царского Села сщмч. Иоанн Кочуров . В янв. 1918 г. в Петрограде была закрыта Синодальная типография. 11 янв. собрание духовенства Петроградской епархии под председательством митр. Петроградского и Гдовского сщмч. Вениамина (Казанского) заявило о своем протесте против действий властей. 19 янв. произошло столкновение между народом и красноармейцами, прибывшими в Александро-Невскую лавру для реквизиции ее жилых помещений. Верующие отстояли лавру, но при этом был смертельно ранен прот. сщмч. Петр Скипетров . Жертвами красного террора на рубеже 1918 и 1919 гг. стали в т. ч. настоятель Александро-Свирского мон-ря архим. Евгений (Трофимов), прославленные в лике святых ивангородские мученики прот. Димитрий Чистосердов и иерей Александр Волков. В 1918 г. в Петрограде перестали существовать ДА и ДС, однако с осени 1918 г. открылось богословско-пастырское училище, в корпорацию к-рого вошли мн. преподаватели ДС; в 1920-1923 гг. работал Петроградский богословский ин-т. При митр. Вениамине в епархии были учреждены Лужское викариатство (1917), Петергофское викариатство (1922) и возобновлено Ладожское. Постепенно отношение гос-ва к Церкви ужесточалось. 5 окт. 1920 г. была прекращена деятельность Петроградского епархиального совета. Во время подавления Кронштадтского восстания (28 февр.- 17 марта 1921) были расстреляны несколько священников, в т. ч. прот. сщмч. Григорий Поспелов . 23 февр. 1922 г. был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей . 6 марта митр. Вениамин обратился с заявлением о готовности Церкви пожертвовать своим достоянием при условии добровольной передачи ценностей гос-ву под контролем духовенства. Власти воспользовались ситуацией для раскола Церкви, и в сер. мая 1922 г. в Москве было организовано обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), в к-рое вошли 3 петроградских клирика. 28 мая митр. Вениамин выпустил послание к пастве, в к-ром эти клирики объявлялись отпавшими от Церкви. 1 июня 1922 г. митрополит был арестован. Его арест стал катализатором начавшегося 10 июня Петроградского процесса 1922 г. , по которому было привлечено 86 чел. В ночь на 13 авг. были расстреляны митр. Вениамин, архим. Сергий (Шеин) , проф. Юрий Новицкий и бывш. юрисконсульт лавры Иоанн Ковшаров . На Архиерейском Соборе 1992 г. они были причислены к лику святых. Остальные осужденные в кон. 1923 г. были досрочно освобождены.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства во Христе. Одновременно на Соборе было принято решение: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия». Год спустя, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе были канонизированы Московские Патриархи Иов (†1607; пам. 19 июня) и Тихон (†1925; пам. 25 мар.). При избрании ныне здравствующего главы нашей Церкви – Патриарха Алексия II – был прославлен праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 дек.). А 4 апреля 1992 года в Успенском соборе Московского Кремля во время Божественной Литургии были причислены к лику святых родители преподобного Сергия Радонежского – преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (†1337; пам. 28 сент.); митрополит Киевский и Галицкий Владимир (†1918; пам. 25 янв.); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (†1922; пам. 13 авг.) и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий, Ю. П. Новицкий и И. М. Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета Феодоровна (†1918; пам. 4 июля) и инокиня Варвара. Все это дает основание для проведения параллели между нынешними событиями и событиями середины XVI века. В 1547 г. в Москве состоялся Собор, на котором «уставили праздновати новым чудотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими различными чудесы и знаменми, и не бе им доднесь соборного пения, мы же установиша на том Соборе праздновати по преждеуложенному уставу святых отец» 665 . Разъехавшись, участники Собора стали собирать материалы для последующей канонизации русских святых. Об этом говорит царь Иоанн Грозный в своей речи на Стоглавом Соборе в 1551 г.: «Мы же о сем молим святители всего нашего Российского царствия койждо во всяких пределах порученных им известно пытати и обыскивати где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении от коликих времен и в каковы лета, святителие же убо от радости духовный от вожделения сердечнаго и от начинания и повеления нашего моления вскоре собирают каноны и жития и чудеса тех великих святых новых чудотворцев И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и честныя архимандриты и игумены собиратися в царствующий сей град к нам ко отцу нашему Макарию Митрополиту» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Нового поставления таковыми признать не могу. Пишу то, что на душе. Мысль моя несколько связана пережи­ваемыми мною и моими соучастниками тревожными днями. Поэтому не могу распространяться относительно других дел...» В субботу, 12 августа, около одиннадцати часов ночи пригово­ренных к расстрелу вывели из камер. Митрополит Вениамин, ар­химандрит Сергий, Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, как пе­редает церковное предание, были расстреляны 13 августа 1922 года на Ржевском полигоне на окраине Петрограда в лесу, примыкаю­щем к Ириновской железной дороге, и погребены в безвестной общей могиле . Спустя месяц после этих событий протоиерей Павел Лахостский  писал священнику Михаилу Яворскому, служившему тогда в храме святой великомученицы Екатерины в Петрограде: «Впервые узнал я из Вашего письма об участи, какая постигла приснопамятного Владыку митрополита, отца Сергия и других. Вечная им память! Оба названные достойны славного венца мученического. Да примет Господь невинную кровь их во иску­пление грехов несчастной России! Так близки были оба они моему духу, особенно – первый! Ведь я был избран стоять во главе того епархиального собрания, которое вручило епархию епископу, потом архиепископу и, наконец, митрополиту Вениамину, и мне особенно напряженно пришлось участвовать в той борьбе, которая сопровождала это избрание, потому что сильные мира во главе с Родзянко, председателем Государ­ственной думы, были за епископа Андрея, а большинство уче­ных богословов за архиепископа Сергия. Теперь я спокоен в своей совести, что всеми силами был за епископа Вениамина: он оправдал наш выбор своею стойкостью, дошедшей до жерт­воприношения за истину Божию! Память его с похвалами и правдивая история скажет ему похвальное слово, а суд Божий воздаст ему вечным блаженством».     Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч. 2 » Тверь. 2016. С. 167-353   Примечания [m] Для митрополита Вениамина это не было красивой фразой или дипломатическим приемом, должным свидетельствовать о лояльном отношении и желании вести переговоры. То, что всякая власть в России должна печься о благе русского народа, было его искренним убеждением. Исходя из такого представления о власти, он в 1918 г. и стал устраивать в Петрограде многотысячные крестные ходы, преследуя при этом исключительно религиозные и нравственные цели. Именно эти его религиозные и духовные начинания и стали причиной того, что большевики при первом же удоб­ном случае приговорили его к смерти – их и не устраивало как раз именно то, что он выше всех земных ценностей ставил служение Богу и Его Святой Церкви, рассма­тривая это как свой святой долг и Божие призвание, от которых он ни при каких об­стоятельствах не смог бы отказаться. И в этом смысле митрополит Вениамин пример для христиан, ясно свидетельствующий, каким путем достигается Царствие Божие во времена гонений на Церковь.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   31 июля (13 августа) Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, преподобномученик Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров Священномученик Вениамин родился 17 апреля 1873 года в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии  и в крещении был наречен Василием. Его отец Павел Иванович Казанский был женат на дочери священника Нименского прихода Александра Смирнова Марии и в тече­ние сорока лет был священником в этом приходе, включавшем в себя тогда двадцать пять деревень; последние пятнадцать лет жизни он был благочинным. Впоследствии, вспоминая о своем отце, архимандрит Вениа­мин писал: «Покойный все свои силы отдал приходу, который при разбросанности населения лишен удобных путей сообщения. В деревни за двадцать и тридцать верст на требы приходилось ез­дить верхом, имея при себе в сумке все нужное для совершения того или другого требоисполнения. Лесная тропа, которая вела в них, шла по болотам и через речки, на которых мостики каждую весну и осень уносило водой, и лошади переправлялись вплавь. Сколько бывало всяких приключений: то увязнет лошадь в болоте, то испуганная в чаще леса птичкой или зверьком сбросит своего всадника. Господь только хранил от всевозможных опасностей своего служителя, который, не желая утруждать крестьянина и псаломщика, пускался один в опасные путешествия. Не умея ездить верхом, поступил отец Павел в Нименское, но нужды при­хода заставили его научиться и превратиться в наездника. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, то он очень стал чувствовать по­следствия верховой езды и тех многочисленных ушибов, которые были получены во время падений. Для многих священников, слы­шавших рассказы о таких путешествиях, жизнь в таком приходе казалась невозможной. А он жил и жил, не год и не два, а целых сорок лет, да еще и о нуждах прихода пекся». «Заботясь о духовных нуждах пасомых, отец Павел немало по­нес хлопот, трудов и огорчений ради того, чтобы устроить в бед­ном раскольническом приходе четыре достаточно благолепных храма, почти исключительно на доброхотные пожертвования прихожан. Один храм устроен на окраине прихода в центре мест­ного раскола. Заветным желанием его было устроить при нем церковно-приходскую школу. Очень он горевал, что стара­ния его превратить в таковую школу грамоты не увенчались успе­хом», – писал архимандрит Вениамин, невольно свидетельствуя об отсутствии заботы и попечения предержащих властей о благо­состоянии народа, о том, что строилась и созидалась Россия не бестолковыми реформами, проводимыми властью, зачастую на­роду ненужными и разорительными, истощавшими его творче­ские и физические силы, а усилиями подвижников, самоотвер­женно трудившихся на поприще народного просвещения и укрепления благосостояния народа.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Так, невзирая на все внешние беззакония и нестроения, на небывалую высоту христианской жизни поднял свою паству священномученик Вениамин. Свидетельница этого духовного подъема в Петрограде вспоминала: «В 20-м и 21-м годах, несмотря на тяжелые условия голодного и холодного существования (очень плохо было с топливом) и всякое неустройство во всех областях хозяйства города и страны, верующие находили великую поддержку в Церкви, в церковных службах, крестных ходах, ночных молениях, беседах. Особенно молодежь горела духом. Ничего еще не было запрещено и, казалось, ничего не предвещало скорбей 22-го года». II. Арест Сто лет назад, весной 1922 года начинается путь святого петроградского митрополита на Голгофу. События развивались так: в 1921 году в результате засухи почти 20 млн человек в 16 губерниях оказались на грани вымирания от голода. Церковь сразу включается в работу сбора средств голодающим, Патриарх создает церковный комитет. Но его запрещают, а уже собранные средства передают государству и образуют государственный Комитет помощи голодающим – ПомГол. 23 февраля – ВЦИК издает Декрет об изъятии церковных ценностей для помощи голодающим. 5 марта – Митрополит Вениамин направляет письмо в Петроградский ПомГол (оно обнародуется) об условиях передачи ценностей – все прочие средства должны быть исчерпаны, и верующие должны быть уверены, что ценности достигнут цели. Так митрополит зовет свою паству на осознанную жертву, отвергая принудительное изъятие. 6 марта – Митрополита вызывают в Смольный (его сопровождает юрист Лавры Иоанн Ковшаров). Митрополит объясняет комитету недопустимость насилия над чувствами верующих, ссылается на безобразия в консерваторской церкви (ктитор – композитор с мировым именем Сергей Ляпунов станет одним из подсудимых на Петроградском процессе). Митрополит объясняет позицию верующих: нас просят – мы даем. Мы, все верующие, соберемся, пойдем в Казанский собор, помолимся вместе, потом я сам, своими руками сниму ризу с иконы Божией Матери и отдам, пусть это будет характер жертвы. Этот душевный подъем митрополита производит на богоборцев в Смольном гнетущее впечатление. Не верить в его искренность невозможно, но именно добровольной жертвы они не хотят. Митрополит разъясняет в эти дни и своим соратникам, что добивается со стороны церкви активного участия в помощи голодающим, а не контроля и гарантий. Но некоторые из них, как, например, опытный юрист Юрий Новицкий, начинают понимать, что никаких переговоров не будет, что Петроградский митрополит Вениамин уже определен жертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1990 – 2000 гг. были отмечены канонизацией целого ряда подвижников благочестия и мучеников. Архиерейский Собор в 1992 г. принял решение о канонизации преподобных Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского. Процесс прославления святых продолжился на Архиерейском Соборе 1994 г. К лику святых был причислен митрополит Московский Филарет (Дроздов) – «великий угодник Божий, тот же Иоанн Златоуст », как охарактеризовал его святитель Серафим (Соболев) . Падение коммунистического режима открыло возможность для канонизации новомучеников. Процесс прославления страдальцев за веру начался в 1989 г., когда на Архиерейском Соборе был прославлен патриарх Тихон. В 1992 г. процесс продолжился. Архиерейский Собор причислил к лику святых ряд новомучеников – священномучеников митрополита Владимира (Богоявленского) и митрополита Вениамина (Казанского), пострадавших вместе с ним по делу об изъятии ценностей священномученика архимандрита Сергия (Шейна) и двух мирян – мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Также к лику святых были причислены и две преподобномученицы – великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева). Было принято решение совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января по старому стилю, если эта дата приходится на воскресный день или на ближайшее воскресенье после этой даты. Среди паствы стали нарастать тенденции прославить в лике святых и других новомучеников, прежде всего, Царскую семью. В конце 1990-х гг. в печати велась полемика между сторонниками и противниками этой канонизации. Общей проблемой прославления новомучеников было то, что почитание многих из них отсутствовало, некоторые имена были забыты: в отличие от языческих императоров коммунисты ликвидировали верующих тайно. Однако, несмотря на это, имена отдельных новомучеников и исповедников были хорошо известны в народе. В основном это были выжившие в годы гонений исповедники, прославившиеся подвижнической жизнью после освобождения. Также имело место почитание Царской семьи и некоторых иерархов. На некоторых приходах хранили память о пастырях, некогда здесь служивших, а впоследствии арестованных и замученных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Убиенные вместе с митрополитом Вениамином архимандрит Сергий и чада церковные Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров как верные соратники его пошли на заклание с архипастырем своим. Великая княгиня Елисавета, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, посвятила свою благочестивую христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и больным. Вместе со своей келейницей инокиней Варварой она приняла мученический венец в день Преподобного Сергия Радонежского 5 июля старого стиля 1918 года. Освященный Собор, рассмотрев подвиг сих и удостоверившись в их страданиях как мученичестве за Христа, единомысленно определяет: 1. Митрополита Киевского Владимира, убиенного в Киеве гонителями Церкви 25 января старого стиля 1918 года, митрополита Петроградского Вениамина и иже с ним: архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна, пострадавших в Петрограде 31 июля старого стиля 1922 года, Великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару, убиенных близ Алапаевска 5 июля старого стиля 1918 года, причислить к лику святых мучеников и святых мучениц. 2. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами. 3. Службы сим новомученикам Российским составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их, — отправлять общие по чину мученическому 5. Установить празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января старого стиля (в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного. В сей Собор включить имена святых: Тихона, Патриарха Всероссийского, Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, и иже с ним архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна, Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары; а впоследствии — всех вновь канонизуемых новомучеников и исповедников Российских. Службу им править общую мученикам до составления и принятия особой, внеся затем соответствующие дополнения и в Службу Всем Святым, в земле Российской просиявшим. 6. Писать новопрославленным мученикам честные их иконы для поклонения, согласно правилам Седьмого Вселенского Собора.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в 1882 в г. Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и Киевский университет. С 1914 года — доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. Был председателем правления «Общества объединенных петроградских православных приходов». Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) был родом из Одессы, юрист по образованию, бывший присяжный поверенный. Был юрисконсультом лавры в Петрограде. Память священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна празднуется 31 июля/13 августа и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. Август 2 Василий, блаженный Каменский Блаженный Василий Каменский жил в XV веке, был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в церкви в честь святого Василия Блаженного, Московского находились икона святого Василия Каменского во весь рост, тяжелые железные вериги и шапка из железных полос. В 1774 году, когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами угодника еще деревянная рака и образ на ней остались неприкосновенными, хотя вся гробовая палатка его наполнена была дымом и пламенем. Память блаженного Василия совершается 2/15 августа, в день его тезоименитства. Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец Премудрость смиреннаго, — говорит Иисус, сын Сирахов, — вознесет главу его и посреде вельмож посадит его. Премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть церковь (Сир. 11, 1; 39, 13) Черты сии премудрого ясно раскрываются в жизни смиренного раба Божия Василия Блаженного, Московского чудотворца; его богомудрое юродство вознесло главу его и посадило его с князьями людей своих; многие восхвалили разум его, и имя его в память вечную будет; хвалу его от лет древних поведает Святая Церковь, ублажая его как единого от людей Божиих. Блаженный Василий родился в декабре 1468 года, по преданию, на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его Иаков и Анна были из простых, и когда отрок вырос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Во время учения блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его необыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносить их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Память 18 июля (5 июля ст.ст.). Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней. Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях. На момент гибели Елисавете Феодоровне было 53 года, инокине Варваре — 68 лет. Священномученик Вениамин (Казанский) , митрополит Петроградский и Гдовский Память 13 августа (31 июля ст.ст.). В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием (Шеиным) (52 года), мучеником Иоанном Ковшаровым (адвокатом, 44 года) и мучеником Юрием Новицким (профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет) он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц. На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет. Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей Память 5 сентября (23 августа ст.ст.). Известный московский священник, один из лидеров монархического движения. Был арестован в 1918 году по обвинению в намерении продать московский епархиальный дом (!). Содержался во Внутренней тюрьме ВЧК, затем в Бутырках. С началом «красного террора» во внесудебном порядке был казнен. Публично расстрелян 5 сентября 1918 года в Петровском парке, вместе с епископом Ефремом, а также бывшим председателем Государственного Совета Щегловитовым, бывшими министрами внутренних дел Маклаковым и Хвостовым и сенатором Белецким. После расстрела тела всех казнённых (до 80-ти человек) были ограблены.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-i...

В Смольном, в комнате 95, митрополита Вениамина встретили уже знакомый ему СИ. Канатчиков, а также секретарь исполкома Н.П. Комаров – достаточно высокое лицо «Петроградского правительства». Позднее к участникам беседы присоединился член правления Общества православных приходов И.М. Ковшаров и протоиерей Иоанн Заборовский. Митрополит попросил разрешения официальных представителей власти разъяснить им свою архипастырскую позицию по поводу церковных сокровищ, сформулированную в виде заявления в Помгол. Текст составленного митрополитом письма гласил: «В Петроградскую Губернскую Комиссию помощи голодающим Ввиду неоднократных обращений и запросов лично ко мне и выступлений в печати по вопросу об отношении Церкви к помощи голодающим братьям нашим, я в предупреждение всяких неправильных мнений и ничем не обоснованных обвинений, направленных против духовенства и верующего народа в связи с делом помощи голодающим, считаю необходимым заявить следующее. Вся Православная Российская Церковь , по призыву и благословению своего Отца, Святейшего Патриарха, еще в августе месяце прошлого 1921 года со всем усердием и готовностью отозвалась на дело помощи голодающим. Начатая в то же время и в Петроградских церквах, по моему указанию, работа духовенства и мирян на помощь голодающим была прервана однако в самом же начале распоряжением Советской Власти. В настоящее время Правительством вновь предоставляется Церкви право начать работу на помощь голодающим. Не медля ни одного дня, я, как только получилась возможность работы на голодающих, восстановил деятельность Церковного Комитета помощи им и обратился ко всей своей пастве с усиленным призывом и мольбой об оказании помощи голодающим деньгами, вещами и продовольствием. Святейший же Патриарх, кроме того, благословил духовенству и Приходским Советам, с согласия общин верующих, принести в жертву голодающим и драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употребления. Однако недавно опубликованный в «Московских Известиях» декрет (от 23 февраля) об изъятии на помощь голодающим церковных ценностей, повидимому, свидетельствует о том, что приносимые Церковью жертвы на голодающих признаются недостаточными.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010