По приезде из Москвы 24 апреля с/г мне стало известно, что Обкомом партии дано указание не допускать чтения докладов и лекций по вопросам медицины архиепископом Лукой в духовной одежде. В тот же день, 24/IV-47 г., будучи у секретаря Обкома по пропаганде тов. Чурсина, последнего интересовало, каково мнение Совета и лично Ваше, что Лука делает доклады о медицине в духовной одежде. Затем тов. Чурсин сказал, что Обком партии считает такое явление недопустимым, хотя он и лауреат Сталинской премии, и дал указание не допускать чтения лекций и докладов Лукой в своей духовной одежде (в рясе) и, если последний желает их делать, то пусть делает в гражданской. Далее тов. Чурсин высказал пожелание, чтобы при случае в беседе с Лукой я поговорил с ним на эту тему и посоветовал ему делать доклады по вопросам медицины в гражданской одежде. На это я ответил, что мне с Лукой вести беседы на эту тему не совсем-то удобно, но сказал, что на сей счет запрошу мнение Совета. Лука со мной на эту тему пока не говорил и, видимо, об этом еще не знает. Сообщая об изложенном, прошу Ваших указаний. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов Из информационного доклада уполномоченного за 2-й квартал 1947 года 4 июля 1947 г. [... ] Архиепископ Лука в отчетном квартале посетил меня 2 раза, 30 апреля и 9 июня 1947 года, оба раза по своей личной инициативе, без приглашения. Первый раз, 30 апреля, при посещении Лука поблагодарил меня за посланную ему поздравительную телеграмму в связи с его 70-летием. Затем сказал, что им была получена поздравительная телеграмма от тов. Карпова, чем он был очень доволен, и сказал: «Откуда только мог знать Георгий Григорьевич о его юбилее, наверное, Вы, Яков Иванович, сообщили ему об этом». Далее Лука рассказал, что он, будучи в гор. Керчи, подробно ознакомился с состоянием Иоанно- Предтеченской церкви, что это здание является одним из самых древних христианских памятников, которое находится в ведении Комитета по делам архитектуры, со стороны последнего никаких мер к его охране и сохранению не предпринимается, и, чтобы его сохранить как древний христианский памятник, он считает целесообразным передать его в пользование верующих для богослужебных целей, что по данному вопросу он писал в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и в Комитет по делам архитектуры, но на свои письма никаких ответов не получил.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Высота ширковской церкви (с крестом) составляет 45 метров. Таким образом, она на 8 метров выше знаменитой Спасо-Преображенской церкви Кижского погоста. Размеры нижнего четверика - 8х8 саженей. Необходимо учитывать, что сажени здесь имеются в виду наиболее древние - маховые. Маховая сажень - это расстояние между большими пальцами раскинутых рук (152-177 см). Из-за " вариативности " этой меры она в XVI веке уже перешла в разряд " неофициальных " . Но плотники тем не менее ещё долго пользовались ею. В случае с ширковской церковью сажень составляет 152,7 см. Храм опоясан папертью, или, иначе, " нищевником " , сторона которого равна диагонали нижнего четверика. Нищевниками крытые галереи храмов называли потому, что в них обычно ожидали подаяния от прихожан убогие. Здесь же могли ночевать странники. На нижний четверик поставлен второй со стороной 6 саженей, на второй - третий со стороной 4 сажени. Диаметр барабана - 2 сажени. То есть получается такая гармоничная " пирамида " , при создании которой плотники всякий раз отступали внутрь четверика по одной сажени с каждой стороны. Сруб поставлен на валуны. При таком способе постройки нижняя часть храма " продувалась " , дерево не гнило. Между валунами и нижним венцом прокладывали слой бересты - она также препятствовала гниению. Каким было первоначальное крыльцо ширковской церкви, доподлинно неизвестно. В XIX веке его сломали, освободив место для постройки колокольни. В ХХ веке разобрали, в свою очередь, колокольню (к сожалению, сделано это было без обмера). Нижний четверик срублен в обло, два верхних - в лапу. На нижний четверик пошли сосновые брёвна до 70-80 см в диаметре. Мастера выбирали только деревья " без подсеки " , то есть такие, из которых не гнали смолы. Смола предохраняла дерево от гниения. В ХХ веке, когда проводилась реставрация храма, найти такие деревья оказалось не так-то просто. Покрытие главы Иоанно-Предтеченского храма осиновым лемехом восстановлено в ходе реставрации 1960-1970-х годов. В конце XIX века, как можно видеть на старых фотографиях, глава была покрыта железом.

http://sobory.ru/article/?object=07387

В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, посвященный подготовке будущих пастырей к социальному служению в сфере утверждения трезвости 19 июля 2017 г. 19:39 13 и 14 июля 2017 года в Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, посвященный подготовке будущих пастырей к социальному служению в сфере утверждения трезвости. На круглом столе обсудили содержание учебного пособия для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви по проведению Дня трезвости. Пособие разрабатывается в рамках реализации Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма и «Методических рекомендаций по проведению Дня трезвости в духовных учебных заведениях». Эти рекомендации были разработаны Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Синодальным отделом по благотворительности . Пособие должно быть выпущено к концу 2017 года. В круглом столе и в обсуждении содержания будущего учебника приняли участие: епископ Глазовский и Игринский Виктор , проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Хулап, декан факультета психологии Русской христианской гуманитарной академии, доктор медицинских наук протоиерей Григорий Григорьев, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» протоиерей Игорь Бачинин, руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин и другие эксперты. По словам Валерия Доронкина, несмотря на небольшой объем каждый год курсу будет посвящаться всего один учебный день полученных знаний выпускникам хватит для того, чтобы, как минимум, подсказать человеку, страдающему от зависимости, где ему смогут помочь. «Очень важно начать такое обучение с первого курса и давать знания постепенно, с каждым годом привлекая студентов ко все более и более сложным практическим мероприятиям. Наша задача объяснить будущим священнослужителям, что работа по утверждению трезвости является одним из важнейших видов социального служения, особенно когда речь идет о профилактике зависимостей у молодых людей», подчеркнул Валерий Доронкин.

http://patriarchia.ru/db/text/4964826.ht...

—37— Принадлежащие Академии неприкосновенные капиталы, заключавшиеся к началу отчетного года в сумме 444315 рублей (по номинальной стоимости процентных бумаг), получили в течение года следующее приращение: а) Почетным членом Академии (†) Владимиром Александровичем Кожевниковым внесено 5000 рублей (облигациями внутреннего 5%-ного займа 1914 года) на учреждение при Академии стипендии для одного из беднейших и благонадежнейших студентов. б) Юбилейной Комиссией бывших воспитанников Московской Духовной Академии (организованной в г. Москве по случаю 100-летнего юбилея Академии) внесено 2650 рублей (в облигациях 5 ½ %-ных военных займов 1916 года) для употребления процентов с оных: 1) частью (134 р.75 к.) – на содержание одного своекоштного студента (в дополнение к процентам с бывшего стипендиального капитала имени Митрополита Московского Платона), частью (11р.) – на нужды академического храма, для поминовения усопших бывших воспитанников Академии. в) Бывшими воспитанниками XL-ro курса Московской Духовной Академии (выпуска 1885 года), по случаю исполнившегося в 1915 году XXV-лemhero юбилея курса, внесен (разными государственными процентными бумагами) капитал в З550 рублей, – на учреждение при Академии «стипендии XL курса» для одного из беднейших студентов, преимущественно поступившего в Академии непосредственно по окончании семинарского курса. г) Неизвестным лицом (чрез о. протоиерея Московской Спасо-Песковской, на Арбате, церкви Сергия Васильевича Успенского) пожертвован капитал (по обращении его в облигации 5 ½ %-ного военного займа 2-го выпуска 1916 года) в 10450 рублей, для выдачи процентов с оного г. г. преподавателям и профессорам Московской Духовной Академии на издание их магистерских и докторских диссертаций. д) Псаломщиком Иоанно-Предтеченского собора г. Николаевска, Самарской губернии, Серафимом Постниковым внесена в неприкосновенный капитал академической церкви одна облигация 5 ½ %-ного военного займа 2-го выпуска 1916 года во 100 рублей. За означенным приращением, неприкосновенный капитал Академии к концу отчетного года достиг суммы – 466015 рублей (по номинальной стоимости процентных бумаг).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первосвятитель напомнил о необходимости правильного подхода к воспитанию добродетели. «Есть люди, особенно из тех, кто недавно обратился к вере и Церкви, которые желают в мгновение совершить все необходимое и достичь духовной высоты. Но в большинстве случаев такая ревность заканчивается печально: человек надрывается в своем духовном делании». Предстоятель Русской Православной Церкви проиллюстрировал эту мысль примером из жизни: «Спортсмен, поднимающий тяжести, чтобы победить на соревнованиях, должен начинать с небольшого веса, систематически работать с ним и лишь только потом нагружать свои мышцы, постепенно увеличивая поднимаемый вес. Но если сразу предложить начинающему спортсмену взять большой вес, все кончится тем, что человек надорвется и никогда значительных успехов в этом деле не достигнет». Вот так и в духовной жизни: для того, чтобы запечатлевать в себе добродетель, нужно в первую очередь определить порок, который особенно нас угнетает, и начать с простого, а не сложного, продолжил Святейший Владыка. «Приведу пример таких " простых " пороков, которые на самом деле простыми не являются, — сказал Его Святейшество. — Так, очень распространено среди нас осуждение ближнего; мы часто говорим по делу и без дела. Когда люди обсуждают кандидатуру человека, чтобы выдвинуть его на какую-то должность, когда тщательно и объективно оцениваются возможности человеческой личности и человек подвергается здоровой критике не для того, чтобы его обидеть, а чтобы помочь ему стать лучше, — это не осуждение, но необходимое в человеческом общежитии действие. Осуждением же мы занимаемся тогда, когда получаем радость, удовольствие от того, что мы говорим худо о других, утешаем себя таким образом, а иногда даже развлекаем друг друга, собираясь для времяпрепровождения со своими друзьями и знакомыми». Первосвятитель напомнил, что для многих " почесать языком " становится делом почти что обыденным, часто никому и в голову не приходит, что такое времяпрепровождение греховно и разрушительно для человеческой личности: «Но ведь когда мы кого-то осуждаем, то мысленно превозносим себя. Мы этого не говорим, но даем понять, что тот-то плохой, а мы, поелику его осуждаем, непременно хорошие. У того человека такие-то плохие мысли и поступки, а мы, если его осуждаем, конечно, таких поступков не совершаем. Иногда на осуждении строится дипломатия, осуждение других становится способом и средством убедить людей в своем превосходстве и собственной значимости. Мы подвергаем осуждению других, чтобы возвеличить себя».

http://patriarchia.ru/db/text/575647.htm...

На круглом столе прозвучали доклады священнослужителей и ученых на темы профилактики и преодоления различных зависимостей, формирования и развития трезвенных убеждений в условиях современных вызовов. Заведующий кафедрой факультета политических и социальных наук Российского государственного социального университета Владимир Тактаров рассказал о влиянии алкоголя на репродуктивное здоровье семьи. Доцент кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Уральского государственного медицинского университета Екатерина Бабушкина и заведующая отделением медико-социальных проблем Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Елена Скворцова представили доклады об особенностях потребления алкоголя подростками и факторах, влияющих на этот процесс. Профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Уральского государственного медицинского университета Людмила Баранская выступила с докладом «Формирование мотивации к отказу от употребления алкоголя у подростков». В настоящее время в России действуют более 600 православных организаций и проектов, которые помогают алкоголезависимым и их родственникам преодолеть зависимость. В Синодальном отделе по благотворительности с 2011 года работает Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. Открыта бесплатная церковная служба помощи: по номеру телефона 8 (800) 775-36-26 можно получить информацию о центрах реабилитации, обществах и группах трезвости на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Алкоголезависимые и их родственники также могут получить помощь онлайн или узнать о помощи в регионах на сайте Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение».   Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-kahaлe «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко» , «Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в VK , ОК , Viber , на Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью .

http://radonezh.ru/2023/02/03/v-hode-roz...

На открытых заседаниях Правления имеют право присутствовать друзья Общества, почётные его члены и иные инициативные трезвенники, желающие участвовать в жизни Общества: они могут вносить свои предложения, обсуждать вопросы повестки дня. Председатель Общества: • руководит работой правления; • рассматривает входящие и подписывает исходящие документы; • представляет интересы Общества во взаимоотношениях с другими организациями и частными лицами. Духовник: • окормляет и руководит духовной жизнью Общества. Первичные подразделения Общества («десятки»): • оказывают помощь своим членам в достижении трезвости, обретении церковного и духовного опыта; • участвуют в мероприятиях, организуемых Обществом. V. Средства Общества Общество не является коммерческой организацией. Средства Общества образуются: • за счёт пожертвований членов; • благотворительной помощи. Приобретенное имущество является собственностью Общества. В случае прекращения деятельности Общества имущество расходуется на уставные цели. VI. Права и обязанности члена Общества Член Общества руководствуется в своей деятельности настоящим Уставом, а также догматическим учением, канонами, правилами благочестия и традициями Православной Церкви. Член Общества имеет право: • избирать и быть избранным в органы управления Обществом; • участвовать в работе правления; • оказывать Обществу помощь своим трудом и средствами; • вносить пожертвования; • выйти из состава Общества. Член Общества обязан: • соблюдать основы православной нравственности; • личным примером способствовать распространению трезвенных убеждений; • всемерно содействовать достижению уставных целей Общества. VII. Прекращение членства в Обществе Членство в Обществе прекращается решением Правления: • за нарушение или по окончании срока обета трезвости; • по заявлению члена Общества. Решение Правления доводится до исключённого в письменном виде. VIII. Символы и знаки Общества Общество может иметь свою собственную символику и пользоваться символами и значками Всероссийского православного Иоанно-Предтеченского Братства «Трезвение».

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

10. Епархиальному управлению по городу Москве и Юридической службе Московской Патриархии изучить положение бедствующих приходов и представить рекомендации по улучшению ситуации, обратив внимание на возможность восстановления юридических прав Церкви на ранее принадлежавшее ей имущество. 11. Исходя из того, что в нынешнем году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, проработать возможность заключения частных договоров о соработничестве между конкретными приходами и больницами. Архиереям, ответственным за благочиния, в срочном порядке поручается заняться решением этого вопроса. При этом особое внимание следует уделить тем лечебным учреждениям, при которых имеются морги, с тем, чтобы отпевания там совершались не самозванцами с сомнительным каноническим статусом или вовсе без такового, а учиненными епархиальными клириками. 12. Обратиться к городским властям с ходатайством о содействии в выделении на одном из московских кладбищ специального участка земли для достойного христианского погребения детей-сирот. 13. Продолжить усилия по разрешению комплекса проблем, связанных с освобождением от сторонних организаций территорий ряда московских обителей (Заиконоспасского, Новоспасского, Иоанно-Предтеченского монастырей). 14. Обратить особое внимание православных общин на организацию эффективной помощи малообеспеченным и многодетным семьям, на необходимость на каждом приходе иметь список таких семей и иных категорий остро нуждающихся прихожан для организации их адресной поддержки. Также признается целесообразным создание единой системы взаимопомощи московских приходов, дабы объединить имеющиеся у них инструменты помощи многодетным в масштабах столицы: консультационной, психологической, благотворительной и иной. Комиссии по церковной социальной деятельности надлежит озаботиться созданием такой системы. 15. Предложить Президиуму Межсоборного присутствия вынести на рассмотрение соответствующей комиссии Межсоборного присутствия вопрос о выработке объединенного чина исповеди и причастия тяжелобольных на дому, а также разумно сокращенного чина елеосвящения (соборования).

http://patriarchia.ru/db/text/1852219.ht...

«Чудо дается нам, чтобы мы помнили: Бог присутствует в нашей жизни» Беседа к 75-летию протоиерея Виктора Потапова Дмитрий Злодорев 24 декабря настоятелю Свято-Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне протоиерею Виктору Потапову исполняется 75 лет. А еще через несколько дней, 6 января следующего года, 76 лет исполнилось бы приснопамятному Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Илариону (Капралу). Так получилось, что два пастыря и два друга родились совсем «близко» по времени, только в разных концах одного и того же 1948 года. И я попросил отца Виктора рассказать о том, как они за свою более чем полувековую дружбу отмечали свои праздники. Но разговор в итоге коснулся, как мне кажется, и гораздо более важных вещей.      – Отец Виктор, в этом году вам исполняется 75. Вы помните свои детские дни рождения? Как они проходили, какие подарки хотели, что получали? – Я смутно помню, что всегда хотел какую-нибудь шикарную игрушку ( смеется ). Помню, когда был совсем маленьким и далеко не воцерковленным ребенком, родители ставили елку, клали под нее подарки. А мне не терпелось, я не мог дождаться следующего утра, когда можно будет эти подарки получить. Знаете, что я делал? Каюсь: когда все спали, я вставал глубокой ночью и очень аккуратно открывал мои подарки. А потом так же аккуратно снова заклеивал их в упаковочную бумагу. Правда, потом, когда стал более взрослым, я признался маме, что был таким проказником и делал такие вещи. Она меня пожурила: «Ну, как же так, ведь это должно было стать сюрпризом?..» – Вы с владыкой Иларионом оба родились на Рождественский Сочельник: вы – на новостильный, а он – на старостильный. Это совпадение? – Конечно, у Бога совпадений не бывает, Господь все разумно управляет. Но я бы не стал придавать особого значения этим датам. Важно, что мы с владыкой были близки по жизни. Оба поступили в Свято-Троицкую духовную семинарию в 1967-м году, оба говорили тогда по-русски примерно одинаково плохо. Правда, он говорил чуть-чуть хуже, поскольку вырос в украинской семье, а я только наполовину украинец – по маме. В первые несколько месяцев учебы мы даже жили в одной комнате: он на верхней койке, а я – на нижней. Наш покойный декан – Николай Николаевич Александров, сподвижник Игоря Сикорского – имел связи с американскими военными, которые отдавали ему старую мебель и шинели. И мы ходили в этих шинелях и спали на этих койках.

http://pravoslavie.ru/157892.html

У присвячений створенню системи 24 2013 р. 12:10 23 апреля 2013 года в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге состоялся семинар «Создание системы трезвенного просвещения в Северо-Западном федеральном округе». Семинар призван способствовать распространению эффективных форм социального партнерства Церкви, органов государственной власти и общественных организаций в профилактике алкоголизма и помощи алкоголезависимым людям в епархиях и регионах, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа. В мероприятии приняли участие представители 15 епархий, а также органов региональной власти, ответственные за здравоохранение, образование, работу с молодежью, социальную политику, педагоги и врачи. Это первое региональное собрание, посвященное созданию системы трезвенного просвещения в субъектах федерации. Приветствие участникам собрания направил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . «Прошу вас, обсуждая различные формы социальных технологий и подходов, не забывать о самом главном. О том, без чего наша с вами социальная работа будет бесполезной, — говорится в послании. — В любых профилактических и реабилитационных программах и проектах всем нам нужно помнить, что социальное служение — это служение любви. Любовь — это то, чего жаждет каждая человеческая душа. Всем нам хочется быть любимыми. Всем нам необходимо научиться любить. Но мы живем в такое время, когда любовь оскудевает. Своим служением мы призваны восполнить недостаток любви». В своем выступлении викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Царскосельский Маркелл отметил важность взаимодействия религиозных и социально-благотворительных организаций, «чтобы не только помочь уже страдающим от этого недуга, но и уберечь  молодежь и подрастающее поколение от пагубного влияния алкоголя». Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин в своем выступлении рассказал о роли Отдела в деле профилактики алкоголизма, возрождении в обществе отношения к трезвости как к нравственной ценности. Он сообщил, что сейчас в России действует 160 православных приходских и прочих организаций, занимающихся профилактической и реабилитационной работой. Более 90 приходских и епархиальных обществ трезвости входят во Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», которое действует при Синодальном отделе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2927692...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010