Митр. Георгий восстановил Л. в. Во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии, 4 июня 1922 г. был хиротонисан архим. Александр (Иноземцев) . 12 июня 1922 г. он стал временно управляющим Пинско-Новогрудской епархией и переехал в Новогрудок (ныне Белоруссия), 11 дек. того же года был назначен епископом Полесским и Пинским. Вскоре после избрания Варшавским митрополитом Дионисия (Валединского), 25 февр. 1923 г., во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии, был хиротонисан архим. Антоний (Марценко) . Еп. Антоний должен был помогать митр. Дионисию в управлении приходами Волынской епархии, он также стал ректором Кременецкой ДС, жил в Кременце, в кон. 1925-1926 г. являлся настоятелем кременецкого Богоявленского монастыря. Протесты еп. Антония против махинаций митр. Дионисия и его окружения с имуществом волынских приходов привели к тому, что в нояб. 1926 г. епископа выслали в Почаевскую лавру без запрета в служении. После настойчивых требований духовенства Холмщины и укр. политических деятелей еп. Антоний в янв. 1927 г. переехал в Хелм, служил сначала в сельских приходах Холмщины, т. к. благочинный Хелмского окр. прот. Олимпий Денисевич не разрешал епископу служить в единственном действующем храме Хелма - Иоанно-Богословской ц. 20 сент. 1927 г. митр. Дионисий позволил еп. Антонию находиться в Хелме и выполнять функции викария Варшавской епархии, еп. Антоний поселился в приходском доме при Иоанно-Богословской ц. В 1928 г. еп. Антоний был устранен с Люблинской кафедры и лишен права служить в Хелме в результате клеветнического доноса прот. О. Денисевича и псаломщика Т. Костюка. 22 февр. 1928 г. Синод постановил отправить еп. Антония в Милецкий Николаевский мон-рь и запретить ему совершать богослужения. 24 марта 1928 г. варшавская газ. «Украинская нива» опубликовала открытое письмо укр. правосл. общины Хелма, в к-ром говорилось о лживости обвинений в отношении еп. Антония. Укр. деятели Холмщины ошибочно считали, что заказчиками действий против еп. Антония были римско-католич. священники, не желавшие присутствия правосл. архиерея в Хелме. В действительности, согласно отчетам польск. управления безопасности, инициатором удаления еп. Антония был митр. Дионисий, которому Люблинский епископ мешал осуществлять финансовые махинации (ГА Брестской обл. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2791). Еп. Антоний не подчинился решению и остался в Хелме. Новый благочинный Хелмского окр. прот. Стефан Грушко добился примирения еп. Антония с церковными властями, 30 июля 1928 г. Синод принял решение направить еп. Антония в Милецкий мон-рь уже без запрета в священнослужении. Для успокоения верующих 19 мая 1928 г. митр. Дионисий предоставил Иоанно-Богословскому храму в Хелме статус 2-го кафедрального собора Варшавской епархии (ранее такой статус имел Преображенский собор в Люблине).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Макаровка. Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель. Имеется в виду Макаровский погост, признанный памятником культуры, истории и архитектуры Российского значения. Прежнюю историю погоста можно и не считать строго монастырской, но уж очень странный культурно-духовный очаг возгорелся в пригородной Макаровке. Официально погост признавался приходским храмом. В справочнике «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии» говорилось, что село Макаровка входило в первый благочиннический округ Саранского уезда, что в нем стоял каменный холодный храм во имя Иоанна Богослова (при котором имелась теплая Михайло-Архангельская церковь), и что приход состоял из самого села и деревень Луховки, Куликовки и Солдатского – всего 1697 душ мужского пола и 1797 – женского. Однако не были Макаровские храмы обычными приходскими. Справочник не учел еще одной церкви – Знаменской, и совсем ничего не сказал о том, что в Михайло-Архангельском храме служба для прихожан не велась, как, впрочем, и в Знаменском: обе эти церкви являлись домовыми, потому что они совмещались с двумя богадельнями, женской и мужской. Кроме того, хозяевами всего погоста почти до самого XX века считались не прихожане, а помещики Полянские, построившие весь комплекс для себя и лишь допустившие верующих в свой «домашний монастырь». Приходским погост стал тогда, когда Полянские окончательно покинули наши края и продали имение нескольким владельцам. Паритетные владельческие признаки появились с середины 19 столетия, с того, что хозяева Макаровки признали права епархии на храмы. Помещики по-прежнему оплачивали труд причта, брали на себя расходы по ремонту храмов и содержанию стариков в богадельнях, но часть прав и расходов легли на верующих. Так, в 1866 году Александр Александрович Полянский получил официальную благодарность Пензы за пожертвование 570 рублей на ремонт Иоанно-Богословской церкви. Последнее крупное обновление храмов состоялось в 1882 году, когда вдова А. А. Полянского Антония Федоровна, лютеранка по вере, прибыла ненадолго из Вены в Макаровку, ревизовала финансовое и хозяйственное положение имения и пожертвовала громадную сумму в 4000 рублей на обновление иконостаса холодной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04079

Арханг. С. 218; чудо 1712 г.- РНБ. Тиханов. 226). В др. редакциях жития В. В. описан в чудесах как монах в преклонных годах («возрастом высок»), в монашеских ризах, с большой темно-русой бородой и с жезлом в руках. Среди икон В. В., упоминаемых в письменных источниках, но не сохранившихся до наст. времени: образ, находившийся на мельнице при Иоанно-Богословском мон-ре (без описания во 2-й и 3-й Пространных редакциях жития); храмовый образ В. В. и ап. Иоанна Богослова в молении Св. Троице, написанный иконником Андреем в 1733 г. для Иоанно-Богословского мон-ря (Расходная книга Иоанно-Богословского мон-ря - ГААО. Ф. 829. Оп. 2, 237. Л. 2); большая икона «Варлаам Важский в житии», написанная в 1738 г. при игум. Исаии и поставленная в храме «во имя его посвященном» ( Мясников М. Н. Историческое описание Ваги и города ШенкурскаОтечественные зап. П. Свиньина. 1829. Ч. 38. 109. С. 241, примеч.). В Сийском иконописном подлиннике XVII в. отсутствует изображение В. В., хотя его почитание было распространено на территории Холмогорской и Важской епархии. В Иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 20 июня указано, что В. В. «подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, немного покороче, ризы монашеские и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 59); «сед, брада покороче Зосимовой Соловецкаго» (Перетцевский иконописный подлинник сводной старообрядческой редакции - ИРЛИ. Колл. Перетца. 524, Л.175, XIX в.), иногда добавлено «ряска санкирь з белилом» (РНБ. Собр. Погодина. 1931. Л.172, XIX в.). Сохранившиеся до наст. времени образы В. В. созданы не ранее XVIII в. На иконе XVIII в. (АМИИ) святой, в монашеском облачении с опущенным на плечи куколем, представлен в рост, обращенным влево, в молении Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Этот памятник имеет стилистическое сходство с др. иконой XVIII в.- «Святые Варлаам Важский и Иоанн Богослов» (АМИИ), на к-рой святой представлен вместе с ап. Иоанном Богословом, небесным покровителем мон-ря. Оба написаны в рост, в развороте к центру, в молении Христу Эммануилу, изображенному на облаках в верхней части иконы.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Сторонники «ПЦУ» захватили храм канонической Церкви в Винницкой области Украины 7 сентября 2021 г. 10:09 3 сентября 2021 года сторонники раскольнической структуры «Православной церкви Украины» совершили рейдерский захват Иоанно-Богословского храма Украинской Православной Церкви в селе Красноселка Винницкой области Украины, сообщил Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу Тульчинской епархии . По словам благочинного Бершадского церковного округа Тульчинской епархии протоиерея Олега Мураховского, в 10 часов утра ему позвонили жители села и рассказали, что на территории ранее опечатанного полицией Иоанно-Богословского храма представители раскольников во главе со «священником ПЦУ» Ростиславом Процаниным и Сергеем Ярко срывают двери прицерковного дома, в котором община канонической Церкви временно проводила богослужения. В это время около храма уже находились два автомобиля полиции, якобы для «обеспечения охраны правопорядка». Сторонники «ПЦУ» заставили священника сельской общины Украинской Православной Церкви иерея Андрея Козюка войти в прицерковный дом, в котором нападавшие разбили окна и двери, чтобы он забрал свои вещи, «потому что завтра их там не будет». Благочинный сообщил об этом самоуправстве по единому телефону экстренных служб, однако следственно-оперативная группа прибыла на место происшествия с большим опозданием, только после звонка на горячую линию МВД полиция начала сбор заявлений и объяснений; к этому времени организатор захвата храма Ростислав Процанин уже уехал. 4 сентября представители «ПЦУ» совершили в захваченном храме «благодарственный молебен». Иоанно-Богословский храм села Красноселка сторонники «ПЦУ» пытались захватить с 2019 года после проведения незаконных собраний жителей села о переподчинении храма в пользу «ПЦУ». Религиозная община Украинской Православной Церкви отстаивала свое право на храм и прицерковный дом в судебном порядке. Все это время богослужения в храме не совершались, он был опечатан полицией. Также сообщалось, что семью священнослужителя канонической Церкви пытаются выселить из церковного дома. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5841089.ht...

Трапезная, как и колокольня, была добавлена к четверику храма в 1711 году, двадцать лет спустя после постройки основного здания собора. Главы чёрного цвета, красиво контрастируя с белым, основным колером всего храмового комплекса, порождают ощущение строгости и величия, исходящее от облика собора. У всех куполов выпуклая " луковичная " форма с плавным заострением к вершине. Это - также образ, схожий с пламенем свечи, зажжёной в ходе молитвы, обращённой к Господу, олицетворение духовного подъёма и жажды совершенства. Представитель старинного рода, философ и публицист, князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) в своей работе " Умозрение в красках " так охарактеризовал луковичную форму, которая присуща и куполам Иоанно-Богословского собора: " Наша отечественная " луковица " воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся " . Не случайно настоятель собора, протоиерей Алексей Селезнёв убеждён: " его строили столько лет назад, а он до сих пор смотрится настоящим архитектурным чудом на фоне безликих многоэтажек " . Сплав мастерства, профессионализма, большого опыта и высокой духовности - неотъемлемые составляющие возникновения этого подлинного шедевра церковного зодчества на старинной мордовской земле. Интерьер собора, перекрытого внутри высоким сомкнутым сводом, в дореволюционную пору всегда радовал взоры посетителей и был гордостью его прихожан. Сегодняшнее внутреннее убранство Иоанно-Богословского собора создано по большей части в середине 80-х годов ХХ столетия. Именно тогда ценой немалых усилий руководители епархии сумели привлечь городские власти Саранска к организации в храме масштабных ремонтных и восстановительных работ. Важнейшей их вехой стало изготовление в 1987 году и установка нового алтаря и высокого - в четыре яруса - храмового, иконостаса в стиле барокко. Его украсили иконы, традиционные для русских православных церквей: Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых, а также сцены из Святого Писания. Свои новые иконы обрели и придельные иконостасы церкви (Благовещенский и Никольский). Таким образом, иконописное наполнение собора приобрело некоторую эклектичность, поскольку в нём нашли пристанище как работы профессиональных мастеров XIX столетия, так и добротные дореволюционные иконы в академических традициях, а также работы местных художников, явно уступающие творениям столичных коллег. Однако в Божием доме всё свято, и каждая икона неизменно находит своих почитателей. ХХ век стал эпохой кардинального обновления внутренних интерьеров Иоанно-Богословского собора.

http://sobory.ru/article/?object=04452

Собор благополучно миновал век XIX и начало ХХ, а вот октябрь 1917 года открыл " зелёную улицу " к откровенному и массовому разграблению православных храмов, более 47 тысяч из которых были физически уничтожены по всей стране. Варварство и вандализм в отношении христианства, царившие повсюду при полном попустительстве, а зачастую и по прямой указке властей, привели к разрушению и упадку большинства сохранившихся церквей. На фоне этого беззакония судьба уцелевшего и сохранившего свой внешний облик Иоанно-Богословского храма в Саранске кажется поистине чудом Господним. Мало кому из храмов, подобно Иоанно-Богословскому, удалось претерпеть два закрытия подряд. Впервые двери церкви закрылись перед её прихожанами в начале 1930-х годов. Официальным мотивом стало мнение партийных руководителей Саранска о том, что горожане полностью разделяют политику воинствующего атеизма, и потому число посетителей собора умньшается " не по дням, а по часам " . После того как в храме окончательно прекратились богослужения, городские чиновники принялись искать подходящее применение опустевшему в одночасье просторному зданию. Однако ничего подходящего не придумали, и здание продолжало пустовать. Спустя несколько лет после закрытия, уступая шедшим во всевозможные республиканские и столичные инстанции массовым и настоятельным письмам с просьбами верующих вернуть церковь прихожанам, Иоанно-Богословский храм был им возвращён. Однако радость оказалась недолгой. Власти вовсе не намеревались сдаваться, готовя очередной удар, однако для повторного закрытия храма за столь короткий срок требовалось убедительное обоснование. Была спешно созвана специальная комиссия с участием архитекторов, которым дали недвусмысленно понять, какого результата власти ожидают от их " вердикта " . Уже в феврале 1938 года была проведена экспертиза здания, весьма спорная и тенденциозная, в ходе которой приглашённые " эксперты " вынесли безапелляционное заключение: " церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом " . Ни один здравомыслящий специалист не сделал бы подобных выводов на основе ни тогдашнего, ни даже сегодняшнего состояния здания храма. Тем не менее, тогда это автоматически явилось предлогом для повторного его закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=04452

В «Камчатских епархиальных ведомостях» в 3 от 15.02.1895 года (стр.70) напечатан рассказ священника Симеона Тихвинского, повествующего о поездке Преосвященного Макария по За-Зейскому краю и посещении Богородично-Иоанно-Богословской церкви с. Ивановского (так в то время именовалась Ивановка). Это литературное повествование. Но в этих же ведомостях в 19 от 15.10.1895 года (стр.137) в официальном разделе уже встречается точное наименование храма (имеется распоряжение епархиального начальства о назначении к Богородично-Иоанно-Богословскому храму просфорни). В 1899 году при храме открывается церковно-приходская школа, рассказ об освящении которой помещается в «Благовещенских епархиальных ведомостях» 19 от 15.10.1899 года, где на стр. 341 в частности говорится: «…Величественный снаружи и благолепный внутри, недавно обновленный храм, составляет, конечно, лучшее украшение Ивановки…» Еще один немаловажный факт побуждает к утверждению названия «Богородично-Иоанно-Богословский храм». В 1919 году 22 марта (н.ст.) село Ивановка было сожжено японцами в день празднования Албазинской иконы Божией Матери. Однако храм остался невредим. Снаряды, по словам очевидцев, пролетали мимо, хотя велся прицельный огонь по храму. Историческое название храма было обнаружено в 1999 году, и с просьбой о переименовании прихода и восстановлении полного названия было обращение к Епископу Благовещенскому и Тындинскому Гавриилу и получено Его согласие, но в то время требовалась замена Учредительных документов, которые только вступили в силу после государственной перерегистрации. В 2005 году в связи с необходимостью замены документов по причине смены нумерации домов по ул. Партизанской в с. Ивановка, на которой расположен храм, приходским собранием было принято решение о ходатайстве перед Вашим Высокопреосвященством о переименовании прихода. Решение собрания было утверждено Высокопреосвященнейшим Гавриилом Архиепископом Благовещенским и Тындинским. Факт переименования храма основан на исторических данных, подтвержденных справкой Государственного Архива по Амурской области.

http://sobory.ru/article/?object=24130

он владел землями в Дмитриевском Городенском погосте. В соборном храме находится явленная икона Иоанна Богослова, с которою ежегодно 1-го мая совершается крестный ход в гор. Лугу. “Ист. Росс. Иер.», VI, 655; Ратшин, 476; “Опис. монаст.», 1817 г., 126; Озерецковский, “Озеро Селигер», 33; Проценко, “М-ри в России», 55; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож., 23, 79; “Ист.– статист. свед. о СПбург. епархии», вып. I, Отд. I, 15, 21, 37; вып. II, Отд. III, 239 – 256 (заштатный Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь); “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», 1853 г., IX, Отд. II, 7 (о происхождении слова Череменец); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1844 г., 97 (надел. лесом); 1856 г., 32 (учрежд. крест. ход); 1860 г., 13 (пожертв. участ. земли); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 281, 10; “Акты Археогр. Эксп.», III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); “Новгор. писцов. кн.», III, 220, 248, 268, 276; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 31; “Чтения в И. Общ. ист.», 1875 г., II, смесь, 56 (Письма Игнатия Брянчанинова к игум. м-ря Антонию Бочкову). 839. Иоанно – Предтечева, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Курской губ., Суджанского у., в 6 вер. к югу от Суджи, на острове, образуемом слиянием рч. Суджи с Пслом. Основана в конце XVII ст. трудами иеромонаха Антония Бенза и иждивением полковника Сем. Кнова. Упразднена в 1764 г. “Истор. Росс. Иер.», VI, 333; Ратшин, 170; “Опис. монаст.», 1817 г., 107; Ларионов, “Опис. Курск. намест.», 141; “Курск. губ. в.», 1856 г., 41 (М-ри Курск. губ.); Строев, “Спис. иер. и пастоят.», 651. 840. Иоанно – Предтечевский или Ивановский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Устюге, Вологодской губ., на Сокольничьей горе, на которой стоял соколиный двор татарского сборщика податей Багуя или Буг, принявшего в 1262 г. крещение и нареченного Иоанном. Он то и основал монастырь, который был до 1764 г. мужским, а в этом году сюда переведены инокини Преображенского мон., тогда же упраздненного и находившегося тоже в гор. Устюге. Попов, “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Господь не оставил своих рабов, в самый нежданный момент нашлись благодетели и было создано мо-настырское подворье в честь Смоленской иконы Богородицы-Одигитрии. С помощью благочестивых людей матушке Руфине с сестрами выделили участок земли близ городского кладбища с правом пользоваться местной кладбищенской церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сестры продолжали вести монашеский образ жизни, привели в порядок могилы на кладбище, занимаясь рукодельничеством, добывали себе на пропитание. В честь их молитвенных трудов, гора, на которой находится местное кладбище, стала называться «Монастырской горой». Такая деятельность не могла остаться незаметной в то время. Советская власть продолжала притеснять Церковь и в июне 1923 году монахини уезжают в Китайский город Харбин где через год основали монастырь в честь Тихвинской иконы Божией Матери(Впоследствии переименован Харбинский Владимирский монастырь), принадлежавший Зарубежной Русской православной Церкви. 13 сентября 2003 года Чердынскому Иоанно-Богословскому монастырю исполнилось 540-летие со дня основания. В Чердыне прошли юбилейные торжества. В этот день Божественную Божественную Литургию в храме Иоанна Богослова совершил Иринарх епископ Пермский и Соликамский. В 2004 году указом Священного Синода РПЦ Чердынский Ионно-Богословский монастырь был вновь открыт как мужской. Сейчас в монастыре подвизаются несколько насельников во главе с наместником обители игуменом Герасимом (Гаврилович). Возрождается духовная жизнь. 20 июня 2008 года средства благотворителей был восстановлен братский корпус. В 2011 году отреставрирован главных храм монастыря церковь Иоанна Богослова. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство 13 сентября 2003 года Чердынскому Иоанно-Богословскому монастырю исполнилось 540 лет со дня основания. Была совершена первая за многие века Литургия епископом Пермским и Соликамским Иринархом. В 2004 году по указу Священного Синода РПЦ Чердынский монастырь был восстановлен как мужской. 20 июня 2008 года состоялось торжественное открытие восстановленного братского корпуса на средства благотворителей. Сейчас в монастыре подвизаются несколько насельников. В 2011 году отреставрирована церковь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

В 1920 году власти приняли решение передать здание Сурского подворья под Дворец труда - профсоюзную организацию. Площадь перед подворьем получила название площади Профсоюзов. 4 июля в здание подворья прибыла комиссия, которая не смотря на противостояние со стороны прихожан церкви, арестовала насельниц и реквизировала имущество. В помещении церкви был устроен актовый зал. С этого события началась кампания по закрытию храмов в Архангельске. Первоначально Сурское подворье Иоанно-Богословского монастыря выглядело как двухэтажное деревянное здание на набережной Северной Двины, при котором были кельи для сестер и часовня. Это описание относится к 1904 г. Его автор Н. Большаков сообщает, что тогда подворье не имело своего храма. По приезде в Архангельск о. Иоанн Кронштадтский служил в Свято-Троицком соборе и Благовещенском храме. В июне 1906 г. Батюшка Иоанн совершил закладку нового каменного здания Сурского подворья, где должен был быть свой храм. При этом присутствовали также Архангельский епископ Иоанникий и протоиерей Архангельского кафедрального собора отец Михаил Сибирцев (в прошлом наставник Праведного Иоанна по Архангельской семинарии). Строительство подворья было завершено к середине октября следующего года. Подворье Иоанно-Богословского женского монастыря - одно из самых красивых зданий в Архангельске. Оно было построено в 1907 г. и просуществовало до 1920 г., т.е. деятельность его приходилась на наиболее трудный период в истории России - эпоху войн и революций. 13 октября 1899 г. в селе Сура Пинежского уезда сенатским указом была учреждена женская община " во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова " , преобразованная в 1900 г. в женский Иоанно-Богословский монастырь. Учредителем общины явился уроженец села Сура Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей Андреевского собора в Кронштадте (Иоанн Кронштадтский). В ходатайстве об учреждении общины он писал: " Опытом дознано, что иноческие обители весьма много способствуют не только религиозно-нравственному просвещению местного населения, но и материальному улучшению хозяйственного быта - наглядным примером трудолюбия " . Штат монастыря к 1903 г. состоял из настоятельницы и 120 сестер. В 1914 г. сестер было уже 150; еще около 50-ти проживало в Сурском подворье в Архангельске, построенном отцом Иоанном в помощь обители. Монастырь содержался исключительно на средства Иоанна Кронштадтского, а после его смерти рассчитывал на помощь благодетелей, однако тщетно. Для изыскания средств на содержание монастыря еще Иоанном было устроено подворье в Архангельске.

http://sobory.ru/article/?object=18087

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010