Проблема единства и множественности энергий решается Иоанном Кантакузином традиционно для последователей свт. Григория Паламы образом: с одной стороны, лишь одна из Божественных энергий есть «та, что обоживает и освящает ангелов и человеков»; с другой - энергия Божия «сама по себе едина и неделима, подразделяется же она сообразно с достоинством восприемников». В этом Иоанн Кантакузин следует томосу Собора 1351 года: «[Сущность и энергия] различаются между собой… тем, что Божественная энергия причаствуется и подразделяется неразделимо…» . Энергия, согласно Иоанну Кантакузину, есть причастие и причастия (μετοχ κα μετοχα), а причастие есть отношение (σχσις), как, напр., мышление есть отношение мыслящего и мыслимого, а видение - отношение видимого и видящего . Так и праведные будут просвещены через причастие (μετοχ) Свету Божию. В данном случае Иоанн Кантакузин воспроизводит одно из общих мест средневекового христианизированного аристотелизма . Учить же о видимости Бога по сущности - признак мессалианской ереси . Частичный пересмотр учения Содержание писем «Диспута с латинским патриархом [Константинополя] Павлом» свидетельствует о некотором изменении воззрений Иоанна Кантакузина в вопросе о природе Фаворского света и об энергии Божией. Иоанн Кантакузин дает типологию воззрений антипаламитов на природу Фаворского света . Вопреки некоторым из них (намек на Никифора Григору ) между Богом и тварью нет ничего промежуточного , поскольку Бог все исполняет по сущности и энергии . Бог познается из природных свойств, сущих окрест Него , однако имя Божество (θετης) приложимо к сущности и энергии, хотя подобает больше энергии . Сущность в Боге - причина, а энергия - следствие (ατιατν). Энергия существует (φεστσα) в сущности Божией . Содержание 5-го письма Иоанна Кантакузина раскрывается в 8 тезисах о нетварности Фаворского света. Это письмо представляет собой развернутый богословский трактат. Иоанн Кантакузин стоит здесь на более консервативных позициях, чем в «Опровержениях»: сущность Божия незрима для твари, однако и энергией этот Свет святые не называли, и мы не хотим.

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V ПАЛЕОЛОГ [греч. Ιωννης Παλαιολγος] (18.06.1332, Дидимотих, Фракия - 15/16.02.1391, К-поль), визант. имп. (с 15 июня 1341). Сын имп. Андроника III Палеолога и Анны Савойской. После скоропостижной смерти отца стал императором в неполных 9 лет. Реальная власть в гос-ве, как и прежде, оставалась в руках великого доместика Иоанна Кантакузина , возглавившего регентский совет вместе с вдовствующей имп. Анной. Отношения между Кантакузином и Анной, к-рую поддерживал К-польский патриарх Иоанн XIV Калека , обострились, что привело к гражданской войне. В кон. окт. 1341 г. Иоанн Кантакузин был провозглашен императором своими сторонниками в Дидимотихе; в К-поле верховная власть принадлежала Анне Савойской, соправителем к-рой стал И. П. (коронован 19 нояб. 1341). Ведущую роль в к-польском правительстве играл мегадука (командующий флотом) Алексей Апокавк. Защищая законные права династии Палеологов от узурпатора Кантакузина, в борьбу включились широкие слои торгово-ремесленного населения мн. городов империи. Кантакузин опирался на крупных землевладельцев. Убийство в июле 1345 г. в К-поле Алексея Апокавка ослабило позиции Палеологов. В февр. 1347 г. имп. Анна была вынуждена пойти на уступки осадившему К-поль Кантакузину. Он признавался императором и получал на 10 лет верховную власть в империи, после чего И. П. должен был стать равным ему соправителем. 21 мая Иоанн Кантакузин был повторно коронован в Св. Софии, а через 3 дня состоялась свадьба И. П. и дочери Кантакузина Елены († 1405). Вскоре оба императора прибыли в Фессалонику, где были подавлены последние очаги движения зилотов . В период правления Иоанна VI Кантакузина И. П. был отстранен от политики, хотя уже достиг совершеннолетия. В 1351-1352 гг., подстрекаемый серб. правителем Стефаном Душаном и венецианцами, к-рые были недовольны усилением позиций Генуи в причерноморской торговле, И. П. решил поднять восстание против тестя. Однако мать, отправленная Иоанном Кантакузином для встречи с И. П. в Фессалонику, заставила его отказаться от борьбы. В качестве жеста примирения Кантакузин согласился передать во владение И. П. удел, к-рый он ранее выделил для сына Матфея. Однако осенью 1352 г. началась новая междоусобная война (до 1357); произошли военные столкновения между И. П. и Матфеем Кантакузином в Вост. Фракии. Восставшее население Адрианополя сдало город И. П., Матфей был осажден в городской цитадели. Но вмешательство Иоанна Кантакузина, призвавшего на помощь тур. отряды, вынудило И. П. укрыться в Дидимотихе. В сражении под его стенами турки уничтожили войска И. П. и союзные ему отряды сербов (кон. 1352). В качестве условий мира Кантакузин потребовал от И. П. сдать Дидимотих и отказаться от своего удела, но И. П. бежал на о-в Тенедос и продолжил борьбу.

http://pravenc.ru/text/469760.html

По свидетельству его друга патриарха Филофея (Коккиноса), «этот замечательный император издавна был одержим божественным стремлением и страстным влечением к отшельничеству», православием и апостольскими и отеческими догматами он гордился больше, чем императорской короной и багряницей». Находясь в монастыре, Кантакузин продолжал следить за важнейшими событиями политической жизни Византии. Когда, например, вождь исихастов святитель Григорий Палама попал в плен к туркам, он пытался спасти его. Со временем Иоасаф – такое имя получил император при постриге – примирился с Иоанном V, и немалое влияние Кантакузина при дворе Палеолога приходилось учитывать и греческим царедворцам, и иноземным дипломатам. Кроме того, он занялся писательской деятельностью, одним из поводов к написанию богословских сочинений послужили нападки врагов исихазма, в частности, монаха Прохора Кидониса, который сначала на Афоне, затем в Константинополе начал выступать против исихастов. На выступление Прохора Кантакузин ответил своими «Опровержениями» в связи с последним исихастским собором, т.е. около апреля 1368 г. Иоанн Кантакузин оставил после себя трактаты в защиту исихазма, против язычников. О.Г. Ульянов пишет о популярности Слов Иоанна-Иоасафа Кантакузина особенно среди святогорского монашества, судя по многочисленным спискам и переводам: «причем один из первых славянских переводов (не позднее 90-х гг. XIV в.) был выполнен в сербском монастыре Хиландар на Святой Горе Афон». Остаток своей долгой жизни Иоанн Кантакузин провел в монастырях Константинополя, Афона, Пелопоннеса. В монашестве Иоанн Кантакузин под псевдонимом Христодул написал «Историю», охватывающую период с 1320 по 1362 гг., в стиле Фукидида, в этом труде он объяснял свою политику, замыслы и деяния. Труд Иоанна VI ,по мнению историков, является одним из лучших исторических византийских литературных памятников. Преставился инок Иоасаф Христодул в Мистре 15 июня 1383 г. Г.М. Прохоров отмечает, что длительная политическая деятельность этого человека (1321-1354), одного из способнейших людей XIV века, хотя и не привела к укреплению государства, но «способствовала укреплению Церкви: Православная Церковь, бывшая в то время выразительницей греческой культуры, не только не сдала своих позиций, но даже окрепла и духовно и идеологически ожила в ходе длительных споров, стала крепче…В ведущий отряд этой окрепшей международной организации – монашество – он и ушел с императорского трона».

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/22/...

После смерти патриарха Исидора в феврале  1350 года Иоанн Кантакузин в надежде обрести мир в Церкви предложил сан патриарха Никифору Григоре   , но тот решительно отказался пойти на компромисс и с помощью учеников продолжал активную агитацию против паламизма. Патриархом стал настоятель афонского монастыря Ивирон ученик прп. Григория Синаита Каллист , который также безуспешно пытался найти компромисс с Григорой. Иоанн Кантакузин в «Истории» упоминает, что именно после смерти Исидора у него с супругой впервые появилось серьезное намерение передать власть Иоанну V и удалиться в монастырь св. Мамы вместе с лучшими друзьями: Николаем Кавасилой и Димитрием Кидонисом . Но возникший конфликт между архонтами Фессалоники пробудил надежды Иоанна Кантакузина на переход города под его власть и заставил его выступить в поход вместе с Иоанном V, сыном Матфеем и османской конницей Сулеймана (сына эмира Орхана). Фессалоника находилась под управлением назначенных Иоанном V архонтов Андрея Палеолога и Алексея Метохита Палеолога. В 1349 году архонты отказались принять свт. Григория Паламу на митрополичью кафедру, поскольку не признавали Иоанна Кантакузина законным императором и не принимали его ставленников. Однако вскоре, ввиду нарастающей серб. опасности, Алексей Метохит сам обратился к Иоанну Кантакузину за помощью. В начале похода турки внезапно были отправлены в Малую Азию распоряжением Орхана, а Иоанн Кантакузин был вынужден нанять 22 пиратских судна для усиления своей армии . Свт. Григорий Палама вскоре занял Фессалоникийскую кафедру, хотя полного контроля над городом Иоанну Кантакузину добиться все же не удалось. Разгоревшийся в 1350 году между Генуей и Венецией военный конфликт привел к блокаде Галаты венецианско-арагонским флотом весной 1351 года. Подозревая Иоанна Кантакузина в содействии венецианцам, галатцы начали обстрел Константинополя из метательных орудий. Византия была вынуждена вступить в войну на стороне Венеции; на стороне Генуи выступил эмир османов Орхан. Но 13 февраля 1352 года венецианский флот был разгромлен, и Византия оказалась лицом к лицу с могущественной Генуей. Взять укрепления Галаты византийцы были не в состоянии и подписали мирный договор, который фактически поставил подвоз продовольствия в столицу под полный контроль Генуи. Эти события, которые современниками непосредственно связывались с правлением Иоанна Кантакузина, значительно подорвали его авторитет в столице.

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

IV. Два «Опровержения» Прохора Кидониса   , написаны в 1367-1369/70 годах  , сохранились в 11 рукописях, включая иллюстрированный манускрипт Paris. gr. 1242 . После «Антирритиков» это наиболее обширный труд Иоанна Кантакузина, направленный на защиту богословия свт. Григория Паламы . 1-е «Опровержение» написано после изгнания Прохора из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне летом 1367 года и, по мнению издателей, «несомненно» было закончено до Константинопольского Собора в апреле 1368 года, которым был анафематствован Прохор Кидонис и канонизирован свт. Григорий Палама . В «Антирритиках» Иоанн Кантакузин опровергает трактаты Прохора Кидониса «О сущности и действии» и «Опровержение соборного томоса 1351 г.» (не изд.). 2-й трактат содержит выдержки из несохранившихся трактатов Прохора . Оба трактата написаны ок. 1367 года  . Иоанн Кантакузин ставит своей целью обращение Прохора в паламизм , на что указывает достаточно спокойный тон трактатов. Они создавались в расчете на широкие слои церковной общественности; текст был послан, по свидетельству Димитрия Кидониса, на Кипр, Крит, в Палестину, Египет, Трапезунд и др. . «Опровержения» активно переписывались сразу же после написания и посылались в различные уголки империи после Константинопольского Собора 1368 года. По меньшей мере 5 рукописей «Опровержений» были переписаны Мануилом Цикандилисом в 1369-1370 гг. . V. «Диспут с латинским патриархом [Константинополя] Павлом» в 7 письмах . Павел Калабрийский , с 1366 года титулярный католический патриарх Константинопольский и представитель папы Урбана V , в 1367 году принимал участие в переговорах с Иоанном Кантакузином по вопросу о созыве Вселенского Собора; результаты переговоров отразились в написанной Иоанном Кантакузином «Беседе с легатом Павлом». Возвратившись в Константинополь в сентябре 1368 года после посольства в Италию , Павел осведомился у Иоанна Кантакузина, верно ли то, что говорят антипаламиты о православных, или нет. В ответ Иоанн Кантакузин, как он пишет в предисловии, пригласил Павла во дворец, где в ходе долгих бесед раскрыл ему глаза на ошибочность догматических воззрений антипаламитов, а также на применявшиеся ими приемы борьбы с противниками (напр., порчу святоотеческих текстов).

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

Григория Паламы. В результате серии соборов 1351 года богословие свт. Григория Паламы было признано православным и согласным с учением отцов Церкви и обнародован «Соборный Томос против единомышленников Варлаама и Акиндина» (дополнивший « Синодик Торжества Православия »), подписанный Иоанном Кантакузином вместе с патриархом Каллистом Константинопольским и митрополитами Ираклийским Филофеем Коккиным и Фессалоникийским Григорием Паламой . В 1352 году Иоанн V Палеолог восстал против соправителя, попытался захватить Адрианополь, а потом бежал в Дидимотику. Для подавления восстания Кантакузин обратился за помощью к османам, на оплату которым ушла вся казна, церковная утварь и даже деньги, пожертвованные московским князем Симеоном на ремонт Софийского собора. Палеолог был разбит и бежал на остров Тенедос. Турки же в 1353 году заняли на Галлипольском полуострове крепость Цимпе, обещанную императором в уплату за помощь, а ещё через год воспользовались случаем и заняли соседнюю крепость Галлиполи, стены которой разрушились в результате Фракийского землетрясения. Иоанн вёл с Орханом переговоры, пытаясь выкупить захваченные турками фракийские крепости, но безуспешно — османы уже заселяли оккупированные территории своими соплеменниками. В 1353 году Иоанн VI сделал соправителем своего сына, Матфея, и отдал ему в удел Адрианополь. В ноябре 1354 года Иоанн Палеолог с отрядом из 2000 человек вернулся в Константинополь. Кантакузин под давлением горожан, недовольных его уступками туркам, отрёкся от престола и постригся в монахи под именем Иоасаф Христодул. В монастыре он написал «Историю», охватывающую период с 1320 по 1356 годы, где описал в том числе события, в центре которых был сам. Несмотря на тенденциозность, «История» относится к числу лучших византийских сочинений этого жанра. Ещё в бытность свою императором, как ярый сторонник исихазма и близкий друг Григория Паламы, Иоанн Кантакузин, видимо, покровительствовал не только монахам-исихастам, но и монастырю Ватопед (где по преданию и принял монашество), о чём свидетельствуют его дары (иконы и книги), среди которых, хранящаяся до сегодняшнего дня, важная христианская реликвия — Пояс Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Продолжающийся конфикт между Иоанном VI Кантакузином и Иоанном V Палеологом за престолонаследие привел к тому, что патриарх Каллист, который поддерживал Палеологов, отказался короновать Матфея Кантакузина и, оставив патриарший престол, ушел в один из константинопольских монастырей, а затем отправился на о. Тенедос. В середине августа 1353 г. был созван Синод, который низложил Каллиста заочно. Это решение подписали 20 епископов. После этого члены постоянного Синода выбирали нового патриарха из короткого перечня кандидатов: свт. Филофей (Коккин), Филадельфийский митрополит Макарий Хрисокефал и мирянин Николай Кавасила . Выбран был свт. Филофей в возрасте, когда ему было ок. 55 лет. Избрание свт. Филофея (Коккина) патриархом приобретает у М. Митреа снова негативный окрас: взлет к власти свт. Филофея именуется в монографии имплицитным падением, а каноничность и легитимность избрания – политическими маневрами имп. Иоанна VI Кантакузина 156 . Далее М. Митреа пишет: «Кроме того, Коккин, вероятно, угодил императорскому слуху своим обширным, почти агиографическим описанием в житии прп. Саввы Нового, где император описывается как хранитель Православия и образцовый правитель, который имел монашеское предназначение и зов к святости» 157 . М. Митреа считает, что житие прп. Саввы предназначалось, скорее всего, для городской ученой среды Константинополя или Фессалоники, включая имп. Иоанна VI Кантакузина. (С. 67–69) Патриарх Филофей (Коккин) осуществил коронацию Матфея Кантакузина в феврале 1354 г. во Влахернском храме Пресвятой Богородицы. Видимо, с этого момента отношения между Каллистом и Филофеем испортились. Первый период патриаршества длился меньше 1,5 лет, между августом 1353 г. и зимой 1354 г. Как свидетельствуют Акты Константинопольского патриархата в этот период свт. Филофей был активен на церковной и политической сцене как внутри, так и за пределами империи. В этот период также он написал 2 экзегетические гомилии на отрывок из Евангелия в Неделю об исцелении скорченной жены ( Лк. 13.10–17 ). На основе анализа цикла чтений в византийских лекционариях М. Митреа приходит к выводу, что свт. Филофей написал эти гомилии в конце ноября (возможно, 24 ноября) или начале декабря 1353 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В конце 1329 года византийцы успешно отвоевали у генуэзцев остров Хиос , генуэзская Фокея признала сюзеренитет Константинополя, а Лесбос удалось отстоять от нападения латинян. В 1330 году, после разгрома сербами коалиции монголов и болгар, Андроник III под предлогом мести за изгнание своей сестры Феодоры (жены погибшего болг. царя Михаила III Шишмана) из Тырнова объявил войну Болгарии, захватив болгарские опорные пункты на границе с византийской Фракией, а также порты Анхиал и Месемврию; по мирному договору в Русокастро в 1332 году захваты были узаконены. В 1330 году, во время тяжелой болезни, Андроник III завещал власть имп. Анне Савойской, ожидавшей ребенка, при регентстве Иоанна Кантакузина, что фактически могло устранить династию Палеологов от власти, т. к. было неизвестно, какого пола будет ребенок. Тогда же Феодор Дука Синадин (после Иоанна Кантакузина 2-е по влиянию лицо в империи), опасаясь мятежа сторонников Палеологов, заточил Андроника II в монастырь, чтобы не допустить его возвращения на престол. Там Андроник II скончался 13 февраля 1332 года. Бесчинства турецких пиратов заставили Византию в августе-сентябре 1332 года образовать морской союз с Венецией и иоаннитами Родоса . 8 марта 1334 года по инициативе Римского папы Иоанна XXII в Авиньоне было достигнуто соглашение о создании морского антитурецкого союза с участием Венеции, Византии, госпитальеров, Кипра и Папского престола. В этом политическом контексте с новой силой возник вопрос о возобновлении полемики об унии Римско-католической и Восточной Церквей. В 1334 году, несмотря на сопротивление Константинопольского Священного Синода, Иоанн Кантакузин добился поставления на Константинопольский патриарший престол Иоанна XIV Калеки (1334-1347), входившего в круг приближенных Иоанна Кантакузина.  Антитурецкий союз распался уже в 1335 году, после захвата генуэзцами византийского  Лесбоса . В августе 1335 года Андроник и Иоанн Кантакузин были вынуждены начать войну против генуэзцев, напав на их крепости на Лесбосе и в Фокее. Поскольку генуэзцы на Лесбосе захватили в плен сыновей турецкого эмира Сарухана , Иоанн Кантакузин заключил тайный союз с эмирами Саруханом, Хидином и Умуром . Вероятно, в 1337 году, во время совместного похода византийцев и турок против албанцев, на Балканах завязались дружеские отношения между Иоанном Кантакузиным и Умуром. По просьбе Иоанна Кантакузина Умур освободил от дани христианское население Филадельфии (Малая Азия). С этого времени в византийской политике становится преобладающей протурецкая ориентация, делается ставка на союз с османами и их вассалами.

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

После 2 безуспешных попыток взять Фессалонику (1342 и 1343) Стефан Душан обратил внимание на адриатическое побережье. Он постепенно вытеснял оттуда визант. властителей, и только Диррахий оставался владением неаполитанских Анжуйцев. После этого он начал завоевание Южной М. и присоединил Воден, Костур и Лерин (Флорину). Летом 1343 г. союз между Стефаном и Иоанном Кантакузином был разорван, т. к. последний овладел Веррией, Сервией и Платамоном. Кантакузин заключил союз с тюрк. эмиром Айдына Умур-беем из М. Азии, чтобы овладеть Фессалоникой. Стефан Душан попытался продвинуться на юг в М. самостоятельно, но в 1344 г. был разбит близ Стефанианы Умур-беем. Тем не менее в 1344 г. сербы овладели Зихной и Веррией. Когда в 1345 г. Кантакузин и Умур-бей бросили основные силы на овладение К-полем, Стефан Душан захватил большую часть Восточной М.- от Серр до Кавалы. В состав его владений вошел и Афон, привилегии к-рого Стефан подтвердил специальным хрисовулом. После этих побед Стефана Душана начали титуловать «во Христе Боге верный король всех сербских, и поморских земель, и греческих, и Болгарских пределов» (грамота 1345 г. монастырю Дечаны) либо «Божьей милостью Стефан, король Сербии, Диоклеи, Захумья, Зеты, Албании и Поморья, и правитель немалой части от царства Болгарии, и господин всей Романии» (письмо от 1345 г. венецианскому дожу Андреа Дандоло). В 1346 г. он был коронован в Скопье при участии Тырновского патриарха Симеона. Вскоре М. была разделена между серб. феодалами. Войхна с титулом кесаря управлял Драмой; Иоанн Оливер стал деспотом региона Овче-Поле-Злетово; Бранко Младенович - севастократором в Вельбужде, Куманове и Охриде. Иоанн Кантакузин, в 1347 г. восшедший на к-польский престол, стремился сохранить Восточную М. и выделил земли эгейского побережья от Кавалы до Дидимотиха в отдельное владение, которое доверил сыну Матфею. В 1350 г. Кантакузин попытался вернуть М. при помощи тур. отрядов, разорявших страну, напал на сербов и ненадолго вернул Женско (Гинекокастрон), Веррию и Воден (Эдессу).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

В 1341 г. в Византии началась гражданская война между ведущим полководцем и политическим деятелем Империи Иоанном Кантакузином и регентами девятилетнего императора Иоанна V - его матерью императрицей Анной Савойской и патриархом Иоанном Калекой. Обе стороны в этой борьбе широко прибегали к помощи турок, многие из которых после этого прочно осели в Европе. В конце концов Иоанн Кантакузин вошел в Константинополь и завоевал византийский престол (1347 г.) и звание регента. Почти шестилетняя гражданская война была завершена. Еще через 7 лет, в 1354 г., Иоанн VI Кантакузин был свергнут подросшим Иоанном V, получившим для своего воцарения деньги от венецианцев. Кантакузин удалился в монастырь, где стал монахом Иоасафом. Правда, вскоре его отношения с Иоанном V восстановились, и он до конца своих дней оставался самым уважаемым отставным политическим деятелем Византии, к советам которого прислушивались все ее правители. Тем не менее «союзник» Иоанна Кантакузина султан Орхан воспользовался предлогом свержения «уважаемого им императора», чтобы переправиться со своим войском в Европу. В 1365 г. преемник Орхана Мурад уже прочно укрепился на Балканах и перенес свою столицу в Адрианополь. Ввиду отчаянности ситуации император Иоанн V отправился в Западную Европу с просьбой о помощи, но не получил ее. Император пытался завербовать наемников, платить которым ему было нечем; естественно, из этой его попытки ничего не удалось. Более того, на обратном пути его задержали кредиторы-венецианцы и бросили в долговую тюрьму. Сыну императора Мануилу пришлось вести длительные и унизительные переговоры в Венеции, чтобы выручить своего отца. В 1373 г. Иоанну пришлось признать себя вассалом султана и выплачивать ему ежегодную дань. Его сын и наследник Мануил был отправлен ко двору султана в качестве заложника. Ему даже пришлось помогать султану Мураду в захвате последнего византийского владения в Малой Азии - вольного города Филадельфии. Этот же Мурад одержал победу в 1371 г. при реке Марице над объединенной болгарско-сербской армией. В результате он овладел Болгарией и Южной Сербией. Северной Сербии пришлось признать его господство.

http://sedmitza.ru/lib/text/434820/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010