Тем самым был образован Морейский деспотат - феодальное владение в составе Византии, в которое помимо М. вошла большая часть Пелопоннеса. В 1352 г. победивший в гражданской войне в Византии имп. Иоанн V Палеолог попытался изгнать Мануила из М. и назначил деспотами М. Михаила и Андрея Асеней, сыновей Андроника Палеолога Асеня. Однако в начавшейся вновь гражданской войне Мануил отстоял свои владения; Иоанн V вынужденно признал его фактический суверенитет. М. надолго оказалась почти полностью независимой от К-поля. Мануил правил в М. до смерти в 1380 г. Ок. 1361 г. в М. перебрался Иоанн Кантакузин со старшим сыном Матфеем, окончательно потерпевший поражение в борьбе за византийский престол и отказавшийся от политической карьеры. Приняв монашество с именем Иоасаф, он провел последние десятилетия жизни в М. и умер в 1383 г. В 1381-1382 гг. офиц. правителем М. был Матфей Кантакузин. Нижний город в Мистре Нижний город в Мистре Преемником Кантакузинов в М. стал Феодор I Палеолог, сын имп. Иоанна V. С этого времени М. вновь вошла в сферу влияния К-поля, однако ее военно-политическое положение стало ухудшаться. В 1394 г. М. и Морея были оккупированы войском турок-османов. Под давлением султана Баязида Феодор вынужден был фактически стать его вассалом. В 1397 г. Морея подверглась нападению османских полководцев Якуб-паши и Тимурташа. Пытаясь найти спасение от разграбления, Феодор отправился из М. на Родос, где начал переговоры с орденом госпитальеров о продаже нек-рых своих владений крестоносцам. Спустя неск. лет, ок. 1400 г., был заключен договор о продаже большей части Мореи, включая М. и ряд. др. крепостей и портов. Однако жители М. во главе с митрополитом заявили о готовности поднять восстание в случае реализации этой сделки и начали нападать на крестоносцев, появившихся в городе. Желая предотвратить кровопролитие, архиерей обратился к горожанам с просьбой дать латинянам 3 дня на то, чтобы покинуть М., что и было исполнено. Эта тупиковая политическая ситуация разрешилась после разгрома турок войском Тимура под Анкарой в 1402 г. Положение всех визант. владений, в т. ч. М., на время укрепилось. Феодор Палеолог вернулся в М., расторг договор с госпитальерами и вернул им ранее выплаченные ему деньги. После смерти Феодора в 1407 г. правителем М. с одобрения К-поля стал его малолетний племянник Феодор II, сын имп. Мануила II Палеолога , его опекуном был назначен Мануил Франкопул, присланный из К-поля. Возмужав, Феодор II управлял М. до 1443 г. В 1421 г. Феодор женился на Клеофе, дочери правителя Анконской марки из рода Малатеста; свадьбу праздновали в М. В 1-й пол. XV в. по мере дальнейшего ухудшения положения К-поля значение М. в гос. системе Византии росло. Город на время превратился в некое подобие 2-й столицы империи. В 1415-1416 гг. в М. около года прожил имп. Мануил II. После его возвращения в К-поль фактическим правителем М. стал его соправитель Иоанн (см. Иоанн VIII Палеолог ).

http://pravenc.ru/text/2563378.html

В 1256 г. М. П., управлявший тогда областями Месофиния и Оптиматы, получил известие о приказе Феодора II Ласкаря арестовать его и бежал в Иконийский (Румский) султанат. Возможно, М. П. действительно готовил мятеж против императора ( Prinzig. 1998), хотя нельзя полностью исключать вероятность ложного доноса (Автобиография. 1885. С. 25). Султан Кей-Кавус II пытался сдержать монг. наступление и передал под командование М. П. отряд, к-рый состоял из пленных византийцев. Этот отряд, сражавшийся под никейскими знаменами, участвовал на стороне турок-сельджуков в сражении с монголами Байджу-нойона при Аксарае (14 окт. 1256), к-рое закончилось поражением сельджуков. М. П. был вынужден бежать в Кастамон. Заручившись от имп. Феодора II гарантиями безопасности, он вернулся в Никею и вновь получил должность вел. коноставла (1257). Однако в 1258 г. император, подозревавший М. П. в измене, отдал приказ о его аресте. М. П. во 2-й раз принес клятву верности императору и обещал в будущем не претендовать на верховную власть. Богоматерь Оранта (?). Имп. Михаил VIII Палеолог, предстоящий Иисусу Христу. Золотой солид. Аверс, реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Богоматерь Оранта (?). Имп. Михаил VIII Палеолог, предстоящий Иисусу Христу. Золотой солид. Аверс, реверс (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Восхождение М. П. к трону началось после смерти имп. Феодора II (16 авг. 1258). Последний успел назначить опекунами своего 8-летнего сына Иоанна IV Дуки Ласкаря патриарха К-польского свт. Арсения Авториана (1255-1260, 1261-1265) и протовестария Георгия Музалона, который первоначально намеревался отказаться от этого назначения, однако был поддержан М. П. и согласился стать опекуном. 24 авг. 1258 г., во время панихиды по имп. Феодору II, совершавшейся на его могиле в Сосандрском мон-ре, заговорщики, к к-рым примкнул М. П., убили Музалона и 2 его братьев. Регентство перешло к М. П. как к лицу, исполнявшему обязанности вел. коноставла. В сент. 1258 г. он удостоился титула вел. дуки, а 13 нояб. был провозглашен деспотом и василеопатром. Получив доступ к гос. казне, М. П. щедро раздавал деньги чиновникам, военным, духовенству, пытаясь заручиться их поддержкой. На важные должности он назначил своих сторонников и родственников (так, его брат стал вел. доместиком), противники же М. П. были удалены из столицы. Вскоре М. П. был провозглашен императором Никейской империи. Свт. Арсений, первоначально не желавший признавать его правителем из-за опасений за жизнь Иоанна IV, все же согласился совершить коронацию М. П. (1 янв. 1259) при условии, что тот будет лишь соправителем Иоанна IV вплоть до совершеннолетия последнего. Однако, видя стремление М. П. отстранить Иоанна IV от власти, свт. Арсений временно удалился с Патриаршего престола. Новым патриархом стал Никифор II , к-рый вскоре скончался, после чего М. П. примирился со свт. Арсением и вернул его на престол.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИОНСКАЯ УНИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В 1261 Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 - 1282) при содействии генуэзцев отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю . Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное. Последний латинский император в Константинополе Балдуин II отправился на Запад и умолял папу и государей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV , потерявший с завоеванием греками Константинополя не менее Балдуина, принял его сторону, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал распространять воззвания к новому крестовому походу против Константинополя.Тесть Балдуина Карл Анжуйский , овладевший тогда Неаполем и Сицилией , стал готовиться к войне с Палеологом. В то же время против Палеолога вооружались болгары , а латинские князьки Пелопоннеса , оставшиеся независимыми после падения Латинской империи, начали наступательные движения против Константинополя. Волнения внутри империи довершали запутанность дел. Михаил VIII Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него — и затем ослепив — Иоанна , малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса . Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Новый патриарх Герман , заменивший сосланного Арсения, вследствие народного ропота должен был оставить кафедру. Когда затем поставлен был патриархом царский духовник Иосиф , многие из духовных и мирян не хотели признавать Иосифа патриархом и образовали сильную партию сторонников Арсения. Нашелся слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем. Находясь в таких затруднительных обстоятельствах, хитрый Палеолог рассчитал, что нападение Карла Анжуйского он может остановить при помощи папы, а с остальными внутренними и внешними врагами — управиться собственными средствами. Немедленно по взятии Константинополя он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV и послал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями касательно соединения церквей.

http://drevo-info.ru/articles/2231.html

В июне 1448 г. в Силимврии умер деспот Феодор, 31 окт.- имп. Иоанн VIII. Помимо К. П. на престол претендовали деспоты Фома и Димитрий, однако было известно, что как сам покойный император, так и его супруга имп. Елена желали видеть преемником К. П. Димитрий был более опасен, чем Фома, поскольку за ним стояла та часть элиты К-поля, к-рая была против церковной унии. Открытого противостояния удалось избежать благодаря деятельности имп. Елены, осуществлявшей регентство после смерти мужа вплоть до прибытия К. П. в К-поль. В дек. 1448 г. императрица отправила Георгия Сфрандзи к султану, чтобы тот проинформировал его о ее желании возвести на престол К. П. (RegImp, N 3519; Giorgio Sfranze. 1990. P. 100). Заручившись согласием султана, императрица отправила в Мистру посольство, в составе которого был и деспот Фома, чтобы провозгласить К. П. императором и сопроводить его в столицу. Церемония состоялась 6 янв. 1449 г., однако процедура провозглашения была необычной, поскольку в ней не участвовали ни К-польский патриарх, ни местный епископ. Эти обстоятельства позволили историкам Константину Ласкарису, Феодору Агаллиану и Дуке высказывать сомнения в том, был ли К. П. вообще когда-либо коронован, и утверждать, что последним императором Византии был Иоанн VIII ( Ducas. Hist. XXXIV 2). Легитимность провозглашения К. П. императором оспаривали преимущественно противники церковной унии, в т. ч. Иоанн Евгеник. В то же время другие противники объединения Церквей, среди них и буд. патриарх К-польский Геннадий II Схоларий , вступивший с К. П. в активную переписку, не высказывали подобных сомнений, а значительная часть К-польской элиты безоговорочно приняла нового императора: известны приветственные слова и энкомии К. П., созданные Иоанном Докианом, Михаилом Апостолисом и Иоанном Аргиропулом. Имп. Константин XI Палеолог. Миниатюра из «Изложения истории» Иоанна Зонары. XII в. (Mutin. gr. 122. Fol. 294r) Имп. Константин XI Палеолог. Миниатюра из «Изложения истории» Иоанна Зонары. XII в. (Mutin. gr. 122. Fol. 294r)

http://pravenc.ru/text/2057056.html

Никифор Хумн учился у Григория II Кипрского , Патриарха К-польского, к-рый является автором одной из лучших автобиографий того времени, написанной, вероятно, под влиянием подобного же сочинения Никифора Влеммида - краткого, но искреннего, простого и безыскусного рассказа о его юности в ученой среде Никеи и К-поля. Сохранились также элегантные по стилю письма Григория. Автобиографию написал и имп. Михаил VIII Палеолог , гл. обр. с целью оправдать свои действия, вызвавшие глубокий раскол в визант. об-ве. Именно политика имп. Михаила VIII, направленная на заключение унии с Римом, вызвала новый подъем агиографии, в частности в кружке Феодоры Раулены, к-рая сама написала Жития Феодора и Феофана Начертанных и поощряла др. авторов (напр., Иоанна Скевофилака - автора Жития прп. Феодосии). Эти произведения не случайно посвящены иконоборческому периоду - в контексте религиозно-политической полемики образы тиранов-иконоборцев выглядят прозрачным намеком на латинствующего императора и преследования им оппозиции. «Политическая» агиография, т. е. жития причисленных к лику святых императоров и Патриархов с описанием, в частности, и их политической деятельности, развивается с кон. XIII в. Из наиболее значимых памятников следует назвать Жития св. Иоанна III Дуки Ватаца, святителей Арсения, Иосифа, Афанасия. Имп. Мануил II Палеолог. Надгробное слово брату Феодору, деспоту Морейскому (Parisin. Suppl. gr. 309, 1407 - 1425 гг.) Имп. Мануил II Палеолог. Надгробное слово брату Феодору, деспоту Морейскому (Parisin. Suppl. gr. 309, 1407 - 1425 гг.) Жанр экфрасиса оставался популярным со средневизант. периода, при Палеологах: к нему обратился Мануил Фил (ок. 1275-1345). Плодовитый и разносторонний поэт, он посвятил ряд стихотворений произведениям живописи, архитектуры, прикладного искусства, причем не только своего времени, но и прошедших веков. Перу имп. Мануила II Палеолога принадлежит замечательное несколько шутливое изображение занавеса с изображением весны, виденного им в Париже. В XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Долгое время считалось, что Константин XI был коронован мирянином. Теперь, однако известно, после публикации сочинений Иоанна Евгеника С. Ламбросом, что коронация Константина XI никогда не была осуществлена. Церковь требовала, чтобы коронация была бы осуществлена патриархом, однако, она была, вероятнее всего, отложена из-за антагонизма между сторонниками и противниками объединения церквей. 763 Обе супруги Константина из латинских фамилий, обосновавшихся на христианском Востоке, – первая из фамилии Токко (Тоссо), вторая из известной генуэзской династии на острове Лесбосе Гаттилусио (Gattilusio), – умерли еще до избрания Константина на престол. Переговоры же о третьей супруге новому императору на Западе и Востоке, например, в Венеции, Португалии, Трапезунде и Иверии (Грузии), закончились ничем. Падение Константинополя и смерть Константина помешали осуществлению этих брачных планов. Его доверенный друг и дипломат, историк эпохи Палеологов, Георгий Франдзи оставил нам в своей истории интересное описание миссии найти для императора невесту в Трапезунде и Иверии. 764 Современный нам историк Ш. Диль замечает, что, несмотря на давнее существование брачных связей между византийскими императорами и западными принцессами, в последний критический момент империи взоры последнего императора обратились в поисках супруги к более им близкому, понятному и родственному Востоку. 765 Константин XI погиб при взятии Константинополя турками в мае 1453 г. На месте христианской восточной монархии основалась сильная военная держава османских турок. Из братьев, переживших Константина, Димитрий Палеолог попал в плен Мехмеду II, который женился на его дочери; умер Димитрий в Адрианополе монахом, под именем Давида. Другой брат Фома окончил жизнь в Италии, лелея мечту о крестовом походе против турок и найдя у папы материальную поддержку для собственного существования. Сын его Андрей, ставший уже католиком, являлся единственным законным представителем династии Палеологов, имевшим права на утраченный византийский престол. До нас дошел любопытный документ, на основании которого Андрей Палеолог будто бы передавал свои права на империю Константинопольскую и Трапезундскую и на сербский деспотат французскому королю Карлу VIII. Последний, предпринимая в конце XV века свой поход на Неаполь, думал, что его итальянская экспедиция явится лишь началом для его дальнейших завоеваний, а именно Константинополя и Иерусалима, что указывает на существование мечтаний о крестовом походе в конце XV века. Вероятно, акт передачи упомянутых прав Карлу VIII остался лишь проектом, так как позднее Андрей Палеолог уже передавал свои права на византийский престол Фердинанду и Изабелле Испанским. 766 Конечно, подобные передачи прав на Византию никаких реальных результатов не имели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ПАЛЕОЛОГ [греч. ημτριος Παλαιολϒος] (1406/07, К-поль - 1470/71, Адрианополь, совр. Эдирне, Турция), деспот, посл. правитель Мореи (визант. владений на Пелопоннесе), 5-й сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и имп. Елены Драгаш; противник унии. В июле 1423 г., вероятно из-за семейных неурядиц, покинул К-поль и отправился в Венгрию. В 1427 г. вернулся обратно. Ок. 1429 г. получил титул деспота. В сер. 1436 г. женился на Зое, дочери вел. дуки Параспондила. 27 нояб. 1437 г. отправился с братом имп. Иоанном VIII Палеологом в Италию на Ферраро-Флорентийский Собор . 31 янв. 1440 г. вернулся через Венецию в К-поль. Получил в качестве удела г. Месемврию на Чёрном м. В 1441 г. женился на Феодоре, дочери Павла Асеня. В апр. 1442 г. у них родилась дочь Елена. В это же время в связи с обострившимися разногласиями в визант. обществе по поводу заключенной Иоанном VIII унии Д. П. заявил о своих притязаниях на имп. престол и при помощи турок пытался захватить К-поль. Свои права он обосновывал «порфирородным» происхождением, т. е. тем, что в отличие от старших братьев был рожден в то время, когда его отец уже был правящим императором, а также своей верностью Православию и твердой антиуниатской позицией. Д. П. был одним из лидеров антиуниатской элиты визант. общества, его поддерживали духовенство и народ. В 1444 г. он был посажен в тюрьму по обвинению в гос. измене. В 1448 г., после смерти Иоанна VIII, Д. П. снова пытался захватить К-поль и стать императором. Однако в 1449 г. ввиду провозглашения императором старшего брата Д. П., Константина XI Палеолога , обменял свои черноморские владения на удел Константина в Морее, получив юго-вост. часть визант. земель на Пелопоннесе со столицей в Мистре; его брат деспот Фома владел сев.-западом полуострова. В 1449-1460 гг. оба брата вели борьбу за преобладание на полуострове. Д. П. опирался в основном на военную помощь турок, Фома - венецианцев. С 1458 г. Д. П. стал данником султана Мехмеда II . В мае 1460 г. он капитулировал и сдал султану Мистру, получив взамен владения в окрестностях Адрианополя, нек-рые острова в Эгейском м. и солидную денежную пенсию (700 тыс. аспр). Султан взял в жены его дочь Елену. В том же году Д. П. передал патриарху Геннадию II Схоларию трактат «О Законах» Георгия Гемиста Плифона , к-рый патриарх позже повелел сжечь как противный христ. учению. Д. П. был другом и адресатом патриарха Геннадия Схолария, состоял в переписке со мн. интеллектуалами того времени, например с Плифоном. Д. П. не разделял надежд царственных братьев на зап. военную помощь в борьбе против турок и осуждал их за уступки в правосл. вероучении для получения этой помощи.

http://pravenc.ru/text/178223.html

отношений. Патриарх, назначенный имп. Феодором II опекуном его сына и наследника Иоанна IV , резко осудил стремление его соправителя военачальника Михаила VIII Палеолога отстранить юного императора. В знак протеста патриарх отрекся от престола, но вскоре вернулся и принял участие в торжественной повторной коронации Михаила VIII в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). Однако вскоре Палеолог нарушил данную патриарху клятву, ослепил казавшегося ему опасным соперником 11-летнего Иоанна IV и отправил его в заточение (25 дек. 1261). В ответ патриарх Арсений отлучил императора от Церкви (с сохранением его поминания на литургии) и категорически отказывался снять епитимию, несмотря на неоднократные просьбы Михаила о прощении. В 1265 г., после очередного отказа и осуждения со стороны патриарха за войну с единоверцами в Эпире, Михаил VIII добился низложения Арсения и отправил его в ссылку. Эти события вызвали волну протеста и привели к появлению внутрицерковной оппозиции, во главе к-рой встали еп. Андроник, мон. Иакинф, сестра императора мон. Марфа и др. церковные деятели. В КПЦ начался арсенитский раскол, продлившийся до 1310 г. Поставленный на место Арсения патриарх Герман III не дерзнул снять отлучение с императора и уже через год отрекся от престола. Лишь при следующем патриархе, к-рым стал духовник имп. Иосиф I Галисиот (1266-1275, 1282-1283), состоялось торжественное прощение Михаила VIII после его публичного покаяния в соборе Св. Софии. К этому времени все внимание имп. Михаила было приковано к готовящейся на Западе крупномасштабной интервенции в Византию во главе с сицилийским кор. Карлом I Анжуйским. В качестве экстренной меры, к-рая могла бы остановить вторжение, император рассматривал сближение с главным духовным авторитетом Запада - папой Римским. Вопреки мнению патриарха и большей части епископата представители Михаила VIII Палеолога в 1274 г. приняли участие в Лионском Соборе Римско-католической Церкви и заключили Лионскую унию . Соглашение не сопровождалось богословскими дискуссиями: византийцы подписали заранее заготовленный текст.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

25 июля 1261 года византийские вооруженные отряды императора Михаила VIII Палеолога без особых сложностей захватили Константинополь, который перед этим покинула венецианская флотилия, направившаяся в Черное море. Император Михаил VIII Палеолог торжественно вошел в Константинополь 15 августа 1261 года, и вскоре патриарх Арсений в храме Святой Софии вторично венчал его на царство Возвращение в Константинополь ознаменовало начало последнего периода в истории Византийской империи, известного под названием Палеологовского, который завершился 29 мая 1453 года. Возвращение византийцев существенно изменило ситуацию в опустошенном городе, где сразу же начались большие восстановительные работы Прежде всего следы латинского присутствия были удалены из собора Святой Софии, где были восстановлены алтарь, амвон и солея в соответствии с традициями византийской церковной архитектуры Император Михаил VIII Палеолог приложил много усилий и истратил значительные средства на восстановление византийской столицы и ее главного храма, что позволило современникам называть его вторым основателем Константинополя и новым Константином Восстановление городских храмов и монастырей сопровождалось возобновлением богослужения в них, однако новая литургическая традиция не являлась непосредственным продолжением прерванной в 1204 году традиции, но она во многом находилась под влиянием богослужебных обычаев Никейской империи, которые, в свою очередь, определялись Иерусалимским типиконом. Например, на константинопольском соборе 1276 года была зафиксирована практика несовершения Литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу сырной седмицы, а также в Великую Пятницу Эта новая практика определялась соответствующими рубриками Иерусалимского типикона тогда как до 1204 года Литургия Преждеосвященных Даров совершалась в Константинополе в указанные дни и в кафедральном, и в монастырском богослужении Переход на богослужение, регламентировавшееся Иерусалимским типиконом, стал причиной существенных изменений в практике церковного пения, в результате которых в конце XIII - начале XIV столетия в Византии появляется новый тин богослужебных певческих рукописей, известных под общим названием Akolouthia (греч.). Эти певческие сборники, которые содержали невмированные песнопения великой вечерни и утрени, совершавшихся по Иерусалимскому уставу, а также песнопения Литургии, заменили древние архаичные Азматиконы, которые сформировались в Константинополе предположительно в XI столетии Во многом эти изменения в византийском пении в конце XIII века -первой трети XIV века связаны с именами Иоанна Кукузеля и других деятелей константинопольской певческой школы Палеологовского периода. Монастырское богослужение в Константинополе

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Территория Византии уменьшилась. С Запада ей угрожали крестоносцы и католики, а с Востока – турки-османы. 2) Михаил VIII Палеолог (1261-1284 гг.). Лионская уния. Крестоносцы не смирились с потерей Константинополя и на юге Италии собирали войска для войны с Византией. Михаил VIII обратился за помощью к Папе Римскому. Папа обещал остановить крестоносцев, если Православная Церковь соединится с католической. В 1274 г. между Римом и Константинополем была заключена Лионская уния (союз). Греческая Церковь признавала все изменения, внесенные в догматы Церкви католиками и признала власть Папы Римского. Уния просуществовала недолго. Большинство православных епископов и простой народ ее не признали и император вынужден был вскоре от нее отказаться. Для защиты западных границ Михаил VIII перевел войска из Малой Азии во Фракию, и азиатские владения Византии захватили турки. 3) Гражданская война в Византии в XIII в. Правление Иоанна V . Состояние Византии к середине XIV в. стало критическим. Росли налоги, греческую торговлю захватили итальянские купцы. Казна была пуста, и император не мог справиться с могущественными богачами-аристократами. В 1341 г. императором стал 11 летний Иоанн V Палеолог . Вместо него правила его мать-иностранка и группировка ориентированных на Запад придворных. Против них выступила партия греческой православной знати во главе с Иоанном VI Кантакузином , также провозгласившим себя императором. Война шла с переменным успехом и разорила Византию. В 1348-54 гг. столицей владел Иоанн VI Кантакузин, но потом был вынужден отдать власть Иоанну V и подстричься в монахи. Все свое самостоятельное правление Иоанн V искал на Западе помощь против турок. Он даже принял для этого католическую веру. Но ничего не получил, и к концу его правления Византия владела лишь небольшой областью вокруг Константинополя, а император считался вассалом турецкого султана. 4а) Турки-османы: Турки-османы в нач. XIII в. были всего лишь небольшим турецким племенем, жившим в Малой Азии. После разгрома турок-сельджуков монголами, они начинают подчинять себе соседние племена и к концу XIII в. становятся сильнейшим турецким племенем. Воспользовавшись ослаблением Византии после захвата Константинополя крестоносцами, они постепенно отобрали у Империи все ее  азиатские владения. Во время междоусобных войн византийцы нанимали турецкие отряды, поэтому в XIV в. турки переправились в Европу и начали захват Византии, Сербии и Болгарии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010