Между тем, подошли ко гробу и прочие жены-мироносицы – Мария Клеопова, Саломия и Иоанна. Они также увидели гроб отверстым и камень отваленным от гроба и, конечно, также удивились, испугались и недоумевали, что это значит, и нашли в себе силы подойти ближе и даже войти в пещеру гроба. «И, вошедши, не нашли Тела Господа Иисуса» ( Лк.24:3 ). Представшая очам их пустота гроба еще более усилила их тревогу и недоумение. «Когда же недоумевали они о сем» ( Лк.24:4 ), явившиеся им здесь Ангелы рассеяли их недоумение, возвестив радостную весть воскресения. «Иисуса ищете Назарянина, распятого... Что вы ищете живого между мертвыми?.. Его нет здесь: Он воскрес... Вот место, где Он был положен... Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» ( Мф.28:5, 6 ; Мк.16:6 ; Лк.24:5, 6 ). Напоминанием о том, что Господь Сам, еще будучи в Галилее, предрекал о Своем распятии и воскресении, а также повеление Ангела женам идти и возвестить апостолам о воскресении Христа, подтверждали женам-мироносицам, что все Происходящее с ними есть не плод расстроенного воображения, не галлюцинация зрения и слуха, а действительный факт, неоспоримая реальность. Они, эти слова, ставили событие воскресения в тесную связь с прошедшим, которого оно было логическим продолжением, столь же реальным и несомненным, как и само это прошедшее; с другой стороны, они, указывая задачу настоящего (идите, возвестите), еще более удостоверяли несомненную действительность события Воскресения Христова. «И, вышедши поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» ( Мф.28:8 ). Обращает на себя внимание здесь смена настроений жен-мироносиц. Когда они пришли ко гробу и увидели пустоту его, их охватило недоумение, которое сменилось страхом и ужасом при виде небожителей, так что Ангел, прежде всего, обратился к ним со словами успокоения: «Не бойтесь», «не ужасайтесь». Страх этот сменился великой радостью, вызванной отраднейшею вестью о Воскресении Христа. Охваченные смешанным чувством страха и радости, мироносицы поспешили в город Иерусалим поделиться всем виденным и слышанным с апостолами. Но как только они отошли от гроба, ими снова овладел «трепет и ужас» ( Мк.16:8 ): умолк ободрявший их голос Ангела, скрылось видение светлых небожителей, они остались одни, сами с собою, с мыслию о необычайном событии, и естественно, что радость, ввиду именно необычайности события, скова уступила место благоговейному трепету и ужасу, под впечатлением которых они «побежали от гроба», молча в глубинах души переживая все происшедшее с ними и «никому ничего не сказали», – ни с кем не разговаривая о случившемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

На обратном пути она, конечно, встретилась с прочими женами, которых, между тем, занимала мысль, кто отвалит им камень от двери гроба (Марк. 16:3), и сообщила им свое опасение. Пока она ходила к апостолам, остальные жены-мироносицы подходят ко гробу, видят Ангелов, слышат от них благую весть о воскресении Христовом и поспешно идут к Апостолам, чтобы поделится с ними этой радостью. Обо всем этом подробно повествуют первые три Евангелиста (Матф. 28:5-8; Марк. 16:4-8 и Лук. 24:3-8). Между тем, двое из Апостолов, Петр и Иоанн, вследствие вести, принесенной им Марией Магдалиной, (а может быть, и другими мироносицами, которым они не поверили) — «Ипоказались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лук. 24:11), поспешно пошли или даже побежали ко гробу. Иоанн, будучи моложе Петра, бежал скорее, а потому ранее прибежал ко гробу, когда жен там уже не было, но не вошел во гроб. Можно полагать, что робость в уединении сада удержала его от этого. Наклонившись, однако, в отверстие, от которого отвален был камень, он увидел лежащие пелены. Вслед за ним приходит Симон Петр, который, как более смелый и мужественный, решается войти во гроб, и видит там одни только пелены лежащие и плат, которым была обвита голова Господа, «не с пеленами лежащий, но особо святой на другом месте» (Иоан. 20:3-7). Тогда вошел и «другой ученик, прежде пришедший ко гробу,» то есть Иоанн, «И увидел, и уверовал,» то есть уверовал в истину воскресенья Христова, ибо при похищении тела незачем было бы развязывать и совлекать с него пелены и к тому же укладывать их здесь в таком порядке. «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» — до того как Господь «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45), они многого ясно не понимали: не понимали и речей Господа о предстоящих Ему страданиях и воскресении (как видно, наприм., из Лук. 18:34 и Марк. 9:10), а потому нуждались в вещественных доказательствах. Таким доказательством истины воскресения Христова послужило для Иоанна то обстоятельство, что пелены и плат остались во гробе старательно сложенными.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Наступили тяжелые, печальные дни для апостолов. Все они были в унынии. Но вот, на утро третьего дня Мария Магдалина и другие благочестивые жены взяли благовония пошли ко гробу Господню ( Мк.16:1–4 ). С ужасом увидела Мария, что камень отвален от дверей гроба и самый гроб пуст. Она поспешила к Петру и Иоанну и с горестью рассказала им, что кто-то унес тело Господа из гроба и неизвестно, где положил ( Ин.20:1–2 ). Между тем прочие жены вошли внутрь пещеры. Они действительно не нашли тела Христова и не знали, что и подумать. Но внезапно предстали пред ними два Ангела, которые сказали им, что Христос воскрес из мертвых, и велели сообщить об этом апостолам( Лк.23:1–17 ; Мф.28:3–7 ; Мк.16:5–7 ). Но не поверили ученики Христовы этой вести, – пустой и ложной она им показалась ( Лк.24:9, 11 ). Однако любопытство пробудило в Петре и Иоанне желание посмотреть, что случилось в гробе Господнем. Петр, увидев гроб пустым и только одни пелены лежащие, ушел назад, дивясь виденному – он все еще не верил и сомневался ( Ин.20:3, 6–7 ; Лк.24:12 ). Но Иоанн вошел в самый гроб. Любящее сердце его стремилось вперед, – в нем еще светились искры надежды. Он увидел и всем своим любящим сердцем уверовал, что воскрес Христос ( Ин.20:8 ). Через несколько дней Иоанн с Петром были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь в образе незнакомца. Но ничто не могло обмануть нежную любовь Иоанна. Он тотчас узнал Господа и сказал Петру: «Это Господь». Во время обеда, последовавшего за этой встречей, Петр имел случай засвидетельствовать свою веру и любовь и узнать свое будущее. Из сочувствия и привязанности к Иоанну Петр хотел тоже знать и его будущее, но получил от Божественного Учителя такой ответ: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока не приду, что тебе до того?» Господь как бы так сказал Петру: «Ты занимайся исполнением возложенных на тебя поручений, а что к тебе может прибавиться, если бы ты узнал, что Я не хочу подвергать его и мучительной смерти до того самого времени, в которое Мне угодно будет взять его из этого мира, т. е. до его кончины». Из слов Христа ученики, однако, заключили, что Иоанн не умрет, но, скромный и беспристрастный к себе, друг Христов торжественно и вслух всего мира объявил в своем Евангелии, что слова Господа не содержат такого значения ( Ин.21:1–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

потому только, говорит Он [Христос], вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш, но преимущественно потому, что оно, делая вас пленниками бездушного богатства, удаляет вас от служения Богу и таким образом вредит вам и тем, что делает вас рабами вещей, над которыми вы должны господствовать, и тем, что не позволяет служить Богу, Которому всего более вы должны служить. Как прежде показал Он двоякий вред для собирающих богатство на земле — и тот, что собирают богатство там, где тля тлит, и тот, что не собирают его там, где стража самая безопасная, так и теперь показывает двоякий вред — и тот, что богатство удаляет нас от Бога, и тот, что оно порабощает маммоне. Впрочем, не тотчас выставляет это на вид, но наперед высказывает общие мысли, говоря таким образом: никто не может служить двум господам (Мф. 6:24). Здесь под двумя господами разумеет Он господ, приказывающих совсем противное один другому: иначе они не были бы и двоими. Ведь у множества веровавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32). Хотя верные были разделены телом, но помыслом были одно. Потом, усиливая сказанное, Спаситель говорит: тот не только служить не будет, но еще возненавидит и отвратится. Или одного будет ненавидеть, — говорит Он, — а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6:24). В двух этих изречениях Спаситель, кажется, выражает одну и ту же мысль; но не без причины говорит Он так, а с тем намерением, чтобы показать, как удобно перемениться на лучшее. Чтобы ты не говорил: я однажды и навсегда порабощен богатством, угнетен им — Он показывает, что возможно и перемениться, возможно перейти как на ту, так и на другую сторону. Итак, высказав общую мысль, чтобы заставить самого слушателя быть беспристрастным судьей слов Его и произнести суд на основании самого дела, Христос как скоро увидел, что слушатель соглашается с Его словами, тотчас открывает Свою мысль: не можете, — говорит, — служить Богу и мамоне (Мф. 6:24). Помыслим и ужаснемся, что заставили мы сказать Христа — сравнить богатство с Богом! Если же и представить это ужасно, то не гораздо ли ужаснее на самом деле работать богатству и его самовластное владычество предпочитать страху Божиему? (6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так, Евангелие, вопреки пророчеству Спасителя (Мф. 24:14; Мк. 13:10 ), проповедаво далеко не всем народам: во многие страны, напр., в глубь Азии, Австралии и на многие острова оно и не доходило. Затем, помрачение солнца 19 мая 1780 г. во всей Новой Анпйи, сильное падение звезд 18 ноября 1833 г. и т. п. явления совсем не тождественны с теми грозными и необычайными явлениями во всей видимой природе, которые картинно описаны у ев. Матвея (24:29), Марка (13:24), Луки (21:25) и в Откровении Иоанна Богослова (6:13 –14), а представляют, в сущности, обычное явление, не всем даже заметное, и потому придавать им особенное значение нет оснований. Наконец, под «великим отступлением» нельзя разуметь папства, так как характерные признаки этого отступления не приложимы к нему. По словам ап. Павла, с наступлением отступления, явится антихрист в виде определенной личности–«человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храм Божий сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:3–4 ) и Его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными» (– 9 ст.), которые будут производить сильное действие на людей (см. Откр. 13:3 ). Для отличия своих приверженцев, он даст особую печать, которая будет полагаться на правой руке или на челе и без которой никому нельзя будет ни покупать, ни продавать ( Откр. 13:16 – 18 ). Между тем папы, хотя считают себя наместниками Бога на земле, но никогда не выдавали себя за Божество; ни один из них не творил указанных чудес и не полагал никакой печати на лоб или на руку людям, да и при торговле никто не смотрит, есть ли у человека печать на руке или на челе. Далее, по учению адвентистов, «великое отступление» началось уже в 538 г., – вместе с началом владычества пап, а закончилось в 1798 г., – с окончанием этого владычества; между тем, слово Божие учит, что отступление еще придет ( 2Фес. 2:3 ), что беззаконник откроется, и его Сам «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (Фес.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Такой подход делает Новый Завет недостоверным источником. Однако важно обратить внимание на то, что практически всегда цитаты ветхозаветных пророчеств в Евангелии и апостольских писаниях сопровождаются словами: да сбудется (Мф. 1, 22; 2, 15; 8, 17; 13, 35; 21, 4; Ин. 12, 38; 13, 18; 15, 25; 18, 9; 19, 24; 19, 36), или (пророк) пророчествовал;(пророк) говорит;Христос говорито Себе (т.е. относит к Себе пророчество); (пророк) свидетельствует (Мф. 15, 7; Мк. 7, 6; Ин. 1, 15; Деян. 2, 25; Евр. 10, 4),или как сказал пророк (Мф. 3, 3; Ин. 1, 23)и т.д. Во всех этих случаях Господь и апостолы говорят, что то или иное пророчество прямо относится к Спасителю и в собственном смысле исполняется здесь и сейчас. Выражения, которые при этом употреблены в тексте Нового Завета, ясны сами по себе и не могут быть признаны только риторическим инструментом, на что намекает Феодор в своем толковании. Более того, Господь и апостолы неоднократно прямо говорят о том, что все пророки согласно свидетельствуют о новозаветном времени. Исследуйте Писания, —говорит Господь, — ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).Подобным образом Спаситель, укорив своих еммаусских спутников в том, что они не поверили словам пророков, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 25—27). Также и апостолы в беседах с иудеями доказывали, что Иисус есть Христос, и излагали им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков (Деян. 17, 2—3; 17, 10—12; 18, 28; 28, 23). Примечательно, что Господь и апостолы использовали слова и выражения, которые явно указывают на то, что они в своей речи раскрывают собственный смысл ветхозаветного Откровения: διηρμνευεν(Лк. 24, 27), δινοιγεν (Лк. 24, 32), πιδεικνς (Деян. 18, 28),διανογων κα παρατιθμενος (Деян. 17, 3)ξετθετο διαμαρτυρμενος (Деян. 28, 23) . Феодор в толковании на Евангелие от Иоанна соглашается с этим, однако его многотомные толкования явно этому противоречат , что привело его как экзегета к осуждению на V Вселенском соборе.

http://bogoslov.ru/article/2452157

Ту же самую ошибку допустила и самаритянская женщина в четвертой главе Евангелия от Иоанна, равно как и множество современных христиан, которые привязывают Бога к месту поклонения или к определенным христианским мероприятиям. Самаритянке Иисус ответил так: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:21, 23–24 ). Очень многим из нас свойственно ограничивать Бога пределами «христианской географии»; мы ожидаем от мусульман, что и они присоединятся к нашему христианству и станут искренними последователями Христа. Мы не доверяем им, пока они не станут нашей точной копией. Мы ждем от них не следования библейской истине и практике , а одобрительного признания двадцати веков нашей христианской истории. Мы ограничиваем Божье действие стенами своей церкви. В нашем сознании ekkesia – это то, что изображено на рисунке 1 в начале предыдущей главы. История Неемана – повествовательный текст . Далее рассматриваются вероучительные тексты, в которых Писание повелевает верующим оставаться в естественном жизненном контексте, сохраняя сформированные временем связи и отношения. Золотая истина Однажды в ходе семинара я привел 1Кор.7:17–24 в качестве библейского обоснования того, что мусульманам, обратившимся ко Христу, необходимо оставаться среди своего народа, чтобы быть солью и светом. После семинара ко мне подошел человек и начал доказывать, что я не могу использовать этот отрывок как основание для подобного вывода. Эти стихи, сказал он мне, находятся в контексте рассуждений о браке, поэтому их нельзя истолковывать более широко. Я решил вернуться к вышеупомянутому отрывку и изучить его глубже. После повторного изучения я утвердился во мнении, что в 1Кор.7:17–24 затрагивается не только тема брака, но и другие важные темы, в том числе необходимость для верующих оставаться в естественном жизненном контексте. С тех пор я использую данный текст как ключевое обоснование соответствующего подхода к служению.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

« Я – как виноградная лоза, произращающая благодать» (Сир. 24: 20), – сравним со сказанным в Евангелии от Иоанна: « Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15: 5). « Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» (Сир. 24: 23), – это не о том, что эта премудрость не насыщает, а о том, что никогда не наступает пресыщения ею, поскольку вкушение ее – истинное блаженство. Далее сказано: « Все это – книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей» (Сир. 24: 25–26). Здесь подчеркивается связь закона и премудрости, чем еще раз подтверждается, что Моисей говорил о Христе. Нравственное учение . « Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сир. 1: 1). В целом поучения книги имеют несколько более прагматический характер по сравнению с Книгой притчей Соломона. Но и в ней есть очень много ценного и назидательного. Словосочетание страх Господень только в первой главе в разных вариациях повторяется семь раз, например: «Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться» (Сир. 1: 21). В этой же главе сказано: « Венец премудрости – страх Господень». В Книге притчей написано: « Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1: 7), а здесь страх Господень оказывается ее венцом. Объяснить это можно двояко. Если, забывая о Песни песней, предположить, что Ветхий Завет еще не получил откровения о любви и не выходит за рамки законнического страха наказания, то получается замкнутый круг: от чего ушли, к тому и пришли. Но разве премудрость не ведет человека к совершенству, на которое должен был указывать Ветхий Завет? Из Нового Завета мы знаем, что « в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18). Как же это соотносится с тем, что сказано у Иисуса, сына Сираха? Преподобный Максим Исповедник объясняет, что под страхом Божиим следует понимать несколько явлений. «Двояк страх Божий: один рождается в нас от угрозы наказания и благодаря ему появляются, по порядку, воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из которого [возникает] любовь; другой сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, дабы она, воспользовавшись доверчивым отношением любви, не впала бы в пренебрежение к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

«Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» (Сир. 24:23), – это не о том, что эта премудрость не насыщает, а о том, что никогда не наступает пресыщения ею, поскольку вкушение ее – блаженство. И, наконец: «Я – как виноградная лоза, произращающая благодать» (Сир. 24:20), – сравним со сказанным в Евангелии от Иоанна: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). Далее сказано: «Все это – книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей» (Сир. 24:25-26), – значит, Моисей говорил о Христе. Нравственное учение. В целом поучения книги имеют несколько более прагматический характер по сравнению с книгой Притчей. Но и в ней есть очень много ценного и назидательного. Словосочетание страх Господень семь раз повторяется только в первой главе, в разных вариациях, например: «Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться» (Сир. 1:21). В этой же главе сказано: «Венец премудрости – страх Господень». В книге Притчей было написано: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1:7), а здесь страх Господень оказывается ее венцом. Объяснить это можно двояко. Можно сказать, забывая о Песни Песней, что Ветхий Завет еще не получил откровения о любви и не выходит за рамки законнического страха наказания. Но при этом получается замкнутый круг – от чего ушли, к тому и пришли. Но разве премудрость не ведет человека к совершенству? Из Нового Завета мы знаем, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18). Как же это соотносится с тем, что сказано у Иисуса, сына Сираха? Преподобный Максим Исповедник объясняет, что под страхом Божиим следует понимать несколько явлений. «Двояк страх Божий: один рождается в нас от угрозы наказания и благодаря ему появляются, по порядку, воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из которого [возникает] любовь; другой сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, дабы она, воспользовавшись доверчивым отношением любви, не впала бы в пренебрежение к Богу.

http://sedmitza.ru/lib/text/431366/

    Стихи из псалмов общие святителям.     Прокимен, гл. 4: «Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются» (Пс. 131:9).     Стих: «Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего — знание» (Пс. 48:4).     21 Мая и 23 Июня. Встреча Владимирской иконы Божией Матери.     Тропарь, гл. 4: «Ныне светло торжествует знаменитейший город Москва (или: наш город и этот храм), приняв к себе, как солнечную зарю, чудотворную икону Твою, Владычица. К ней же ныне мы притекая, молимся, взывая к Тебе: «О, Пречудная Владычица Богородица, молись к рожденному от Тебя Христу Богу нашему, чтобы Он сохранил невредимыми от всех вражеских замыслов этот город и все города и страны христианские и спас наши души, как Милосердный».     21 Мая. Память святых равноапостольных царей Константина и Елены.     Тропарь, гл. 8: «Увидев на небе изображение Креста Твоего, Господи, и, как Павел, не от людей приняв Апостольское звание, царственный Твой Апостол Константин вверил руке Твоей свой главный город, который храни всегда в мире, по молитвам Богородицы, Единый Человеколюбец».     24 Июня. Рождество Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.     Тропарь, гл. 4: «Пророк и Претдеча пришествия Христова! Мы, с любовию чтущие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя, ибо славным и священным рождением твоим окончилось бесплодие матери и немота отца твоего, и проповедуется миру воплощение Сына Божия».     Величание: «Прославляем тебя, Предтеча Спасителя Иоанна, и почитаем преславное твое рождение от неплодной».     Стихи из псалмов: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лук. 1:68-69). «Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему» (Пс. 131:11, 17). «Сильно будет на земле семя его, род правых благословится» (Пс. 111:2). «Служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей. И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощение грехов их по благоутробному милосердию Бога нашего, ...направить ноги наши на путь мира» (Лук. 1:75-79).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010