Двадцать девятый день. Поучение 3-е. Усекновение главы Иоанна Предтечи. (О неблагообразных пиршествах и пьянстве). I. Святый Иоанн Креститель, день усекновения честные главы коего мы празднуем, еще при жизни своей заслужил общую любовь и уважение, так, что даже царь Ирод боялся его, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его ( Марк. 6, 20 ). Хоть сам Ирод и уважал Иоанна, но жена брата его – Иродиада, с ним незаконно жившая, давно гневалась на праведника за то, что он обличал порочную жизнь ея, незаконную ее связь с Иродом: «ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего» (18). Иродиада давно желала смерти Иоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконец случай к этому представился: Ирод в день своего рождения устрояет пир для своих вельмож, и когда пировали они, вдруг выходит дочь той нечестивой женщины, и нецеломудренною пляскою своею старается угодить Ироду. Ирод, уже упившийся вином и потерявший здравый смысл, в награду за богомерзкую ее пляску, с клятвою обещается дать все, чего бы она ни попросила, хотя бы половину царства. Чего-ж она просит? Наученная своею нечестивою материю, она говорит: «хочу, чтобы ты мне дал главу Иоанна Крестителя». И Ирод, не помыслив, что лучше было бы остаться лжецом, нежели осудить невинного ради необдуманного обещания и безумной клятвы, дает приказ принесть главу Иоаннову на пир. Посланный отсек ему голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери евоей. Итак пир пьяных людей закончился смертию великого праведника! II. Размышление об этом злодеянии невольно приводит на мысль, что и всякий пир, где преобладает пьянство, не обходится без печальных последствий. а) И сколько безумных дел совершается в разгорячении, которое производится пированием, в опьянении, которое происходит от вина! Примеры этого являются нам и в свящ. писании, и в окружающей нас жизни. Здесь и дорогое время попусту убивают, и здоровье губят, имение расточают, подвергают себя и семейство свое нищете, и душу свою безобразят различною скверною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

История христианской Церкви знает много случаев, когда по молитвам святых мучеников их мучители обращались к Богу и сами через некоторое время становились мучениками за веру в Иисуса Христа. Но этого не произошло в случае царя Ирода Антипы. И мы читаем далее: Мф.14:11 . «И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей». Итак, в жизни царя Ирода произошло смешение похоти и человекоубийства. Итак, пророк Божий убит! Теперь блудливая мать и ее дочь могут быть спокойны: никто не потревожит их своими нравоучениями, уста мертвой головы сомкнуты, и Ирод надеется, что более никто не решится оскорбить его своим обличением. Но тревога не покидает всех этих людей – голову Иоанна Крестителя на блюде вносят в зал, где пируют царь Ирод Антипа и весь его «бомонда». Как учит древнее предание, неожиданно для всех мертвые очи и уста отверзаются, мертвая голова смотрит на царя Ирода, и, как приговор вечности, звучат страшные для Ирода слова: «Не должно тебе иметь жену брата твоего!» И мы читаем далее: Мф.14:12–13 . «Ученики же его (то есть ученики Иоанна Крестителя) , придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком» . Господь Иисус Христос, узнав о смерти Иоанна Крестителя, удалился оттуда на лодке в пустынное место один. Господь Иисус любил Своего пророка и Предтечу, связанный с ним детской дружбой и служением Богу Отцу. Иисус всегда удалялся от людей для молитвы. Это была молитва о Друге Жениха. Именно так Сам Господь Иисус Христос в Своих притчах называет Иоанна Крестителя – «Другом Жениха». Сказано: «Имеющий невесту (то есть Церковь ) есть жених…» Небесный Жених Церкви есть Сам Господь Иисус Христос. «…а друг жениха (то есть Иоанн Предтеча), стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» ( Ин.3:29 ). Друг Жениха, Предтеча и Креститель Господень, и ныне в Небесном Царстве Божием предстоит ошую Сына Божия и «радостью радуется, слыша голос жениха».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Память 29 августа Святому Иоанну, Предтече Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, подобало предварить смертью своей, как рождение Господа, так и смерть Его; и, подобно тому, как на земле он проповедал о пришествии Господа, сказав: «идет за мною Сильнейший меня» ( Мк.1:7 ): так и находившимся в аду душам праотцов святых он должен был проповедать пришествие Господа; ибо Предтеча Иоанн должен был сказать здесь, что уже явился ожидаемый в мире Мессия. И подобно тому, как Господь наш Иисус Христос пострадал за грехи людские, так и Предтеча Его предполучил страдальческую смерть по причине беззакония Иродова. Случилось же сие так: Ирод, называемый Антипой, сын старейшего Ирода, избившего младенцев вифлеемских, – злая отрасль от злого корня, имевший в своей власти Галилею, первоначально женился на дочери Арефы, царя аравийского; он прожил с нею немало времени. Но потом, будучи пленен красотою Иродиады, жены Филиппа, брата своего, сблизился с нею, ибо она соизволяла похоти его; по требованию сей любодейцы, он прогнал от себя первую законную жену свою и женился на жене брата своего, противно закону; ибо если бы и умер брат его, он не мог бы взять его жены, так как оставалась бы в живых дочь брата, рожденная от той жены; закон же повелевал брать жену умершего брата (вдову) только тогда, когда умерший брат не оставлял после себя детей 5293 . Достоверно сообщают, что Ирод отнял жену у Филиппа, брата своего, еще тогда, когда он был жив; таким образом он сотворил великое беззаконие, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель. Видя такое беззаконие, учиненное Иродом, ревнитель закона Божия, обличитель грехов человеческих и проповедник покаяния, – святой Иоанн Креститель не умолчал, но пред лицом всех обличал Ирода, как прелюбодея и грабителя, отнявшего жену у брата своего, и говорил ему: – Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. Ирод же, не вынося обличения, приказал заключить Иоанна в темницу, обложив его оковами; особенно гневалась на святого жена Ирода, Иродиада, и весьма желала смерти его, но не могла его умертвить, ибо сам Ирод оберегал узника от убийственного намерения жены своей. Ирод считал Иоанна мужем праведным и святым; ранее он со сладостью слушал его и, внимая словам его, творил много добра; посему Ирод боялся отдать Иоанна на смерть. Однако он боялся не столько Бога, сколько людей, как говорит Евангелист Матфей: «и хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» ( Мф.14:5 ); Ирод боялся, как бы народ не восстал на него и не поднял мятежа; по сей-то причине он не осмеливался предать явно на смерть пророка и Крестителя Господня, всеми любимого и почитаемого, но только томил его в темничном заключении, желая заградить не умолкавшие уста своего обличителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

    Иоанн был сродником Господа, но с самой ранней юности он жил в пустынном уединении, и потому не знал лично своего Божественного Сродника: «Я не знал Его» (Ин. 1:31, 33) — говорит Сам Он в Евангелии от Иоанна. Но тот, кто еще во чреве матери радостным взыгранием приветствовал приближение Господа, мог ли пророческим духом своим и теперь не ощутить, что Господь Иисус — не простой человек, а сам обетованный Мессия? И действительно, по таинственному внушению Духа Божия он узнает, что перед ним, лицом к лицу, стоит Тот Самый Христос, о Котором он только что беседовал с народом, стоит, как простой человек, и просит крещения, как смиренный грешник. Благоговейный трепет объял святую душу Предтечи Христова. Перед ним стоял Господь и Бог его, Владыка вселенной, истинный Свет, просвещающий весь мир, святейший святых Освятитель наш, могущественнейший Судия мира, словом, — Тот Самый Мессия, ради Которого Он взыгрался еще в утробе матери... И вот, грозный обличитель неправды людской, не боявшийся говорить правду в глаза и гордым первосвященникам, и самому царю Ироду, теперь смирился, яко младенец, перед лицом смирившегося даже до рабского образа Сына Божия: ИОАНН ЖЕ УДЕРЖИВАЛ ЕГО. Да и как осмелится он, раб, возложить руку на Владыку? Как будет крестить крещением покаяния Того, Кто Сам пришел искупить от греха, проклятия и смерти род человеческий? Да и что подумает о Нем народ, если он решится крестить Его? Не будет ли считать Его ниже?.. Прекрасно изображают боговдохновенные толкователи слова Божия, святые отцы Григорий Неокесарийский, Феофилакт и Иоанн Златоуст, как душевное состояние Предтечи Христова в эти минуты, так и ответ ему Господа Иисуса. По их мнению, из уст Предтечи Христова невольно исходит слово глубокого смирения перед величием пришедшего к нему Христа, и он, принимавший исповедь от всех других, теперь сам смиренно исповедовался пред Господом И ГОВОРИЛ: МНЕ НАДОБНО КРЕСТИТЬСЯ ОТ ТЕБЯ. Как бы так говорил он: «я человек и только причастник Твоей благодати, а Ты Бог и вместе Человек; я один из грешников, а Ты — единый Безгрешный; я — сын Адамов, на мне лежит грех его, я имею нужду в очищении от этой скверны, а Ты чист от нее; я крещу водой, а Ты крестишь Духом Святым» - И ТЫ ЛИ ПРИХОДИШЬ КО МНЕ?.. Что делаешь Ты, Господи? Для чего наравне с рабами от раба Твоего просишь того, что свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем не имеешь нужды?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В третьем стихе евангелист Матфей дает оценку того, кем же был Иоанн Предтеча:  «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».  В древних текстах не существовало знаков препинаний, поэтому пророчество Исаии можно прочесть иначе:  «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».  Возможны обе интерпретации. Исаия в своем пророчестве использует символику приготовления населения к приезду царя. И в древности, и в наше время перед приездом высокопоставленного лица в какой-либо населенный пункт, жители и местные власти тщательно, заранее осуществляют приготовления к приему. Очень важным элементом подготовительных работ является ремонт и укладка дорог. Исаия в своем пророчестве говорит, что скоро грядет царь, приготовьтесь, проложите ему прямой путь. Однако подготовка здесь требуется иного рода – не материальная, а духовная, поэтому и сам Иоанн Предтеча – не могучий строитель, но воин духовный. Об этом Матфей и говорит в следующем, четвертом стихе главы:  «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ). Образ Иоанна Предтечи очень необычен и далек от понимания современного человека. Он жил подвижнечески, в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса (такая одежда «кусает» тело, раздражая кожу, однако она практична для жизни в пустыне, где ночью очень холодно). На бедрах его был кожаный пояс (что опять же практично). Известно, что люди «подпоясывались» (надевали пояс), когда готовились к какой-то деятельности, работе. Пояс был символом готовности к действию, а Иоанн постоянно его носил, таким образом, всегда был наготове. Питался Предтеча акридами (кузнечиками, саранчой) и диким медом, что говорит о том, что он потреблял самую простую, самую аскетичную пищу, ту, что находил в пустыне. Многие скажут, что таких подвижников совсем немного, и не только сейчас, но и в то время такие люди были большой редкостью.

http://azbyka.ru/video/kreshhenie-iisusa...

Господь говорил о противившихся Ему фарисеях и книжниках, не желавших креститься от Иоанна, что они отвергали Совет Божий о себе, не крестившись от него. Возлюбленные братья и сестры! Мы все сподобились св. крещения в младенчестве по вере родителей и восприемников, очистились от прародительского греха и отродились водой и Духом Святым и усыновлены Отцу Небесному. Нам открыты двери Царства Небесного. Будем же всем сердцем всегда ценить этот дар Божий и своё звание сынов и дочерей Божьих по благодати, — удаляться всякого греха и стремиться мыслями, желаниями и делами к Царству Небесному, к наследию нетленному, неувядаемому, уготованному на небесах для нас . Аминь. Предтеча Для приготовления людей к принятию славного Царя неба и земли, Творца веков, единородного, собезначального Отцу и Духу Святому Сына Божия, послан был великий провозвестник и пророк Предтеча Господень и Креститель Иоанн, человек жизни в высшей степени строгой, праведной и святой. Ему повелено было от Бога в пустыне, в которой он жил, идти на берега Иордана и там проповедовать стекавшемуся народу крещение покаяния во оставление грехов. Об этом великом Предтече и ангеле во плоти было предсказано пророком Малахией, которого мы вспоминали позавчера: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» . И вот «явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» . Иоанн Креститель проповедовал приходившему народу крещение покаяния для прощения грехов, и народ исповедовал ему грехи свои. Отсюда, братья, ведёт начало и наша покаянная исповедь. Иоанну от Бога повелено было принимать исповедь грешников. Священникам также от Господа Иисуса Христа дана власть исповедовать и разрешать кающихся грешников, или связывать. Св. Евангелист Лука повествует, что Иоанн Предтеча строго, сильно, обличительно и резко говорил приходившему креститься от него народу: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира (т.

http://azbyka.ru/propovedi/solnce-pravdy...

Да и самое слово крестить значит “погружать”, а не “окроплять.” Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедовал свои грехи, а потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал во грядущего Мессию-Христа и выводил его на берег, где крещённый молился. (Сравни рассказ о крещении евнуха Апостолом Филиппом, Деян. 8:38 ). Искреннее признание своих грехов есть потребность кающегося сердца; отраднее душе, когда облегчишь свою совесть раскаянием, легче отстать от греховной привычки, если искренне откроешь эту язву сердечную пред отцом духовным или даже пере любящим другом. Знал эту потребность сердца Предтеча Христов и требовал от крещаемых исповеди. Правда, его крещение не доставляло крещаемому благодати Святого Духа, ибо он не имел права прощать грехи, потому что тогда ещё не пострадал Господь наш на кресте за греха рода человеческого. Но эта исповедь пред таким святым мужем смиряла душу грешника, приближала её к Богу и делала способною к принятию благодати от Самого Христа. Вот почему святой Кирилл Иерусалимский говорит, что крещение Иоанново так же приводило к крещению Христову, как Закон Моисеев приготовлял людей к Евангелию Христову. Каждый, кто крестился от Иоанна, самым погружением в воду показывал, что он, подобно телесному омовению, обязуется постоянно очищать душу свою от нечистоты душевной. В крещении Иоанновом, по словам блаженного Августина , люди не возрождались духовно, а только приготовлялись для Господа, в Котором едином получаем мы возрождение. На эту разность указывает сам Предтеча: Я крещу вас в воде в покаяние…, Он будет крестить вас Духом Святым и огнём, то есть благодатью Святого Духа в таинствах Церкви. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехидны! 2 кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить себе: “отец у нас Авраам,” – ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ..

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

– Да поможет честный Предтеча. Благодарение Богу, в последние годы жизнь в монастыре была возобновлена по благословению патриарха. Сегодня монастырь действует и приносит паломникам тихую радость и успокоение. В пяти минутах пути от разрушенного монастыря уже слышался шум Иордана. Радостная дрожь охватила душу отца Саввы. Он удостоился возможности пожить, хотя бы и недолго, в монастыре своего покровителя, святого Саввы, а теперь находился там, где обитал великий, единственный в своем роде подвижник и покровитель всех монахов, честный Предтеча. Старцу показалось, что здесь можно встретить его бесплотный образ с огненным пророческим взглядом. Непроизвольно его губы, дрожащие от волнения, прошептали: «Честный Предтеча, не престани молитися за ны». В его уме промелькнул, словно живая картина, евангельский рассказ: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» 208 . Это было священнейшее место. Здесь звучали пророчества Предтечи, здесь приуготовлялся путь Господа, здесь стояла священная исповедальня, совершалось отпущение грехов, священнодействовала баня пакибытия 209 . Сюда направил некогда Свои стопы Сын Человеческий, безвестный среди безвестных, и крестился от Иоанна во Иордане 210 . А когда через некоторое время отец Савва, ухватившись за ветку вербы, чтобы не быть унесенным быстрым течением, совершил задуманное погружение в реку, то словно бы почувствовал сияние, исходящее от голубя, и громовой голос. Он как будто сам услышал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором, Мое благоволение...» 211 . Горячая молитва вознеслась в этот миг из его груди к Божественной Троице, Чье поклонение явилось здесь. Этот район вокруг Иордана, можно сказать, создан для молитвы. Здесь никогда не было недостатка в молящихся преемниках Предтечи, избранных и святых пустынников. А что за радость испытал бы отец Савва, если бы узнал, что на противоположном берегу, среди зарослей ежевики и тростника, в то самое время вот уже пять лет, вознося к небу свои непрестанные молитвы, подвизалась никем не замеченная пустынница Фотина – поистине героический образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн Предтеча свидетельствовал народу, что до того, как он встретил Иисуса Христа, он не знал Его. Ему было открыто Господом, что придет Мессия, Спаситель, но он не знал, Кто это. И только когда Иисус Христос появился на берегах Иордана, тогда Господь подсказал ему, что это и есть Агнец Божий, Который возьмет на Себя грехи мира. Будучи уже в темнице Иоанн Креститель посылал к Спасителю учеников, чтобы те задали Ему прямой вопрос: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11. 3). И мы не знаем, почему Иоанн Предтеча послал своих учеников задать этот вопрос. Потому ли, что усомнился в тяжелую для него минуту или потому, как считают многие толкователи, что он тем самым хотел своих учеников укрепить в вере в пришедшего в мир Спасителя. Но Господь сказал: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11. 4-6). Может быть, это было то последнее предупреждение, которое Христос послал Своему Предтече, то послание, которое он должен был получить и окончательно убедиться, что Иисус Христос есть Спаситель мира. После того как произошло это страшное событие, когда была отсечена глава Предтечи, как верует Церковь, святой пророк и Предтеча спустился в адские бездны, чтобы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Его. И когда Господь Иисус Христос после Своей крестной смерти душой Своей сошел в адские бездны, то и там путь Его был уготован этим божественным человеком, который стоит на границе между Ветхим Заветом и Новым Заветом. И сегодня мы молимся Иоанну Предтече и просим его, чтобы он помог нам быть верными нашему призванию, на которое Господь нас поставил; чтобы Он помог и нам всегда распознавать глас Божий, обращенный к нам, слышать и исполнять то, что Господь нам повелевает. Будем в этот день престольного праздника нашего храма молиться святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, чтобы он помогал нам твердо хранить православную веру, быть истинными последователями и апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

На гору высокую взойди, благовествующий Сиону! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалиму! Возвысьте, не бойтесь: Я Господь Бог, Я услышу, [Бог] Израилев, и не оставлю их, но открою на горах реки и среди равнин – источники; превращу пустыню в луга и жаждущую землю – в источники вод. Да возвеселится небо свыше, и облацы да кропят правду, да возсияет земля, и да прозябнет милость, и правда да возсияет вкупе. Глас веселия возвестите, и услышано да будет, возвестите даже до конец земли. Глаголите, яко избави Господь раба Своего Иакова, и аще вжаждут в пустыни, источит им воду из камене. Да возрадуется небо свыше, и облака да кропят правдою; да произведет земля и произрастит милость, и правду да произрастит с ней вместе. Глас радости возвещайте, и да будет услышано [это], (возвещайте) до конца земли. Говорите, что избавил Господь раба Своего Иакова, и если возжаждут они в пустыне, Он изведет им воду из скалы. Возвеселися, неплоды нераждающая, расторгни и возопий, неболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Возвеселись, неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что много детей у покинутой, больше, чем у имеющей мужа! Ис 40:1–3, 9; 41:17–18; 45:8; 48:20–21; 54:1 На литии стихиры самогласны, глас 1: Стихиры на литии самогласные, глас 1 Искапайте, горы, сладость,/и холми, яко агнцы, взыграйте,/яко родися от Елисавети/хотяй с нами водворитися Господень Предтеча,/разрешивый в рождестве отчее безгласие./Тем и мы вопием ему:/Крестителю Христов, моли спастися душам нашим. Источите, горы, капли сладостные,/и холмы, как агнцы, взыграйте,/ибо родился от Елисаветы/тот, кому предстоит с нами водвориться – Господень Предтеча,/прекративший при своем рождении/немоту собственного отца./Потому и мы возглашаем ему:/“Креститель Христов, ходатайствуй/о спасении душ наших!” Богознаменитый глас, Света светильник,/Господень Предтеча,/Христом свидетельствованный,/первый во пророцех, о мире молитву творяй,/изрядно стадо твое поминай, спасти невредимо.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010