" Если во время искушения несколько от нас отходят Ангелы Божии, то недалеко, и скоро приступают и служат нам Божественными помышлениями, умилением, услаждением, терпением " . О, воображаю, что думает безбожник, слушая эти слова, если только он присутствует среди нас. А уж, конечно, присутствует. Он думает: " Обманщик поп! " Каким диким и странным должно казаться ему всё, что происходит здесь! В XX веке не сумасшедший и как будто образованный человек стоит на амвоне, говорит об Ангелах и Боге — и слушают его совершенно свободно не безумные, взрослые люди… А для нас, верующих, разве не ясно, какое безумие не видеть Господа и Ангелов Его? И разве для нас с вами и в XX веке, так же как и в первом, безбожный мир не кажется безумным и погибающим миром, и разве вот этот не знаемый нами безбожник, стоящий среди нас, не кажется нам несчастным и жалким? И разве не хочется нам плакать над каждым, кто потерял способность видеть и Ангелов и Бога?! Аминь. Из бесед на избранные места творений святого Иоанна Лествичника -------------------- Публикуется по рукописи духовной дочери автора. --------------------   БЕСЕДА ПЕРВАЯ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь сказал Своим ученикам: " Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их " (Мф. 7, 13). Когда ученики ужаснулись трудности пути спасения и спросили Господа: " Кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу " (Мк. 10, 26–27). Я боюсь, что чтение " Лествицы " св. Иоанна вызовет этот страх, это смущение, " Кто же может подняться на эту Лествицу? " — подумают духовные мои дети. Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу. Вступать на путь духовной жизни — можно, только уповая на эти слова, а не на свои силы. От нас Господь требует усилий в меру наших человеческих сил, в меру нашего человеческого разумения — остальное даёт нам Божественная благодать, Божия помощь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

... «еще раз поколеблю не только землю, но и небо... чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля Царство Непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу...» ( Евр.12:26–28 ) Содержание От составителя Мысли к предисловию Часть первая. Подвиг постижения первообраза Пути богословской аскезы Богословие как молитва и как состояние нашего духа Единство Церкви по образу Святой Троицы Тайна Святой Троицы Откровение и догматическое сознание Антиномии Троического богословия Обожение Путь единства Часть вторая. Образ и подобие О человеке Человек – персона Христианское величие человека Предвосхищение царства О современном человечестве Часть третья. Становление Слово о монашестве Об основах православного подвижничества О необходимости трех отречений у преп. Иоанна Кассиана Римлянина и преп. Иоанна Лествичника О некоторой параллели между браком и монашеством О двух родах смирения: нетварном-Божественном и тварном-аскетическом О послушании О молитве О покаянии Из аскетических записок О подобии Христу О прощении грехов О монашеском «здоровье» О благодати О всеобщем спасении Завещание Часть четвертая. На вершине Фавора О созерцании Слово на Преображение. О Свете Фаворском Сокращения     ОТ СОСТАВИТЕЛЯ «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» ( Ин.17:3 ). Познание Бога, о котором молился Христос в Гефсиманскую ночь, не есть «осведомленность», но живое общение с Богом. Жаждой именно такого Богопознания отмечен весь жизненный путь схиархимандрита Софрония (†1993). Для тех многих, кто уже соприкоснулся с его духовным наследием всякое предисловие, возможно, покажется излишним. Его книги сами красноречиво свидетельствуют о богатстве его духовного опыта. Отец Софроний – наш современник. Его слово о Боге во многом является ответом на духовные искания нашей эпохи. Жизненный путь отца Софрония охватывает почти все столетие. Каким бы поворотом событий ни была отмечена история нашего века, слово отца Софрония было и остается верным свидетельством тому, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Жизнь по этим св. обетам есть жизнь ангелоподобная, есть постоянная жертва, в которой посвящается Богу и душа и тело. За такое самопожертвование обещана от Господа сторичная награда: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мк.10:29–30 ). Чтобы иметь понятие о монашеских обетах, скажем о каждом из них в отдельности словами св. Отцев Церкви: «девство есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческия добродетели» (св. Иоанн Златоуст ). «Девство преимущественно делает душу невестою Небесного Жениха – Христа и тело храмом Св. Духа» (преп. Нил). О важности нестяжательства пр. Петр Дамаскин говорит так: «немощному лучше есть удаление от всего, и нестяжательность много лучше милостыни. Кто однажды роздал все (что обязан сделать всякий принимающий монашество), тот совершеннее исполнил долг любви и милосердия к бедным, нежели кто из всего имения подает малую часть, а большую часть у себя удерживает. Хорошо Бога ради подавать милостыню, но никакое приношение не благоприятно так Богу, как всецело предать Ему свою душу и волю». «Послушание лучше жертвы и приятнее Богу, ибо в жертвах закалается чужая плоть, а в послушании собственная воля» (св. Григорий Великий ). «Послушание искореняет все страсти и насаждает всякое благо, приводит Сына Божия обитать в человеке, возводит человека на небо и творит подобным Сыну Божию, Который послушлив был Своему Отцу, даже до крестной смерти» (преп. Варсонофий). Много сказано святыми Отцами в защиту и похвалу монашества. Желающий знать подробно пусть читает писания их, особенно Василия Великого и Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина , Аввы Дорофея и Иоанна Лествичника , но мы из многого возьмем хотя малое. Св. Василий говорит: «иноки суть истинные подражатели Спасителя и жития Его во плоти. Ибо как Он, собрав учеников, жил с ними, имея все общее, так и сии, повинуясь игумену, истинно подражают житию апостолов и Господа, если только хранят правило жития».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Мы должны любить Господа и должны от Него получать жизнь. Как любить Господа? Единственным мерилом нашей любви к Господу является соблюдение Его заповедей. Но Сам сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). В нашей жизни могут перед нами вставать заповеди Христовы и легкие, и трудные. Исполнение даже легкой заповеди покажет нашу любовь ко Христу. Мы тем самым будем приближаться к Его подвигу. Тогда к нам будут относиться слова Господ: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей». Более того, мы чем-то будем похожи на Христа, потому что Он далее продолжал: «Как и я соблюл заповеди Отца Моего, и пребываю в Его любви» ( Ин.15:10 ). Заповедь Отца Небесного Своему Сыну – стать нашим Спасителем, а для это претерпеть распятие на кресте и через это искупить нас, стать агнцем Божиим, вземлющим грехи мира. Перед нами такой великой задачи Господь не ставит, потому что никто из нас не смог бы этого сделать. Это мог сделать только Сам Христос. Но Господь ставит перед нами заповеди различные – легкие для нас и трудные. никогда не поставит Он перед нами такой задачи, которая была бы нам не по силам. Его заповеди соразмерны нашим возможностям. Нам надо быть очень внимательными, стараться услышать голос Божий, говорящий нашей совести; надо понять, что сегодня, а что завтра от нас требуется. Бог всегда поможет; и тогда мы пребудем в мире с Богом, пребудем в любви Его, а это – величайшее счастье. Аминь. Слово в Неделю 4ю Великого поста 28 марта 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Время великого поста призывает нас к духовным подвигам. В прошлое воскресенье мы особенно обращали свое внимание на святой Крест Господень. Мы слышали призыв Господа нашего Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Теперь, сегодня, перед нами возникает другой образ – это образ святого Иоанна Лествичника. Он написал книгу, называемую «Лествица», и изобразил в ней лествицу добродетелей. Что она означает?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Прочли мы, допустим, Иоанна Лествичника, но то, что должно быть адресовано нашей душе, мы относим не к себе, а к другим, и начинаем осуждать окружающих. Вот и получается, что Иоанн Лествичник, устремлявший все силы своей души, весь свой опыт на то, чтоб помочь каждому желающему спасаться, невольно оказался в роли какого-то иудейского старца. Мы умудрились извратить учение Иоанна Лествичника так, что оно стало преданием человеческим, которое мы употребляем, чтобы осуждать людей, живущих истинно по-христиански. Именно в этом и состоит закваска фарисейская, о которой предупреждал Спаситель Своих ближайших учеников. Не кому-нибудь, не толпе народа, следовавшей за Ним, но именно ближайшим Своим ученикам, находившимся с Ним в лодке, Он говорил: " Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, которая есть лицемерие " (Мф.16:6). Вот в чем суть дела: нужно чтить Господа не устами, а сердцем. Но как это сделать? Некоторые женщины из-за своей воображаемой любви к Богу доводят себя до плача, чуть ли не до истерики. Тот, кто дает таким женским слезам какую-то цену, очень ошибается: никакой любви и никакого умиления в них нет. Настоящие покаянные слезы, слезы умиления, а в особенности слезы любви к Богу приходят после многого подвига. Чем более человек склонен к сентиментальному плачу (чаще к нему бывают склонны женщины, как существа телесно, физически более нежные), чем больше у человека такой чувствительности, тем труднее ему приобрести истинный плач, так как это прямо противоположные вещи. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: " Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: " почитай отца своего и мать свою " ; и: " злословящий отца или мать смертью да умрет " . А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван (то есть: " дар Богу " ) то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное " (Мк.7:7-13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Своему чаду, назначенному на должность начальствующего, преподобный Амвросий советовал: «Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй и бразды правления из рук не выпускай, как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее». Лествица Иоанна Лествичника Так что же, Лествица или карьерная лестница? Возможно ли подниматься одновременно по обеим? Может ли и должен ли быть социально успешным верующий воцерковленный человек? Может быть социально успешным, а может и не быть. Если его карьера не мешает делу его спасения, то он может иметь и власть, и богатство. Апостол Павел говорил, что научился вести духовную жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Господь, Которому все возможно, силен устроить любые внешние обстоятельства для Своих избранников. Нет сомнений, что в подходящее время Он приведет верующего в Него человека в нужное место и поместит его в подобающие условия. Но искушения властью и богатством проходят далеко не все. Это очень тяжелые испытания для человека. По словам святого Иоанна Златоуста , «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу». Апостол Павел писал: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти». Значит, от нас зависит трудиться, а Господь Сам решит, полезно ли для нас восхождение по карьерной лестнице. И если карьерный рост или богатство будут мешать спасению человека, то Промысл Божий отведет такие искушения от Своего верного чада.

http://pravoslavie.ru/57127.html

Яснейший же признак молитвенного плода, более других ощущаемый, есть именно чувство вечной жизни, слышимое сердцем в Божественном имени Христа, Спасителя мира. Питаясь молитвой и по возможности стараясь пребывать в ней как можно большее время, я иногда действительно вкушал радость небесную и был как бы на царской трапезе, успокаиваясь в неисповедимой тишине, духовной радости и восторжении духа в горний мир... Враг - диавол не имеет никакой возможности даже приступить к тому человеку, а не только вложить скверный помысл. Его опаляет Божественная сила, от имени Иисусова исходящая, как бы нестерпимый пламень. Не имея возможности приступить сам, он вооружает ненавистью людей, а потому молитвенники по большей части бывают гонимы и ненавидимы». К словам схимонаха Илариона (защитника «имяславцев») можно добавить слова о. Иоанна С: «Имя Божие есть Он Сам — единый Дух в трех Лицах, простое Существо, в одном слове изображающееся и заключающееся, и в то же время незаключимое, т. е. не ограничиваемое ничем сущим».  Глава 15 МОЛИТВА В ХРАМЕ По молитве их поколебалось место, где они были собраны. Деян. 4, 31 Сверх молитвы личной каждый христианин должен принимать посильное участие и в молитве церковной при посещении храма. Московский митрополит Трифон повторял: «Дети мои, любите храм Божий. Храм Божий — это земное небо». Нам надо помнить всегда, что общая молитва действеннее одиночных молитв, так как Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). Очевидно, что всем здоровым христианам надо посещать церковные богослужения по мере возможности и, в особенности, праздничные всенощные бдения и литургии. Старец Варсонофий Оптинский указывает на ответ прп. Иоанна Лествичника на вопрос: «По каким верным признакам можно узнать, приближается ли душа к Богу или удаляется от Него?» Преподобный ответил: «Верный признак омертвления души есть уклонение от церковных служб».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

272. Добротолюбие. Ч. 2. 273. Добротолюбие. Ч. 2. 274. Добротолюбие. Ч. 2. 275. Глава 53 Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2. 276. О силах души смотри главы преподобного Филофея Синайского. Добротолюбие. Ч. 2. 277.  Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6. 16). 278. Преподобного Пимена Великого спросили, что значат слова Писания: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя? — Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои (Пс. 118. 63). Преподобный отвечал: «Это говорит о Себе Святой Дух». Алфавитный патерик. 279.  Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс. 118. 32). 280. Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 281. Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3. 282. Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3. 283. Слово 27, гл. 10 и 11. 284. Слово 25, гл. 11. 285. Преподобный Кассиан. Книга 5. О духе чревообъядения, гл. 34. 286. Иов. 15. 15. 287. Совет святого Иоанна Лествичника. Лествица. Слово 7, гл. 10. 288. Vita sancti Pachomii, abbatis Tabennensis. Patrologie. Tom. LXXIII. 289. Мф. 7. 13. 290. Ин. 16. 33. 291. Ин. 15. 18, 19. 292. Ин. 16. 2, 3. 293.  …овец среди волков (Мф. 10. 16). 294.  Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению; управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключиться тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир. 2. 1–5, 6). 295.  Блаженны плачущие ныне… Горе вам, смеющимся ныне (Лк. 6. 21, 25). 296.  Я пришел призвать … к покаянию (Мф. 9. 13). 297. Святитель Тихон Воронежский. Келейное письмо 99, 15. 298. Лк. 23. 40, 43. 299.  …терпя недостатки, скорби, озлобления …и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле (Евр. 11. 37, 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

36–38). Во времена Спасителя эта притча была пророческой: Господь предсказал, как поступят иудеи с посланным к ним Сыном Божиим, изображенным в притче под видом сына «домовитого человека». Но такое историческое толкование не исключает и другого, при котором человек может отнести образы притчи к самому себе. Притча эта рассказана для того, чтобы призвать к спасению душу каждого охладевшего и начавшего уклоняться от веры человека или даже целый народ, например еврейский или какой-то другой. Мы должны осознать, что для того, чтобы исполнить заповеди и спастись, нам дано абсолютно все, с этой же целью нам делаются многочисленные напоминания, обличения и увещания. На протяжении многих веков Божий слуги — апостолы и святые отцы — писали книги и делали все для того, чтобы воззвать к покаянию и духовному плодоношению очерствевшие души людей. Если же мы, охладев и не принося Богу своевременных плодов, даже после всевозможных обличений нашего сердечного окаменения желаем жить только для себя, а не для Бога, то есть желаем как бы завладеть Его наследством, тогда мы уподобляемся, как это ни страшно звучит, богопротивным иудеям. Мы совершаем некое богоубийство в своей душе и впадаем в совершенное сердечное окаменение, а это, по мнению преподобного Иоанна Лествичника , — самый страшный порок. «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (ст. 39–40). Притча была настолько ясной и мудрой, что слушатели Спасителя были вынуждены свидетельствовать против самих себя. Такой же ответ, какой дали иудеи, если совесть в нас еще не совсем умерла, должны дать и мы. «Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (ст. 41). Мы тоже должны признать, что если не покаемся, то благодать, Царство Божие, будет от нас отнято, и мы, формально оставаясь православными христианами, уже никогда не вернем этой благодати. Наше сердце совершенно окаменеет, и мы станем неспособны к покаянию.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

7 апреля 1945 г. «Положи, Господи, хранение устам моим...» Ныне мы празднуем память преподобного отца нашего Иоанна Лествичника . Св. Иоанн принадлежал к очень знатной фамилии и получил высокое по тому времени образование, но всё презрел, и в молодые годы ушёл на гору Синайскую, и 45 лет жил в пустыне, у подножия этой горы. Церковь ублажает его память, потому что он написал великую по своему значению для всего христианского мира книгу, которая называется «Лествица». Эта книга – лестница, возводящая нас, ступень за ступенью, к спасению. В этой книге св. Иоанн изложил учение о всех добродетелях христианских и способах восхождения по ступеням их к совершенству. Много, много можно было бы говорить вам о том, что содержится в этой святой книге, но нет возможности и времени говорить об этом. Речь моя ныне будет о том, что, бывает, чрезвычайно сильно препятствует нашему спасению. Речь моя будет о наших словах. Св. ап. Иаков в своём соборном послании так говорит о нашем языке, о нашем слове: «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает; и язык – огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак.3:5–6 ). Пожар истребляет имущество наше, пожар вселяет в сердца наши великое смятение и страх, а св. ап. Иаков говорит, что такое же значение, как пожар, имеет для нас и необузданный язык наш. Он говорит, что язык оскверняет всё наше тело и, как пожар воспламеняет имущество, так и язык наш, злой и нечестивый, воспаляет круг жизни. Вся наша жизнь становится тревожной, воспалённой, болезненной, ибо сам язык воспаляется от геенны. «Всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть» ( Иак.3:7–10 ). Не должно так осквернять уста наши, которые прикасаются к Святой Чаше, которые воспринимают бессмертные и животворящие Тело и Кровь Христовы. Не должно быть так, чтобы из уст наших текли и слова благие, слова любви, и слова проклятия, Богом осуждённые.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010