47. В Матфея 26:48–50 говорится о том, что Иуда подошел к Иисусу и поцеловал Его, а в Иоанна 18:3–12 о том, что Иуда просто не мог подойти к Иисусу достаточно близко, чтобы поцеловать Его. (категория: неверное цитирование текста) Очень странно читать о каком-то противоречии, упомянутом Шабиром, поскольку нигде в тексте Евангелия от Иоанна не говорится о том, что Иуда просто не мог подойти к Иисусу достаточно близко, чтобы поцеловать Его (как изложил это Шабир). Поэтому мы не будем говорить о том, что он не смог подойти к Иисусу достаточно близко, а давайте поговорим о том, поцеловал он Его или нет. Видимо, Шабир вообразил, что проблема именно в этом, и вставил свои мысли в текст Писания. Факт того, что Иоанн не упомянул о поцелуе, вовсе не значит, что Иуда действительно не целовал Иисуса. Мы неоднократно видели примеры, когда один из авторов Евангелия упоминал о каком-то факте, который остальными евангелистами просто опускался. Это не значит, что тот или иной апостол не прав. Это значит, что они, будучи свидетелями, смотрели на те или иные события под разными углами зрения и, соответственно, включали в свое повествование только те моменты истории, которые, на их взгляд, были наиболее значимы. (Light of Life III 1992:107) 48. Когда Петр трижды отрекся от Иисуса: прежде, чем пропел петух (Иоанна 13:38) или прежде, чем петух пропел дважды (Марка 14:30, 72)? (категория: обнаружение более ранних рукописей) Данное обвинение базируется на словах Иисуса; в Иоанна 13:38 Он сказал: “… не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды”, а в Марка 14:30, Он сказал так: “…прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. Данная проблема из области документального свидетельства. Матфея 26:33–35, 74–75: “…прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. Луки 22:31–43, 60–62: “…не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня”. Иоанна 13:38: “…не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды”. Итак, Марк остается в одиночестве и выпадает из этого списка. Вероятнее всего, слова о том, что петух должен пропеть дважды, были добавлены в оригинальную рукопись позже; причем причины этого добавления совершенно не понятны. В некоторых ранних рукописях, принадлежащих Марку, слова “петух запел во второй раз” и “дважды” в 14:72, а также слово “дважды” в 14:30 отсутствуют. Можно сказать, что это ошибочное добавление просто нивелируется четким изложением фактов в трех Евангелиях: Матфея, Луки и Иоанна, да и ранними рукописями Евангелия самого Марка.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

48); Господь дает свидетельство его истинности, совершая руками апостолов знамения и чудеса (Деян 14. 3). Евангелие от Иоанна I. Л. в основном тексте Евангелия от Иоанна. Использование слова λγος в основном тексте Евангелия от Иоанна имеет много параллелей с его употреблением в синоптических Евангелиях и др. книгах НЗ. Так, в Евангелии от Иоанна встречается выражение «слово Божие» как обозначение ВЗ (Ин 10. 35; ср.: Ин 13. 28); «слово» или «слова» указывают на конкретные речи или проповеди Христа (см., напр.: Ин 6. 60; 7. 40). Вместе с тем наиболее частым и наиболее значимым является употребление понятия «слово» для обозначения полноты откровения о Боге, к-рое исходит от Отца и через Христа передается людям. Так, в Ин 5. 37-38 говорится о том, что «слово Отца» не может быть принято теми, кто не принимают свидетельства Христа: «вы... не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал». В Ин 8. 55 знание Отца, которым обладает Христос, соотносится с соблюдением слова Отца: «И вы не познали Его, а я знаю Его... Я знаю Его и соблюдаю слово Его». В молитве об учениках Христос представляет Себя как посредника, принимающего «слово» от Отца и передающего его ученикам: «Ты дал их мне, и они сохранили слово Твое (τν λγον σου)... ибо слова (τ ματα), которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли... Я передал им слово Твое... слово Твое есть истина ( λγος σς λθει στιν)» (Ин 17. 6, 8, 14, 17). Однако понимание «передачи слова» в Евангелии от Иоанна принципиальным образом отличается от ветхозаветного восприятия слова Господня пророками и передачи Его народу. Если пророк всякий раз получает слово от Бога, то Христос изначально владеет словом Отца и есть первоисточник этого слова для мира. Хотя в основном тексте Евангелия это не соотносится с именованием Самого Христа Словом (Логосом), такая интерпретация очевидна при прочтении основного текста в свете пролога. На смысловом уровне «слово Бога» и «слово Христа» в Евангелии от Иоанна полностью отождествляются: «Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин 14.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

   Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно.    Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.    Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год).    И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.    Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия.    Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17).    И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостолы не могут равняться в своей славе с Предтечею Господним, потому что все они уже были возрастными в то время, когда Божественная Истина изрекла слова: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Этими же словами Спаситель отличил и Себя от Иоанна, и показал, что Его не должно сравнивать с Иоанном, ибо хотя Он был рожден плотию, но не от жены, а от Девы, необыкновенным и чудным рождением. И чтобы великие похвалы не породили неприличного мнения об Иоанне, смотри, как Господь предотвращает и это зло, чтобы Иудеи не стали Иоанна предпочитать Ему Самому. В числе тогдашних слушателей могли быть и такие, которые знали, что Сам Он смиренно просил некогда от Иоанна крещения Себе. Потому и это Он исправляет говоря: НО МЕНЬШИЙ В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ, Меньший по возрасту и по мнению других, смиривший Себя до образа рабского, Тот, о Ком говорили, что ОН – ядца и винопийца, что Он не больше, как тектонов сын, друг мытарей и грешников, Сей в царствии небесном БОЛЬШЕ ЕГО, Иоанна, ибо Он есть Царь этого духовного царства. Но говоря о Себе Самом, Спаситель справедливо скрывает лице Свое, чтобы не подумали, что Он слишком превозносит Себя. Христос называет Себя большим не по сравнению с Иоанном, равно и Иоанн, когда говорил, что Христос – Сильнейший меня, то не сравнительно говорил так. И Сам Спаситель, когда говорил: «и вот, здесь больше Соломона», конечно не сравнивает Себя с Соломоном. И в Ветхом Завете о несравненном говорилось сравнительно, например, когда говорится: «нет между богами, как Ты, Господи» или «кто бог, так великий, как Бог наш...» ( Пс.85:8; 96:14 ). Итак, Христос пришел, царствие Божие уже открылось, Иоанн Предтеча, возвестивший Его пришествие, уже принадлежит не столько ветхому сколько новому завету; ОТ ДНЕЙ ЖЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ, с того времени, как он указал всем на пришедшего Христа, ДОНЫНЕ, и теперь ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ уже не ожидается только, как грядущее, но и СИЛОЮ БЕРЕТСЯ, с такою ревностию берется, как берутся города приступом, потому что оно уже наступило.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В другой раз, входя в город Наин, Спаситель встретил людей, несших хоронить умершего, единственного сына вдовы. Господь сжалился над ней и сказал: – Не плачь! Подойдя к умершему, Спаситель сказал: – Юноша, тебе говорю, встань! Умерший поднялся, стал говорить и пошел со своей матерью. Все бывшие при этом прославляли и благодарили Господа. Воскрешение дочери Иаира У Иаира, начальника синагоги, опасно заболела и была при смерти двенадцатилетняя единственная дочь. Иаир пришел к Спасителю, упал к ногам Его и просил прийти к нему в дом. Народ по пути задерживал Господа. В это время пришли к Иаиру и сказали: – Не беспокой Учителя. Твоя дочь умерла. Господь услышал это и сказал: – Не бойся, только веруй, и спасена будет. Около дома было уже много людей, которые плакали и рыдали о смерти девочки. Но Господь сказал: – Не плачьте: она не умерла, но спит. И все смеялись над Ним, зная, что она умерла. Спаситель вошел в комнату, где была умершая, и остался там только с тремя учениками, Петром, Иоанном и Иаковом, и родителями девочки. Подойдя к девочке, Он взял ее за руку и сказал: – Девица, встань! И дыхание возвратилось к умершей, она встала, и Господь сказал, чтобы дали ей есть. Такие чудеса совершал Господь по своей любви к детям и их родителям. Когда Он Сам был ребенком, Он знал любовь Своей Матери и сам любил Ее, как мы все любим наших родителей. Вопросы: Откуда мы знаем, что Христос особенно любил детей? Про какие случаи исцеления детей мы читаем в Евангелии? Как дети могут показать свою любовь к Богу? Самостоятельная работа: Найти самому и прочитать в Евангелии одно из следующих мест: Мф. 19:13–15 . Ин. 4:46–54 . Лк. 7:11–16 . Мк. 5:22–24,35–43 . Иоанн Креститель у царя Ирода Слух о нем дошел до царя Ирода. Царь пожелал видеть Иоанна и стал приглашать его к себе. Слова Иоанна о покаянии очень нравились Ироду, он с удовольствием слушал их и даже многое исполнял. Иоанн Креститель часто говорил царю о тех нехороших делах, которые делал сам царь; но особенно строго Иоанн обличал царя за то, что Ирод отнял жену у своего брата Филиппа. Ее звали Иродиадой. Иродиада боялась, что Ирод послушается Иоанна Крестителя и удалит ее от себя. Она хотела даже убить Иоанна, но не могла, потому что Ирод защищал его. Но все-таки Иродиада добилась того, что Ирод посадил Иоанна в темницу (тюрьму). После этого она стала ждать удобного времени, чтобы погубить его. Пир у Ирода и убиение Иоанна Крестителя

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В контексте беседы любовь Бога противопоставлена ненависти людей к свету и любви к тьме. В ст. 35 говорится, что «Отец любит Сына, и все дал в руку Его» 52 , то есть любящий всё отдаёт любимому, Сыну Бог отдаёт всё, что имеет Сам 53 , в то время как любовь мира – это замкнутость лишь на себе 54 , принятие и одобрение своей падшести. Свидетельство Иоанна Крестителя перед учениками Четвертое Евангелие содержит указания на ранние проповеди Иисуса Христа в Иудее. Согласно евангелистам–синоптикам ( Мк 1:14 ), в Галилее Он начал проповедовать только после заключения Иоанна в тюрьму. Путь из Галилеи в Иудею идёт сначала через равнины реки Иордан, где Иисус проводит некоторое время со своими учениками: «Там оставался с ними и крестил. Крестил и Иоанн в Еноне близ Салима, и приходили и крестились; ибо не был еще ввергнут в тюрьму Иоанн» (4:22 – 24). Есть основания полагать, что «Енон близ Салима», точное местонахождение которого неизвестно, был расположен то на полпути между Галилейским и мёртвым морем, километрах в пяти от Сихема. «Возник спор у учеников Иоанна с иудеями по поводу очищения» (3:25). «Очищение» относилось не к крещению, а к ритуальным омовениям (2:6). Иудеи, наверное, утверждали, что они и так выполняют различные ритуальные обряды омовения (см.: Мк 7:3 – 4 ). К чему им ещё новые? К тому времени группа последователей Иисуса, видимо, уже превзошла числом Иоанновых учеников. И те могли испытывать раздражение и зависть. Это чувствуется в их вопросе учителю: «Равви, Тот, Который был с тобой по ту сторону Иордана, о котором ты засвидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (3:26). В ответе Иоанна открывается его духовное величие и благородство. Имея в виду в первую очередь себя, он сказал, что не может человек принять на себя больше того, что дано ему Богом. И если известность Иисуса растёт и ширится число его последователей, значит такова воля Божия (13:27). Далее Иоанн Креститель напоминает своим ученикам то, что говорил им прежде: он обещанным Мессией не является (3:28). Обращаясь к обычаю свадебной церемонии на Ближнем Востоке, Иоанн называет себя «другом жениха»: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется голосу жениха. Эта радость моя теперь полна» (3:29). Ближайший друг жениха занимался приготовлением к свадьбе. Он должен был организовать церемонию так, чтобы в ходе свадьбы не возникло никаких осложнений. Друг жениха подводил к жениху невесту, после чего его роль в свадебном обряде прекращалась. Иоанн Креститель видит своё назначение в том, чтобы подобно другу жениха привести людей ко Христу: «Ему должно расти, а мне умаляться» (3:30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

В таком случае, и апостол Иоанн Богослов у Вас клевещет на Бога. " Всецелое единение с Богом " совершается в Евангелии от Иоанна без чаши, без хлеба и вина, преложенных в Плоть и Кровь Христа. Перечитайте внимательно Евангелие от Иоанна. Отец Авель, Вы упорно не вникаете в то, о чем я Вам пишу. Почему? Не хочется думать, что Вы это делаете намеренно. Отвечать больше не буду. иеромонах Авель 17 ноября 2017г. 02:26 А почему вы решили, что Евангелие от Иоанна вами трактовано верно и в цельности с учением Церкви?.. Отец Авель, Вы упорно не вникаете в то, о чем я Вам пишу. Почему? Не хочется думать, что Вы это делаете намеренно. Отвечать больше не буду. Так и вы не слышите того, что я говорю от статьи к статье ;) Но я-то пишу дольше, чем вы здесь, и аргументирую... Вы пока такого не показали Сергей Сергеевич 17 ноября 2017г. 19:54 Я ничего не трактую. Я внимательно читаю то, что написано в Евангелии от Иоанна, и возражаю Вам, ссылаясь на текст Евангелия. иеромонах Авель 17 ноября 2017г. 02:26 А почему вы решили, что Евангелие от Иоанна вами трактовано верно и в цельности с учением Церкви?.. Отец Авель, Вы упорно не вникаете в то, о чем я Вам пишу. Почему? Не хочется думать, что Вы это делаете намеренно. Отвечать больше не буду. Так и вы не слышите того, что я говорю от статьи к статье ;) Но я-то пишу дольше, чем вы здесь, и аргументирую... Вы пока такого не показали иеромонах Авель 17 ноября 2017г. 12:31 Евангелие от Иоанна хотя и не показует установление Тайной вечери (в предшествующих 3ёх это описано), но тем не менее имеет слова о Плоти и Крови Христовых (Ин.6:32-58): Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. то есть св.ап.Иоанн знал в отличие от Терстегена необходимость приобщения свв.Тайн в жизни сей, считал это исполнением призвания Бога, не уклонялся от исполнения его. Полноты картины ради стоит сказать, что у Феофилакта Болгарского есть слова о ином способе приобщения Христу:

http://bogoslov.ru/article/5576946

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

Возражение 5. Кроме того, глосса Августина на слова [Писания]: «Слово веры, которое проповедуем» ( Рим. 10, 8 ), говорит: «Откуда эта сила в воде, что касается тела и очищает сердце, если не от действенности слова, которая заключается не в том, что оно произнесено, а в том, что ему верят?». Отсюда очевидно, что сила крещения зиждется на вере. Но форма крещения Иоанна являла ту веру в которую крестимся и мы, поскольку, по словам Павла, «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа, Иисуса» ( Деян. 19, 4 ). Следовательно, похоже, что крестившимся крещением Иоанна не было необходимо впоследствии креститься крещением Христа. Этому противоречат следующие слова Августина: «Крестившимся крещением Иоанна было необходимо креститься крещением Господа». Отвечаю: по мнению Мастера, «крестившиеся Иоанном без знания о существовании Святого Духа и возлагавшие все свои упования на это крещение впоследствии были крещены крещением Христа. Те же, которые не возлагали свои упования на крещение Иоанна и веровали в Отца, Сына и Святого Духа, более не крестились, а получили Святого Духа посредством возложения на них рук апостолами» 123 . Сказанное в первой части является истинным и подтверждено многими авторитетными авторами. Но сказанное во второй части в целом представляется неразумным. Во-первых, потому, что крещение Иоанна не сообщало благодать и даже не впечатляло ее свойств, но, как он сам говорит о нем, просто происходило «в воде» ( Мф. 3, 11 ). Поэтому оно не могло доставлять ту веру или надежду, которую крестящийся человек обретает в Христе. Во-вторых, потому что когда в таинстве опускается то, что необходимым образом принадлежит таинству, восстановлению подлежит не только опущенное, но и все таинство в целом. Но крещению Христа необходимым образом принадлежит не только то, что оно происходит в воде, но также и то, что оно происходит в Святом Духе, согласно сказанному [в Писании]: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Поэтому в случае тех, которые крестились крещением Иоанна только в воде, имело место не то опущение, которое могло быть возмещено сообщением им Святого Духа посредством возложения рук, и потому они должны были заново креститься «в воде и Духе».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вскоре после этого настал день рождения Царя Ирода, тогда предстал случай Иродиаде умертвить Иоанна Крестителя. Ирод праздновал своё рождение в своём Самарийском городе Севастии, и давал вечерний пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Во время пиршества вошла к пировавшим дочь Иродиады и начала плясать так привлекательно и соблазнительно, что прельстила Царя Ирода и гостей его. Ирод, восхитившись пляскою девицы, сказал ей при всех: «проси у меня, чего хочешь, и дам тебе», и с клятвою прибавил: «чего бы ты у меня ни просила, дам тебе, даже до полуцарства моего». Она вышла и спросила мать: – чего просить у Царя?». Злая Иродиада не на доброе дело наставила дочь, не надоумила просить у Царя хотя дорогих нарядов, сколько нибудь приличных ея девическому возрасту, но научила просить того, что свойственно желать не девице, а злым мучителям, воспользовалась удобным случаем исполнить своё зверское желание. Иродиада сказал дочери: «прости главу Иоанна Крестителя». Девица тотчас же поспешно вошла на пиршество и с просьбою сказала Царю: «хочу, что бы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но дав клятву, не хотел ей изменить, тем более, что клятва дана была в присутствии гостей. Ирод, будучи пьян, не только забыл святость Иоанна, но и прежнюю свою боязнь – убить его. И тотчас послал стража в темницу к Иоанну, повелев отрубить Иоанну голову и на блюде принести к себе. Страж исполнил повеление Царское, отрубил главу Иоанну Крестителю в темнице. Так окончил земную жизнь свою Предтеча Христов на 33 году от рождения. Это было в глубокую ночь; потому что пир был вечером, продолжался долго, все уже опьянели, когда вошла плясать дочь Иродиады, не мало времени забавлялися её пляскою, и тогда уже послано было совершить беззаконное убийство. Вдруг, среди весёлого пира, принесена на блюде глава Святого Иоанна Предтечи. Ещё кровь капала из нея, и внезапно, как пишут некоторые, замершия уста Крестителя проговорили Ироду те же обличительные слова, какия вещали ему при жизни: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010