«Когда, вначале, Фиваидские пустынники возмутились хулой на Имя Господа Иисуса иером. Алексия Киреевского, который пытался убедить пустынников в том, что Имя Господа «Иисус» – простое, человеческое имя, ничего не значащее, то пустынники словами св. Иоанна Кронштадтского исповедали, что Имя Господа – есть сам Бог. Тогда о. Алексий и сторонники его стали обвинять пустынников в том, что они поклоняются Имени «Иисус» как идолу, т. е. самим буквам и звукам, и вслед за тем эта же клевета была напечатана в «Колоколе» в виде корреспонденции с Афона 1274 , причём сообщалось о новой ереси на Афоне, которая состоит в том, что пустынники обожествляют самое Имя «Иисус» как особое, от Иисуса некое отделённое Божество. Когда эта клевета была опровергнута, имяборцы изобрели другое обвинение. О. Иероним заявил в Ватопед жалобу, будто его братия Андреевского монастыря сливает Имя Божие с Самим Богом. Кинот, не допросив братию, отлучил весь Андреевский скит от церковного общения. Но вскоре и эта клевета отпала, ибо из всех сочинений имяславцев ясно было видно, что это обвинение есть гнусная ложь. Тогда имяславцев обвинили в «пантеизме», во всебожии, в перевоплощении Бога во Имя Его, в почитании Имени Божия за сущность Его, наконец, в злоупотреблении Именем «Иисус» – как магическим средством, в отождествлении идеи, по которой именуется Бог, с Самим Богом. Но и эти все обвинения должны были исчезнуть по явной вымышленности их. Наконец, архиеп. Никон и С. Троицкий обвинили имяславцев в... евномианстве. В своём «Добром слове» Никон говорит, что то же самое, что говорят имяславцы, говорил некогда еретик Евномий и был обличён св. Григорием Нисским . Так же и С. Троицкий написал целую книгу «Об Именах Божиих», и в предисловии говорит: «Учение (Евномия) сходно с имябожничеством» 1275 . «Сходство между учением об именах Божиих древнего еретика Евномия и современных имябожников настолько велико, что последних можно назвать новыми евномианами " 1276 . – Эта клевета может смутить неопытного читателя. Кто из светских людей знает, как учил Евномий и за что он был осуждён? Поэтому разберём эту клевету, от которой С. Троицкий уже успел отказаться, ибо в своём возражении на статью профессора С.Н. Булгакова он сказал: «Вполне прав г. Булгаков, что в учении о почитании Имён Божиих никакого сходства между евномианством и имябожием нет» 1277 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Как всегда бывало в церковной истории во время прежде бывших догматических споров, одна из сторон защищала истину, а другая сторона, не будучи в силах возражать против истины, старалась извратить смысл слов противников своих и навязать им то, чего они не говорили, всячески оклеветать их. Точь в точь то же самое повторяется и теперь. Когда в начале Фиваидские пустынники возмутились хулой Алексея Киреевского на Имя Господа Иисуса, который пытался убедить пустынников, что имя «Иисус» – есть простое ничего не значащее человеческое имя, то пустынники на основании слов о. Иоанна Кронштадтского исповедали, что Имя Господне есть – Сам Бог. Тогда о. Алексей и сторонники его стали обвинять пустынников в том, что они поклоняются Имени Иисус как идолу, то есть самим буквам и звукам, и вслед за тем эта же клевета была напечатана в «Колоколе» в виде корреспонденции с Афона (в феврале 1912 г.), причём сообщалось о новой ереси на Афоне, которая состоит в том, что пустынники обожествляют самое имя «Иисус». Когда вслед за тем эта клевета была совершенно опровергнута, тогда имяборцы изобрели другое обвинение. В жалобе, поданной игуменом Иеронимом в Ватопедский монастырь на братию Андреевского скита, о. Иероним заявил, будто братия сливает Имя Божие с Самим Богом. На основании этой жалобы афонский Кинот, не допросив противной стороны, отлучил весь Андреевский скит от церковного общения. Но вскоре и эта клевета отпала, ибо из всех сочинений имяславцев ясно было видно, что это обвинение есть гнусная ложь. Тогда имяславцев оклеветали в «пантеизме». Обвинили: во всебожии, в перевоплощении Бога во имя Его, в почитании Имени Божия за сущность Его, наконец, в злоупотреблении именем «Иисус» как магическим средством, в отождествлении идеи, по которой именуется Бог, с Богом. Но и все эти обвинения вскоре должны были быть оставлены по явной вымышленности их. Наконец, в конце концов, архиепископ Никон и г. Троицкий обвинили имяславцев в – евномианстве. В своём «Добром слове к имяславцам» архиеп. Никон говорит, что то же самое, что говорят имяславцы, говорил некогда еретик Евномий и был обличён св. Григорием Нисским . Также и г. Троицкий написал целую книгу «Об Именах Божиих» – в коей в предисловии говорит: «учение (Евномия) в существенных пунктах сходно с имябожничеством» 775 . – «Сходство между учением об именах Божиих древнего еретика Евномия и современных имябожников настолько велико, что последних можно назвать новыми евномианами» 776 . – Эта клевета весьма может смутить неопытного человека. Кто из светских людей знает, что именно говорил Евномий и за что он был осуждён? Поэтому считаем долгом разобрать и эту последнюю клевету, от которой, между прочим, г. Троицкий уже успел отказаться, ибо в своём возражении на статью профессора Булгакова он говорит следующие слова: «Вполне прав г. Булгаков, что в учении о почитании Имён Божиих никакого сходства между евномианством и имябожием нет» 777 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Однажды в трогательном и глубоком раздумье сидел он при своем пасшемся стаде; мысль его переносилась чрез пространство всего минувшего, и сердце трепетало чувством живой признательности к Богу и Его Всепетой Матери за Их Промысл о нем. Зная, что никого нет в пустыне и никто не слышит его, Иоанн начал петь, как бывало, дивные гимны, и его ангельский голос далеким эхом переливался и замирал на пустынных высотах Афона своими мелодичными звуками. Долго и в сладость пел умилившийся Иоанн, не видя и не зная, что один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки пастушеского пения потрясли сердце строгого пустынника, растрогали до слез и произвели благодатное впечатление на его растеплившуюся душу. Пока пел Иоанн, пустынник не сводил с него глаз своих, не понимая, откуда взялся в пустыне такой ангельский голос, такой бесподобный певец. Изумление пустынника достигло высшей степени, когда он заметил, что самые козлища не паслись под гармоничными звуками пастушеских песен, что самые животные, притаив дыхание и окруживши своего пастуха, неподвижно стояли пред ним и не сводили бессмысленных глаз своих с него, как будто усыпленные, как будто очарованные его ангельским голосом. В то же время пустынник отправился в Лавру и известил игумена о дивном пастухе и о его трогательном пении. Иоанн был вызван из сокровенной пустыни и нехотя, заклинаемый Богом, открылся игумену, что он придворный сладкопевец Иоанн. Игумен едва мог узнать в его потухающем взоре и в безжизненных ланитах любимца царева, с которым он сблизился в Константинополе и который тогда был в полном расцвете жизни, с пленительным взором и с играющим на щеках румянцем. По слезной просьбе скромного Иоанна настоятель оставил его при прежнем пастушеском послушании; впрочем, боясь Императора, если донесется до него об открытии его любимца, игумен отправился в Константинополь и лично представился Государю. Помилуй, Государь, раба твоего! – воскликнул старец, целуя ноги своего царя. – Во имя Бога, желающего спасения всем и каждому из нас, умоляю тебя, выслушай отечески мою просьбу, исполни ее, да и Бог исполнит во благих желания твои!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

«Не упивайтесь вином, – говорит апостол, – от которого бывает распутство (“в нем же есть блуд”), но исполняйтесь Духом» ( Еф.5:18 ). Само по себе вино, как и всякая созданная вещь, есть добро и дано нам Создателем на пользу. И не вино худо, говорит свт. Иоанн Златоуст , но его злоупотребление (ср. Притч.20:1 ). Вино есть Божие дело, а пьянство – диавольское. Не от вина происходит гибельный порок пьянства, а от развращенной воли и неумеренности. Не вино производит пьянство, а невоздержание, – злое и невоздержное наше сердце, праздность, частые пиршества, пьяные компании, усиленные потчевания, обращение с людьми злыми, невоздержными и развращенными 390 . Пьянство есть великий грех, и, по учению апостола, пьяницы Царствия Божия не наследят ( 1Кор.6:10 ). И Христос говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» ( Лк.21:34 ). Кто предан пьянству, говорит свт. Иоанн Златоуст , тот не может искренно призывать Господа. Из всех зол, свирепствующих в жизни человека, едва ли не самое большее есть пьянство. По словам свт. Иоанна Златоуста , пьянство и роскошь – источник и мать всех зол. Порок этот тем в особенности страшен, что он развивается незаметно и свои губительные действия простирает как на тело, так и на душу человека. Вино волнует кровь, возбуждает мечтательность, помрачает рассудок, подавляет врожденное чувство целомудрия и стыдливости, разжигает плотскую похоть и как бы толкает винопийцу на грех блуда и другие грехи, о которых «стыдно и говорить» ( Еф.5:12 ). Невоздержное винопитие, по словам преп. аввы Исаии , «поновляет все страсти» 391 и бывает причиной многих и тяжких грехов. Об одном египетском пустыннике повествуется, что диавол явился ему и обещал больше не искушать никакими другими грехами, если только он или убьет человека, или сотворит блуд, или напьется пьяным. Пустынник, желая избавиться от тяжелых и постоянных вражеских искушений, избрал последний грех, показавшийся ему не столь тяжким и менее ответственным. И вот однажды он пошел в город со своим рукодельем, продал его там, зашел в корчемницу, упился вином, вошел в разговор с подвернувшейся женщиной и впал с нею в грех. Об этом узнал муж женщины, которого согрешивший пустынник (под пьяную руку) и убил. И вышло, что пустынник, упившись, быть может, единственный раз в жизни, стал и блудником, и убийцей.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Старец Паисий Пустынник, духовник старца Клеопы Иеросхимонах Паисий (Олару) 18 октября совершается память самого почитаемого в Румынии духовника – иеросхимонаха Паисия (Олару) . Великую схиму он принял в молодом возрасте, и вся его жизнь прошла в уединении и молитве. Он воспитывал в монашеском делании будущего старца Клеопу (Илие) , а когда отец Клеопа стал широко известным, то вызвал из пустыни своего великого духовника и больше не отпускал от себя. Так о старце Паисии узнали многие. Он был духовником Румынских патриархов, целой плеяды архиереев, иереев, монашествующих и простого народа, почти боготворившего его. Старец Паисий являл собой воплощение евангельских добродетелей, простоту до самоуничижения, смирение крайнее, чистоту ребенка и жертвенную любовь к каждому. Свою книгу «Дай им, Боже, уголочек рая!» он посвятил монахам, которых встречал на жизненном пути: о каждом он написал воспоминания и сочинил стихотворение, чтобы память о тех, кто был ему дорог, никогда не умирала. Старец обладал даром прозорливости, слез и огромной силой молитвы. Приведем краткие вехи жизни великого румынского духовника. Старец Паисий родился 20 июня 1897 года в селе Строешть коммуны Лунка уезда Ботошань в семье лесника Иоанна и Екатерины Олару и во Святом Крещении был наречен Петром. Родители его были безграмотными, но очень набожными. Отец знал наизусть Канон молебный ко Пресвятой Богородице, а когда ставил на молитву детей, которых было пятеро, то звал их словами малой ектении: «Господу помолимся!» В родном селе будущий отец Паисий окончил трехлетнюю начальную школу, где был лучшим учеником. С самого детства Петр горел желанием уйти в монастырь, но мать не отпускала его. В 1918 году он был призван в армию, вернулся весной 1921 года, а осенью поступил в скит Козанча того же уезда Ботошань. Здесь он 27 лет подвизался отшельником в небольшой келье в ближайшем лесу (скит не был общежительным), поэтому к его имени на всю жизнь добавился эпитет Пустынник. 9 июня 1922 года Петр был пострижен сразу в великую схиму с именем Паисий. 14 октября 1943 года рукоположен во диакона, а 4 апреля 1947 года – во иерея и духовника и назначен игуменом (то есть настоятелем) скита Козанча. В следующем году, 30 ноября, он переводится в монастырь Сихастрия, где настоятелем был его духовный сын архимандрит Клеопа (Илие), и становится духовником монашествующих и множества паломников.

http://pravoslavie.ru/65018.html

Множество преподобных отцов было прославлено в Русской Церкви. Особенно почитаются устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей: Антоний и Феодосий Киево-Печерские; Сергий и Герман Валаамские; Сергий и Никон Радонежские; Кирилл Белозерский; Иосиф Волоцкий ; Нил Сорский ; Савва Сторожевский; Иов Почаевский . Среди наиболее почитаемых подвижников, прославленных в лике преподобных, — Паисий Величковский , Серафим Саровский и  Амвросий Оптинский , а также другие Оптинские старцы. Преподобные могут именоваться по своему подвигу — пустынниками, отшельниками, столпниками, затворниками, молчальниками. Пустынниками и отшельниками именуют святых монахов, живших не только вдали от мира, но и вдали от монашеского общежития — в пустыне. Понятие «пустыни» в монашеской традиции использовалось расширительно: этим термином называли не только жаркую песчаную пустыню, но и, например, дремучий лес. Известными пустынниками были, например, преподобные Марк Подвижник (IV век), Исаия Отшельник (V век), Варсонофий Великий (V–VI века) и др. Столпниками именуются преподобные, которые взяли на себя подвиг стояния на столпе (на камне, в башне) ради удаления от мира и посвящения жизни посту и молитве. Распространение столпничество получает b V веке в основном среди сирийского монашества. Преподобный Симеон Столпник сначала подвизался как монах, затем как отшельник, а в 423 году, желая всецело посвятить себя молитве Богу, взошел на столп. Преподобный Симеон приобрел немало последователей: преподобного Даниила (V век), преподобного Иоанна и преподобного Симеона Столпника Младшего (VI век), преподобного Алипия (VII век). На Руси избрали подвиг столпничества преподобный Никита, столпник Переяславский (1186); преподобный Савва Вишерский, Новгородский (1461) и др. Затворниками именуются те монахи, которые избрали особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве. Затворничество стало известно на Руси одновременно с распространением монашества. Уже при жизни преподобного Феодосия в затворе находился преподобный Исаакий (ок. 1090). Пещерное затворничество было очень распространено в Киево-Печерском монастыре. Так, в Киевских пещерах подвиг затворничества несли преподобные Афанасий Затворник (XII век), Иоанн Многострадальный (1160), Авраамий Затворник (XIII — начало XIV века) и др.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Слово «монах» возникло не сразу. Оно содержит два корня: «монос» (одиночка) и «эхос» (отзвук). «Глас вопиющего в пустыне», как говорит Евангелие от Иоанна, первая глава. Внешне жизнь этих новых подвижников напоминала жизнь Иоанна Крестителя, которого и до сих пор благоговейно называют покровителем монашества. Поведение пустынников подчас было малопонятно и необычно, но сопутствовавшая им сила Господня совершала то, что не в силах выразить были никакие риторические фигуры. Монахи почти ни в чем не походили на утонченных столичных клириков Византии, они были грубоваты, как простолюдины. Жизнь в пустыне казалась жизнью безумцев тем, кто привык к городским условиям. А состояла эта жизнь на вид из одних лишений. Монашеские приобретения были скрыты глубоко в сердце. Это было юродство ради приобретения Христа . Христос заменял монахам кров, одежду и пищу. Представить это горожанину невозможно. В поучениях, запечатлевших опыт святых отцов-пустынников, содержатся семена христианского здравого смысла, пригодного и в современной нам повседневности. Немногословность, умение ясно и четко выражать свои мысли, ровное и мудрое отношение к жизненным невзгодам — пригодятся любому человеку, в каком бы звании он ни был и в каком бы месте ни жил. Однако все названные достоинства без Христа неполны, ведь один лишь Христос придает им совершенство, и Он Сам соприсутствует и сопутствует страннику в Царство Свое. Любители строгой подвижнической жизни сознательно обрекали себя на томление одиночеством, голодом и жаждой, чтобы яснее понять, что человек никогда не бывает одиноким: ведь с ним всегда Господь. Именно вокруг этой мысли и сосредотачивается вся деятельность подвижника. «Как жить с Богом?» , — такой вопрос еще недавно задавали разумные прихожане батюшкам. Жизнеописания и поучения отцов-пустынников отвечают на этот вопрос. Умение отличать подлинник от подделки не нужно в мире, где подлинник уравнивается в правах с подделкой. Современное общество в целом именно таково. Слухи и ложь обладают в нем статусом верной информации. Почти две тысячи лет назад было то же — человек вообще охотнее верит слухам, чем книгам. Для общества, равнодушного к истине, нет различия между правдой и ложью. Язычество если и не было равнодушно ко лжи, то признавало ее средством для достижения материального или чувственного блага.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Не имеется запоров на воротах кладбища и часовен. Кладбище содержится в ненадлежащей чистоте, не убираются прогнившие кресты и сломанные деревья. Сторожа для охраны церковного имущества нет». Сбежал, наверное, за четыре рубля то в месяц работать. Священником церкви был Синявин Пётр Платонович. По акту от 22 июля 1936 года в церкви во имя Иоанна Война было паникадило с 24 свечами, 6 лампад, подсвечников больших и малых по 2 штуки, два напрестольных креста, дароносиц две, одно кадило, одно оловянное блюдо, одна плевательница, один медный крест, один никелевый поднос, один священный сосуд, одна купель, одна чаша для водоосвящения, две тарелочки, два брачных венца, один семисвечник, один сосуд медный из семи предметов. В 1936 году вышло постановление о сносе церкви Иоанна Война, но разрушить её не смогли. Около церкви стояла башня – колокольня, которую в 1944 году разрушили, снесли ограду и разобрали часовни у церкви, у могилы преподобного Марка Пустынника. Разобрали и увезли в Хвойную деревянную церковь. На кладбище, около Миголощей, сохранилась одна часовня и всё. «1936 года. Июля 22. Мы, нижеподписавшиеся, комиссия от Хвойнинского РИКа по ликвидации Миголощецкой церкви на основании постановления Леноблисполкома от (дата не указана) протокол (нет номера) параграф (тоже нет) в составе: от РИКа Данилов П.В., от РАО Кутузов И. .М., от РО НКВД Золин, и от Миголощецкого сельсовета Степанова произвести передачу в Хвойнинское отделение Госбанка ниже поименованных серебряных вещей по Гос. оценке. 1. Чаша – 1 2. Лжица – 1 3. Звездница – 1 4. Ковчег – 1 5. Наугольники от евангелия – 7 штук. О чём и составили настоящий акт». Церковь святого мученика Иоанна Воина в селе Миголощи Старинное село Миголощи… Красивые места, интересная история. Упоминание о селе уходит своими корнями в XVI век. В поселении бережно сохраняются народные традиции и передаются из поколения в поколения накопленный за века опыт. Вокруг села много исторических мест - храм святого мученика Иоанна Воина, часовенка «Всех скорбящих радости», место подвигов подвижника Марка-пустынника, целебный источник.

http://sobory.ru/article/?object=09520

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Иоанна пустынника Память 29 марта Жила некогда одна богатая, весьма красивая и богобоязненная жена, по имени Иулиания 2253 . В молодых годах она потеряла мужа и осталась вдовою с двумя малолетними детьми, Иоанном и Фимистиею. После того как было объявлено повеление предавать смерти христиан 2254 , она, взяв с собою Иоанна, пришедшего уже в отроческий возраст, укрывалась с ним в одном нежилом помещении и воспитывала его в наставлении Господнем ( Еф 6:4 ), постоянно обучая его чтению книг и молитве. Отрок, оставляя мать, приходил иногда в ближюю иноческую обитель и, наедине тайно помолившись там, снова возвращался назад, так как в то время все христиане из опасения язычников скрывались. Когда он по обычаю пришел однажды в обитель, то его встретил тут один благочестивый человек и дал ему совет ходить для молитвенных подвигов лучше в пустынные места, нежели, совершая их в обители, быть всегда в опасности отдать себя во власть мучителей. Приняв этот совет, отрок сказал своей матери: – Госпожа мать моя, один благочестивый человек пригласил меня прийти к нему, и я думаю, что это произошло больше всего по молитвам твоим. Иулиания отпустила своего сына, думая, что он скоро же вернется назад. Но Иоанн, простившись с матерью и сестрою, пошел в пустыню к одному египетскому пустыннику, некоему Фармуфию, и, приняв от него молитвенное напутствие, отправился в глубину пустыни. Здесь он нашел пустой колодец, наполненный змеями, скорпионами и гадами, и, помолившись, бросился в него. Колодец имел в глубину двадцать локтей 2255 , но ангел Господень поддержал Иоанна, и он остался невредим. Став на дне колодца, он с крестообразно простертыми руками без сна, пищи и питья провел сорок дней в молитве, и все гады вышли из колодца. После сего ангел, всегда приносивший пищу Фармуфию, принес хлеб и для Иоанна и при этом сказал преподобному: – Вот этот хлеб послал тебе Господь, чтобы ты снес его к колодцу авве 2256 Иоанну. Сам же ангел не хотел носить ему хлеба, чтобы он, будучи в юном возрасте, от этого не возгордился.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Раз случилось ему увидеть у императора игумена лавры Афонской и узнать о жизни отшельников афонских. Плененный тихою жизнию молитвенников Божиих, Иоанн тайно удалился от двора, с посохом в руке и в рубище на плечах. На Афоне называет он себя пастухом и получает поручение пасти коз. Долго оставался Иоанн в неизвестности; напрасно искали его по приказанию императора. Пустынническая жизнь утешала Иоанна, он в тиши молился Господу. Однажды в раздумье сидел он при своём стаде; мысль пробегала по прошлой жизни и сердце трепетало благодар­ностию Богу за промысл о нём. Думая, что некому слышать его в пустыне, Иоанн начал петь священные песни и ангельский голос его разливался в пустынных высотах Афона мелодическими звуками.– Долго и в сладость пел умилившийся певец; а между тем в диком ущелье слушал его изумлённый пустынник.– Откуда взялся этот ангельский певец и к тому же пастух?– думал пустынник. Он пошёл в лавру и сказал настоятелю о чудном певце-пастухе. Иоанн вызван был в лавру и заклинаемый именем Божиим открылся игумену, что он учитель придворных певчих Иоанн. Игумен в потухающем взоре и в безжизненных ланитах едва мог узнать любимца царского, которого он видел в цветущем здоровье и с играющим на щеках румянцем. По слёзной просьбе скромного Иоанна игумен оставил его при стаде коз. Потом быв при дворе, упросил императора оставить любимца Иоанна в афонской пустыне. – Жаль мне дорогого Иоанна,– сказал император;– но спасение души – выше всего; пусть будет по его желаниям. Свободный Иоанн избрал себе за монастырём уединённое место, выстроил себе келью и стал жить по шести дней в безмолвии, а в седьмой и в праздники приходил в собор и пел на правом клиросе. Труд и усердие к св. пению награждены были небесным утешением. В акафистную субботу, по окончании канона, Иоанн, утомленный бдением, заснул. Пречистая, явясь к нему, сказала: «будь здоров, чадо моё, пой, пой; Я не оставлю тебя»,– и затем дала ему червонец. Проснувшись, Иоанн находит в руке дар Пречистой и с радостными слезами благодарит Богоматерь. С этого времени он удвоил своё усердие к пению. Прежде того он пел только в праздничные дни; теперь он стал ходить петь каждый день. Продолжительное стояние и пение на клиросе имели последствием то, что одна нога его покрылась гнойными ранами. Пречистая, явясь, исцелила ногу. Иоанн столько успел в духовной жизни, что прозрел день своей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010