Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект Российской Федерации. Территория 44,1 тыс. кв. км. Центр: Астрахань. География: область расположена на юго-западе России, в сев. Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги. Протяженность - 120 км с запада на восток, между Калмыкией и Казахстаном, и 375 км с севера на юг, вдоль Волги и Ахтубы до Каспия. Через А. о. Россия имеет выход к Каспийскому м., границе с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией, Ираном. Климат резко континентальный, засушливый. В зоне пустынь и полупустынь находится ок. 70% территории области. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет ок. 63%, в т. ч. пастбища - 74,8%, сенокосы - 13, пашни - 12,1%. Ок. 13% территории региона занято под промышленность, нужды транспорта и связи. Лесные угодья занимают 940 кв. км. Население: 1032,8 тыс. чел. (2000). Национальный состав: 72% - русские, 12% - казахи, 7% - татары, остальные - представители др. национальностей (украинцы, белорусы и др.). В городах проживает 67%, в сельской местности - 33% населения. Адм. устройство: Астраханская губ. создана Петром I согласно указу от 22 нояб. 1717 г. С 1928 г. территория А. о. входила в Нижневолжский край (с 1934 Сталинградский край, с 1936 Сталинградская обл.). А. о. была учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР 803/1 от 27 дек. 1943 г. В А. о. 11 адм. р-нов и 6 городов, из них наиболее крупные - Ахтубинск, Камызяк, Знаменск, Харабали. Религия На 1 янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 30 конфессий, объединяющих 149 общин, из них 40% - общины РПЦ, 27% - мусульм. орг-ции, 18% - протестант., 15% - др. вероисповедания и религ. течения. В 2001 г. по инициативе губернатора области А. П. Гужвина создан областной межконфессиональный совет, председателем к-рого избран правосл. Астраханский еп. Иона (Карпухин) . Русская Православная Церковь Территория А. о. совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в к-рой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . Православие на территории А. о. появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона к-рого находилась в рус. войске. В 1568 г. игум. прп. Кирилл , присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным , основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей мон-ря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе.

http://pravenc.ru/text/76738.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Влахернский мон-рь близ Арты [греч. Βλαχρνα], памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция). Впервые упоминается в соборном послании Навпактского митр. Иоанна Апокавка, из к-рого известно, что первоначально мон-рь был муж., но между 1224 и 1230 гг. преобразован в жен., где принимали иноческий постриг визант. аристократки. Во франц. редакции «Морейской хроники» говорится, что в 1304 г., во время осады Арты войсками Карла II Анжуйского, деспот Фома укрылся во В. м. Здесь были похоронены мн. члены династии Ангелов-Комнинов-Дук, правителей Эпира. Храм был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы, а с 1814 г. как престольный праздник отмечается Ризоположение (2 июля). Монастырский комплекс состоит из кафоликона (соборного храма) и неск. келлий с юж. и юго-зап. сторон, построенных в XIX в. В наст. время приходский храм. Согласно господствующему мнению, храм построен в 1224-1230 гг. на месте более древнего сооружения кон. IX - нач. X в., от к-рого сохранились вост. часть юж. стены и юж. апсида. Первоначально храм представлял собой купольную 3-нефную базилику. Совр. внешний вид - результат различных перестроек. Напр., над каждым из нефов в сер. XIII в. были возведены купола, в кон. XIII в. был пристроен нартекс. Кладка комбинирует серо-зеленый камень и плинфу. В XVII в. новый деревянный иконостас заменил мраморный, фрагменты к-рого хранятся в наст. время в Археологическом собрании мон-ря Паригоритиссы (Арта). Храм украшен мозаичным полом из разноцветного мрамора. «Суд Пилата». Роспись собора Влахернского мон-ря. Сер. XIII в. «Суд Пилата». Роспись собора Влахернского мон-ря. Сер. XIII в. Фрески в наосе были открыты в 1975-1977 гг., высокое качество живописи свидетельствует о связи исполнителей с К-полем или с Фессалоникой. Сохранившиеся частично, они были выполнены ок. сер. XIII в. Их иконографическая программа включает ряд редких сюжетов: на сев. стене жертвенника сохранились 2 сцены из протоевангельского цикла - «Благословение Марии иереями» и «Встреча Марии и Елисаветы». В конхе диаконника представлен св. Иоанн Предтеча. В зап. части наоса, где располагались гробницы, были изображены сцены Страстного цикла и «Явления Христа после Воскресения».

http://pravenc.ru/text/155031.html

Нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Григорий Пельшемский, Арсений Комельский. Фрагмент иконы " Господь Вседержитель с предстоящими Вологодскими святыми " . Нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Вскоре слава о добродетелях святого широко распространилась в Галиче. Родственники преподобного, «вси велможи земли тоя», др. люди похваляли его благородство, смирение и воздержание. Избегая молвы, Г. покинул Галичскую землю и «род свой». В изложении дальнейших событий редакции Жития Г. существенно расходятся. Согласно Первоначальной редакции, преподобный из Галича направился на север, в вологодские земли, и на р. Пельшме, неподалеку от дер. Пельшмы, основал мон-рь. Минейная редакция и Редакция сборников содержат рассказ о пребывании святого после ухода из Галича сначала в Ростове, затем у прп. Дионисия Глушицкого в Сосновецкой пуст. (см. Глушицкий Сосновецкий во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь ). В соответствии с Минейной редакцией и Редакцией сборников, уйдя из Галича, Г. поселился в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления мужском монастыре . Через нек-рое время, как сообщается в Редакции сборников, Ростовский архиеп. св. Дионисий Грек (1418-1425) не без труда упросил Г., к-рый считал себя недостойным, стать архимандритом ростовского Спасо-Преображенского Княгинина мон-ря на Песках. 2 года святой управлял обителью, прославившись как духовный наставник и благотворитель. По Минейной редакции, Г. в 1394 (6902) г., при свт. Григории , еп. Ростовском и Ярославском (свт. Григорий занимал Ростовскую кафедру в 1396-1416), стал «архимандритом Ростову граду» (т. е. возглавил ростовское черное духовенство). Через нек-рое время, избегая мирской славы, святой вновь решил удалиться в пустынное место. Ночью покинув мон-рь, Г. направился на север и пришел к прп. Дионисию Глушицкому, к-рый дал ему келью в Сосновецкой пуст. Стремясь к совершенному подвижничеству, Г. вскоре испросил благословение у прп. Дионисия на полное пустынножительство и покинул Сосновецкую пуст. В соответствии с Минейной редакцией, Г.

http://pravenc.ru/text/166551.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в. [Груз. , ], исторический муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (V-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (не позже нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической провинции Кларджети, на правом берегу р. Имерхеви, в 80 км восточнее Артвина (ныне в дер. Багджылар, иль Артвин, Турция). На данный момент эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Этимологию названия О. возводят к мегрело-чанскому слову (опиджа), что соответствует груз. (сапире) и означает «место берега», «прибрежье», «место устья» ( Марр. 1911. С. XXII; Шанидзе. 1981. С. 27). История Согласно Житию св. царя Вахтанга Горгасали , О. основали царь Картли св. Вахтанг Горгасали и его сановник Артаваз ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; Он же. 2008. С. 91), поэтому большинство ученых (С. Каухчишвили , П. Ингороква , Д. Хоштария, Ш. Матиташвили) датируют его основание 50-ми гг. V в. Однако, поскольку название монастыря указано только в Чалашвилевском списке «Картлис Цховреба» (1731), К. Кекелидзе и В. Джобадзе считали, что О. был основан позже. Еще в раннехрист. Грузии О. имел статус «великой пустыни» и особую славу приобрел, когда там подвизался прп. Михаил Парехели . Насельники О., прп. Серапион Зарзмский, его брат Иоанн и свт. Георгий Мацкверели , стали видными деятелями ГПЦ. В Житии прп. Серапиона (X в.) содержатся сведения об обновлении О. монахами Аммоном, Андреем, Петром и Макарием, что нек-рые ученые ошибочно считают сведениями об основании О. При мон-ре существовала школа зодчества ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322, 335, 337; Беридзе. 1955. С. 122). Исследователи полагают, что в древности О. находился в составе Ахизской епархии, основанной св. Вахтангом ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 198; Он же. 2008. С. 100; Матиташвили. 2017. С. 194-216), и после перемещения кафедры в Анчи (VI-VII вв. или VIII в.) вошел в юрисдикцию Анчийской епархии. Мон-рь пострадал от набегов арабов и вспышек эпидемии, монашеская жизнь прекратилась и была возобновлена ок. 750 г., настоятелями стали сначала Самуил и после него Андрей ( Джобадзе. 2007. С. 30; Хоштария. 2005. С. 80).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

К кон. XVIII в. от частых перемен настоятелей К. м. пришел в упадок. Тамбовский и Шацкий еп. Феофил (Раев) предполагал перевести штат К. м. в Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь близ Тамбова, чтобы дать возможность ректору семинарии управлять обителью, ближайшей к месту училищной должности. В 1802 г. К. м. возглавил архим. Израиль, ранее восстановивший Сканов мон-рь. Перед вступлением в управление К. м. архим. Израиль подал в Синод проект о введении в обители общежития по подобию устава Саровской пуст. Из Синода проект был возвращен еп. Тамбовскому Феофилу (Раеву) для обсуждения. К тому моменту, когда были получены разъяснения устава от игумена Саровской пуст., вышло постановление Синода «немедленно привести проект в исполнение», руководствуясь собственными средствами ( Евпсихий (Горенко). 1891. С. 38). В 1814 г. архим. Израиль был переведен в Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь . С 13 июля 1829 г. К. м. возглавлял архим. Иоанникий (Образцов ; впосл. епископ Кавказский). Настоятель (1843-1875) архим. Евпсихий (Горенко) провел масштабные работы по ремонту построек монастыря, «возвысил религиозно-нравственное состояние братии» ( Дворжанский. 1999. Кн. 1. С. 101), опубликовал «Историко-статистическое описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второклассного муж. мон-ря» (1891). В 1889-1911 гг. К. м. возглавлял архим. Гедеон (Котлов), член-сотрудник имп. Палестинского православного об-ва , автор книги «Нижнеломовский Казанский второклассный мужской монастырь» (1911). После 1764 г. количество насельников сократилось до 17 чел. братии и 17 служителей. К нач. XX в. в К. м. проживало 45 монахов и послушников. Постройки Первоначальные деревянные храмы в честь Казанской иконы Божией Матери (1648) и во имя св. Иоанна Предтечи сгорели во время пожара в сент. 1709 г. По грамоте митр. Рязанского Стефана (Яворского) в 1710-1722 гг. была построена каменная холодная Казанская ц. (высота с крестом на куполе - ок. 44, ширина 28, длина 33 аршина); 5-ярусный иконостас (1722-1724) изготовлен московскими иконописцами Михаилом Закониным и Андреем Диаконовым.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Лядовский мон-рь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2013 г. Лядовский мон-рь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2013 г. Управляющий Минской, Изяславской и Брацлавской губерниями генерал-губернатор Т. И. Тутолмин 14 апр. 1795 г. распорядился обратить униат. шаргородский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь в православный, а в Могилёве-Подольском открыть женский мон-рь. В 1795-1799 гг. Шаргород был первым местом пребывания правосл. епископов Подольских и Брацлавских, резиденция к-рых разместилась при Николаевском муж. мон-ре, там же располагалась Брацлавская консистория. С 1797 г. в Шаргороде действовала Подольская ДС, в 1805 г. переведенная в Каменец-Подольский, в Шаргороде сохранилось подготовительное отделение семинарии, в 1817 г. преобразованное в Шаргородское ДУ (действовало до 1897). В 1796 г. в уездном г. Ямполе было учреждено одно из первых в крае правосл. духовных правлений. В дек. 1798 г. его перенесли в мест. Цекиновка Ямпольского у., куда по указу от 27 янв. 1798 г. переместился центр Ямпольского у. С 1804 г., после наводнения, опустошившего Цекиновку, Ямпольское правление временно находилось при Успенском храме в мест. Томашполь, получившем статус уездного собора, в 1817 г. правление вернулось в Ямполь. Постановлением консистории от 5 янв. 1797 г. предписывалось не учреждать уездное духовное правление в Могилёве в связи с противодействием со стороны униатов, а проводить уездные собрания духовенства в Шаргороде. В 1798 г. Ямпольское правление объединяло 144 церкви, учрежденное в 1799 г. Могилёвское правление включало 109 церквей. Активным деятелем по воссоединению униатов был могилёвский уездный прот. Трофим Куницкий. В 1921 г. было учреждено Могилёвское вик-ство Подольской епархии. 27 февр. во епископа Могилёвского был хиротонисан Лоллий (Юрьевский) , в 1922 г. он уклонился в обновленчество (17 нояб. 1924 назначен обновленческим «архиепископом Подольским и Брацлавским»). Еп. Лоллий оставил заметный след в церковной истории края, основал мужской и женский скиты, однако все совершенные им иерейские хиротонии и монашеские постриги были признаны недействительными ввиду отпадения владыки в раскол. В оккупационный и послевоенный периоды клирики его поставления принимали повторные хиротонию или монашеский постриг. Кафедрой Лоллия стал Георгиевский греч. собор, где разместилось управление Могилёв-Подольской обновленческой епархии, позже центр обновленческого вик-ства переместился в Ямполь. Николаевский собор в Могилёве-Подольском остался в ведении канонической Церкви, в 1929 г. был закрыт властями.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

В кон. 80-х гг. XX в. началось постепенное возвращение ранее закрытых храмов правосл. общинам Молдавии. Одними из первых в мае 1988 г. были переданы Церкви собор св. Иоанна Предтечи в Комрате, церкви в селах Дезгинже и Бешалма Комратского р-на. В сент. 1988 г. был возвращен Успенский храм в с. Кочулия Кантемирского р-на, при к-ром ранее действовал муж. скит, позднее при храме был возрожден мон-рь (см. Кочулийский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь ). В дек. 1988 г. возобновилось богослужение в бывш. монастырском храме свт. Николая в с. Садаклия Бессарабского р-на (ныне р-на Басарабяска), при котором впосл. также возникла монашеская община (см. Кистоленский (Садаклийский) во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь ). В янв. 1989 г. верующим вернули использовавшийся под музей храм в Кагуле, в февр. того же года была возвращена церковь в райцентре Тараклия. 20 июля 1990 г. в Кишинёвской епархии было учреждено Бендерское вик-ство, к-рое возглавил еп. Викентий (Морарь) . В юрисдикции вик-ства состояли в т. ч. храмы и мон-ри в юж. районах Молдавии. Решением Синода РПЦ от 17 июля 1998 г. по просьбе митр. Кишинёвского и всея Молдовы Владимира (Кантаряна) для юж. районов Молдавии была образована Кагульская и Каушанская епархия. Кагульским епископом был назначен прот. Георгий Ботнарь после пострижения его в монашество, 12 сент. 1998 г. в Москве состоялась его епископская хиротония. Первоначально помимо совр. территории К. и К. е. включала уезд Лэпушна с центром в г. Хынчешть (29 янв. 2002 уезд был упразднен, из него выделен р-н Хынчешть). Резиденция Кагульского епископа и епархиальное управление до 2010 г. располагались в г. Хынчешть. Решением Синода Кишинёвской митрополии от 24 дек. 2010 г. приходы р-на Хынчешть были переданы в новообразованную Унгенскую и Ниспоренскую епархию . В 2004 г., до уменьшения территории К. и К. е., в ней насчитывалось 165 приходов, 169 священнослужителей. В наст. время при епархиальном управлении действуют отделы: церковно-административный, социальный, по делам молодежи, катехизации, миссионерский, по взаимодействию с вооруженными силами, по взаимодействию со СМИ. Православие в Гагаузии

http://pravenc.ru/text/1319764.html

Прп. Иаков Железноборовский. Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († 11.04.1442, Железноборовский Иоанно-предтеченский мон-рь), прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Железноборовский, основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря. Основные сведения о святом содержатся в его житии, составленном в 1598 г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55) и в пересказах историков и краеведов XIX - нач. XX в., в чьих работах отразилась разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит. 3800. В XIX - нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп. Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития, в 1390 г. И. получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи ( Румянцев. 1873. С. 12-15). Житие связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226). Вел. кн. Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын - буд. вел. кн. Московский Василий II Васильевич . Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124).

http://pravenc.ru/text/200169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ) БАХАРЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ) БАХАРЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пермской и Соликамской епархии), расположен в дер. Бахаревке в черте г. Перми. 1863-1921 гг. В 1863 г. купеческая вдова Н. К. Бахарева в память о супруге устроила в своей деревне жен. общину, к-рую возглавила уроженка г. Перми послушница Серафимова Дивеевского мон-ря Феодосия Норина. К 1879 г. в общине проживало 40 насельниц. Сестры занимались хозяйством, золотошвейными работами, устроили небольшой кирпичный завод. На богослужения ходили в приходский деревенский храм Покрова Пресв. Богородицы. В 1877 г. община была причислена к Кунгурскому во имя св. Иоанна Предтечи жен. мон-рю , а в 1879 г. к Успенской общине (см. Пермский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь ), но из-за конфликта между Нориной и начальницей Успенской общины Бахаревская община была закрыта. Насельник Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря иером. Серафим (Кузнецов), впосл. окормлявший сестер К. м., считал, что община была упразднена «по козням и проискам исконного врага к святому делу - диавола через людей, подпавших под его прелестную, коварную уловку». Впосл. Норина проживала в К. м., приняв схиму с именем Феофания. Крестный ход на Белую гору в Казанском Бахаревском мон-ре Крестный ход на Белую гору в Казанском Бахаревском мон-ре В 1888 г. в дер. Бахаревой (Бахаревке) была открыта жен. богадельня с отделением для малолетних сирот. Под богадельню выделялась казенная земля в стороне от деревни у р. Медведки, где впосл. и находился монастырь. В 1875 г. на средства пермского купца В. Н. Бахарева в богадельне была построена и 1 окт. 1875 г. освящена каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с колокольней и оградой. Сестрам оказывали покровительство и духовную поддержку настоятель Белогорского монастыря архим. прмч. Варлаам (Коноплёв) и иером. Серафим (Кузнецов). В 1908 г. иером. Серафим направил в Святейший Синод ходатайство об организации в Бахаревке монастыря, «с посвящением воспоминанию радостного для всей России рождения» наследника престола цесаревича Алексея Николаевича и о строительстве в новой обители храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 16 февр. 1908 г. Пермский еп. Никанор (Надеждин) направил в Синод представление с просьбой об открытии в дер. Бахаревой жен. мон-ря. «Ввиду того что во всем Пермском уезде не имеется ни одного монастыря и для религиозно-нравственного просвещения окрестного населения учреждение монастыря, как показателя примерной христианской жизни вблизи г. Перми, будет весьма желательно»,- писал отец Серафим. Временной строительницей обители стала родная мать иером. Серафима мон. Анастасия (Кузнецова).

http://pravenc.ru/text/1319858.html

9 марта 1914 г. на кафедру был избран еп. Браницкий Климент (Шивачев , † 3 мая 1930). При нем были построены резиденция митрополита, здания епархиального управления и канцелярии митрополита, создан фонд материальной поддержки клира, открыто Пастырско-богословское уч-ще в Черепишском мон-ре. 21 сент. 1930 г. митрополитом Врачанским был канонически утвержден еп. Знепольский Паисий (Анков , † 16 мая 1974). В его более чем 40-летнее служение для архиерейских нужд было построено новое здание, реставрировались церкви и возводились новые храмы, открыты курсы повышения уровня богословского образования священников, стал издаваться епархиальный ежемесячный ж. «Духовное возрождение». После его смерти на кафедру был избран митр. Каллиник, при к-ром в 1977 г. новым кафедральным собором стал храм во имя св. Апостолов, возведенный в 1898 г., до этого кафедра находилась в митрополичьем храме свт. Николая (построен в 1867, в нем похоронены все митрополиты, начиная с митр. Константина). В 1992 г. в БПЦ возник раскол и митр. Каллиник отошел от канонического Свящ. Синода. Управление В. е. было возложено на еп. Знепольского Игнатия (Димова) , 29 мая 1994 г. он был избран митрополитом Врачанским. После возвращения в лоно Церкви митр. Каллиника и принятия его в сущем сане на Всеправославном Соборе 1 окт. 1998 г. из состава В. е. выделили Плевенский округ и учредили самостоятельную Плевенскую епархию, назначив управляющим митр. Игнатия. В. е. вновь возвратилась под упр. митр. Каллиника. Монастыри Ныне действуют Струпецкий муж. во имя Илии пророка и Черепишский муж. в честь Успения Пресв. Богородицы. Как приходы действуют храмы бывш. мон-рей Бистрецкого во имя св. Иоанна Рильского (см. Врачанский мон-рь ) и Градешницкого во имя св. Иоанна Предтечи (возобновлен в XIX в. на месте разрушенного турками средневек. мон-ря). Ранее действовали Долнобешовицкий во имя арх. Михаила и Мытнишский во имя свт. Николая. От мон-ря во имя Св. Троицы близ Врацы частично сохранились каменные стены и фундамент XIV в. 1-нефной церкви с притвором ( Михайлов Ст. Разрушеният манстир Св. Троица до Враца//ИАИ. 1950. Кн. 17. С. 305, 306).

http://pravenc.ru/text/155412.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010