Образование кантарской монашеской общины началось в Махерасском мон-ре , когда туда пришли иноки Иоанн и Конон с Калон-Орос (Καλν Ορος, т. е. Добрая или Прекрасная гора), под которой традиционно подразумевали Св. Гору Афон. Однако Дж. Меркати высказал предположение, поддержанное Пападопуллосом, что речь идет о малоазийском порте Аланья (одно из средневек. названий которого было Канделор). В Махерасском мон-ре к Иоанну и Конону присоединились мон. Матфей и мирянин Феодор. Подвижники решили поселиться в более уединенном месте. Ненадолго они остановились в Иоанна Златоуста мон-ре близ Куцовендиса , а затем отправились в Кантарский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице, к-рый находился недалеко от замка Кантара. Сразу после того, как они поселились в Кантарском мон-ре, иноческий постриг с именем Варнава принял брат Феодора Василий, а через нек-рое время и Феодор - с именем Фома. Вскоре к общине присоединился иером. Климент из неназванного кипрского мон-ря, позднее - мон. Иеремия с Калон-Орос, а затем - миряне с Калон-Орос братья Михаил и Феодор (впосл. в монашестве Макарий и Феодорит) с пресвитером и просмонарием никосийского монастыря Пресв. Богородицы Паллуриотиссы Иоанном (впосл. мон. Иларион). После них в монастырь был принят мон. Геронтий. Слава об их аскетической жизни вскоре распространилась среди местного населения. Когда о монашеской общине стало известно лат. властям, в Кантарский мон-рь прибыли доминиканцы: протопр. Андрей, ответственный за собор в Никосии в случае отсутствия лат. архиепископа, и мон. Гильерм. Согласно кипрским законам, община не имела офиц. статуса (для монашеского пострига было необходимо разрешение феодала, к-рый также контролировал численность насельников обители, а избрание игумена утверждал местный лат. епископ). Между доминиканцами и кантарскими монахами возник спор о зап. обычае использования для совершения литургии опресноков. Кантарские монахи предложили доминиканцам испытание огнем, чтобы убедиться, кто из прошедших через костер останется невредимым - православные с квасным хлебом или католики с опресноками. Доминиканцы отказались от испытания и велели монахам дать объяснение перед лат. архиепископом в Никосии. Причастившись, К. п. на следующий день отправились в столицу, по пути в Никосию правосл. киприоты просили благословения подвижников. В Никосии монахи остановились в мон-ре св. Георгия Манганского, где к ним присоединились еще 2 инока из Махерасского мон-ря - Игнатий и Григорий.

http://pravenc.ru/text/1470281.html

Прп. Неофит Затворник. Икона. XVI в. (Музей мон-ря прп. Неофита Затворника) [Греч. Νεφυτος Εγκλειστος] (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?), Кипр), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря (см. ст. Неофита Затворника преподобного монастырь ). Один из главных источников сведений о жизни Н. З.- написанное преподобным в 1214 г. «Уставное завещание» (Τυπικ Διαθκη) (в лит-ре встречаются др. датировки), в котором он сообщает важнейшие биографические данные (BHG, N 1325m). Согласно «Завещанию», Н. З. род. в дер. Като-Дрис около Лефкары (Кипр) в бедной многодетной (8 детей) крестьянской семье. Когда ему исполнилось 17 лет, родители Афанасий и Евдоксия решили женить его и по договоренностью с семьей невесты совершили помолвку молодых людей. Однако буд. подвижник с детства чувствовал призвание к монашескому служению. Узнав о помолвке, он бежал из дома в мон-рь во имя свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (см. ст. Иоанна Златоуста монастырь близ Куцовендиса) . Там неграмотный крестьянский юноша в течение 5 лет исполнял послушание виноградаря. В обители он научился читать и писать, выучил наизусть Псалтирь и настоятель назначил его помощником экклесиарха (пономаря, церковного служащего). Со временем Н. З. понял, что его духовный путь связан с отшельничеством. Он попросил у настоятеля разрешения удалиться из мон-ря в одну из близлежащих пещер, однако тот, ссылаясь на молодость инока, к-рому было только 24 года, отказал ему в благословении на этот подвиг. Тогда Н. З. попросил отпустить его в паломничество на Св. землю и получил согласие настоятеля. В Палестине, известной древнейшими монашескими традициями, молодой инок надеялся найти наставника, к-рый бы понял его духовные искания. Шесть месяцев он путешествовал по палестинским обителям, но так и не встретил духовного учителя. По возвращении на Кипр Н. З. вновь просил благословения на затвор и вновь получил отказ. Тогда он самовольно покинул мон-рь (1159), решив отправиться на поиски наставника на гору Латрос в М. Азии - известный монашеский центр. Но в порту Пафоса его задержали как подозрительную личность, отобрав 2 номисмы, к-рые Н. З. хотел отдать в качестве платы корабельщикам, и заточили на 2 месяца в крепость. Инок понял, что на его отъезд в дальние края нет Господней воли, и после того как его отпустили на свободу, он обосновался в окрестностях Пафоса в естественной пещере, к-рую назвал Енклистра (Εγκλεστρα), что значит «затвор» (ныне часть мон-ря во имя Н. З.). Со временем Н. З. в мягкой породе высек храм, к-рый посвятил Честному Кресту Господню, и келью. Постелью подвижнику служила каменная гробница, также высеченная из скалы. Через 5 лет Н. З. поместил в своем храме частицу Честного Древа Креста Господня, видимо, взятую из одного из кипрских мон-рей (возможно, из мон-ря Ставровуни).

http://pravenc.ru/text/2565024.html

В крепости Киринии в кон. XI - 1-й пол. XII в. была построена крестово-купольная ц. вмч. Георгия Победоносца - единственный кипрский храм на 4 колоннах. Эти мраморные колонны принадлежали раннехрист. базилике. Пещерная ц. Пресв. Богородицы Галатерусы близ Караваса сохранила фрагменты 2 слоев росписи: растительный орнамент под нишами вост. стены датируется XI или нач. XII в., остальные фрески - кон. XII или нач. XIII в. В центральной нише вост. стены помещается погрудный образ Богоматери типа «Воплощение», в сев. нише - св. Иоанна Предтечи в позе моления, как в Деисусе, в юж. нише - фронтальное изображение свт. Николая Чудотворца, в вост. части юж. стены - Спаситель на престоле, между нишами - серьезно поврежденные фигуры святых. Церковь вмч. Георгия Победоносца в крепости Кириния. Кон. XI — 1-я пол. XII в. Церковь вмч. Георгия Победоносца в крепости Кириния. Кон. XI — 1-я пол. XII в. Октагональные храмы известны на Кипре только на территории Киринийской епархии. К типу «октагон на тромпах» принадлежат 4 храма: ц. прп. Илариона в замке св. Илариона (ее датировки колеблются от кон. Х до кон. XI в.- ur i S. Middle Byzantine Architecture on Cyprus: Provincial or Regional? Nicosia, 2000. Р. 16; Παπαγεωργου. 2010. Σ. 163), кафоликон монастыря свт. Иоанна Златоуста (1090), ктитором которого был к-польский вельможа Евмафий Филокал (сохр. только части вост. и сев. стен, встроенные в новый собор 1891 г.), разрушенная турками маронитская ц. Пресв. Богородицы в Марки (XII в.) и ц. Христа Антифонита (кон. XII в.) в мон-ре арх. Михаила Антифонита. Лучшими образцами комниновского искусства на Кипре являются фрески парекклисионов Св. Троицы и Спасителя в мон-ре свт. Иоанна Златоуста (см. в ст. Иоанна Златоуста мон-рь близ Куцовендиса ) и 1-й слой росписей ц. Христа Антифонита, выполненный в кон. XII - нач. XIII в. или ок. 1200 г. Фрески позднекомниновского стиля сохранились гл. обр. в виме (в конхе апсиды - Богоматерь «Оранта» с поклоняющимися архангелами, ниже - композиция «Служба св.

http://pravenc.ru/text/1840493.html

В. Г. Григорович-Барский, посетивший И. З. м. в 1735 г., записал монастырское предание, согласно к-рому ранее подчинявшийся архиепископу мон-рь после захвата турками был продан в частное владение некоему знатному киприоту. Тот через нек-рое время отправился в паломничество на Св. землю и пожертвовал свое имущество Иерусалимскому Патриархату ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 247), к-рому мон-рь принадлежит по сей день. В 1735 г. в И. З. м. было 5 или 6 монахов, и теперь уже мон-рь Пресв. Богородицы «Апсинфиотиссы» находился в его подчинении. Григорович-Барский также передает легенду об основании мон-ря некой принцессой, исцелившейся от болезни в близлежащем источнике, однако эти сведения ничем не подтверждаются (Там же. С. 245-246). Др. путешественники XVII-XVIII вв. оставили интересные сведения о мон-ре. Голландец Корнелис де Брёйн, посетивший И. З. м. в 1683 г., сообщил, что в обители кроме игумена было 11 монахов и 3 священника и что кельи были недавно перестроены после пожара. Он выполнил замечательное описание кафоликона с позолоченным иконостасом, установленным 5 годами раньше, и рисунок общего вида монастыря. Количество насельников на протяжении XVIII-XIX вв. оставалось небольшим, а монастырские здания, включая оба храма, стояли в полуразрушенном состоянии. В кон. XIX в. было решено снести кафоликон. На его месте в нояб. 1891 г., при Иерусалимском патриархе Герасиме I и архим. Кирилле (Карагеоргакисе), был построен новый храм. К этому времени община насчитывала 13 чел. (в число к-рых, возможно, входило неск. мирян). В 1937 г. монастырский комплекс был включен в число кипрских памятников древности. С этого времени и до 60-х гг. ХХ в. Кипрский департамент древностей вел в И. З. м. реставрационные работы. В 1974 г., после оккупации Турцией Сев. Кипра, все мон-ри, включая И. З. м., были закрыты. Вплоть до наст. времени на его территории находится тур. военная база и доступ в него невозможен. Имеются сведения о том, что часть фресок в парекклисионе заштукатурена.

http://pravenc.ru/text/577890.html

Церковь Христа Антифонита близ Калогреи. Кон. XII в. Церковь Христа Антифонита близ Калогреи. Кон. XII в. Начиная с периода кондоминиума церковная архитектура К. носит ярко выраженный локальный характер с налетом провинциальности (см: Megaw. 1974; Чурчич не согласен с этой т. зр.- ur i . 2000). Не встречается практически никаких черт столичного зодчества: нет храмов на 4 колонках (исключение - ц. вмч. Георгия в Киринии), типичных и для Греции, и для М. Азии, хотя сполий было достаточно, к-польских усложнений (типа апсидиолей или триконхиальных пастофориев), стремлений к иллюзионизму и «развоплощению» материи, изысканной декорации (из мрамора и мозаики). Кирпич используется в возведении арок и сводов преимущественно в кон. XI - нач. XII в. (кирпичные стены есть только в ц. свт. Иоанна в Куцовендисе); строятся в основном невысокие купола; окна небольшие и узкие. Кладка стен преимущественно каменная, из тесанных квадров или под штукатуркой; декорация, включая расчленение стен, почти отсутствует, максимально возможная сводится к 2-уступчатым аркам вокруг окон и входов, как в барабанах церквей вмч. Георгия «Фарангу», свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» и Христа Антифонита, на зап. стене церквей прп. Андроника во Френаросе, Пресв. Богородицы в Трикомо, преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне. Стены ц. Честного Креста в Анойире расчленены лопатками снаружи и внутри. Чуть более развита декорация лишь в 2 группах памятников. Фасады карпасийских храмов свт. Филона, арх. Михаила в Ялусе и свт. Синесия (XI-XII вв.) украшены 2 типами глухих 2-уступчатых ниш: занимающих всю травею больших и широких или поставленных в ряд малых и узких (несколько иной характер носят ниши на апсидах ц. Честного Креста в Ано-Лефкаре; они близки к оформлению фасадов малоазийских храмов в Алакилисе и Дерекёе (Фисандоне)). Кладка opus mixtum в храмах кон. XI - нач. XII в. свт. Иоанна Златоуста и Св. Троицы в мон-ре свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса и преподобных Илариона и Варнавы имеет аналоги в М. Азии (Чанлы-килисе и храм в Чельтикдереси); в храмах в мон-ре свт. Иоанна Златоуста и вмч. Георгия в Киринии сделаны наборные мраморные полы.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

К промежуточному варианту типа храма с купольным залом и вписанного креста принадлежит ц. вмч. Феодора близ Сотиры (нач. XI в.), где с юж. стороны купол опирается на развитые пилястры, а с северной - на колонну и столб. В XII в. ц. Пресв. Богородицы Канакарии в Литрангоми перестроили в купольную базилику. В качестве особых, поздних вариантов крестово-купольного храма можно отметить типы, известные также в греч. провинции и на о-вах Эгейского м.: «вписанный крест» без зап. столбов (ц. Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии, сер. XI в.) или без вост. столбов (ц. вмч. Евстафия Плакиды в Колоси, кон. XII в.), церковь с 3 куполами по центральной оси (прав. Лазаря в Ларнаке, кон. XI - нач. XII в.), церковь с куполами над рукавами креста (преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне). Реже встречается тип свободного креста в виде греческого креста с удлиненными зап. и вост. рукавами (церкви Пресв. Богородицы Киры близ Ливадии, перестроена, XII в. (?); прп. Феодосия Великого в Ахелии; Пресв. Богородицы Хриселеусы в Хлоракасе; прп. Евфимиана в Лиси и Честного Креста в Месокипу, кон. XII в.) или латинского креста (церкви Пресв. Богородицы Хриселеусы в Эмбе и Честного Креста в Куке, XII (?) в., свт. Епифания в Лурукине). Собор груз. мон-ря Жалия (Ялья) (1184-1207) имеет уникальную для К. форму триконха. Этот тип в простом варианте (без обхода) начинают строить на К. только в кон. XI в.; вероятно, он был заимствован с Хиоса и распространился на Сев. и Сев.-Вост. К. ( Papageorghiou. 2010). С. Чурчич ( ur i . 2000) называет ранним примером средневизантийского октагона на тромпах ц. прп. Илариона (кон. Х в.) в замке св. Илариона. К 1090 г. относится строительство храма свт. Иоанна Златоуста в одноименном мон-ре близ Куцовендиса, ц. Пресв. Богородицы Марги в Мирту. В храмах святых Варнавы и Илариона (нач. XII в.) и Христа Антифонита близ Калогреи (кон. XII в.) вост. и зап. пары столбов (полукруглые или колоннообразные) смещены к западу, что придает куполу яйцевидную форму. Из данного типа храма развился его гексагональный вариант (ц. Пресв. Богородицы Апсинфиотиссы), имеющий отдаленную параллель только с храмом в Като-Пендели близ Афин.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

В поствизант. искусстве иконография И. М. сохранялась без изменений. Как седовласый святитель с удлиненной бородой он представлен на кипрской иконе из с. Куцовендис (нач. XVI в.); в соборе свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский); в кафоликоне Великой Лавры во имя прп. Афанасия на Афоне (1535). В т. н. Афонской книге образцов И. М. изображен с небольшой заостренной бородой (РНБ. 0. I. 58. Л. 86 об., 175 об., XV в.). На иконе «Свт. Иоанн Милостивый и ап. Филипп» (2-я пол. XVI в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) он представлен седовласым, с залысинами, с немного вьющейся бородой средней длины. На Руси образ И. М. впервые встречается в росписи киевского собора Св. Софии, на склоне одной из арок юж. галереи (40-е гг. XI в.): седовласый старец с остроконечной бородой и в темно-вишневой фелони, напротив сщмч. Игнатия Богоносца. Особо почитался И. М. в Вел. Новгороде и Пскове. Его изображения сохранились: в апсиде ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.); в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); в апсиде собора Рождества Пресв. Богородицы в Снетогорском мон-ре (1313); предположительно в алтарной композиции «Служба святых отцов» ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода (ок. 1363, не сохр.). В новгородской иконописи образ И. М. нередко помещали как на отдельных иконах, так и среди избранных святых: «Избранные святые - Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение»» (2-я пол. XV в., ГРМ); «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми, свт. Николаем, прп. Симеоном Столпником, свт. Иоанном Милостивым» (кон. XV в., ГТГ); на двусторонней иконе-таблетке «Святители Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., НГХМ). В состав клейм уникальной житийной иконы «Свт. Иоанн Милостивый, с житием в 12 клеймах» (сер.- 2-я пол. XVI в., ГРМ) входят такие сюжеты: явление отроку И. М. Милосердия в образе девицы (клейма 1 и 2); поставление И. М. в епископы (3); поучение народа (4); И. М. обличает еретиков (5); к И. М., сидящему при церковных дверях, приходят люди (6); странник просит милостыню у И. М. и получает ее (7); странник обращается к И. М. за милостыней во 2-й раз (8); странник просит и получает милостыню в 3-й раз (9); явление И. М. купцу на корабле во время бури (10); «памяти смертный образ» (11); И. М., восставший из гроба, возвращает грешнице хартию с прощением ее греха (12). Изображения И. М. встречаются в новгородском медном литье.

http://pravenc.ru/text/469614.html

На Кипре известны др. октагоны на тромпах, очевидно следующие образцу кафоликона И. З. м.: несохранившаяся церковь мон-ря Марки, полуразрушенная - в замке св. Илариона, ц. Христа Антифонита близ Калогреи и ц. Пресв. Богородицы «Апсинфиотиссы» (купол на 6 опорах). Все они находятся недалеко от Куцовендиса и были построены примерно в одно время (кон. XI - XII в.). Но план кафоликона И. З. м. отличается большей четкостью и регулярностью, что является дополнительным свидетельством высокого уровня мастерства работавшей здесь артели. Остается неизвестным, откуда именно прибыли строители кафоликона И. З. м. Нек-рые сохранившиеся фрагменты кладки и убранства храма позволяют предполагать связи с Сиро-Палестинским регионом. От древнего кафоликона уцелели нижние части апсид и почти вся сев. стена, к к-рой примыкает парекклисион. От первоначального убранства частично сохранился инкрустированный мраморный пол в алтаре с геометрическим орнаментом в технике opus sectile, не имевший аналогов в др. средневек. кипрских церквах; мраморные дверные косяки, вновь использованные в новом здании кафоликона (зап. и юго-зап. двери) и в парекклисионе Св. Троицы (зап. дверь); инкрустированные деревянные створки, в наст. время украшающие зап. двери нового кафоликона; фрагменты мраморных колонок и капителей (использованы для новой алтарной преграды в парекклисионе). Кафоликон, вероятно, украшала фресковая роспись (остатков мозаики найдено не было). Де Брёйн, посетивший монастырь в 1683 г., писал, что в куполе было изображение Пантократора, окруженного некими фигурами. Др. путешественник Отто фон Рихтер упоминал о мраморных инкрустациях над дверями, ведущими из наоса в нартекс. В храме находилось неск. древних икон, в т. ч. арх. Михаила (кон. XII - нач. XIII в.) и Богоматери с Младенцем на троне со свт. Иоанном Милостивым и с коленопреклоненными ктиторами Марией ди Молино с сыном Антонино (XVI в.). В наст. время эти иконы вывезены с Кипра. Новое здание кафоликона было построено на фундаменте старого (за исключением выступавших апсид нартекса, к-рые оказались за его пределами).

http://pravenc.ru/text/577890.html

Единогласно избранный вместо Дамаскина Панарет (1827-1840) расплатился с долгами Архиепископии и добился существенного сокращения налогов. В 1830 г. на собрании епископов, духовенства и прокритов в Никосии были приняты решения об организации местного самоуправления (комиссия из 4 чел. при серале, комиссия из 24 чел., включая архиепископа и митрополитов, ежегодное Общее собрание, созываемое архиепископом), о назначении постоянного представителя киприотов в К-поле, об открытии лепрозория и учреждении среднеобразовательных школ в Ларнаке и Лимасоле и центральной «Греческой школы» в Никосии на пожертвования мон-рей Киккского, Махерасского, Синайского и свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса. Становление офиц. структур общинного самоуправления, в которых все более возрастала роль мирян - характерная черта жизни всех Вост. Церквей в XIX в., особенно с началом реформ Танзимата. Иоанникий, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Иоанникий, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Архиеп. Панарет осудил вспыхнувшие в 1833 г. в разных частях Кипра восстания под рук. Николаоса Фисевса, Гяур-имама и иером. Иоанникия из Махерасского монастыря. В окт. 1837 г. архиепископ отправил в К-поль миссию в составе митрополитов Дамаскина Китийского и Харалампия Киринийского, Хаджи-Киргениса Сариполоса и Хаджи-Иоанниса Викиса, которая добилась установления точной суммы налогов и жалованья наместника, что предотвращало злоупотребления местных чиновников. Созванное в июле 1838 г. в Никосии совещание духовенства и влиятельных киприотов решило, что раз в году будет проходить Общее собрание, на к-ром должны присутствовать уполномоченные представители всех городов и члены общественной комиссии сельских старост. Они будут рассматривать все султанские указы и общую сумму выплат в султанскую казну для составления бюджета. Члены общественной комиссии сельских старост избираются Общим собранием (20 представителей: 8 от Никосии, 8 от Ларнаки, 4 от Лимасола), они осуществляют надзор за сельскими общинами, общественными финансовыми счетами, проведением общественных работ и мероприятий в области здравоохранения и образования. Общее собрание также избирает Центральную димогеронтию, а жители городов - епархиальные димогеронтии, к-рые должны контролировать общественные работы и сбор налогов с христиан. Однако в 1840 г., в ходе проводимых в Османской империи реформ Танзимата, КПЦ была отстранена от сбора налогов с правосл. населения.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Пресв. Богородицы Елеусы в Велюсе (1085-1093 или ок. 1080), свт. Иоанна Златоуста мон-ря близ Куцовендиса на Кипре (1099-1103 или 1111-1118), храмов Пресв. Богородицы Космосотиры в Фересе (1152), вмч. Пантелеимона в Нерези (1164). Др. редкие черты имеются во фресках зап. стены: фигуры Церкви и синагоги и изображение сильного изгиба тела Иисуса Христа в композиции «Распятие», которые до XIII в. встречаются только на миниатюрах в рукописях и на рельефах слоновой кости. В «Успении Пресв. Богородицы» представлен эпизод с иудеем Афонием; это изображение также получило распространение в монументальной живописи с XIII в., хотя единичные примеры его появления есть и в более ранних памятниках (Йыланлы-килисе в долине Ыхлара в Каппадокии, IX-X вв.). Необычно также расположение апостолов и ангелов по разные стороны ложа Богоматери, аналогии находятся на Кипре ( Амасгу Богородицы жен. мон-рь , слой росписи рубежа XII и XIII вв.) и в Кастории (ц. св. Бессребреников). В композиции «Страшный Суд» наряду с группами грешников изображены 3 фигуры с подписями и атрибутами их грехов: ростовщик - с кошельком, клеветник и обманывающий при взвешивании - с весами на шее, а также блудницы, терзаемые змеями. Стиль фресок 1-го слоя в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы обладает ярко выраженной индивидуальной окраской и не имеет точных аналогов. Плотные композиции заполнены крупными фигурами и массивной архитектурой. Яркие цвета часто диссонируют друг с другом. Притом что во всех сценах преобладает торжественное величие, художник попытался внести в них драматизм, придав движениям нек-рых образов энергичность и порывистость. Пропорции и структура тел и лиц часто смело искажаются и переходят в гротеск. Лица весьма экспрессивны, с крупными, тяжелыми и резкими чертами, обведенными темными линиями, с акцентированной мимикой. В целом образам ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы присущи суровость, напряжение, дисгармония. Однако, несмотря на заметное своеобразие, и техника письма, и отдельные приемы, и образное содержание этих фресок вписываются в ход развития визант.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

  001     002    003