7. тмже и съ клтвою изреч дати, аще воспроситъ. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит Из сего поступка Иродова виден и деспотизм его, и особенно крайнее развращение: ибо, чтобы наградить юную развратницу, он призывает Бога во свидетеля, что даст ей все, чего бы ни вздумалось ей просить (Мих.). 8. на же наваждена своею, даждь м, реч, зд на блюд глав кртител. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя Здесь снова видится развратный нрав Саломии: она не ужаснулась, как естественно, когда услышала кровавый совет матери. Дай мне здесь, т. е. теперь же, не медля, чтобы не последовало отказа, в случае замедления, когда, пожалуй, одумается Ирод. На блюде, т. е. на блюде или подносе, на каковых подавались кушанья. Может быть Иродиада сама дала своей дочери такое блюдо или поднос, чтобы как можно скорее увидеть смерть своего строгого обличителя. Дай голову. В древности бывали случаи, что цари требовали к себе головы осужденных ими на казнь, с одной стороны, для того, чтобы злобно насладиться своею победою, так, сделала Иродиада: как говорит предание, она долго колола иглою язык Крестителя, изрекавший обличение ей с Иродом, с другой, для того, чтобы увериться, что действительно казнен осужденный. 9. на же наваждена своею, даждь м, реч, зд на блюд глав кртител. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей И печален быст (опечалился) царь. Опечалился, потому что почитал Иоанна за святого, нередко, как говорит евангелист Марк, многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (6:20). Опечалился, может быть и оттого, что мог опасаться со стороны народа возмущения по поводу позорной смерти Крестителя. Опечалился, но повелел дать ей (голову), ради клятвы и возлежащих с ним, т. е. Ирод боялся, что гости сочтут его непостоянным, неверным своему слову, даже такому, которое дано с клятвою, и трусливым, и из самолюбия и ложного стыда решился умертвить святого человека. «Луше бы не клятися тебе, Ироде беззаконие», т. е. безрассудною клятвою, поется в церковной песни, а, если поклялся, то лучше бы нарушить клятву, «лучше бо солгавшу, жизнь получити, неже истинствовавшу, т. е. исполнивши клятву, главу Предтечеву усекнути». Св. Златоуст восклицает: «Антипа боялся быть клятвопреступником, а не страшился поступка бесчеловечнейшего; боялся иметь свидетелей своего клятвопреступления, а не страшился иметь так много свидетелей столь беззаконного убийства!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

опечалился (λυπ) стал печален (περλυπος γενμενος) царь; по причине (δια) клятвы и для гостей своих (=пировавших с ним, τος νακειμνους), не захотел отказать ей, – велел дать ей (чего просила). 3. Мученическая кончина св. Иоанна Крестителя. а. Отсечение головы. тотчас послав (πμψας), усекнул (πεκεφλισε) Иоанна (=отсек Иоанну голову) в темнице, – царь, послав стража (ποστελας σπεκουλτορα), велел принести голову его. Он же (страж) пошел, и усекнул его в темнице, и принес голову его. [И принесена голова его] на блюде, [и подана] и подал ее девице; и девица отнесла (и) отдала ее матери своей. б. Погребение мощей Иоанна Крестителя. И услышав ученики его, пришли, приступив, взяли тело его, и положили и погребли оное (ατ) во гроб. в. Уведомление Спасителя о кончине Иоанна. И пришедши, возвестили Иисусу. 1. Второе прохождение Галилеи. а. Иисус Христос, проходя города и селения, благовествует и исцеляет. После сего, (ближайшим образом по удалении из Назарета и после усекновения главы Иоанна Крестителя), Он (Господь) проходил по городам и селениям (διδευεν κατα­ πλιν κα κμην), – обходил (περιγεν) Иисус все города (τς πλεις) и селения окрестные (κκλψ) в синагогах их, и проповедуя Евангелие царствия, – и благовествуя царствие Божие, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. б. Кто постоянно следовал за Иисусом Христом. И с Ним (проходили) двенадцать (Апостолов), и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и другие многие (в последствии названные Мироносицами), которые служили Ему имением своим. 2. Послание двенадцати Апостолов на проповедь. а. Изъявление сожаления о народе. Видя же людей, (Иисус Христос) жалел о них, что они изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. б. Возбуждение учеников к молитве о явлении делателей сей духовной жатвы. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а жнецов (ργτας) мало. И так молите господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей. Π. Ф. де Греббер. 1640 г. Таким был конец человека, к которому еще недавно стекались тысячи людей, чья проповедь гремела на всю Иудею. Судьба Иоанна стала прообразом судьбы Иисуса – Сына Человеческого, Чье служение на земле тоже станет путем умаления даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ). Казнь Иоанна предшествовала казни Иисуса. Параллелизм двух жизней, начавшийся со встречи их матерей – Марии и Елисаветы ( Лк. 1:39–56 ), продолжившийся их собственной встречей на берегу Иордана и параллельной миссией в течение некоторого времени, завершился тем, что каждый взошел на свой крест – сначала Предтеча, а потом Тот, о Ком он предсказывал. Церковная традиция говорит о том, что после своей смерти Иоанн Креститель сошел во ад, чтобы и там приготовить путь Иисусу, Который сойдет туда после Своей смерти на кресте. Евангелие от Матфея как бы намеренно и сознательно подчеркивает параллелизм жизней Иоанна и Иисуса, употребляя одни и те же выражения применительно к одному и Другому. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона. XVIII в. О желании Ирода убить Иоанна говорится: и хотел у бить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка ( Мф. 14:5 ). А об Иисусе: и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка ( Мф. 21:46 ). Слова взять и связать употребляются применительно и к Иоанну, и к Иисусу ( Мф. 14:3; 21:46; 27:2 ). Ирод приказывает казнить Иоанна как бы против своей воли ( Мф. 14:9 ), и Пилат выносит смертный приговор Иисусу вопреки своей воле ( Мф. 27:24 ). Сцена погребения Иоанна (мф. 14:12) по содержанию и используемому словарю является как бы предвестием сцены погребения Иисуса ( Мф. 27:57–60 ). Повествование евангелиста Матфея о смерти Предтечи завершается словами: Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один ( Мф. 14:12–13 ). Далее следует рассказ о насыщении пяти тысяч пятью хлебами, после чего понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один ( Мф. 14:23–24 ). Почему евангелист так акцентирует внимание читателя на том, что Иисус дважды в течение короткого времени удаляется от учеников, чтобы побыть наедине? И почему это происходит сразу после того, как Он слышит о смерти Иоанна Крестителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою ( Мал. 3:1 ). Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна ( Мф. 11:7–13 ). В образе трости, ветром колеблемой, некоторые ученые видят намек на приспособленческую политику царя Ирода Антипы (отмечая при этом, что на иудейских монетах того времени изображался тростник). Во всяком случае, Ирод подразумевается в образе человека, носящего мягкие одежды и живущего в чертогах царских. Этому царю, заточившему Иоанна в темницу и затем обезглавившему его, противопоставляется Иоанн, чей образ жизни резко контрастирует с образом жизни царя. Выражение до Иоанна ( ως ωννου) может пониматься в двух смыслах: до Иоанна включительно или до Иоанна не включительно. Если включительно, значит Иоанн относится еще к Ветхому Завету. Кажется, в параллельном тексте Луки ( Лк. 16:16 ) аналогичное выражение ( μχρι ωννου) понимается именно так, о чем свидетельствуют слова того же автора в других местах ( Деян. 1:5; 13:24–25; 19:4 ). Однако Матфей помещает Предтечу в контекст уже новозаветного благовестия, о чем свидетельствуют слова: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется. Иоанн Креститель здесь представлен как начальное звено в том благовестии Царствия Небесного, которое в полноте раскроется в проповеди Иисуса. Встреча Христа с Иоанном Предтечей. Миниатюра. XIII в. При любом понимании слов до Иоанна для нас очевидно, что Иоанн Предтеча по своей ментальности, образу действий и содержанию проповеди принадлежит еще к Ветхому Завету. Он – последний из ветхозаветных пророков. В то же время он стоит на пороге Нового Завета: рассказ о нем занимает важное место во всех четырех Евангелиях; его проповедь тематически перекликается с проповедью Иисуса; он первым возвещает о приближении Царства Небесного. Многое из того, что в проповеди Предтечи было лишь обозначено или пророчески предсказано, в проповеди Иисуса получит свое обоснование и развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В день рождения Ирода, когда он устроил большой пир для своих приближенных и начальников еврейского народа, дочь Иродиады плясала перед царем. Ее танцы так понравились Ироду, что он перед всеми приглашенными обещал ей дать все, что она захочет, даже до половины царства. Дочь не знала, что просить и пошла посоветоваться к своей матери. Иродиада сказала ей: – проси голову Иоанна Крестителя. Дочь пошла сейчас же к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты мне дал теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь очень опечалился этой просьбой. Ему не хотелось убивать Иоанна Крестителя. Ирод знал, что он праведный и святой, и что это убийство будет очень нехорошим делом. Но царю очень стыдно было отказаться от своего царского обещания, которое он дал при своих подчиненных. Ложный стыд перед людьми заглушил его внутренний голос совести. Царь послал оруженосца отсечь голову Иоанна Крестителя. Голову принесли на блюде. Ирод отдал ее дочери, а дочь матери своей. Ученики Иоанна Крестителя услышали об этом, пришли, взяли тело его и похоронили. Иоанн Креститель, не боясь ни страданий, ни даже смерти, бесстрашно говорил правду перед царем Иродом и за это был предан смерти. Церковь прославляет подвиг Иоанна Крестителя и день его кончины (11 сентября по-новому стилю или 29 августа по-старому) отмечает праздником, который называется Усекновением Главы Иоанна Крестителя . В этот день в церкви молятся также и за всех тех, кто, по примеру Иоанна Крестителя, пострадал за правду. Церковь установила в этот день пост. Вопросы: Что говорил Иоанн Креститель про самого себя? Почему царь Ирод приглашал к себе Иоанна Крестителя? Что он говорил царю? Почему Иродиаде не нравились слова Иоанна Крестителя, и чего она добилась? Как произошло убиение его? Почему Ирод согласился убить Иоанна Крестителя? Как Церковь прославляет подвиг его? Самостоятельная работа: Написать почему Иоанна Крестителя называют: 1) святым, 2) пророком, 3) Предтечей, 4) Крестителем, 5) Иоанном. Исцеление десяти прокаженных Евангелие рассказывает о многих, но не о всех чудесах, которые Спаситель совершил на земле. Евангелист Иоанн говорит, что если бы описать все чудеса, то все книги мира не могли бы вместить их. Спаситель исцелял больных, воскрешал мертвых, оказывал всякую помощь людям в несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда апостолу Павлу во время его путешествия в Дамаск явился Господь и обратил его к покаянию, то свидетели этого события видели свет и слышали некий голос. Но они не понимали, Кто явился и что было сказано. Сам же апостол Павел видел все ясно, и это видение было до такой степени блистательно, что он на некоторое время, вплоть до того как крестился, ослеп. Поэтому едва ли люди, присутствовавшие на реке Иордан при Крещении Господа, видели и понимали все происходящее в полной мере. Может быть, они действительно слышали звук грома и видели какой-то необыкновенный свет, потому что отверзлись небеса, и свет Божественной благодати явился, наверное, не только Иоанну Крестителю, но и всем присутствовавшим там. Но из-за своего недостоинства не все люди понимали это явление, и только Иоанн Креститель вкусил это откровение в полной мере: только он понял, Кто явился перед ним. Впоследствии, как повествует Евангелие от Иоанна, Предтеча Господень, проповедуя Господа Иисуса Христа, говорил так: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин.1:29, 33 ). Значит, это откровение было, прежде всего, для Иоанна, для того чтобы он узнал во Христе Мессию, Сына Божия. Наконец, и для того чтобы Иоанн Креститель первым из людей, живущих на земле, познал тайну Пресвятой Троицы и был утешен этим откровением, которое было, надо полагать, самим великим из его духовных переживаний. После этого он уже не боялся ничего и смело обличал всякого, дерзнул обличить даже Ирода Четвертовластника, за что и был казнен (см. Мф.14:3-12 ; Мк.6:17-29 ; Лк.3:19-20 ). Вот какая великая добродетель — послушание! Иоанн Креститель исполнил волю Божию, невзирая ни на что, и через это послушание познал тайну Пресвятой Троицы, познал Бога, познал истину. К этому стремятся многие люди: ищут, ошибаются, признают свои ошибки, вновь заблуждаются… Даже самый, казалось бы, неприметный человек, не стремящийся к каким-либо знаниям, — и тот думает, что познал истину, когда, например, предается удовольствиям, в которых, как он полагает, заключается его счастье. Значит, и такой человек по-своему стремится к истине, хотя и не находит ее. Во всех вложено это стремление, однако большинство из нас не находит истины. Лучшие, а правильнее сказать наиболее искренние, получают ответ от других людей: от таких, как Иоанн Креститель, святые апостолы, святые отцы. Предтеча же познал истину непосредственно, благодаря своему послушанию в исполнении воли Божией.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

По случаю для рождения Ирод устроил пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Глалилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла, и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностию к царю, и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился: но ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать ей. И тотчас послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей ( Мк.6:21–28 ). Здесь заслуживают внимания следующие обстоятельства: а) опьянение Ирода и возлежащих с ним, – б) страстная пляска дочери Иродиадиной, – в) клятва, данная ей, – г) зверская злоба на Иоанна со стороны Иродиады, – как обстоятельства, предшествовавшие и подготовившие бесчеловечный поступок, которым закончился пир Ирода, и, наконец, д) самый факт усекновения главы Предтечевой. Доселе удерживавший себя, даже слушавший Иоанна, из опасения возмущения со стороны народа, внимавшего проповеди, и ограничившийся только заключением его в темнице крепости Махерон, теперь разгоряченный вином, увлеченный страстной и бесстыдной пляской, связавший себя неразумной клятвой, которой, хотя и со скорбью, по крайней мере видимою, не изменяет вследствие ложного стыда пред другими, он удовлетворяет требованию Иродиады (конечно, и своему желанию) и предает ей главу ее обличителя. Что может быть гнуснее этого поступка со стороны Ирода? Какое странное противоречие уживается в его мрачной душе! – Считает праведным и святым, и убивает; – слушает его даже в сладость, и отдает на злобное поругание павшей женщины. Поистине, человек, предавшийся страстям, низкий раб их. Так св. церковь изображает в своей священной песне: рождение неподобно, и пир безстыдный Ирод совершил им: любодейством бо женским услаждаем, и нечестивым женонеистовством подстрекаем, отсече главу Предтечеву: но не отсече языка пророческа, обличающаго безумие его: пролия кровь неповинную, покрыти хотя грех беззаконен: но ни о сем скры гласа вопиющаго всем покаяние. Он убо свеселяшеся убийством: мы же спразднуем любовию Крестителя Иоанна блаженное заколение. Предвари бо во аде жизнь проповедати сущим во тме и сени смертней седящим, свыше восток Христа Бога нашего, единаго многомилостиваго (Стих. на лит.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Пророческое служение Иоанна Крестителя По тому, как общество реагирует на пророческий голос, можно судить о его моральном состоянии. И серьезно больно то общество, в котором пророку зажимают рот, заточают его в тюрьму, гонят или пытаются уничтожить. 7 июля, 2009 По тому, как общество реагирует на пророческий голос, можно судить о его моральном состоянии. И серьезно больно то общество, в котором пророку зажимают рот, заточают его в тюрьму, гонят или пытаются уничтожить. После второго посещения Иерусалима Господь возвращается в Галилею. Как уже говорилось, то был очень насыщенный событиями период земной жизни Спасителя: избрание апостолов и направление их на проповедь, наиболее дивные чудеса, поразительно емкие и богатые по содержанию притчи, обращенные к простому народу, неслыханные доселе откровения о Царстве Божием… Однако в это же время совершается одно мрачное событие, о котором повествует Евангелие. Казалось бы, напрямую не связанное с жизнью Спасителя, оно имеет определенное отношение и к Нему, и к Его апостолам. Ирод Антипа, правитель Галилеи, сын того самого Ирода, который повелел избить вифлеемских младенцев во дни Рождества Христа Спасителя, умерщвляет Иоанна Крестителя. Ирод идет на эту крайнюю жестокость потому, что Иоанн Креститель неустанно обличал галилейского правителя в беззаконном сожительстве с женой его родного брата Филиппа, который также был правителем нескольких областей, примыкавших к Галилее. За это свидетельство о правде, столь неприятной для Ирода, Иоанн Креститель был отправлен в темницу. Вот как повествует об этом евангелист Марк: «Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им… Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

http://pravmir.ru/prorocheskoe-sluzhenie...

Слово в день Рождества Иоанна Предтечи Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:00 мин. Размер 3.9 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Иеромонах Иоанн (Лудищев) Сегодня празднуется рождество величайшего из людей, когда-либо живших на земле, – святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Церковь хранит память о всех событиях его жизни: о его зачатии, рождении, и о его миссии Крестителя Спасова (праздник Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и о его мученической смерти. И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Сегодня в Евангелии от Луки мы слышали, как праведному Захарии по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось войти в Храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. И Захария, увидев его, смутился, страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк.1: 9-13). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это смущение, говорит, что Захария, войдя в Храм Господень, молился только об одном – прощении грехов народа, а получил обещание разрешения бесплодной утробы. Он просил одного утешения, а получил другое; молился за народ, а назван был отцом сына. Захария более желал исцеления душ согрешивших. Он как бы говорит: народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного… через меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды. А мне возвещается о рождении сына. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что же — об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы перед народом высказать свою плодородность? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я стар, ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления: я нисколько не думаю об этом.

http://pravoslavie.ru/47482.html

Говорили они, конечно, и о том необычайном успехе, какой имел новый проповедник. Ин.3:26 .  И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Деятельность Христа возбудила зависть в учениках Крестителя и вместе ревность о славе своего учителя, которая теперь, видимо, шла на убыль. Они высказывают свое раздражение Иоанну, надеясь, что он предпримет какие-либо меры к тому, чтобы побудить Христа удалиться из той области, какую избрал местом своей деятельности Иоанн. Ведь Креститель так много сделал для Христа своим свидетельством о Нем как о Мессии! Ин.3:27 .  Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. В ответ своим ученикам Креститель прежде всего говорит, что всякий успех, который кто-либо имеет в своем деле, зависит всецело от воли Божией. Это дар Божий. Ин.3:28 .  Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Далее Иоанн припоминает своим ученикам в точности слова, которые он сказал о Христе и которые, конечно, не были неизвестны и ученикам его. А он говорил (ср. Ин.1:15, 20, 27, 30 ), что не он, Иоанн, Христос, а только послан перед Ним, т.е. перед Иисусом как Христом. Ин.3:29 .  Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Разъясняя свое отношение к Христу, Креститель сравнивает себя с «другом жениха», игравшим у евреев главную роль во всем процессе заключения брака. Конечно, этому другу было весьма приятно, когда он видел, что его дело сватовства пришло к желанному концу и когда он слышал разговор новобрачной четы. Креститель также приготовил людей к принятию Христа, Который теперь собирал вокруг Себя общину верующих или Церковь , ибо Церковь была невестой Этого Небесного Жениха ( 2Кор.11:2 ). Из этих слов Крестителя мы вправе заключить, что ему было уже известно и ранее, чем донесли его ученики, об успехе, который имел Христос в Иудее, и это давало ему радостную уверенность в том, что дело Христа придет к желанной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010