Протопресвитер Александр Шмеман: В отсвете Лазаревой субботы и Вербного воскресенья (+Аудио) Как случилось, что тот, кого Бог создал для жизни, кого почтил образом Своей неизреченной славы и красоты, подчинился смерти? И вот его, друга Божия, берут и прячут под камень, ибо он уже смердит, и уже боятся его живые, хотя знают, что всем им без исключения предстоит этот спуск в царство распада и тьмы. 27 апреля, 2013 Как случилось, что тот, кого Бог создал для жизни, кого почтил образом Своей неизреченной славы и красоты, подчинился смерти? И вот его, друга Божия, берут и прячут под камень, ибо он уже смердит, и уже боятся его живые, хотя знают, что всем им без исключения предстоит этот спуск в царство распада и тьмы. Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова. В отсвете Лазаревой субботы и Вербного воскресенья Печали и торжественной темноте Страстной недели предшествует свет двух ни на какие другие праздники не похожих дней: Лазаревой субботы и Вербного воскресенья. Попробуем как можно проще, как можно короче объяснить, откуда изливается этот свет. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили ­Мария и Марфа, сестра ее, – говорится в Евангелии от Иоанна. – Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен (Ин. 11:1, 3). При этих словах мы немедленно ощущаем прикосновение к душе чего-то особого и словно наперед знаем, что все последующее имеет ни с чем не сравнимое значение. Но послушаем дальше. ­Иисус же любил Марфу, и сестру ее, и Лазаря (11:5). И вот приходит Он в Вифанию и уже знает, что Лазарь умер и четыре дня прошло, как похоронили его. Марфа, – продолжает евангелист, – услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему (11:20) и сказала: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. ­Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мip (11:21–27).

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Россия просыпается! Москва сегодня сказала свое слово в поддержку Украины! Вышло 50 тысяч народу! Путин уходи! Украина прости нас! СЛАВА РОССИИ! СЛАВА ГЕРОЯМ! 2014/03/15, 19:34:56 Николай 2014/03/11, 09:02:49 пишет : Правда в том что вы уничтожаете веру Христову и Церковь его! Николай, а как быть с 200 новыми храмами, кстати, православными и возводимые в настоящее время ТОЛЬКО в Москве!? Николай понимает, что параолимпийцы подготовлены лучше всех в мире, это о чем ни будь нам говорит!? Николай сможете здесь, и сейчас составить список воин с Россией и главное кто на кого нападал - полный список, начиная с князя Владимира!? Николай знает, что такое Литургия и когда она бывает в России!? От Иоанна святое благовествование ГЛАВА 5. 28Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. Александр 2014/03/15, 19:11:16 Александр 2014/03/11, 23:45:51 пишит : Зачем выступал - непонятно. На второй встречи с журналистами Янукович сказал, цитирую: Вы что ослепли или память у вас пропала, это фашисты и ушел, не продолжая конференции, которая и состояла из слов приведенных выше. Александр, судя по вашей осведомленности событий, к сожалению, не в тему великого поста.. однако как вы пропустили такого рода заявление Якубовича, простите, может я, что то пропустил, поправьте. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (Евр. З, 12-16; Мк. 1, 35-44). " Вышел (Иисус) и удалился в пустынное место и там молился " (Мк. 1, 35). Господь молится, как человек, или, лучше, как вочеловечившийся человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример. Апостол Павел учит, что у приявших Духа, Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенные устремления к Богу в духе человеческом. И вот у нас настоящая молитва - молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней - труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь - приличнейшая этому труду обстановка; самый же труд - множество поклонов с сердечными воздыханиями. Трудись и трудись, леность всякую отогнавши. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! Се ныне время благоприятно.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=177...

Странный вопрос. А Вы статью полностью прочитали? Именно Апостольская Церковь и называется сегодня Православной. На западе православных христиан называют ортодоксами. Т.е. когда католики отпали, то для подчеркивания своей " правильности " стали называть себя кафолической(католической) церковью. А остальные так и остались, и стали соответственно называться ортодоксами, т.е. по русски - православными. Александр 23 июля 2015, 22:53 А разве православная церковь существует с Апостольских времен? Мне всегда казалось что православие упускает важность еврейства в христианстве. Девятая глава послания к Римлянам хорошо описывает важность еврейской составляющей. Фролов 2 июля 2015, 17:40 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». От Иоанна 5:24. Владимир Загрунский 8 марта 2015, 21:36 Спаси Господи! Александр 13 февраля 2015, 17:13 Надежда, спаси Господи. Ещё одно объяснение, книги Николая Варжанского: " Сектанты говорят: Матф. 18, 20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем. Православный ответ : 1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви. 2) Если каждые 2-3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть. 3) Матф. 18, 19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве. " Надежда 15 января 2015, 11:37 Спасибо, отличная статья. Получила ответы на многие вопросы. Александр 12 января 2015, 18:03 Светлана, Господь один, истина одна и истинная церковь тоже одна. Разделить ни Господа, ни истину, ни Его церковь на части невозможно. Но возможно отвратиться от Бога, извратить истину и отпасть от церкви. В данном случае Господь Иисус Христос, как Глава церкви, обращается к своим ученикам, т.е. тем верующим, которые исполняют Его Волю. Вспомним: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф. 7:21).

http://pravoslavie.ru/72693.html

Цитирую:  " Посмотрим, что говорит Христос: Александр Жабенко 29 августа 2011г. 13:38 " (прод.) ...  Друг для Господа — тот, кто навсегда Его друг. Писание говорит, что Авраам был назван другом Божьим (2 Пар 20: 7; Ис. 41: 8), Моисей разговаривал с Богом “лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим” (Исход, 33:11). Он был “доверенным во всем доме Его”: “Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моисеем, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он” (Числа 12: 6-8). Апостолы — также друзья Христовы, поскольку пребыли в Его заповедях навсегда, всегда были с Ним верны, а Он отдал Себя за них, когда они еще были нетверды и немощны. Хирам был другом Давида и Соломона, потому помогал последнему строить Храм (2Цар. 5: 11; 3Цар. 5: 1-18; 9: 11-14; 10: 11; 1Пар. 14: 1; 2Пар. 2: 3) Итак, в Писании друг — это тот, кто навсегда является таковым. (прод. следует) " Александр Жабенко 29 августа 2011г. 13:39 " (прод.)  ...  Более того, другу полностью доверяют: Христос “назвал [ Апостолов ] друзьями, потому что сказал [ им ] все, что слышал от Отца” (Иоанна 15:15), все доверительные тайны, которые они могли вместить. Итак, согласно Писанию другом действительно можно назвать того человека, который является таковым навсегда и которому доверяешь. В современном мире часто друзями называют людей, с которыми не враждуют, или более близко общаются. Но Господь видит, что друг — это много выше лишь этого. Что же, скажете, сколько же у нас друзей? Не буду судить, сколько, буду же следить, чтобы быть таким другом, как хочет того Господь. " Александр Жабенко 29 августа 2011г. 13:46 Итак, видите, друзьям доверяют себя.  Но вот посмотрим на Иуду Искариота -- предателя Христа.  " Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;  встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня .

http://bogoslov.ru/article/753318

Это замечание более, чем странно. Священное Писание свидетельствует ровно о противоположном: И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда ( Быт.2:8 ). Смысл этой фразы заключается вовсе не в том, будто «Адам был создан вне Эдема», а позднее оказался в Раю – но в том, что созданный человек был «введён» (в синодальном переводе – «помещён») в насаждённый Господом райский сад. Именно этот «факт» утверждается в Библии. Однако из него никак не следует, что на первозданной земле царила смерть. Тем более это не означает, будто Адам был «знаком со смертью». Епископ Александр делает смелое научное заявление: «Можно предположить, что до грехопадения Адама в пределах Эдема, где-то между реками Тигром и Евфратом ( Быт.2:14 ), не существовали хищники, а обитали лишь травоядные и безобидные животные . Вне пределов же его жизнь шла изначальным ритмом» 1123 . Это фантастическое авторское «предположение» не соответствует ни библейскому тексту, ни догматическому вероучению Церкви. Если «безобидные животные» мучились, умирали и истлевали в течение долгих веков «до грехопадения Адама» – очевидно, что нам предлагается описание не Райского сада, а обычного земного. Епископ Александр смотрит на Священное Писание через призму своего эволюционистского сознания, и его взгляд приводит к радикальным искажениям смысла Слова Божьего. 10. Главная догматическая ошибка: грехопадение или эволюция? Епископ Александр (Милеант) предлагает странное толкование на текст 8-й главы Послания к Римлянам святого апостола Павла: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим.8:19–23 ). К этим стихам владыка даёт пространный комментарий, начиная его с вопроса: «Не подразумевает ли здесь апостол, что смерть и тление в явились результатом грехопадения Адама?» 1124 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

P.S. На мой взгляд, нам давным давно пора, четко и ясно проартикулировать, что есть Христианские ценности. И какое они имеют значение в нашей повседневной жизни и в земном устроениии нашего общества. Ибо на мой взгляд: Служение, Равенство, Ответственность, Справедливость, социально-ориентированное общество это те ценности, которые дарует нам Христианство. Придерживаясь, которых в нашей земной жизни, мы приуготовляем себя к ответу перед Господом. АлександрГ. 18 октября 2015, 18:24 Продолжение: При этом: “Никто не ищи своего, но каждый пользы другого” (Послание Коринфянам гл. 10, 24) и “Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других” (Послание Филиппийцам гл.2, 4). И все это, есть Служение. При этом, “никто не должен притязать на то, что выходит за пределы его дарования и призвания”, просто “пусть каждый делает порученное ему дело, и делает так, как того требует указанное ему место”. Примечательно, что существует также и требование к качеству служения: “в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите” (из того же послания апостола Павла Римлянам гл. 12, 11). По сути, это, требование - работать “не спустя рукава”, и “не за страх, а за совесть”. И распространяется это требование на всех - исключений нет. И еще: “Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех ….”. (Послание Коринфянам гл. 12, 4 - 11). Поразительно, но внимательно прочитав и задумавшись, мы поймем, что только в Служении лежит Начало объединяющее Всех. Иными словами, служение несет в себе мощный потенциал, объединяющий общество. АлександрГ. 18 октября 2015, 18:18 Иоанна АБ: Александру Г " Не призывает нас Господь к построению социально ориентированного общества. Всё Евангелие - вообще МИМО социальной проблематики " . Дорогая, Иоанна АБ мне хотелось бы привести слова апостола Павла: “По данной мне благодати, всякому из Вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

http://pravoslavie.ru/86773.html

Глава четвертая Заключение святых Апостолов Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1—4). Допрос Апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу (5—22). Молитва Апостолов и ниспослание верующим благодати Святого Духа (23—31). Взаимная любовь членов первой христианской общины (32—37). Заключение Апостолов Петра и Иоанна в темницу (Деян. 4:1—4) Деян.4:1. Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, Деян.4:2. досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; Деян.4:3. и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. Деян.4:4. Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.    Раздраженные проповедью святого Петра священники, начальник стражи при храме и саддукеи схватили Апостолов и заключили их в темницу до утра, ибо наступил уже вечер.    Священники досадовали на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного полномочия, учат народ, начальник стражи досадовал на то, что стечением народа нарушается благочиние, саддукеи же были раздражены тем, что Апостол учил о воскресении мертвых, которое они отвергали. Они прервали речь Апостола, «возложив на них руки», конечно, не без распоряжения синедриона. Так как было уже поздно и спешить с созывом синедриона для суда над Апостолами не было большой надобности, то их посадили в темницу — «отдали их под стражу» — до утра. В то время как представители иудейской иерархии отнеслись к Апостолам так враждебно, простые люди так были увлечены речью Апостола, что уверовало великое множество - около пяти тысяч. Уверовали они, как подчеркивает Дееписатель, не ради собственно чуда, но убежденные словом Апостола. К этому подготовило их, вероятно, все то, что совершали Апостолы и до тех пор со дня Пятидесятницы, и вся необыкновенная жизнь первых христиан, стяжавшая им общее уважение и любовь. Допрос Апостолов в синедрионе (Деян. 4:5—22) Деян.4:5. На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, Деян.4:6. и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;    На следующий день собрался синедрион. Это, как видно, было формальное и полное собрание синедриона, так как дело Апостолов было сочтено важным. Тут заняли свои места и отставной первосвященник Анна, или Анан, и Каиафа, осудивший Господа Иисуса Христа, и еще неизвестные в истории Иоанн и Александр, члены рода первосвященнического, имевшие в то время, видно, силу в синедрионе, может быть, как родственники первосвященников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе Он же: «Возложил Авраам на сына полена дров, потому что и Спаситель нёс крест» (ibid. стр. 140). «Исаак нёс дрова, когда восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно агнцу: и Спаситель, неся крест, шёл на лобное место, чтобы там подобно агнцу быть закланным за нас» (ibid. стр. 141). Св. Кирилл Александрийский : «На Исаака отец своими руками возлагает бремя дров, нужных для всесожжения и отправляется до места жертвоприношения. Ибо и Христос, неся на плечах крест Свой, „пострадал вне врат” ( Евр.13, 12 ) по совету Бога и Отца» (ч. 4, стр. 147–148). Св. Иоанн Златоуст : «Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест» (тв. т. 2, стр. 789–790). «Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осуждённого... Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нёс дрова. Только тогда все дело ограничилось произволением отца, так как то было прообразование, а теперь всё исполнилось самым делом, потому что это была истина» («Толкование на Евангелие от Иоанна» т. 2, стр. 494). Св. Климент Александрийский : «Исаак нёс дрова для жертвоприношения: подобно этому Господь нёс крестное древо» («Педагог» кн. I, гл. 5, стр. 20). Бл. Иероним: «Исаак был прообразом Христа, когда сам нёс древо для своей будущей смерти» (тв. т. 12, стр. 302). Гл. 22, 9 приидóста на место, éже речé емý Бóг: и создá тáмо Авраáм жéртвенник и возложи дровá: и связáв Исаáка сына своегó, возложи егó на жéртвенник верхý дрóв И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров Гл. 22, 10 И прострé Авраáм рýку свою, взяти нóж, заклáти сына своегó И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего Св. Григорий Богослов замечает: «Авраам принёс необычайную жертву – образ великой Жертвы» (ч. 3, стр. 31). По мнению ап. Варнавы, Исаак служит ясным прообразом страждущего Христа, именно «когда был возложен на жертвенник» (посл. гл. 12, 47); и по мнению св. Киприана Карфагенского , в этом случае Исаак «предызобразил жертвоприношение Господа» (ч. 2, стр. 286): а по мнению св. Иоанна Златоуста , – даже ещё «ведомый на жертву» (тв. т. 1, стр. 432), а тем более, когда «приносим был в жертву, ибо под этим действием с сыном разумеем и нечто другое таинственное, именно крест» («Беседы на Псалмы» т. 1, стр. 370).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Иоанн Златоуст ). Подобные откладывания состоявшихся решений не были беспримерны и в последующей истории христианства. Когда Агриппа убил Иакова Зеведеева, брата Иоанна, то «видя, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков, – и, задержав его, посадил в темницу... намереваясь после Пасхи вывести его к народу» и, конечно, казнить ( Деян.12:3–4 ). Мф.26:6 .  Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, (Ср. Мк.14:3 ; Ин.12:1 ). Прежде всего, вопрос о времени, когда это было. Оно должно быть определено на основании рассказа Иоанна ( Ин.12:1–8 ). Правда, первые стихи этого рассказа ( Ин.12:1–4 ) совсем не совпадают с рассказом Матфея и Марка, но в Ин.12:5 (ср. Мф.26:9 ; Мк.14:5 ) сильное совпадение, которое заметно также и в Ин.12:8 (ср. Мф.26:11 ; Мк.14:7 ). Это дает полное право считать историю, рассказанную у трех евангелистов, за тождественную (Лука ничего не говорит о помазании Христа в Вифании). Если так, то мы должны относить событие, рассказанное Мф.26:6–13 ; Мк.14:1–9 , к более раннему времени, «за шесть дней до Пасхи», на которое указывает Иоанн. Помазание совершилось накануне торжественного входа Христа в Иерусалим. Матфей и Марк не соблюдают здесь хронологической последовательности событий, что наблюдается и в других местах, особенно Евангелия Матфея. Почему? Потому, по-видимому, что оба евангелиста хотят выразить здесь другую мысль. Употребленное Матфеем в начале 6-го стиха δ указывает на противоположение его дальнейшего рассказа тому, о чем сообщено было раньше (стихи 3–5). Враги Христа совещались захватить Его хитростью и убить, но не хотели сделать этого во время праздника, потому что боялись народа. Из дома первосвященника евангелист тут же переносит нас в мирный дом в Вифании. Там – вражда, ненависть, коварство, злоба, боязнь народа. Здесь – любящие Христа, преданные Ему друзья уже готовят Его к погребению. Первые действуют сознательно, знают, что делают, а здесь все дело представляется ненамеренным и бессознательным, и в этом смысле объясняется Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.14:14 .  И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. (Ср. Мк.6:34 ; Лк.9:11 ). Слово «выйдя» ( ξελθν) одни, согласно с Марком, толкуют и как «из лодки»; другие – «из пустынного места». Третьим и то, и другое толкование представляется неправильным, потому что оба толкования нечем доказать, и все это приводит к мысли, что в синоптическом предании здесь пропуск. Но то, что неясно у синоптиков, ясно у Иоанна, который говорит, что перед чудесным насыщением народа Иисус Христос взошел на гору и там сидел со Своими учениками. Εσπαλαγχνσθη относится не к больным, а к «народу», как и последующее ατν. Могло быть, что сожаление Христа вызвано было видом народа, у которого было много больных. Но у Марка несколько иначе: сострадание Христа вызвано было видом народа, который походил на овец, не имевших пастыря. Мф.14:15 .  Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. (Ср. Мк.6:35 ; Лк.9:12 ; Ин.6:5–7 ). Согласно рассказу Иоанна, Спаситель, увидев народ, спросил у Филиппа, где купить хлебов, чтобы накормить народ. Матфей рассказывает, что сначала ученики говорили Христу, чтобы Он отпустил народ купить себе пищи в ближайших местах. Можно предполагать, соглашаясь с Августином, что только после этих слов Господь сказал Филиппу то, о чем упоминает Иоанн; Матфей же и другие евангелисты это последнее опускают. Поэтому, говорит Августин, по поводу этих вопросов совсем нет надобности никому волноваться, потому что здесь один евангелист сообщает о том, что опускается другими. Некоторые предполагают, что ученики, по-видимому, для себя запаслись пищей раньше. Но такому предположению противоречит Мф.14:17 и параллельные места. Наступил первый еврейский вечер ( ψα) около 3-х часов вечера; ψα в стихе 23 указывает уже на позднее время, когда наступила ночь. ρα παρλθεν δη значит «час», – настоящее время, – уже прошел». Смысл следующий: наступило крайнее время, когда нужно подумать о пище для народа. Другие синоптики высказывают ту же мысль в различных выражениях: ρας πολλς γενομνη (Марк), и: δ μρα ρξατο κλνειν (Лука). Апостолы здесь называются μαθητα учениками. Рассказ синоптиков подтверждается рассказом четвертого евангелиста, хотя дело у него представляется местами несколько иначе сравнительно с другими евангелистами (например, Ин.6:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010