Павла было не менее обширным по своим размерам, чем предыдущее. Выйдя из Антиохии в 54-м или 55 году, он еще раз посетил все основанные им раньше Церкви в Малой Азии, Македонии и Греции. В Ефесе он проповедовал Евангелие в течение двух лет. Вначале он встретил там небольшую группу учеников Иоанна Крестителя. Павел спросил их: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?». Они же сказали ему: «Мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой». Оказалось, что они знали только крещение Иоанна Предтечи. Тогда Павел объяснил им, что Иоанн крестил в покаяние, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего за ним, т. е. во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились Христовым крещением и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать (19:1–7). Всех их было человек около двенадцати. Вообще же почва для проповеди в Ефесе была подготовлена прежде всего самим ап. Павлом при его кратком посещении этого города во время второго путешествия, а затем приезжавшим сюда из Александрии красноречивым проповедником Аполлосом и, наконец, Прискиллой и Акилой, которые переселились сюда из Коринфа. Впоследствии в Ефесе долгое время жил св. Иоанн Богослов. Теперь апостол Павел начал проповедовать Царство Божие в местной иудейской синагоге. Проповедь продолжалась три месяца, пока не кончилась полным разрывом с руководителями синагоги. Тогда Павел отделил верующих учеников и ежедневно в течение двух лет проповедовал им отдельно в училище некоего Тиранна. Это была как бы школа христианских проповедников, откуда распространялось учение Иисуса Христа по всей Азии. Таким образом, все жители Ефеса и соседних областей слышали проповедь о Господе Иисусе Христе. Бог же творил немало чудес руками Павла. Множество больных исцелялись им от телесных и душевных недугов. Надо сказать, что город Ефес был известен своим культом богини Артемиды Ефесской (Дианы). Здесь находился идол и великолепное капище этой богини. Когда-то в древние времена этот храм был сожжен «безумным Геростратом», который хотел этим поступком увековечить свое имя, а теперь здесь стоял новый, не менее величественный и художественный храм-капище.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Принадлежала ли самому апостолу Павлу мысль о единстве членов Церкви? Настойчивость апостола, о которой я только что говорил, скорее предполагает, что он излагал не свое собственное учение, но «предание», полученное от Господа. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (Sv σιν), как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино (Sv), как Мы едино (Sv). Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино ( να σιν τετελειωμνοι εις Sv), и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17: 20–23 ) 232 . Говорит ли евангелист Иоанн о мистическом единстве верующих с Христом? При данном параллелизме «да будут все едино, как Мы едино» мистическое единство верующих с Христом предполагало бы мистическое единство Сына с Отцом. Из того, что второе предположение неприемлемо, неприемлемо и первое. Единство Христа с верующими не мистическое, но онтологическое: они суть одно с Отцом и Сыном через Сына, как Сын – одно с Отцом. Мы сталкиваемся здесь не с совпадением учения апостола Павла с учением апостола Иоанна. Одно и другое восходит к аутентичной традиции, которая свою очередь происходит от Христа. Таким образом, евангелист Иоанн дает нам ключ для понимания мысли апостола Павла. Полное и совершенное единство членов Церкви вытекает из их единства с Христом. Так же как у апостола Иоанна, у апостола Павла речь идет не о единстве мистическом, но о единстве природы. Это сверхэмпирическое единство, не упраздняющее эмпирических различий, которые апостол и не предполагал упразднять, особенно, разумеется, различий в поле. Это единство принадлежит будущему веку, но оно начинается здесь и реализуется каждый раз в Евхаристии. В Теле Христовом нет различий ни национальных, ни социальных, ни даже различий в поле, поскольку онтологическая природа всех членов та же для всех. Быть «одно во Христе Иисусе» благодаря единству хлеба ( ες ρτος) значит быть в Его Теле. Церковь есть Христос в Своем Теле; те, кто в Церкви, суть один Христос, потому что нет другого Христа и нет другого Тела Христова, и тогда Христос – все и во всем. Употребляя в послании к Галатам (3: 28) слово «одно» – ες 233 , апостол Павел хотел подчеркнуть онтологическую целостность Церкви, которая следует из онтологической целостности Тела Христова. Один Христос, и одно Его Тело, члены которого напоены одним Духом. Вот почему эмпирическое различие между членами Церкви продолжает существовать в нынешнем зоне, но оно уничтожено в сверхэмпирическом единстве природы Тела Христова, которое принадлежит уже новому зону. Один лишь творческий акт Бога, вводящего крещеного в Церковь , снимает эмпирические различия, поскольку он создает «новую тварь во Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Протоиерей Геннадий Беловолов: вместо года дракона надо бы объявить год одного из русских святых или императоров января 2012 Таисиинский Рождественский концерт прошел 17 января в петербургском Концертном зале у Финляндского вокзала. Его режиссером по традиции, не прерываемой 11 лет, стал настоятель Леушинского подворья и директор музея-квартиры святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов. Таисиинский Рождественский концерт прошел 17 января в петербургском Концертном зале у Финляндского вокзала. Его режиссером по традиции, не прерываемой 11 лет, стал настоятель Леушинского подворья и директор музея-квартиры святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов. В этом году концерт был посвящен небесным покровителям северной столицы апостолам Петру и Павлу, а также ее земным покровителям - императорам Петру I и Павлу I. Огромное впечатление на публику произвело концертное чтение народным артистом России Борисом Химичевым посланий апостолов Петра и Павла в неожиданном музыкальном сопровождении. Величественные произведения Баха и Перселла подчеркнули значимость этих слов для каждого христианина. Для прочтения были выбраны Первое послание Петра, вторая глава, где христианам открыто их высокие призвание и достоинство как народа Божия: " Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел " . Также была прочитана тринадцатая глава Первого послания в Коринфянам апостола Павла, которую называют гимном христианской любви: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит " . " У Санкт-Петербурга два небесных покровителя - Петр и Павел и два земных, тезоименитых апостолам. Это удивительная симметрия отражения небесного в земном, которая придает городу особую духовную структуру. Император Петр отразил необычайно деятельную натуру своего небесного покровителя, а Павел, который был глубоким государственным мыслителем, творцом закона о престолонаследии, воплотил в себе апостола Павла как проповедника и богослова " , - отметил отец Геннадий.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=205...

Среди все усиливающихся гонений, которые воздвигали богоубийцы-фарисеи на последователей Христа, святой Лука почел за благо покинуть Иерусалим. Он удалился к себе на родину, в Антиохию, где уже была большая христианская община. Проходя через Самарию, он взял с собой нетленную десницу святого Иоанна Крестителя – руку, под которую некогда подклонил главу Сам Христос Спаситель, благоволивший принять крещение от Своего Предтечи. (В конце XVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю). Святой Лука никогда не стремился первенствовать, лучшей долей для него было стать учеником достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братий во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного апостола Павла – просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову. Всевышний, приуготовляя апостолу Павлу высочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть – тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юности искусство медицины: лекарственными средствами облегчал он страдания своего великого наставника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного апостола Павла, называвшего святого Луку врачом возлюбленным. Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не покинул только святой Лука. В заботах врача возлюбленного находила утешение душа просветителя народов, томящаяся предчувствием мучительной кончины. И святой апостол Павел писал из темницы: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный... Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною (2 Тим. 4, 6–8; 10).

http://pravoslavie.ru/49395.html

     Успешные труды рождают зависть. Зависть же либо вкладывает человеку в руку камень (как Каину), либо понуждает сесть за писание доносов, либо… Либо движет человека на соревновательные труды. Я, мол, сам так могу. Известно, что проповедническая деятельность Златоуста рождала, помимо народных восторгов, лютую зависть в некоторых высоких клириках. И, пока одни хотели сжить со света Иоанна, другие усиливались ему подражать. Не из любви к проповеди как таковой, а из зависти. Но все же… Патрология аббата Миня содержит в приложении к трудам самого Иоанна немало работ «псевдо Иоанна». Тематически и стилистически они очень похожи, но это не оригинал. Очевидно не один и не два церковных деятеля, а больше, думали: Я тоже так могу. Ничего особенного он (Златоуст) не делает. Сейчас сам займусь толкованиями и его «переплюну». И в такой соревновательной деятельности было нечто хорошее. По крайней мере, апостол Павел находит в себе силы хвалить деятельность подобных завистников. Вот он пишет в послании к Филиппийцам: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Фил. 1:15-19) Просто и гениально! Успехи Павла в проповеди разбудили и возбудили многих. И некоторые стали продолжателями дела Павла с добрым намерением, а другие из зависти. Но апостол был и тому рад. Притворно или искренно, все же имя Христово звучало в устах многих и «благоухание познания о Господе» распространялось во все стороны света. Похвалим Павлово великодушие. Оценим высоту мысли. Удивимся бескорыстию и умению извлечь великое из ничтожного. Велик человек, который завистников понуждает к соревнованию; который заставляет их отбросить лень, препоясаться и выйти на труд со словами: А я что, хуже? Так умножаются проповедники и расширяется сфера церковной жизни. А что до тайных и гнилых мотивов, то это (считает Павел) не наше дело. В конце концов, и поэзия знает об этой тайне произрастания цветов из грязи: Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда»

http://pravoslavie.ru/107844.html

Александр П. 28 февраля 2012, 10:58 А вот мне не совсем понятно, почему в этой статье занимаются уравниловкой? Когда три святителя были признаны равными, так тогда это Церковь решала, а не кто-нибудь. Что может быть плохого в том, что один святитель оказывается выше другого? Как говорит Писание: иная слава солнца и иная луны. Конечно, творения святителя Игнатия несравненно выше, святее и душеполезнее чем труды святителя Феофана, и ничего оскорбительного для последнего в этом нет. Об этом говорили очень многие духовные люди, оптинские старцы, к примеру и пр. Уж не проявляется ли у автора статьи чисто советский рефлекс - всех уравнять? Максим 30 января 2012, 17:37 Православному. //его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. Ефрем Сирин. Слово на Великий Пяток. О Кресте и о разбойнике И в этом слове нет не чего, о крещении разбойника водой истекшей из ребра. Не хочу ни кого обидеть,просто возникает не вольный вопрос. А Вы хоть сами читали эти объяснения? И откуда вы это вообще взяли? максим 30 января 2012, 14:53 Православному ///его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. 1)Прочитал поучения Иоанна Златоуста: Избранные творения том 1, Беседы во дни страстной и светлой седмиц " О кресте и разбойнике " . О крещении разбойника водою истекшей из ребра, там нет и в помине. 2) Ефрема Сирина не читал, а творений у него много. Если не трудно дайте ссылку именно по этой теме. Что касается статьи, я с автором согласен, считаю сравнивать двух святителей просто не уместно. диакон Павел Сержантов 30 января 2012, 00:31 К Православному (продолжение). В Гал 2 легко отметить те слова, которые указывают на «противостояние и расхождение», Ап. Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то Я ЛИЧНО ПРОТИВОСТАЛ ЕМУ, потому что он подвергался НАРЕКАНИЮ. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе С НИМ ЛИЦЕМЕРИЛИ и прочие Иудеи... когда Я УВИДЕЛ, ЧТО ОНИ НЕ ПРЯМО ПОСТУПАЮТ ПО ИСТИНЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ, ТО СКАЗАЛ ПЕТРУ ПРИ ВСЕХ: ЕСЛИ ТЫ, БУДУЧИ ИУДЕЕМ, ЖИВЕШЬ ПО-ЯЗЫЧЕСКИ, А НЕ ПО-ИУДЕЙСКИ, ТО ДЛЯ ЧЕГО ЯЗЫЧНИКОВ ПРИНУЖДАЕШЬ ЖИТЬ ПО-ИУДЕЙСКИ? …человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали… Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я СНОВА СОЗИДАЮ, ЧТО РАЗРУШИЛ, то сам себя делаю преступником». Ап. Петр принял эти слова кротко и в утверждал авторитет Ап. Павла, ставя его послания наряду с книгами Священного Писания. Итак, спорный вопрос о законе получил мирное завершение к пользе Церкви, что бы ни писали либеральные протестанты про «партии Павла и Петра». Надеюсь, что и споры вокруг творений свят. Игнатия и Феофана утихнут к нашей общей пользе, а любовь к святителям и Апостолам разгорится сильнее.

http://pravoslavie.ru/51123.html

… (Для того, чтобы) явить свет знания посвященным в гностические таинства, ищущим истину с любовью». Православное богословие сегодня стоит перед выбором – приступить наконец-таки к изучению методов святоотеческой герменевтики, то есть к попыткам постижения гнозиса, или впасть в фаустовское своемыслие: Ich kann das W o r t so hoch unmöglich shätzen, Ich muß es anders übersetzen. А на важность уразумения святоотеческих методов указывало еще 16-е Правило святого вселенского шестого Констинопольского собора, гласящее: «…Аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях…». Иначе нас ожидают примерно такие же «научные выводы» о Крещении: «Теория, содержащаяся в этом более позднем слое Деяний, неверна еще и в том, что, согласно рассказу, Дух был воспринят не через крещение как таковое, а через возложение рук апостолов, к которым здесь приравнивается Павел (Деян. 19:6)». (А. Швейцер. Мистика апостола Павла). С почтением, Сергей Демаков архим. доц. Павел Стефанов, Болгария, Шуменский университет 29 июня 2010г. 14:02 Цитата из Швейцеря связана с наличием сильного иудеохристианското движения в Малой Азии в веке независимо от ап. Павла. Оно связано с учениками св. Иоанна Крестителя, который вероятно был есеем, с Откровением Иоанна (его автор с св. Иоанном Богословом ничего общего не имеет) и с традициями храма и Кумрана. Окончиваю книгу о монтанизме, где все это разъясняется подробно.     Александр Жабенко 30 июня 2010г. 02:37 Цитирую 3 комментарий к: Обожение и Христианство: вопрос Богочеловечества " Согласно Евангелию от Иоанна: " [Иоанн говорит] 29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. 30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

http://bogoslov.ru/article/899060

Золотые уста архиепископа Иоанна За что святителю Иоанну оказывается особый почет? 12 февраля, 2015 За что святителю Иоанну оказывается особый почет? Среди постоянно поминаемых в Церкви трех вселенских святителей и учителей Церкви мы произносим имя Иоанна Златоуста. На третьем месте. Просто он младше святителей Василия и Григория по времени его жизни. За что святителю Иоанну оказывается особый почет? Чем он просиял? Его жизненный путь признают исповедническим. Скончался святитель в причерноморской ссылке, несправедливо низложенный с Константинопольской кафедры. Надо сказать, будучи на всеимперской кафедре, святитель жил в суровом подвижничестве и оставил по себе память как удивительный проповедник. Диакон Павел Сержантов В проповедях Златоуст прежде всего раскрывается как толкователь Священного Писания. Ничего неожиданного. До Константинополя святой Иоанн Златоуст прошел знаменитую Антиохийскую школу богословия, которой был накоплен большой опыт толкования Библии. Для этой богословской школы характерно историческое прочтение богодухновенных книг. Даже когда Писание толкуется антиохийцами не в буквальном смысле, они понимают ее типологически, а не аллегорически . Что такое типологическое толкование? Ответить легко: типологически толкуется Ветхий Завет, когда его сюжет понимается как образ ( типос – греч.) новозаветного сюжета. К примеру, ветхозаветный Адам есть образ Иисуса Христа. Возьмем эту тему, обозначенную уже у апостола Павла, и посмотрим, как святитель Иоанн ее развивает. Образ Иисуса Христа Вообще, святитель Иоанн очень любит обращаться к посланиям апостола Павла. Откроем его Беседу X на послание к Римлянам. Вот святитель вчитывается в трудное место из Писания: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили… Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более… дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» (Рим. 5: 12, 15).

http://pravmir.ru/zolotyie-usta-arhiepis...

Как и Марк, Иоанн нимало не приукрашивает Двенадцати: они даже во время прощальной беседы неспособны понять истинный смысл откровения Бога во Христе (14:9); на их уверенное исповедание веруем, что Ты от Бога исшел (16:30) Иисус отвечает отрезвляюще резко, предсказывая, что все покинут Его в час опасности (16:31–32); наконец, один из них — предатель, диавол (6:70). Тем не менее роль Апостолов, то есть тех, кому Иисус говорит вы сначала со Мною (15:27), в Церкви совершенно исключительна, и поэтому преемник Иуды избирается из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его (Деян 1:21–22); невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29) получают благословение благодаря достигшему их слову Апостолов, которые видели и уверовали. Богослужение в Духе и истине (4:23–24) заключается в единстве верующих во Христе, и об этом единстве — молитва Иисуса (17:22–23). С самого возникновения христианства в Предании прослеживаются две тесно взаимосвязанные части — исторические повествования о словах и делах Иисуса, соединенные и записанные в синоптических Евангелиях, и богословское учение о Господе, Искупителе и эсхатологическом Спасителе, первоначально выраженное главным образом в посланиях апостола Павла. В Евангелии от Иоанна эти два потока Предания соединяются. Иоаннов синтез имел двоякую цель — устранить не-богослов­ское поверхностное понимание синоптической традиции (Иисус как “божественный муж ( qe‹oj Иисус как “политический” Мессия, Иисус как один из учителей Закона, как основатель новой религии гностического толка и т. п.) и одновременно опровергнуть неисторическое истолкование богословской традиции, — например, чисто символический взгляд на Евангельские события. Исторический взгляд Иоанна, однако, вполне согласуется со словами апостола Павла если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем (2 Кор 5:16). Христос жил во плоти ( однако было бы заблуждением судить о нем на основании Отныне мы никого не знаем по плоти — пишет там же Павел: богословское понимание жизни Христа ведет нас к новому пониманию жизни Церкви и каждого христианина.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Объяснение православного: Слова ап. Петра: «встань, я тоже человек“ – точно такие же, какие были однажды сказаны Апостолами Варнавою и Павлом в Листре. Когда ап. Павел исцелил в этом городе хромого от чрева матери своей, язычники, видя это чудо, посчитали Варнаву и Павла за богов, сшедших с неба на землю в образе человеческом, и уже хотели принести им жертвы из приведенных к воротам города волов. «Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! Что вы это делаете? И мы подобные вам человеки“ ( Деян. 14: 8–15 ). У греческих язычников было верование, что их боги по временам сходят с неба на землю, принимая образ человеческий. Будучи язычником, Корнилий после того, как явившийся ему Ангел сказал, что только Петр может сказать ему такие слова, которыми спасется он и весь дом его ( Деян. 10: 6 ), мог принять явившегося ему ап. Петра за Бога, как приняли за богов Апостолов Павла и Варнаву жители Листры. Мы видим и еще один такой же пример: жители г. Мелита, видя, как ап. Павел без вреда для себя стряхнул в огонь повисшую на руке у него змею, «говорили, что он Бог“ ( Деян. 28: 6 ). Вот почему ап. Петр и сказал Корнилию: «встань, я тоже человек“, как сказали Листрянам Павел и Варнава: «и мы подобные вам человеки“. Мог ап. Петр отклонить поклонение ему Корнилия и по смирению своему, как и люди, делая добро другим и не желая по смирению принимать от них выражение благодарности, говорят им: не стоит нас благодарить; Бога благодарите!» Ангел же Божий отклонил поклонение ему св. Иоанна по двум причинам. Во-первых, во время видения Ангела ап. Иоанн имел в себе свидетельство Иисуса, был в духе пророчества, т. е. он был в таком состоянии, в каком находятся святые на небе, которые «равны Ангелам“ ( Лук. 20: 36 ), почему Ангел и отклонил поклонение св. Иоанна, как в то время равного ему «сослужителя“. Во-вторых, св. Иоанн во время откровения лицезрел Самого Бога, он видел, как покланялись Ему и святые и Ангелы (От. 4: 10. 7: 11. 19: 4) и слышал повеление Ангела: «поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод“ (14: 7), но он в присутствии Бога поклонился не Ему, а Ангелу, почему последний и говорит ап. Иоанну: «Богу поклонись“, ибо не пристойно в присутствии Творца покланяться твари, как не уместно было бы в присутствии царя оказывать честь не ему, а слуге царскому. Таким образом Ангел не отверг поклонения Иоанна, а только указал ему, что в присутствии Бога и святых Ангелов Ему единому приличествует поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010