Посланные Иоанна ушли. Появление их и предложенный ими от имени Иоанна вопрос могли соблазнить окружающих Иисуса. Многие могли думать, что это сам Иоанн спрашивал Иисуса: Тот ли Он, Которому должно прийти, или другого ожидать? А если Иоанн так спрашивал – значит, он сомневался в Иисусе, значит, прежде, на Иордане, он заблуждался, а теперь, наученный темницей быть осторожнее, поколебался и сам не знает, Кто Тот, на Которого он указал как на Агнца, принимающего на Себя грехи мира. Чтобы рассеять такие мысли, надо было напомнить начинавшим уже забывать Иоанна, как они несметными толпами стремились к нему в Иорданскую пустыню слушать его проповедь о приближении Царства Небесного, всенародно каяться и креститься, как он обличал фарисеев и саддукеев, какой ответ дал посланным от первосвященников... И вот, Иисус обращаясь к окружающему Его народу, спросил; что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? ( Лк. 7, 24 ). Беседа Иисуса с народом об Иоанне «Неужели для того, – говорит Златоуст, – чтобы увидеть какого-нибудь жалкого и непостоянного человека? Нет, такое множество народа не устремилось бы с таким усердием в пустыню, если бы не надеялось увидеть там великого и твердого, как камень, мужа. Люди легкомысленные и переменчивые, которые говорят сегодня одно, а завтра другое, и ни на чем не останавливаются, подобны трости (тростнику, росшему и на берегах Иордана), колеблемой ветром. Но Иоанн не такой; вы ходили смотреть не трость, ветром колеблемую». Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Иоанн открыто обличал Ирода за незаконную связь его с женой брата, и, не смотря на это, Ирод уважал его и советовался с Ним. И если бы Иоанн имел склонность к роскоши и удобствам жизни, то за одно молчание свое мог бы достигнуть величайших почестей при царском дворе; но он темницу предпочел царским чертогам, а говорить неправду или молчать не решился. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Итак, здесь мы видим, что Иоанн Креститель «послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» . Конечно, не надо видеть в этих словах Иоанна Крестителя хотя бы намек на сомнение в миссии Иисуса Христа из Назарета. Человек, который при Иордане слышал свидетельство Самого Бога Отца о Сыне Своем, не мог и не сомневался в миссии  Господа Иисуса Христа. Но сомнение коснулось самих учеников Иоанна Крестителя так называемых «иоаннитов». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Иоанн вопрошает не как незнающий, ибо он сам показал [Его] незнающим такими словами: ″Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира″. Он слышал голос и Отца, говорящего: ″Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение″, и послал учеников своих ко Христу, чтобы они в этом случае, видя совершаемые знамения и силы, уверовали в Него и через вопрос своего учителя, научились сами» . Блаженный Феофилакт разделяет это же мнение, он пишет: «Иоанн спрашивает не потому, будто не знает Христа. Как ему не знать Того, о Ком свидетельствовал: ″се Агнец Божий″? Но спрашивает для того, чтоб убедить своих учеников, что Он есть Христос. Поскольку они завидовали Христу: то Он посылает их к Нему, дабы хотя при виде чудес уверились, что Христос больше Иоанна» . То есть Иоанн ищет не себе славы, но Христу, а сам, находясь в темнице, ожидает смерти от Ирода, осознавая закат ветхозаветного времени и начало эры Нового Завета. Сами же ученики Иоанна Крестителя завидовали апостолам и ревновали славу Христову. Сказано: «И пришли к Иоанну (то есть его ученики – по истолкованию Иеронима Стридонского ) и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:26–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Истинно, истинно говорю тебе, – продолжает Иисус, – что мы знаем, о том говорим, и что видели, о том свидетельствуем, и свидетельства нашего вы не принимаете. Если Я о земном сказал вам, и вы не верите, – как поверите, если скажу вам о небесном. И никто еще не восходил на небо, только с неба сошедший Сын Человеческий» (3:11 – 13). Говоря «мы» (ст. 11), Иисус объединяет своё благовестие с проповедью Иоанна Крестителя. В Вифании посланным к нему из Иерусалима священникам Иоанн объявил: «И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» (1:34). А в Еноне он скажет своим ученикам об Иисусе Христе: «Что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и свидетельства Его никто не принимает» (3:32). Итак, как свидетельство Иоанна, так и свидетельство Иисуса Христа исходят из их непосредственного опыта 49 . Иисус сообщает только то, что знает Сам, и рассказывает лишь о том, что видел. Как «Сын Человеческий», с неба сошедший, Он может поведать о небесном. Но кроме Него там ещё никто не был. Следовательно, и нет человека, который смог бы подтвердить истинность Его слов. Поэтому, чтобы принять их, нужна вера. Но даже тогда, когда Он говорит о земном, Ему не верят: «Если Я о земном сказал вам, и вы не верите – как поверите, если скажу вам о небесном?». Под «земным» здесь можно понимать Его слова о необходимости рождения свыше. Как рождение ребёнка, так и крещение, которое делает человека чадом Божиим и открывает ему доступ на небо, совершается на земле (свт. Иоанн Златоуст ) 50 . Указав на неверие Ему, Господь объясняет значение и спасительность веры в Него. Бог послал Сына в мир, «чтобы мир был спасен через Него» (3:17). В самом начале Евангелия сказано, что как «все через Него возникло» (1:3), так и спасение мира совершится «через Него». Бог любит мир (3:16). Поэтому спасение не ограничится одним народом или группой людей, но распространится на весь мир. Оно означает получение жизни благодаря вере в Сына Божия: «Чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (3:16 – 17). Для объяснения этого Иисус обращается к ветхозаветной истории исхода из Египта, изложенной в книге Чисел (21:4 – 9): «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен вознесен быть Сын Человеческий, чтобы каждый верующий имел в Нем жизнь вечную» (3:14 – 15). Когда люди Израиля во время странствования по пустыне малодушно жаловались, роптали и сожалели о том, что они ушли из Египта, чтобы теперь умереть в пустыне, для их наказания Бог наслал на них ядовитых змей, укус которых был смертельным. Народ раскаялся и молил о пощаде. Бог научил Моисея сделать медного змея и выставить его в середине стана, с тем чтобы всякий, если его ужалит змея, мог взглянуть на него и остаться в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

После этого тотчас отверзлись у Захарии уста, разрешился язык, и Захария стал говорить, благословляя Бога. В шестой месяц по зачатии своем Предтеча радостным взыгранием во чреве матери, при свидании ее с Богоматерью, исповедал Господа. По прошествии дней службы своей Захария возвратился в дом свой. Елисавета, жена его, зачала и благодарила Господа, что Он призрел на нее, чтобы избавить ее от нарекания между людьми. Так зачатие Предтечи было чудесно и славно по особенному смотрению и обетованию Божию! В восьмой день обрезали младенца и назвали его, как предсказал Архангел, Иоанном, – именем, приличнейшим тому, который долженствовал приготовить людей к принятию благодати Иисуса Христа: «Иоанн» значит благодать. В жизни Иоанна Предтечи соединены два важнейших события: от чрева материнского он исполнился Святого Духа, жил святым девственником и скончался святым мучеником. Будучи предтечею Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его предтечей и в проповеди Евангелия. О высоком служении Предтечи, предваряющем служение Сына Божия спасению мира, издревле было предвозвещено пророками. Как и в случае древних пророков, о служении Предтечи предвозвестили Ангел пред рождением Иоанна и Захария по рождении его, говоря, что он предыдет пред лицем Господа приготовить пути Ему ( Лк.1:17, 76–77 ). Призванный приготовить путь Спасителю, Предтеча до проповеди своей жил в пустыне, чтобы себя возвести до совершенного самоотвержения, какое нужно проповеднику правды; он носил одежды из верблюжьего волоса и опоясывался кожаным поясом. Пищею его были акриды и дикий мед. В 30 лет Иоанн послан был от Бога свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него ( Ин.1:7 ). Сила проповеди Иоанна была так могущественна, что к нему для слушания учения его и крещения приходили все жители Иерусалима, Иудеи и всех окрестностей Иордана: фарисеи и саддукеи, мытари и воины. Когда Иисус Христос пришел из Галилеи на Иордан креститься, Иоанн всенародно исповедал Его Агнцем Божиим, указывая на Него и говоря: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Не могли люди видеть света дневного. Быть может, могли они вынести свет светильника. Так как для восприятия истинного света (diem) они были менее способны, а свет светильника все-таки кое-как выносили, явился «человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете» ( Ин. 1:6–7 ). Кто же такой он? Откуда приходит, чтобы свидетельствовать о свете? Почему не был он светом, а только светильником? Прежде узнай, что такое был этот светильник. Хочешь ли слышать о светильнике от света и о свете от светильника? – Вы, – говорит Господь, – посылали к Иоанну и «хотели малое время порадоваться при свете его». «Он был светильник, горящий и светящий» ( Ин.5:33, 35 ). Но что же видел тот Иоанн, который говорит о светильнике? «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» ( Ин.1:8 ). О каком свете? «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Если всякого человека, следовательно, и Иоанна, Тот, кто не хотел оказать в себе света дневного, явил светильник свой, как бы свидетелем для себя. Но таков это был светильник, который мог возгореться лишь от самого света. Послушай самого Иоанна, исповедующегося. «И от полноты Его, – говорит он, – все мы приняли» ( Ин.1:16 ). Признавали его, Иоанна, за Христа, а он себя признает человеком, признавали Господом, а он исповедует себя рабом. Хорошо, светильник, исповедуешь ты смирение свое, так что не погасило тебя дуновение гордости, потому что «был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир», т.е. всякое живое существо, способное к восприятию света, всякого человека, имеющего разум, при посредстве коего он может быть причастником Слова. 4. Зачем же приходит Он, как бы не ведая, что свои не примут Его? Слушай, для чего приходит. «Тем, которые приняли Его» ( Ин.1:12 )... Свои не приняли и свои приняли. Мир не уверовал в Него и весь мир уверовал. Ведь когда говорим мы, например: «все дерево покрыто листьями», – неужели следует из этого, что на дереве нет места для плодов? И то и другое можно понимать тут, и то и другое признается – и то, что дерево покрыто листьями, и то, что оно полно плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Откр.7:11 .  И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, Откр.7:12 .  говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. Откр.7:13 .  И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Откр.7:14 .  Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. Употребление обращения: господин не означает поклонения Иоанна пред старцем, но является выражением обыкновеной почтительности спрашивающего к отвечающему – смиренного Иоанна к прославленному Богом старцу 41 . Пришедшие от великой скорби суть перенесшие скорбь, не избежавшие ее. И выражение «великая скорбь» говорит ( Мф 24:21–29 ) о том, что эти спасенные суть все вообще христиане, которые как прежде, так и в будущем (и при антихристе особенно) перенесут страдания и скорби. Под омытием одежд всего естественнее понимать отнятие, по милости Божией, всякой греховной скверны с души праведника, а под убелением – достижение чистоты и добродетельного совершенства. Они, спасенные, находятся пред престолом Бога и служат Ему день и ночь, пользуясь Его непосредственным покровительством. Такое состояние совершенных христиан после их смерти ввиду того, что оно названо служением, не есть полное блаженство, а, только его предначатие. Источником и причиною их блаженства будет их непосредственная близость к Агнцу – близость, уподобляемая близости заботливого пастыря к его овцам. И не будет слёз на их глазах, ибо не будет у них никакого огорчения, никакой печали. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Откровение святого апостола Иоанна Богослова. 1168-1293 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хотя Матфей и говорит о «многих» фарисеях и саддукеях, крестившихся от Иоанна, из их беседы между собой в присутствии Иисуса становится очевидно, что в основной своей массе они отвергли проповедь Иоанна. Потому вопрос Иисуса и ставит их в тупик. Почему Иисус не захотел прямо ответить на вопрос о Своей власти? Очевидно, по той же причине, по которой отказывал фарисеям, когда они просили Его показать им знамение с неба ( Мф.16:1–4 ). Иисус многократно говорил иудеям о том, что Он послан Богом и выполняет Его волю ( ). Он говорил им, что Его власть – от Бога ( Мф.9:6 ; Мк.2:10 ; Лк.5:24 ; Ин.5:27 ), но они отказывались верить Ему. Не убедило их и множество совершённых Им чудес. Именно о них Иисус сказал в притче о богаче и Лазаре: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк.16:31 ).       В беседах с иудеями Иисус нередко говорил об Иоанне. Он говорил, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ( Мф.11:11 ). В то же время Он подчеркивал превосходство Своей миссии: Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине... Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова ( Ин.5:33, 35–36 ). Напоминая фарисеям и саддукеям о крещении Иоанновом, Иисус проводит прямую параллель между ним и Своей миссией: как не приняли они крещение Иоанна и его проповедь покаяния, так не принимают служение Иисуса. Прямой ответ о природе Его власти в этой ситуации ничего не изменит. Некоторые ученые видят в данном эпизоде указание на то, что на протяжении Своего служения Иисус вслед за Иоанном практиковал крещение и что именно эту практику Его оппоненты оспаривали. 52 Однако синоптические Евангелия умалчивают о такой практике, а евангелист Иоанн упоминает о ней лишь вскользь, в рассказе о начале служения Иисуса ( Ин.3:21; 4:1 ), делая при этом оговорку, что Сам Иисус не крестил, а ученики Его ( Ин.4:2 ). Вряд ли на основе этих упоминаний можно сделать вывод о том, что Иисус сопровождал Свою проповедь крещением в течение всего времени, вплоть до прихода в Иерусалим перед последней Пасхой. Не будем забывать о том, что Иоанн пребывал в одном месте, на берегу Иордана, и люди шли к нему туда, тогда как Иисус постоянно переходил из города в город, из селения в селение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Таким образом, посланные не спрашивали: что ты скажешь о Христе?, – а только: «кто ты» ( Ин.1:19 )? Что глаголеши о тебе самом? Столь великое благоговение имели они к этому мужу. На все это Христос и указывал, когда говорил: «вы посылали к Иоанну». Потому-то и Евангелист не просто сказал, что они послали, но и о посланных с точностью заметил, что это были и священники и фарисеи, а не простые люди, не отверженные и не такие, которые могли бы увлечься и обмануться, но которые способны были в точности уразуметь сказанное Иоанном. «Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство» ( Ин.5:34 ). Почему же Ты привел свидетельство Иоанна? Потому, что и оно было свидетельство не человеческое; Иоанн говорил: «Пославший меня крестить в воде сказал мне» ( Ин.1:33 ). Таким образом, и свидетельство Иоанна было свидетельство Божие, потому что по Божию внушению он говорил то, что говорил. Но чтобы они не сказали: откуда известно, что Иоанн говорил по внушению Божию, и чтобы не прекословили этому, Христос решительно заграждает уста их, направляя опять Свою беседу против их мыслей. Многие вероятно не знали этого, а внимали Иоанну, как говорившему от себя самого. Потому Христос говорит: «Я не от человека принимаю свидетельство». Но если Ты не намерен принимать свидетельство от человека и на нем основываться, то для чего приводишь свидетельство Иоанна? Чтобы они не сказали этого, послушай, как Он опровергает и такое возражение прибавлением последующих слов, сказав: «Я не от человека принимаю свидетельство», Он присовокупляет: «но говорю это для того, чтобы вы спаслись», то есть: Я, как Бог, не имел бы нужды в человеческом его свидетельстве; но так как вы более внемлете ему, считаете его достовернее всех других, и к нему стекаетесь, как к пророку (а весь город стекался на Иордан), Мне же не веруете и тогда, как Я творю чудеса, – то вот почему Я и напоминаю вам его свидетельство. «Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его» ( Ин.5:35 ). Чтобы они не сказали: что же, хотя Иоанн и говорил, но мы не приняли свидетельства его, – Он показывает, что они именно приняли сказанное, потому-то и не простых людей посылали, а священников и фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

___ and A. Saleeb, Answering Islam. S. Haneef, What Everyone Should Know about Islam and Muslims. J. Jomier, Egypt: Reflexions sur la Recontre al-Azhar. L. B. Jones, Christianity Explained to Muslims. J. Slomp, «The Gospel Dispute», Islamochristiana. D. Sox, The Gospel of Barnabas. M. A. Yusseff, The Dead Sea Scrolls, the Gospel of Barnabas, and the New Testament. Евангелие от Иоанна (JOHN, GOSPEL OF) Евангелие от Иоанна – это важное звено в цепочке апологетической аргументации, доказывающей божественность Христа и истинность христианства. Приняв, что истина познаваема (см. природа истины), общую схему аргументации можно сформулировать так (см. апологетика: основные положения): 1) Теистический Бог существует. 2) В теистической Вселенной чудеса возможны (см. чудеса). 3) Чудеса, явленные в связи с провозглашениями истины, суть деяния Бога для подтверждения Божьей истины, провозглашаемой посланниками Бога (см. чудеса: значение для апологетики). 4) Новозаветные документы исторически достоверны. 5) Согласно Новому Завету, Иисус провозглашал Себя Богом. 6) То, что Иисус – Бог, доказано беспрецедентным стечением чудесных явлений. 7) Следовательно, Иисус был Богом в человеческом воплощении. Евангелие от Иоанна, подтверждая пятую нашу посылку, приводит примеры изречений Иисуса, где Он прямо провозглашает Себя Богом: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его [ Ин. 5:22–23 ]. Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь [ Ин. 8:58 ]. Я и Отец – одно [ Ин. 10:30 ]. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира [ Ин. 17:5 ]. Другие примеры провозглашения Иисусом Своей божественности изложены у синоптиков не так, как у Иоанна (например, Ин. 9:35–38; 13:13–15; 18:6 ). В этом Евангелии бывший очевидцем событий апостол ясно указывает на божественность Христа: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог [ Ин. 1:1 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Святой апостол Андрей считается покровителем нашего Отечества. Орден святого апостола Андрея Первозванного со времен Петра I был высшей наградой в России 180 , а Андреевский крест изображался на Российском военно-морском флаге. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается слово «любовь». Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея ( Мф.4:21 ) и его жены Саломии, по преданию, дочери Иосифа Обручника. Старший брат Иоанна Иаков тоже принадлежит к числу 12 апостолов. За силу духа и ревность Господь называл братьев «воанергес» – «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). Иоанн был учеником Иоанна Крестителя; после чудесного улова рыбы вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом он оставил все и последовал за Господом ( Лк.5:10–11 ). Иоанн принадлежал к числу трех наиболее близких учеников Спасителя, был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Лк.8:51 ), Преображения Господня ( Лк.9:28 ), Его Гефсиманской молитвы ( Мф.26:36–56 ). Более того, Иоанн был возлюбленным учеником Спасителя, в Евангелии он не называет себя по имени, а пишет о себе:«ученик, которого любил Иисус» ( Ин.19:6 ). На Тайной Вечери Иоанн возлежал на персех своего Учителя. Иоанн Богослов, единственный из лика апостолов, не оставил Спасителя во время Распятия и предстоял при Кресте Господа. Ему Спаситель поручил Свою Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ). После Вознесения и Пятидесятницы Иоанн, как предполагают, не отлучался из Иудеи около 15 лет, до Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с Петром и Иаковом он занимался устройством Иерусалимской Церкви и считается одним из ее столпов ( Гал.2:9 ) Вместе с Петром Иоанн был послан прочими апостолами в Самарию – помолиться за самарян о низведении на них Святого Духа: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса ( Деян.8:14–16 ). Иоанн был участником Апостольского Собора ( Деян.15:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010