13–17); христиане должны следовать их примеру : «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4–16), говорить св. апостол Павел; они обязаны подражать их вере : «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13–17); они должны почитать и уважать их: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5–17); их долг молиться за них : «умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу (Рим. 15–30). Молитесь за нас», – учит св. апостол Павел (Евр. 13–18); истинные христиане всегда ясно и определенно сознают свою обязанность обеспечивать содержание своих духовных пастырей : «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». (Гал. 6–6). – Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящийся достоин награды своей (1 Тим. 1–18). б)  Подобные наставления дают и свв. отцы церкви . Так свт. Иоанн Златоуст пишет: «учители должны превосходить плотских отцев, должны быть усерднее их. Но и дети должны питать любовь к ним . Повинуйтеся, – говорит св. апостол Павел, – наставником вашим и покоряйтеся, зная, что тии бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще (Евр. 13, 17) Скажи же мне: почему, тогда как наставник твой подлежит такой опасной ответственности, ты не хочешь даже слушать его, и притом – для твоей же пользы? Хотя бы все, касающееся его, было исправно, он беспокоится, пока все, касающееся и тебя, не будет исправно, и отдаст двойной отчет. Представь, сколько ему надобно трудиться и заботиться о каждом из подчиненных. Какую же ты можешь воздать ему честь, какую услугу, которая была бы равносильна таким опасностям? Не можешь предложить ничего равного; ты еще не положил за него души своей, а он полагает за тебя душу свою. Если же он не положит ее здесь по требованию обстоятельств, то погубить ее там, а ты не хочешь повиноваться ему даже в словах!» « Кто почитает священника , – учит тот же св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

15 . Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. 16 . Вот, я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною. 17 . Сыновья твои поспешают к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя. Так Говорит Господь: забуду ли Я свое создание, созданное „по Образу и подобию Моему“ (Быт. 1и прим. в Св. Лет). Слова стиха 16-го относятся к горе и граду небесному, о котором Ис. 26говорит: „Город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала“. Эту духовную крепость Господь-(говоря образно языком человеческим)-начертывает на дланях Своих, как бы для памяти, что означает для людей, что обетования спасения непреложны. Нельзя пройти молчанием и того мнения Св. Кирилла Алекс., что в словах сих есть тайный пророческий намек на распятие Спасителя нашего, который, конечно мог быть понят лишь после совершившейся великой тайны воплощения и страдания Еммануила, Мессии, Богочеловека. В стихе 17 вместо слов „сыновья твои“, Вульгата читает: „строители твои“, „structores tui“ 1578 . В смысле исполнения пророчества существенного различия в этих переводах нет; так как верующие: „сыновья света“ ( Ин. 12:36 ) по благодати Божией и были строителями Церкви Христовой, нового Иерусалима- в лице Апостолов, Евангелистов, мужей Апостольских, Епископов и пресвитеров, ими рукоположенных, и всех верующих, из которых зиждется храм Бога живого 1579 . Под именем опустошителей и разорителей Витринга, за которым следует Епископ Петр (толк. ч. II, стр. 129), разумеет тех лжеучителей, о которых говорят Апостолы: Так Иоанн ( Ин. 2:19 ): „Они вышли от нас, но не были наши“; и Апостол Павел ( Гал. 5:12 ): „о если бы удалены были возмущающие вас“! Но может быть слова стиха 17 следует понимать еще более широко, относя их к окончательному утверждению мира в Церкви Христовой, когда она, торжествующая, покорила мир 1580 . Тогда явится в славе красоты своей невеста Христова к Возлюбленному своему: 18 . Возведи очи твои, и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

15) Объяснение православного: Из приведенного места книги Деяний видно только то, что во время Апостолов епископы и пресвитеры носили одни и те же общие названия. И в наше время .епископы, пресвитеры и даже диаконы носят одно название, напр. – «священнослужитель», но это вовсе не значит, что в нашей Церкви нет различия между властью епископа, пресвитера и диакона: одно – архиерей, другое – пресвитер и третье – диакон. Св. Писание учит: «Без всякого прекословия меньший благословляется старшим“ ( Евр. 7: 7 ). Следовательно, и пресвитерство не может даваться пресвитером, а лицом высшим – епископом, каковыми еще при жизни ап. Павла были, напр., Тит и Тимофей, которые, как епископы, имели право чрез руковозложение поставлять пресвитеров: «Для того я оставил тебя в Крите, пишет ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал“ (гл. 1: 5. 1Тим. 5: 22 ). Сами же епископы, как не имеющие высшего над собою сана, поставлялись собором епископов: «Не не ради, пишет ап. Павел епископу Тимофею, о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства“ ( 1Тим. 4: 14 ), т. е. «епископов“, как стоит это слово в древнем переводе Эфиопском, и как толкуют это место св. отцы Церкви бл. Феодорит, св. Иоанн Златоуст и др. Так об этом учат и «Правила св. Апостолов“: «Епископа да поставляют два или три епископа“ (прав. 1-е). «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ“ (пр. 2-е). О трех, а не больше или меньше, степенях священства ясно учили ученики св. Апостолов и первые их преемники – св. отцы и учители Церкви: обращенный ап. Павлом Дионисий Ареопагит ( Деян. 17: 34 ), св. Климент, преемник ап. Петра, св. Игнатий, ученик Иоанна Богослова и другие, о чем будет сказано ниже. 16) Сектант: Высшая власть в церкви принадлежала пресвитерам, а не каким-то особенным, высшим их, епископам: «в ожидании повсеместного голода, предсказанного пророком Агавом, ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее; что и сделали, послав собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла“ ( Деян. 11: 27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

(16) Пророк Михей говорит о Рожденном от Девы в Вифлееме следующее: Которого происхождение от начала, от дней вечных ( Мих. 5:2 ). Как же происхождение Его от начала, от дней вечных, если Он же не есть и Бог предвечный? (17) Господь, свидетельствуя о предвечном Своем существовании, говорит: Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин. 8:58 ), и также: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3:13). Как от семени Давидова Сын Авраамов был прежде бытия Авраама, если не как Бог ? И как Он же Сын Авраамов, если не потому, что в последние времена стал Человеком? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Как Сын Человеческий сошел с небес и есть на небе? И как сущий на небесах восходит на небо, если не потому, что Один и Тот же, будучи Бог и Человек, поскольку Он Бог, по снисхождению нисходит, и воплощается, и делается Человеком, но не покидает небес и лона Отчего, а поскольку Человек, «восходит туда, где был прежде», как Бог, согласно тому, что опять-таки Сам Он, неложный, воипостасная Истина, изрек: Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде ( Ин. 6:62 ). Ибо как Бог Он предвечен и неописуем, даже если говорится, что он сошел, – потому что сошествием у Него мы назовем снисхождение, и смирение, и явление на земле, – а как явившийся человеком ограничен и подпадает времени. (18) Предтеча и Креститель Иоанн говорит: Сей есть, о Котором Я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что был прежде меня. Я не знал Его: но для того пришел, чтобы крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю ( Ин. 1:30–31 ) и вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ). Заметьте, как, называя Его Мужем и именуя Агнцем, он не говорит, что другой берет на Себя грех мира, и [именно] Ему уделяет великое и воистину небывалое и боголепное достоинство. И говорит, что Он впереди и прежде него, хотя и идет позади, я имею в виду по времени рождения по плоти. Ибо хотя Еммануил и рожден недавно как человек, но Он был прежде веков как Бог. Так что Ему принадлежит и новизна по-человечески, и вечность по-Божески. Потому и Захария, отец Иоаннов, прорицая собственному сыну, говорит: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа при­готовить пути Ему ( Лк. 1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

17:19), предтеча Господа – Иоанн ( Мк. 1:6 ). Постились жители Ниневии и спасены были от гнева Божия ( Иона 3:5–10 ). В Ветхом Завете пост считался необходимым спутником усердной молитвы, способным расположить Бога к милости и исполнению прошений, с какими к Нему обращаются постящиеся. Святой Василий Великий говорит: «Уважь седину поста, ибо он современ человечеству». Господь предсказал, что христиане будут поститься после Его вознесения на небо. Когда ученики Иоанновы требовали, чтобы Апостолы постились, то Спаситель сказал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк. 5:34–35 ). Вся земная жизнь Иисуса Христа от первых и до последних дней была непрерывным постом. Его пищею являлся простой хлеб и рыба. Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, постом и молитвою победил врага рода человеческого диавола. Иисус Христос не только Сам постился, но и всем последователям дал прямой и ясный закон о посте, отличный от закона фарисейского. Господь сказал ученикам Своим: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...» ( Мф. 6:16–18 ). Вместе с тем Спаситель указал и относительную пользу поста совокупно с молитвою: «Сей же род, сказал Он ученикам Своим, недоумевающим, почему не могли изгнать духа нечистого, изгонится только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Апостолы, твердо помня заповедь – предсказание Христово о посте в словах: «Когда отнимется Жених, тогда будут поститься» ( Мф. 9, 15 ; Мк. 2:20 ), постились, о чем говорит книга Деяний. По примеру Апостолов издревле соблюдались христианские посты: Великий пост , Петровский, Успенский и Рождественский посты, а также еженедельные в Среду и Пятницу; древнейший по своему происхождению это Великий пост или святая четыредесятница. Этот Пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру. Ведет свое начало от времен апостольских. В 69 апостольском праиле уже указывается на этот пост, когда говорится: аще кто епископ, или пресвитер не постится во святую четыредесятницу пред Святою Пасхою, или в Среду и Пяток, да будет извержен».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

1) воздерживаться от осквернённого идолами, то есть от вкушения мяса языческих жертв, приносимых идолам; 2) от блуда, то есть сладострастия телесного во всех его видах, – требование особенно важное, потому что этот грех был самым распространённым в языческом греко-римском мире и едва ли даже считался пороком; 3) от удавленины, то есть употребления в пищу мяса такого животного, которое умерщвлено через удавление и в котором осталась его кровь; 4) от крови, которая была запрещена в пищу, как мерзость, ещё во времена Ноя ( Быт. 9:4 ). Пятое требование: «не делать другим того, чего себе не хотят», – находится лишь в немногих древних рукописях. Святой Иоанн Златоуст не читал его. Оно имеет целью умиротворение всяких недоразумений, но оно не относится к требованиям обрядового закона Моисеева, а потому о нём не было надобности и говорить. Это требование уже чисто нравственное, о нём не упоминается позже в 21:25. Связь перечисления этих требований с дальнейшими словами святого Иакова о том, что «закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу», не совсем ясна. Предложение св. Иакова было единогласно принято апостолами, пресвитерами и всем обществом как резолюция собора, и было решено эту резолюцию отправить с нарочитым посольством из Павла, Варнавы, Иуды, прозываемого Варсавою, и Силы в Антиохию в письменном виде. Письмо это, вероятно, было написано, как свидетельствует об этом форма его с обычными у греков приветствиями в начале и конце, на греческом языке. В этом послании высказывается порицание тем, которые требовали от бывших язычников обрезания и соблюдения всего закона, похваляются Варнава и Павел как люди, до самопожертвования преданные Господу, и именем Духа Святого («угодно Святому Духу и нам») заповедуется исполнять только те требования, которые были предложены св. Иаковом: «Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите». Отправленные пришли в Антиохию и там, вероятно в торжественном собрании, вручили это послание, прочтение которого вызвало радость, и было, по словам Дееписателя, «утешением». Иуда и Сила, будучи пророками, преподали наставление братиям, очевидно, в связи с произведшим смущение вопросом. Сила остался в Антиохии, а Иуда возвратился в Иерусалим. Павел же и Варнава продолжали своё благовестие в Антиохии. Отправление апостола Павла во второе миссионерское путешествие

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод...— ср. Пс. 1:3: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое». 2 ...тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал.— Иоанн Креститель был поздним (потому он «разрешил родильные муки своей матери») и единственным сыном, а Николай «скончал», так как после него мать уже больше не имела детей. 3 ...следуя... святому правилу...— подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы. 4 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 5 Миры — город в Ликии. 6 Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти...— Пс. 142 (143), 8. 7 Научи меня исполнять волю твою...— Пс. 142 (143), 10 8 ...на тебя оставлен я от утробы...— Пс. 21 (22), 11. 9 Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца...— Пс. 61 (62), 11. 10 Милость и истина да не оставляют тебя.— Притчи Сол. 3:3. 11 ...левой руке не доверять то, что свершаешь...— намек на слова Евангелия: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6:3). 12 ...вследствие ослушания моего воплотившийся...— под «моим ослушанием» имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество. 13 ...из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего.— Пс. 112 (ИЗ), 7. 14 ...души алчущие исполнял благами...— ср. Пс. 106 (107), 9: «И душу алчущую исполнил благодати». 15 Остановитесь и познайте...— Пс. 45 (46), 11. 16 Оставаться в пустыне...— имеется в виду фраза Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс. 54 (55), 8). 17 Голгофа — холм вблизи старого Иерусалима, на котором был распят Христос. 18 На кого призревает Господь, как не на смиренного и кроткого...— несколько измененная цитата из Исх. 66:2. 19 ...диоклетианов, максимианов...— имена римских императоров, гонителей христиан, Диоклетиана (284—305) и Максимиана (286—305) употреблены нарицательно как синоним врагов христианства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3918...

1. Понятие о Таинстве Священства. – 2. Установление сего Таинства. – 3. Свидетельства самих Апостолов о Божественном происхождении Священства. – 4. Число степеней Священства. – 5. Указание в Священном Писании на чины: епископский, пресвитерский и диаконский, и какое между ними различие. – 6. Общее название лиц, посвященных в степени Священства, и время посвящения (хиротония) их на литургии. – 7. Важнейшее священное действие в Таинстве Священства. – 8. Лица, называемые церковнослужителями, и способ и время поставления их на их должности. 1 . Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного поставляет чрез рукоположение архиерейское совершать Таинства и пасти стадо Христово, т. е. наставлять людей в вере и добрых делах. 2 . Для пастырского служения Сам Иисус Христос избрал некоторых из Своих учеников (Апостолов) и на них возложил обязанности этого служения: 1) проповедовать Его учение, 2) совершать Таинства и 3) управлять обществом верующих. Как Отец послал Меня (для совершения дела искупления мира), так и Я посылаю вас (в мир для содействия желающим усвоить себе искупление), сказал Иисус Христос однажды Апостолам и, дунув, прибавил: Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, простятся, на ком оставите, останутся ( Ин.20:21–23 ). В другой раз сказам им: Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И вот Я с вами (и, разумеется, с преемниками апостольского служения) во все дни до скончания века ( Мф.28:19–20 ). В день же Пятидесятницы излил на Апостолов Духа Святого. Апостолы впоследствии поставили себе помощников и преемников. 3 . Апостолы сами так свидетельствовали о Божественном происхождении Священства: Каждый должен разуметь (признавать) нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (т. е. совершителей Таинств, установленных Иисусом Христом) ( 1Кор.4:1 ). Будьте внимательны к себе и всему стаду, в котором (над которым) Дух Святой поставил вас епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Кровию Своею (крестною смертью), говорил пастырям в Ефесе апостол Павел ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

(1) Слово к единомышленникам Нестория следует начать так: Скажите нам, люди, кого зачала Святая Дева, по природе Сына Божия и Бога, или человека? И если скажут, что по природе Сына Божия и Бога, они православные. Ведь они по необходимости будут исповедовать и Святую Деву Богородицей – потому что зачавшая Бога и родившая Его воплощенным как не Богородица? Если же скажут: человека, тогда, как к еретикам, обратимся к ним так: признаете ли вы Сына и предвечное Слово Бога Отца Сыном Божиим по природе и Богом по природе, и единосущным Богу Отцу? Да, скажут они. Затем спросим: признаете ли мы сына Девы Сыном Божиим по природе и Богом по природе? Они скажут: нет. Тогда мы скажем: значит, вы исповедуете двух сынов Божиих, одного по природе, и другого по благодати, и поклоняетесь двум сынам, и получилась у вас четверица, а не Троица. И тогда скажите нам: откуда вы научились проповедовать две ипостаси? Не слышите ли, как Евангелие ясно говорит: В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ), и немного дальше: Слово стало плотью и обитало в нас ( Ин. 1:14 )? И на каком основании вы полагаете, что вселение Бога Слова произошло после зачатия одушевленной плоти? Не написано разве, что Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что это за приветствие. И сказал Ей ангел: не бойся, Мариам, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1:28–35 ). Вот ясно показано, что когда Мария вопрошала об образе зачатия, ангел не сказал, что сначала Ты зачнешь, а затем будет вселение Бога, но что зачатие произойдет наитием и действием Святого Духа и обитанием Бога Слова, так что вначале было осенение силою Всевышнего, то есть зачатие Слова, а затем существование плоти, ипостасью которой было Само Слово. А что Само Слово стало человеком, вопиет Иоанн Богослов, говоря: И Слово было Бог, и Слово стало плотью ( Ин. 1:1; 1:14 ). Стало же без изменения и превращения – ибо Божество непревратно и неизменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

1Кор.4:11 . «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся». Объяснение. Апостол Павел терпел голод и нужды, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 . 1Кор.9:17–18 . «Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». Объяснение. Здесь апостол раскрывает своё право или власть (ст.12–18) требовать от Коринфских христиан, как и вообще от духовных чад, полного обеспечения жизни: ст.11–14, Это место послания должно вразумлять тех, которые порицают православное духовенство за взимание вознаграждения за требоисправление: Гал.6:6:14 ; Лк.10:7 . В приточной речи ст.7 под виноградом разумеется общество христиан, под насадителями винограда апостол или пастырь, под плодами добрые дела, милостыня, вспоможения братьям по вере: 1Кор.16:1–2 . Возможно ли, чтобы одни пастыри Церкви, насаждающие и напояющие виноград Христов: 1Кор.3:6 , лишены были пользования плодами его веры и любви, приношениями и вознаграждениями. Господь хотел внушить израильтянам (ст.8–10) сострадание и сочувствие ко всякому работающему, чтобы они не лишали потребного прежде всего таких тружеников, как апостолы и пресвитеры, труждающихся в слове и учении: 1Тим.5:17 . 2Кор.6:3–4 . Срав. 11:8. «Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах». Объяснение. Апостол Павел, своим бескорыстным служением, хотя и не подавал повода к порицанию апостольского служения, будучи в трудах, бдениях, в постах: ст.5, но тем не менее, ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 1Кор.9:12–13 ; Гал.6:6 ; Флп.4:10–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010