Что душат тебя ночью – это за немирствие или за осуждение. Исправься – и пройдет (прп. Анатолий, 18). Я тебе уже писал, чтобы ты снам не верила. Теперешние твои сны страшные – от лукавого. Знай это и не смущайся (прп. Анатолий, 18). Снам не верь, а то спутаешься (прп. Анатолий, 20). Берегись, враг ловит тебя. Оставь сны свои, они от диавола, а ты веришь им. И еще утешаешься. Если не оставишь, прелесть последует неизбежная. Оставь (прп. Анатолий, 20). Описала ты еще свой сон. Снам вообще доверять не следует. Но молиться преподобному Серафиму можно, и если угодник этот Божий увидит, в какой ты нуждаешься помощи, то и поможет (прп. Иосиф, 19). На сны не обращай внимания, старайся скорее забывать про них. Перед сном читай «Верую» (прп. Иосиф, 19). Сны прекратятся, только не думай о них ничего, старайся забывать их, заглушай их молитвой Иисусовой (прп. Иосиф, 19). Снам не надо верить, но надо побольше Богу молиться, да у Него помощи просить (прп. Иосиф, 19). Написала ты еще, что за два года до поступления в монастырь, засыпая однажды, услышала голос: «Жизни тебе только до двадцати девяти лет», – и ты в недоумении, исполнится ли этот твой сон или нет. Вообще святой Иоанн Лествичник не велит верить никаким снам. Но этот твой сон не следует оставлять без внимания. По Слову Божию, и все мы всегда должны готовиться к переходу в вечную жизнь, а больным людям, таким, как ты, наипаче следует об этом заботиться (прп. Иосиф, 19). Снам совершенно никакого доверия иметь не должно, враг наплетет только для смущения. Правильные сны бывают только святым, а мы с тобой далеки от них. Для погибели душ наших враг является даже в образе Ангела (прп. Иосиф, 19). Я вообще не придаю значения снам. Хотя иногда бывают сны и особенные. Я знал одного человека, который однажды видел сон про одну монахиню. Видел он, будто пришла игуменья и сестры, привезли одну связанную монахиню и, открыв люк в полу, начали ее туда опускать. – «Господи, куда-то ее опускают», – подумал он, а матушка велит опускать глубже, конец же веревки, которой связана монахиня, держит в своих руках. Проснулся он. Утром встретил одну старушку монахиню из той же обители и рассказал ей свой сон. – «Да какая же она на вид-то?» – спросила матушка. – «Высокая, белокурая, с веснушками на лице». – «Да ведь сон-то твой в руку: действительно, с такой именно монахиней случился грех, и игуменья отослала ее на отдельную монастырскую дачу». Когда спросили батюшку о. Амвросия про падшую монашенку, то он ответил: – «Она не погибнет, ведь матушка игуменья веревку-то из рук не выпустила – значит, спасется» (прп. Варсонофий, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

39. " Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... от язык предобручивый [Себе] Церковь деву чистую... " . ( " Требник " . Последование обручения). 40. См. Правило Святых Апостол 51-е; ср. правила 1, 4, 9. 10 и 14 Гангрского собора; ом. Kapsanis G. I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas. Peiraeus, 1976. P. 275-284. 41. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам, 20, 8-9, PG62, 146-148. 42. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 38, 6, PG 57, 428. 43. Там же. 48, 3. PG 58, 490; ср. св. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG46. 376А. 44. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 48. 3, PG 58, 490. 45. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 18, 4, PG 53, 154; и 17, 7, PG 53. 143-4. 46. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341С-1349А. 47. Там же, 1276А. 48. См. описание и глубокий анализ этого закона в кн: Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 21, PG 90, 312С-313А; там же: 61, 633В: Ambigua, PG 91, 1276АВС, 1316А-1417С, 1345D-1348A. 49. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С; ср. К Фалассию 61, PG 90, 632В. 50. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632D; 61, PG 90, 644В; 21, PG 90, 313ВС. 51. Прп. Максим Исповедник. Ambigua. PG 91. 1305CD. 52. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 48, PG 90. 436А; ср. Ambigua, PG 91. 1309АВ. 53. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632А. 54. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1345D-1348C. 55. Преподобный Максим добавляет: " Тем, что предпочел явное и усладительное для чувств благословениям доселе умным и невидимым " (Ambigua, PG91, 13450). 56. Кавычки мои. - Автор. 57. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1345D-1348C. 58. См. PG 90, 253С-256В, 3128-313D, 628A-645C;PG91, 11950-1195В, 1273D-1276D, 1304D-1305A, 1308D-1309A, 1313CD, 1316A-1321D, 1340B-1341C, 1345C-1340A. 59. Связь с апостольским учением очевидна: " А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его " (Кол. 3, 8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/428/...

39. " Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... от язык предобручивый [Себе] Церковь деву чистую... " . ( " Требник " . Последование обручения). 40. См. Правило Святых Апостол 51-е; ср. правила 1, 4, 9. 10 и 14 Гангрского собора; ом. Kapsanis G. I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas. Peiraeus, 1976. P. 275-284. 41. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам, 20, 8-9, PG62, 146-148. 42. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 38, 6, PG 57, 428. 43. Там же. 48, 3. PG 58, 490; ср. св. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG46. 376А. 44. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 48. 3, PG 58, 490. 45. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 18, 4, PG 53, 154; и 17, 7, PG 53. 143-4. 46. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341С-1349А. 47. Там же, 1276А. 48. См. описание и глубокий анализ этого закона в кн: Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 21, PG 90, 312С-313А; там же: 61, 633В: Ambigua, PG 91, 1276АВС, 1316А-1417С, 1345D-1348A. 49. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С; ср. К Фалассию 61, PG 90, 632В. 50. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632D; 61, PG 90, 644В; 21, PG 90, 313ВС. 51. Прп. Максим Исповедник. Ambigua. PG 91. 1305CD. 52. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 48, PG 90. 436А; ср. Ambigua, PG 91. 1309АВ. 53. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632А. 54. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1345D-1348C. 55. Преподобный Максим добавляет: " Тем, что предпочел явное и усладительное для чувств благословениям доселе умным и невидимым " (Ambigua, PG91, 13450). 56. Кавычки мои. – Автор. 57. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1345D-1348C. 58. См. PG 90, 253С-256В, 3128-313D, 628A-645C;PG91, 11950-1195В, 1273D-1276D, 1304D-1305A, 1308D-1309A, 1313CD, 1316A-1321D, 1340B-1341C, 1345C-1340A. 59. Связь с апостольским учением очевидна: " А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его " (Кол. 3, 8-9).

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=10...

Скачать epub pdf Слово в день праздника преподобного Иоанна Рыльского Чудотворца (к тысячелетию со дня его успения) Будем свято хранить заветы прп. Иоанна Рыльского. Ныне св. Церковь празднует память прп. Иоанна Рыльского Чудотворца. Сей великий угодник Божий является одним из самых драгоценных духовных сокровищ Болгарии. Прп. Иоанн есть слава и красота Болгарской Церкви. Его свет благодатный льется далеко за пределы Болгарского государства. Он чтится, помимо Болгарской, всеми Православными Церквами, и в особенности Церковью Русскою. В России есть город Рыльск, который основан в честь прп. Иоанна Рыльского. По окончании освободительной войны церковные и гражданские власти Болгарии подарили Русской Церкви десницу своего великого Рыльского Чудотворца, которая до сих пор находится в России. Но особенно прп. Иоанн стал почитаться в русской земле с появлением у нас великого светильника Церкви о. Иоанна Кронштадтского , носившего его имя. Благодатная слава великого нашего пастыря в значительной мере обязана его небесному покровителю прп. Иоанну Рыльскому. О. Иоанн Кронштадтский очень любил его, подражал его равноангельской жизни и в знак своего глубокого благоговения к нему созидал в честь прп. Иоанна храмы и престолы в церквах. Нельзя не обратить внимания, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, на то поразительное сходство, которое наблюдается в жизни этих великих праведников. Так, св. Иоанна Рыльского весьма почитали и чтут не только чада Болгарской Церкви, но и инославные. Из его жизнеописания известно, какое дивное исцеление получил некогда от мощей прп. Иоанна Острогомский архиепископ. К этим св. мощам с верою прибегали в своих недугах даже магометяне и получали исцеление. До сих пор в музее Рыльской обители хранятся огромные свечи от пола до потолка – дар турецких султанов за чудесную помощь, оказанную им прп. Иоанном. То же самое наблюдалось и в жизни о. Иоанна Кронштадтского . Его свято чтили не только русские православные люди, но и инославные. К о. Иоанну обращались и татары, во множестве живущие в нашей России. Он возносил о них свои молитвы, и Господь ради этих чудодейственных молитв исцелял их.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

144 «Зло есть болезнь души, лишенной естественного здоровья, то есть добродетели» (Дорофей Газский прп., Душеполезные поучения 11:122). 161 Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры 2, 12. Святитель Григорий Нисский пишет в том же смысле: «То, что во всем было создано согласно Божественному образу, должно было обладать в своей природе свободной и независимой волей, чтобы причастие Божественных благ было наградой добродетели» (Большое огласительное слово 5). 203 Святитель Ириней Лионский уточняет: «На всех, кто удаляется от Него... Бог налагает отлучение, которое они сами выбрали. А отлучение от Бога есть смерть; отлучение от света – тьма; отлучение от Бога – это лишение всех благ, происходящих от Него. Те же, кто через собственную апостасию утратил все, о чем мы только что сказали, подвержены всяческим наказаниям: не то чтобы Бог заранее предупреждал их перед тем, как наказать, но наказание преследует их уже потому, что они лишены всех благ» (Против ересей 5,27:2). Ср.: Климент Александрийский . Педагог 1, 8,69,1. 211 «Мы – народ безумный и безрассудный», – без колебаний утверждает Ориген , объясняя причины воплощения Христа (Беседы на Песнь Песней 2:3). Он упоминает также о «человеческом роде, пораженном безумием (μεμενς)», в особенности о «тех, которые» во времена пришествия Христа «по причине болезни души и расстройства (κστασις) природного разума были еще врагами... Бога» (Против Цельса 4:19). Климент Александрийский говорит о «безрассудстве (πνοια)», «безумии (νοια) людей», отвергающих Бога (Протрептик 9, 83, 1 и 84:1). И преподобный Варсонофий Великий: «Безумие породило непослушание, и непослушание – рану. И после раны то же безумие породило небрежение» (Ответы 64 (155))· См. также: Макарий Египетский , прп. 150 глав 50; Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Евангелие от Матфея 9, 6 ; Гомилии о демонах 1, 6; 2, 3; Афанасий Великий , свт. Слово против язычников 4; Фалассий Ливийский , прп. Сотницы 1, 52; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические 26; 30; 44; 80; 81; Исихий Иерусалимский , прп. Слово о трезвении и молитве 192; Иоанн Карпафийский, прп. Увещательные главы 57; Симеон Новый Богослов , прп. Главы богословские, умозрительные и практические 1, 5; 3,85; Огласительные слова 6,32–33; 15,48–53; Никита Стифат , прп. Сотницы 2,6; 3,58,59,61. Прочие ссылки будут даны в следующей главе, где мы увидим, что эти термины (μανα, μωρα, φροσνη, νοια, λογα и т. д.) часто применяются к идолопоклонническим действиям людей, отвернувшихся от истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Проведенные автором этих строк в 2015 году обследования в этой местности подтвердили, что в прошлом здесь, помимо пещеры, располагался монашеский скит. В наше время у подножия скалы с пещерой сохранились руины от прежних скитских строений. Не исключено, что начало этому скиту было положено старцем Иоанном, возобновившим духовную жизнь в заброшенной пещере преподобного Космы Зографского. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Вид из пещеры прп. Космы Зографского на соседние горы. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Руины скитских строений внизу под скалой возле пещеры прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Столетием позже неподалеку от этого места запорожские казаки основали собственный казачий скит «Черный Выр», получивший среди запорожцев наименование «Духовное Запорожье». Не исключено, что здесь какое-то время подвизался и сам старец Иоанн, поскольку местность эта своей пустынностью вполне соответствует устремлениям строгого аскета. Возможно, среди первых насельников «Черного Выра» были и последователи старца Иоанна, а сохранившаяся память о знаменитом земляке побудила их основать здесь новую казачью обитель. 186 Казацкий скит « Черный Выр» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Исследователи истории Зографа отмечают, что со второй половины XVI века в числе братии болгарского святогорского монастыря присутствовало значительное количество иноков украинского происхождения. 187 Украинские и белорусские монахи в конце XVI – начале XVII веков переписывали в Зографе церковно-учительную и антикатолическую литературу для отправки на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви ИОАНН (Саакадзе Иосиф Георгиевич) (1660/66 - 1751), еп. Манглисский Восточногрузинского Католикосата, свт. (пам. груз. 28 марта) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) ИОАНН-ГЕОРГИЙ прп. Грузинской Православной Церкви - см. Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские преподобные (пам. груз. 8 сент.) ИОАНН ГРУЗИН (Картвели), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. в ст. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] [Картвели] (1-я пол.- сер. IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] Грузин [Картвели, Ханцтели], мч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен), подвизавшийся в мон-ре ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ (Майсурадзе Василий) (1882-1957) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) (1887-1962), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ШАВТЕЛИ (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.), прп. (пам. груз. 1 апр., вместе с блж. Евлогием Пророком; 9 июня) Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, поэт ИОСИФ (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский

http://pravenc.ru/rubrics/122334_3.html

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1520; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 125; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/469005.html

В число К. прп. Иоанна Дамаскина входят как произведения с обычной для др. гимнографов метрикой, так и эксперименты с использованием античных принципов стихосложения - ямбические К. Как правило, К. прп. Иоанна Дамаскина имеют акростих. Их атрибуция осложняется тем, что ему могут приписываться К., составленные др. авторами с именем Иоанн (или Монах Иоанн),- напр., К. авторства Иоанна Мавропода († после 1081), известного богослова и гимнографа XI в., написавшего ряд К. и полных венков К. Прп. Иоанну Дамаскину принадлежит ряд К. важнейших церковных праздников; традиция также приписывает ему воскресные К. Октоиха и др. Прп. Косма Маюмский, друг и сподвижник прп. Иоанна, также является автором ряда К. важнейших праздников. Его К. имеют акростихи; в каждой песни - свой оригинальный ирмос и 2-3 тропаря; наличие богородичнов нехарактерно. К. преподобных Иоанна и Космы в отличие от К. прп. Андрея Критского не имеют вторых песней. То, что среди ранних творцов К. упоминается св. патриарх Герман I К-польский, подтверждает, что в эпоху раннего иконоборчества этот жанр был известен далеко за пределами Палестины. Для К. свт. Германа характерны наличие 2-й песни, авторские ирмосы (впрочем, встречаются и случаи заимствования ирмосов у старших современников - преподобных Андрея Критского и Иоанна Дамаскина), отсутствие акростиха. Большой вклад в развитие К. как жанра внесли гимнографы студийской школы - в первую очередь прп. Феодор Студит († 826), составивший полный корпус три- и четверопеснцев на каждый день Великого поста (в этом он подражал преподобным Андрею Критскому и Косме Маюмскому, создавшим циклы полных и неполных К. для дней Страстной седмицы) и др. Прп. Иосиф Студит († 832) составил еще один такой же корпус - в позднейших Триодях, как правило, содержатся оба. Некий Иосиф - возможно, тот же Студит - написал полный корпус три- и четверопеснцев для всего периода Пятидесятницы и аналогичный цикл для сырной седмицы. Вопрос о масштабах гимнографической деятельности прп. Иосифа Студита остается открытым, поскольку часть приписываемых ему произведений может в действительности принадлежать др. песнописцам с тем же именем.

http://pravenc.ru/text/1470225.html

Настоятель Иверского монастыря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в южную часть нартекса кафоликона мощи Иоанна Святогорца, прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелидзе) и распорядился, чтобы возле рак горели три неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей Иоанна Святогорца и преподобных. Сочинение " Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве "  было создано прп. Георгием Святогорцем между 1042 и 1044 годами. Наиболее ранний текст сохранился в Афонском сборнике 1074 года , в рукописи 1713 года  и в 7 других рукописях XVIII века . Сведения об Иоанне Святогорце содержатся также в составленном Георгием Мцире в 1066-1068 годах " Житии и подвижничестве святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца " , в греч. Сказании об Иверской иконе Божией Матери (XVI в.), в принадлежащей Василию Багратисдзе синаксарной ред. Жития прп. Евфимия , послужившей одним из источников для прп. Георгия при составлении им Жития Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, а также в сочинении греч. автора " Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах " , дошедшем в двух рукописях первой половины XVIII века  и впоследствии включенном в сб. «Неон Эклогион» прп. Никодима Святогорца. Ценным историческим источником является хранящееся в ризнице Иверского монастыря собрание документов (актов) монастыря X-XV веков, изданное франц. византинистами при участии груз. ученых в 1985-1995 годах в 4 томах (Actes d " Iviron) и снабженное очерками по истории монастыря франц. византиниста Жака Лефора. Иоанн Святогорец неоднократно упоминается в актах . Его имя также упомянуто в " Книге агап Афонского Иверского монастыря " , содержащей 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей X-XVII веков . Некоторые сведения об Иоанне Святогорце, основанные большей частью на указанных источниках, содержатся также в других письменных памятниках, связанных с историей Иверского монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010