Результаты понтификата Иоанна Павла II Папа Иоанн Павел II С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» – обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными. Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации. Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века. В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962–1965) начал реформы, направленные на модернизацию церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.

http://pravoslavie.ru/644.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й держава екзарх на для друку 22 серпня 2019 р. 11:23 18-20 августа 2019 года митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний , Патриарший экзарх Западной Европы, совершил архипастырскую поездку на приходы юга Франции. 18 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, митрополит Антоний совершил Божественную литургию в храме-часовне в честь апостола от 70-ти Трофима (Тропеция) в г. Сен-Тропе (на Лазурном берегу). Архипастырю сослужили секретарь Патриаршего экзарха иеромонах Амвросий (Мацегора) и иеромонах Кирилл (Порубаев). За богослужением пел хор Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской. По окончании богослужения митрополит Антоний обратился к верующим с архипастырским словом. Уже пятый год подряд храм в Сен-Тропе (XVI в.) в августе передается местным католическим приходом в пользование Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской. 19 августа, в праздник Преображения Господня, митрополит Антоний посетил Свято-Никольский собор в г. Ницца и ознакомился с приходской жизнью. В сопровождении настоятеля собора протоиерея Андрея Елисеева архиерей осмотрел храм, храм-часовню на месте преставления цесаревича Николая Александровича и разбитый вокруг собора парк. Затем владыка Антоний совершил Литургию. Патриаршему экзарху сослужили протоиерей Андрей Елисеев, секретарь Корсунской епархии священник Максим Политов, настоятель прихода святых Царственных страстотерпцев в Монако протоиерей Вадим Закревский, иеромонах Амвросий (Мацегора), настоятель храма в г. Грасс священник Гонтран Пусу ( Румынская Православная Церковь ), настоятель храма во имя Архангела Михаила в Каннах иерей Антоний Одайский ( Русская Православная Церковь Заграницей ) и протодиакон Иоанн Буздуган.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5488570...

Святейший Патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 На исходе XX века, когда выявляются все новые и новые подробности страдания нашей Церкви в советскую эпоху, когда к лику святых причислены не только святой праведный Иоанн Кронштадский и блаженная Ксения Петербургская, но и неполный еще сонм новомучеников Российских, мало кто задумывается над тем, кем были для русского Православия те несколько лет между интронизацией Святейшего Патриарха Сергия 12 сентября 1943 года и новым наступлением на Церковь, которое начало ощущаться уже с конца 40-х годов 1 . Этот короткий отрезок времени историки назовут “конкордатом”, “пере­мирием”, мы же без иронии можем назвать торжеством веры, торжеством исповедников. Поздно вечером 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча 2 И. В. Сталина, В. М. Молотова и Г. Г. Кар­пова с делегацией Русской Православной Церкви, которую представляли Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский), Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) и Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины Николай (Ярушевич). Правительство, в течение двух с половиной десятилетий топившее в крови свой народ, опиравшееся на гигантский репрессивный аппарат и панически боявшееся каждой незаурядной личности, теперь ощутило необходимость союза с Церковью. С тех пор началась активная международная деятельность Церкви, и эта деятельность соответствовала интересам государства; одновременно совершалось служение Церкви внутри страны, которое этим интересам отвечало значительно меньше или не отвечало вовсе, что и привело в конечном итоге к новой волне гонений. Святая Соборная Апостольская Церковь есть Церковь святых: она состоит из святых, воспитывает святых и живет в общении со святыми, уже переселившимися в горний мир. Тот, кто святости в себе не имеет и к ней не стремится, чужд Церкви. Эпоха репрессий, обрушившихся на Русскую Православную Церковь после 1917 года, поставила ее вровень с Церковью первохристианской, Церковью мучеников и исповедников, и подобно тому, как героизм древних мучеников, их презрение к смерти и верность Христу служили наглядной проповедью христианства и привлекали в Церковь новых адептов, в России 20-х и 30-х годов клир Православной Церкви пополнялся людьми, сознательно избиравшими жребий страданий.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

У сьому Кирила в Христа Спасителя звершено Божественну 1 лютого 2016 р. 16:36 1 февраля 2016 года, в седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия. Святейший Владыка совершал богослужение в интронизационных облачениях. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили:  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник Московской епархии;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа в Республике Казахстан ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , Первоиерарх  Русской Зарубежной Церкви ; митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн ( Болгарская Православная Церковь ); епископ Знепольский Арсений, викарий Пловдивской митрополии (Болгарская Православная Церковь); иерархи, прибывшие на Архиерейский Собор Русской Православной Церкви; руководители синодальных и общецерковных учреждений в священном сане. Его Святейшеству сослужили представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси:  митрополит Киринский Афанасий  ( Александрийская Православная Церковь );  епископ Моравичский Антоний  ( Сербская Православная Церковь ); архимандрит Стефан (Диспиракис) ( Иерусалимская Православная Церковь );  архимандрит Феоктист (Димитров)  (Болгарская Православная Церковь);  архимандрит Серафим (Шемятовский)  ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ). В алтаре Храма Христа Спасителя молился  митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4364987...

ЦВ 19 (392) октябрь 2008 /  15 октября 2008 г. Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всей Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всей Беларуси, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей, Митрополит Кишиневский и всей Молдавии Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, Митрополит Рижский и всей Латвии Александр, архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха о праздновании 1020-летия Крещения Руси, Священный Синод отметил высокий духовный подъем, с которым прошли эти общецерковные торжества в Москве, а также в самоуправляемых Церквах и епархиях Московского Патриархата. Священный Синод выразил благодарность Президенту России Д.А. Медведеву, а также председателю Правительства России В.В. Путину за участие в праздновании 1020-летия Крещения Руси и передачу Русской Православной Церкви великих святынь, а также поблагодарил Святейшего Патриарха за понесенные труды. Синод отметил особую значимость состоявшегося Первосвятительского посещения Украины, в ходе которого ярко проявилась воля епископата, клира и народа Божия к сохранению и укреплению церковного единства. Священный Синод выразил благодарность Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всей Украины Владимиру, епископату, клиру, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, потрудившимся над подготовкой и проведением торжеств по случаю 1020-летия Крещения Руси, и отметил важность состоявшегося сослужения Божественной литургии и переговоров Предстоятеля Русской Православной Церкви со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_za...

В.В. Кусков Возникновение древнерусской литературы Исторические предпосылки. Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества. Возникновение древнерусской литературы неразрывно связано с процессом создания раннефеодального государства. Советская историческая наука опровергла норманнскую теорию происхождения древнерусского государства, доказав, что оно возникло не в результате призвания варягов, а в результате длительного исторического процесса разложения родового общинного строя восточнославянских племен. Характерная особенность этого исторического процесса в том, что восточнославянские племена приходят к феодализму, минуя стадию рабовладельческой формации. Новая система общественных отношений, основанная на классовом господстве меньшинства над большинством трудового населения, нуждалась в идеологическом обосновании. Этого обоснования не могли дать ни племенная языческая религия, ни устное народное творчество, обслуживавшее ранее идеологически и художественно базис родового строя. Развитие экономических, торговых и политических связей вызывало потребность в письменности, существование которой является одной из необходимейших предпосылок появления литературы. Данные советской лингвистической и исторической науки свидетельствуют о том, что письменность на Руси появилась задолго до официального принятия христианства. О существовании каких-то форм письменности у славян уже во второй половине IX в. свидетельствуют черноризец Храбр и «Паннонское житие Кирилла». Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 г. явилось актом величайшего культурно-исторического значения, способствовавшим быстрому культурному росту как южных, так и восточных славян. К концу IX – первой четверти X столетия древняя Болгария переживает замечательный период расцвета своей культуры. В этот период здесь появляются выдающиеся писатели: Иоанн экзарх болгарский, Климент, Константин и сам царь Симеон. Созданные ими произведения сыграли важную роль в развитии древнерусской культуры. Близость древнерусского языка древнеславянскому («...славянский язык и русский един», – подчеркивал летописец) способствовала постепенному усвоению новой письменности восточными славянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил Литургию в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре Полоцка 14 апреля 2018 г. 12:38 13 апреля 2018 года, в пятницу Светлой седмицы, митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, в сослужении архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря города Полоцка. Архипастырям сослужили секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, секретарь Полоцкой епархии протоиерей Александр Петлицкий и клирики Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой).  На малом входе во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви и ко дню Пасхи митрополит Павел удостоил клирика обители иерея Сергия Антипорука права ношения камилавки. Проповедь по запричастном стихе произнес архимандрит Никодим (Генералов). По заамвонной молитве митрополит Павел и архиепископ Феодосий совершили чин малого освящения воды, а затем крестный ход. По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к духовенству, насельницам и прихожанам монастыря со словом назидания. Митрополит Павел поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Всем молящимся в храме владыка экзарх вручил пасхальные яйца. После богослужения Патриарший экзарх навестил немощных сестер обители, которые не смогли присутствовать на Божественной литургии, поздравил их со светлым праздником Воскресения Христова и вручил им пасхальные яйца и шоколадки. Накануне митрополит Павел совершил Пасхальную вечерню и утреню в Петропавловском соборе города Минска. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма равноапостольной Марии Магдалины города Минска протоиерей Иоанн Хорошевич; благочинный 1-го Минского городского округа, настоятель Петропавловского собора протоиерей Георгий Латушко; протоиерей Сергий Кузьменков, председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Республики Беларусь; настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Виктор Беляков; секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков; первый проректор Минской духовной академии протоиерей Владимир Долгополов и клирики Петропавловского собора. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор храма под управлением Натальи Логвиновой.

http://patriarchia.ru/db/text/5179751.ht...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил в Могилеве торжества в честь 30-летия прославления святителя Георгия (Конисского) 7 августа 2023 г. 11:17 6 августа 2023 года, в день 30-летия прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского и Белорусского, Патриарший экзарх всея Беларуси м итрополит Минский и Заславский Вениамин совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Могилева. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний , архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , викарий Гомельской епархии епископ Светлогорский Амвросий , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , ответственный секретарь Управления делами Белорусской Православной Церкви протоиерей Андрей Волков, духовенство Могилевской епархии и приглашенные гости в священном сане. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров.  Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Светланы Михайловой. Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Антонов.  По отпусте Божественной литургии было совершено славление святителю Георгию. По окончании богослужения к собравшимся обратился архиепископ Могилевский Софроний, поблагодаривший митрополита Вениамина и архипастырей за совместное служение. Владыка Софроний также поздравил собравшихся на торжества. В свою очередь митрополит Вениамин поблагодарил архиепископа Софрония за теплые слова и обратился к верующим со словом назидания. В дар Могилевской епархии владыка экзарх преподнес факсимильное издание Жировичского Евангелия XVI века. Затем Патриарший экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Далее возле памятника святителю Георгию, расположенного на смотровой площадке у городского парка Подниколье, был совершен соборный молебен с участием архиереев Белорусской Православной Церкви. Для приветствия митрополита Вениамина и участия в торжестве прибыли председатель Могилевского областного исполнительного комитета А.М. Исаченко, председатель Могилевского городского исполнительного комитета А.В. Студнев и другие представители власти. На соборный молебен крестным ходом также пришли прихожане Никольского женского монастыря. По традиции, заложенной в 1993 году, в этот день в Никольской обители всегда совершается крестный ход.

http://patriarchia.ru/db/text/6048320.ht...

Arhiva Exarhul Patriarhal al întregii Belarus a condus Dumnezieasca Liturghie la mnstirea stavropighial de maici „Sfânta Eusfrosina” din Polotsk 14 aprilie 2018 12:38 13 апреля 2018 года, в пятницу Светлой седмицы,  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, в сослужении  архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия  совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря города Полоцка. Архипастырям сослужили секретарь  Минской епархии  протоиерей Андрей Волков, секретарь  Полоцкой епархии  протоиерей Александр Петлицкий и клирики Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой).  На малом входе во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви и ко дню Пасхи митрополит Павел удостоил клирика обители иерея Сергия Антипорука права ношения камилавки. Проповедь по запричастном стихе произнес архимандрит Никодим (Генералов). По заамвонной молитве митрополит Павел и архиепископ Феодосий совершили чин малого освящения воды, а затем крестный ход. По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к духовенству, насельницам и прихожанам монастыря со словом назидания. Митрополит Павел поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Всем молящимся в храме владыка экзарх вручил пасхальные яйца. После богослужения Патриарший экзарх навестил немощных сестер обители, которые не смогли присутствовать на Божественной литургии, поздравил их со светлым праздником Воскресения Христова и вручил им пасхальные яйца и шоколадки. Накануне митрополит Павел совершил Пасхальную вечерню и утреню в Петропавловском соборе города Минска. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма равноапостольной Марии Магдалины города Минска протоиерей Иоанн Хорошевич; благочинный 1-го Минского городского округа, настоятель Петропавловского собора протоиерей Георгий Латушко; протоиерей Сергий Кузьменков, председатель Синодального отдела  Белорусской Православной Церкви  по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Республики Беларусь; настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Виктор Беляков; секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков; первый проректор  Минской духовной академии  протоиерей Владимир Долгополов и клирики Петропавловского собора. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор храма под управлением Натальи Логвиновой.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5179822...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества в честь Марьиногорской иконы Божией Матери 23 июня 2022 г. 16:02 23 июня 2022 года, день празднования Марьиногорской иконе Божией Матери, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил Божественную литургию в Александро-Невском соборе города Марьина Горка Минской области. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Молодечненский и Столбцовский Павел , епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , епископ Светлогорский Амвросий , епископ Слуцкий и Солигорский Евсевий , клирики Борисовской епархии и приглашенные гости в священном сане. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил хор Александро-Невского собора города Марьина Горка под управлением Анастасии Целковой. Во время Литургии были вознесены сугубые молитвы о восстановлении мира. Проповедь перед причастием произнес иерей Григорий Целков. По заамвонной молитве Патриарший экзарх, архипастыри и священнослужители совершили славление Пресвятой Богородице. Митрополит Вениамин поздравил прибывших на торжества архипастырей, священнослужителей и благочестивых мирян с праздником и обратился со словом назидания. Затем владыка Вениамин поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Согласно летописям Новоселковской Покровской церкви и Марьиногорской церкви Игуменского уезда, в урочище Марьина Горка издревле особо почитался чудотворный образ Божией Матери, явившийся, по местному преданию, жителю деревни Лядцев Исидору во время тяжкой болезни. В благодарность за исцеление Исидор построил на горе часовню, поместил в ней явленную икону и провел здесь в молитве всю оставшуюся жизнь. В 1812 году часовня была сожжена отрядом Наполеоновской армии, однако икона осталась неповрежденной, а воины были поражены слепотой. По окончании войны, в 1814 году, на месте сгоревшей часовни местные жители построили церковь, в 1854 году ее перестроили.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010