" Плевелы или пшеница? " января 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе " Мы слышали сегодня за Божественной литургией и вечерней евангельское чтение о великой миссии, которую совершал Иоанн Предтеча накануне Крещения Господня, - сказал владыка. - Он вышел на проповедь не в израильских городах, а на Иорданскую долину. Там ходил от Мертвого до Галилейского моря, проповедуя приближение Царствия Божиего и призывая людей к покаянию. В то время в израильском народе было искаженное понимание о Мессии. Народ ждал того, кто принесет освобождение от римского ига. А Иоанн Предтеча говорил, что заблуждаются они - Мессия придет и избавит всех от греховного плена. Иоанн не мог проповедовать высокие духовные истины, потому что народ этого не понимал. Но люди осознавали, что такое Царство Небесное, когда Иоанн говорил, что оно приблизится. Царство приблизилось, и Царь пришел. После таких слов Предтечи люди вспоминали, что в древности им говорили о Царе - когда Он придет, воскреснут все мертвые. Он устроит Суд, даст величие народу израильскому. Это будет великий народ, который станет править миром. Такое было у них представление о Царе и Царстве. Иоанн говорил им о могуществе Царя и о том, что прежде Суда они должны исправиться. В чем и для чего исправиться, он им сказал, ведь Судия будет праведный: " Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь " (Мф. 3:10). Иоанн Креститель обращался как бы к израильскому народу, но ведь это относится и к нам. Если мы не будем плодов приносить, то почему Господь будет терпеть нас долго на земле? Он будет срубать нас под корень, чтобы не засоряли землю. Иоанн призвал ко спасению души и говорил, что Господь всех просеет. Мир - это гумно Божие. И все мы - либо плевелы на гумне, либо пшеница. " Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым " (Мф. 3:12). Пока у нас еще есть время, мы можем из плевел сделаться пшеницей, чтобы Он забрал нас в житницу " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Святой Иоанн Креститель. Мозаика храма св. Софии, Константинополь Когда Ирод послал воинов отсечь голову святому Иоанну Предтече , то, как сказано в Евангелии, «опечалился», поскольку знал, «что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Даже этому жестокому правителю было ясно, что человек этот является особо близким к Богу. «Друг Христов» – наверное, это словосочетание точнее всего отображает связь великого Пророка с Провозвещенным им Спасителем. В каком бы смысле мы не посмотрели – особая близость Предтечи с Господом сразу же бросается в глаза. К Иоанну на Иордан пришел Христос креститься, ему Он доверил возложить на Себя руку во исполнение Закона, его Мессия назвал «Ангелом Своим» и «б о льшим из рожденных женами» (Мф. 11:10-11). Сам Ирод, услышав о делах Спасителя, говорил в страхе: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых» (Мк. 6:14). Однако есть в истории святого Иоанна Предтечи нечто для нас не совсем понятное. Мы знаем, что верных друзей всегда стараются беречь, их ценят, готовы многое отдать, чтоб быть с ними рядом, не терять их. А в отношениях Спасителя и Предтечи эта близость и особая дружба выглядят несколько иначе. Если присмотреться к евангельскому повествованию, то можно заметить, как Господь и святой Иоанн все время словно соблюдают некоторую дистанцию. Порой кажется даже, что между ними не было полного понимания: на Иордане «Иоанн удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя , и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Когда Иисус с учениками Своими пришел «в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил», то «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима» (Ин. 3:22-23), не соединяясь со Спасителем. Кажется, будто они жили в параллельных мирах, которые лишь изредка соприкасались. Более того, когда Господь услышал о заключении Предтечи, то не поспешил на помощь другу, не поддержал его, но «удалился в Галилею» (Мф.4:12). Эту непонятную отдаленность Спасителя и Его Предтечи замечали даже их ученики, иногда противопоставляя их и соперничая между собою, как об этом повествует евангелист Матфей: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14). И в другом месте уже евангелист Иоанн Богослов передает обращенную к Иоанну речь его учеников: «Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3:26). Наконец, сам Предтеча поражает нас, когда, «призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Лк. 7:19).

http://pravoslavie.ru/71247.html

Господи! Господи, слава Твоему долготерпению! Слава милосердию Твоему к нам, Господи! В последнюю мировую войну в одном концентрационном лагере был такой разговор. Пленный еврейского происхождения с горечью говорил своему другу, русскому: – Наш народ страдает за Сына Марии. – А наш народ, – ответил русский, – страдает за Христа-Мессию. – Наши отцы отвергли Его, – сказал человек еврейского происхождения. – А наши отцы приняли, – сказал русский, – но мы – дети их – от неразумения отвергаем Его… Вот где они, парадоксы истории печальной… непостижимости Божией. СВЯТОЙ ВЕЛИКИЙ ИОАНН, ПРЕДТЕЧА ГОСПОДЕНЬ Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу прямыми сделайте стези Ему ( Мф. 1:3 ). Последним и самым славным пророком из ветхозаветного периода является Иоанн Креститель. Он встретил лицом к лицу долгожданного Мессию-Христа, беседовал с Ним и даже крестил Его в водах иорданских. Но какой нужен был суровый подвиг Иоанну Крестителю, чтобы встретиться с Христом? С отроческих лет и до годов зрелости святой Иоанн был в безлюдной пустыне. Он жил в жгучей заиорданской местности, среди раскаленных солнцем камней и среди диких зверей. Целых тридцать долгих лет святой Иоанн готовился к своему великому пророческому подвигу. Питался он самой скудной пищей и носил пустынную одежду из шкур зверей. Его пламенная речь на берегу Иордана также не обошлась без обличения. – Порождения ехиднины! – говорил святой Иоанн Предтеча начальникам, фарисеям, саддукеям. – Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния! Уже и секира при корне дерева лежит, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:7–10 ). Стыдно было священникам и старцам слышать эти обличения. Но они притворно молчали и не делали зла Иоанну, потому что боялись народа. – Я крещу вас водой, но Идущий за мною сильнее меня: я недостоин понести обувь Его ( Мф. 3:11 ). Так ясно, так ощутимо говорил святой Иоанн о Христе, что народ плакал от радости, а фарисеи содрогались от страха, но все же многие из них крестились от Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

И Захария, отец его, исполнился Духа Святаго и стал пророчествовать, говоря: “Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил ему избавление. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа, приготовить пути Ему”. Младенец же возрастал и укреплялся духом и был в пустыне до дня явления своего Израилю (см.: Лк.1:8-25, 57-80 ). Вот ч!удная история рождения и возрастания святого человека Божия. Святой Иоанн был пророком Божиим, Предтечей и Крестителем Спасителя нашего Иисуса Христа. И эти достоинства так велики, что он по праву почитается одним из величайших святых в Церкви Божией, ибо из рожденных женами нет никого, кто бы был более его. Рассмотрим же поподробнее, почему он больше всех. Прежде всего святой Иоанн был не только святым мужем и Пророком, но и, как уже сказано, Предтечей и Крестителем Господним. Эта особенность весьма много отличает его от других ветхозаветных Пророков и возвышает над ними. Другие Пророки видели пришествие Христово только издалека и в тени, а потому и говорили о нем неясно, в символах и гаданиях, и умерли все, не удостоившись узреть предсказанного ими Мессию. Святой же Иоанн Креститель видел Его и беседовал с Ним лицом к лицу, а потому не предсказывал только, но и утвердительно свидетельствовал о явлении Его и даже сподобился чести совершить над Ним Крещение, а через это как бы посвятить Его на великое служение человеческому роду. Таким образом, он был больше пророка: он был земной Ангел Божий, которого Отец Небесный послал пред возлюбленным Своим Сыном приготовить путь Ему (см.: Ис.40:3-5 ; Мал.3:1 ; Лк.3:4-6 ). Он был друг Сына Божия, которому было поручено возвестить людям о пришествии обетованного Мессии и приготовить их к принятию Его. Такой великой чести не имел ни один Пророк, и это поставляет его выше всех рожденных женами. Но Иоанн Креститель был велик не по одному только необычайному служению своему, но и по своему личному характеру и самой жизни. Святые Евангелисты говорят о нем, что он вел такую строгую и святую жизнь, так пламенно любил правду и с таким самоотвержением возвещал ее людям, а вместе с тем был так скромен и смирен сердцем, что и в этом отношении его надо признать одним из величайших угодников Божиих. По свидетельству Евангелистов, святой Иоанн с самого детства пребывал в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, ел акриды и дикий мед, но и этой пищи употреблял очень мало, так что о нем говорили, что он  не ест и не пьет  (ср.: Мф.11:18 ). С такой изумительной строгостью жизни он соединял еще большую чистоту нравов, так что весь народ иудейский признавал его за великого праведника, а некоторые даже думали, не Христос ли он. Другого подобного мужа не представляет история: все Пророки, хотя и вели жизнь святую и воздержную, но не столь строгую, как Иоанн Креститель.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

После сего Он пошел с ними в Назарет и оказывал им повиновение. По мере возрастания, постепенно раскрывались Его дивные духовные дарования. Яснее и яснее для внимательных открывалась особенная к Нему любовь Божия; вместе с тем более и более усиливалась любовь к Нему со стороны добрых людей. К концу тридцатилетней жизни Господа Иисуса явился на берегу реки Иордана великий Пророк и Предтеча Господень, Иоанн. § 11. Проповедь Иоанна Крестителя. (Мф. 3, 1–12; Марк. 1, 1–8; Лук. 3, 1–18). (29-й и 30-й годы по P. X). Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора к холм да понизятся, кривизны выпрямятся в неровные пути сделаются гладкими. И узрит всякая плоть спасение Божие ( Ис. 40, 3–5 ; Лук. 3, 4–6 ). Иоанн, Предтеча Господень, в ранних летах лишился своих родителей и, по примеру пророка Илии, удалился в пустыню. Здесь он проводил жизнь, как самый строгий подвижник: одежду носил из грубого верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным ремнем. Пищей его были акриды (род саранчи) и дикий мед. В совершенном уединении, постом и молитвою он приготовлялся к своему служению, и долгое время жизнь этого великого человека была неизвестна миру. Но вот, Святой Дух вызвал Иоанна из уединения и повелел ему проповедовать на берегах Иордана. Более четырехсот лет не было у иудеев пророка. Можно представить, какое впечатление должно было произвести внезапное появление величайшего из пророков. Иоанн возвестил народу о близком пришествии Спасителя и требовал от него покаяния и исправления жизни, чтобы достойно встретить Господа: покайтесь, ибо приблизилось царствие Божие. Весьма многие из окрестных городов и иерусалимляне приходили к Иоанну. Громовая проповедь его потрясала сердца: многие искренно каялись в своих грехах и крестились от него в реке Иордане, но некоторые из иудеев, именно фарисеи и саддукеи, принимали крещение более по примеру других, в ожидании благ от Мессии, а грехов своих не сознавали. Тогда Иоанн строго обличил их: „порождения ехиднины! (т. е. лукавые, злые люди) кто внушил вам бежать от грядущего гнева? Сотворите плод, достойный покаяния 12 , и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму“. При этом Иоанн угрожал им гневом Господним. «Вот, говорил он, уже и секира (топор) при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». В то же время Иоанн учил евреев, чем можно отклонить действие суда Божия и показать свое исправление; это – во-первых, делами милосердия; во вторых, строгим исполнением тех обязанностей, какие налагает на каждого его звание. «Что нам должно делать?» спрашивали Иоанна иудеи. «У кого две одежды, одну отдай неимущему; у кого есть пища, делай тоже». Мытарям 13 на такой же вопрос он ответил: «(собирая подати) не требуйте ни от кого более определенного вам». Воинам сказал: «никого не обижайте, не клевещите и будьте довольны своим жалованием».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

С другой стороны, давая такой вопрос, они хотели искусить Иисуса Христа, – уловить Его в слове, т.е. если Он скажет, что распоряжается в храме и творит чудеса властью от Бога, как Сын Божий, то публично, при народе, обвинить Его в Богохульстве – в присвоении божеского достоинства и власти; а если скажет: Своей собственной властью, то оклеветать Его пред римским правительством, как возмутителя и человека, самовольно действующего (Феоф.). Все это было обдумано врагами Господа хитро и в тоже время благовидно. Что же ответил Господь на предложенный Ему вопрос? Он не ответил прямо на вопрос своих врагов, давая им тем разуметь, что они предлагают Ему вопрос с коварством и что если бы, действительно, нелицемерно они хотели знать о Его власти, то давно бы уже могли знать; но с Своей стороны предложил самим вопрошавшим подобный же, затруднительный вопрос относительно своего Предтечи Иоанна. Мк.11:29 . Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Мк.11:30 . Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Словом крещение здесь Господь называет все дело служения Иоанна, как пророка, учителя и Своего Предтечи: так как Иоанн тех, которые принимали его крестил в Иордане, где крестил и Самого Иисуса Христа. С небес – от Бога, или от человек, т.е. Бог ли послал Иоанна на служение или он самовольно начал оное? И Христос предложил такой вопрос для того, чтобы изобличить лукавство вопрошавших: этот вопрос был самый близкий к делу и в то же время прямо вел к посрамлению вопрошавших. Они могли знать, какой властью Он действует, но не хотели; дело Господа и Иоанново было одно и то же – Иоанн начал, Господь продолжал дело; следовательно, если Иоанн послан от Бога, как не могли не признавать и сами первосвященники и старейшины, то от Бога же и Он – Христос. Тем более могли знать это, что Иоанн говорил всем об Иисусе Христе, что Он Агнец Божий, вземлющий грехи мира, что Он грядущий свыше, сущий над всеми, Сын Божий, у Которого Иоанн недостоин быть последним слугой ( Ин.1:27–29, 3:31 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Фрагмент иконы святого Иоанна Предтечи, предстоящего Господу Иоанн, будучи духовно сильнее всех окружающих его смертных людей, вдруг узнает во Христе Сильнейшего себя. И прежде нежели увидеть Его, Иоанн уже ведал, что Он пришел на землю и находится среди людей. «Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин. 1:26). Однако только встав с Ним лицем к лицу, Иоанн познал Его и указал на Него перстом людям: вот Агнец Божий. Узрев Его, святой Иоанн мог подумать, что его роль как Предтечи завершена, и сказать, как некогда праведный Симеон: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2:29); или как он сам скажет позднее, в другом случае: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Но нет; вместо того, о чем думает Иоанн и чего он ожидает, Христос ставит пред ним неожиданную задачу. Присоединившись к грешным людям, безгрешный Христос требует от Иоанна, чтобы последний сделал с Ним то же, что и с другими, то есть крестил Его в реке, как и прочих. Возражения Иоанна совершенно понятны смертным людям. Ах, страшно, братия, ввести в воду Чистейшего воды! Страшно-престрашно творению опустить руку свою на главу Творца. Как дерзнет человек из праха и пепла возложить руку на Того, для Кого херувимы – подножие ног Его! Но Христос быстро заканчивает разговор с Иоанном кратким, но решительным высказыванием: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допускает Его. Этим Господь хочет сказать: «Оставь теперь слова о Моем и твоем достоинстве и о том, кто из нас двоих больший и сильнейший. День сей не для того предопределен, но для иного. Придет время, когда явится и то, о чем говоришь ты. Мы не можем научить людей ничему, чего прежде не исполнили сами. Иначе кто нам поверит? И чем иначе мы отличались бы от законников и книжников иерусалимских, кои учат, но не делают? Весь закон должны мы исполнить, дабы всему закону дать высший, духовный смысл и значение. И Мне надлежит сперва креститься водою, чтобы затем крестить Духом Святым и огнем. План спасения раскрывается самим своим воплощением. То, что тебе ныне не ясно, скоро станет ясно. Небеса отверзнутся и оправдают то, чего Я требую от тебя».

http://pravmir.ru/kreshhenie-hristovo-pr...

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи В словах учеников Иоанна слышится нескрываемое недовольство. Между тем в своем ответе Иоанн последовательно проводит ту же линию, что и в тех случаях, когда Иисус появлялся на берегах Иордана. Он ссылается на свое прежнее свидетельство об Иисусе и вновь подтверждает его. Более того, если принимать текст начиная со слов Приходящий свыше и есть выше всех как продолжение прямой речи Предтечи, то Иоанн здесь проявляет не просто осведомленность о том, что делает и чему учит Иисус. Он почти дословно воспроизводит основные темы учения Иисуса как они будут отражены в последующих главах Евангелия от Иоанна. Предтеча противопоставляет себя Иисусу, называя себя сущим от земли, а Его приходящим свыше или приходящим с небес. Он говорит о свидетельстве Иисуса, которое никто не принимает: по всей видимости, уже в этот начальный период служения Иисуса Его проповедь вызывала отторжение у иудеев. Наконец – и это самое главное – Предтеча излагает учение о единстве Сына с Отцом. И здесь он уже выступает не как ветхозаветный пророк, а как новозаветный богослов, возвещающий людям пришествие в мир Сына Божия. После ареста, находясь в темнице, Иоанн продолжал следить за деятельностью Иисуса. Евангелист Матфей приводит следующий случай: Деисус и святитель Николай. Икона. XI в. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне ( Мф. 11:2–6 ). Что означает этот рассказ? Можем ли мы предположить, что, находясь в темнице, Иоанн усомнился в мессианском достоинстве Иисуса? Может быть, ему в какой-то момент показалось, что он ошибся и Иисус не Тот, Кому он должен был уготовать путь? Такого проявления человеческой слабости в человеке, находившемся в тюрьме и ожидавшем смерти, исключить нельзя. В таком случае и слова Иисуса блажен, кто не соблазнится о Мне звучат как грозное предупреждение Иоанну:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А любовью истины он называет Христа: " за то " , – говорит, " что они не приняли любви истины " . Христос был и то и другое, и приходил ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истинное значение всего. " Но возлюбившие " , – говорит, – " неправду " . Антихрист придет на погибель человече­скую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в заме­шательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях – и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит (апостол), только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих. Об этом говорит Христос: " Илия должен придти прежде и устроить все " (Мф.17:11). Потому об Иоанне сказано, что он (предъидет пред Господом) " в духе и силе Илии " (Лук.1:17), так как он не творил ни знамений, как Илия, ни чудес. " Иоанн " , – сказано, – " не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно " (Ин10:41). Что же значат слова: " в духе и силе Илии " ? То, что (Иоанн) будет про­ходить то же самое служение. Как Иоанн был предтечею первого пришествия (Христа), так Илия будет предтечею вто­рого и славного Его пришествия, и блюдется для этого. Не будем поэтому бояться ничего: (апостол) встревожил умы слушателей, но не сделал того, чтобы они считали настоящее свое положение несчастным, напротив, показал, что за это надлежит бла­годарить (Бога). Потому и присовокупил: " Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через (в) освящении Духа и веру истине, избрал вас ко спасению " (ст. 13). Как избрал к спасению? Это объяснил (Апостол ), когда сказал: " через освящение Духа " , то есть, освятил вас духом и истинною верою, от чего и зависит наше спасение, а не от дел, ни от подвигов, но от истинной веры. Вот опять " в " (ν) употреблено вместо " через " (δι). " В освящение " , – гово­рит, – " Духа , к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Видите, скольких и каких великих даров делаемся мы участниками через крещение! Помните это и дорожите, крепко дорожите тем, что вы – народ крещенный, народ Божий и Христов и ведите себя достойно высокого звания христианского, живя в добродетели и удаляясь всякого греха. Итак, вот для чего крестился безгрешный Христос Иисус от Иоанна; вот какой и сколь великий дар дарован нам всем от Бога в крещении, и как мы должны им дорожить и сколь быть его достойными! Иоанн Креститель проповедовал приходившему народу крещение покаяния для прощения грехов, и народ исповедовал ему грехи свои. Отсюда, братия, ведет начало и наша покаянная исповедь. Иоанну от Бога повелено было принимать исповедь грешников. Священникам также от Господа Иисуса Христа дана власть исповедовать и разрешать кающихся грешников или связывать. Св. Евангелист Лука повествует, что Иоанн Предтеча строго, сильно-обличительно и резко говорил приходившему креститься от него народу: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что вот может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира, т. е. смертная секира, при корне дерев лежит (под корнем дерева разумеется жизнь человека): всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь 8 . От чего так строго и резко, хотя и с великою любовью, обличал Иоанн Предтеча народ и понуждал его к покаянию? Во-первых потому, что он сам был величайший праведник, крепко любил Бога и правду Божию и ненавидел неправду, ревнуя о правде; и во-вторых потому, что народ по своему глубокому нравственному растлению, по своей крайней неправде и беззаконию, имел нужду в строгом и резком слове, как зараженные антоновым огнем требуют прижигания и резания или и сечения. Здесь нужно заметить еще и то, что Иоанн был прозорливец и видел глубину сердец приходивших к нему людей, всю отвратительную неправду и лукавство их; а потому и не мог иначе говорить с неправедниками, как строго, чтобы устрашить их и страхом исправить; потому он не дорожил и происхождением их от Авраама, говоря, что всесильный Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму; и приводит им на память смертную секиру, готовую подсечь дни жизни, как посекаются бесплодные деревья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010